Изменение направленности своей деятельности

Направленность личности в психологии

Один известный человек заметил, что в метрических свидетельствах пишут, где и когда человек родился, но не пишут самого главного – для чего он родился. Направленность личности – это и есть то «самое главное», что имел в виду автор высказывания. Направленность личности в психологии является важнейшей составляющей человека.

Что такое направленность личности

Парадоксально, но человеческая жизнь приобретает какой-то смысл только после того, как она чем-то ограничивается. Невозможно хотеть и желать абсолютно всё, особенно если дело касается прямо противоположных вещей (нельзя желать одновременно ездить на хорошей машине и ходить пешком). «Парадокс» объясняется просто, если сравнить личность с радиоприёмником или телевизором: когда он принимает все каналы одновременно, возникает «белый шум», и только отсеяв все каналы, кроме одного, он начинает передавать конкретную информацию, которую можно увидеть и услышать. Личностная направленность при этом – явление врождённое; она, конечно, может меняться со временем, однако первоначальный толчок закладывается природой.

Побуждения, характеризующие личность, бывают доминирующими и второстепенными. Первые являются основой поведения человека, они же имеют наибольшую устойчивость.

Формы направленности личности в психологии

Каждый человек в чём-то нуждается. Есть вещи, в которых нуждаются все или почти все люди: все мы хотим есть, быть здоровыми, защищёнными от внезапной и насильственной смерти, почти все желают прожить как можно дольше. Подобные первичные потребности характерны не только для людей, но и для животных; в определённой степени можно говорить о тех же потребностях и у растений. Помимо биологических, существуют социальные потребности, присущие только людям. Одни из них также характерны для абсолютного большинства людей: это потребности в одежде, жилье и др. Но существуют потребности, характерные только для отдельных людей и не имеющие значения для всех остальных. Например, потребность реализовать себя в ядерной физике или желание создавать музыку. Вообще потребность в самореализации является высшим желанием личности и присуща сравнительно небольшому количеству людей.

Далеко не все потребности человека могут быть удовлетворены сразу, и даже не все они могут быть удовлетворены в принципе. Неудовлетворённые потребности принимают различные формы в зависимости от содержания и от того, насколько человек осознаёт свои цели.

Установки

Это неосознанные состояния, характеризующие готовность человека заниматься какой-то деятельностью. Установки чаще всего возникают тогда, когда неоднократно повторяется какая-то ситуация, называемая установочной, во время которой человек естественным путём реагирует тем или иным образом. Один раз сформированная установка может сохраняться иногда на весьма длительное время. Однако скорость формирования и исчезновения установок у разных людей различная. Различные исследования позволили выделить три типа установок: познавательный (что готов изучить человек), эмоционально-оценочный (его симпатии и антипатии по отношению к объекту) и поведенческий (готовность каким-либо образом действовать в отношении объекта).

Влечения

Это частично осознаваемые потребности, причина которых, однако, может быть неясна человеку. Это некий переходный этап, после которого потребность может либо быть осознанной, либо угаснуть.

Интересы

Так называют избирательное отношение человека к объекту в силу того, что этот объект чем-то привлекателен для него – эмоционально или «жизненно». Интерес представляет эмоциональную сторону познавательной деятельности, он связан с положительным восприятием какого-то предмета, явления или события. Интересов у личности может быть множество, и все они могут быть разными по содержанию, глубине, объёму и т. д.

Склонности

Это мотивы, в которых сильно выражены потребности человека в занятиях какими-либо видами деятельности. В склонности часто перерастают наиболее устойчивые и сильные интересы.

Желания

Это мотивы, основанные на осознанных потребностях, которые при этом ещё не являются сильными побуждениями к действию. Желания часто характеризуют отношение личности к объекту, достичь которого он хочет, но осознаёт невозможность осуществления этого в данный момент.

Стремления

Это побуждения, в которых выражено желание достичь определённых условий существования, которые в данный момент отсутствуют, но могут быть реализованы в процессе организованной деятельности. Стремления бывают разных видов: это может быть мечта (воображаемый облик желаемого), идеал (мотив, выражающий потребность подражать какому-то образцу, следовать определённому примеру), страсть (мотив, отражающий потребность непреодолимой силы).

Намерения

Это стремления, при которых личность осознаёт не только желаемые условия, но и средства к их достижению.

Убеждения

Это совокупность потребностей, которые побуждают её действовать в соответствии со своими взглядами, представлениями и принципами. Убеждения основаны на определённых знаниях о мире.

Мировоззрение

Это система взглядов человека на мир. В первую очередь мировоззрение отражает общественное бытие. Оно является главным регулятором поведения человека и формирует те или иные виды направленности личности.

Направленность и мотивация

В направленности личности следует выделять цели и мотивы. Цель – это то, к чему стремится человек, а мотив – это причина, по которой он к этой цели стремится. Одну и ту же цель личность может ставить по разным причинам – следовательно, разными будут и мотивы.

Например, кто-то хочет стать врачом, но не понимает, что конкретно его привлекает в этой профессии. Другой тоже хочет стать врачом, но при этом он осознаёт, что хочет лечить людей. Третий желает с помощью профессии врача сделать хорошую карьеру и добиться материального благополучия. Как видим, цель у всех одна, но мотивы разные, как и степень их осознанности.

При этом нужно осознавать, что поведение человека довольно редко диктуется каким-то одним мотивом. Конкретное действие чаще всего является следствием целого комплекса мотивов и побуждений. Так, человек может ходить на работу одновременно и из-за необходимости в деньгах, и из-за того, что данная деятельность ему нравится, и вследствие того, что она позволяет приобрести новых друзей. Если какой-то из этих мотивов перестаёт действовать, то меняется и поведение человека – например, он может перейти в другую организацию или постарается получить новую профессию.

Читайте также:  Открыл свой бизнес во вьетнаме

«Испытание» личности и её направленности может происходить в момент столкновения с какой-либо трудной ситуацией. Действительно, все наши цели и мотивы существуют в нашем сознании, следовательно, они могут отличаться от действительной картины мира. Проблемная ситуация возникает, когда реальный мир имеет заметные несоответствия с нашим внутренним миром. Столкновение с проблемой может изменить иногда всю структуру личности. Такую ситуацию кто-то называет «просветлением» или «откровением».

Выделяют три варианта последствий трудного события для психики:

  • Если убеждения, установки и ценности человека предполагали такой вариант развития событий, то происходит их закрепление: человек понимает, что «он был прав».
  • Когда событие частично подтверждает установки и ценности, то происходит их дальнейшее развитие, они становятся богаче и разнообразнее. Человек как бы говорит себе, что «жизнь, оказывается, значительно лучше (хуже, страшнее, веселее), чем он думал».
  • Третий вариант – полное разрушение всех ценностных ориентиров и установок. Предшествующее личностное развитие человек признаёт напрасным, его постигает разочарование в жизни.

Разрушительное воздействие трудного события может даже привести к патологии, а также к самоубийству. Впрочем, это лишь самый крайний вариант исхода дела; нередко личность совершает огромные волевые усилия, стремясь вновь обрести себя. Существенную роль здесь играют именно волевые качества личности, её искреннее желание жить и занимать своё место в мире. Именно про такие ситуации Ницше говорил – «Всё, что нас не убивает, делает нас сильнее».

Нередко проблема возникает в том, что человек не подготовлен к изменчивости окружающего мира. Чётко поставленные цели были бы осуществимы в изначальной ситуации, но вот обстоятельства поменялись, и цель теперь не может быть достигнута прежними средствами. Бывает, конечно, и обратная ситуация: человеку внезапно представляется возможность сделать то, что до этого было только мечтой.

Виды направленности

Направленность личности может иметь различные стороны своего проявления.

Психологи выделяют три основных вида направленности: к людям как к членам коллектива, к труду и его результатам и к собственной личности:

  • Направленность на взаимодействие проявляется тогда, когда исполнитель работы нацелен на общение, улучшение отношений с коллегами, начальством. Потребности в общении диктуют работнику определённые особенности поведения: он, как правило, уступает мнению коллектива, не желает брать на себя руководство. Его интересует прежде всего сама совместная деятельность, даже если это не гарантирует успешность выполнения работы и его личное участие в этом процессе минимальное.
  • Деловая направленность проявляется тогда, когда у личности существует потребность достичь поставленной цели. Человек, имеющий такую направленность, желает брать руководство на себя и стремится доказать остальным членам группы свою точку зрения; но делает он это обоснованно, с искренним желанием добиться пользы для всех участников процесса. Такой работник стремится добиться максимальной продуктивности от себя и от коллектива, он проявляет активность в овладении новыми знаниями и навыками.
  • Личная направленность имеет место у людей, у которых есть потребность обеспечить собственное благополучие, добиться первенства и престижа. Такой человек в первую очередь интересуется самим собой, своими чувствами, взглядами и переживаниями, он обращает мало внимания на потребности окружающих. Он может игнорировать сотрудников, подчинённых или начальников, халатно относиться к выполнению самой работы, если она не связана с достижением его собственного материального или духовного благополучия.

Профессиональная направленность по типу личности

Психолог Дж. Голланд выделил несколько типов профессиональной направленности личности.

Они зависят от того, к какому типу относится личность:

  • Реалистичный тип. Такие люди предпочитают работать с реальными предметами. Они ориентированы на практический труд и хотят добиваться быстрых результатов. У них хорошо развито практическое мышление; при этом они предпочитают профессии, основанные на ручной работе. Это водители, пчеловоды, связисты, радиомонтажники и др. Здесь, как правило, не требуются коммуникативные умения.
  • Интеллектуальный тип. Такие люди наблюдательны, хорошо соображают, при этом они независимы и имеют оригинальное мышление. Люди этого типа предпочитают научные профессии.
  • Социальный тип. Его представители активны, чувствительны, эмоциональны, нуждаются в постоянном общении с другими людьми. Содержанием профессий таких людей является взаимодействие с людьми. Предпочтительные профессии – преподавание, обслуживание, информационная деятельность.
  • Конвенциональный тип. Такие люди обладают высокой усидчивостью, они дисциплинированны и аккуратны. Они могут хорошо выполнять свою работу, когда имеют чёткие и ясные предписания. Лучше всего им даётся выполнение типичных задач, а с нестандартными могут возникать трудности. Предпочтительные профессии для таких людей – канцелярские: бухгалтер, нотариус, экономист и др.
  • Предпринимательский тип. Его представители активны, подвижны, имеют нестандартное мышление, склонны к риску. Они стремятся проявлять инициативу и захватывать лидерство. Люди такого типа предпочитают задачи, где нужно быстро принимать решения, и не любят работу, предполагающую усидчивость и внимательность. Любит и умеет вступать в контакты с другими людьми. Профессии таких личностей – политики, предприниматели, журналисты и др.
  • Артистический тип. Такие люди обладают образным мышлением и творческим воображением, они весьма чувствительны и эмоциональны. Общение с людьми они строят на основании своей интуиции, личных ощущений. Представители этого типа личности – художники, музыканты, дизайнеры, актёры, переводчики и др.

Данная классификация может применяться в тестах на определение профпригодности, выбор профессии, учебного заведения.

Что ещё даёт нам понимание механизмов направленности личности? Благодаря их изучению нам становится понятно, что основы всей нашей цивилизованной жизни коренятся во врождённых качествах и установках, сформированных в ранние годы жизни. В дальнейшем они могут многократно изменяться и корректироваться, но они не появляются «из ниоткуда».

Источник

Профессиональная направленность личности: сущность, формирование и развитие

Еще в период самого раннего антропогенеза возник процесс общественного производства, который никак не мог обойтись без необходимости учета профессиональной направленности. Когда древние люди только начинали жить общиной, труд довольно быстро был разделен, ведь даже самое примитивное хозяйство должно поддерживаться и быть защищенным от всех угроз, которых во все времена было предостаточно.

Читайте также:  Идеи для бизнеса торговля товары

Как разделяли труд

Профессиональная направленность требует учета задатков, данных человеку природой, его физических данных и способностей, которые были приобретены в процессе взросления. Каждый субъект выполнял конкретную общественную задачу в своей деятельности на пользу племенной общине. Команда сильных мужчин, например, изначально имела профессиональную направленность к защите рода от нападений крупных животных и людей из других племен, а также именно они добывали пищу — охотились. А женщины работали дома — растили потомство, готовили еду, выделывали шкуры для одежды и тому подобное.

Вам будет интересно: Вращательное движение твердого тела: уравнение, формулы

Правы были Карл Маркс и Фридрих Энгельс, когда говорили об углублении социального познания путем материалистического понимания вещей. Природа каждого общественного процесса сугубо деятельностная, и здесь профессиональная направленность играет первую скрипку. Жизнь — деятельность, преследующая цели, поставленные человеком. Это самое общее и наиболее фундаментальное понятие, обозначающее социальные формы материи и ее движение.

Характер жизнедеятельности заключает в себе все особенности вида с его родовыми чертами, а свобода сознательной деятельности и есть родовая характеристика человека. Даже стадия зарождения общества в самой примитивной его форме показывает, что каждому человеку свойственно заниматься каким-то конкретным видом трудовой деятельности на благо общества. Такое разделение труда и есть профессиональная направленность личности, какова бы ни была историческая формация данного времени.

Самоопределение от Древнего мира

Постепенно эта проблема профессиональной направленности личности приобрела новую актуальность, поскольку требования общественного развития постоянно изменялись. Возросло материальное производство, которому требовались именно специалисты. Сферы приложения труда разделились и количественно, и качественно. В связи с профессиональной направленностью личность могла заниматься строительством, земледелием, военной защитой, орошением земель, наконец, управлением все более разрастающимся хозяйством.

Вам будет интересно: Афронт — это ситуация, в которой не хочется оказаться

Теперь возник вопрос специальной подготовки людей к конкретной деятельности. Помимо приобретенных навыков потребовалась и внутренняя предрасположенность, направленность профессионально-прикладная к той или другой более узкой специальности. Наиболее ценными считались морально-нравственные, интеллектуальные и физические свойства людей (вспомним Спарту и подготовку мальчиков к взрослой жизни).

О профессиональной направленности физической культуры писали многие древние мудрецы: Аристотель, Платон, Марк Аврелий и другие мыслители Древних Греции и Рима, позже на том же останавливались средневековые теологи: Августин Блаженный, Фома Аквинский и другие известные ученые эпохи Возрождения. До сих пор актуальны работы государственных деятелей и ученых Дж. Локка, Н. Макиавелли. А в Новом времени эти же постулаты относительно развития профессиональной направленности отмечали Ф. Гегель и Э. Кант на ряду с другими знаменитыми исследователями своего времени.

А что можно сказать о более близком для нас времени?

Направленность и профессиональная деятельность в 19 и 20 веках

Надо сказать, что мыслители прошлого выражали идею специального обучения на морально-этических позициях, где требования предъявлялись к конкретному виду профнаправленности, а психологическую составляющую не учитывали. Каждая личность была обязана участвовать в процессах социальной деятельности. И это все. Была упущен важнейший нюанс, более всего влияющий на результат деятельности. Сформировали полностью понятие направленности и профессиональной деятельности психологи второй половины XIX века, когда зародилась эта наука вместе с ее собственным экспериментальным методом. И до сих пор этими вопросами занимаются именно психологи.

Задача профессиональной направленности учителя, например, рассматривается как чисто психологический феномен. Термин «направленность» появился в последней четверти XIX века и используется до сих пор, обозначая целый комплекс мотивов, помогающих осуществить занятие тем или иным видом деятельности. Правда, широкое употребление этот термин получил уже в 1911 году, когда появились работы известного ученого В. Штерна. Он трактовал направленность как склонность к конкретной деятельности. У тех же истоков изучали сущность направленности классические психологи и педагоги С. Л. Рубинштейн, А. Маслоу, Б. Г. Ананьев и многие другие исследователи, определившие структуру и сущность данного понятия.

Труды С. Л. Рубинштейна

Вам будет интересно: Декабрист Оболенский Евгений Петрович: биография. Декабристские организации

Определение профессиональной направленности представляет огромную значимость для научного подхода к этой проблеме. По мнению Рубинштейна, направленность личности ближе к динамическим тенденциям, мотивационно определяющим человеческую деятельность в тесной связи с ее задачами и целями. Ученый воспринимал это как интегративное целостное свойство, которое не только регулирует деятельность, но и пробуждает активность. В сущности направленности им было выявлено два основных аспекта взаимного предметного содержания. Формирование профессиональной направленности происходит в связи с особым вниманием к какому-либо предмету, а также в связи с напряжением, которое при этом возникает.

Также ученый отмечал, что направленность может выражаться в тенденциях, которые постоянно расширяются и обогащаются, служа источником разносторонней и многообразной деятельности. В этом процессе исходящие мотивы изменяются, обогащаются, перестраиваются, приобретают новое содержание. По его утверждениям, это целая система мотивов или побуждений, которые должны определить поле деятельности человека.

Ориентация к действию

Чем определялась профессиональная направленность физической культуры в Древней Греции или в Древнем мире? Безусловно, запросами социума: велись бесконечные войны, а здоровый дух — в здоровом теле. Сначала интересы, затем идеалы, и очень быстро это перерастает в потребность. Вряд ли возможно найти что-то более важное из того, чем определяется профессионально-прикладная направленность физического здоровья. И во главе угла — мотивация деятельности субъекта, помогающая преодолевать любые трудности и даже препятствия на пути к выбранной профессии.

Например, профессиональная направленность педагога — ориентация к действию, направленному на развитие личности подрастающего поколения, стремление стать учителем, быть им и оставаться им в любой ситуации, даже самой неблагоприятной (когда эта профессия перестает быть уважаемой и престижной, когда не платят достаточное количество денег для удовлетворения самых насущных нужд и так далее). Общество постоянно изменяется, изменяются и его приоритеты. Судя по последним тенденциям, хороших учителей у нас в стране скоро не останется.

Читайте также:  Открыть свое дело 500 тыс

Становление личности и социально-политические условия

Динамическая сторона направленности, выделенная Рубинштейном, предполагает изменения направленности личности в связи с модификацией общественных реалий. Знаменитый ученый Б. Г. Ананьев тоже это отмечал в своих работах, говоря о зависимостях в изменении целей, мотивов, уровней, способов, результатов от классового положения, в частности, семьи ребенка или в общем всей общественной формации.

Именно эти условия и определяют конкретную форму труда: будет он физическим или умственным и какова будет система производственных отношений. Социально-политическая обстановка, в которой происходит становление личности, самым прямым образом влияет на результаты выбора профессии субъектом и его дальнейшее функционирование на той или иной стезе.

Заключения выдающегося ученого А. Маслоу, автора замечательной пирамиды потребностей, представили человечеству и классификацию групп, где описана динамика трансформации личности под влиянием создавшихся условий. Именно он сделал вывод о приоритетных потребностях, которые требуют удовлетворения: сначала самые простые и насущные — еда, жилье, затем уже и остальные с переходом от уровня к уровню. Именно этим и определяется поведение и профессиональная направленность субъекта.

Мотивационные установки

Классики психологии заложили фундамент для развития главных направлений изучения вопросов профессионального выбора и профессиональной деятельности, составив классификацию потребностей и установив закономерности возникновения мотивационной составляющей. Также была выявлена и четко обозначена зависимость выбора профессии от социальных условий и политической обстановки, от способностей и задатков личности. Это поспособствовало и дальнейшему, еще более глубокому исследованию столь важнейшей проблематики.

Например, известный психолог Д. Маклелланд определил желание как потребность (отсюда происходит термин «мотив»). Желания могут выступить как мотивационная установка, склонность к достижению поставленной цели, к успеху, к власти. А также желание (или мотив) рассматривается как представление о результате (в научных терминах это звучит как антиципаторное, аффективно заряженное целевое состояние). Оно становится актуальным, если влияют те или иные стимулы. Мотив — это периодически повторяющийся интерес к целевому состоянию, и он основан на самом естественном побуждении.

Мотивирующие факторы

Вам будет интересно: Какие слова можно составить из слова «доктор»: 21 пример

Ученым Ф. Херцбергом было определено стимулирование как факторы «гигиенические», наличие которых работников мотивировать не будет, но чувство неудовлетворенности собственной работой предотвратит. Высокая мотивация должна обеспечивать не только «гигиенические» стимулы, но и мотивирующие факторы, только в совокупности их люди получают источник направленности к профессии. Это более всего зависит от конкретных людей — их запросов и потребностей, а люди все разные. Именно поэтому для мотивации применяются самые разнообразные факторы: это материальное вознаграждение, благоприятные условия, созданные на рабочих местах, которые включают в себя и межличностные отношения (сотрудников между собой и начальника с подчиненными).

Важны и бытовые условия, и климатические, и стабильность в экономике в тот период, когда действует контракт, и наличие социальных гарантий, и соблюдение всех требований регионального трудового законодательства, и многое другое. Основные мотивы были категоризованы, и на их основе спроецирована теория мотивации к профессиональной деятельности. Понятие «мотив» у Херцберга рассматривается точно так же, как процесс движения к цели, а также подчеркивается зависимость его от индивидуальных потребностей субъекта. Таким образом, учет потребностей способствует плодотворной деятельности в конкретной профессии. Уже во второй половине двадцатого века ученые разработали основные процессуальные теории мотивации.

Теория ожиданий

В 1964 году была изложена теория мотивации в научном труде американского исследователя Виктора Врума «Работа и мотивация», которая считается в настоящее время фундаментальной. Стимулирующий эффект, согласно данной теории, производит не наличие определенных потребностей индивида, а тот мыслительный процесс, когда оценивается реальность в достижении той цели, которая была поставлена, а также получение за это того или иного вознаграждения (это могут быть материальные блага или удовлетворение честолюбия — не так важно).

Впоследствии модель В. Врума была существенно дополнена известными учеными Э. Лоулером и Л. Портером. Они проводили совместные исследования и выяснили, от чего зависят те результаты, которые достигает субъект в том или ином виде деятельности. Это зависит от «стоимости», то есть ценности вознаграждения, от степени удовлетворения в реальности, от воспринимаемых и действительно затраченных усилий, от индивидуальных особенностей и способностей человека (никакая мотивация не поможет неприспособленному к клавишам пианисту отрастить длинные пальцы, как у Шопена, или нельзя стать балериной, если не получилось родиться с высоким и гибким подъемом стопы). Кроме того, человек должен четко осознавать свою роль в трудовом процессе (ролевое восприятие).

Из этой концепции можно сделать вывод, что результаты профессиональной деятельности должны вести к росту удовлетворенности человека, и это является самым сильным мотивом. Но есть и обратная зависимость. Существует и удовлетворенность простым чувством выполненной работы, что также весьма сопутствует дальнейшей результативности, развивает творческий подход к профессиональным обязанностям и повышает ценность вложенного труда. Нужно отметить, что ученые в СССР очень много работ посвящали именно этой тематике, и их исследования были ничуть не менее успешны трудов зарубежных коллег.

Выводы

Если исходить из всего, изложенного выше, направленностью личности к определенной профессии можно считать некую внутреннюю предрасположенность, склонности, задатки, способности, мотивацию к конкретному роду занятий. Это в совокупности — индивидуальные черты и свойства личности, ее качества, ценностные ориентации, побуждения и взгляды. И одновременно профессиональные притязания, характерные для той или иной деятельности, готовность применить все указанные компоненты, выполняя должностные обязанности.

К составляющим профессиональную направленность необходимо отнести способность к данному виду деятельности, а также многие индивидуальные качества человека, его мировоззрение, куда входит и система ценностей, его идеалы, доминирующие мотивы с побуждающими потребностями во всем их многообразии. Здесь необходимы и определенные «гигиенические» факторы, обеспечивающие успех работы в выбранной сфере деятельности.

Источник

Оцените статью