Как открыть государственное унитарное предприятие

Содержание
  1. Создание унитарного предприятия и его уставный фонд.
  2. Первичная консультация по телефону или при заказе обратного звонка «БЕСПЛАТНАЯ»
  3. Как создаются унитарные предприятия ?!
  4. Открываются унитарные компании в следующих ситуациях:
  5. Способы организации унитарных компаний.
  6. Что содержится в учредительных документах унитарной компании ?!
  7. Cоздание унитарных предприятий
  8. Как создать унитарное предприятие
  9. Имущественная ответственность по обязательствам
  10. Формирование уставного фонда
  11. Распределение прибыли
  12. Отчетность предприятия
  13. Ликвидация унитарного предприятия
  14. Создание унитарного предприятия и его уставный фонд
  15. Порядок создания унитарного предприятия
  16. Для чего создаются унитарные предприятия?
  17. Как оформляется решение о создании УП?
  18. Что должен содержать устав предприятия?
  19. Уставный фонд унитарного предприятия
  20. Операции с уставным фондом УП

Создание унитарного предприятия и его уставный фонд.

Первичная консультация по телефону или при заказе обратного звонка «БЕСПЛАТНАЯ»

Основной особенностью унитарного предприятия в соответствии с нормами гражданского законодательства Российской Федерации имеет имущество, в отношении которого не действует общепринятый правовой режим общества.

Унитарные и государственные предприятия являются неотъемлемой частью экономики Российской Федерации. Они работают, основываясь на принципах хозяйственного ведения или так называемого оперативного управления.

Как создаются унитарные предприятия ?!

Регулируются отношения между государством, гражданами и страной отношения в сфере унитарных предприятий нормами Гражданского кодекса России. Согласно нормам гражданского законодательства учредителем такой компании может выступать государство или же органы местного самоуправления.

На федеральном уровне учредителем является Правительство России, которое и является его непосредственным учредителем. Для чего вообще создаются такие компании ?! В первую очередь это основывается на общих принципах вмешательства государства в определенные экономические процессы.

Открываются унитарные компании в следующих ситуациях:

  • Когда на законодательном уровне требуется урегулирования имущества юридических лиц. Это происходит в тот момент, когда на имущество юридического лица наложен запрет;
  • При осуществлении определенных социальных целей. Например, это могут быть государственные аптечные сети, в которых гражданам предлагаются льготные лекарства;
  • При ведении научной деятельности. Это могут быть научно-исследовательские институты;
  • При необходимости создания и разработки продукции, изъятой из системы гражданского оборота. Это может быть оружие, вещи стратегического назначения.

По прямым указаниям унитарные предприятия создаются для выполнения тех или иных государственных функций. Классический пример такой компании – это почта России.

Способы организации унитарных компаний.

Общий порядок создания унитарных предприятий изложен в положениях Гражданского кодекса России. Учредителем компании выступает государство или орган региональной власти. На начальном этапе разрабатывается устав компании и назначается учредитель, после этого публикуются сведения об утверждении устава, затем доносится информация о непосредственном назначении руководителя.

Что содержится в учредительных документах унитарной компании ?!

  • Наименование организации, в том числе и в сокращенном виде;
  • Данные об учредителях и месте нахождения унитарного предприятия;
  • Сведения о деятельности, в которых указывается ее цель и вид;
  • Информационные данные о государственном органе, ставшим учредителем унитарной компании;
  • Наименование управленческого органа УП, которым может быть директор, руководитель, либо генеральный директор, а также процедура заключения с ним трудового договора;
  • Список фондов, которые могут функционировать внутри унитарного предприятия;
  • Информация о размере уставного капитала и уставного фонда.

Регистрация государственного или муниципального унитарного предприятия происходит на общих основаниях в налоговой инспекции.

Источник

Cоздание унитарных предприятий

Бородина Р. И., эксперт по бюджетному учету

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по созданию унитарных предприятий. Поговорим о порядке их образования и нюансах функционирования, а также остановимся на вопросах отражения в учете операций по их созданию.

Как создать унитарное предприятие

Учредителем муниципального унитарного предприятия является муниципальное образование. Об этом сказано в пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Решение об учреждении такого предприятия принимает уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов. Это решение должно определять цели и предмет деятельности унитарного предприятия.

От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления.

Муниципальные унитарные предприятия создаются в распорядительном порядке в случаях:

— необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое требуется для обеспечения безопасности Российской Федерации;

— необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;

— необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.

Читайте также:  Идеи для химического бизнеса

Порядок определения состава имущества, закрепляемого за муниципальным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, утверждения устава унитарного предприятия, заключения контракта с его руководителем, устанавливается органами местного самоуправления.

Согласно статье 12 Закона № 161-ФЗ, уставным фондом муниципального предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующий соблюдение интересов кредиторов такого предприятия. А из норм статьи 8 этого закона следует, что независимо от суммы взноса, характера, состояния передаваемого имущества и иных факторов для оценки имущества необходимо привлечь независимого оценщика.

Унитарное предприятие и его виды

Унитарное предприятие — это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия может принадлежать ему:

— на праве хозяйственного ведения (муниципальное предприятие);

— на праве оперативного управления (казенное предприятие).

Кроме того, имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Основным отличием унитарного предприятия от коммерческих организаций других организационно-правовых форм является то, что оно не наделено правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.

Отражение ситуации в учете

Создание муниципального предприятия органом местного самоуправления подлежит отражению в бюджетном учете в части вложений в уставный фонд унитарного предприятия на счете 204 02 000 «Акции и иные формы участия в капитале».

Проводки выглядят так:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Произведено вложение активов за счет средств бюджета в уставной капитал организации

«Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале»

«Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами по приобретению акций и иных форм участия в капитале»

Произведено вложение активов со счетов открытых учреждению в подразделениях расчетной сети ЦБ РФ в уставной капитал организации

«Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале»

«Выбытия денежных средств учреждения со счетов»

Произведено вложение средств в иностранной валюте в уставной капитал организации

«Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале»

«Выбытия денежных средств учреждения со счетов в иностранной валюте»

Вложены объекты основных средств в уставной капитал организации

«Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале»

«Уменьшение стоимости основных средств»

Вложены объекты нематериальных активов в уставной капитал организаций

«Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале»

«Уменьшение стоимости нематериальных активов»

Вложены объекты непроизведенных активов в уставной капитал организаций

«Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале»

«Уменьшение стоимости непроизведенные активов»

Вложены объекты материальных запасов в уставной капитал организаций

«Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале»

«Уменьшение стоимости материальных запасов»

Вложены нефинансовые активы на сумму разницы между стоимостью акций (иных форм участия в капитале) в соответствии с договором и балансовой (остаточной) стоимостью вложенного имущества (в части положительной разницы)

«Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале»

«Доходы от переоценки активов»

Вложены нефинансовые активы на сумму разницы между стоимостью акций (иных форм участия в капитале) в соответствии с договором и балансовой (остаточной) стоимостью(в части отрицательной разницы)

«Доходы от реализации активов»

«Уменьшение стоимости акций и иных форм участия в капитале»

Списана первоначальная стоимость реализованных акций (иных форма участия в капитале)

«Доходы от реализации активов»

«Уменьшение стоимости акций и иных форм участия в капитале»

Юридические аспекты деятельности предприятий

Создавая унитарное предприятие, важно знать о законодательных принципах его функционирования.

Ограничения на распоряжение имуществом

Унитарное предприятие не вправе совершать следующие операции с принадлежащим ему недвижимым имуществом (без согласия собственника):

— сдавать в аренду;

— вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества;

— распоряжаться иным способом.

Движимым и недвижимым имуществом предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия.

Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия соответствующего уполномоченного органа.

Обратите внимание: уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых невозможно без согласия собственника имущества такого предприятия.

Имущественная ответственность по обязательствам

В отношении муниципальных унитарных предприятий законодательством предусмотрена полная и самостоятельная имущественная ответственность по своим обязательствам. Такое предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества.

Читайте также:  Начать свой бизнес с 2000 долларов

В свою очередь собственник не несет ответственность по обязательствам муниципального предприятия, за исключением случаев, когда несостоятельность (банкротство) предприятия вызвана собственником его имущества. В таких случаях на собственника при недостаточности имущества муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Имейте в виду, на казенные предприятия не распространяется законодательство о несостоятельности (банкротстве).

Формирование уставного фонда

Для муниципальных предприятий размер уставного фонда должен составлять не менее 1000 минимальных размеров оплаты труда. Кроме того, уставный фонд такого предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации.

Уставный фонд считается сформированным с момента зачисления соответствующих денежных сумм на открываемый в этих целях банковский счет и (или) передачи в установленном порядке муниципальному предприятию иного имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения.

А вот в казенном предприятии уставный фонд не формируется.

Распределение прибыли

Собственник имущества муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия. Оно должно ежегодно перечислять в бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей. Причем в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются органом мест-ного самоуправления.

А вот порядок распределения доходов казенного предприятия определяется органом местного самоуправления.

Отчетность предприятия

Бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором. Контроль деятельности унитарного предприятия производится органом, осуществляющим полномочия собственника, и другими уполномоченными органами. Унитарное предприятие по окончании отчетного периода представляет уполномоченным органам местного самоуправления бухгалтерскую отчетность и иные документы в соответствии с утвержденным в установленном порядке перечнем.

Ликвидация унитарного предприятия

Унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению собственника его имущества либо по решению суда. В случае принятия решения о ликвидации унитарного предприятия собственник его имущества назначает ликвидационную комиссию. Остаток имущества, оставшийся после удовлетворения требований кредиторов, между работниками унитарного предприятия не распределяется, а подлежит передаче в бюджет (после завершения расчетов с кредиторами и составления второго ликвидационного баланса все оставшееся имущество передается собственнику — органу местного самоуправления).

Источник

Создание унитарного предприятия и его уставный фонд

Главной особенностью УП является закрепленное за ними имущество, в отношении которого не действует правовой режим собственности.

Государственные и муниципальные предприятия часто упоминаются в контексте деятельности публичных властей городов и регионов.

Главной особенностью таких организаций является закрепленное за ними имущество, в отношении которого не действует правовой режим собственности (действует право оперативного управления или хозяйственного ведения).

Как же создаются такие предприятия?

Порядок создания унитарного предприятия

Базовые нормы, регулирующие порядок учреждения муниципальных и государственных унитарных предприятий, изложены в ст. 114 ГК. Они конкретизированы в главе 2 закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Кто принимает решение об учреждении МУПа или ГУПа?

Согласно ст. 8 закона, учредителем унитарного предприятия может выступать государство (РФ или регион) и муниципалитет. Когда речь идет об учреждении такой организации, то или иное публичное образование представляет определенный государственный или местный орган.

На федеральном уровне им по умолчанию является Правительство.

Учредителем может выступить и другой государственный, в том числе региональный, или муниципальный орган, но у него должны быть соответствующие правомочия.

Обычно они указываются в положении, который регулирует его статус, либо наделение происходит специальным актом (постановление или другой документ).

Для чего создаются унитарные предприятия?

Учреждение таких организаций является одним из проявлений государственного вмешательства в экономику. Неконтролируемое повсеместное их открытие, с учетом возможностей публичных властей в сфере контроля надзора, теоретически может привести к ликвидации частного сектора экономики. По этой причине, закон предусматривает цели учреждения государственного или муниципального унитарного предприятия.

Они могут открываться в следующих случаях:

  • Когда необходимо управление и использование имущества, на передачу которого в частные руки наложен запрет. В качестве одного из примера законодатель приводит предметы, требующиеся, чтобы обеспечить государственную безопасность.
  • Когда преследуются социальные цели. В основном это связано с необходимостью обеспечить минимально возможные цены на значимые товары. Примером могут послужить многочисленные государственные или муниципальные аптеки. Также допускается учреждение организаций, осуществляющих интервенции закупочного или продажного характера для поддержания на продовольственном рынке определенного ценового баланса.
  • Когда научная деятельность осуществляется в сферах, обеспечивающих безопасность государства.
  • При необходимости изготовления изъятой или ограниченной в гражданском обороте продукции.
  • Когда цели связаны с производством продукции, связанной с обеспечением госбезопасности.
  • При прямом указании специально принятого федерального закона на возможность выполнения тех или иных функций исключительно ГУПами. Примером служит «Почта России», осуществляющая деятельность на основании отдельного законодательного акта.
Читайте также:  Как открыть компанию управляющую компанию финансы

Как оформляется решение о создании УП?

Общий порядок, согласно которому оформляется решение, изложен в ст. 50.1 ГК. Однако такие организации отличаются рядом особенностей.

При учреждении муниципального или государственного унитарного предприятия принимает участие единственный орган.

Возможно разное именование такого документа (постановление, решение и иные акты). Он должен содержать указание на нормативно-правовую основу деятельности учредителя (документ, дающий право создавать МУП или ГУП).

Остальные требования носят стандартный характер:

  • Решение вопроса об утверждении устава, либо использовании его типового варианта, утвержденного органом госвласти.
  • Сведения об уставном фонде, включая размер, срок, а также способ его формирования.
  • Информация о назначении руководителя.

Что должен содержать устав предприятия?

Требования к учредительному документу УП изложены в ст. 9 закона. Он должен включать следующие положения:

  • фирменное наименование в полном и сокращенном виде;
  • данные о месте нахождения (населенный пункт);
  • сведения о деятельности, включая предмет, виды и цели;
  • информацию об органе власти, который осуществляет права собственности в отношении передаваемого в уставный фонд имущества;
  • наименование управленческого органа УП, которым может быть директор, руководитель, либо генеральный директор, а также процедура заключения с ним трудового договора;
  • список формируемых внутри предприятия фондов, включающий размер и процедуру использования;
  • информацию о размере уставного фонда, его источниках и порядке передачи в него имущества;
  • о направлениях, по которым будет использоваться прибыль организации;
  • Другие, специально предусмотренные законом требования.

Регистрация государственного или муниципального унитарного предприятия происходит на общих основаниях в налоговой инспекции.

Уставный фонд унитарного предприятия

Вопросы формирования и использования уставного фонда УП урегулированы в ст. 114 ГК и в главе 3 закона.

Формирование уставного фонда УП

Согласно с. 12 закона, уставный фонд унитарного предприятия может быть создан путем передачи денежных средств, ценных бумаг, вещей, а также других объектов гражданских прав, обладающих денежной оценкой.

Минимальный размер этого фонда составляет 500 тыс. руб. Однако на дату регистрации в него может быть внесено от 100 тыс. руб. При этом, оставшаяся часть должна быть передана в 3-месячный срок после госрегистрации. К факту передачи приравнивается зачисление необходимой суммы на банковский счет организации.

Операции с уставным фондом УП

Закон допускает как увеличение уставного фонда унитарного предприятия, так и его уменьшение. Эти процедуры возможны с учетом установленных законом ограничений.

Увеличение

Порядок увеличения уставного фонда определен в ст. 14 закона. Это возможно при выполнении следующих условий:

  • На момент принятия такого решения, уставный фонд должен быть сформирован в полном объеме, в соответствии с учредительным документом.
  • Источником увеличения служит либо полученная предприятием прибыль, либо дополнительная передача имущества учредителем.
  • Решение может быть принято исключительно по итогам содержимого бухгалтерской отчетности за прошедший финансовый год.
  • Размер, с учетом увеличения, не может превышать размер чистых активов организации.
  • Решение, увеличивающее размер уставного фонда, должно одновременно предусматривать внесение соответствующих корректировок в учредительный документ.

Если в ходе процедуры соблюден указанный порядок, то изменения будут зарегистрированы налоговой инспекцией. При игнорировании любого из условий, в регистрации может быть отказано. Кроме того, это может стать основанием для судебного спора.

Уменьшение

Наряду с увеличением, возможно и уменьшение уставного фонда. Требования к процедуре изложены в ст. 15 закона:

  • Установлено ограничение, предполагающее невозможность уменьшить размер уставного фонда ниже его минимального размера (500 тыс. рублей)
  • Обязанность выполнить эти действия установлена в случае, если чистые активы предприятия станут меньше его уставного фонда.

Такая процедура призвана защитить интересы кредиторов. Игнорирование необходимых действий имеет определенные последствия. В этом случае, кредиторы вправе предъявить требования досрочно, включая возмещение причиненных убытков.

Если уменьшение уставного фонда происходит, то предприятие обязано выполнить следующие действия:

  • в 30-дневный срок с момента принятия соответствующего решения разослать уведомления кредиторам об уменьшении уставного фонда и его новом размере;
  • в указанный период разместить сообщение о произошедших изменениях в «Вестнике государственной регистрации».

Без доказательств выполнения этих условий, государственная регистрация невозможна.

Кредиторы муниципального или государственного УП вправе предъявить требования о досрочном исполнении обязательств с возмещением убытков в 30-дневный срок с момента направления официального уведомления или публикации информации об уменьшении уставного фонда.

Источник

Оцените статью