Как карамзин начал свою творческую деятельность

Вопрос №8. Творческая деятельность Н. М. Карамзина: главные особенности, основные жанры и типы текстов.

Николай Михайлович Карамзин — крупнейший представитель русскогосентиментализма. В его творчестве наиболее полно и ярко раскрылись тхудожественные возможности этого литературного направления. Карамзин, как и Радищев, придерживался взглядов просветителей, но они носили более умеренный характер. В политике он был сторонником просвещенной монархии, что не мешает ему сочувствовать и республиканскому строю, при том условии, что путь к нему не вел через революцию. Среди просветительских идей наиболее близки Карамзину осуждение деспотизма и идея внесословной ценности человеческой личности.

Творчество 1790-х годов.

Позиция Карамзина: это культурное строительство в России. Завершение работ Ломоносова.

Ранний период творчества писателя относится ко второй половине 80х годов XVIII в., когда юный Карамзин стал одним из членов масонской ложи розенкрейцеров, возглавляемой Н. И. Новиковым. Вместе со своим другом, также масоном, А. А. Петровым он редактирует первый в России детский журнал «Детское чтение для сердца и разума» (1785-1789), где была помещена его повесть «Евгений и Юлия». Влияние масоновощущается в повышенном интересе Карамзина к религиозно моралистическим проблемам. Однако в отличие от правоверных масонов, Карамзин испытывает в это время сильное влияние со стороны сентиментальной и предромантической литературы, о чем прежде всего свидетельствуют переведенные им произведения: «Времена года» Томсона, идиллия Геснера «Деревянная нога», драма Лессинга «Эмилия Галотти». Ему хорошо знакомы и произведения Руссо, Клопштока, Юнга, Виланда, Ричардсона и Стерна. Новый, сентиментально-просветительский период, как было указано выше,начинается в 1789 г. и продолжается до лета 1793 г. И к началу этого периода, т.е. в 1789 г. Карамзин порывает с масонами.

Главная цель: формирование русской личности. С одной стороны, Карамзин стремился создать человека новой культуры —утонченного, «чувствительного», с тонкой душой и умом, наследующим все лучшее из запаса мировой культуры. А с другой стороны, он хотел поднять

рядового читателя до уровня современной культуры. Карамзин мечтал о грамотном крестьянине, о светской даме, говорящей по-русски и читающей русские книги, о внутренней культуре и человеческом достоинстве. Он считал, что роман и повесть, короткое лирическое стихотворение и романс облагородят умы и чувства людей.

В 1789 году Карамзин путешествует по странам Западной Европы. Поездка и послужила ему материалом для “Писем русского путешественника”. В русской литературе еще не было книги, которая так живо и содержательно рассказывала о быте и нравах европейских народов, о западной культуре. Карамзин описывает свои знакомства и встречи с выдающимися деятелями европейской науки и литературы; восторженно рассказывает, о посещении сокровищ мирового искусства.

М.Ю. Лотман: «Письма русского путешественника» очень сложный текст. Письма- мистификация Карамзина. Цитаты в тексте из книг, журналов, газет, путеводителей – путешественник с книгой в руках. à особая русская личность, которая в Европе чувствует себя как дома. Образец русского европейца.

За европейскими размышлениями стоят размышления о России. Возвращение на родину = воскрешение умирающего à познание себя и своего отечества.

В 1791-92 гг. после года путешествий по Европе им было предпринято издание «Московского журнала», давшего русской журналистике, по словам Ю.М. Лотмана, эталон русского литературно-критического журнала. (структура: художественные произведения/тексты; критика; разделы – парижские, московские театры, рецензии и т.д. + тексты Карамзина в журнале)

Помимо “Писем русского путешественника” в нем были опубликованы его повести из русской жизни — “Бедная Ли за” (1792), “Наталья, боярская дочь” и очерк “Флор Силин”. В этих произведениях с наибольшей силой выразились основные черты сентиментального Карамзина и его школы.

à Карамзин – создатель русской критики.

1794г – «альманах Аглая» в 2-х томах. (философская позиция Карамзина). Создание по итогам 93-го года (начало якобинского террора во Франции) – разочарование в Европе.

Статья «нечто о науках, искусствах и просвещении» + отражение более сложного понимания человека: дуализм человека – его двойственная природа.

Пр: «письма Филадора и Мелалета» (интеллектуал/мудрец и художник) – один человек, но две стороны его натуры- разум и душа.

Читайте также:  Свой бизнес изготовление табуреток

à создание романтических повестей

Пр: «остров Борнгольн»

1797г. – статья «несколько слов о русской литературе», в которой замечено первое упоминание «Слова о полку Игореве».

à работа и изучение русской истории. Написана повесть на историческую тему — «Марфа-посадница, или Покорение Новгорода» (опубликовано в 1803). В этом же году указом Александра I он был назначен на должность историографа, и до конца своей жизни занимался написанием «Истории государства российского», практически прекратив деятельность журналиста и писателя.

1798г. – «альманах Аониды» в 3-х томах.

1799г. – «пантеон иностранной словесности» — учебник литературного языка.

Идея отражения лингвистической концепции Карамзина. Идея нового и старого слога. Он стремился создать один язык для книг и для общества. Карамзин целенаправленно отказывался от использования церковнославянской лексики и грамматики, приводя язык своих произведений к обиходному языку своей эпохи и используя в качестве образца грамматику и синтаксис французского языка. Карамзин ввёл в русский язык множество новых слов — как неологизмов («благотворительность», «влюбленность», «вольнодумство», «достопримечательность», «ответственность», «подозрительность», «промышленность», «утонченность», «первоклассный», «человечный»), так и варваризмов («тротуар», «кучер»). Также он одним из первых начал использовать букву Ё.

Начало XIX века.

Журнал «вестник Европы» (1802-1804гг.) был посвящен проблемам русской истории. Концепция истории: идея памяти и беспамятства.

+ 1817г. – «записка о московских достопамятностях» — описание уже разрушенных, не сохранившихся памятников.

«История» Карамзина не была первым описанием истории России, до него были труды В. Н. Татищева и М. М. Щербатова. Но именно Карамзин открыл историю России для широкой образованной публики. В своем труде Карамзин выступал больше как писатель, чем историк — описывая исторические факты, он заботился о красоте языка, менее всего стараясь делать какие-либо выводы из описываемых им событий. Тем не менее, высокую научную ценность представляют его комментарии, которые содержат множество выписок из рукописей, большей частью впервые опубликованных Карамзиным. Некоторые из этих рукописей теперь уже не существуют.

8 томов «Истории государства Российского» вышли в свет 28 января 1818

года 3 000 экземпляров разошлись в один месяц, сразу же потребовалось

второе издание. Карамзин продолжал свой исторический труд. Девятый том

вышел в 1821 году, в 1824 — десятый и одиннадцатый, последний, двенадцатый,

том вышел посмертно.

Карамзинская «История. » не только историческое, но и литературное произведение. Он поставил перед собой задачу создать эпическое повествование. Это потребовало смены образа повествователя — им стал историк, наделенный простодушием летописца и гражданским мужеством.

Структура текста «Истории»:

  1. примечания (более 10000) – огромны выписки из старинных документов à формирование исторического мышления у читателя.
  2. историческое повествование.
  3. мифолегендарная традиция.

Пр: взятие Казани – оценка глазами людей того времени.

Для Карамзина: Талант – дар природы, но от обстоятельств зависит, разовьются или погибнут его задатки. Талант – вещь естественная, не нечто божественное, он нуждается в поощрении и выучке. Как бы ни был противоречив Карамзин и как бы ни декларировал он, что художник всегда пишет лишь «портрет души и сердца своего», во всем искал для творчества опору в реальности и требовал подлинной художественности изображений. Карамзин чувствовал, что проблема характера – центральная в сентиментализме и логически вытекает из принципов изображения чувствительности, индивидуальности. Он полно исследовал соотношение понятий «темперамент» и «характер». В «Письмах русского путешественника» писатель сформулировал свою позицию так: «Темперамент есть основание нравственного существа нашего, а характер – случайная форма его. Мы родимся с темпераментом, но без характера, который образуется мало-помалу от внешних впечатлений». Карамзин стремился постичь характеры в их связи с историческими обстоятельствами. Также его мысль углублялась в двух направлениях: он искал национальную определенность характеров и средства индивидуализации языка.

Основы: объективизм/субъективизм + историзм/особый статус времени + биографизм. Значение Карамзина для русской культуры исключительно. В своих произведениях он соединил простоту с лиризмом, создал жанр психологической повести, проложил дорогу Жуковскому, Батюшкову и Пушкину в поэзии. Сентиментальная повесть содействовала гуманизации общества, она вызвала неподдельный интерес к человеку.

Как журналист Карамзин показал образцы всех видов политических изданий, сделавшихся в будущем традиционными для России.

Как реформатор языка он определил основную линию его развития, потребовав писать, как говорят и говорить, как пишут.

Читайте также:  Бизнес идеи с наклейками

Как просветитель он сыграл огромную роль в создании читателя (по словам Белинского, он сумел «заохотить русскую публику к чтению русских книг»), ввел книгу в домашнее образование детей.

Как историк Карамзин создал труд, который принадлежал своей эпохе и привлекает внимание историков и читателей конца XX века.

Как литератор он дал русской культуре эталон благородной независимости, создал образ писателя, ставящего собственное достоинство и неподкупность своих убеждений выше любых суетных соображений минуты.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Источник

Карамзин: биография, личная жизнь и творчество писателя

Портрет Николая Карамзина: YouTube/Краткая Биография

Один из величайших историков, литераторов, реформаторов России — Николай Карамзин. Биография известного писателя полна интереснейших фактов, а его личная жизнь шокирует счастливыми и трагическими моментами. Предлагаем узнать о жизни Николая Михайловича, прочесть о его творческой и просветительской деятельности.

Биография Карамзина: детство и юность

В Симбирской губернии в семье дворянина Михаила Карамзина и его супруги Екатерины Пазухиной родился мальчик в 1766 году. Назвали ребенка Николай. Мать умерла рано, и воспитанием наследника занимался отец — отставной капитан. Растить и учить мальчика грамоте ему помогали няни и гувернеры.

Начальное образование Н.М. Карамзин, как и многие другие дворянские дети, получил в родовом имении. При жизни мать мальчика собрала обширную библиотеку, и Николай проводил много времени за чтением книг отечественных и зарубежных авторов. Именно здесь зародилась огромная любовь писателя к прогрессивной зарубежной литературе.

Николай Карамзин, краткая биография которого тесно связана с творческой, научной и реформаторской деятельностью, жил в имении до 12 лет, учился в Симбирском дворянском пансионе.

В 1778 году отец отправляет сына в лучший по тем временам московский пансион Иоганна Шадена — учебное заведение, открытое профессором при Московском университете. Здесь Николай получает отличное образование, изучает популярные в то время в Российской империи иностранные языки (французский, немецкий). Спустя три года становится слушателем университетского курса: посещает лекции просветителя, профессора эстетики Ивана Шварца.

По настоянию отца молодой Карамзин проходит воинскую подготовку гвардейцем Преображенского полка (1783). Вскоре понимает, что служба не для него, выходит в отставку и возвращается в Симбирск. Здесь происходит одно из наиболее важных событий юности Карамзина — он становится масоном, членом ложи «Золотого венца». Спустя некоторое время будущий знаменитый литератор едет в Москву, где входит в «Дружеское ученое общество».

Он много читал, общался с литераторами, писателями, среди которых были:

Николай Михайлович Карамзин: Facebook/karamzin250

В этот период он пробует себя на литературном поприще — Михаил входит в число издателей первого детского российского журнала под любопытным названием «Детское чтение для сердца и разума».

Четыре года, которые писатель провел в Москве, существенно повлияли на творческое развитие Карамзина. Вот любимые авторы реформатора в те годы:

  • Лоренс Стерн;
  • Иоганн Гердер;
  • Уильям Шекспир;
  • Жан-Жак Руссо.

Тогда же Николай Карамзин пробует делать первые переводы бессмертных произведений зарубежных авторов.

Николай Карамзин: творческий путь

Писатель получил известность как литератор после выхода «Писем русского путешественника», которые опубликовал после поездки по Европе (1789‒1790 гг.). Во время путешествия Николай Михайлович Карамзин:

  • восхищался Берлином;
  • посетил Иммануила Канта, Ж.Ф. Мармонтеля, И.Г. Гердера;
  • съездил в Лондон, Женеву, Лейпциг;
  • побывал в Париже, где наблюдал за событиями Великой французской революции.

Яркие впечатления от путешествия, которые автор изложил на бумаге, по мнению многих филологов, стали началом развития современной русской литературы. Самого Карамзина стали считать величайшим литературным деятелем именно после публикации «Писем».

Николай Карамзин, годы жизни которого после поездки по Европе неразрывно связаны с литературой и историей России, издает первое в империи периодическое литературное издание «Московский журнал». Он публикует произведения известных и молодых начинающих авторов, издает собственные труды, среди которых знаменитая повесть «Бедная Лиза».

Читайте также:  Как интересно представит свою компанию

Кадр из театральной постановки «Бедная Лиза» (1967): YouTube/Советское телевидение. ГОСТЕЛЕРАДИОФОНД России

Также писатель выпускает альманахи и сборники. Вот наиболее известные из них:

Эти работы упрочили известность писателя, сделали Карамзина лидером сентиментализма — направления в литературе, пришедшего на смену классицизму.

Поэзия Карамзина имела кардинальные отличия от традиционной русской поэзии того времени. Среди прочего наиболее существенными были такие особенности:

  1. Карамзин пишет о духовном, внутреннем мире человека, а не о физическом, окружающем мире.
  2. Объект поэзии Николая Карамзина — жизнь. Поэт сознательно избегает огромного количества метафор и прочих тропов, для произведений использует бедные рифмы.
  3. В поэзии Карамзин признает, что любой предмет можно рассматривать с различных точек зрения.

Творчество Карамзина значительно повлияло на развитие в России литературного языка. Автор целенаправленно не употреблял церковнославянскую грамматику и лексику, а использовал в работах французский синтаксис и грамматику. Он ввел в русский язык новые слова (неологизмы, варваризмы, начал использовать букву «ё»).

В 1790-х годах у Карамзина проснулся интерес к изучению истории. Первая историческая работа автора — «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода» — повесть, которая вышла в 1803 году. В это же время российский император присвоил Карамзину почетное звание историографа. Выдающийся литератор — последний обладатель этого статуса.

Портрет историка, писателя Николая Карамзина: Facebook/karamzin250

После государева назначения Николай Михайлович Карамзин оставляет литературную деятельность и рьяно берется за изучение истории. Занятый этой деятельностью, он отказывается от предложенных ему постов на государственной службе.

Наибольший исторический труд Карамзина — «История государства Российского» (11 томов). Последний, 12 том «Истории», который Карамзин не успел закончить, вышел уже после смерти автора.

Царь высоко ценил работу Карамзина и поселил его рядом с собой в Царском Селе. К концу земного пути выдающийся литературный и исторический деятель стал непоколебимым сторонником абсолютной монархии.

Николай Карамзин: личная жизнь, последние годы

Какой была личная жизнь выдающейся личности, кого любил Карамзин? Писатель длительное время (13 лет) был отчаянно влюблен в жившую в имении по соседству Елизавету Протасову. Он добился взаимности и женился на девушке только в 35 лет. Елизавета обладала редкой красотой и ангельским нравом. Казалось, супруги будут счастливы всю жизнь, но судьба распорядилась по-своему.

Через год после вступления в брак Протасова родила Карамзину дочь, а затем скончалась от тяжелой послеродовой горячки. Для Николая это был один из самых сложных ударов судьбы. Позже он писал брату, что все для него потеряло смысл и исчезло, а перед глазами осталась только могила. Память любимой жены писатель увековечил в повести «Бедная Лиза», в которой дал главной героине ее имя.

Не обретя личного счастья, Карамзин решил служить Отечеству и практически переселился в обширную библиотеку князя Вяземского, который был его другом. Здесь погрузился в изучение старых трудов и создавал историю государства Российского.

Напряженная деятельность помогла пережить Николаю Михайловичу тяжелую утрату, он стал замечать, что в библиотеке часто появляется очаровательная женщина. Это была Екатерина Колыванова — сестра Вяземского, незаконнорожденная дочь графини Елизаветы Сиверс и князя Андрея Вяземского.

Николай Карамзин и Екатерина Колыванова: YouTube/Телеканал Культура

После 18-месячного добровольного заточения и печали по ушедшей жене Карамзин сделал предложение и обвенчался с Колывановой. Молодожены поклялись никогда не расставаться и сдержали клятву. В этом браке она была не только супругой и матерью девяти детей, а еще и советчицей и помощницей в его ежедневных научных трудах. Супруги всю жизнь преданно любили друг друга, и последние годы жизни Карамзина были наполнены любовью, взаимопониманием и семейным счастьем.

Жизнь и творчество Карамзина оборвались в 1826 году: он умер от чахотки в Санкт-Петербурге. Многие считают, что болезнь развилась от простуды, которую Николай Михайлович получил на Сенатской площади, когда наблюдал за декабрьскими событиями 1825 года.

Так кто такой Карамзин? Это выдающийся российский историк, литератор, писатель, журналист и редактор, реформатор литературного языка. Достижения этого человека огромны, а его имя навсегда останется в истории.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Источник

Оцените статью