Изменение организацией своего наименования

Энциклопедия решений. Изменение наименования юридического лица

Изменение наименования юридического лица

Наименование любого юридического лица состоит из двух частей: названия юридического лица и его организационно-правовой формы.

Юридические лица имеют право, а в некоторых случаях обязаны изменить свое наименование. Новое наименование должно удовлетворять требованиям, установленным действующим законодательством.

Если при изменении наименования меняется организационно-правовая форма юридического лица, то такое изменение является преобразованием (п. 5 ст. 58 ГК РФ) и должно проводиться по правилам, установленным для реорганизации юридического лица.

Если при изменении наименования организационно-правовая форма юридического лица остается прежней, то у организации отсутствует обязанность извещать кредиторов. Тем не менее, чтобы избежать путаницы в документах, в том числе первичных, организации целесообразно уведомить своих контрагентов о произошедшей смене наименования. Такое уведомление может быть составлено в произвольной форме с указанием нового наименования организации и даты, с которой произошло это изменение.

С 1 сентября 2014 года вступил в силу Федеральный закон N 99-ФЗ от 05.05.2014 (далее — Закон N 99-ФЗ), которым было введено требование о наличии в фирменном наименовании публичного акционерного общества указания на то, что такое общество является публичным (п. 1 ст. 97 ГК РФ). При этом публичным признается акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах (п. 1 ст. 66.3 ГК РФ). Акционерные общества закрытого и открытого типа с 1 сентября 2014 года не создаются и не регистрируются (п. 5 ст. 3 Закона N 99-ФЗ).

Включение в наименование акционерного общества слова «публичное» не является реорганизацией, поскольку организационно-правовая форма (акционерное общество) не меняется (п. 4 ст. 66, п. 2 ст. 96, п. 1 ст. 97 ГК РФ).

Кроме того, в связи с вступлением в силу Закона N 99-ФЗ общества с дополнительной ответственностью, созданные до 1 сентября 2014 года, должны быть переименованы в общества с ограниченной ответственностью (п. 7 и пп. 1 п. 8 ст. 3 указанного закона). Несмотря на то, что в этом случае изменяется организационно-правовая форма юридического лица, это также не является реорганизацией (п. 10 ст. 3 Закона N 99-ФЗ) и правила о реорганизации не применяются.

Для изменения наименования юридического лица необходимо внести соответствующие изменения в его учредительные документы либо принять их в новой редакции. Указанные изменения вносятся на основании решения уполномоченного органа. В ООО (и обществах с дополнительной ответственностью, созданных до 1 сентября 2014 года), например, таким органом является общее собрание участников (пп. 2 п. 2 ст. 33 Закона об ООО, пп. 1 п. 8 ст. 3 Закона N 99-ФЗ), в АО — общее собрание акционеров (пп. 1 п. 1 ст. 48 Закона об АО).

Созданные до 1 сентября 2014 года акционерные общества, отвечающие признакам публичных обществ (п. 1 ст. 66.3 ГК РФ), и общества с дополнительной ответственностью должны привести свои наименования в соответствии с новыми требованиями при первом же изменении своих уставов после 1 сентября 2014 года на общем собрании акционеров (участников) (п. 7 и п. 11 ст. 3 Закона N 99-ФЗ).

Юридическое лицо в течение 3 рабочих дней с момента принятия решения об изменении наименования и о внесении изменений в учредительные документы обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения (п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее — Закон о госрегистрации).

Организация считается переименованной со дня внесения регистрирующим органом сведений в ЕГРЮЛ. Изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации (п. 6 ст. 52 ГК РФ), а моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 11 Закона о госрегистрации).

Читайте также:  Как определить основных конкурентов своего предприятия

После внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи выдаются следующие документы, содержащие сведения о новом наименовании юридического лица:

— лист записи ЕГРЮЛ по форме N Р50007, утв. приказом ФНС России от 12.09.2016 N ММВ-7-14/481@;

— свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения по форме N 1-1-Учет, утв. приказом ФНС России от 11.08.2011N ЯК-7-6/488@.

Внимание

Изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Закона N 99-ФЗ) не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование (п. 7 ст. 3 Закона N 99-ФЗ).

В некоторых других случаях юридическое лицо также обязано изменить свое наименование:

— если фирменное наименование (т.е. наименование коммерческой организации) не соответствует требованиям п. 3 и п. 4 ст. 1473 ГК РФ, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вправе предъявить такому юридическому лицу иск о понуждении к изменению фирменного наименования (п. 5 ст. 1473 ГК РФ);

— в случае отзыва разрешения на включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, юридическое лицо в течение трех месяцев обязано внести соответствующие изменения в свои учредительные документы (п. 4 ст. 1473 ГК РФ).

По требованию правообладателя нарушитель по своему выбору обязан прекратить использование фирменного наименования в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемым правообладателем при выполнении следующих условий (п. 4 ст. 1474 ГК РФ):

— юридическое лицо использует фирменное наименование, тождественное фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения;

— указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность;

— фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.

Смена наименования влечет для юридического лица целый ряд правовых последствий, например:

— при наличии печати организации необходимо изготовить новую печать и уничтожить старую;

— в банк нужно предоставить новую карточку с образцами подписей и оттиска печати — при её наличии (п. 7.11 Инструкции Банка России от 30.05.2014 N 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов»);

— при наличии лицензий на осуществление конкретных видов деятельности, необходимо их переоформить (п. 1 ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», далее — Закон о лицензировании). Заявление о переоформлении лицензии и прилагаемые к нему документы представляются в лицензирующий орган не позднее чем через 15 рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ (п. 5 ст. 18 Закона о лицензировании);

— организация должна внести в трудовые книжки сотрудников записи с новым наименованием организации (п. 3.2. Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69).

Гражданское законодательство не предусматривает необходимости вносить изменения в договоры в связи с изменением наименования одной из сторон, но для правильного составления документов рекомендуется извещать контрагентов об изменении реквизитов.

Источник

Изменение организацией своего наименования

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация изменила свое название в учредительных документах.
Какие могут быть налоговые риски (налог на прибыль, НДС) при получении от поставщиков первичных документов со старым наименованием организации-покупателя?
Является ли эта ошибка существенной, если остальные реквизиты указаны верно?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
1. При изменении (уточнении) наименования юридического лица не происходит его реорганизации, юридическое лицо со старым наименованием не прекращается, не изменяет организационно-правовой формы и т.п. Юридическое лицо не выбывает из правоотношений и на тех же основаниях несет права и исполняет обязанности в отношении собственных контрагентов.
Считаем, что Вы можете принимать к учету в целях исчисления налога на прибыль, НДС и иных налогов первичные учетные документы и счета-фактуры контрагентов (поставщиков), оформленные после внесения изменений в ЕГРЮЛ и содержащие старое наименование Вашей организации. Основное требование: первичные документы должны подтверждать реальность совершаемых операций и быть подписаны уполномоченными лицами.
2. По нашему мнению, получение от поставщиков первичных документов со старым наименованием организации-покупателя и принятие этих документов к учету не является существенной ошибкой.

Читайте также:  Замена моторчика печки газель бизнес своими руками

Обоснование позиции:
1. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму и характер деятельности. Наименование юридического лица указывается в его учредительных документах (п.п. 1, 4, 5 ст. 54 ГК РФ). Приняв решение о смене наименования, организация должна внести изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (ст. 5, ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»), которые приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации (п. 6 ст. 52 ГК РФ).
При изменении наименования юридического лица, не связанного с реорганизацией юридического лица в порядке статьи 57 ГК РФ, вносятся соответствующие изменения в учредительные документы и ЕГРЮЛ, которые не влекут исключение юридического лица из состава участников гражданского оборота и изменение или прекращение его обязательств.
Этого же мнения придерживаются и судебные органы (смотрите, например, постановления АС Поволжского округа от 13.12.2016 N Ф06-15651/16 по делу N А55-4135/2016, ФАС Западно-Сибирского округа от 01.04.2014 N Ф04-2426/14 по делу N А27-688/2013, Президиума ВАС РФ от 22.03.2012 N 14953/11).
Первичные учетные документы должны соответствовать требованиям, предъявляемым Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ). В частности, наименование экономического субъекта, составившего документ, является одним из основных и обязательных реквизитов первичного учетного документа (п. 3 части 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).

Налог на прибыль

Основное правило принятия к учету тех или иных затрат изложено в п. 1 ст. 252 НК РФ: расходы должны быть экономически обоснованы, документально подтверждены и направлены на получение дохода. При этом под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.
В письме Минфина РФ от 04.02.2015 N 03-03-10/4547 отмечается, что ошибки в первичных учётных документах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость и другие обстоятельства документируемого факта хозяйственной жизни, обусловливающие применение соответствующего порядка налогообложения, не являются основанием для отказа в принятии соответствующих расходов в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль. Данное письмо было рекомендовано к прочтению ФНС РФ при ответе на вопрос, каким основным требованиям должен отвечать первичный документ, принимаемый в подтверждение расходов по налогу на прибыль (письмо ФНС РФ от 12.02.2015 N ГД-4-3/2104@).
Вместе с тем суды также указывают, что даже в случае, когда первичные документы не соответствуют требованиям законодательства о бухгалтерском учете, они могут быть приняты в обоснование произведенных расходов с учетом других иных доказательств, имеющихся в материалах дела (постановления АС Московского округа от 08.04.2015 N Ф05-3304/15, от 13.10.2015 N Ф05-13884/15, определение ВАС РФ от 10.04.2008 N 3856/08).

НДС

Если организация признается налогоплательщиком НДС, то указание ее наименования является одним из обязательных реквизитов счета-фактуры, дающего право принятие к вычету предъявленного ей НДС по такому счету-фактуре (п. 1, п. 2, пп. 2 п. 5 ст. 169 НК РФ). При этом нормы главы 21 НК РФ в части указания в счете-фактуре наименования налогоплательщика в качестве обязательного реквизита не содержат отсылки к его учредительным документам. Однако такое требование предусмотрено в пп.пп. «в», «и» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по НДС (утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137).
Вместе с тем в абзаце 2 п. 2 ст. 169 НК РФ указано, что ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать, в частности, продавца и (или) покупателя, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС.
К сожалению, судебной практики по ситуациям, полностью соответствующим изложенной в вопросе, нам обнаружить не удалось. Однако по ситуации, когда есть ошибки в наименовании контрагента в счете-фактуре, есть разъяснения и судебные решения (письма Минфина России от 02.05.12 N 03-07-11/130, от 15.08.12 N 03-07-09/117, постановление АС Поволжского округа от 15.10.2014 N Ф06-15848/13 по делу N А65-27018/2013).
Заметим также, что суды при оценке реальности операций и документального подтверждения расходов налогоплательщиков анализируют всю совокупность обстоятельств возможного получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, как то: подписание документов неустановленными лицами, отсутствие персонала и производственных мощностей для ведения деятельности у налогоплательщика или его контрагентов и т.п. (постановления АС Поволжского округа от 24.05.2017 N Ф06-20469/17 по делу N А72-5811/2016, Президиума ВАС РФ от 20.04.2010 N 18162/09, от 08.06.2010 N 17684/09).
Считаем, что организация может принимать к учету в целях исчисления налога на прибыль, НДС и иных налогов первичные учетные документы и счета-фактуры, оформленные после внесения изменений в ЕГРЮЛ и содержащие старое наименование ООО. Основное требование: первичные документы должны подтверждать реальность совершаемых операций и быть подписаны уполномоченными лицами.
Для полного исключения налоговых рисков Ваша организация может обратиться с официальным запросом в свой налоговый орган.

Читайте также:  Как доказать свой стаж если предприятия нет

К сведению:
Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.
2. ПБУ 22/2010 по уровню существенности делит ошибки на существенные и несущественные и как такого точного определения понятия «существенность ошибки» не содержит. В ПБУ указан лишь оценочный критерий для определения существенности ошибки. Согласно п. 3 ПБУ 22/2010 ошибка признается существенной, если она в отдельности или в совокупности с другими ошибками за один и тот же отчетный период может повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые ими на основе бухгалтерской отчетности, составленной за этот отчетный период.
Экономический субъект должен самостоятельно определить уровень существенности ошибки, исходя из величины и характера соответствующей статьи (статей) бухгалтерской отчетности. Организация может установить как общий критерий существенности, так и индивидуальные критерии для отдельных (наиболее значимых для организации) статей баланса. Критерий оценки ошибки для признания ее существенной организации необходимо закрепить в учетной политике.
Позиция контролирующих органов по вопросу о несущественности ошибок в первичных учетных документах высказана в письме Минфина РФ от 04.02.2015 N 03-03-10/4547, направлено налоговым органам письмом ФНС России от 12.02.2015 N ГД-4-3/2104@. В своем разъяснении Минфин РФ высказал следующую позицию: ошибки в первичных учётных документах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость и другие обстоятельства документируемого факта хозяйственной жизни, обусловливающие применение соответствующего порядка налогообложения, не являются основанием для отказа в принятии соответствующих расходов в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль.
Таким образом, по нашему мнению, получение от поставщиков первичных документов со старым наименованием организации-покупателя и принятие этих документов к учету не является существенной ошибкой.

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Изменение наименования юридического лица;
— Энциклопедия решений. Требования к наименованию юридического лица.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шашкова Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Источник

Оцените статью