Итоги внешнеполитической деятельности ссср периода перестройки выскажите свое мнение

Итоги внешнеполитической деятельности ссср периода перестройки выскажите свое мнение

ИЗ ПОЛИТИЧЕСКОГО ДОКЛАДА ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА КПСС

«Как и всякая другая страна, мы, естественно, придаём большое значение безопасности своих границ — и сухопутных, и морских. Соседей у нас много, и они разные. Ни к одному из них у нас нет территориальных притязаний. Ни одному из них мы не угрожаем. Но, как уже не раз подтверждала жизнь, есть немало охотников, которые, не считаясь с национальными интересами ни нашей страны, ни соседних с нами государств, стремятся обострить положение на границах Советского Союза.

Например, контрреволюция и империализм превратили в кровоточащую рану Афганистан. СССР поддерживает усилия этой страны, направленные на защиту своего суверенитета. Мы хотели бы уже в самом близком будущем вернуть на родину советские войска, находящиеся в Афганистане по просьбе его правительства. Согласованы с афганской стороной и сроки поэтапного их вывода, как только будет достигнуто политическое урегулирование, которое обеспечит реальное прекращение и надёжно гарантирует невозобновление вооружённого вмешательства извне во внутренние дела Демократической Республики Афганистан. Наш жизненный, национальный интерес в том, чтобы со всеми сопредельными государствами у СССР были неизменно добрые и мирные отношения. Это существенно важная цель нашей внешней политики.

Одним из основных направлений своей международной деятельности КПСС считает европейское. Исторический шанс Европы, её будущее — в мирном сотрудничестве государств континента, и важно, сохраняя уже накопленный капитал, двигаться дальше: от первоначальной к более устойчивой фазе разрядки, к зрелой разрядке, а затем к созданию надёжной безопасности на базе хельсинкского процесса, радикального сокращения ядерного и обычных вооружений».

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) итог, например:
— вывод советских войск из Афганистана в 1989 г.;
— объединение Германии в 1990 г.;
— распад Организации Варшавского договора в 1991 г.;
— крах мировой социалистической системы;

2) причины, например:
— роет оппозиционных настроений в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, находившихся под советским влиянием;
— демократические преобразования в СССР и союзных ему государствах.
Итог может быть сформулирован иначе. Могут быть указаны другие причины

Источник

Распад социалистической системы.

1989-1991 – победа демократических сил в странах Восточной Европы (вспомните как происходили изменения)

1989-1990 гг.- вывод советских войск из Восточной Европы

1990г.- согласие на объединение Германии

1991г. — роспуск СЭВ и ОВД

«Итоги внешнеполитической деятельности СССР периода перестройки»

5. Потеря традиционных союзников
5. Разблокирование целого ряда локальных конфликтов
4. Не оправдались надежды на значительную помощь стран Запада
4. Перспективы интеграции СССР в мировое хозяйство
3. Снижение обороноспособности СССР
3. Уничтожение целых классов оружия массового поражения
2. Реально осталась только одна сверхдержава — США
2. Существенное снижение ядерной угрозы.
1. Уничтожение биполярной системы – нарушение мировой стабильности
1. Ослабление международной напряженности.

ДИАЛЕКТИКА «НОВОГО МЫШЛЕНИЯ»

«Новое политическое мышление». С приходом к власти в марте 1985 г. М. С. Горбачев, отдавая дань традиции, подтвердил прежние подходы СССР во внешней политике. Однако вскоре не просто наметились коррективы внешнеполитического курса, но и оформилась его новая философско-политическая концепция, получившая название «новое политическое мышление».

Основные ее положения предусматривали:

— отказ от фундаментального вывода о расколе современного мира на две противоположные общественно-политические системы (социалистическую и капиталистическую);

— признание мира целостным и неделимым;

— провозглашение невозможности решения международных проблем силовыми методами;

— объявление в качестве универсального способа решения международных вопросов не баланса сил двух систем, а баланса их интересов;

— отказ от принципа пролетарского (социалистического) ин-тернационализма и признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими, религиозными и иными.

По существу, в этих идеях было мало нового. В той или иной форме они высказывались великими мыслителями, начиная от И. Канта и кончая М. Ганди, А. Эйнштейном, Б. Расселом. Заслуга советского руководства заключалась в том, что оно попыталось придать этим идеям вид философской основы новой5 внешнеполитической доктрины.

Смена внешнеполитического курса советского руководства началась (как это бывало и прежде) со смены главы внешнеполитического ведомства. Вместо А. Громыко, возглавлявшего МИД в течение тридцати лет, министром был назначен бывший первый секретарь ЦК Компартии Грузии Э. Шеварднадзе. Последовало значительное обновление руководства МИД; было заменено десять из двенадцати заместителей министра, большинство начальников управлений.

Были определены три основных направления внешней политики: нормализация отношений Восток-Запад через разоружение; разблокирование региональных конфликтов; установление тесных экономических и взаимовыгодных политических контактов с различными странами без предпочтения странам социалистического лагеря. Реализация этого курса имела как беспрецедентные успехи, так и крупнейшие провалы.

Начало разоружения. Ежегодными стали встречи руководства СССР и США, в ходе которых был налажен личный контакт между М. С. Горбачевым и Р. Рейганом, а затем Д. Бушем (ноябрь 1985 г.- Женева; октябрь 1986 г.- Рейкьявик; декабрь 1987 г.- Вашингтон; июль 1988 г.- Москва). Результатом этих сложных переговоров стало подписание 8 декабря 1987 г. исторического соглашения об уничтожении целого класса ядерных вооружений — ракет среднего и ближнего радиуса действия. Впервые от переговоров об ограничении вооружений две сверхдержавы перешли к ликвидации этого оружия.

Вслед за этим были достигнуты соглашения о развитии гуманитарного сотрудничества, экономических отношений СССР с США, а позже и с другими странами.

Конечно, как и прежде, внешнеполитические акции СССР преследовали и определенные пропагандистские цели. Особенно явственно пропагандистский налет чувствовался во внешнеполитических акциях советского руководства в 1985-1988 гг., когда политика СССР во многом строилась на прежней тактике (в том числе на попытках противопоставить, разъединить США и их союзников, отдалить от них страны «третьего мира»). Некоторые инициативы (например, предложение о ликвидации ядерного оружия к 2000 г.) имели явную пропагандистскую направленность. Тем не менее в целом это была уже новая политика. С 1988-1989 гг. идеологические принципы стали оказывать все меньшее влияние на внешнюю политику СССР. Ухудшение внутриэкономического положения СССР заставило его руководство идти на все большие (нередко односторонние) уступки Западу в надежде добиться экономической помощи и политической поддержки.

Тем не менее курс на разрядку осуществлялся и далее. В мае 1987 г. страны Варшавского Договора внесли предложение об одновременном роспуске ОВД и НАТО (в первую очередь их военных организаций).

Весной 1989 г. Президиум Верховного Совета СССР принял указ о сокращении Вооруженных Сил СССР и расходов на оборону в 1989-1990 гг., по которому численность армии уменьшалась на 500 тыс. человек, а расходы на оборону — на 14,2%. В июле 1991 г. в Москве был подписан советско-американский договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1), предусматривавший сокращение самых мощных видов наступательного оружия.

Читайте также:  Бизнес идеи для домохозяек

Эти шаги способствовали значительному ослаблению международной напряженности.

Разблокирование региональных конфликтов. Предпринимались усилия и по ослаблению регионального противостояния СССР и США. В 1987 г. в ходе переговоров Горбачева с Рейганом была достигнута договоренность о прекращении американской военной помощи моджахедам в Афганистане и о выводе оттуда советских войск. 15 февраля 1989 г. произошло событие, которого ждали советские люди и весь мир,- завершился вывод советского воинского контингента из Афганистана. В декабре 1989 г. II съезд народных депутатов СССР принял решение об осуждении этой войны и признал грубой политической ошибкой участие в ней советских войск. В том же году СССР начал вывод своих войск из Монголии. Одновременно советское руководство способствовало выводу вьетнамских войск из Кампучии. Все это устранило препятствие на пути урегулирования советско-китайских отношений. В мае — июне 1989 г. состоялся визит Горбачева в Китай, в ходе которого было официально объявлено о нормализации двусторонних отношений и налаживании широкого экономического и культурного сотрудничества.

Советские представители сделали ряд шагов по урегулированию ближневосточного кризиса. В декабре 1991 г. в Мадриде было заключено международное соглашение, снявшее многие преграды, мешавшие нормализации отношений Израиля с соседними арабскими странами.

Отказ СССР от прямого советского вмешательства в гражданские конфликты в Эфиопии, Анголе, Мозамбике, Никарагуа привел к ослаблению в этих странах военного противостояния и началу поисков национального согласия. Значительно сокращены были объемы безвозмездной помощи союзным режимам и идейным единомышленникам, составлявшие в 1986-1989 гг. 56 млрд. инвалютных рублей, т. е. более 1% валового национального продукта (67% этой помощи приходилось на долю Кубы). Это также в немалой степени способствовало решению региональных проблем без вмешательства извне.

СССР отказался также от поддержки реакционных режимов в Ливии и Ираке. Во время кризиса в Персидском заливе летом 1990 г. Москва впервые выступила с позиций поддержки Запада в обуздании агрессии Ирака против Кувейта.

Все эти шаги, безусловно, оказывали заметное влияние на ослабление международной напряженности, укрепление отношений СССР с нетрадиционными партнерами — Израилем, ЮАР, Южной Кореей, Тайванем и др.

Распад социалистической системы. В 1989 г. начался вывод советских войск из стран Восточной и Центральной Европы. Наряду с самим курсом на перестройку, ослабление военного присутствия СССР в союзных странах вызвало активизацию антисоциалистических настроений. Начавшиеся в них процессы демократизации привели в конце 1989 -начале 1990 г. к «бархатным» революциям в Польше, ГДР, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Албании. В декабре 1989 г. вооруженным путем был свергнут режим Чаушеску в Румынии. В результате проведенного в 1990 г. референдума ГДР вошла в состав ФРГ. Произошла смена руководства в Монголии. На путь реформ встал Вьетнам.

Пришедшие к власти в этих странах национально-демократические силы, не желая следовать по пути половинчатого и непоследовательного реформирования, выступили за радикальную и быструю смену модели общественного развития. В короткие сроки здесь были осуществлены приватизация и акционирование производства, проведены аграрные реформы. Многолетний советский диктат в отношениях с этими странами, подкрепляемый военным присутствием СССР, не мог не привести к отходу от него бывших союзников и ориентации их на Запад. Разрыв традиционных экономических и политических связей с Восточной Европой также больно ударил по советским интересам, осложнил и без того непростую внутреннюю ситуацию в СССР.

Весной 1991 г. состоялся официальный роспуск Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского Договора, завершивший распад социалистической системы. В декабре 1991 г. прекратил существование сам СССР.

Результаты политики «нового мышления». Безусловно, за годы перестройки международная напряженность ослабла настолько, что во всем мире заговорили об окончании «холодной войны». В сознании людей как на Западе, так и на Востоке был в значительной степени размыт создававшийся десятками лет образ врага.

Впервые в истории началось не просто ограничение ядерных вооружений или их частичное сокращение, а ликвидация целых классов оружия массового поражения и освобождение Европы от обычных вооружений. Ослабло региональное противоборство СССР и США, что принесло народам многих стран мир и возможность самоопределения без вмешательства извне. Наметились реальные перспективы более тесной интеграции СССР и стран Восточной Европы в мировое хозяйство и международные политические структуры.

Вместе с тем наряду с безусловными позитивными переменами, происшедшими в мире, очевидно и другое — с окончанием «холодной войны», распадом СССР и крахом коммунистических режимов в Восточной Европе взорванной оказалась биполярная система международных отношений, на которой базировалась стабильность в мире. Из «холодной войны» вышла лишь одна сверхдержава — США. Вторая распалась под влиянием внутренних и внешних факторов, в результате возникла опасность утечки современнейших военных технологий и вооружений в страны, от которых может исходить военная угроза.

Распад единой системы Вооруженных Сил СССР, «приватизация» бывшими союзными республиками наиболее оснащенных в техническом отношении ударных военных группировок, находившихся по периметру границ СССР, не только снизили обороноспособность России, но и во многом способствовали эскалации межнациональных военных конфликтов (прежде всего, на Кавказе и в Средней Азии). Рухнули и надежды на значительную западную помощь в решении внутренних проблем.

Наконец, с распадом социалистического лагеря и отказом от поддержки традиционных союзников в «третьем мире» Россия оказалась в сложном положении, не обретя с западными странами тех союзнических отношений, на которые рассчитывал Горбачев.

Таким образом, сложившаяся международная ситуация потребовала от российского руководства выработки новых внешне-политических и оборонных концепций.

Источник

Внешняя политика СССР в годы перестройки

Внешняя политика СССР в послевоенное время строилась в реалиях «биполярного мира». Военный паритет сторон был гарантией от перерастания локальных конфликтов в глобальную войну. Накал противоборства систем к 80-м годам достиг максимального предела. В условиях Холодной войны, непомерные траты на «гонку вооружений» надорвали экономику Советского Союза. Руководство страны активно искало иные подходы к решению острых вопросов внешней политики.

Новый лидер строит «новое мышление»

Приход к власти очередного генерального секретаря ЦК КПСС не предвещал существенных перемен во внешнеполитическом курсе СССР. Сохраняя традицию, Михаил Горбачев на весь свет заявил о приверженности делу мира, борьбе с военными угрозами, укрепления содружества с соцстранами и помощи борцам за национальную независимость. Политика Запада критиковалась им вплоть до назначения Эдуарда Шеварднадзе министром иностранных дел СССР.

Свежий министр сходу взялся за нормализацию отношений с США и ее сателлитами, ликвидацию противостояния в региональных конфликтах и политику разоружения. В дальнейшем, когда в окружении Генсека стала доминировать группа новых людей, мотивированных либеральными ценностями, поменялось отношение к обычному курсу советской внешней политики и у самого Горбачева.

Читайте также:  С чего лучше начать свои бизнес

В изменившихся условиях, лидер СССР сформулировал принципы внешней политики СССР, став, по его мнению, ключевой фигурой во внешней политике, сыгравшей решающую роль в окончании Холодной войны и переходу к партнерским отношениям бывших врагов. Эта доктрина, в дальнейшем развитии с 1987 года стала называться политикой «нового мышления». В ней предполагалось:

  • отказаться от раскола мира на два враждебных полюса;
  • признание единства и неделимости мира;
  • отказ от применения силы в разрешении международных проблем;
  • поднять общечеловеческие ценности выше национальных, идеологических и классовых.

Эти тезисы стали теоретической основой внешнеполитического курса СССР в годы перестройки, на практике выразившиеся в стремлении Горбачева добиться расположения Запада, невзирая на цену односторонних уступок.

Путь от равенства к договорному диктату

Регулярные встречи лидеров Советского Союза и Америки начались в ноябре 1985 года. Тогда лидеры главных мировых держав установили доверительные отношения. С 1987 года переговорный процесс перешел в стадию подписания основополагающих договоров по самым острым внешнеполитическим направлениям.

Теряя позиции внутри страны, Горбачев хотел укрепить свое положение за счет «выдающихся» свершений во внешней политике. Но «успехи» давались за счет изрядных односторонних уступок. Представители США, замечая стесненное положение руководителя СССР, не стеснялись выдвигать каждый раз новые условия, которые Горбачев вынужден был принимать.

Памятная встреча Михаила Горбачева и нового президента США Джорджа Буша на Мальте в конце 1989 года знаменита полным отказом Советского лидера от «доктрины Брежнева». Американцы не преминули воспользоваться случаем, для полного развала социалистического лагеря и расширение давления на СССР. Дошло до того, что летом 1991 года Президент США, предъявил Президенту СССР «шесть условий» для продолжения дальнейшего сотрудничества между Советским Союзом и Западом, в них были означены требования:

  • ввести демократию;
  • создать рынок;
  • построить федерацию;
  • отказаться от прежней политики на Ближнем Востоке;
  • отказаться от интересов на Африканском континенте;
  • остановить работу по модернизации советского военного ядерного потенциала.

В этот раз некоторые условия перешли в плоскость внутренней политики, что было непосредственным вмешательством во внутренние дела СССР. Такого не мог стерпеть даже Горбачев, и дни его у власти были сочтены.

Обрушение системы послевоенного устройства мира

Чувствительные для Советского Союза перемены происходили в 1989 году на западных его рубежах. Когда стало понятно, что единство соцлагеря не будет поддерживаться силой советского оружия, власти предержащие Восточной Европы не стали сопротивляться давлению оппозиционных сил, опиравшихся на мощную всестороннюю поддержку Запада.

Начало распаду социалистической системы положила серия «бархатных революций», в 1989 году, прошагавшая по странам Восточной Европы, а также кровавый переворот в Румынии. В октябре 1990 года Германия получило «добро» от Горбачева на объединение. В феврале 1991 года прекратил существование Варшавский договор, а весной официально распустили Совет Экономической взаимопомощи и социалистический лагерь в Европе рухнул.

В странах «третьего мира» СССР отказался от прежней политики поддержки лояльных режимов. Вывел войска из Афганистана, отказался вмешиваться в конфликты на Ближнем Востоке, Африке и Центральной Америке. А во время первой агрессии США в Ирак летом 1990 года и вовсе поддержали западную коалицию.

Эти многозначительные шаги и односторонние шаги безусловно, ослабляли напряженную обстановку на международной арене, у СССР появились дипломатические отношения с некогда одиозными странами: Израилем, ЮАР, Тайванем, Южной Кореей и другими. Однако почти все регионы традиционного советского влияния попали под опеку «западных партнеров».

Таким образом, итогом сложившейся на международной арене обстановки, стал тотальный провал планов внешней политики «нового мышления». Без политических гарантий и материальных компенсаций для СССР, была разрушена созданная послевоенным поколением система международного мироустройства. Советский Союз добровольно утратил статус мировой державы, а вскоре и вовсе распался.

Основные события

1. В годы перестройки кардинально изменилась внешняя политика СССР, результатом чего стало предотвращение угрозы ядерной войны, с одной стороны, крушение системы социализма — с другой. Новая внешняя политика СССР была провозглашена в 1985 г. и получила название «новое мышление», суть которого состоит в том, что:

  • СССР перестал смотреть на отношения с окружающим миром через призму противостояния социалистической и капиталистической систем;
  • СССР перестал навязывать другим странам свою модель развития;
  • СССР начал стремиться к улучшению отношений с США и Западом;
  • ради этого СССР был готов пойти на уступки.

2. Наряду с М.С. Горбачевым олицетворением «нового мышления» и новой внешней политики стал и Эдуард Шеварднадзе — новый министр иностранных дел СССР, занявший эту должность в 1985 г. (до этого 13 лет работавший первым секретарем

ЦК Компартии Грузии). Если прежние министры — В.М. Молотов и А.А. Громыко, жестко отстаивавшие интересы СССР, имели на Западе прозвище «Господин «Нет», то Э. Шеварднадзе получил впоследствии прозвище «Господин «Да» за регулярные уступки Западу.

3. В 1985 г. был возобновлен советско-американский диалог:

  • состоялись встречи между М.С. Горбачевым и Р. Рейганом в Женеве в ноябре 1985 г. и в Рейкьявике осенью 1986 г.;
  • 8 декабря 1987 г. в Вашингтоне между М.С. Горбачевым и Р. Рейганом был подписан договор о ликвидации ядерных ракет средней дальности в Европе, что стало точкой отсчета процесса разоружения;
  • в 1988 г. Р. Рейган совершил ответный визит в СССР, где заявил, что больше не считает СССР «империей зла»;
  • после этого встречи лидеров СССР и США стати регулярными;
  • началось прямое общение между гражданами — телемосты, по­ездки.

4. В начале 1989 г. СССР осуществил важнейший внешнеполитический шаг — 15 февраля 1989 г. советские войска были полностью выведены из Афганистана. СССР перестал участвовать в войнах на чужой территории и поддерживать социалистиче­ские режимы.

5. В мае 1989 г., спустя 30 лет после поездки Н.С. Хрущева, состоялся визит М.С Горбачева в Китай. Началась нормализация советско-китайских отношений. Поездка Горбачева способствовала началу в Китае массовых антикоммунистических выступлений молодежи, которые были подавлены китайской армией 3 июня 1989 г. на площади Таньаньмэнь. Это был первый случай массовых народных антикоммунистических выступлений в соцстранах.

6. Подобные процессы перешли осенью в Европу, в результате чего один за другим пали социалистические режимы и власть компартии в соцстранах:

в августе — октябре 1989 г. начался кризис в ГДР — массовое бегство граждан ГДР в ФРГ, в результате которого на германо-германской границе скопилось около 2 млн человек, желающих уехать, и которых власти ГДР не выпускали;

это породило массовые беспорядки в ГДР, выступления молодежи, в результате которых репрессивный режим Э. Хонеккера в ГДР пал;

Читайте также:  Как создать организацию по переработке отходов

в апреле 1990 г. на свободных выборах коммунисты ГДР потерпели поражение и к власти пришли оппозиционные некоммунистические силы, взявшие курс на объединение с ФРГ;

еще ранее, летом 1989 г., на выборах в Польше 99% поляков проголосовало против коммунистов — в Польше мирным путем к руководству страной пришло антикоммунистическое правительство во главе с Тадеушем Мазовецким, начавшее десоветизацию Польши;

в 1989 г., после смерти Яноша Кадара, 33 года со времен подавления восстания 1956 г. возглавлявшего страну, сама компартия Венгрии (ВСРП-ВСЛ) в течение 3 месяцев демонтировала социализм и 23 октября 1989 г. провозгласила Венгрию буржуазной республикой, что было закреплено конституционно;

9 ноября 1989 г. рухнула Берлинская стена, которую разрушили жители обеих частей Берлина;

10 ноября 1989 г. в результате верхушечного заговора был отстранен от власти 78-летний Тодор Живков, правивший страной 35 лет, — начались реформы в Болгарии;

24 ноября 1989 г. начинаются беспорядки в Чехословакии («пражская осень»), в результате которых просоветское руководство во главе с Г. Гусаком с позором уходит в отставку, а новыми руководителями страны становятся Вацлав Гавел (избирается Президентом Чехословакии) и Александр Дубчек (избирается Председателем парламента);

22 — 26 декабря 1989 г. в результате народного восстания, спровоцированного расстрелом рабочих в Тимишоаре, был све­ргнут и расстрелян Николае Чаушеску, 24 года возглавлявший Румынию и до последнего дня упорно противодействовавший реформам.

7. Советский Союз занял позицию невмешательства в процессы, происходящие в данных странах. Социалистический лагерь рухнул.

3 октября 1990 г. с согласия СССР была объединена Германия — ГДР вступила в состав ФРГ на основании ст. 23 Основного Закона ФРГ, предусмотренной создателями ФРГ еще в 1949 г., и прекратила свое существование. СССР согласился с членством объединенной Германии в НАТО и обязался в течение 4 лет вывести все войска из Германии.

8.В 1991 г. были распущены Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) и Организация Варшавского договора (ОВД) без всяких ответных шагов со стороны НА ТО.

В 1991 г. распалась Югославия.

В декабре 1991 г., после 69 лет существования, на 15 государств распался сам Советский Союз.

Пришедшее к власти новое руководство страны во главе с Горбачевым и министром иностранных дел Шеварднадзе начало вести активную международную политику вывода страны из международной изоляции. В первое время основные задачи оставались прежними: обеспечение безопасности и укрепление социалистического лагеря. Однако уже через 2 года во внешней политике произошли значительные коррективы. Связано это было с взятием Советским Союзом курса на перестройку и попыткой распространения ее на международной арене.

Появилось такое понятие как «новое идеологическое мышление». В основе направления лежал отказ от понятия, что весь мир расколот на 2 политические системы, а признание его единым и неделимым. Для его осуществления отвергался принцип социалистического интернационализма, а на его смену пришло понятие общечеловеческих ценностей.

Для осуществления новой политики требовалась деидеологизация в отношениях между государствами. Под этим термином понималось устранение идеологических предрассудков, которые разделяли народы с целью совместного строительства общего европейского дома. В первую очередь это касалось капиталистических стран, с которыми требовалось наладить нормальное сотрудничество, разблокировав все существующие конфликты.

В период с 1985 по 1991 годы шла реализация нового курса. Его итоги для СССР имели как положительный характер, так и провал по некоторым пунктам.

Плюсы и минусы внешней политики СССР в 1985 – 1991 годах

Положительные стороны новой политики СССР

Шаги по нормализации международных отношений:

Введение со стороны СССР моратория на испытание ядерного оружия. Это послужило поводом приглашения представителей Советского государства присутствовать на ядерных испытаниях США

С 1985 произошли встречи между Горбачевым и президентом США по вопросу разоружения. Начался период уменьшения гонки вооружения. Шел вопрос о ликвидации части ядерного оружия в отношении ракет малой и средней дальности. Наступил конец эпохи «холодной войны».

Был решен вопрос с Афганистаном. США перестало оказывать военную помощь стране, а Советский Союз вывел свои войска

Налаживание советско-китайских отношений. Этому способствовал вывод советских войск из Афганистана. Однако оставалось еще 1 препятствие – это проблема Камбоджи. После переговоров между СССР и Вьетнамом советские войска были выведены и оттуда. В итоге в 1981 году состоялась советско-китайская встреча на высшем уровне. На ней решались вопросы пограничных территорий, а так же экономического характера

Со стороны Советского Союза были осуждены военные действия Ирака в Персидском заливе. Это была кардинальная смена политики. СССР выступил против своих бывших союзников. Как результат, в 1991 году последовало приглашение Горбачева посетить встречу лидеров «большой семерки»

На советско-японской встрече со стороны Горбачева было высказано согласие о правильности постановки вопроса спорных территорий в отношении Курильских островов

Отрицательные стороны новой политики СССР

Проведение новой международной политики имело для СССР и негативные стороны:

Страны социалистического лагеря не поддержали новую политику СССР, который являлся их оплотом. В итоге взаиморасчеты между странами стали проводиться по рыночным законам. Это привело к антикоммунистическому взрыву в странах социалистического лагеря. В них прокатился ряд «Бархатных революций». Коммунистические лидеры были устранены, а румынский даже расстрелян. На их смену пришли демократические силы, которые взяли курс на европейский вектор развития и сближение с НАТО. После падения Берлинской стены произошло слияние ФРГ с ГДР.

Этот период характеризуется для СССР большими финансовыми трудностями. За помощью Советский Союз обратился к странам Запада. Однако никакой компенсации с этой стороны не последовало. Тогда просьба была направлена «большой семерке», в состав которой входили наиболее развитые страны мира. Сначала отказа не последовало. Была передана гуманитарная помощь: медикаменты, товары, продовольствие. Однако обещанные денежные компенсации не поступили. Причина объяснялась тем, что в СССР нестабильное внутреннее положение. Страны «большой семерки» проводили политику распада СССР и поддержания вновь образовавшихся государств. Однако в кредитах отказа не последовало. В итоге международный долг СССР на 1991 год составил 113 млрд долларов.

Падение международного авторитета. Инициатива в международных делах была потеряна, а новые союзники приобретены не были

Советский Союз перестал считаться военной сверхдержавой. Его мощь ослабла, и США в этом опросе заняло первое место. В связи с этим произошло поздравление американского президента своего народа с победным окончанием «холодной войны».

Политика СССР в 1985 – 1991 годы имела ряд положительных и отрицательных моментов.

Некоторые минусы касались только Советского государства. Например, распад социалистической системы для самих стран минусом не назовешь.

Встав на рыночный путь развития, они значительно нарастили свою экономику. Слияние ФРГ с ГДР возродило прежнюю Германию и позволило Восточной ее части значительно повысить свой уровень.

Источник

Оцените статью