- Что такое МВД?
- Общие положения об МВД России
- Основные принципы деятельности
- Задачи, поставленные перед МВД России
- Полномочия, которыми наделено МВД России
- Что представляют собой органы внутренних дел?
- По каким направлениям организована деятельность ОВД
- Оперативные подразделения в структуре МВД России
- Структура управления ОВД
- Руководство
- Структура Центрального аппарата
- Главные управления как территориальные подразделения МВД
- Подразделения, входящие в ГУ МВД
- Руководство ГУ МВД
- Городские и районные подразделения системы МВД
- Различия в статусе структурных элементов
- Практические направления деятельности
- Вспомогательные функции
- Органы внутренних дел Российской Федерации
- Понятие и основные направления деятельности органов внутренних дел
- Система органов внутренних дел и их структура
- Правовой статус сотрудников органов внутренних дел
Что такое МВД?
Министерство внутренних дел Российской Федерации входит в систему федеральных органов исполнительной власти. Отличительной чертой этой структуры является наличие правоохранительной функции. Это отражается на полномочиях, структуре и прочих элементах правового статуса.
Общие положения об МВД России
Предназначение ОВД состоит в выработке и реализации государственной политики в области контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области миграции, в сфере внутренних дел. Еще одной целью является правоприменительная деятельность по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел.
Основные принципы деятельности
Деятельность системы ОВД построена на принципах:
- Соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина;
- Осуществления деятельности в строгом соответствии с законом;
- Беспристрастности, т. е. органам внутренних дел запрещено проявлять дискриминацию к гражданам по каким-либо основаниям;
- Открытости и публичности деятельности для общества в той мере, в какой это не противоречит закону и не нарушает права граждан, общественных объединений и организаций;
- Стремления обеспечить общественное доверие к себе и поддержку граждан;
- Взаимодействия и сотрудничества с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями и гражданами;
- Использования в своей деятельности достижений науки и техники, информационных систем, сетей связи, а также современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.
Задачи, поставленные перед МВД России
Министерство внутренних дел Российской Федерации выполняет следующие задачи перед государством:
- Нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел;
- Управление ОВД РФ;
- Выработка и реализация государственной политики в сфере внутренних дел;
- Обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод российских граждан, иностранцев и лиц, не имеющих гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности, предоставление государственных услуг в сфере внутренних дел;
- Обеспечение социальной и правовой защиты всех лиц, имеющих отношение к системе МВД;
- Осуществление федерального государственного контроля либо надзора в сфере внутренних дел.
Полномочия, которыми наделено МВД России
Все подразделения в системе министерства структурированы для осуществления следующих полномочий:
- проектирования и проведения в жизнь государственной политики в области внутренних дел; совершенствования нормативно-правовой базы внутренних дел и обобщение практики ее применения; проведения мероприятий по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности; охрана собственности, розыск исчезнувшего имущества, установление имущества, подлежащего конфискации; разработка и осуществление мер по борьбе с преступностью, в том числе по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений и правонарушений; участия в мероприятиях по борьбе с терроризмом; контрольные мероприятия в отношении оборота оружия; осуществления контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; миграционного учета и контроля; формирования государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения и проведение соответствующих мероприятий и т. д.
Что представляют собой органы внутренних дел?
Органы внутренних дел представляют собой важную составляющую правоохранительной системы государства.
Деятельность ОВД строится в соответствии с Конституцией, Уголовным кодексом, Уголовно-процессуальным кодексом, Законом о полиции, Указом Президента, посвященным вопросам МВД и прочими нормативными правовыми актами разного уровня.
По каким направлениям организована деятельность ОВД
Деятельность ОВД построена таким образом, чтобы охватить следующие направления:
- защита от противоправных посягательств общества, государства и отдельных личностей; осуществление криминалистических экспертиз; обеспечение безопасного движения на дорогах; борьба с различными правонарушениями и преступлениями, в том числе их обнаружение и расследование; охрана порядка в публичных местах; поиск преступников, правонарушителей и безвестно отсутствующих; расследование административных правонарушений и применение некоторых видов наказаний за них; защита подлежащих охране лиц; участие в военных действиях по поддержанию обороны РФ и миротворческих акциях на территориях других государств (по особому решению главы государства).
Оперативные подразделения в структуре МВД России
Для выполнения задач ОВД созданы следующие подразделения:
- уголовного розыска; оперативного поиска преступников; по предотвращению преступлений, посягающих на грузы; по предупреждению и борьбе с экономическими преступлениями; собственной безопасности; по контролю за оборотом наркотиков; по противодействию экстремизму; по охране лиц, подлежащих государственной защите; межрегиональные оперативно-розыскные подразделения территориальных органов МВД на окружном уровне; оперативно-розыскной информации; по сотрудничеству с аналогичными органами иностранных государств.
Структура управления ОВД
Руководство
Руководство системой ОВД осуществляет Министр внутренних дел. Ему непосредственно подчиняются: пять заместителей министра (один из них — первый заместитель, а другой — начальник Следственного департамента), статс-секретарь.
Структура Центрального аппарата
В систему центрального аппарата входят первый заместитель министра, статс-секретарь, заместители министра, следственный департамент, 9 главных управлений, 7 департаментов, Национальное центральное бюро Интерпола, 9 управлений.
В соответствии с Указом Главы государства от 1 марта 2011 г. N 248 штатная численность центрального аппарата МВД не должна превышать 6712 человек, включая вольнонаемный обслуживающий персонал.
Главные управления как территориальные подразделения МВД
Они призваны защищать права и свободы людей, бороться с преступлениями и правонарушениями, охранять общественный порядок и собственность, обеспечивать общественную безопасность, управлять подчиненными органами и организации, охранять лиц, подлежащих государственной защите.
Подразделения, входящие в ГУ МВД
- Начальник и его заместители;
- Штаб;
- Управления по различным вопросам;
- Кинологическая служба;
- Экспертно-криминалистический центр;
- Информационный и правовой отделы;
- Дежурная часть;
- Медико-санитарная часть.
Руководство ГУ МВД
Помимо начальника, к руководству ГУ относятся три заместителя. Первый заместитель управляет деятельностью подразделений по координации и анализу деятельности ОВД, по взаимодействию с органами власти, общественными организациями и гражданами, по контролю и взаимодействию с ОВД.
Второму заму подчиняются организационно-плановый и информационно-аналитический отделы, дежурная часть.
Третий заместитель координирует деятельность отделов по борьбе с терроризмом, экстремизмом и похищениями людей, по противодействию организованной межрегиональной преступности, по экономической безопасности и противодействию коррупции, а также информационно-аналитического отдела.
Городские и районные подразделения системы МВД
Городские и районные подразделения ОВД осуществляют непосредственную деятельность по уголовному розыску, контролю за оборотом наркотиков, обеспечению безопасного движения на дорогах и пр. Каждая из функций возложена на свое подразделение (например, безопасность движения на дорогах — ГИБДД).
Различия в статусе структурных элементов
В системе МВД есть подразделения, деятельность которых непосредственно связана с выполнением полномочий данного министерства и структуры, обеспечивающие выполнение этих функций.
К первым относятся управления по борьбе с коррупцией и прочими экономическими преступлениями, уголовного розыска, контролирующие оборот наркотических средств и пр. Они имеют статус подразделений полиции.
Ко вторым можно отнести Управление собственной безопасности, кадровый департамент, департамент договорно-правовой работы и т. д.
Практические направления деятельности
- Расследование административных правонарушений и применение административных наказаний;
- Розыск украденных вещей и пропавших людей;
- Проведение криминалистических экспертиз;
- Оформление лицензий на хранение и ношение огнестрельного оружия;
- Охрана объектов общегосударственного значения и пр.
Вспомогательные функции
Их выполняют соответствующие подразделения системы МВД. К таким функциям можно отнести:
- Обеспечение ОВД спецтехникой;
- Обучение будущих сотрудников правоохранительных органов;
- Информатизационное обеспечение деятельности ОВД;
- Разработка проектов нормативных правовых актов и т. д.
Источник
Органы внутренних дел Российской Федерации
Понятие и основные направления деятельности органов внутренних дел
Одно из центральных мест в системе правоохранительных органов Российской Федерации занимают органы внутренних дел, которые выполняют значительный объем работы по охране общественного порядка, защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, охране законных интересов государственных и негосударственных предприятий и организаций различных форм собственности и трудовых коллективов, по борьбе с преступностью и обеспечению законности.
Органы внутренних дел в пределах своих полномочий оказывают содействие в защите прав и законных интересов другим органам государственной власти, органам местного управления и муниципальным органам, общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности и должностным лицам этих органов и организаций.
Органы внутренних дел — федеральные органы исполнительной власти, реализующие в рамках предоставленных полномочий на территории Российской Федерации защиту прав и свобод человека и гражданина, обеспечение охрану общественного порядка и общественной безопасности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений.
Органы внутренних дел в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», иными федеральными законами, актами Президента РФ (Указом Президента РФ от 21.12.2016 № 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации»), постановлением Правительства РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202–1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации», законами соответствующего субъекта РФ по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах его компетенции, нормативными правовыми актами МВД России.
Органы внутренних дел возглавляет Министерство внутренних дел Российской Федерации, которое подчиняется Президенту РФ по вопросам, отнесенным к его компетенции Конституцией РФ, а также Правительству РФ.
МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в его систему главные управления по федеральным округам, министерства внутренних дел республики, главные управления внутренних дел других субъектов РФ (ГУВД РФ, УВД РФ), управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте (УВДТ РФ), управления (отделы) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, представительства (представители) МВД РФ за рубежом, иные организации и подразделения, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел.
Деятельность органов внутренних дел Российской Федерации осуществляется по следующим направлениям.
Административно-правовая → обеспечение порядка на улицах, площадях, в парках и других общественных местах городов и иных населенных пунктов; обеспечение безопасности дорожного движения (предупреждение и учет дорожно-транспортных происшествий, контроль и надзор за соблюдением правил, стандартов, технических и иных нормативов, допуск автотранспортных средств и прицепов к ним, а также водителей к участию в дорожном движении); лицензионно-разрешительная деятельность в сфере занятия видами деятельности, производствами работ (оказание услуг), подлежащих лицензированию в системе МВД РФ, контроль за их осуществлением; производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел; исполнение административных наказаний в случаях, установленных законом (содержание арестованных в административном порядке лиц в специальных приемниках ОВД и другие полномочия); деятельность по вопросам гражданства РФ, свободы передвижения, правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства (выдача и замена паспортов, регистрация по месту пребывания и жительства в РФ, оформление иностранным гражданам и лицам без гражданства документов на въезд и пребывание и проживание в РФ, предупреждение и пресечение незаконной миграции и другие полномочия).
По борьбе с преступностью → производство предварительного расследования по уголовным делам, отнесенным к компетенции ОВД; содержание подозреваемых, обвиняемых в изоляторах временного содержания, их охрана и конвоирование; розыск лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда, уклоняющихся от отбывания уголовных наказаний, без вести пропавших, идентификация неопознанных трупов, а также розыск похищенного имущества; экспертно-криминалистическая деятельность; оперативно-розыскная деятельность.
Иные направления: оказание в пределах своих полномочий содействия государственным органам, а также предприятиям, учреждениям, организациям независимо от форм собственности и общественным объединениям в осуществлении их прав и законных интересов; организация и осуществление неотложных мер по спасанию людей, оказанию им первой медицинской помощи, по охране имущества, оставшегося без присмотра, при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях; охрана на основе договоров с физическими и юридическими лицами принадлежащего им имущества; справочно-информационная деятельность.
По решению Президента РФ сотрудники внутренних дел могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.
Деятельность органов внутренних дел строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности, на основе планирования, сочетания единоначалия в решении вопросов оперативно-служебной деятельности при их обсуждении, персональной ответственности каждого сотрудника, работника, подчиненных органов внутренних дел, подразделений и организаций за состояние дел на порученном участке, а также взаимодействия с другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и гражданами.
Система органов внутренних дел и их структура
Система органов внутренних дел Российской Федерации — совокупность государственных органов исполнительной власти, призванных осуществлять функцию по реализации государственной политики в сфере внутренних дел.
В единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России (схема 21).
В состав органов внутренних дел входят: центральный аппарат МВД России, территориальные органы МВД России, образовательные, научные, медицинские (в том числе санаторно-курортные) организации системы МВД России, окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России, загранаппарат МВД России, организации культуры, физкультурно-спортивные организации, редакции печатных и электронных средств массовой информации, а также иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел (п. 14 Положения).
Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в том числе в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсов, в сфере миграции, а также правоохранительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел (Положение «О Министерстве внутренних дел Российской Федерации», утв. Указом Президента РФ от 21 декабря 2016 г. № 699).
Основные задачи МВД России (п. 2 Положения): 1) выработка и реализация государственной политики в сфере внутренних дел; 2) нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел; 3) обеспечение федерального государственного контроля (надзора) в сфере внутренних дел; 4) обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан
Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности, предоставление государственных услуг в сфере внутренних дел; 5) управление органами внутренних дел Российской Федерации (далее — органы внутренних дел); 6) обеспечение социальной и правовой защиты сотрудников органов внутренних дел, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, членов их семей, а также иных лиц, соответствующее обеспечение которых на основании законодательства Российской Федерации возложено на МВД России.
Министр внутренних дел Российской Федерации возглавляет МВД России, назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ (схема 22).
Министр внутренних дел РФ имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Количество заместителей Министра устанавливается Президентом РФ.
В настоящее время в Министерстве внутренних дел РФ разрешено иметь 6 заместителей Министра, в том числе первого заместителя Министра, статс-секретаря — заместителя Министра, заместителя Министра — начальника Следственного департамента Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также начальника Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Северо-Кавказскому федеральному округу, пользующегося правами заместителя Министра (Указ Президента РФ от 01.03.2011 № 248 (ред. от 15.07.2017) «Вопросы Министерства внутренних дел. Российской Федерации»).
Руководство МВД России: Министр внутренних дел Российской Федерации,
Первый заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации, Статссекретарь — заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации и Заместители Министра внутренних дел Российской Федерации.
В Министерстве внутренних дел образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), заместителей Министра, начальника Главного управления МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу, входящих в нее по должности, а также других сотрудников органов внутренних дел, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России. Состав коллегии МВД России (кроме лиц, входящих в нее по должности) утверждается Президентом РФ.
Коллегия МВД в своих заседания рассматривает наиболее важные вопросы, связанные с деятельностью органов внутренних дел. Решения коллегии МВД принимаются большинством голосов ее членов, оформляются протоколами и проводятся в жизнь приказами Министра внутренних дел РФ.
Департаменты, главные управления и управления в центральном аппарате МВД образованы по направлениям деятельности органов внутренних дел.
В центральном аппарате МВ РФ создано: 8 департаментов: Следственный департамент; Департамент государственной службы и кадров; Департамент делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций;
Департамент информационных технологий, связи и защиты информации; Департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению; Департамент по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий; Договорно-правовой департамент; Организационно-аналитический департамент; 12 главных управлений: Главное управление по вопросам миграции; Главное управление по контролю за оборотом наркотиков; Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения; Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; Главное управление по противодействию экстремизму; Главное управление собственной безопасности; Главное управление на транспорте; Главное управление уголовного розыска; Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции; 9 управлений: Контрольно-ревизионное управление; Оперативное управление; Организационно-штатное управление; Управление по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации; Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите; Управление по обеспечению безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий; Управление оперативно-розыскной информации; Управление по организации дознания (Положение о МВД РФ).
Положения о структурных подразделениях центрального аппарата МВД России утверждает Министр внутренних дел РФ.
Территориальные органы МВД России:
а) на окружном уровне — Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Северо-Кавказскому федеральному округу, управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам;
б) на межрегиональном уровне — оперативные бюро Министерства внутренних дел Российской Федерации, центры специального назначения Министерства внутренних дел Российской Федерации, линейные управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;
в) на региональном уровне — министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по иным субъектам Российской Федерации;
г) на районном уровне — управления, отделы, отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управления, отделы, отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации на части территорий административных центров субъектов Российской Федерации, управления, отделы, отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах, линейные отделы, отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управление внутренних дел на Московском метрополитене Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Москве, Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации на комплексе «Байконур».
Территориальные органы МВД России на региональном уровне — МВД по республикам, главные управления, управления МВД России по иным субъектам Российской Федерации, входят в систему органов внутренних дел Российской Федерации и подчиняются МВД России.
Территориальный орган в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, законами субъекта РФ по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах его компетенции, нормативными правовыми актами МВД России, а также положением о территориальном органе.
Задачи, полномочия, организация деятельности территориального органа МВД РФ определены Типовым положением, утвержденным Указом Президента РФ от 21 декабря 2016 г. № 699.
Территориальные органы осуществляют свою деятельность непосредственно и (или) через подчиненные территориальные органы МВД России на районном уровне, подразделения и организации, созданные для реализации задач и обеспечения деятельности территориальных органов (далее — подчиненные органы и организации). Перечни органов внутренних дел, подразделений и организаций, подчиненных территориальным органам, утверждаются Министром.
Основные задачи территориального органа МВД России: обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее также — граждане; лица), противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности на территории субъекта Российской Федерации; управление подчиненными органами и организациями; осуществление социальной и правовой защиты сотрудников органов внутренних дел (далее — сотрудники), федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России (далее — государственные служащие) и работников территориального органа, подчиненных органов и организаций, социальной защиты членов семей указанных сотрудников, государственных служащих и работников, а также граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел, а также иных лиц, обеспечение которых возложено на МВД России (ст. 6 Типового Положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту РФ).
Территориальный орган МВД осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, расположенными на территории субъекта Российской Федерации, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также с иными государственными органами, с органами местного самоуправления, а также с общественными объединениями и организациями.
Деятельность территориального органа является открытой для общества и публичной в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации. При территориальном органе и подчиненных ему органах внутренних дел действуют общественные советы, формируемые в соответствии с ФЗ «О полиции».
В территориальном органе в целях обеспечения его полномочий в пределах установленной штатной численности вводятся должности, подлежащие замещению сотрудниками, государственными служащими и работниками (схема 23).
МВД по республике, ГУВД (УВД) по субъекту создается, реорганизуется и ликвидируется МВД России в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
МВД по республике, ГУВД (УВД) по субъекту возглавляет министр внутренних дел по республике либо начальник главного управления (управления) МВД России по иному субъекту Российской Федерации (далее — руководитель территориального органа), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Министра.
Руководитель территориального органа осуществляет руководство территориальным органом на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на территориальный орган задач.
Руководитель территориального органа внутренних дел по субъекту имеет 3 заместителей (одного заместителя — начальника полиции, одного заместителя — начальника главного следственного управления (следственного управления, отдела) и одного заместителя, курирующего иные вопросы), за исключением руководителей территориальных органов по Краснодарскому краю, по Московской области, по г. Москве, по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Заместители руководителей территориальных органов назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по представлению Министра или Министром в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Назначение сотрудников на должности высшего начальствующего состава, для которых штатом предусмотрены специальные звания высшего начальствующего состава, и освобождение от этих должностей осуществляет Президент РФ по представлению Министра внутренних дел РФ, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 19 Типового положении о территориальном органе Министерства внутренних дел РФ по субъекту РФ).
В МВД по республике, ГУВД (УВД) по субъекту образуется коллегия в составе руководителя территориального органа (председатель коллегии), заместителей, руководителей территориальных органов, входящих в нее по должности, а также других сотрудников органов внутренних дел, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
Состав коллегии МВД по республике, ГУВД (УВД) по субъекту (кроме лиц, входящих в нее по должности) утверждается Министром по представлению руководителя территориального органа. Коллегия УВД по субъекту в своих заседания рассматривает наиболее важные вопросы деятельности территориального органа внутренних дел.
МВД по республике, ГУВД (УВД) по субъекту является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы, бланки, самостоятельный баланс, лицевой счет, выступает истцом и ответчиком в суде.
Территориальными органами МВД России на районном уровне являются управления, отделы, отделения МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям (включая управления внутренних дел по административным округам Главного управления МВД России по г. Москве, управление внутренних дел на Московском метрополитене Главного управления МВД России по г. Москве, управление внутренних дел по г. Сочи Главного управления МВД России по Краснодарскому краю), управления, отделы, отделения МВД России на части территорий административных центров субъектов Российской Федерации, управления, отделы, отделения МВД России по закрытым административнотерриториальным образованиям, на особо важных и режимных объектах.
Территориальные органы МВД России на районном уровне входят в состав органов внутренних дел Российской Федерации и подчиняются соответствующим министерствам внутренних дел по республикам, главным управлениям, управлениям МВД России по иным субъектам Российской Федерации.
Территориальные органы создаются в целях: обеспечения защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства; противодействия преступности; охраны общественного порядка и собственности; обеспечения общественной безопасности на территории соответствующего муниципального образования (нескольких муниципальных образований), части территории административного центра субъекта Российской Федерации, особо важного и режимного объекта.
В своей деятельности территориальный орган МВД РФ на районном уровне руководствуется Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», иными федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, законами соответствующего субъекта Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах его компетенции, нормативными правовыми актами МВД России, правовыми актами соответствующего территориального органа МВД России на региональном уровне, а также Положением о территориальном органе.
Территориальный орган осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими органами внутренних дел, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти (их структурными подразделениями), иными государственными органами. При решении совместных задач территориальный орган обеспечивает взаимодействие с органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Территориальный орган возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем (начальником) соответствующего территориального органа МВД России на региональном уровне либо Президентом РФ по представлению Министра при назначении на должность высшего начальствующего состава, для которой предусмотрено специальное звание высшего начальствующего состава, или при освобождении от этой должности.
Начальник территориального органа осуществляет руководство территориальным органом на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на территориальный орган задач, состояние служебной дисциплины и законности среди подчиненных, эффективность профилактической и воспитательной работы с ними.
Начальник территориального органа имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности руководителем соответствующего территориального органа МВД России на региональном уровне в установленном МВД России порядке.
Структура территориального органа МВД на районном уровне устанавливается правовым актом руководителя соответствующего территориального органа МВД России на региональном уровне в соответствии с типовой структурой территориального органа.
В состав управлений, отделов, отделений МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованием, в том числе нескольким муниципальным образованиям, по административным округам г. Москвы, на Московском метрополитене, города Сочи, части территорий административных центров субъектов РФ, по закрытым административно территориальном образовании, на особо важных и режимных объектах, на комплексе «Байконур», в качестве структурных подразделений входят подразделения полиции, отдел (отделения) паспортно-визовой службы, следственный отдел (отделение, группа), отдел (отделение, группа) кадровой и воспитательной работы, штаб, дежурная часть ГОВД (РОВД) и другие подразделения.
Полиция — составная часть централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Полиция включает систему государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы гражданина, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применять меры принуждения в пределах, установленных законами.
Подразделения и службы полиции создаются, реорганизуются и ликвидируются: а) в центральном аппарате Министерства внутренних дел Российской Федерации, Главном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Северо-Кавказскому федеральному округу, территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на межрегиональном уровне Министром внутренних дел Российской Федерации; б) в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном и районном уровнях — руководителями соответствующих территориальных органов Министерства на региональном уровне на основе типовых структур и в пределах нормативов штатной численности этих органов, утверждаемых Министром внутренних дел Российской Федерации; в) в управлениях на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, линейных управлениях, отделах, отделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте — начальниками соответствующих управлений на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, начальниками линейных управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте на основе типовых структур, типовых штатных расписаний и в пределах нормативов штатной численности этих управлений, отделов, отделений, утверждаемых Министром внутренних дел Российской Федерации (ст. 3 Указа Президента РФ от 01.03.2011 № 250 «Вопросы организации полиции»).
Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Указом Президентом РФ (схема 24).
Общие положения, полномочия и организационная деятельность отделов (отделений, пунктов) полиции определяются Типовым положением об отделе (отделении, пункте) полиции территориального органа МВД РФ на районном уровне, утвержденным Приказом МВД РФ т 1 сентября 2017 г. № 690.
Правовая основа деятельности полиции — Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, федеральные конституционные законы, ФЗ «О полиции», другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, МВД РФ. Полиция в своей деятельности руководствуются также законами субъектов РФ по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.
Руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и руководители подразделений полиции.
Отдел (отделение, пункт) полиции возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в установленном порядке. Он осуществляет руководство на основе единоначалия и несет персональную ответственности за выполнение возложенных на отдел (отделение, пункт) полиции задач, состояние служебной дисциплины и законности среди подчиненных, эффективность профилактической и воспитательной работы с ними.
На подразделения, организации и службы полиции возлагаются: а) прием, регистрация и проверка заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях и о происшествиях; б) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, совершивших преступления, а также иных лиц в соответствии с федеральными законами; в) выявление и устранение причин преступлений и административных правонарушений и условий, способствующих их совершению, участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; г) обеспечение безопасности граждан и общественного порядка, в том числе в местах проведения публичных и массовых мероприятий, а также при чрезвычайных ситуациях и осложнениях оперативной обстановки; д) обеспечение безопасности дорожного движения; е) производство дознания, отдельных процессуальных действий по уголовным делам, а также производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством Российской Федерации к подведомственности полиции; ж) осуществление оперативно-разыскной деятельности, оперативно-поисковых и специальных технических мероприятий; з) противодействие коррупции, терроризму и экстремистской деятельности; и) обеспечение собственной безопасности; л) осуществление экспертно-криминалистической деятельности; м) охрана дипломатических представительств, консульских учреждений, иных официальных представительств иностранных государств, представительств международных организаций, если такая охрана предусмотрена международными договорами Российской Федерации; н) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также иных защищаемых лиц; о) сбор, анализ и хранение оперативно-розыскной информации; п) содержание, охрана и конвоирование задержанных, подвергнутых административному аресту и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации; р) контроль за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы; с) подготовка, переподготовка и повышение квалификации сотрудников полиции; т) обеспечение взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств — членов Международной организации уголовной полиции — Интерпола и с Генеральным секретариатом Интерпола (ст. 1 Указа Президента РФ от 01.03.2011 № 250 «Вопросы организации полиции»).
Деятельность полиции строится в соответствии с принципами соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, беспристрастности, открытости и публичности, общественного доверия и поддержки граждан, взаимодействия и сотрудничества (табл. 18).
Обязанности (ст. 12) | Права (ст. 13) |
---|---|
Правовой статус сотрудников органов внутренних дел
В МВД России в соответствии с законодательством Российской Федерации о службе в органах внутренних дел введены должности сотрудников органов внутренних дел, в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе — должности федеральных государственных гражданских служащих, в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации — должности работников.
Сотрудники органов внутренних дел являются представителями государственной власти и находятся под защитой государства.
Правовую основу службы в органах внутренних дел составляют Конституция РФ, ФЗ «О полиции», ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», индивидуальный контракт о службе в органах внутренних дел, другие нормативные акты Министерства внутренних дел РФ.
Сотрудник органов внутренних дел — лицо, состоящие на службе или в кадрах органов внутренних дел, которому в установленном порядке присвоено специальное звание.
Специальные звания в системе МВД присваиваются в зависимости от подразделения, в котором проходит службу сотрудник, и могут быть званиями полиции, внутренней службы или юстиции. При переходе сотрудника из одного подразделения в другое ему может быть присвоено аналогичное специальное звание в порядке переаттестации. Перечень специальных званий сотрудников органов внутренних дел и порядок их присвоения определяется законодательством (Законом о полиции, Законом о службе в органах внутренних дел).
Сотрудникам органов внутренних дел в подтверждение их личности и полномочий выдаются удостоверения и жетоны установленного образца.
К сотрудникам органов внутренних дел трудовое законодательство применяется в той мере, в какой оно не противоречит Положению о прохождении службы лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Трудовые отношения специалистов и рабочих органов внутренних дел регулируются законодательством Российской Федерации о государственной службе и труде.
Сотрудник органов внутренних дел выполняет обязанности и пользуется правами в пределах своей компетенции по занимаемой должности в соответствии с законодательством, Присягой и контрактом.
Сотрудник органов внутренних дел в своей служебной деятельности руководствуется требованиями законов и не может быть ограничен решениями политических партий, общественных объединений и массовых общественных движений, преследующих политические цели.
За противоправные действия или бездействие при исполнении служебных обязанностей, ненадлежащее исполнение служебных обязанностей сотрудник органов внутренних дел несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Вред, причиненный физическим и юридическим лицам противоправными действиями или бездействием сотрудника органов внутренних дел, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
На службу в органы внутренних дел принимаются в добровольном порядке граждане Российской Федерации, которые должны соответствовать установленным в законе требованиям (табл. 19).
Требования для поступления на службу (ст. 9) | Ограничения для поступления на службу (ст. 14) |
---|---|
|
|
Прием на службу сотрудников органов внутренних дел оформляется приказом начальника соответствующего органа внутренних дел согласно компетенции, определяемой министром внутренних дел Российской Федерации. Приказ объявляется сотруднику органа внутренних дел под расписку.
На сотрудников органов внутренних дел распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные ФЗ от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и ФЗ от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе РФ», за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих исполнению сотрудником органов внутренних дел обязанностей по осуществлению оперативно-розыскной деятельности.
Сотрудники органов внутренних дел при поступлении на службу принимают присягу: «Я, поступив на службу в органы внутренних дел, присягаю на верность народу РФ, клянусь соблюдать Конституцию и законы РФ, уважать и соблюдать права и свободы человека и гражданина, добросовестно выполнять приказы начальников и возложенные на меня служебные обязанности. Клянусь достойно переносить связанные со службой в органах внутренних дел трудности, быть честным, мужественным, бдительным сотрудником, хранить государственную и служебную тайну. Клянусь, не щадя своей жизни, охранять установленный Конституцией и законами РФ правовой порядок. Если же я нарушу принятую мной Присягу, то готов нести ответственность, установленную законами РФ. Служу закону — служу народу!».
Другие вопросы, регулирующие порядок приема на службу в органы внутренних дел, перемещение по службе, увольнение со службы, материальное, социальное, пенсионное обеспечение сотрудников внутренних дел, детально регулируются федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.
Источник