- Бизнес-идея: прокат авто
- Концепция бизнеса
- Что потребуется для реализации?
- Пошаговая инструкция запуска
- Финансовые расчеты
- Стартовый капитал
- Ежемесячные расходы
- Сколько можно заработать?
- Риски
- Прокат автомобилей как бизнес
- Субъективный взгляд
- Правда жизни: статистика рынка аренды автомобилей
- Автопрокат как бизнес с моей точки зрения
- Правовые вопросы
- Организационная форма
- Налогообложение
- Организационные проблемы
- Выбор автомобиля
- Тонкости ведения бизнеса
Бизнес-идея: прокат авто
Вложения: от 2,7 млн рублей
Окупаемость: от 3 лет
Иметь собственную машину – дело отличное, но не каждый может купить автомобиль. На фоне такой ситуации стали появляться организации, предоставляющие автомобили в аренду на некоторый период. Благодаря данной услуге человек может почувствовать себя водителем, не зависящим от общественного транспорта. Сфера проката авто только набирает большие обороты, но уже есть мастодонты, что предлагают человеку машины бизнес-класса. Все они начинали с небольшого автопарка. По их схеме можно начать с пары автомобилей и выстроить отличный бизнес, который будет приносить приличные деньги.
Концепция бизнеса
Прокат авто – это сдача собственных машин в аренду людям, которые нуждаются в этом. Но не все так прозрачно на первый взгляд. Ведь водитель может попасть в аварию, довести машину до поломки или вообще угнать. Поэтому необходимо создать для клиентов все условия пользования автомобилем и максимально обезопасить себя от нештатных ситуаций. В сухом остатке бизнес выстраивается из нескольких составляющих:
- покупка автомобилей;
- вопросы с безопасностью, удобством пользования машинами;
- задача привлечения клиентов;
- техническое обслуживание машин.
Такой бизнес очень распространен за рубежом, до нас все доходит с временной задержкой. Поэтому можно смотреть на результаты предпринимателей Европы, Америки, ближнего Востока.
Доходность в данном бизнесе высокая, и есть потенциал к росту компании. Но сейчас занять рынок больших городов (Москва, Санкт-Петербург) трудно. Нужно обратить внимание на чуть мелкие, именно там развитие проката авто дает максимальный результат, а взять Москву успеет каждый.
Клиентами чаще всего являются люди старше 21 года, потому что доверить транспортное средство более молодым опасно. Целевая аудитория ограничивается рамками от 25 до 50 лет, человек в этом возрасте уже обеспечен, может себе позволить арендовать машину. Большую часть клиентов составляют туристы, которым нужен автомобиль для осмотра достопримечательностей города.
Что потребуется для реализации?
Для старта необходимо обладать хорошим стратегическим мышлением, смотреть наперед, делать примерные прогнозы. Не получится достичь результата, не обладая знанием автомобильного рынка. Поэтому нужно делать доскональный анализ авто при выборе, провести исследование клиентской структуры. Кто будет пользоваться услугой? Какую цену люди готовы платить? Это все предстартовый этап.
Углубляясь в нишу, приходит понимание, что нужно выстраивать партнерские отношения со страховыми компаниями, с заправочными станциями, организациями, продающими автомобили, и прочими. Если есть партнеры среди таковых, то строить бизнес будет намного проще.
Пошаговая инструкция запуска
Плановые действия всегда несли только пользу, так получится сократить расходы на необязательные траты, значительно отсрочить седину волос. Чтобы запустить прокат авто, нужно делать все в данном порядке:
- Легализация бизнеса. В данной нише необходимо взаимодействовать с государственными организациями, поэтому обойтись без разрешения на ведение предпринимательской деятельности не выйдет. ООО подразумевает более масштабный бизнес, чем ИП, лучше регистрировать свою фирму под эгидой ООО.
- Поиск автомобилей. Начальный автопарк должен состоять как минимум из 10 машин разного класса. Придерживаясь разной ценовой политики, получится охватить более масштабную целевую аудиторию, которая будет пользоваться и бюджетными авто, и машинами более высокого качества. Чтобы запуститься, достаточно найти подержанные автомобили в хорошем состоянии. Часто предприниматели обращаются к автодилерам, пользуются услугой лизинга. Это более выгодный вариант. Но вариант с покупкой машин в свое владение гораздо проще, так можно менять автопарк каждые 2-3 года, продавая старые аппараты либо на запчасти, либо следующим владельцам. Необходимо помнить, что чем в лучшем состоянии будет находиться транспорт, тем меньше головной боли он принесет и прослужит дольше. Отечественные автомобили (Lada Vesta) стоят сегодня дорого, начинать стоит с Hyundai Solaris, Renault Logan, Daewoo Nexia.
- Решение вопросов с техосмотром, страховкой. Важно своевременно проводить все необходимые процедуры с автомобилями. Чтобы мороки было меньше, нужны партнеры в страховых компаниях, в районном ГИБДД. Все договоры заключаются на законном уровне. Заручившись поддержкой местных властей, можно пойти далеко. В России сегодня активно ведется работа в данном направлении, потому что задача – сделать жизнь граждан более удобной, комфортной.
- Персонал. Для поддержания бизнеса проката авто нужна большая команда, куда будут входить:
Должность | Функции |
Администратор | Координация действий команды, создание отчетов, проведение анализа работы. |
Бухгалтер | Работа над всеми финансовыми потоками компании. |
3 менеджера | Работа с клиентами, заключение договоров, распространение информации о компании, маркетинг, реклама. |
2 Техника | Проведение периодического осмотра автомобилей, ремонт авто. |
- Поиск офиса, боксов для автомобилей. Рабочее помещение на старте будет составлять 60 – 80 квадратных метров. На этой площади будет трудиться вся команда. Нужно найти пару боксов для машин, где будет осуществляться ремонт. Гаражи не нужны, так как машины будут постоянно находиться во владении клиентов, либо на стоянках.
- Покупка оборудования. Помимо транспортных средств, нужно приобрести офисную мебель, компьютеры, принтеры, бытовые принадлежности для персонала. Также каждый автомобиль должен быть оснащен GPS-маячками, чтобы можно было отследить его местоположение, навигаторами и сигнализациями.
- Реклама. Давать информацию о подобной услуге проще всего в интернете, именно оттуда приходит большая часть клиентов. Также стоит продумать систему лояльности: скидки на заправку авто (нужны партнеры в лице заправочных станций), накопительные бонусы и т.д.
Финансовые расчеты
Стартовый капитал
Затраты на стадии запуска выглядят следующим образом:
- покупка автомобилей – от 2,5 млн р.;
- аренда офиса, ремонт – 100 тыс. р.;
- покупка оборудования в офис – от 100 тыс. р.;
- затраты на документацию, юридические услуги – 50 тыс. р.
2,7 млн рублей является отправной точной в бизнес проката автомобилей.
Ежемесячные расходы
Каждый месяц нужно будет тратить на:
- зарплату сотрудникам – 240 тыс. р.;
- уплату налогов – 20 тыс. р.;
- обслуживание автопарка – от 30 тыс. р.;
- реклама – от 20 тыс. р.;
- возможные незапланированные траты – 10 тыс. р.
Итого выходит сумма в 320 000 рублей.
Сколько можно заработать?
Прогнозировать стоит исходя из целевой аудитории и имеющихся автомобилей в автопарке. Суточная аренда обычного автомобиля стоит 1 000 рублей. Машина более высокого класса может стоить 2 500-5 000 рублей в сутки. Стандартное ограничение на пробег выставляется 200 км. Все, что выше, человек оплачивает дополнительно. Итого автопарк может генерировать выручку в 400 тыс. рублей очень легко, из которых 80 000 будет являться чистой прибылью. При таких цифрах можно судить об окупаемости только за 3 года, если стратегия была выстроена правильно.
Риски
В нише аренды транспорта существуют большие риски, автомобиль могут угнать, тогда проблемы возникнут очень большие. Либо может быть нанесен непоправимый ущерб, тогда потребуется его замена, а это лишние непредусмотренные траты. Также очень трудно соперничать с конкурентами, что занимают большую часть рынка.
Можно сделать вывод, что сфера проката авто очень сложна, существует много нюансов. Люди только начинают понимать, что есть такая услуга на рынке. Существуют большие затраты на бизнес в целом и долгая окупаемость, что может стать отталкивающим фактором для начинающих предпринимателей. Многие могут просто не справиться с большой нагрузкой, ведь нужно держать в голове кучу данных (машины, договора с партнерами, страховки, техосмотры).
Источник
Прокат автомобилей как бизнес
Инструкция от владельца пункта проката автомобилей Стариковой Натальей
Прокат автомобилей – это бизнес по предоставлению транспортных средств во временное пользование.
Субъективный взгляд
До того, как заняться автопрокатом, мы с мужем много лет сами пользовались услугами сдачи машин в аренду. Будь то Москва, в которой мы жили одно время, снимая квартиру, Санкт-Петербург, черноморское побережье, где наличие четырех колес делает отдых значительно интереснее и разнообразнее, или мой родной город, куда мы периодически летаем в гости.
Общаясь со сдававшими нам автомобили людьми, мы постепенно проникались желанием заняться этим видом бизнеса, тем более что информация, которой они делились, позволяла избежать ошибок многих начинающих автопрокатчиков. Возможно, идея о собственном пункте сдачи машин в аренду, так и осталась бы в планах, если бы не стечение обстоятельств.
Декрет, ипотека и автокредит прекрасны по отдельности, ведь они означают семью, отдельную квартиру и новый автомобиль. Но все вместе эти три явления становятся очень тяжелым бременем, которое целиком падает на мужские плечи. Незадолго до того, как я прекратила работать, мы купили мне машину, платить за которую предстояло в течение трех лет.
Как-то раз, посчитав, сколько денег остается после выплаты всех взносов, я сделала на коленке сайт о новом автопрокате в нашем городе и разместила несколько бесплатных объявлений на городских досках. Звонки пошли достаточно быстро. Естественно, звонившим я объясняла, что все машины в разгоне, а в наличии есть только одна. Большинство находили ее слишком дорогой, но были и те, кого все устраивало. Через месяц я подсчитала итоги, за 30 дней машина принесла полтора месячных платежа. Еще через месяц мы купили две подержанные бюджетные иномарки, и дело пошло.
Правда жизни: статистика рынка аренды автомобилей
Что представляет из себя рынок автопроката сегодня? Какие деньги там крутятся, и кто пользуется услугами аренды автомобилей?
Долгое время обнаружить достоверную информацию по этим вопросам было практически невозможно. После долгих поисков я нашла пресс-релиз крупного маркетингового агентства in FOLIO Research Group, специалисты которого в первой половине этого года исследовали рынок автопроката и опубликовали некоторые результаты.
Итак, в 2012 году в стране сдавалось в аренду 27 200 машин, из них 76% пришлось на Москву и Санкт-Петербург. Объем рынка составил 21,8 млрд руб.
Получается, что одна машина принесла своим владельцам в среднем 21 800 000 000 / 27 200 / 12 = 68 тыс. руб. в месяц. Учитывая, что сюда входят дорогие лимузины и иномарки бизнес-класса для корпоративных клиентов, цифра выглядит правдоподобной.
Доля частных лиц (которые брали машины не для торжественных мероприятий) среди клиентов пунктов аренды составила 16%. Получается, что за пределами двух столиц к услугам обычных потребителей официально предлагалось всего 27200 * (1-76%) * 16 % = 1044 машины! На всю Россию! На мой взгляд, это говорит об огромном потенциале рынка.
Что касается структуры спроса, то она выглядит следующим образом:
Статистика взята из «Российской Газеты». Опрос проводился три года назад, но за это время изменилось немного. Как и тогда, сегодня большинство клиентов обращаются в автопрокат, чтобы взять машину на замену, когда их собственный автомобиль находится в ремонте, либо старый продан, а новый еще не пришел.
Автопрокат как бизнес с моей точки зрения
Я считаю, что аренда машин – это прекрасная бизнес-идея.
- Во-первых, она не требует высоких вложений. Вы можете начать с пары машин и расширяться постепенно. А парк в 10 машин позволит иметь достаточный уровень благосостояния и заниматься исключительно любимыми делами. При отсутствии форс-мажорных обстоятельств вы вкладываетесь лишь один раз в саму покупку автомобиля. После этого остается своевременно проходить техосмотр и платить за страховку. А когда автомобиль отработает определенное количество ресурсов (через 2-3 года), вы сможете его продать (в худшем случае на запчасти, но они тоже стоят недешево).
- Во-вторых, она не требует больших временных затрат. Вы можете вести бизнес и параллельно трудиться на основной работе. В течение дня отвечаете на звонки, а после 18 часов достаточно лишь пару раз подъехать на стоянку, чтобы принять и сдать автомобили.
- В-третьих, она не требует уникальных личных качеств и профессиональных навыков. Вам не обязательно быть талантливым продавцом, обладать креативностью и особым умением убеждать. В наше время автомобиль – это предмет первой необходимости, поэтому услуга будет продавать себя сама.
Правовые вопросы
Организационная форма
Вы можете зарегистрироваться как ИП либо создать ООО. Для небольшого пункта автопроката, где один человек является и учредителем, и единственным работником, проще зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Сама регистрация в налоговой службе пройдет гораздо проще, впоследствии вам не придется вести бухгалтерский учет и соблюдать порядок ведения кассовых операций. Будучи ИП, вы можете свободно распоряжаться полученными деньгами.
Еще один момент связан с налогообложением. Вывести деньги, заработанные ООО, вы можете в качестве заработной платы себя как директора (тогда придется заплатить еще 13% НДФЛ) либо в качестве дивидендов (только раз в квартал, в этом случае ставка НДФЛ составит 9%). Код ОКВЭД выбираете 71.1 «Аренда легковых автомобилей».
Более подробную информацию о всех организационных шагах, которые необходимо сделать для открытия своего бизнеса, читайте в нашем материале как открыть свое дело. А статья что лучше открыть ИП или ООО поможет вам разобраться какая организационная форма лучше подойдет для выбранной вами деятельности.
Налогообложение
Услуги по прокату автомобилей позволяют выбрать один из трех специальных режимов налогообложения: УСН 6%, УСН 15% и патентной системы. Если вы приобретаете автомобили по договору купли-продажи, выгоднее платить налог по схеме 6% с дохода. Если автомобили взяты в лизинг, удобнее платить 15% с разницы между доходами и расходами, потому что лизинговые платежи уменьшают налоговую базу. Наконец, можно купить патент, его стоимость устанавливается в каждом регионе отдельно.
Я прописана в Москве, согласно закону города Москвы «О патентном налогообложении» потенциальный доход от предоставления услуг проката установлен в размере 900 тыс. руб. в год.
Стоимость патента составит 900 000 * 6 % = 54 000 руб. в год. Я показываю меньший доход, автомобилями владею по праву собственности, поэтому мне предпочтительнее платить 6% от суммы дохода.
Хотите узнать как сэкономить на ведение налогового учета? Предлагаем вашему вниманию обзор онлайн-сервиса «Мое дело», который позволяет предпринимателю самостоятельно вести всю бухгалтерию, не прибегая к профессиональных бухгалтеров, и при этом не тратя на это много сил и времени.
Организационные проблемы
Перейдем к самому важному – деталям. Как известно, именно в них прячется дьявол. Применительно к бизнесу это те, на первый взгляд, второстепенные вопросы, на которые порой не обращаешь внимание. Общение с менеджерами по продажам в автосалонах Trade-in, сотрудниками и владельцами пунктов автопрокатов, в которых я сама брала машины, показало, что как раз игнорирование этих «мелочей» обычно и приводит к краху деловых начинаний. И да, про это не пишут в заполонивших интернет статьях с примерами бизнес-планов, написанных людьми, которые не имеют ни малейшего понятия об особенностях функционирования фирмы того или иного профиля.
Сразу скажу: я пишу только о том, что знаю изнутри, то есть о деятельности небольшой фирмы, расположенной в благополучном городе районного значения в центральной России. Крупные столичные компании играют по своим правилам, которые мне известны исключительно теоретически.
Выбор автомобиля
Самое главное – это выбрать модели, из которых будет состоять костяк вашего автопарка. В решении этого вопроса следует ориентироваться на запросы клиентов. Люди, которые хотят взять у нас машину, делятся на три категории. Большая часть хочет просто «что-нибудь подешевле». Это понятно, учитывая, что месячная стоимость аренды самого дешевого автомобиля (с учетом всех скидок) примерно совпадает с размером средней заработной платы (согласно данных Госкомстата в апреле этого года она составила 29453 руб.).
Несколько меньшая часть желает «что-нибудь подешевле с автоматом». Как правило, это женщины и люди молодого возраста, которые ездили на механике только во время обучения. Учитывая, что сейчас разрешили сдавать экзамен на права сразу на машинах с автоматом, доля таких клиентов будет расти. Наконец, процентов 10 готовы взять любую машину независимо от цены. Это наиболее обеспеченная часть клиентуры, привыкшая ездить на хороших автомобилях.
Какие машины подобрать для каждой из этих групп клиентов?
Еще лет пять назад самый низкий ценовой сегмент был плотно оккупирован автомобилями отечественного производства. На московском рынке работали очень крупные игроки с парками, состоящими из сотен ВАЗовских машин. Эти компании могли себе позволить оказывать услуги по очень низким ценам. Мы сами порой брали в «Элекс-полюс» девятку по 700-800 руб./сутки, а классику можно было найти за 500-600 руб./сутки.
Сейчас покупать отечественные автомобили для прокатной фирмы невыгодно. Тарифы остались на прежнем уровне, зато цена авто выросла очень сильно. Подержанная Лада Гранта обойдется в полтора раза дороже Дэу Нексии того же года выпуска, но сдать ее вы сможете максимум за тысячу рублей (репутация Жигулей никуда не исчезла).
Поэтому костяк автопарка лучше составить из бюджетных иномарок. Обычно для этих целей закупаются Дэу Нексии, Шевроле Ланосы (сейчас это ЗАЗ Шанс) или Рено Логаны. На мой взгляд, оптимальной моделью является Дэу Нексия. В свое время мы несколько раз брали Ланос и остались очень недовольны прожорливостью этого автомобиля (в городе он «ел» до 14 л /100 км).
Рено Логан сейчас сильно подорожал, а «хрупкость» этого автомобиля делает его ненадежным. Буквально на днях в салоне слушала историю о купившем 15 новых Логанов человеке. Все его машины не протянули и года. Запомните: люди, которые берут бюджетную машину, не будут ее беречь. Нексия — это самая долговечная в условиях интенсивной эксплуатации машина.
Еще один момент. Машину лучше брать подержанную, в возрасте 2-3-х лет. Трехлетняя Нексия стоит почти в два раза дешевле новой (после окончания гарантийного срока автомобиль резко теряет в цене), а значит, окупится в два раза быстрее.
Из машин с автоматом лучше всего подойдут бюджетные корейцы. Трехлетний Хендай Акцент стоит в районе 300 тыс., во столько же обойдется ЗАЗ Шанс с автоматической коробкой.
Что касается автомобилей для дорогих клиентов, тут выбор остается за вами. Я считаю, что небольшому прокату бессмысленно покупать машину специально под эту категорию. Если звонит человек, который привык ездить на хороших авто и готов за это платить, то я предлагаю ему свою личную машину.
Тонкости ведения бизнеса
В этом разделе я расскажу о самых «проблемных» моментах функционирования автопроката. Итак, автомобили вы выбрали и купили, теперь их надо застраховать. И тут начинаются неожиданности. Если с ОСАГО проблем нет (обязательно ставьте в опциях «неограниченное число водителей»), то сделать КАСКО для прокатного автомобиля практически невозможно. Большинство крупных страховых компаний официально отказываются страховать автомобили, предназначенные для сдачи в аренду, а если и соглашаются, то тариф может достигать 40% рыночной стоимости машины.
Что же делать?
Выбирайте самый дешевый контракт. В этом году Верховный Суд России наконец-то защитил водителей от страховщиков и выдал постановление о том, что страховая компания обязана возместить стоимость угнанного автомобиля независимо от того, где находились документы на транспортное средство, и кто был допущен к управлению автомобилем в момент угона.
Обязательно установите в каждую машину систему слежения. Это прибор, который отслеживает все перемещения автомобиля и с определенной периодичностью пересылает информацию о его нахождении на ваш телефон. Стоимость такого аппарата составляет 5-10 тыс. руб. в зависимости от модели. Хорошо спрятанный маячок не только поможет быстро обнаружить автомобиль в случае угона, но и даст вам знать, если клиент нарушил территориальное ограничение и уехал, например, в другую область, что запрещено договором.
Где будут стоять автомобили?
Если общее количество автомобилей не превышает 10, и при этом как минимум половина из них находится в разъезде, лучше всего держать незанятые машины на открытой автостоянке у большого торгового или офисного центра. Хорошо, если она будет находиться возле железнодорожного и автовокзала, потому что многие клиенты приезжают из соседних городов. Еще один вариант – это аренда машиномест на платной перехватывающей парковке.
Следующий этап – реклама, о вашей фирме должны узнать люди. Сейчас принято считать, что лучший способ продвижения малого бизнеса – это создание рекламного сайта. Конечно, красивый сайт станет хорошим подспорьем, но в небольшом городе большинство людей (в том числе и мой муж) в случае необходимости первым делом смотрят раздел «услуги» в местной рекламной газете.
Подайте объявление в газету, которую каждую неделю разносят по почтовым ящикам, оплатите вип-объявление с фотографией в «Из рук в руки» (большинство новых клиентов приходят к нам оттуда) и на «Авито». Еще один эффективный способ продвижения – это регистрация во всевозможных местных «желтых страницах». По крайней мере, когда я забиваю в поисковике «прокат авто в городе N», первыми показываются городские отраслевые справочники.
Теперь, когда клиенты к вам пошли, необходимо принять меры по минимизации рисков. Для этого ответьте на несколько вопросов.
- Во-первых, будете ли вы сдавать машины жителям других областей? Многие прокаты отказываются обслуживать иногородних клиентов, мотивируя решение нежеланием впоследствии искать свою машину в отдаленных регионах. На мой взгляд, это опасение из серии «дую на воду». Я сама, приезжая к родителям или на отдых, беру автомобиль в аренду, для этого подобные сервисы и предназначены. Законопослушный человек будет придерживаться условий договора при любых условиях, а потенциального правонарушителя вопрос регистрации не остановит.
- Во-вторых, какой суточный лимит пробега вы установите? Стандартное ограничение – 200 км. Эта граница помогает отсеять таксистов, которые берут автомобиль, чтобы бомбить. Впрочем, об этом они обычно предупреждают сразу. Нужны ли вам такие клиенты? Если машина старая, а человек готов платить по повышенному тарифу, то почему бы и нет? Еще один нюанс – территориальное ограничение. По умолчанию машина эксплуатируется только в одном регионе. Если клиент сразу предупреждает, что ему нужно съездить в соседнюю область, то мы идем ему навстречу, не повышая расценок.
- В-третьих, будете ли вы сдавать автомобили молодым водителям, то есть лицам младше 21 года и с водительским стажем менее 3-х лет?
Последний вопрос связан с залогом. Обычно прокатная фирма, предоставляя автомобиль, удерживает с клиента определенную сумму (5-10 тыс. руб.), которая служит залогом на случай мелких повреждений по вине водителя и необходимости оплаты штрафов ГИБДД. Если клиент просит, мы соглашаемся предоставить машину без залога, повышая тариф на 20%.
Штрафы за нарушение правил дорожного движения – это отдельный разговор. У нас были клиенты, после которых за день приходило по три уведомления. Включите в договор пункт об обязанности арендатора уплатить штраф в течение 10 дней (иначе возникает обязательство по оплате неустойки в размере 300%).
При наличии договора по поводу штрафов можно вообще не волноваться. Административный кодекс гласит, что собственник транспортного средства не несет ответственности, если в момент совершения нарушения ПДД за рулем находилось другое лицо.
Источник