- Изменения своей профессиональной деятельности
- Профессиональная деформация: как остаться собой и не утонуть в работе?
- Появление термина
- Сущность и симптомы профессиональной деформации
- Причины профессиональной деформации
- Профилактика профессиональной деформации
- Примеры профессиональной деформации
- Педагоги
- Медицинские работники
- Психологи и психотерапевты
- Сотрудники органов внутренних дел
- Резюме
Изменения своей профессиональной деятельности
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет установить, что определению сущности, содержания, компонентов, видов и функций деятельности педагога посвящено достаточное количество диссертационных исследований, монографий, учебных изданий и др.
В «Педагогическом словаре» педагогическая деятельность определяется как «деятельность, направленная на создание оптимальных условий в целостном педагогическом процессе для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей свободного и творческого развития» [3].
Контекст изменений, влияющих на профессиональную деятельность педагога, задается не только вызовами времени и социальным заказом, но и стратегическими документами сферы образования. Одним из факторов, определяющих изменения в профессиональной деятельности, стали новые требования к компетентности педагога в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) общего образования. В соответствии с общей структурой и системой требований стандарта педагог должен обладать:
1) методологической компетентностью, позволяющей проектировать и осуществлять педагогическую деятельность в логике системно-деятельностного подхода;
2) компетенциями, обусловленными структурой основных образовательных программ;
3) компетенциями в области целеполагания, технологии достижения и оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основных образовательных программ;
4) компетенциями, обеспечивающими создание оптимальных условий реализации основных образовательных программ.
Особым акцентом в требованиях образовательного стандарта общего образования становится необходимость духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, что предполагает освоение педагогом новых подходов к содержанию и организации внеурочной деятельности.
Наряду с перечисленными компетенциями общая методология ФГОС и структура основных образовательных программ предполагают работу педагога с различными категориями учащихся: сопровождение развития одаренных детей, реализацию программ инклюзивного образования, работу с девиантными, социально запущенными детьми, с учащимися, имеющими проблемы в развитии, и др. Очевидно, что работа с таким контингентом обучающихся требует не только профессиональной переподготовки и повышения квалификации учителя в вопросах педагогики творчества, специальной педагогики, но и овладения технологиями сопровождения, педагогической поддержки и т.д.
Важную роль в достижении результативности работы образовательных учреждений в «эпоху перемен» играют мотивационная готовность педагогов, принятие задач нового образовательного стандарта и осознание необходимости изменений в собственной, зачастую уже сложившейся, профессиональной деятельности. Процесс изменений трудовой деятельности, предполагающий переход из одного состояния в другое, имеет свою «драматургию» и разворачивается в определенной логике. В результате анализа трансформации трудового поведения педагогов в условиях предъявления новых требований выявлены этапы перестройки трудовой деятельности, которые проходит педагог: «выживание», исследование нового, адаптация к новым требованиям, изменение деятельности и, наконец, включение в трудовой процесс новых освоенных действий. Одним из механизмов, обеспечивающих запуск изменений профессиональной деятельности, безусловно, является профессиональная рефлексия, позволяющая идентифицировать имеющиеся проблемы в осуществляемой профессиональной деятельности и определить оптимальные способы их решения.
Примечательно, что статистически зафиксированное снижение числа педагогов, имеющих педагогическое образование, наглядно демонстрирует реализацию идеи обновления и совершенствования педагогического корпуса за счет привлечения специалистов из других профессиональных сфер. Вместе с этим возникает риск отсутствия готовности этой категории специалистов к выполнению сложных задач, поставленных перед современным педагогическим сообществом. Отсутствие базовой психолого-педагогической подготовки у части педагогов системы общего и дополнительного образования может негативно отразиться на общей результативности работы педагогических коллективов в условиях изменения профессиональных требований.
Явление стандартизации педагогической деятельности в настоящее время находит отражение в документах, определяющих рамки работы современного педагога: это Квалификационные характеристики должностей работников образования и утвержденный Профессиональный стандарт педагога, введение которого датируется 2017 годом. Квалификационные требования содержат перечень должностных обязанностей, требования к знаниям и квалификации педагога. Этот документ, к сожалению, не дает полного и ясного представления о должностных обязанностях современного педагога, не учитывает изменений, связанных с реализацией ФГОС, спецификой обучения различных категорий обучающихся, новыми подходами к организации образовательного процесса и условиям его реализации.
Развернувшееся в последнее время обсуждение Профессионального стандарта педагога показало неоднозначное отношение педагогического сообщества к этому документу, который не воспринимается педагогами как стимул к профессиональному развитию, а скорее ассоциируется с тотальным контролем, жесткой регламентацией и введением ограничений.
Одной из важных характеристик современного образования является его динамичность, необходимость быстрого реагирования профессионально-педагогического сообщества на новые вызовы. При этом внешние изменения могут влиять на цели и содержание, структуру и условия педагогической деятельности, профессиональные функции и виды деятельности, а также на отношения, возникающие между субъектами образовательного процесса. Анализ происходящих изменений, затрагивающих все компоненты профессиональной деятельности, приводит к пониманию сложной природы этого процесса, в который вместе с педагогом вовлекаются обучающие, их родители, администрация, социальные партнеры и др. В современной литературе по педагогической инноватике в отношении всех субъектов образовательного процесса закрепились определения «инициаторы» (или «агенты») изменений.
Масштабный характер изменений в современном образовательном пространстве определяется всеми предполагаемыми субъектами-инициаторами, которые могут рассматриваться как многоуровневая структура, включающая:
1) транснациональные корпорации и международные организации;
2) государственные структуры, Правительство и соответствующие ведомства;
3) школьные и научно‐педагогические институты, общественные и общественно‐профессиональные объединения, научные сообщества;
4) педагогов и руководителей школ, обучающихся и их родителей [1] .
Анализ причин, влияющих на характер профессиональной деятельности педагога, показывает, что изменения, вносимые «сверху», не принесут ожидаемого результата без инициативы и готовности «снизу», которая возникает как непосредственная реакция профессионального сообщества на конкретные образовательные запросы детей и родителей. В этом случае учитель становится автором преобразований, занимая субъектную позицию, которая базируется на понимании необходимости совершенствования профессиональной деятельности. Поэтому часть профессионального сообщества выступает не только в качестве субъектов, но и агентов изменений, способных к инициированию, реализации, распространению и сохранению эффектов изменений. Только такая интеграция внешних и внутренних направлений преобразований образовательного процесса и педагогической деятельности обеспечит достижение целей, заложенных в стратегических документах отечественного образования [2;5].
Так, например, характеризуя труд учителей средних общеобразовательных школ, А.В. Шакурова справедливо замечает, что они, с одной стороны, являются субъектами трудового поведения, а с другой — «заложниками» функциональных обязанностей, разработанных на основе должностных инструкций и квалификационных требований [6].
В связи с изучением содержания и видов деятельности современного педагога заслуживает внимания вопрос расширения его ролевого «репертуара». Модель трудового поведения учителя содержит мотивационный, целевой и исполнительский блоки профессиональной деятельности. В исполнительский блок профессиональной деятельности учителя наряду с регуляционными и трудовыми умениями включены профессиональные роли, которые обеспечивают взаимодействие учителя со всеми субъектами образовательного процесса. К ним относятся роли аналитика, генератора идей, исследователя ресурсов, мотиватора, координатора усилий, реализатора, завершителя, коммуникатора и т.д. [6]. Опираясь на диссертационные материалы последних лет и учитывая тенденции современной образовательной практики, этот перечень без труда можно дополнить ролями тьютора, фасилитатора, супервизора, консультанта и др. Необходимость владения этим обширным ролевым репертуаром, на наш взгляд, является одной из причин интенсификации и существенного повышения энергозатратности современной педагогической деятельности.
Любые изменения, вносимые в профессиональную деятельность, требуют от работника овладения новыми компетенциями, что предполагает дополнительные усилия, затраченные на их формирование. Как следствие, важной проблемой совершенствования образовательного процесса становится интенсификация педагогической деятельности. Показателями в оценке интенсивности трудовой деятельности педагога являются затраты времени на выполнение обязанностей и количество видов трудовой деятельности, выполняемых работником. Основным показателем для определения интенсивности деятельности является время, затрачиваемое на выполнение профессиональных обязанностей. По результатам проведенного Профсоюзом работников народного образования и науки Российской Федерации в 15 регионах страны мониторинга по вопросам интенсификации труда педагогических работников выявлено, что на выполнение профессиональных обязанностей учителя тратят от 54 до 80 ч в неделю. К числу основных видов деятельности относятся проведение уроков и внеурочная работа с обучающимися, подготовка и обеспечение учебного процесса и организационно-педагогическая деятельность. Также к видам педагогической деятельности отнесены работа в комиссиях, общественных организациях, руководство проектной деятельностью, наставничество, участие в профессиональных конкурсах, составление портфолио, работа с электронной учебной и методической документацией, ведение сайта, блога, работа в жюри конкурсов, олимпиад и т.д. Наряду с этим учитель выполняет виды работ, не имеющие непосредственного отношения к учебно-воспитательному процессу: отчеты, подготовка к аккредитации и лицензированию, участие в избирательной кампании, участие в хозяйственных работах, ремонте и др. [4].
Несколько иначе оценивается загруженность учителей в материалах международного исследования Teaching and Learning International Survey. Авторами было выявлено, что средний учитель в России работает свыше 46 ч в неделю, при этом около 15 ч он тратит на заполнение планов, написание отчетов и подготовку к урокам. По этим показателям российские преподаватели — самые загруженные среди коллег из 36 стран, участвовавших в исследовании [7]. При этом практика показывает, что большой объем и разнообразие видов выполняемой работы требуют от педагогов значительных затрат времени не только в рабочие, но и в выходные дни.
Очевидно, что расхождения отечественных и зарубежных экспертов в оценке интенсивности труда учителей весьма существенны, но при этом они не влияют на общие выводы о значительных перегрузках, которые испытывает российский учитель.
«Задача освоения новых профессиональных компетенций сама по себе является источником повседневного напряжения в профессиональной деятельности педагога» [4]. В связи с этим особого внимания требует вопрос регулирования рабочего времени педагогов в соответствии с нормативными правовыми актами. Необходимо отметить, что в цитируемом Постановлении предлагается продолжить исследование интенсивности профессиональной деятельности педагогов с целью определения максимально допустимого уровня загруженности, которая не отражается на качестве профессиональной деятельности и результатах образования. Также предлагается определить и нормативно закрепить условия отказа от определенных видов работы и недопущение выполнения учителем обязанностей, не свойственных профессиональной деятельности.
Необходимо констатировать, что интенсивность труда учителя в условиях реализации новых образовательных стандартов резко возросла. Виды профессиональной деятельности, профессиональные обязанности и роли, а также квалификационные требования к педагогу должны быть согласованы со стратегическими документами, определяющими развитие и совершенствование образования, и четко закреплены в нормативных документах, задающих рамки педагогической деятельности.
Чекалева Н.В., д.п.н., профессор, проректор по инновационной и международной деятельности, заведующий кафедрой педагогики ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск;
Медведев Л.Г., д.п.н., профессор, декан факультета искусств ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск.
Источник
Профессиональная деформация: как остаться собой и не утонуть в работе?
Вы замечали, что в последнее время сфера трудовой деятельности требует все большего количества профессионалов в своей области? На второе место уходят дилетанты, поверхностно владеющие знаниями, умениями, а глубокая специализация, постоянный рост и развитие в своем направлении приобретают новый качественный смысл. Большая конкуренция, недостаточность базовых знаний, стремление к развитию, приобретение новых компетенций в рамках того или иного вида деятельности – вот что важно сегодня. Но давайте задумаемся: как это может проявляться на личности, как влияет на ее психологическое состояние и к каким последствиям ведет такая профессиональная политика?
Был ли у вас опыт того, что родитель или супруг (супруга) по приходе домой остается в профессиональном образе? Врач все никак не позабудет о пациентах, лежащих в палатах, и при легком кашле ребенка залечивает его; педагог продолжает учить своих родственников чему-то полезному; психолог пытается анализировать поведение членов своей семьи; полицейский подозревает всех знакомых, домочадцев в «темных делишках» и т.д. Если такое случалось, то вы столкнулись с профессиональной деформацией, о которой пойдет речь в этой статье.
Профессиональная деформация может приключиться с каждым человеком, поэтому, чтобы уметь контролировать себя, предлагаем вам пройти нашу онлайн-программу «Психическая саморегуляция», где за 6 недель вам удастся приобрести важнейшие навыки – умение справляться со стрессом на работе и дома, бороться с апатией и раздражением, и главное – контролировать свои эмоции.
И прежде чем мы перейдем к основному материалу, предлагаем уже сейчас проверить, насколько хорошо вам знакома тема профессиональной деформации:
А теперь приступим.
Появление термина
В 1915 году в «Американском журнале психологии» впервые был упомянут термин «профессиональная деформация» (professional deformation) [О. Полякова, 2014], что послужило началом изучения данного феномена. В российской научной литературе профессиональная деформация стала изучаться немногим позже, и первопроходцем во введении данного понятия в психологический научный оборот стал российско-американский социолог и культуролог Питирим Сорокин. В 1921 году, рассматривая сущность этого явления в профессиональной деятельности, социолог обращал внимание на его негативное влияние на личность, на ее переживания и поведение [М. Воробьева, 2015].
Большое количество ученых-психологов уделяли внимание этой проблематике, в частности, Соломон Григорьевич Геллерштейн, Эвальд Фридрихович Зеер утверждали, что профессиональной деформации в большей степени подвержены люди, имеющие дело с определенным объемом власти. Немаловажным здесь является тот факт, что личность, занимаясь определенной деятельностью, ставит своей целью приспособление к условиям и требованиям, диктуемым этой деятельностью, в соответствии с чем меняется ее психологическая характеристика. На этот аспект обращали свое внимание российские психологи Рада Михайловна Грановская и Анатолий Леонидович Свенцицкий [С. Иванов, 2016].
Что же конкретно подразумевается под профессиональной деформацией?
Сущность и симптомы профессиональной деформации
Вот представьте: ходите вы на работу каждый день, кроме выходных, выполняете определенную профессиональную функцию, решаете какие-нибудь рабочие задачи, достигаете результатов, общаетесь с коллегами… Весь этот процесс занимает львиную долю вашего времени, следовательно, он не может не затрагивать вашей личности.
Безусловно, под влиянием профессиональных факторов, мы меняемся. Так вот изменение ценностных ориентаций, стереотипов поведения, характера, способов общения, поведения и т.п., т.е. изменение качеств личности в результате выполнения профессиональной деятельности на протяжении долгого периода и является профессиональной деформацией.
Как правило, профессиональную деформацию личности связывают с негативным влиянием профессии на человека. Как же это проявляется конкретно?
Во-первых, круг суждений и оценок человека заметно сужается в силу следования логике и философии исключительно своей профессии; он начинает мыслить однобоко, кругозор заметно сужается. Во-вторых, и круг общения личности тоже сужается, интерес в общении вызывают только коллеги, понимающие и рассуждающие в таком же разрезе, установление контактов с людьми из других сфер становится сложнее. В-третьих, палитра эмоций личности также оскудевает, ее эмоциональный образ не переходит границ типичного образа представителя данной профессии. В совокупности все вышеупомянутое приводит к проблемам на работе, несостоятельности как эффективного работника.
Если профессиональная деформация личности наблюдается на протяжении долгого времени и развивается, у работника может возникать невроз, депрессия. Эти недуги оказывают влияние на жизнь личности не только как профессионала, но и как социально активной ячейки. Соответственно, нужно быть очень аккуратным с данным явлением и вовремя уметь его распознавать.
Профессиональная деформация может длиться совершенно недолго, носить характер эпизодичности, а может длиться долгое время, при этом личность может игнорировать ее вовсе. Она может также сказываться не только на вашем характере, но даже на ваших манерах, внешнем виде, т.е. проявляться совершенно во всех аспектах личности.
Одной из форм профессиональной деформации личности может быть административный восторг, когда человек наделен полномочиями власти и не может пресытиться этим состоянием. Как правило, он полагает, что может сразу определять правых и неправых, виновных и невиновных, т.е. его поведение характеризуется злоупотреблением властью.
Одной из подобных разновидностей профессиональной деформации служит управленческая эрозия – феномен, близкий к административному восторгу и фактически вытекающий из него. Понятие «эрозия», синонимичное к слову «порча», выбрано в данном случае не случайно: личность, наделенная властью в долгосрочном периоде, склонна к принятию все менее рациональных и эффективных управленческих решений в силу получения нарастающего удовольствия от своей власти, неспособности ею пресытиться и контролировать. Такой руководитель становится все более эгоцентричным и старается принимать решения, завязанные на субъективных обстоятельствах, обычно с целью продления своих властных полномочий.
Еще одним интересным и, к сожалению, распространенным проявлением профессиональной деформации является синдром эмоционального выгорания, выражающийся в дегуманизации (негативном отношении к коллегам и клиентам), изнеможении (неспособности получать удовольствие от работы, постоянной усталости и т.п.) и чувстве собственной профессиональной неполноценности (непризнании себя как знатока своего дела) [С. Иванов, 2016].
Предлагаем проследить причины появления всех этих признаков.
Причины профессиональной деформации
Итак, что же становится источником этого негативного явления? Существует несколько мнений на данный счет, выдвинутых различными учеными, психологами, педагогами:
- Адаптация к профессиональной деятельности, получение негативного психологического опыта в профессиональной сфере; личность пытается полностью подстроиться к условиям рабочего процесса [Т. Жалагина, 2004].
- Перенос норм деятельности в непрофессиональную, обыденную жизнь в результате конфликта между субъектом и личностью как компонентами целостной индивидуальности. В целях достижения карьерных высот человек начинает углубляться в конкретную тематику, погружается в материал, в данном случае возникает вероятность слишком усердного изучения объекта с таким последствием как профессиональная деформация [С. Безносов, 2004].
- Главное стремление личности – профессиональная самореализация, однако в результате терпения неудач она начинает профессионально деформироваться. Глубокая концентрация на своей работе, игнорирование внешней жизни, фокус на общении с коллегами, интровертивный подход к рабочему процессу ведут к рассматриваемому феномену. [А. Маркова, 1993].
- Некоторые люди еще до начала профессиональной деятельности располагают отклонением, затем проявляющимся в процессе работы именно в форме профессиональной адаптации. Как правило, это бывают люди с предрасположенностью к интровертивности, депрессивному настроению [Б. Новиков, 1996].
- Изменение условий труда также может привести к профессиональной деформации, т.к. у человека могут ослабевать или угасать необходимые психологические качества, в частности, потеря эмпатии, сочувствия, радости, дружелюбия, неких «человеческих» качеств, фокус сугубо на профессиональном подходе. Часто одним из таких изменений служит продление рабочего дня, большая нагрузка, скудные отношения с «товарищами по цеху», несправедливое вознаграждение и т.п. [Pines A. and Maslach C., 1978].
Как видно, сквозь все точки зрения красной нитью идет углубление в работу, фокус на профессиональной деятельности, игнорирование внешней жизни помимо работы, сужение круга общения и различных интересов. Но как же препятствовать появлению этого явления?
Профилактика профессиональной деформации
Профессиональная деформация, так или иначе, затрагивает любого человека, начинающего работать, связывающего свою жизнь с какими-то рутинными действиями, направленными на решение задач. Однако к своей профессиональной деятельности следует подходить с умом, не допускать ее вмешательства в когнитивную сферу, а если и допускать, то в том русле, в каком мы этого желаем. Таким образом, самое важное профилактическое действие – управление собой или самоменеджмент.
Самоменеджмент заключается в умении личности видеть перемены, происходящие с ней самой, ее когнитивными возможностями, привычками, образом жизни, и, при фиксировании каких-то нежелательных моментов, вовремя их ликвидировать.
В последнее время все чаще можно услышать об отдельной вакансии в организации – корпоративный психолог. Сейчас, в эпоху генерирования высокотехнологичной продукции, повышенной ответственности и серьезной конкуренции на работника ниспадает значительно большее количество стресса, с которым ему необходимо справляться, и в эффективности такого работника заинтересован, прежде всего, работодатель. Поэтому грамотный, настроенный по меркам современного цивилизационного общества руководитель может приглашать специально обученного человека с целью оказания психологической поддержки своим работникам [Л. Радюшкина, 2020].
Помощь психолога может заключаться в проведении индивидуальных или групповых консультаций, тренингов. Особенно нуждаются в таких встречах сотрудники, чья работа связана с общением, контактами с другими людьми; управленцы. Такие методы, безусловно, будут иметь плоды при возникновении психологических затруднений.
Важным моментом при профилактике профессиональной деформации является умение управлять временем или тайм-менеджмент, четкий распорядок дня с указанием того, когда в течение суток вы уделяете время себе. Прекратите задерживаться на работе допоздна, нет ничего важнее вашего здоровья и отличного настроения. Мы знаем народную мудрость «Делу – время, потехе – час», казалось бы, говорящую о противоположном, о том, что нужно трудиться гораздо больше, нежели отдыхать. Но, пожалуйста, не забывайте, что слово «потеха» в ней все же присутствует.
Не превращайте работу, самореализацию, карьеру, успех на профессиональном поприще в самоцель, в конце концов это одна из областей жизнедеятельности, но уж точно не вся жизнь. Четко разделяйте работу и личную сферу, не позволяйте рабочим моментам проникать в ваш повседневный быт, старайтесь оставлять все проблемы за дверями офиса, а выходя из него, погружаться в семью, друзей, природу, развлечения. Конечно, существуют профессии, где сложно не быть на чеку даже во внерабочее место (учителя, врачи, журналисты), но все же старайтесь не «жить работой». Умейте отвлекаться!
Еще одним важным пунктом профилактики профессиональной деформации является развитие своей личности в совершенно новых направлениях, и здесь особое место уделяется хобби. Увлекайтесь различными видами деятельности, следуйте простому правилу контраста: чем спокойнее ваша работа, тем активнее и динамичнее хобби и наоборот, чем более насыщенная у вас профессия в плане физическом или эмоциональном, тем более тихое и расслабляющее следует выбирать хобби.
К примеру, если человек работает бухгалтером, его профессия связана с документооборотом, внимательностью, ответственностью, требуется большая концентрация и осознанность, поэтому во время развлечения он должен стараться выбирать что-то активное, чтобы отвлечься по полной. Как варианты: спорт (плавание, теннис, велосипедная езда, ролики, футбол и т.д.), прогулки, посещение интересных нестандартных выставок, садоводство, танцы, путешествия и т.п.
Если же спасатель пожарной охраны начинает чувствовать проникновение работы в свою жизнь, ему следует отвлекаться больше умом, мыслями, при этом отдыхая телом, потому что его работа и так связана с серьезными физическими нагрузками. В таком случае подойдут такие виды хобби как чтение, рисование, шахматы, йога, кулинария и т.п.
Конечно, многое из предыдущего списка тоже можно приложить на случай с пожарным спасателем (например, садоводство, плавание, выставки), главное – это баланс на работе и в личной жизни, умение находить виды деятельности, которыми человек может реально заинтересоваться, проникнуться душой и уделять достаточное время не потому что нужно, а потому что хочется.
Наконец, отличной техникой при профилактике профессиональной деформации может быть ролевая переоценка, что означает следующее: допустим, на работе у вас руководящая должность, вы управляете деятельностью многих людей, большой штат находится у вас в подчинении. Попробуйте в личной жизни не допускать исполнения своей профессиональной роли, не старайтесь быть доминантным, не приобретайте привычку руководить, потому что это может стать серьезным барьером при выстраивании нормальных отношений в личной жизни. Умейте слышать своего партнера, старайтесь сделать ему приятное и ощущать временами его руководящую роль. В таком случае вы сможете достичь баланса и предотвратить профессиональную деформацию [М. Воробьева, 2015].
Теперь предлагаем рассмотреть, каким конкретно изменениям подвергаются работники некоторых профессий, как меняется их личность.
Примеры профессиональной деформации
Посмотрим влияние профессиональной деформации на самые социально значимые и в то же время наиболее подверженные ей профессии. Сразу хотим обратить внимание на то, что данные профессии связаны с взаимодействием либо с другими людьми, либо с опасными ситуациями:
Педагоги
Существует несколько психологических типов педагогов, а если быть конкретнее, учителей, и каждый из этих типов претерпевает различные изменения, например:
- Учитель-коммуникатор. Изначально общительный человек за счет фактически постоянного посыла информации к аудитории становится еще более говорливым, общительным, порой нарушая личную дистанцию, возможно, заговаривая о более личных темах.
- Учитель-организатор. Чрезмерный контроль процесса и глубокая вера в собственную правоту и авторитетное мнение делают возможным стремление к командованию, руководству, подчинению других себе.
- Учитель-интеллигент. Такой учитель начинает философствовать, рассуждать на тему нравственности и безнравственности, сравнивать современную молодежь с прежней, часто жаловаться на все происходящее.
- Учитель-предметник. Глубокое погружение в свою область знаний уже не позволяет выйти из нее, поэтому в мировоззрении такого учителя элементы данного знания присутствуют ежеминутно. Перенося знания из своей области в любую сферу быта, такой учитель будет мыслить довольно однобоко и, соответственно, категорично [Е. Ильин, 2011]
Важной особенностью процесса просвещения являются и современные тенденции, меняющие его. К примеру, сейчас образование стремится к персонализации, так называемый индивидуальный подход захватил все образовательные учреждения и организации. Однако все же сохраняются общие методические указания, государственные стандарты, нормативы, невыполнение которых для педагогов может быть чревато последствиями. Такое противоречие снижает эффективность педагогов, их продуктивность, профессиональную самооценку [В. Старик, 2012].
Еще одной довольно очевидной и в то же время интересной деформацией у педагогов служит дидактическая, поучающая манера речи, категоричность, снижение самокритичности и ощущение собственного превосходства [Г. Виноградова, 2001]. Это отчасти объясняется самим процессом обучения, когда педагог наставляет, делает замечания, контролирует своих подопечных. Поэтому хорошим профилактическим способом будет посещение курсов повышения квалификации или любых других образовательных площадок самим педагогом для ощущения себя в роли ученика.
Медицинские работники
К сожалению, работа медицинских работников зачастую связана с так называемым «конвейером» из-за нескончаемого потока пациентов с заболеваниями разной тяжести. Безусловно, когда изо дня в день человек наблюдает мучения, боль, страдания, со временем он начинает относиться к этому более равнодушно, но, что более важно, зачастую доктора исключают психологический фактор и видят лишь только организм.
Безразличное отношение, цинизм, порой грубость в совокупности как раз и являются одной из наиболее распространенных профессиональных деформаций у медицинских работников. Рассказы о пациентах, медицинские анекдоты, жаргон врачей служат тому подтверждением.
Еще одной проблемой медицинских работников в аспекте профессиональной деформации является «приборный фетишизм» – ситуация, когда врач не слышит больного, не смотрит на него, а занимается исключительно детальным изучением результатов его анализов и других показателей, полученных в результате обследования на приборах (что особенно свойственно терапевтам).
В качестве совета по избавлению упомянем старания по намеренному сопереживанию, курсы по эмпатии, психологии, а также наличие увлечений, хобби для отвлечения от работы.
Психологи и психотерапевты
Корректоры душ, открыватели новых горизонтов личности или «жилетки», в которые можно поплакаться – называйте как угодно, но это одна из самых стрессовых и изнурительных в эмоциональном плане профессий. По факту, психолог нуждается в колоссальных энергетических и интеллектуальных ресурсах, чтобы проникнуть в чужую историю, понять сущность проблемы, отыскать ее корень и подобрать действенный и уместный способ по его ликвидации, а это немалая работа, учитывая каждую отдельную персону с ее опытом.
Среди особенностей профессиональной деформации психологов и психотерапевтов выделяют снижение психоэмоционального фона, чувство опустошения, усталость [В. Старик, 2012]. Если же говорить о деформациях, негативно сказывающихся на пациентах, то выделим равнодушие, потерю интереса к проблемам клиентов, использование одних и тех же схем по оказанию помощи, формальный подход к делу.
К тому же некоторые психологи, ощущая некую власть над судьбой другого человека, переносят этот профессиональный опыт на личную сферу и стремятся к манипуляциям, постоянному психологическому анализу, чтению между строк и поиску глубинных причин, что становится невыносимым для их окружения. Согласитесь, не очень приятно общаться с человеком, словно разглядывающим тебя под лупой…
Здесь, как и в случае с врачами, нужна четкая фиксация ритма рабочего и личного. Людям этой профессии должно быть проще справляться с данным феноменом, ведь он носит характер как раз-таки психологической проблемы.
Сотрудники органов внутренних дел
Жесткая дисциплина, обязательность исполнения приказа, принуждение других субъектов к конкретным действиям, постоянный поток негативных новостей, вызывающих отрицательные эмоции – все это в совокупности составляет психологический портрет данной профессии. Безусловно, заработать профессиональные деформации в такой сфере не составляет большого труда.
В частности, стоит упомянуть о нарастающем бездушии, ведь сложно воспринимать все сентиментально, когда вокруг сплошной негатив. Также сотрудников ОВД может застичь сравнение обычных моделей поведения с законом, приведение всего к нормативным актам, оценка любой ситуации с позиции законодательства. Закономерным является и появление излишней агрессии, директивности; работникам данной сферы становится чужда сентиментальность, способность разделить чувства другого человека, попытаться его принять и простить в сложной ситуации [А. Буданов, 1997].
Кстати, ярким примером такого поведения может служить это видео:
Профилактическими мерами здесь являются рекомендации по проведению большего количества времени с семьей, близкими и родными, а также сеансы с тем или иным видом искусства, ведь данная сфера – источник людских переживаний, красочных эмоций и проникновенных чувств.
Резюме
Посвящая своей профессии значительную часть времени, мы не можем не подвергаться психологическим изменениям, связанным со спецификой этой деятельности, это неизбежно. Но помните, что вы сами распоряжаетесь своим настроением, сами решаете, чем наполнять свою жизнь, сами выбираете пути достижения баланса между работой и личной жизнью. Поэтому будьте бдительны и ответственны, умейте справляться с собой и тогда все будет отлично.
Источник