Изображение мастера своего дела

Мастера своего дела: приложения по обработке фото, которыми пользуется весь мир

1. VSCO

Приложение очень быстро стало популярным. У него своя площадка для публикации фотографий, десятки платных дополнительных фильтров, удобная сетка и интересные эффекты для замедления видео. Одна из самых приятных и универсальных функций – создание собственных пресетов прямо как в Lightroom.

Пресет в Lightroom – это сохранённый набор настроек. Они используются для ускорения процесса обработки фотографий.

2. Lightroom CC

Облачный сервис от Adobe, полностью посвящённый редактированию цифровых фото. Одно из главных преимуществ – возможность создавать пресеты и обрабатывать громоздкие архивы в один клик. В программе работают профессиональные фотографы, но при этом с ней легко может подружиться и тот, кто совсем не знаком с технической стороной вопроса.

3. SnapSeed

Удобный аналог фотошопа. С ним работать куда проще, чем с любой программой от Adobe. Приложение не ограничивает вас готовыми фильтрами: вы можете управлять кривыми, детально редачить участки фотографии и избавляться от лишних предметов в кадре.

4. Facetune

Обычно в приложении уменьшают нос или замазывают прыщи, но бесплатная версия сильно ограничена по функциям. Не самый гениальный редактор, но его хватит, чтобы сделать ваше лицо искусственно идеальным.

5. InstaSize

Удобный редактор для создания коллажей. Вы кадрируете изображение в зависимости от той площадки, с которой будете работать. Например, можете выбрать размер Инстаграм-сториз и сделать для этого формата белые или цветные поля, добавить рамку и надпись. Всё то же самое вы можете проделать с любым видео.

Источник

Кулибинцы

Двадцать русских умельцев в этом номере «Родины» — капля в море. Поверьте. Их даже не тысячи. И вокруг каждого — еще тысячи их помощников.

Да у нас же целая Страна изобретателей!

Мы умеем гордиться «своими» — и правильно делаем. Но гордимся чаще абстрактно, в общем и целом. А чуть копни историю, чуть оглядись вокруг — тьма гениев разнокалиберных, в лаптях или очочках. Безвестные, затертые и звонкие — в них и скрыта умственная суть Отечества.

Всякий сразу вспомнит Кулибина. Имя самоучки стало и нарицательным — кого этим именем возносят, над кем иронизируют. Одна печаль: при жизни самого Кулибина ценили как игрушку. Можно двор развлечь забавными «автоматонами», можно заморским показать — и мы не лыком шиты. Но строить его полезные «водоходы» никто и не подумал.

Многие наверняка знают отца и сына Черепановых, Ивана Ползунова: паровоз, железная дорога, двухцилиндровый движок. Но и плоды их технических озарений употребили лишь для музеев и обобщающей гордости.

По сегодняшним меркам великие изобретатели наши, о которых вспоминает «Родина», — «лохи» и «неудачники». Карьеры корявые, лбы расшиблены в кровь. Не дрессированные тестами ЕГЭ — слепленные вовсе из другого теста. Не «креативщики» подручные — чистые поэты инженерной мысли.

Прислушайтесь, как токарь Нартов называл собрание своих машин: «Театрум Махинарум». Это ж посильней, чем «Фауст» Гете!

Но «махины» Нартова внедрялись со скрипом. На электрокарету (трамвай) Пироцкого никто и бровью не повел; потом у Сименсов купили. Придумщик стереофото Александровский доказывал морфлоту преимущества своего боевого «торпедо» — его задвинули, решили брать английские. Одессит Фрейденберг помыкался со своей АТС — и продал шведу Эриксону, у которого дело сразу пошло.

Так повелось, свой умник нашим «прогрессистам» костью в горле — иное дело западный. Пусть появилось позже, пусть не лучше, но чтоб «из-за бугра» — и дело не в одних изящных вкусах; «откаты» не вчера заведены

Так в школьной пьесе «Гроза», помните, Кулигин мечтал создать «перепету-мобиль». Что мешало? «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие». Такая наша вечная круговерть. Вот только умельцев дустом, а они все лезут отовсюду. Мы их в двери — они в окно.

Бенардоса свои же объегорили с правами на электросварку. Оставили ни с чем. А у него, как кукиши в кармане, — то «пароход на катках», а то «стиралка-выжималка».

Григоровича засунули в «шарашку», так он и там додумался, как после взлета убирать шасси у истребителей. Ничем умельцев не прошибешь. И свободно мыслить ну никак не отучишь.

Незаменим был доктор Пирогов под пулями — ровно до тех пор, пока по простоте душевной не рубанул царю, вернувшись с фронта, всю правду о его горе-назначенцах. Конечно, вольнодумца с глаз долой. Но прогнать Пирогова из истории цивилизации и царю слабо. Перековать умельца — кишка тонка. Левша лесковский, подковавший аглицкую блоху, об одном просил перед смертью: передать государю, что у англичан-то ружья кирпичом не чистят. Конечно, не передали. Крымская кампания пошла, а в наших ружьях пули болтаются.

Но Левша, которому свои же разбили голову, перед смертью не злился на обидчиков — думал о верности Отчизне. «И с этою верностью перекрестился и помер».

Может быть, мы когда-нибудь научимся беречь их светлые головы.

Механик-самоучка Федька Блинов — как есть крестьянин крепостной. Родился в 1831 году, в семье кузнеца в селе Никольском Вольского уезда Саратовской губернии. В конце 1840х годов, когда случился в Поволжье недород и голод, дал ему помещик Сергей Семенович Уваров (тот, что служил министром просвещения) вольную. Подался на Волгу в бурлаки. А в 1850-м вытащил счастливый билет — кочегаром взяли на «Геркулес».

Пароход он изучил, как пять пальцев, дошел до машиниста. Однажды, когда лопнул вал, распределявший передачу на оба ведущих пароходных колеса, покумекал да предложил разделить лопнувший вал на две части. Сказано — сделано. Отладил все так, что пароход стал лучше прежнего: мог повернуться, развернуться, управлять стало легче. Слава про Блинова потекла по Волге промеж знающих людей.

А ему уже много лет не давала покоя мысль о самоходе — «вагоне с бесконечными рельсами». Самоходной повозке с гусеницами.

Повезло еще раз: встретил купца Канунникова, тот взялся и с деньгами помочь, и с патентом. Но дальше вышло разногласие. Плюнул Блинов и уехал. Арендовал в Балаково чугунолитейный заводик, шесть лет строил вожделенный самоход с паровым двигателем. Звенья гусеничной цепи высверливали вручную из цельного куска металла.

Зато — все получилось!

Блинов верил, что такую полезную штуку у него с руками оторвут, только свистни. В 1896-м повез свое чудо в Нижний Новгород на Всероссийскую промышленную и художественную выставку. И получил похвальную грамоту «За трудолюбие».

Немецкая фирма (он и названия не запомнил) предлагала Блинову продать «самоход» за хорошие деньги. Тот крякнул да и отказал: «Я ж русский мужик, для России делал». А поддержал его лишь Максим Горький, разразившийся «Беглыми заметками» — о том, как вытесняют народных кустарей в пользу иностранцев с кошельками. Слова «откат» тогда не применяли — но суть была все та же.

После ярмарки Блинов слег, парализовало от досады ноги. Скончался в 70 лет. А за границей пошли свои трактора — только гораздо позже.

А. Платонов. «Житейское дело»

Суть изобретения

Трактор Блинова был таков: на прямоугольной раме из двух продольных 5метровых балок и поперечных соединительных, посередине стоял котел высотою в 1,5 м и диаметром в 1,3 м (из жаровой трубы сгоревшего парохода). Котел работал на нефти, рассчитан на давление в 6 атмосфер. С того же парохода две тихоходные паровые машины (10-12 л.с. при 40 оборотах в минуту), стоявшие на боковых балках рамы. Каждую гусеницу двигала своя машина. Чтобы трактор повернуть, выключалась одна из паровых машин и одна из гусениц.

Тяговое усилие самохода — 1100-1200 кг. Скорость три версты в час.

Конкуренты

Англичанин Джон Хиткот получил в 1832 году патент и через пять лет построил опытный экземпляр машины для вспахивания и осушения болот. Американец Уоррен Миллер представлял свою машину на сельхозвыставке штата Мэрисвилл в 1858 году. Но их машины были неприменимы на практике. Первым гусеничным трактором назвали машину Элвина Ломбарда в 1901 году.

Диковинную таратайку, ощетинившуюся гребенками, транспортерами, ларями и барабанами, размеренно тащили на жнивье четыре лошадки. Имя той хитроумной машине было: «конная зерноуборка на корню».

О ее молодом создателе сведений ничтожно мало: ни дня рождения, ни даты смерти. Известно лишь, что в 1865 году Андрей Романович Власенко окончил Горы-Горецкое земледельческое училище в Могилевской области. И, получив аттестат, прибыл в село Борисовское Бежецкого уезда Тверской губернии, в имение И. П. Новосильцева, у которого и проработал управителем десять лет.

Испытания 1868 года прошли успешно. Тогда же от агронома А. Р. Власенко в департамент земледелия поступило прошение о выдаче ему десятилетней «привилегии» на изобретенную им «конную зерноуборку на корню». Неслыханное дело! По всей России хлеб убирали серпами и косами, обмолачивали простейшим цепом, а в машине Власенко все было скомбинировано: жатва с обмолотом. Так и стали ее обозначать: жнея-молотилка.

В первый день испытаний было убрано четыре десятины овса. Во второй, за 10 часов, сжато и обмолочено больше четырех десятин ячменя. Быстрее, чем руками, в 20 раз! И в восемь раз быстрей американской жнейки «Мак-Кормик» — которая к тому же не молотит и зерна теряет 10-30 пудов на десятине.

Автор первого комбайна, говорят, был скромен и самокритичен. Считал свою машину несовершенной. Группа ученых и землевладельцев обратилась с призывом помочь Власенко в таком полезном государственном деле. На этом, собственно, и заканчивается история еще одного самородка.

Александр Алексеевич Зеленой, генерал-адъютант, министр госимуществ, ведавший и земледелием, пригвоздил прошение о производстве российской жнейки-молотилки размашистой резолюцией: «Выполнение сложной машины не под силу нашим механическим заводам! Мы же более простые жатвенные носильные машины и молотилки привозим из-за границы».

Через год американцы и англичане привезли свои сельхозмашины на Австро-Венгерскую всемирную выставку. Машина Власенко туда не добралась: Зеленой отказался выделить средства на транспортировку. А Власенко, чтоб сгладить неудобство, в апреле 1887 года наградили «за высокополезную деятельность» золотой медалью Вольного экономического общества.

Две жнеи-молотилки, построенные им на свои сбережения, работали до полного износа.

И. Ильф, Е. Петров. «Золотой теленок»

Суть изобретения

Комбайн Власенко имел гребенку для обрывания колосьев, ковшовый транспортер для подачи хлебной массы к бильному барабану молотилки, а также большой деревянный ларь для сбора зерна, прошедшего через решета и отделенного от вороха соломы, сорняков, земли и песка. Обмолоченные колосья и солома сходили с решета и попадали в подвешенные мешки.

Машина приводилась в движение тремя лошадьми, а при густом полеглом хлебе — двумя парами лошадей и обслуживалась двумя рабочими.

Конкуренты

Первые аналоги появились в США в 1879 году. Можно сравнить: американскую машину двигали 24 мула, обслуживали ее 7 рабочих. При этом производительность та же, что у машины

Власенко, работавшей с тремя лошадьми и двумя рабочими. Потери зерна также были несопоставимы. К 1887 году появилось несколько комбайнов, усовершенствованных, Беньямина Холта (его в США считают изобретателем комбайна). В 1890 году начали их заводское производство.

Отчего он сбежал в Америку и не вернулся? Обычно рассуждают (и обыватели, и важные чины) в том духе, что за океаном, в отличие от нас, умеют ценить чудаков, «поскольку именно они часто изобретают что-то новое». В этом и правда, и неправда — жизнь замысловатее. Многое можно вычитать в недописанных Зворыкиным воспоминаниях. Начиная с того, как сынок купца первой гильдии Козьмы Зворыкина, торговца хлебом, владельца пароходов и банкира, когда-то наловчился мастерить новомодные электрозвонки всем муромским соседям. И про студенческие митинги. И про безумие потом, когда страна как ухнула после февральской демреволюции в бандитский хаос, так и не вылезала. О приключениях в поиске условий для научной работы — ни у белых, ни у красных не нашел, вот и сбежал в Америку, где тихо и богато. Ждали ли там «чудака»?

В 1923 году Зворыкин, пристроившись в «Вестингауз» (Питтсбург, штат Пенсильвания), пытался запатентовать свою идею электронного телевидения. В патенте отказали. И руководство фирмы посмеялось, попросив «заняться чем-то более полезным». Он усвоил: идеи здесь имеют смысл тогда, когда «возможность получения прибыли станет очевидной для людей бизнеса». Очевидной эта возможность показалась чуть позже президенту фирмы RCA Давиду Сарнову — если б не его поддержка, кто знает, смог бы пробиться Зворыкин?

Уже в 1933м его позвали в Россию: приехал, много выступал и слушал, колесил по стране исключительно самолетами (лично Берия выделял), в театры ходил. При этом боялся-боялся. Но принимали тепло. Боялся-боялся — но через год опять прилетел, заключил для RCA солидную сделку. А потом смог прилететь лишь в 1959м.

Сохранились документы, как все это время за ним следило ФБР. Слежка, прослушка, вскрытие почты, обыски в квартире, даже доносы от сенаторов. В 1945м запретили выезд из США, отобрав на два года паспорт, — Зворыкин стал сотрудничать с Фондом помощи жертвам войны в России.

Там подозревали в пособничестве Советам. Тут считали, что шпионит для Америки. А он изобретал себе — благо находились люди, видевшие в этом свой коммерческий смысл. В 1967 году, приехав туристом во Владимир, сел без дозволения в такси и махнул в родной закрытый город Муром.

Английского он так и не выучил, прожив уйму лет в США. 29 июля 1982 года в госпитале Принстона дал последнее интервью по телефону. Вспомнил молодость, рассказал, что вот-вот умрет от старости. И умер через пару часов.

В. Шукшин. «Выдуманные рассказы»

Суть изобретения

В 1931 году Владимир Зворыкин создал в Америке иконоскоп, передающую электронно-лучевую трубку с высокой светочувствительностью и возможностью накапливать необходимый заряд точечных фотоэлементов. (При развертке передаваемого изображения его элементы воздействуют на фоточувствительный слой за миллионные доли секунды. Чтобы картинка была четкой и яркой, нужно усилить возбуждаемый изображением фототок, — прежде это не удавалось).

Первый советский телевизор «ВК» создан по разработкам Зворыкина.

Конкуренты

Был самоучка из штата Айдахо, Фило Фарнсворт, разработавший в 1928 году Image Dissector. В том же году запатентовал свой телеаппарат венгр Кальман Тиханьи. Но их разработки уступали зворыкинской, тем более что вскоре Давид Сарнов, президент RCA, на которую работал Зворыкин, выкупил их патенты за 1 млн долларов.

Встречу Никиты Хрущева с президентом Никсоном в павильоне парка «Сокольники», на открытии Американской выставки 1959 года, заокеанские гости записали с помощью видеомагнитофона фирмы «Ампекс». Никсон подарил Хрущеву видеокассету с записью. Только посмотреть ее Хрущев не мог: тогда еще было не на чем.

А название фирмы «Ампекс» расшифровывалось по инициалам ее создателя Александра Матвеевича Понятова — с припиской experimental, экспериментальный.

Сын зажиточного крестьянина, промышлявшего лесозаготовками, пасеками и торговлей, Александр Матвеевич родился 25 марта 1892 года в селе Русская Айша Чепчуговской волости Казанской губернии. Головастый оказался и рукастый. Отучившись в реальном училище, поступил на физмат Казанского университета, оттуда перевелся в Императорское высшее техническое училище (теперешний МВТУ им. Баумана) и дальше — в Политехникум немецкого города Карлсруе (сбежал от наказаний за участие в студенческих волнениях). Потом война, революция, китайская эмиграция, Франция, Америка.

Было дело, работал без зарплаты. Параллельно соорудил в гараже лабораторию. Поднялся. Годам к 50 создал свою фирму «Ампекс». Семь лет с командой исследователей (среди них и юный Рей Долби, который позже создаст dolby digital) занимался перспективной разработкой видеомагнитофона — и в свои 64 года опередил всех конкурентов.

Читайте также:  Открыть свое дело пошив одежды

Изобретатель был обласкан наградами — даже «Оскара» голливудского получил за вклад в развитие видеотехники. Кстати, и слово «video» (от латинского vide — смотреть) прижилось с его легкой руки. А почему так и не вернулся на родину. Пытался разыскать родню, та получала письма и в ответ молчала (как принято теперь считать: боялась). А Понятов перед смертью признавался, как страдает: детей не оставил, «все бы передал своей стране, весь свой опыт, но это невозможно. Даже филиал моей фирмы в России не разрешают создать».

В старости великий инженер выписывал советскую газету «Известия». Умер в 1980 году. Через 15 лет приказала долго жить и его непотопляемая «Ампекс».

Всю жизнь у каждого своего офиса изобретатель сажал березки.

В. Пелевин. Generation «П»

Суть изобретения

4 апреля 1956 года в Чикаго на конвенте Национальной ассоциации радиотелевизионных журналистов Понятов продемонстрировал первый коммерческий видеомагнитофон AmpexVRX-1000. Его тут же закупили все ведущие телестудии США.

Прежде для записи двухминутного ролика требовались километры пленки. Телесигнал занимает полосу частот в 500 раз более широкую, чем радиовещательный (звуковой). При такой полосе магнитная лента пролетает мимо магнитной головки со скоростью 50 метров в секунду. Чтобы снизить эту скорость, Понятов и его команда использовали поперечно-строчную запись вращающимися головками на относительно широкую ленту (два дюйма, то есть 50,8 мм) с четырьмя вращающимися головками.

Конкуренты

Основным конкурентом Ampex в разработке устройств видеозаписи первое время была RCA, в которой работал Владимир Зворыкин. Но Понятов опередил их на год.

Однажды в 1881 году над рынком на Привозной площади Одессы поднялся аэростат. Из аэростата помахивал шляпой 23летний юморист. Или артист. Или конструктор. Или все вместе и сразу — Мишка Фрейденберг (псевдоним «Оса») был выдумщик известный. Аэростат он, кстати, по своим чертежам и построил — из переплетного коленкора. А билеты внизу продавал его юный друг Леонид Пастернак, в недалеком будущем знаменитый художник и отец не менее известного поэта.

Фрейденберг, сын ремесленника, родился в городке Прасныш (ныне польский Пшасныш) Плоцкой губернии. 18-летним пареньком открыл в Евпатории первый драмтеатр: сам и ставил, и играл. Потом с головой ушел в сатиру, потом поучаствовал в работе Иосифа Тимченко над первым киноаппаратом.

Он хватался, кажется, за все — все ему было интересно. На этой почве и сошелся с Бердичевским (Апостоловым) — тот работал в мастерской у Тимченко при университете. Про Бердичевского, умнейшего изобретателя, известно так ничтожно мало, что, увы, мы можем повторить немногое. Но факт остается фактом: в начале 1890х Бердичевский с Фрейденбергом занялись вдруг телефонной связью. Проблема не рутинная — космическая! И обзор пошире, чем из аэростата над площадью: мир с телефонной сетью будет опутан практически интимной близостью! «Телефонный соединитель» — так они и назвали свою станцию.

К 1893 году они представили на кафедре прикладной физики и механики Новороссийского университета в Одессе автоматическую телефонную станцию на 250 номеров. Такой прорыв! Но встретили его кисло. И тогда. Тогда они поехали в Лондон. Англичане оценили. И выдали патент в 1895 году. И выдавали потом патенты на все доработки и усовершенствования — мощность их АТС расширилась до 10 тысяч номеров.

Организовать свое дело не удавалось. Бердичевский махнул рукой на все и вернулся в Одессу. А Фрейденберг промыкался, да и продал патент фирме Эриксона.

Суть изобретения

Основной элемент декадно-шаговой АТС — электромеханическое устройство, автоматически анализирующее поступающие импульсы. Каждый импульс соответствует цифре, которая набирается при пульсовом наборе. Контактное поле разделено на 10 рядов, по 10 контактов в каждом (deka — греч. «десять»). Шаговый — потому что храповый механизм перемещает вращающиеся контактные щетки по десяти фиксированным положениям на контактном поле шаг за шагом.

Конкуренты

Первая телефонная станция была построена в 1877 году по проекту венгерского инженера Т. Пушкаша. Однако качество связи было настолько низким, что экспертиза признала: говорить можно «только на расстояния до 10 километров». В 1889 г. американец А. Строунджер запатентовал декадно-шаговый искатель. А первую АТС декадно-шагового типа и создали Фрейденберг с Бердичевским. Через 3 года после англичан им выдали патент и в России.

Пироцкий был сыном Аполлона, военного медика. Жизнь Федора Аполлоновича прошла при погонах, кипуче. А вот «скалозубом» и отчаянным служакой он, по всей видимости, не был. Не о чинах все больше думал, а о благе Отечества.

Учился в кадетском, в артиллерийском, служил в артиллерии. Но болел «электричеством». Служа в Петербурге, изводил руководящие инстанции неуемными начинаниями. Разработал особую систему доменных и пекарных печей. Блеснул статьей «О передаче работы воды, как движителя, на всякое расстояние посредством гальванического тока». Речь фактически шла о создании сети гидроэлектростанций, которые «у нас в России. могут иметь огромное применение, в чем не трудно убедиться, взглянув на карту». (Начать предлагал с Нарвского водопада).

А в 1875-1876 годах провел опыты, пустив вагончик по железной дороге под Сестрорецком. К раме вагончика конки был подвешен электромотор и редуктор, передававший вращение колесам. Газеты восторженно бурлили, владельцы конок гневно обличали «бесовщину». А власти отмахнулись и денег на совершенствование конструкции не дали.

Заинтересовался сразу, говорят, только Карл Сименс. Человек со связями, обласканный петербургской властью, он уже имел выгодный контракт на создание русской телеграфной сети. И в случае с Пироцким сообразил, что дело стоит свеч. Расспрашивал изобретателя, изучал чертежи.

В 1881 году фирма братьев Сименсов приступила к изготовлению вагонов, подозрительно напоминавших конструкцию русского инженера. Их трамвайчики побежали — и Россия с 1892 года стала закупать их у Сименсов. А что же Пироцкий?

А ничего. Надоел своими фантазиями, был отправлен в отставку c урезанной пенсией, на которую в Петербурге не протянешь. Поселился в гостинице в Алёшках (Цюрупинск Херсонской области). В мае 1898 года газета «Юг» известила, что еще 28 февраля никому не нужный Федор Аполлонович умер. Хоронить было не на что, денег при нем не нашли, для похорон продали с молотка на площади его барахлишко. Выручили 65 рублей. Пять ларей, четыре чемодана и три ящика с какими-то бумагами, картинами и книгами никто покупать не захотел.

М. Булгаков. «Мастер и Маргарита»

Суть изобретения

В сентябре 1874 года на Волковом поле в Петербурге Федор Пироцкий показал, как шестисильная динамо-машина, приводимая в движение паровым локомобилем, дает ток, который по проводам на расстоянии 50 метров приводит в действие вторую динамо-машину. В 1876 году прошли испытания вагончика с электродвигателем. Электропитание шло через рельсы, один из которых служил прямым проводом, а другой — обратным (при напряжении постоянного тока 100 в). Вагончик с 40 пассажирами шел со скоростью 10-12 км/час. После доработок демонстрация состоялась в августе 1880 года в Петербурге.

Конкуренты

Опыты Пироцкого так и остались опытами. Изобретателем трамвая принято считать Вернера фон Сименса. После Берлинской выставки братья демонстрировали свой поезд по всей Европе, пока в 1881 году первый трамвай компании Siemens & Halske не был запущен по специально построенной железной дороге между Берлином и Лихтерфельдом.

Человек он был явно художественный. И если увлекался — во всякое новое дело нырял с головой. Так случилось и с неведомым прежде дагерротипным искусством. (С дагерротипии, использовавшей посеребренные медные светочувствительные пластинки, началась фотография).

В 1851-м в «Ярославских губернских ведомостях» мелькнуло его объявление: готов снимать для горожан портреты (любого размера). А всего через пару лет петербургские газеты известили почтенное общество о новомодном дагерротипном ателье, открывшемся на углу Невского проспекта и Большой Садовой. «Петербургский вестник» пел взахлеб: «Хороший живописец и очень сведущий химик, Александровский посвятил себя светописи и стал опытным дагерротипистом и фотографом. и достиг значительной степени совершенства. Особенно замечательны его коллодионтипы на стекле и бумаге, приготовляемой по новому, им самим улучшенному способу. «

Он работал безостановочно. Съездил на Кавказ для видовой фотосъемки. На Нижегородской ярмарке изготовил дагерротипный портрет популярного критика Н. А. Добролюбова с отцом. Много снимал семью и окружение Александра II. В 1852 году Александровский изготовил первые стереоскопические снимки камерой, изобретенной им самим. В 1859 году получил звание «Фотографа Его Императорского Величества».

Казалось, чего еще желать от жизни! А художественный человек в начале 1860-х годов вдруг сконструировал первую в России подводную лодку (в виде треугольника с круглым основанием, по форме тела осетровых рыб с острой спинкой). Следом разработал подводные мины — «торпедо». И в 1866 году безрассудно продал свое фотоателье в связи с зачислением на службу по морскому ведомству.

Ну, а дальше все было как почти всегда. Подлодку доводить до ума не давали, торпеды делать вовсе отказывались (скоро они появились у англичан). В 1880м Александровского отстранили от работ, через два года уволили со службы. Деньги, которые обещали вернуть — его собственные! — не вернули.

Забытый, разорившийся 77-летний изобретатель торпед, подлодок и фотоаппаратов скончался в 1894 году в больнице для бедных.

В. Аксенов. «Таинственная страсть»

Суть изобретения

Ранее «употреблялся дагерротипный аппарат, имеющий одно объективное стекло. Предметы снимались или в два приема одной машиной или двумя машинами, поставленными одна от другой на расстоянии; но оба эти способа не давали удовлетворительных результатов».

В стереофотоаппарате Александровского эти недостатки устранены. Он состоял из двух деревянных ящиков, один из которых вставлен в другой. Внутренний ящик разделен деревянной перегородкой на две половины. Его задняя часть — кассетная: в нее вставлялось матовое стекло для наведения резкости, а затем кассета с пластиной. В передней части наружного ящика было два отверстия, куда вставлялись два объектива.

Конкуренты

Принцип действия двухобъективного аппарата описывал английский физик-оптик Дэвид Брюстер. Однако первым его создал Иван Александровский. В 1875 году русский конструктор Д. П. Езучевский усовершенствовал стереоскопический фотоаппарат.

В 1872 году мир переполошился: неужели путешественника Миклухо-Маклая съели туземцы? На выручку ученого послали корвет. А на берегу харьковской речки Лопань тосковал ученик механика-оптика Ося Тимченко. Через два года он махнул вместе с друзьями к морю, в Одессу. Увы, до Океании было не добраться. Устроился на судоремонтный завод. Мастерил понемногу. А когда в Новороссийском (нынешнем Одесском) университете объявили о вакансии механика учебных мастерских, из четверых претендентов выбрали Тимченко.

В двухэтажной мастерской второй этаж отвели для самого Иосифа с женой и детьми (их будет восемь). Больше сорока лет он будет заведовать всем механическим хозяйством университета, где тогда работали и творили выдающиеся умы — Мечников, Сеченов, Шведов. Сооружал устройства для обсерватории и грязелечебницы, инструменты для хирургов и метеорологов. А в один прекрасный день к нему обратился видный российский физик Николай Любимов, занимавшийся изучением стробоскопических явлений. Он попросил механика придумать этакую «улитку» — скачковый механизм, позволяющий прерывисто менять кадры в стробоскопе.

Через месяц устройство было готово. И пошло-поехало! Для развлечения друзей Иосиф построил «кинетоскоп» (или «электротахископ»). 7 ноября 1893 года «Одесский листок» известил: «В доме гостиницы «Франция» открылась художественная выставка «живых фотографий», приводимых в движение посредством электрической машины». Десять дней крутили два «фильма», снятых на ипподроме — «Метатель копья» и «Всадник». Братья Люмьер еще тихо спали в далеком Париже.

9 января 1894 года профессор Любимов продемонстрировал эти первые в мире фильмы московским зрителям — на 9м съезде русских естествоиспытателей и врачей. Механику Тимченко была выражена коллективная благодарность. На этом история первого киноаппарата и закончилась. Вполне рабочий кинетоскоп Тимченко хранится по сей день в московском Политехническом музее под табличкой: «Первый кинематограф для съемки, печатания и показа ленты».

До конца своих дней Осип Тимченко жил в Одессе и продолжал изобретать.

В. Астафьев. «Перевал»

Суть изобретения

Как действовал в кинетоскопе Тимченко скачковый механизм? «Улитка» обеспечивала прерывистое движение ленты, чтобы изображение при проецировании приостанавливалось перед тем, как сменится следующим кадром. Это достигалось особым устройством зубчатого колеса в механизме.

Конкуренты

Через два года после премьеры фильмов Иосифа Тимченко — 28 декабря 1895 года — Огюст и Луи Люмьер провели первые коммерческие показы фильмов. Аппарат Люмьер появился позже российского, но они первыми поставили кино на поток, сделали его модным и коммерчески успешным.

Как-то 29 марта 1908 года Толстому в Ясную Поляну письмо пришло. Некто Прокудин-Горский сообщал классику: намедни довелось, мол, проявлять чью-то («фамилию я забыл») цветную фотографическую пластину, на которой кто-то снял писателя. Так вот, этот кто-то снял Толстого просто ужасно. В то время, как автору письма «удалось после многих лет работы достичь превосходной передачи изображений в истинных цветах». Автор позволяет себе просить Льва Николаевича «приехать на один или два дня, дабы сделать несколько снимков в красках с Вас и Вашей супруги».

Угрюмо прочитал Лев Николаевич и велел секретарю не отвечать на письмо, «отмолчаться». «Мне нежелательно фотографирование, но Софье Андреевне будет желательно». Одним словом, к утру Толстой передумал и согласился.

В мае Прокудин-Горский прибыл на три дня в Ясную Поляну.

Эту съемку теперь знает весь мир.

Пройдет совсем немного времени, и его назовут «создателем истинного родиноведения». Его, родившегося в 1863 году в семье отставного офицера в селе Фуникова Гора Владимирской губернии. Его, учившегося у самого Менделеева. Его, женившегося на дочке русского металловеда, директора гатчинских медеплавильных и сталелитейных заводов А.С. Лаврова. И уже в конце XIX века выступавшего с докладами «О фотографировании звездных дождей».

Российские власти выделят ему спецвагон с лабораторией, пароходы, лодки, пригонят «Форд», велят благоприятствовать всячески. И Прокудин-Горский отправится в свои нескончаемые цветные путешествия. Будто для нас, сегодняшних, написал о значении своих трудов: «Единственный способ показать и доказать русской молодежи, уже забывающей или вообще не видевшей своей Родины, всю мощь, все значение, все величие России и этим пробудить столь нужное национальное сознание — это показать ее красоты и богатства такими, какими они действительно и являлись в натуре, т. е. в истинных цветах».

После революции Прокудина-Горского назначили профессором Фотокиноинститута, но летом 1918 года, узнав о расстреле царской семьи, он покинул Россию. Скончался Сергей Михайлович в Париже в 1944м. Похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Из 3500 сохранившихся негативов около двух тысяч он увез. Наследники продали их за бесценок. Сегодня они хранятся в библиотеке Конгресса США.

М. Зощенко. «Фотокарточка»

Суть изобретения

Прокудину-Горскому удалось подобрать сложный состав, повышающий светочувствительность бромосеребряной пластины и делающий ее равномерно чувствительной ко всем цветам.

Если прежние методы требовали экспозиции «на ярком солнечном свете» до 30-40 минут (а в павильоне от полутора до трех с половиной часов), то способ Прокудина-Горского сделал экспонирование практически моментальным. Причем с негативов можно было делать любое количество копий и печатать фотографии на бумаге.

Конкуренты

В 1907 году фирма «Люмьер» запатентовала фотопластины «Автохром», однако у Люмьер экспозиция тоже была длительной, цветной негатив исчезал при обращении в диапозитив (а значит, нельзя было печатать снимки), а диапозитив выцветал и трескался под фонарем проектора.

Скрябин был не от мира сего. Выходил, как эльф, к роялю, и экзальтированные поэты ощущали «какую-то светлую жуть». Он будто и не спорил: «Все, что меня окружает, и я сам, есть не более как сон». Так жизнь и пролетела.

Пятилетний москвич (родился мальчик Саша в декабре 1871-го, по новому стилю 6 января 1872 г.) уже неплохо играл на фортепиано, но его отправили учиться в кадетский корпус — сына видного дипломата по семейной традиции готовили в военные. И все же, распрощавшись с кадетством, Скрябин пошел в Московскую консерваторию. Тут одного из самых ярких (в будущем) композиторов столетия отчислили из класса композиции за неуспеваемость. А курс по фортепиано он завершил с малой золотой медалью.

Друг Константин Бальмонт, слушая музыку Скрябина, почувствовал, как «пахнет древним колдовством». Оба все глубже погружались в мысли о богочеловеке, о борьбе света и тьмы. Время в струнку натянуло нервы. Скрябин стал «видеть» свои произведения то в виде светящихся сфер, то хрустальными гирляндами. Все глубже думал, как заколдовать непознанное время — упорядочив музыкой хаос.

Читайте также:  Мне нужен план как открыть свой дело

На этом фоне и появился его «Прометей», симфоническая «Поэма огня» для фортепиано, оркестра (включая орган), голоса (или хора) и партии Luce (итал. — света). Профессор А. Мозер по его эскизам создал специальный цветомузыкальный аппарат. Инженер П. Миллар — еще один. Но аппарат сбивался, публика осталась холодна.

Зачем это нужно было Скрябину? Каждая тональность для него имела свой цвет и характеристику. Красный (до мажор) — это ад. Синий (фа-диез мажор) и фиолетовый (до-диез мажор) — разум. Тональность ре мажор желта, как солнце. А соль мажор — оранжева. Синтез чувственных ассоциаций (он мечтал еще воздействовать на обоняние, на осязание, да на все) должен управлять воображением слушателя.

Тот, кого ждали великие дела, умер от ужасной нелепицы: неудачно выдавил фурункул, возник сепсис. Похоронен на Новодевичьем. Умирая, магический Скрябин предупредил: «Человечеству придется пережить страшную эру; улетучится вся мистика, угаснут духовные потребности. Наступит век машин, электричества и чисто меркантильных устремлений. Грядут страшные испытания. «

В. Аксенов. «Затоваренная бочкотара»

Суть изобретения

В музее Скрябина в Москве хранится световой аппарат, изготовленный физиком А. Мозером специально для «Прометея». Двенадцать лампочек на деревянном круге. Семь чередуются в соответствии с цветами спектра (красная, оранжевая, желтая, зеленая, голубая, синяя, фиолетовая). Пять дополнительных соединяют крайние спектральные цвета, образуя переход от фиолетового в красный, розовый, розово-красный. Этому кругу соответствует квинтовый круг: красный — до, оранжевый — соль, желтый — ре, зеленый — ми.

Конкуренты

Большое значение придавал цветовой символике тональностей русский композитор Н. А. Римский-Корсаков. Поэт К. Бальмонт даже присваивает «единой цвето-звуковой системе» двойное имя: Скрябина — Римского-Корсакова.

Про токарные станки обычно думают, как про чудище обло, озорно, стозевно и лаяй. Но думать так можно лишь до тех пор, пока не увидишь станки Нартова (в Эрмитаже есть). На них, кажется, — не работать, а котильоны танцевать. Все в вензелях, с узорами из птиц и ахиллесов, витые ножки и причуды в стиле русского барокко. Ни до, ни после Нартова не бывало таких токарных станков. На них и гравировка именная: «Механик Андрей Нартов. Санктпитербурх».

Умельца этого приметил в 1712 году Петр I: вытащил 16-летнего Андрея Нартова из мастерских Московской школы математико-навигацких наук в столицу — и произвел в свои «личные токари». Прямо в царском дворце обустроили «токарню», в которой Нартов работал и жил, — и Петр не разлучался с ним до своей смерти.

Нартов первым делом решил задачу главную: прежние станки для дерева еще годились — но не для металла. Чтобы резать металл, надо жестко закрепить резец и не вручную перемещать его вдоль обрабатываемой детали. Нартов решил эту задачу уже в 1717 году. Петр на радостях его и в Европу отправил — пошпионить за тамошними новинками и своими похвалиться. Нартовские станки Европу впечатлили. В Берлине Фридрих Вильгельм I просился к Нартову на прием: потокарничать. Да жалко, что ли — поделился токарь Нартов с прусским «королем-солдатом» секретами мастерства.

Долго был Нартов в таком почете. Сына его сам Петр I крестил. Но Петра не стало в январе 1725го. И Нартова из дворца «попросили» — в Москву, налаживать технику монетного дела. Нартов взялся за станки гуртильные (для насечки «гурта», ребра монет). Чем-то помог в изготовлении Царь-колокола. Придумывал «махины для обсерватории».

В конце концов Нартова вернули в Петербург, смотреть за бывшей царской мастерской, «Лабораторией механических дел». Тут Нартов осознал себя хранителем Наследия великого царя! Труд написал: «Достоверные повествования и речи Петра Великого». Видимо, важничал страшно. Недруг его, Иван Данилович Шумахер, секретарь Академии наук, пыхтел, что этот толкователь заветов неотесан и ничего «кроме токарнаго художества не знаетъ». Ломоносов подбил Нартова — и пошли интриги и кутерьма.

Но что теперь нам эта кутерьма! Нартов продолжал изобретать — вот главное. Андрей Константинович оставил труд: «Театрум Махинарум, то есть Ясное зрелище махин», с чертежами трех десятков своих станков.

У.Фолкнер. «Осквернитель праха»

Суть изобретения

До изобретения Нартова при работе на станке резец то приспосабливали как-то, а то и просто держали в руке. Нартов сварганил для токарного станка надежный «педесталец» (как он сам назвал), он же суппорт (лат. supporto — поддерживаю), принцип действия которого не изменился по сей день. «Железная рука», державшая резец, перемещалась с помощью винтовой пары, то есть винта, вкручивающегося в гайку.

Конкуренты

Изобретение суппорта приписывали англичанину Генри Модсли — сохранился его токарный станок 1797 года (в лондонском Научном музее). Но тут и спорить не о чем — Нартов опередил англичанина на 80 лет.

Этот пароход на катках покоя не давал Бенардосу. Ну, представьте: он проскакивает мели и обходит препятствия по рельсам. К тому моменту мечтатель уже женился, отстроил вотчину возле костромской деревни Лух и даже избирался в губернское земское собрание. Но стал жертвой сплетни — о его якобы романе с княжной Берсеньевой. Разговор у Бенардоса был короткий — взял и выпорол сплетника. За оскорбление суд приговорил его к Сибири, замененной трехмесячной гауптвахтой и лишением прав трудиться на госслужбе. Вот тогда он и взялся за пароход-вездеход.

Построил, назвал «Николаем» в честь старшего сына, испытал, проплыв 300 км по Луху и Клязьме до Гороховца. Повез свое чудо в Санкт-Петербург. Продемонстрировал успешно. Ни один чиновник, ни один промышленник и бровью не повел. Пароход, под который заложено было имение, пустили на дрова.

Но в роду у Бенардоса все были упорные. Портрет деда-генерала, Пантелея Егоровича, есть в галерее героев Отечественной войны 1812 года в Эрмитаже. Отец, полковник, Крымскую прошел. Ну, а его сын, потеряв пароход, увлекся. электротехникой.

В 1882 году на Международной электрической выставке в Париже Бенардос впервые продемонстрировал новый метод электросварки: свой способ «соединения и разъединения металлов действием электрического тока» он назвал «электрогефестом». Зеваки на выставке глазели, как Бенардос режет толстые рельсы — и его изобретению вручили золотую медаль.

Но денег на оформление патента не было. За долги пустили с молотка усадьбу изобретателя. Вот тогда состоятельный купец Ольшевский и предложил Бенардосу помощь — с условием, что станет совладельцем патентов. Бенардос согласился, получил патенты во Франции, Великобритании, Бельгии, Италии, Германии, Норвегии, Швеции, Испании, Дании, США, Швейцарии и Австро-Венгрии. Во всех, кроме российского, патентах совладельцем указан Ольшевский.

В 1898 году он перебрался в Фастов, возле Киева — жить совсем стало не на что. Скончался 21 сентября 1905 года в фастовской богадельне.

Модель костюма сварщика (производства Шатурской швейной фабрики) назвали «Бенардос».

Братья Стругацкие. «Хищные вещи века»

Суть изобретения

Электрическая дуговая сварка угольным электродом получила название «способа Бенардоса». В «привилегии» этот способ был описан так: «Предмет изобретения. основан на образовании вольтовой дуги между составляющим один электрод местом обработки металла и содержащею другой электрод рукояткою, подводимой к этому месту. «

Конкуренты

На 4-й Электрической выставке в Петербурге начался спор Бенардоса с Николем Славяновым, уральским инженером, о первенстве в открытии электросварки. В 1892 году комиссия экспертов Русского Технического Общества дала заключение в пользу обоих изобретателей. Затем и суд установил полную самостоятельность методов «электрогефеста» Бенардоса и «электрической отливки металлов» Славянова.

В июне 1850 года у сорокалетнего доктора Пирогова с двадцатидвухлетней баронессой Александрой Бистром был медовый месяц. Собираясь на свадьбу в имение родителей невесты, Пирогов попросил Александру Антоновну собрать к его приезду всех бедолаг, нуждавшихся в операции: не скучать же без дела в медовый месяц.

За три года до этого, 14 февраля 1847 года, Николай Иванович провел первую операцию с применением эфирного наркоза. Пока другие спорили о новации, Пирогов испытывал свойства эфира на собаках, телятах, даже на себе и своих помощниках. И, решив применить эфирный наркоз на войне, немедленно уехал на Кавказ. Причем в самую горячую тогда точку. В Самуртском отряде, осаждавшем укрепленный аул Салты, лазарет состоял из нескольких шалашей со сложенными из камней скамьями, покрытыми соломой. 100 операций с эфирным наркозом Пирогов провел, стоя на коленях. Впервые в мире — на поле сражения.

А в 1853 году началась Крымская война — и Николай Иванович рванул в Севастополь. Первым делом ввел сортировку раненых — тоже впервые. Кого оперировать срочно, под пулями, кого эвакуировать в тыл после первой помощи. Благодаря Пирогову в русской армии появились сестры милосердия: организовал «Крестовоздвиженскую общину сестер попечения о раненых и больных» и написал жене: «До сей поры мы совершенно игнорировали чудные дарования наших женщин». А за год до этого стал использовать налепную алебастровую повязку для заживления переломов.

После падения Севастополя основоположник военно-полевой медицины на приеме у Александра II со всей солдатской прямотой сказал, что думает о руководстве армией князем Меншиковым. Чем ответил мудрый царь-реформатор? Пирогова убрали из Медико-хирургической академии, сослали сначала попечителем Одесского и Киевского учебных округов, потом и вовсе за границу, в немецкий Гейдельберг — руководить русскими кандидатами в профессора.

Перед смертью Пирогов аккуратно указал в записке диагноз своей болезни.

Ю. Олеша. «Книга прощания»

Суть изобретения

Снотворное действие эфира («сладкого купороса») было известно издавна. Пирогов сконструировал и особую маску, позволяющую вдыхать точно заданное количество эфира.

Использовать гипс в медицине Пирогова вдохновил скульптор Н. А. Степанов: медик увидел в мастерской, как гипс сковывает холст. И уже следующему больному с переломом голени наложил холщовые полоски, смоченные в гипсовом растворе. Косой перелом, имевший сильный кровяной подтек, зажил даже без нагноения.

Конкуренты

В зарубежной литературе идею гипсовой повязки иногда приписывают бельгийскому врачу Матисену, однако документально установлено, что впервые ее предложил и применил

Н. И. Пирогов. Идея внутривенного наркоза также целиком принадлежит Николаю Ивановичу, а не Флурансу, Ору или Буркгардту. То же и с интратрахеальным наркозом. Пирогов применил его на пять лет раньше англичанина Джона Сноу.

На столике голова собаки, отдельная от тела, — трубки и шланги соединяют ее с хитрой системой насосов и сосудов, заменявших легкие и сердце. Голова щурится от яркого света, уши вздрагивают, слыша удары молотка, язык облизывает нос, почуявший резкий запах лимона.

Это не «ужастик» какой-нибудь, а кадры учебного фильма «Опыты по оживлению организма» (1940), рассказавшего об исследованиях физиолога Сергея Брюхоненко. Еще он в том фильме оживлял подопытных собак — Черноушка, Зайчик и Найда, виляя хвостиками, подтверждали: головокружительные опыты проходят успешно.

А все благодаря автожектору Брюхоненко.

Сергей Сергеевич, потомственный инженер, родом из городка Козлова (Мичуринска), ушел на фронт в 1914 году, сразу после медфака Московского университета. Вернулся перед революцией, долгие годы трудился в отделении клинической патологии и терапии военного госпиталя в Лефортово — ассистентом профессора (вроде булгаковского доктора Борменталя). Вместе с врачом Сергеем Чечулиным занимался разработкой прежде невозможного — аппарата, способного снабжать организм насыщенной кислородом кровью, полностью заменяющего сердце и легкие. Первый пробный опыт с «автожектором» (так они назвали аппарат) провели уже в 1924м.

Нагромождение насосов, трубок, шлангов и резервуаров выглядело зловеще — но чудо свершилось. Автожектор демонстрировали на II Всероссийском съезде патологов (1925), на II Всесоюзном съезде физиологов в Ленинграде (1926). Он был запатентован в СССР, Германии, Англии, Франции.

В 1936 году Брюхоненко разработал пузырьковый оксигенатор («искусственные легкие»), получил патент на него в 1937м, — и аппарат искусственного кровообращения стал использоваться в сочетании «автожектор + оксигенатор». Аппараты совершенствуют по сей день, и у нас, и за рубежом. Но первым был Брюхоненко.

А. Беляев. «Голова профессора Доуэля»

Суть изобретения

Устройство автожектора аналогично схеме кровообращения теплокровного животного. Механическим сердцем служили два диафрагмальных насоса (взамен левой и правой половин сердца), работавшие от электромоторов. Один насос посылал кровь через артерии, другой откачивал из вен. Давление крови в сосудах и температуру поддерживали автоматические регуляторы. Для обеспечения жидкого состояния крови использовался антикоагулянт Bayer 205.

Конкуренты

Последователи Брюхоненко отличались радикальностью и публичностью. Владимир Демихов, изучавший возможности пересадки органов, в 1954 году продемонстрировал двухголовую собаку. В те же годы американец Роберт Корниш добивался в опытах с собаками искусственного поддержания кровообращения с помощью инъекций антикоагулянтов и адреналина в сочетании с раскачиванием тела на подставке (для «взбалтывания» крови).

За год до того, как свернулся XVIII век, в цветущих васильках на околице села Митченки прилег гусарский поручик Прокопович. Петр Иванович лузгал семечки и размышлял о смысле жизни. Вот соседская девка Анюта Боровикова — сколько смыслов в том, что она собой хороша? Над ухом зазвенела пчелка и сбила с мысли. (Это все младший брат — завел себе улей с пчелами).

Лет Прокоповичу лишь 24, впереди целая вечность. Прибыл домой на Черниговщину (со службы списан вроде по болезни), а отец, сельский поп, отлучил сына от дома навсегда. В биографии Прокоповича полно тумана: за что? Но что имеем, то имеем.

Все лето 1799 года цвели васильки, Анюта с русою косою являлась музой, и пчелы любопытные вертелись. Не вытерпел Петр Иванович, заглянул однажды в улей брата. Потом признался прямо: как посмотрел он «улей на занос, на них самих, сидящих в нем и шумящих, вдруг возгорелась страсть завести их».

Купил десятину земли «для своей оседлости», пчел завел. Неопытный был, из 32 пчелиных семей выжило только девять. Да и на семейных фронтах не ладилось. Анюта родила ему двух внебрачных дочерей и сына, после чего незаконную жену Боровикову помещик сплавил замуж в дальнее село. А в 1801 году все добро Прокоповича кто-то спалил. И остался он с одной 10рублевкой, двумя пудами меда в кадке и пчелами. Жить стал в землянке — и ульи строить.

Тут и пошло-покатило ему.

К 1808 году пасека насчитывала уже 300 семей. В январе 1814го Прокопович придумал первый в мире улей с вынимающимися рамками. Пробовал разные — колоды и дуплянки, из соломы, приставные и надставные, строил улей в виде бочонка. Но всех лучше вышел этот, квадратный, с разборными рамками. Нехитрая конструкция — а будто нашел с пчелами общий язык.

В 1828 году Прокопович открыл школу пчеловодства, за полвека обучил 640 крепостных, командированных соседями-помещиками. Жаль, не смог издать 12 томов своего «Методического сочинения о пчелах и пчеловодстве».

Прокопович видел в России страну меда, пчел и воска. Он и людей будто пчелами измерял. Пчел он делил на три разряда: 1) добрых, тихонравных и умных, 2) злых, кусливых и вороватых, 3) плохих и глупых. Знал, что говорил: «Я проникнул в тайны рода пчелиного далее всех моих предшественников. «

Суть изобретения

Улей Прокоповича имел верхнее и нижнее донья. Внутренняя часть улья делилась двумя перегородками на три отделения. Верхнее отделение (магазинная часть) от среднего отделялось доской с пропилами, через которые свободно проходили пчелы, а матка в магазин проникнуть не могла. В это отделение вдвигались, ставились на решетку и свободно вынимались деревянные рамки размером 245×175 мм.

Конкуренты

На первенство в изобретении рамочного улья претендовали и поляк Ян Джержон (но его разборный улей появился в 1838 году), и немец Август фон Берлепш (1852 г.). Американец Лоренц Лангстротом запатентовал свой улей в США в 1851 году. Бесспорный факт, Прокопович был первым.

Уезжать из России Григорий Семенович после революции 1917 года отказался. А раз так — пригласили в Главхим ВСНХ. Пока вокруг стреляли, Петров занимался проблемой окисления жидких углеводородов нефти с целью получения карбоновых и оксикарбоновых кислот.

Читайте также:  Бизнес идеи для сдачи квартир посуточно

За одни такие словечки можно было схлопотать от люмпен-пролетария. Но на его счастье химик знаком был с Горьким. И тот в 1921 году рассказал самому Ленину о Петрове: палки, мол, в колеса, не пускают по научной нужде за границу. Ильич, не мешкая, черкнул зампреду ВЧК-ГПУ Уншлихту: «Прошу НКидел и ВЧК сделать распоряжение о немедленном пропуске за границу. «

Ленин! — тут и сел старик. Под мощной ленинской броней и прошел Петров свой замечательный научный путь, начавшийся до революции.

Роду-племени пролетарского (родился в семье рабочего лесопильни) Петров в 1904 году уже с дипломом Костромского промучилища поступил на службу в Петербургский жиркомбинат. И сразу отличился. Склады завалены невзрачным мылом: все не могли продать. Петров, вот голова, переварил все это мыло и добавил, не размешивая, яркий краситель. Мыло получилось с красивым слоистым рисунком. Назвали его «мраморным» — все тут же разлетелось.

Но это было только начало.

При сернокислотной очистке нефтепродуктов образуются сульфокислоты, от которых не знали как избавиться. Петров додумался до главного: нельзя победить — значит, надо правильно использовать. Тут и открылось чудо.

Нефтяные сульфокислоты, действующие как расщепители жиров, оказались незаменимы в промышленности.

К тому же, заметил Петров, при взбалтывании растворы нефтяных сульфокислот пенились как мыло. Они, оказалось, обладают прекрасными моющими свойствами и воду умягчают.

Да ведь это стиральный порошок для каждой хозяйки!

А для мужчин нелишне знать, что первооткрыватель стиральных порошков, изобретатель пластмасс создал еще и незаменимый в доме клей «БФ».

Т. Толстая. «Русская школа», запись в блоге, август 2015

Суть изобретения

В основе синтетических моющих средств, полученных химиком Петровым действием серной кислоты на продукты переработки нефти, содержатся поверхностно-активные вещества (ферменты, разлагающие белковые или жировые загрязнения), которые облегчают стирку и не боятся жесткой воды. Помимо обычной стирки открытие широко используется в промышленности — при изготовлении смазочных материалов, полимеров, при отделении ценной руды от пустой породы, холодном прядении льна, обработке кожи.

Конкуренты

Перед Первой мировой войной на моющие эффекты определенных синтетических поверхностно-активных веществ обращал внимание бельгийский химик А. Рейхлер. Немец Фриц Понтер говорил об их промышленном использовании. Однако лишь работы Григория Петрова открыли широкие возможности использования синтетических моющих средств.

Он родился в Петрово-Марьевке — донбасском поселке, прокопченном от тяжелой шахтерской работы. Разумеется, тринадцатилетним подростком пришел на шахту выборщиком породы. К восемнадцати годкам вырос до монтера шахты «Татьяна». А потом ушел на войну

Вернулся только в 1919м — все в руинах. Тиф скосил отца и двух сестер. Но Советская республика взялась Донбасс возрождать. В Первомайск пришли немецкие горные машины, первые «врубовки» фирмы «Ейкгофф». Но без наладчиков. В конце концов механик Первомайского рудоуправления Алексей Бахмутский не выдержал: вскрыл ящики с большими немецкими буквами, машины облазил до винтика, изучил, наладил, других научил. Немцы приехали — а наши сами с усами.

Но Бахмутский понимал — это вчерашний день. Нужна шахтеру техника революционно новая. Все эти врубмашины, насосы, конвейеры вечно барахлят. А если все машины совместить в одной?

Поделился с помощником Федором Чекмаревым, мастером золотые (хоть и черные) руки. Без чертежей вдвоем собрали чудо-машину в мастерских. И в 1932 году она получила вторую премию (первую не дали никому) на Всесоюзном конкурсе на лучший комбайн!

17 августа 1932 года в шахте «Альберт» прошли испытания. Под рукой Бахмутского, как писали тогда, ожило могучее сердце машины, и она легко поплыла по лаве. Угольный комбайн Б-1 прошел 12 погонных метров, загрузив 25 вагонеток.

Газета «Кадиевский рабочий» тут же оповестила трудящихся: «Горный комбайн работает в 100метровой лаве, одновременно зарубывает, отбивает и наваливает уголь, заменяя на один цикл 12 навалоотбойщиков, 6 отбойщиков и 2 бурильщиков. С пуском горного комбайна в забое нет ручного труда».

Но Бахмутский видел недостатки своего детища. Усовершенствовал его, снова испытывал. К 1939 году Горловский завод им. Кирова выпустил пять его машин. Шли работы над мощной моделью Б-6. Но на очередных испытаниях случилась авария. Травма шахтера оказалась смертельной.

Через год его комбайн Б-6-39 выдал 23,6 тонны угля в час — производительность вдвое выше, чем у первого образца.

(В. Каверин. «Два капитана»)

Суть изобретения

В комбайне Б-1 Бахмутский использовал штанговую врубмашину, широко применявшуюся на Донбассе. Комбайн зубьями-клеваками нижней штанги подрезал угольный пласт у почвы, вертикальные цепные бары разрезали породу сверху вниз. Верхняя штанга ударно-режущими элементами отбивала уголь, который падал на скребковый конвейер.

Конкуренты

Впервые идею создания угольных комбайнов высказывал русский конструктор А. Калери еще в 1897 году. В 1930х годах в Америке появился комбайн О Тула — однако он мог работать только в мягких углях, обваливающихся вслед за подрубкой. Появился комбайн Мак-Кинли — громоздкий, его обслуживали 9 человек, производительность была невысока. Советской версией подобного комбайна была машина Чехачева. Однако все они уступали первому комбайну горному, добычному конструкции А.И. Бахмутского.

Сын тифлисского отставного писаря Алкуна Капелюшникова, полжизни отслужившего в полку военных кавалеристов. Выпускник Томского технологического института вовсе не по нефтяной специальности. Но в 1915м году Матвей Капелюшников попал в Баку. И забурился!

К 1920 году он уже «топ-менеджер» в тресте «Азнефть». Рядом толковые инженеры С.М. Волох и Н.А. Корнев. Все трое — доки по бурению и знают главную беду «нефтянки»: бурятся скважины неэффективно. Ротор крутит длиннейшую колонну труб, идущих вглубь, тогда как нужно-то вертеть одно долото-наконечник, грызущее породу. И к 1922 году неразлучная троица разработала принципиально новый турбобур. Через год его испытали с пристани нефтеобщества. Потом на буровой Сураханского промысла одолели 600 метров. И пошло-поехало!

С «товарищами», правда, вышла странность. Осенью 1924 года заявку в Комитет по делам изобретений СССР они подали втроем. Но уже в феврале 1925го возникло их совместное заявление: «Ввиду состоявшегося между нами соглашения. просим Комитет: в патент на изобретение. включить только единое имя Матвея Алкуновича Капелюшникова». Дальнейший путь Семена Волоха и Николая Корнева тает в этом тумане неясности. Но мы с благодарностью вспоминаем их. В двадцатом веке окончательно прошли времена, когда за чудо-изобретениями стояли кустари-одиночки.

А Капелюшникова уже ждали с хлебом-солью американцы. В 1929 году он с супругой Варварой Андреевной, бригадой рабочих и двумя турбобурами отправился за океан в командировку на два года. Ошарашенные янки просили продать им патент или лицензию, но дудки, наши были как кремень.

В 1959 году Капелюшникова похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.

К. Саймак. «Строительная площадка»

Суть изобретения

Первая опытная конструкция редукторного турбобура, созданного Капелюшниковым, Волохом и Корневым, весила около тонны. В цилиндрическом кожухе помещался двигатель — одноступенчатую турбину приводил в движение промывочный глинистый раствор, накачиваемый насосом через полости бурильных труб. Не все было идеально. Однако и этот первый турбобур на выставке в США работал на 60% быстрее обычных роторных установок и расходовал втрое меньше энергии.

Конкуренты

Уже в 1932-40 годах творческая группа ГИНИ (Государственный исследовательский нефтяной институт, впоследствии НИИ буровой техники) под руководством талантливого инженера и организатора Петра Павловича Шумилова отказалась от применения редуктора в турбобуре и построила тихоходную многоступенчатую турбину.

Не всякий сможет перекреститься двухпудовой гирей. Трюк, приводивший цирковую публику в восторг, легко проделывал Дмитрий Павлович. Силач он был. Гиря гирей, а сын военного интенданта Григорович всю жизнь делал гидросамолеты (да и просто самолеты) — успел сконструировать больше 60 разных типов, 38 из них выпускали серийно. После Киевского политеха и учебы в бельгийском Льеже перебрался в Петербург и в 1912м стал техдиректором «Первого Российского товарищества воздухоплавания С.С. Щетинин и К».

А еще через год соорудил тот самый новый тип морского самолета, который станет классическим.

До Григоровича задачу решали примитивно — ставили обыкновенные сухопутные самолеты на огромные поплавки. Молодой инженер создал именно летающую лодку. Она могла взлетать и садиться при полуметровых волнах. Днище не «прилипало» и легко отрывалось от водной поверхности. Двухместный гидросамолет М-5 легко разгонялся до приличной скорости 105 км/ч.

Разумеется, его сразу приняли на вооружение. И уже в апреле 1915 года М-5 выполнил первый боевой полет, подтвердивший его высокие летно-технические данные, а в следующем году бомбил турецкие порты Зунгулдак и Стамбул. От закупок иностранных самолетов, как ни кряхтели чиновники, пришлось понемногу отказываться.

До 1917 года Григорович успел сконструировать и первый в мире морской истребитель М-11, и летающий морской торпедоносец (с 1000килограммовой торпедой на борту), и летающий морской крейсер.

Конечно, Григорович пытался служить новой власти. Однако созданные им самолеты-разведчики М-22 и М-23 в серию не пошли: не было подходящих двигателей. Григорович, было дело, от отчаяния запил. Из всех его проектов до серийного выпуска дошел только четырехместный гражданский самолёт. Григоровича с группой конструкторов отправили на исправление в «шарашку», где он совместно с Поликарповым создал знаменитый истребитель И-5, потом И-7. А что им «шарашка» — люди-то одержимые!

В 1938-м организовал новое ОКБ-153. В том же году, 26 июля, умер от белокровия. Похоронили с почестями на Новодевичьем.

Э. Хемингуэй. «Райский сад»

Суть изобретения

В общем и целом гидроплан схож с сухопутным самолетом. Одно «но»: гидроплану нужна плавучесть, непотопляемость, остойчивость на воде — как для морского судна.

Двигатели над крылом, чтоб не заливало водой. Вместо обычного силового агрегата (двигатель спереди в сочетании с тянущим винтом), Григорович стал использовать толкающий пропеллер на крыле позади пилота. Это уменьшало риск залива двигателя водой и улучшало обзор пилоту.

Конкуренты

В 1918 году военное ведомство США, получив от «белой армии» несколько гидросамолетов, организовало серийный выпуск аналогичных — без ссылок на первоисточник. Францу также стали выдавать за изобретение Анри Фармана конструкцию крепления коробки крыльев к фюзеляжу, разработанную в 1917м Григоровичем для летающего морского крейсера МК-1.

Душновато как-то. Весельчак Павел Александрович свежий воздух любил. Но сейчас волновался, может.

Дирижабль замедлился до четырех метров в секунду. Открыли специальный люк, там пустота шипела и Белое море комкалось как простыня. Пора. Пять кубометров водорода из баков «Графа Цеппелина» уже в шаре аэростата. К шару подвешено радиоустройство его, Молчанова, конструкции. И грузик с гильотинкой. Радиозонд будет падать — пока дирижабль успеет уйти на безопасное расстояние. По сигналу часового механизма нож перерубит бечеву, аэростат потянет зонд в высоту стратосферы.

Этот полярный перелет в 1931 году организовало международное общество «Аэроарктика». Немецкие ученые пригласили русских коллег в экспедицию на «Графе Цеппелине»: из Германии через Ленинград в Арктику и обратно. Конечно же, как было не позвать Молчанова: именно им был запущен первый в мире радиозонд (с маркировкой «271120») за год до того, 30 января 1930 года. Из Главной геофизической обсерватории в Павловске радиозонд ушел на высоту 7,8 километра, через 32 минуты после запуска получили сигнал: температура -40,7 C. Первая аэрологическая весточка для ленинградского Бюро погоды и московского Центрального института прогнозов погоды. Новый виток в развитии метеодела: отныне можно получать точные сведения о свободной атмосфере на высотах до 30 км.

Молчанов, вспоминают, был ужасный добряк. Невысокий, полный, круглое лицо, усы подстрижены, брови выгорели, серый костюм всегда отутюжен, белый воротничок накрахмален. Родом из Волосова Тверской губернии. После физмата Петербургского университета в 1914м сразу попал в армию. В 1919м занялся восстановлением аэрологической обсерватории в Павловске под Петроградом.

В феврале 1941 года был назначен завкафедрой авиаприборов Ленинградского авиаинститута. А в апреле, за два месяца до войны, весельчака Молчанова, крупнейшего ученого-метеоролога, отца отечественной аэрологии, арестовали. Кто и что там на него донес — неясно. Может, припомнили полет с немецкими коллегами. В октябре того же 41го заключенных погрузили для эвакуации по Ладоге в трюм баржи. Дышать было нечем. Задыхались.

Конвоиры стреляли в каждого, кто лез на ступеньки отдышаться. Молчанов — ему было только 48 — не мог без свежего воздуха.

М. Павич. «Кони святого Марка»

Суть изобретения

Гребенчатый радиозонд Молчанова был прост, удобен и дешев в изготовлении. К небольшому воздушному шару подвешена гондола с одноламповым радиопередатчиком, датчиками температуры, давления и влажности воздуха, а также коммутаторы. Передающей антенной служит провод, укрепленный вдоль стропы шара, а противовесом — свободно свисающий провод.

По характеру полученных сигналов в аэрологической лаборатории определяют показатели слоев атмосферы, через которые проходит зонд. Температура определяется в пределах от +40 до -60 , давление от 30 до 700 мм ртутного столба и влажность до 100%.

Конкуренты

Радиозонды Молчанова были вне конкуренции. Они оказались совершенны настолько, что использовались практически без изменений до 1958 года.

Александр II, проигравший Крымскую войну, выслушивает Пирогова, который, по выражению моего коллеги, «врубил» царю такую правду о его горе-назначенцах, что этакого вольнодумца — с глаз долой». Вернулся — когда позвали организовать наши госпитали в условиях Турецкой войны. Поставил условие — полная свобода действий. Дали. Поехал, работал в Болгарии. Вернувшись, стал почетным гражданином Москвы.

Я бы не сказал, что эта судьба сломана самодержавием. Она продиктована непредсказуемой русской историей. Герою она — по силам.

Еще одного умельца Александр II назначил «Фотографом Его Императорского Величества» — очень уж хорошо тот снимал. Но еще лучше придумывал подводные лодки. И торпеды. Ради этого продал фотоателье и поступил на морскую службу. И что же? Уволили. Ни денежек не получил, ни признания. Умер Иван Александровский в больнице для бедных в 1894 году (через 13 лет после того, как Александра II угробили революционеры). А торпеды? Их стали делать англичане.

Третий вариант высочайшего участия в судьбе изобретательного героя — история Нартова. Почти идиллия: 16летнего ученика школы навигаторов замечает Петр I и назначает своим «личным токарем». И до самой своей смерти держит при себе: опекает. После смерти опекуна — откат: «токаря» из дворца выдворяют. Потом возвращают. Потом опять выдворяют. Затерянную могилу Нартова нашли лет через двести. В 1950 году захоронили на кладбище Александро-Невской лавры. Рядом с Ломоносовым.

Как отнестись к подобной «кутерьме»?

Размышляя над этим, прихожу к выводу, что противостояние одиноких героев и их противников в царские времена — это не столкновение фронтов. Это именно «кутерьма». Вырастая и отыскивая свой путь, умницы вырабатывают героическую верность своему предназначению. Даже в непредсказуемых ситуациях.

Пока революционеры охотятся в Питере за императором, два друга в Одессе строят из переплетного коленкора аэростат.

А в другую жестокую эпоху изобретатель Григорович вместе с изобретателем Поликарповым разрабатывает истребители. Для фронта, во славу советской власти. Но то ли материалов не хватило у власти, то ли денежек — работы прерваны. Григорович от отчаяния начинает пить. но кончает, потому что ему дают возможность обдумывать новые самолеты. И занимается самородок этим любимым делом до последних дней.

Маленькое уточнение: любимым делом он занимается в «шарашке». Что такое шарашка, знают все, кто читал Солженицына. Но похоронен с почестями.

Это, увы, общее у наших выдающихся умников: мало людского тепла, а подчас и славы отведено им при жизни. Давайте же отдадим дань их памяти хотя бы после смерти. Осмелюсь добавить еще одну фигуру в наш гордый список.

Мальчик, переживший в детстве Великую Отечественную войну, заканчивает в Туле механический институт. Поступает работать в федеральное предприятие «Сплав», где умом и талантом вкладывается в совершенствование боевых систем «Град», «Ураган», «Смерч». Становится Героем Труда.

Его работы известны всему техническому миру. Неизвестна только фамилия, потому что работает самородок в закрытой оборонной системе (не путать с шарашкой).

Великий конструктор-оружейник умер в феврале этого года, и фамилия его стала общеизвестной. На ней играет отсвет нашей неистребимой веселой подначки: Денежкин.

* в предыдущей версии статьи допущена ошибка и фотография Алексея Бахмутского ошибочно подписана именем Андрея Власенко. Приносим свои извинения читателям.

Источник

Оцените статью