Бизнес план для покупки вагонов
Инвестиции в собственный подвижной состав для транспортной компании интересное направление вложения собственных денежных средств. Часто возникают споры об эффективности данного мероприятия и его целесообразности. Снимем же пелену неизвестности и расставим все точки над И.
Для транспортной компании наличие собственного подвижного состава позволяет:
1. Расширять собственную клиентскую базу и географию услуг;
2. Заключать долгосрочные договоры с крупными и средними производителями;
3. Увеличивать рыночную долю;
4. Осуществлять гибкое тарифообразование;
5. Активизировать работу филиалов по привлечению мелких и средних производителей;
6. Привлекать альтернативные грузы для погрузки: песок, известь, минеральный порошок, зола, глинозем;
7. Передавать вагоны в аренду заинтересованным предприятиям;
8. Развивать отдельные сегменты рынка перевозок (пример вклиниваться в трафик нефтепродуктов, химикатов и т.д.).
Ситуация на рынке собственников железнодорожного состава России такова, что среднерыночная цена предоставления для перевозки крытых вагонов и полувагонов колеблется от 60 до 80 долларов за сутки. Если брать специализированный состав, такой как хоппры-цементовозы, танк-контейнеры, то данная стоимость возрастает до 100 USD/сутки.
Как обычно, собственных средств для единовременного вложения в данный проект может быть недостаточно, поэтому на выбор можно прибегнуть к лизингу либо кредиту.
В чем преимущество лизинга над кредитом?
1) Одним из преимуществ лизинга является уменьшение налога на имущество за счет ускоренной амортизации. Возможно применение различных способов начисления амортизации, для этого целесообразно производить объединение основных фондов в группы, для каждой из которых можно применять определенный способ для начисления амортизации;
2) Затраты по выплатам лизинговых платежей относятся на себестоимость, поэтому тут можно избегать налогообложения в первые годы эксплуатирования вагонов, так как деятельность получается убыточной;
3) Большие платежи по кредиту.
В качестве примера денежных вложений рассмотрим приобретение крытого вагона компании ОАО «Алтайвагон», стоимость которого 82500 долл. США, лизинговые платежи в сторону ОАО «Алтайвагон» будут производится через банк ВТБ-лизинг.
Сравним условия по лизингу и кредиту:
1) Предложение «ВТБ-Банк» о предоставлении кредита на покупку крытых вагонов на 3 года, ставка по кредиту 8,95%.
2) Предложение «ВТБ-Лизинг» о предоставлении крытых вагонов в лизинг на 5 лет, ставка по лизингу 7%.
Подведем итог: Стоимость вагона – 82500 USD. По кредиту платим с учетом процентов – 94376,106 долл. Общая сумма платежей по лизингу – 96335.00 USD
Итак, мы выяснили во сколько нам обойдется один крытый вагон, перейдем к оценке эффективности приобретения крытых вагонов в кредит и в лизинг.
Вагон приносит нам в день прибыль 75 USD, возьмем коэффициент полезного использования вагонов в году равным 0,95 (347 дней), т.е. 374 дней мы будем в году эксплуатировать наш вагон.
Выручка получается: 75 USD* 374 дней = 28050 USD.
Чистой прибыли остается 19307,2 USD.
Через сколько вернуться наши инвестиции?
Определим срок возврата наших инвестиций или простой срок окупаемости инвестиций, достаточно поделить общие суммы платежей по кредиту и лизингу на годовую чистую прибыль:
– для кредита это 4.89 лет;
– для лизинга 4.99 лет.
Срок службы вагонов составляет 32 года, поэтому проект следует принять к реализации ввиду его экономической эффективности и высокой прибыльности.
Подводя итоги, можно сказать, что предприятию будет выгоднее приобрести крытый вагон в лизинг. Прежде всего, это связано с более низкими ежемесячными платежами по лизингу в сравнении с кредитом. В случае приобретение крытых вагонов в кредит предприятию необходимо будет ежемесячно финансировать оплату из собственных средств (в случае лизинга большая часть погашается прибылью от использования вагона). При покупке в кредит большого количества вагонов может подвергнуться риску финансовая состоятельность предприятия.
Необходимо обратить внимание на то, что приобретение собственного подвижного состава ведет к улучшению сервисного обслуживания, что является ключом к успеху для транспортной компании.
Описание проекта
Приглашается инвестор с финансовыми вложениями от 120 000 000,00 (сто двадцать млн. рублей) и более, порядок распределения долей: 25 (двадцать пять) процентов от уставного капитала за инициатором проекта (мной) 75 (семьдесят пять) процентов за инвестором.
Руководство бизнесом, его развитие и контроль будет осуществляться мной лично, как генеральным директором. Место нахождения компании г. Москва. Время на создание ООО, аренду офиса, приобретение и установку необходимого программного обеспечения и на сбор команды: профильные специалисты – бухгалтер (может быть со стороны инвестора), вагонник, диспетчер, собирается по первому моему требованию, от 1,5 до 2 месяцев.
Проект предполагает закупку железнодорожных б/у вагонов от 100 единиц (полувагоны, думпкары, универсальные платформы) с последующей сдачей в аренду или самостоятельной перевозкой грузов в данных вагонах. Закупка б/у вагонов производится ввиду значительной ценовой разницы между стоимостью б/у вагона и нового вагона и более быстрой окупаемости вагона б/у.
У закупаемых б/у вагонов оставшийся срок эксплуатации должен быть не менее 50% . Сроки эксплуатации вагонов: полувагон — 22 года, думпкар — 22 года, универсальная платформа — 32 года.
Возможные варианты инвестирования: лизинг, кредитование, собственные средства.
Проект подразумевает помимо основных инвестиций, расходы на содержание компании:
Аренда офиса: 50 000 руб./ месяц
Программное обеспечение: 15 000 руб./месяц
Услуги связи: 10 000 руб./месяц
Хоз расходы: 10 000 руб./месяц
Прочее: 8 000 руб./месяц
Заработная плата, включая все налоги:
Генеральный директор:182 000 руб./месяц
Главный бухгалтер: 78 000 руб./месяц
Вагонник: 65 000 руб./месяц
Диспетчер: 65 000 руб./месяц
ИТОГО: 483 000 руб./месяц
ИТОГО на 1 вагон исходя из общего минимального парка 100 вагонов: 4 830 руб./месяц.
Расходы на содержание компании планируется выделять из общего дохода компании от основной деятельности.
Под самостоятельной перевозкой грузов следует понимать то, что в процессе деятельности компании к моменту накопления 50% общего минимального парка вагонов возможен вариант замены, сдачи вагонов в аренду на осуществление перевозок грузов самостоятельно используя собственный подвижной состав, работая напрямую с грузоотправителями и грузополучателями. Например, перевозки инертных материалов (щебень, песок) с карьеров Северо-Западного федерального округа и перевозки угольной продукции с карьеров и шахт Кузбасского бассейна. Данное направление деятельности подразумевает увеличение прибыли, но требует проведения дополнительной работы, расчетов, личных встреч и договоренностей с участниками перевозочного процесса. Необходимая платформа и база для проработки данного направления у инициатора проекта имеются.
После окупаемости проекта и возврата денежных средств инвестору предполагается два варианта получения и распределения прибыли.
Первый вариант — продажа активов по рыночной стоимости. Вырученные средства от продажи вагонов распределяются в следующем процентном соотношении: 25/75, где
25% — инициатору проекта;
Второй вариант — продолжить вести текущую деятельность компании, получая прибыль от сдачи в аренду вагонов или самостоятельно осуществляя перевозки грузов. Прибыль распределяется в процентном соотношении за месяц: 25/75, где
25% — инициатору проекта;
Стоимость разного рода б/у вагонов (полувагон, думпкар, универсальная платформа), планируемых к закупке под данный проект, находится в одном ценовом диапазоне +/-10%. За основу расчета возьмем полувагон с оставшимся сроком эксплуатации 11 лет, выпуска 2006 года.
Цена вагона: 1 200 000 рублей с НДС;
Стоимость аренды в сутки: 1 000 рублей с НДС (ставка аренды будет расти);
Стоимость аренды в месяц: 30 000 рублей с НДС;
Минимальное количество вагонов: от 100 единиц;
Минимальное количество инвестиций: от 120 000 000 руб.;
Закупочная разовая партия вагонов: от 1 единицы и более;
Сроки окупаемости по видам инвестиций (примерная, с учетом расходов на содержание компании) на 1 вагон:
1 200 000 руб. — стоимость вагона б/у;
7,88% — среднегодовое удорожание;
30% — авансовый платеж;
3 лет — срок лизинга;
36 000 стоимость аренды за 1 месяц;
31 000 руб. — ежемесячный платеж;
4 830 руб. – расходы на содержание компании на 1 вагон;
1 200 000 руб. — стоимость вагона б/у;
18% — процентная ставка;
5 лет — срок кредита;
36 000 стоимость аренды за 1 месяц;
30 500 руб. — ежемесячный платеж;
4 830 руб. – расходы на содержание компании на 1 вагон;
1 200 000 руб. — стоимость вагона б/у;
3 года 3 месяца — срок окупаемости;
36 000 – стоимость аренды за 1 месяц;
31 000 — сумма ежемесячного платежа;
4 830 руб. – расходы на содержание компании на 1 вагон;
ПРИМЕР расчета и распределения прибыли по 1-му варианту: окупаемость + продажа вагонов, по варианту инвестирования «собственные средства»:
Стоимость вагона до срока окупаемости:1 200 000 рублей с НДС;
Оставшийся срок эксплуатации вагона: 11 лет;
Срок окупаемости 3 года 3 месяца;
Оставшийся срок эксплуатации вагона после окупаемости: 11 лет — 3 года 3 месяца = 7 лет 7 месяцев;
Остаточная (продажная) стоимость вагона после окупаемости:
1 200 000 / 11 * 7,7 = 840 000 рублей с НДС;
Рентабельность инвестиций составит:
(1 200 000 + 840 000) / 1 200 000 = 1,7;
1,7 * 100% = 170 % за период 3 года 3 месяца;
за 1 год рентабельность составит: 170% / 3,3 =51,51%;
При данном варианте работы расчет и распределение прибыли производится после продажи вагонов в процентном соотношении 25/75.
ПРИМЕР расчета и распределения прибыли по 2-му варианту: продолжение ведения текущей хозяйственной деятельности по варианту инвестирования «собственные средства»:
Стоимость вагона до срока окупаемости: 1 200 000 рублей с НДС;
Оставшийся срок эксплуатации вагона: 11 лет;
Срок окупаемости: 3 года 3 месяца;
Оставшийся срок эксплуатации вагона после окупаемости: 11 лет – 3 года 3 месяца = 7лет 7 месяцев;
Возможный доход от эксплуатации вагона за оставшийся срок эксплуатации составит:
1200 * 30 * 12 * 7,7 = 3 326 500 рублей с НДС, где
1200 — стоимость аренды в сутки;
30 — количество дней в 1-ом месяце;
12 — количество месяцев в году;
7,7 — оставшийся срок эксплуатации вагона;
Рентабельность инвестиций составит:
(1 200 000 + 3 326 500) / 1 200 000 = 3,77;
3,77 * 100% = 377 % за период 11 лет;
за 1 год рентабельность составит: 377% / 11 = 34,27%
При данном варианте работы расчет и распределение прибыли производится за каждый месяц работы в процентном соотношении 25/75.
Необходимые опыт, знания и команда для реализации данного проекта есть.
Дополнительно: есть действующая компания (с 2015 года хозяйственно-экономическая деятельность не ведется, зарегистрирована в 2010 году) с оборотами, учредитель и гендиректор одно физическое лицо — инициатор проекта. Компания работала по следующим видам деятельности:
— перевозки автомобильным транспортом;
— перевозки железнодорожным транспортом;
2010 — 4 000 000 рублей;
2011 — 25 000 000 рублей
2012 — 33 500 000 рублей;
2013 год — 29 000 000 рублей;
2014 год — 6 500 000 рублей;
Инициатор проекта, при необходимости, готов предоставить для работы данную компанию (возможна смена учредителя, гендиректора).
В случае Вашей заинтересованности готов обсудить более детально интересующие Вас вопросы.
В статье мы рассмотрим, как купить ж/д вагоны в лизинг. Узнаем, можно ли приобрести транспорт без залогового обеспечения и как рассчитать платежи на калькуляторе с официального сайта лизинговой компании. Мы подготовили список документов для заключения договора и собрали отзывы клиентов лизинговых компаний.
Источник
Аренда вагонов: все особенности бизнеса
Не все компании готовы для осуществления железнодорожных перевозок покупать вагоны. Но многие готовы взять их в аренду. Поэтому предоставление подвижного состава для перевозки грузов является достаточно перспективным направлением бизнеса.
Купить вагоны различных видов, а также полувагоны, контейнеры и хопперы для зерна для последующей сдачи в аренду можно через железнодорожный портал объявлений https://vagon24.sale/ukraina/. Там же можно разместить объявление о сдаче вагонов в аренду и о предоставлении дополнительных услуг. Последние могут включать в себя ремонт вагонов, поставку запчастей, организацию экспедирования грузов.
Преимущества аренды вагонов для арендатора и арендодателя
Главное преимущество аренды заключается в том, что арендатору не нужно выплачивать единовременную огромную сумму как при покупке железнодорожных вагонов. У него высвобождаются средства для инвестирования в развитие бизнеса. Для транспортных предприятий это дает и другие преимущества:
- возможность регулярного обновления подвижного состава без особых затрат;
- осуществление планового ремонта за счет владельца вагонов;
- отсутствие необходимости в постановке арендуемого парка на баланс;
- возможность получения дополнительных услуг от арендодателя, что позволяет не только осуществлять текущий ремонт вагонов, но и создать продуманную систему контроля над парком подвижного состава и состоянием перевозок в целом.
Для арендодателя предоставление вагонов в аренду означается возможность получения стабильного дохода. Кроме того, хотя плановый ремонт осуществляется за его счет, арендодатель может не беспокоиться о текущем состоянии вагонов. Это забота арендатора.
Какие вагоны можно взять в аренду?
В зависимости от направления бизнеса компании, можно взять в аренду:
- Крытые вагоны. Это – наиболее универсальный вариант. Существует множество их разновидностей. Одни предназначены для разных типов грузов – штучных, сыпучих, упакованных в рулоны, тарных и т.д.
- Полувагоны отличаются от крытых вагонов отсутствием крыши на кузове. Их используют для перевозки тех грузов, которые не требуют защиты от дождя и снега.
- Вагоны-хопперы – это саморазгружающиеся грузовые вагоны, которые изначально разрабатываются для перевозки сыпучих грузов, например, зерна, цемента, угля. Отличаются воронкообразной формой кузова, а также наличием люков в нижней части. Когда их открывают, сыпучий груз просто высыпается через них.
- Цистерны. Это закрытый тип хранилища, имеющий цилиндрическую форму. Хотя изначально они разрабатывались для жидкостей, в настоящее время используются и для сыпучих грузов.
- Думпкары. Это грузовые вагоны для кусковых и сыпучих грузов, оснащенные устройством для механизированной разгрузки.
Особенности заключения договора аренды
Для того, чтобы взять вагоны в аренду, нужно заключить соответствующий договор – в письменной форме. В нем указывают характеристики вагона, условия аренды (включая ее стоимость и сроки), права и обязанности арендатора и арендодателя. Если вагонов будет несколько, то указывают их количество.
В соглашении прописывают и другие условия. В частности, договором регулируется ответственность за поддержание вагона в исправном техническом состоянии, описывают правила перевозки грузов (арендодатель может не давать разрешение на перевозку негабаритных или опасных грузов) и т.д. К договору прилагается акт передачи вагона, в котором описывают его текущее состояние, указывают дефекты, если таковые имеются.
Источник