«История игрушек» — как создавался мультфильм, который опрокинул индустрию на лопатки
19 ноября мы отмечаем годовщину выхода фильма «История игрушек» — ровно 25 лет назад в Лос-Анджелесе состоялась премьера первого полнометражного мультфильма студии Pixar.
Это первый анимационный фильм, полностью созданный на компьютере (ни один кадр не был нарисован вручную), который доказал всему миру состоятельность этой технологии, а также помог студии Pixar начать своё творческое восхождение.
В этом посте я расскажу, как появилась задумка этого мультика, какие трудности возникли во время создания и при чём тут Стив Джобс и Тим Бёртон — расскажем в нашем материале.
Часть1. Предыстория — как Джона Лассетера сначала выгнали из Disney, а потом умоляли вернуться и феноменальный курс в институте
В 1979 году состоялся фантастический выпуск Калифорнийского института искусств (Calarts). Почему фантастический?
Вот некоторые люди, которые тогда выпустились вместе, ещё не зная, что ждёт их впереди:
— Брэд Бёрд (будущий создатель «Стального гиганта», «Суперсемейки» и «Рататуя») —
— Генри Селик (будущий режиссёр «Коралины в Стране Кошмаров»)
— Тим Бёртон (в представлении не нуждается, но для проформы скажем, что это режиссёр «Эдварда руки-ножницы», «Трупа невесты» и «Битлджуса»)
— Джон Маскер (будущий режиссёр «Русалочки», «Аладдина» и «Геркулеса»)
— Крис Бак (будущий режиссёр обеих частей «Холодного сердца»)
— Ну и, безусловно, Джон Лассетер, будущий креативный директор Pixar и Disney Animation Studio, речь про которого пойдёт дальше.
Во время учёбы все они много времени проводили в знаменитом классе A113 (который потом станет «пасхальным яйцом» во множестве анимационных произведений).
(Лассетер сверху с карандашом в зубах. Ниже и левее улыбается Тим Бёртон, справа с усами сидит Брэд Бёрд)
Во время своего выпускного года Лассетер побеждает в конкурсе студенческих работ со своей короткометражкой «Леди и лампа» (позднее именно поэтому лампа станет символом Pixar).
Неудачная презентация мультика про тостер
Сразу после выпуска, в 1979 году, Джон Лассетер был принят аниматором в Disney. Конкурс был феноменальный — почти 200 человек на место.
Лассетер работал над некоторыми проектами Disney вроде «Лис и пёс» и «Фантазия 2000».
В 1981 году выходит фильм «Трон», в котором впервые массово используется компьютерная графика. Джон, увидев это кино, навсегда будет очарован новыми техническими возможностями.
Лассетер делает наброски короткого мультика, основанного на детской повести «Отважный маленький тостер», который собирался полностью смоделировать на компьютере.
Джон даже презентует свою идею Джеффри Катценбергу, тогдашнему главе Walt Disney Feature Animation (запомните это имя — к нему мы ещё вернёмся).
Увы, но Катценберг отвергает эту идею, посчитав её коммерчески неуспешной.
Для того, чтобы презентовать ему идею напрямую, Джон перепрыгнул через своих непосредственных руководителей, что им, мягко говоря, не понравилось, — Лассетер был уволен через 15 минут после получения отказа.
В 1983 году Лассетер был нанят Lucasfilm (и лично Джорджем Лукасом).
(Лассетер и Лукас через 30 лет после описываемых событий)
Тогдашний со-основатель Lucasfilm Элви Рей постоветовал Лассетеру присоединиться к команде Lucasfilm Computer Graphics Group, занимающейся компьютерным моделированием.
Команда потом отделилась, а в 1986-м её покупает Стив Джобс, увидев в стартапе то, что он обожал, — сочетание новаторства и высоких технологий.
Элви Рей возглавляет новую компанию, которой даёт название Pixar.
Техническим директором становится Эд Катмулл, а креативным — Джон Лассетер.
Эд Катмулл, Стив Джобс и Джон Лассетер
Pixar начинает создавать инновационные анимированные фильмы полностью на компьютере.
В 1988 году студия создаёт короткометражный мультик «Оловянная игрушка», который побеждает на премии «Оскар» (это первое CGI-произведение, получившее награду).
Джон Лассетер, Элви Рей и их первый «Оскар»
Сотрудничество с Disney
Disney, будучи почти монополистом в области развлекательной анимации, не мог не заметить успех Pixar.
Сначала Катценберг (тот самый, который пять лет назад уволил Лассетера) просто предложил Джону вернуться в Disney.
Мультипликатор, недолго думая, ответил знаменитым отказом:
«Я могу уйти в Disney и быть режиссёром, или я могу остаться здесь и творить историю».
Но Катценберг загорелся идеей создания компьютерного мультика, вдобавок к этому Disney обладал тем, чего так не хватало Pixar, — деньгами.
Две компании сели за стол переговоров, чтобы обсудить совместную работу над мультфильмом.
Переговоры были долгими и тяжёлыми. С одной стороны, авторитарный Катценберг хотел почти полного контроля над лентой, а с другой — не менее авторитарный Стив Джобс всячески отвоёвывал свободу творчества.
К самой затее сотрудничества с Pixar очень плохо относился глава Disney Майкл Айснер, так как до этого у студии не было примеров создания фильмов сторонними компаниями, без непосредственного участия мышиной корпорации в творческом процессе.
Однако прецедент случился буквально во время переговоров: в 1993 году подобное право получили однокурсники Лассетера Тим Бёртон и Генри Селик.
Disney выдал им почти 20 миллионов долларов на создание их полностью авторского проекта — «Кошмара перед Рождеством».
Генри Селик и Тим Бёртон на съёмках своего фильма
Этот прецедент помог сдвинуть переговоры с мёртвой точки.
В итоге условия сделки были далеки от идеальных:
— Pixar получал около 30 миллионов долларов на создание фильма от Disney
— Pixar должен был показывать Disney материал на протяжении всего процесса
— Pixar получал ⅛ от суммы сборов
— Pixar лишался всех прав на персонажей (а это и продажа игрушек, и сиквелы, и компьютерные игры и так далее).
Но даже такие условия были приемлемы — Pixar мог начать творить!
Первоначальный сценарий сильно отличался от финального.
В нём главным злодеем был Вуди — он представлял собой злого и подлого персонажа, который манипулировал остальными игрушками. По сюжету, остальные игрушки объединяются с наивным идеалистом Баззом Лайтером и начинают противостоять тирану (нечто подобное мы увидим в третьей части, где похожую роль диктатора исполнил медведь Лотсо).
Через несколько итераций стало понятно, что сюжет не работает, тогда Джеффри Катценберг потребовал в течение двух недель изменить сценарий, сделав персонажей более «человечными».
Лассетер вместе с остальными сценаристами начал авральную работу, и в результате к нужному сроку появилась история, которую мы в итоге и увидели на экране.
Игрушки в качестве действующих лиц были выбраны неслучайно: у зверей слишком сложная текстура (шерсть, чешуя), а люди у Pixar пока выходили откровенно страшными.
Поэтому были взяты игрушки — у них и материал попроще (пластик, дерево), и мимика победнее.
По-английски он зовётся Buzz Lightyear, то есть Базз Световой Год.
Белый цвет костюма был перенят от цвета костюмов реальных астронавтов, а вот зеленый и фиолетовый — любимые цвета Джона Лассетера и его жены. 🙂
Своё имя Базз получил от Базза Олдрина — второго человека на Луне, который ступил на неё через несколько минут после Нила Армстронга. Вообще-то он Юджин Олдрин, а прозвище «Buzz» возникло ещё в детстве: его младшая сестра не могла выговорить слово «brother» («брат») и сокращала его до «buzzer», а затем и вовсе до «buzz».
Кстати, на известной фотографии «Человек на Луне» изображён именно Олдрин, Армстронг фоткает.
По официальному лору Disney, фамилия Вуди — Pride (то есть гордость).
Имя Вуди он получил от известного чернокожего актёра вестернов Вуди Строуда (Вуди — сокращённое имя от Вудро).
А внешним видом он обязан персонажам-марионеткам из телешоу Howdy Doody — его очень любил в детстве Джон Лассетер.
Изначально вместо Бо Пип в сюжете участвовала кукла Барби — однако компания Mattel отказалась предоставить права на игрушку (но в третьей части всё же разрешит).
Такая же ситуация случилась с GI Joe, поэтому в мультике использованы зелёные солдатики.
С технической стороны у мультика всё было на высоте. Pixar, будучи отпрысками Industrial Light and Magic, обладали одной из самых совершенных инфраструктур для компьютерной анимации.
Мощности были впечатляющими — около 400 компьютеров работали круглосуточно, моделируя фильм.
Единственная проблема — каждые 8 секунд анимации рендерились около недели. Если бы фильм рендерили целиком за раз, то на это ушло бы почти 3 месяца.
После заминок со сценарием всё пошло гладко, и фильм был готов в срок.
Премьера фильма состоялась 19 ноября в знаменитом театре El Capitan в Лос-Анджелесе.
Команда фильма в сборе (по центру — Том Хэнкс и Тим Аллен, озвучившие главных героев, вместе с Джоном Лассетером).
Уже тогда эффект от фильма был подобен разорвавшейся бомбе — критики были в экстазе, хваля абсолютно шедевральную техническую составляющую фильма и отличный сюжет, который будет интересен как детям, так и взрослым.
Pixar запомнит этот рецепт и будет использовать его во всех последующих своих шедеврах.
Сборы мультика были феноменальными.
Перед выходом картины Стив Джобс заявил:
«Если “История игрушек” станет скромным хитом — скажем, соберёт 75 миллионов долларов в прокате, то она окупится.
Если она заработает 100 миллионов долларов, то мы заработаем.
Если это будет настоящий блокбастер, то есть сборы составят около 200 миллионов долларов, то мы заработаем очень хорошие деньги».
Лента заработала более 350 миллионов долларов, став самым кассовым фильмом в американском прокате в 1995 году (обойдя новый фильм про Джеймса Бонда, «Покахонтас», «Бэтмена» и «Аполлон-13»).
«История игрушек» стала первым мультфильмом, который номинировался в категории «Лучший оригинальный сценарий».
И вдобавок к этому Джон Лассетер сразу получил специальный «Оскар» в номинации «За особые достижения».
Через 10 лет, в 2005 году, мультфильм был включён в Национальный реестр фильмов Конгресса.
Фильм доказал состоятельность компьютерной анимации, задав новый тренд в развитии мультипликации — сейчас, в 2020 году, подавляющее количество мультфильмов делается при помощи компьютерного моделирования.
P.S. «Пасхальные яйца» в фильме
Ну и на десерт — пара интересных наблюдений о мультике!
В одной из сцен позади Вуди находится книга с названием ленты, которой обязана своим появлением «История игрушек», — та самая «Оловянная игрушка». Остальные книги также названы в честь других работ Pixar:
Ковёр в комнате Энди повторяет узор из фильма «Сияние»:
Знаменитый фургончик «Планеты Пицца» (который появляется в каждом мультфильме Pixar):
A113 — номер того самого класса, где учились Джон Лассетер и многие другие известные аниматоры:
На этом всё, пожелаем Pixar ещё много шедевров, ведь, как говорится, «Бесконечность — не предел!»
Спасибо за прочтение!
Пост взят из телеграм-канала КиноТВ: https://t.me/kinotvnews
Найдены дубликаты
С Историей Игрушек 2 вообще целый детектив был, когда стёрли файлы на сервере, а архива не было из-за того, что место под архивы закончилось.
Эх помню нас всех детей с общаги собрали и посадили в одну комнату, там был телевизор с кассетой истории игрушек. Стояла гробовая тишина, все смотрели с открытым ртом. До сих пор помню
История успеха Pixar
Как компания по производству софта для больниц стала лидером в мультипликации.
Недавно в сети появился тизер долгожданной «Суперсемейки 2», а 23 ноября в прокат вышел мультфильм «Тайна Коко». История мексиканского мальчика, мечтающего стать музыкантом, стала уже 19 полнометражной лентой студии Pixar.
Сейчас эта компания ассоциируется с качественными 3D-мультфильмами, однако так было не всегда. Чтобы заработать себе имя и из убыточного предприятия превратиться в успешное, сотрудникам Pixar пришлось изрядно попотеть.
Широкому зрителю компания Pixar стала известна в 1995 году, после выхода на экраны мультфильма «История игрушек». Он стал настоящим прорывом как в техническом вопросе (это был первый полнометражный мультфильм, созданный полностью на компьютере), так и в материальном: при бюджете в 30 миллионов долларов он собрал в мировом прокате 373,5 миллиона, став самым кассовым фильмом 1995 года.
Сама же компания Pixar появилась практически за 10 лет до этого. И, говоря о её основании, нужно упомянуть троих человек: Эда Кэтмелла, Джона Лассетера и Стива Джобса. Причем именно в этом порядке.
Эд Кэтмелл, Стив Джобс и Джон Лассетер
Началось все с Эда Кэтмелла — компьютерного гения и фаната классического Disney. С самого детства его мечтой было создать свой собственный мультфильм, но у Кэтмелла не было таланта к рисованию. Поэтому он решил пойти другим путём и занялся разработкой оборудования и софта для компьютерного 3D-моделирования. Сразу же после колледжа, в начале 80-х, он был приглашен на работу в студию Джорджа Лукаса. Там Кэтмелл возглавил компьютерный отдел. В Lucasfilm он вместе со своей командой создал мощный компьютер, облегчающий процесс создания 3D-анимации — его назвали Pixar Image Computer.
Само слово Pixar появилось благодаря слиянию двух слов pixer (от исп. рисовать) и radar (радар)
Работая в Lucasfilm, Кэтмелл не забывал о мечте создать свой мультфильм. Возможность реализовать задумку он увидел, встретив на одном из мероприятий художника Джона Лассетера, который в то время работал на Disney и также мечтал поработать именно с компьютерной анимацией. Кэтмелл предложил Лассетеру творить вместе, и тот, недолго думая, согласился. Работая в Lucasfilm, Лассетер нарисовал первый в истории короткометражный 3D-мультфильм «Приключения Андре и Пчёлки Уолли».
«Я разрабатывал мультфильмы для Disney: компьютеры делали всю закадровую работу, а персонажи всё ещё прорисовывались руками. А Эд бросил мне вызов: «Давай попробуем сделать при помощи компьютера абсолютно всё»».
аниматор и режиссёр
В 1983 году компьютерный отдел Lucasfilm начал испытывать трудности. Джордж Лукас урезал финансирование из-за развода с женой и сопутствующими расходами, а без денег развивать анимацию было невозможно. Всё изменилось спустя три года, когда на горизонте появился Стив Джобс. В 1985 году его уволили из Apple, и он как раз искал, чем себя занять. Увидев на одной из презентаций компьютер Pixar, Джобс решил купить его у Лукаса вместе со всем компьютерным отделом. Сделка обошлась в пять миллионов, а ещё пять Джобс вложил, чтобы дать возможность начать работу. Так в 1986 году компьютерный отдел Lucasfilm стал самостоятельной компанией Pixar.
Эд Кэтмелл указывает на изображение тазовой кости, отображенное при помощи монитора Pixar
Первое время задачей студии было вовсе не создание мультфильмов, а производство аппаратов и программного обеспечения для различного оборудования, в том числе и медицинского. Дела шли не очень удачно, Pixar несла убытки и Стив Джобс даже несколько раз пытался продать её. Чтобы хоть как-то держаться на плаву, студия начала заниматься производством рекламных роликов.
Подборка рекламных роликов производства Pixar
Чтобы показать мощность своих программ, Pixar рисовали небольшие мультфильмы. Один из них, «Люксо-младший», подарил миру всем известную лампу — символ студии Pixar. Но куда более значимым стал другой мультфильм — «Оловянная игрушка». Именно благодаря ему стало возможным появление «Истории игрушек» и других полнометражных лент Pixar.
Слияние с Disney
Кадр из мультфильма «Оловянная игрушка»
В общем-то, Disney никогда не упускал Pixar из виду. Неудивительно, ведь там работал их бывший художник Джон Лассетер, которого продюсеры мечтали вернуть обратно. По словам самого аниматора, предложения от Disney поступали к нему после каждой новой короткометражки. Он всегда отказывался, предлагая нарисовать мультфильм для них, но в Pixar. Disney, в свою очередь, никак не соглашались. Всё изменилось с выходом «Оловянной игрушки».
После того, как в 1989 году мультфильм выиграл «Оскар», Pixar стал выглядеть в глазах Disney более привлекательно, и они согласились поработать вместе. Сначала речь шла о создании получасового продолжения мультфильма для телевидения, но в итоге Pixar рискнули взяться за более крупный проект.
Питер Шнайдер, продюсер Disney, сказал мне: «Если вы можете сделать мультфильм на полчаса, сможете и на 70 минут». Я думал, наверное, одну наносекунду и ответил: «Да, ты прав».
Компании подписали контракт на производство трёх мультфильмов, и Pixar приступили к работе. С этого момента начались проблемы. Сотрудники компании поняли, что идей для мультфильмов особо и нет. Сначала героями будущего проекта хотели сделать персонажа из «Оловянной игрушки» и куклу чревовещателя. Получалось жутко и неинтересно. После очередного мозгового штурма креативный отдел Pixar заменил оловянную игрушку на База Лайтера, а чревовещателя — на ковбоя Вуди.
Кстати, сделать главными героями кукол решили из-за особенностей ранней 3D-анимации: всё выглядело слишком ненастоящим, поэтому персонажи из пластика были отличным вариантом.
Прототипом внешности Базза Лайтера был один из основателей Pixar Джон Лассетер
Следующей проблемой стало количество сотрудников и используемой техники. В начале работы Pixar полагали, что справиться с мультфильмом смогут восемь аниматоров, но в итоге их понадобилось 33. То же было и с другими специалистами.
В 1986 году в Pixar работало 42 человека
Сейчас в Pixar около 1200 сотрудников
Ещё больший разрыв «ожидание – реальность» был в техническом вопросе. Планировалось, что студия справится за 20 месяцев с 53 процессорами. А в итоге процессоров понадобилось 300. Для сравнения, сейчас в Pixar их 23 000.
Проблемы были и со сценарием. Креативная группа решила, что из фильма должно получиться бадди-муви, но с первого раза ничего не вышло. Сценарий был забракован Disney из-за неудачно прописанного персонажа Вуди: в первой версии он получился слишком саркастичным и надменным.
Сначала Вуди был очень агрессивным парнем, острым и неприятным. Трудно было поверить, что он самая популярная игрушка в комнате.
актёр, голос озвучки Вуди
Сценарий полностью переписали, и «История игрушек» всё-таки увидела свет. Огромного успеха от мультфильма не ждали — создатели были бы рады сборам в 75 миллионов долларов. Но в итоге результат превысил ожидания в три раза. Также «История игрушек» принесла Pixar «Оскар» за особые достижения, ещё несколько номинаций опять же на «Оскар», «Золотой глобус», «Сатурн» и MTV Movie Awards.
После успеха «Истории игрушек» Disney и Pixar подписали новый контракт на производство пяти полнометражных фильмов в течение 10 лет. Новая проблема, которая встала перед студией — поиск идей. Чтобы решить её, Джон Лассетер и три сценариста Pixar Эндрю Стэнтон, Джо Рэнфт и Пит Доктер собрались за обедом и устроили мозговой штурм. Итогом ланча стали наброски концепций и скетчи нескольких персонажей будущих мультфильмов «В поисках Немо», «Приключения Флика», «Корпорация монстров» и «ВАЛЛ-И».
Эндрю Стэнтон, Пит Доктер, Джон Лассетер и Джо Рэнфт (слева направо)
С каждым следующим фильмом студия Pixar становилась всё популярнее. Не стояло на месте и качество анимации. Например, в какой-то момент работы над «В поисках Немо» художники заметили, что вода в мультфильме так похожа на настоящую, что зритель не поверит в то, что это графика. Пришлось сделать шаг назад.
Одно из важнейших изменений в истории Pixar произошло в 2006 году, когда руководство Disney решило выкупить компанию у Стива Джобса. Сделка обошлась в 7,4 миллиарда долларов. Главным условием было сохранение принципов работы Pixar. Их четыре:
все идеи должны высказываться свободно;
отделы в компании должны быть тесно взаимосвязаны;
не нужно бояться браться за большие проекты;
не нужно спешить.
На текущий момент студия Pixar создала 19 полнометражных мультфильмов. При этом ни один из них не был провальным, бюджет каждого был восполнен за счёт проката минимум в три раза. Даже «Тачки», которые пользовались у зрителей меньшей популярностью, окупались за счет продажи рекламной продукции.
Сейчас Pixar — одна из наиболее титулованных студий. В копилке компании восемь «Оскаров» за лучший анимационный фильм, и ещё 18 статуэток в других номинациях, пять «Золотых глобусов» и три премии «Грэмми». Семь из десяти верхних позиций в рейтинге лучших мультфильмов на Rotten Tomatoes принадлежат именно Pixar. Но это не означает, что у них нет конкурентов.
Одним из главных соперников Pixar является DreamWorks. Студии, которую основал Стивен Спилберг, уже более 23 лет. За это время они создали 35 полнометражных мультфильмов, в том числе «Шрек», «Мадагаскар», «Как приручить дракона» и «Дорога на Эльдорадо». Начинали DreamWorks с рисованной вручную анимации, а перейти на 3D решили только в 2004-м.
Сейчас в прокате проекты DreamWorks собирают меньше, чем фильмы Pixar. Но за счёт количества выпускаемого продукта студия зарабатывает больше. У DreamWorks также есть неплохая история побед. В их копилке два «Оскара», один «Золотой глобус», две статуэтки Critics’ Choice Awards и другие награды.
Ещё один конкурент Pixar — Illumination Entertainment. В 2007 году, сразу же после создания, директор компании Кристофер Меледанри заключил договор с Universal о производстве одного или двух мультфильмов ежегодно. Началом работ был выбран 2010 год.
На текущий момент Illumination Entertainment создали восемь фильмов, среди которых «Лоракс», «Зверопой» и трилогия «Гадкий я». Последний вместе с мультфильмом «Миньоны» и всей сопутствующей рекламной продукцией приносит компании огромные доходы. Фильмы студии были неоднократно номинированы на различные награды, но пока не особо удачно.
Следующий производитель компьютерной анимации — Sony Pictures Animation. За 15 лет это подразделение компании Columbia Pictures выпустило такие хорошие мультфильмы как «Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек», «Сезон охоты» и «Лови волну». Правда, последней их работой стал великий и ужасный «Эмоджи фильм».
Отличает Sony от вышеупомянутых студий подход к производству. По словам президента компании Кристен Беллсон, они стараются соблюдать баланс между разработкой проектов и их реализацией так, чтобы соотношение было приближено один к одному. Таким образом, ни одна из идей не остается упущенной.
Ещё один конкурент Pixar — Laika Entertainment. Не самая продуктивная и доходная, зато интересная студия. В отличие от всех предыдущих Laika занимается кукольной анимацией. При этом, графика не исключается: персонажей для мультфильмов аниматоры Laika, как и другие, рисуют при помощи компьютера, а затем отпечатывают на 3D-принтере.
Как и Pixar, Laika занималась производством рекламы — полностью сконцентрировалась на производстве мультфильмов студия только в 2014 году. Поэтому за все 12 лет существования Laika выпустила всего четыре фильма: «Каролина в стране кошмаров», «Паранорман», «Семейка монстров» и «Кубо». Кассовые сборы невелики, зато они каждый раз тепло принимаются критиками и получают номинации на «Оскар».
Несмотря на большое количество конкурентов, Pixar все ещё остаются у руля мировой анимации. Студия сохраняет баланс между количеством и качеством, выпуская ежегодно по одному-два хороших мультфильма. Это доказывает и их последняя работа «Тайна Коко»: мультфильм стал самым коммерчески успешным в истории кинопроката Мексики и побил рекорд по сборам среди мультфильмов Disney в Китае.
Источник