Глава 56Инвестиции в расширенном воспроизводстве
Коренная проблема переходной экономики — создание условий для устойчивого экономического роста. Преодоление спада и переход к экономическому росту достигаются увеличением инвестиций в экономику и улучшением использования имеющегося экономического потенциала.
Содержание Инвестиции в экономике определяются с разных
инвестиций позиций. В самом широком смысле — это вложение
и их формы капитала с целью получения дохода. С точки зрения
финансового подхода — это приобретение ценных бумаг, вложения в них. Для финансирования инвестиций необходимо выделение части сбережений, в силу чего инвестиции выступают отказом от текущего потребления во имя увеличения выпуска продукции и потребления в будущем. С макроэкономической точки зрения инвестиции имеют более конкретный смысл: они выступают как затраты на вложения в основные производственные фонды (основной капитал), в жилищное строительство и в прирост запасов.
На различных фазах национального общественного воспроизводства процесс инвестирования выступает по-разному: как процесс вложения средств; осуществление деятельности по созданию объектов инвестирования и, наконец, ввод в действие вновь созданных фондов в различных сферах. В процессе инвестирования переплетаются источники и задачи простого и расширенного воспроизводства, возмещения и накопления, что порождает особые структурные выделения в инве-стициях, их особые формы и разновидности. С точки зрения структуры народного хозяйства инвестиции выступают в виде особого комплекса отраслей инвестиционной сферы, в котором ключевую роль играют капитальное строительство и про-мышленность стройматериалов, отрасли машиностроения, ориентированные на капитальное строительство.
В настоящее время в законодательстве и статистике России выделяются следующие характеристики инвестиций и инвестиционной деятельности.
Инвестиционная деятельность — это вложение инвестиций и совокупность практических действий по их реализации.
Участниками инвестиционной деятельности могут быть как физические, так и юридические лица, в том числе иностранные, а также государства и международные организации.
Инвестор — это юридическое или физическое лицо, принимающее решение и осуществляющее вложение собственных или заемных денежных, а также иных привлеченных имущественных или интеллектуальных ценностей в инвестиционный проект и обеспечивающее их целевое использование.
Различаются финансовые вложения и инвестиции в нефинансовые активы.
Финансовые вложения представляют собой вложения денежных средств, материальных и иных ценностей в ценные бумаги других юридических лиц, процент- ные облигации государственных и местных займов, уставные (складочные) капиталы других юридических лиц, созданных на территории страны, капитал предприятий за рубежом и т.п., а также займов, предоставленных юридическому лицу другим юридическим лицом.
Финансовые вложения, осуществленные в зависимости от
срока погашения займов и кредитов подразделяются на долгосрочные (более одного года) и краткосрочные (с получения доходов в течение года).
Инвестиции в нефинансовые активы — это инвестиции в основной капитал, затраты на капитальный ремонт, инвестиции на приобретение земельных участков и объектов природопользования, инвестиции в нематериальные активы (патенты, лицензии, программные продукты, научно-исследовательские и опытно- конструкторские разработки и т. д.), на прирост запасов материальных оборотных средств.
Инвестиции в основной капитал представляют собой совокупность затрат, направленных на приобретение, создание и воспроизводство основных фондов (новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение объектов, приобретение машин, оборудования, инструмента и инвентаря, на формирование основного стада, многолетние насаждения и т. д.).
Нематериальные активы — это патенты, лицензии, права пользования земельными участками, объектами природопользования, авторские права, организационные расходы, торговые марки, товарные знаки, программные продукты, ноу- хау и т. д.
Капитальныйремонт основных фондов (средств) подразделяется на капитальный ремонт оборудования, машин, транспортных средств, зданий и сооружений.
Инвестиции на прирост запасов материальных оборотных средств — это затраты, которые слагаются из поступлений оборотных средств в запасы и их выбытия и определяются как разница между поступлениями продукции в запасы и изъятиями из них.
Источниками финансирования инвестиционного процесса являются соб-ственные и привлеченные средства.
К собственным средствам относятся:
прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий и организаций;
суммы, выплачиваемые страховыми органами в виде возмещения ущерба, и т.
В состав привлеченных средств входят:
кредиты банков, средства от продажи акций, благотворительные и иные взносы и средства;
различные формы заемных средств, в том числе кредиты;
средства из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;
средства внебюджетных фондов;
Инвестиции в основной капитал по своей технологической структуре слагаются из стоимости следующих видов работ и затрат: всех видов строительных работ; работ по монтажу оборудования, инструмента и инвентаря, машин и оборудования; прочих капитальных работ и затрат.
По направлениям воспроизводства основных фондов инвестиции в основной капитал подразделяются на инвестиции, направляемые на новое строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение действующих предпри- ятий и поддержание действующих мощностей.
Составной частью финансовых инвестиций и инвестиций в нефинансовые активы являются иностранные инвестиции.
Особенности В условиях переходной экономики инвестиции и
инвестиционной инвестиционная сфера претерпели в России значидеятельности тельные изменения. Они отражают как радикальные
в переходной перемены в условиях общественного воспроизводэкономике ства, так и кризисную ситуацию в экономике.
Переход от централизованной системы на рыночные основы хозяйствования закономерно вызвал радикальный пересмотр инвестиционной деятельности. Уход государства из данной сферы, вызвавший изменение практики финансирования капитального строительства и ориентацию на расширение инвестиционной деятельности предприятий за счет собственных и заемных средств, чрезмерно высокое ожидание иностранных инвестиций, — все это явилось решающими факторами, предопределившими изменение структуры, источников и объема инвестиционных затрат. В результате в инвестиционной деятельности выявились следующие тенденции.
Во-первых, за годы реформирования экономики существенно изменилась структура капитальных вложений за счет всех источников финансирования по формам собственности.
Во-вторых, государство сократило свое участие в инвестиционной сфере. Доля инвестиций в основные фонды, финансируемых за счет бюджета, снизилась с 16,6% от общего объема инвестиций в 1992 г. до 6,6% в 1999 г.
В-третьих, серьезные изменения происходят в структуре источников финансирования капитальных вложений: повышается доля средств негосударственного сектора экономики; увеличивается объем средств населения, направляемых на индивидуальное жилищное строительство. В 1999 г. объем индивидуального жилищного строительства по сравнению с предыдущим годом возрос почти на 18%, а его доля в общем объеме ввода жилья достигла почти 50%, что на 10 процентных пунктов выше, чем в 1998 г.
Сохраняют свое значение основного источника капитальных вложений собственные средства предприятий. За годы реформирования экономики сформировалась устойчивая тенденция децентрализации инвестиционного процесса — доля этих средств постоянно увеличивается.
В-четвертых, в целом произошло определенное, хотя и недостаточное, увеличение иностранных инвестиций.
Противоречия кризисного развития российской экономики особенно болезненно проявили себя в инвестиционной сфере, что нашло целый ряд острых проявлений. *
Во-первых, происходит опережающий по сравнению с общим падением производства спад в инвестиционной деятельности. В результате объем инвестиций в 1999 г. составил всего 23,4% от уровня 1990 г. Столь глубокое падение инвестиций в экономику беспрецедентно и имеет серьезные последствия — подрыв условий не только расширенного, но и простого воспроизводства, резкое отставание в совершенствовании капиталоемких отраслей и техническом перевооружении производства.
Во-вторых, сокращается доля валового накопления в использованном ВВП.
В-третьих, большие объемы недоинвестирования привели к возникновению воспроизводственных проблем — образовалась значительная масса обесцененных кризисом, физически и морально изношенных производственных фондов. Средний возраст машин и оборудования в промышленности (по крупным и средним предприятиям) в 1998 г. превысил 17 лет, причем подавляющая часть фондов морально устарела и эксплуатируется за пределами сроков морального и физического износа. Около 45% фондов не отвечают современному техническому и технологическому уровню производства и превратились в фактор снижения его эффективности. Так, степень износа основных фондов (по крупным и средним предприятиям) в целом по народному хозяйству на начало 1999 г., составила 43,5%, в промышленности — 52,9%, в сельском хозяйстве — 48,8%, в строительстве — 40,7%, в том числе степень износа машин и оборудования составила в промышленности 68,1%, в сельском хозяйстве — 66,9%, в строительстве — 65,3%.
В г. коэффициент обновления основных фондов (отношение стоимости основных фондов, введенных в действие в течение года, к стоимости основных фондов на конец года, в процентах) составил 2%, а коэффициент выбытия основных фондов (отношение ликвидированных за год основных фондов к их наличию на начало года, в процентах) — 3%.
В-четвертых, технологическая структура капитальных вложений не способствует процессам обновления фондов. Доля затрат на оборудование имеет тенденцию к уменьшению.
В-пятых, углубилась дифференциация регионов по их инвестиционной активности.
В-шестых, высокие инвестиционные риски в результате завышенной цены инвестиционных ресурсов по сравнению с инфляцией и низкая норма рентабельности все еще делают недоступными инвестиции для реального сектора экономики.
В 1999 и в 2000 гг. произошел позитивный сдвиг в динамике инвестиций. Впервые за годы кризиса было зафиксировано постепенное их увеличение на общем фоне оживления производства. Закреплению указанной тенденции противо- действуют высокий государственный долг, высокий уровень кредиторской задол-женности предприятий, значительный вывоз капитала из страны и ряд других факторов. Однако сложившаяся к настоящему времени макроэкономическая ситуация способствует созданию благоприятных условий для оживления инвестиционного процесса: существенно снизилась инфляция, которая составила в 1999 г. 36,5% по сравнению с 84,4% в 1998 г.; стабилизируется национальная валюта; растет производство в реальном секторе экономики.
Активизации инвестиционного процесса будут способствовать сокращение доли средств, отвлекаемых с внутреннего рынка для покрытия дефицита государственного бюджета; предоставление государством гарантий по возврату части заемных средств с целью расширения источников финансирования; участие государства в кредитовании инвестиционных проектов на основе разделения риска с инвестором и другими кредиторами; применение механизма санации и банкротства предприятий для наиболее эффективного использования накоплений.
В условиях относительной финансовой стабилизации меняют свое отношение к инвестиционной деятельности и российские коммерческие банки. Они начинают вкладывать деньги в наиболее перспективные отрасли экономики, выбирая проекты с коротким сроком окупаемости. Предпочтение отдается проектам в области энергетики, машиностроения, электроники и переработки сель-хозпродукции.
Среди факторов, которые могут способствовать устойчивому закреплению наметившейся позитивной тенденции и оживлению активности в инвестиционной сфере, можно выделить:
улучшение макроэкономической конъюнктуры и инвестиционного климата для отечественных и иностранных инвесторов, обеспечение роста инвестиционной активности частного сектора и сектора смешанной формы собственности. Для этого особое значение имеют стабилизация инф-ляции на низком уровне, снижение процента за долгосрочный банковский кредит;
развитие системы государственной поддержки инвестиционной сферы, что предполагает предоставление гарантий, обеспечение прав инвесторов, защиту их собственности;
развитие организационно-правовых условий для целевого использования амортизации, создание налоговых стимулов для капитализации прибыли и переливов капитала для страхования инвестиций, развитие ипотеки и т. д.;
меры для предотвращения утечки капитала за рубеж и создание условий для возврата отечественного капитала в страну;
стимулирование привлечения иностранных инвестиций.
Пути Улучшению инвестиционной деятельности должно
совершенствования способствовать изменение в организации и управ- инвестиционной лении инвестициями и инвестиционной сферой
деятельности в целом.
Размещение инвестиций на конкурсной основе.
Концепция новой инвестиционной политики предусматривает переход от распре-деления государственных инвестиций на производственные цели к их размещению на конкурсной основе. — Бюджетные средства, размещаемые на конкурсной основе, выделяются для финансирования высокоэффективных проектов. Основными целями конкурсного размещения централизованных инвестиционных ресурсов являются стимулирование инвестиционной активности, привлечение средств частных и отечествен- ных инвесторов в развитие производства, повышение технического уровня и кон-курентоспособности продукции.
Участниками инвестиционного процесса являются юридические или физические лица, выступающие в качестве претендентов на получение государственной поддержки по конкретному инвестиционному проекту. Предусматриваются следующие формы государственной поддержки инвестиционных проектов:
выделение централизованных инвестиционных ресурсов на возвратной и платной основе для финансирования расходов по реализации инвестиционных проектов (ресурсы выделяются на срок два года с момента их получения и уплатой в этот же срок процентов за пользование кредитом. Процентная ставка за пользование кредитом определена в размере 1/2 ставки рефинансирования Банка России);
предоставление государственных инвестиционных ресурсов на условиях закрепления в государственной собственности части акций вновь создаваемых акционерных обществ. Акции реализуются на рынке ценных бумаг по истечении двух лет с начала получения прибыли от реализации проекта. Выручка от реализации акций направляется в доход государства;
предоставление государственных гарантий по возмещению за счет централизованных средств части вложенных инвестором финансовых ресурсов. Гарантии предоставляются в случае срыва выполнения инвестиционного проекта не по вине инвестора.
При предоставлении государственных гарантий для реализации инвестиционных проектов приоритетными являются предприятия, полностью выполняющие текущие обязательства перед федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами.
Бюджет развития. Важным инструментом государственной инвестиционной политики, направленной на экономический рост и структурную перестройку, является бюджет развития, впервые выделенный в составе федерального бюджета в 1997 г. и предназначенный для активизации инвестиционной деятельности.
Бюджет развития является специальным инструментом государственного стимулирования привлечения средств частных инвесторов и инвестиционных институтов в высокоэффективные проекты — победители инвестиционного конкурса, по которым осуществляется государственная поддержка в форме предоставления на возвратной, платной и срочной основе денежных средств.
Одновременно бюджет развития предусматривает наличие механизма государственных гарантий, предоставляемых российским инвесторам под инвестиционные проекты, размещаемые на конкурсной основе, а также механизм привлечения дополнительного кредитования инвестиционных проектов.
В механизм реализации бюджета развития заложены такие принципы, как высокая экономическая эффективность осуществляемых инвестиционных проектов, исключительно долевой характер их финансирования и разделение риска государства с инвестором.
Построение бюджета развития базируется на следующих основных положениях:
использование заемных средств для финансирования инвестиционных проектов, эффективность которых гарантирует возврат заемных средств;
отделение финансирования исполнения бюджета развития от текущего бюджета;
гарантирование непрерывности финансирования;
создание механизма реализации бюджета развития, позволяющего индуцировать инвестиции через механизм гарантий, предоставляемых на конкурсной основе инвесторам в пользу кредитующих банков, и путем наделения органа управления бюджетом развития, собственными средствами.
Эффективность использования средств бюджета развития обеспечивается конкурсным отбором финансируемых проектов и надежностью вложения финансовых средств. Реализация бюджета развития осуществляется на основе принципа проектного финансирования.
Обязательным условием является участие инвестора в реализации проекта собственными средствами, которые должны составлять не менее 20%.
Государство за счет средств бюджета развития дает гарантии коммерческому банку на финансирование инвестиционного проекта в размере до 40% ссужаемых инвестору средств. Такое ограничение предопределяется необходимостью адекватной ответственности банка за выбор клиента и проверку экономической эффективности проекта.
Активизация инвестиционного процесса. Активизации инвестиционного процесса будет способствовать развитие законодательной базы инвестиционной деятельности в условиях формирования рыночных механизмов.
Осуществление радикальных рыночных реформ началось в России в условиях нормативно-правового «вакуума» и отсутствия законодательной базы в инвестиционной сфере.
За последние годы в основном создана взаимосвязанная система нормативно- правовых актов, регулирующих инвестиционную сферу в условиях перехода на рыночные механизмы хозяйствования. В конце 1998 — начале 1999 г. были приняты основополагающие законодательные акты в инвестиционной сфере. Вступили в силу федеральные законы «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», «О бюджете развития Российской Федерации», «О лизинге», «Об ипотеке (залоге недвижимости)».
Так, 25 февраля 1999 г. был принят Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 39-ФЗ. Этот закон определяет правовые основы инвестиционной деятельности и является важнейшим в создании нормативно-законодательной среды в инвестиционной сфере, обеспечивающей развитие предпринимательства и рыночных отношений. Законом предусматриваются равные права, гарантии и защита инвестиций для всех инвесторов, как отечественных, так и иностранных.
Дополнительные возможности для развития инвестиционной сферы создает Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 2 января 2000 г. № 22-ФЗ. Закон создает правовые основы стабильного осуществления отечественными и иностранными инвесторами инвестиционной дея-тельности в форме капитальных вложений. Суть принятого закона в том, чтобы рас-пространить на российских инвесторов положение, согласно которому отечественным и иностранным инвесторам, осуществляющим реализацию приоритетного инвестиционного проекта на территории России, предоставляются гарантии от неблагоприятного изменения налогового законодательства.
Высокие инвестиционные риски, дефицит накоплений у предприятий, высокая стоимость кредитных ресурсов предопределяют необходимость стимулирования инвестиционной деятельности. Действующая система стимулов в инвестиционной сфере российской экономики носит в основном фискальный характер, реализуясь, как правило, в форме налоговых и таможенных льгот.
Основными направлениями развития системы стимулирования инвестиционной активности являются:
предоставление бюджетных средств негосударственным структурам на возвратной основе;
реализация принципа права собственности (рассматриваются государственные, муниципальные и частные инвесторы), по которому из федерального бюджета выделяются капитальные вложения на развитие федеральной собственности, а из муниципального бюджета — на развитие муниципальной;
равенство прав инвесторов — гарантии прав и защиты инвестиций независимо от форм собственности предоставляются для всех инвесторов, как частных, в том числе иностранных, так и муниципальных и государственных.
В целях стимулирования инвестиционной деятельности и ослабления налогового бремени инвесторов принят Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 31 марта 1999 г. № 62-ФЗ, который предусматривает дополнительные льготы по налогообложению прибыли, связанной с осуществлением капитальных вложений. Согласно закону не подлежит налогообложению прибыль, полученная от вновь созданного производства (за исключением производств, созданных в рамках торговой, снабженческо-сбытовой и посреднической деятельности), на период его окупаемости, но не свыше трех лет.
Развитие инвестиционной сферы во многом будет предопределяться также созданием налоговых стимулов для инвестиций в ходе налоговой реформы.
Для создания благоприятного инвестиционного климата в части налоговой политики важное значение могут иметь:
снятие действующих ограничений (50%) по налогообложению реинвестируемой прибыли;
предоставление «налоговых каникул» на срок от 3 до 5 лет предприятиям, внедряющим принципиально новые технологии, машины и оборудование для их технического оснащения;
освобождение от НДС, уплаты таможенных платежей на импортируемое (не конкурирующее с отечественным) технологическое оборудование для внедрения новых технологий;
установление для предприятий, осуществляющих технологическую модернизацию производства, повышенного коэффициента ускоренной амортизации машин и технологического оборудования, вводимых и используемых в рамках новых технологий.
Большое значение для активизации инвестиционного процесса имеет политика использования амортизации основного капитала. Для повышения роли амор-тизации в укреплении производственного потенциала следует особо отметить не-обходимость:
устранить противоречия нормативно-правовой базы с реальными экономическими условиями воспроизводства капитала;
пересмотреть нормы амортизации адекватно современным срокам службы техники;
значительно сократить количество амортизационных норм;
расширить методы начисления амортизации путем использования наряду с традиционным — линейным — нелинейных методов. Это позволит предприятиям концентрировать амортизационные ресурсы в периоды наибольшей потребности в них;
расширить применение ускоренной амортизации, предоставив предприятиям право самостоятельного выбора методов ее начисления по всем видам основных фондов независимо от времени ввода их в эксплуатацию;
совершенствовать методики оценки основных фондов и определения на ее основе реальной стоимости амортизируемого имущества;
ввести порядок, при котором амортизация должна использоваться строго по целевому назначению, в противном случае она включается в налогооблагаемую базу. Для инвестиционной поддержки малого бизнеса новой амортизационной политикой предусматриваются более широкие возможности ускоренного списания основного капитала. Однако реальный эффект от новой амортизационной политики может быть получен только в случае использования амортизационных средств на инвестиционные нужды, а не на цели текущей хозяйственной деятельности.
Эффективным механизмом развития инвестиционной деятельности должен стать лизинг — долгосрочная специфическая аренда машин, оборудования, транспортных средств и другого движимого и недвижимого имущества производственного назначения. В отличие от обычной аренды в нем участвуют, как правило, не два, а три и более субъектов: производитель (поставщик) оборудования, лизинговая компания, лизингополучатель (пользователь). Среди участников могут быть банки, страховые компании, посредники, гаранты и другие физические лица.
Гражданский кодекс Российской Федерации определяет лизинг как финансовую аренду. Содержание лизинга состоит в том, что между сторонами отношений заключается договор финансовой аренды (договор лизинга), в соответствии с которым одна из сторон — арендодатель — обязуется приобрести в собственность указанное другой стороной — арендатором — имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и использование для предпринимательских целей. При этом арендодатель не несет ответственности за выбор предмета аренды и продавца. Договором финансовой аренды может быть также предусмотрено, что выбор продавца и приобретенного им имущества осуществляется арендодателем.
Имущество, переданное в лизинг, в течение всего срока действия договора лизинга является собственностью лизингодателя, за исключением имущества, приобретаемого за счет бюджетных средств. Условия постановки лизингового иму-щества на баланс лизингодателя или лизингополучателя определяются по согла-сованию между сторонами договора лизинга.
Ко всем видам движимого имущества, составляющего объект финансового лизинга и относимого к активной части основных фондов, может применяться, в соответствии с условиями договора лизинга, механизм ускоренной амортизации с коэффициентом не выше трех.
Доходом лизингодателя является разница между общей суммой лизинговых платежей, получаемых лизингодателем от лизингополучателя, и суммой, возмещающей стоимость лизингового имущества.
Различают прямой лизинг, при котором собственник имущества самостоятельно, без посредников, сдает объект в лизинг; косвенный лизинг, когда передача имущества в лизинг осуществляется через одного или нескольких посредников; и возвратный лизинг, когда собственник имущества (производитель) продает его своему будущему лизингодателю, а затем получает его в долгосрочную аренду.
Результатом правовой регламентации лизинга стало значительное увеличение инвестиционной активности на лизинговом рынке. По состоянию на 1 января 1999 г. лицензии на право ведения лизинговой деятельности получили 1278 ком-паний, в том числе 108 компаний — нерезидентов Российской Федерации.
Дополнительным условием привлечения инвестиций в реальный сектор экономики является использование государственных активов в процессе приватизации. Согласно концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской одобренной постановлением Правительства Российской
Федерации от 9 сентября 1999 г., цели и задачи управления акциями (долями), находящимися в федеральной собственности, предполагают реализацию мероприятий, обеспечивающих:
использование акций, находящихся в государственной собственности, в качестве обеспечения инвестиций или кредитов, направляемых на реализацию целевых проектов;
использование акций для привлечения инвестиций в вертикально-интегрированные структуры (в качестве обеспечения выступают акции, внесенные в уставный капитал интегрированной структуры); *
привлечение эффективного собственника, приобретающего акции в процессе приватизации с условием инвестирования в предприятие;
повышение инвестиционной привлекательности предприятий для отечественных и иностранных инвесторов за счет сокращения доли участия государства в уставном капитале.
Если в отношении объекта приватизации его покупателю необходимо выполнить определенные инвестиционные и (или) социальные условия, государственное имущество продается на коммерческом конкурсе. Право приобретения объекта приватизации принадлежит тому покупателю, который предложит наиболее высокую цену за приватизируемый объект при условии выполнения таким покупателем инвестиционных и (или) социальных условий.
Формирование благоприятного инвестиционного климата во многом спи-рается на проведение активной государственной микроэкономической политики. В этой связи важное значение имеют реструктуризация неэффективно рабоїа- ющих производств, ускоренный вывод и замена устаревших технологий и обесцененного кризисом капитала.
В части освобождения предприятий от избыточного капитала с целью создания благоприятного инвестиционного климата следует ввести упрощенный порядок вывода из оборота неиспользуемых активов с освобождением их от налогообложения и амортизационных начислений. С этой целью необходимо разработать нормативные акты, регулирующие определение объемов излишнего и неиспользуемого оборудования; определение структуры такого оборудования в разрезе отраслей и регионов; порядка реализации такого оборудования, сдачи его в аренду или предоставления по лизингу; повышение заинтересованности субъектов малого и среднего бизнеса в использовании высвобождаемого оборудования; сдачу в аренду свободных площадей предприятий.
Развитию инвестиционной деятельности будет содействовать становление общероссийской системы жилищного ипотечного кредитования, формирование вторичного рынка ипотечных кредитов для привлечения в сферу банковского кредитования долгосрочных внебюджетных финансовых ресурсов.
Повышение заинтересованности банков в выдаче долгосрочных ипотечных жилищных кредитов будет обеспечено деятельностью Агентства по ипотечному жилищному кредитованию, которое создается для формирования надежных стандартов и процедур ипотечного жилищного кредитования населения и привлечения кредитных ресурсов в эту сферу банковского кредитования.
Несмотря на принятые нормативно-правовые акты, обеспечивающие развитие ипотечного кредитования, масштабного становления этого направления жилищного строительства еще не достигнуто. Главными сдерживающими факторами продолжают оставаться низкий платежеспособный спрос населения, а также отсутствие первоначальных средств для «включения» системы ипотечного креди-тования.
Глава 56. Инвестиции в расширенном воспроизводстве
Важное значение для развития инвестиционного процесса имеет создание системы страхования имущества, залога и государственных гарантий. В настоящее время в стране не получило должного развития страхование имущества, особенно крупными предприятиями. Развитию имущественного страхования препятствуют финансовая слабость российских страховых компаний, а также ограничения по отнесению названных затрат на себестоимость продукции, так как согласно существующему порядку эти платежи могут составлять не более 1% стоимости объема реализуемой продукции. Реальное предоставление гарантий достигается посредством развития гарантийно-залоговых фондов частными инвесторами.
Иностранные Важным фактором обеспечения структурной пере
инвестиции стройки и экономического роста российской эконои их формы мики являются иностранные инвестиции.
Их приток способствует повышению технического уровня производства, совершенствованию управления, большей интеграции экономики нашей страны в мировое хозяйство.
Под иностранными инвестициями в российскую экономику понимаются все виды вложения имущественных и интеллектуальных ценностей зарубежными инвесторами, а также зарубежными филиалами российских юридических лиц в объекты предпринимательской и других видов деятельности с целью получения прибыли.
Иностранный капитал может вкладываться в виде денежных средств, паев, акций и других ценных бумаг, кредитов, технологий, машин, оборудования, лицензий, любого другого имущества, интеллектуальных ценностей и прочее.
К иностранным инвестициям относятся приобретение иностранным инвестором в полную или частичную собственность предприятий и организаций, взносы в уставный (складочный) капитал коммерческих организаций с иностранными инвестициями, покупка акций и прочих ценных бумаг, кредиты юридическим и физическим лицам, а также банковские вклады и приобретение недвижимости.
Стоимость инвестиций (кроме денежных средств) оценивается по согласованной между продавцом и покупателем рыночной цене на соответствующую дату.
Иностранные инвестиции осуществляются путем:
создания российского юридического лица совместно с российскими и другими иностранными инвесторами, либо полностью принадлежащего иностранному инвестору;
создания на территории России филиалов иностранных юридических лиц;
осуществления инвестиционной деятельности иностранными физическими лицами без образования юридического лица;
приобретения доли участия (вклада) в уставном (складочном) капитале действующего юридического лица;
приобретения вещных прав на недвижимое имущество в соответствии с российским законодательством;
приобретения ценных государственных бумаг и ценных бумаг российских юридических лиц, кроме акций;
приобретения для целей инвестиционной деятельности иного имущества, в том числе прав собственности на приватизируемое государственное и муниципальное имущество, или имущественных прав на интеллектуальную собственность;
предоставления инвестиционного кредита, в том числе в натуральной форме, для финансирования инвестиционных проектов;
осуществления лизинговой деятельности на территории России в форме финансового лизинга.
В составе иностранных инвестиций выделяют три формы: прямые, портфельные и прочие инвестиции.
Прямые инвестиции—это вложения иностранного капитала, сделанные прямыми инвесторами, т.е. юридическими или физическими лицами, полностью владеющими предприятием или контролирующими не менее 10% доли, долей (вкла- да) в уставном (складочном) капитале созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации коммерческой организации в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В составе прямых инвестиций выделяются:
взносы в уставный капитал (полный взнос* или часть уставного (складочного) капитала, фактически внесенная зарубежными совладельцами предприятия; материальные и нематериальные активы, осуществленные в виде недвижимости, оборудования, товаров и т. п. и в виде денежных средств, то есть взносы, сделанные в денежной форме);
финансовый лизинг (осуществление лизинговой деятельности иностранным юридическим лицом на территории Российской Федерации в форме предоставления услуг по финансовому лизингу имущества российским организациям);
кредиты, полученные от зарубежных совладельцев предприятия;
прочие прямые инвестиции (дополнительная покупка акций соучредителями, оборудование, переданное прямым инвестором предприятию помимо взносов в уставный (складочный) капитал и т. п.).
Портфельные инвестиции — это вложения иностранного капитала, сделан-ные иностранными инвесторами в объеме менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями, не дающие право вкладчикам на управление предприятием, а также акции, облигации, векселя и другие ценные долговые бумаги собственного и заемного капитала.
Прочие инвестиции — это инвестиции, которые не подпадают под определение прямых или портфельных инвестиций.
В составе прочих инвестиций выделяются:
торговые кредиты (оплата импорта или экспорта товаров и услуг и предоставление кредитов для осуществления экспортных или импортных операций);
прочие кредиты (различные кредиты, кроме торговых, полученные не от прямых инвесторов. В их составе выделяются кредиты, полученные от международных финансовых организаций: Всемирного банка, Международного валютного фонда, Европейского банка реконструкции и развития и т. п.);
кредиты правительств иностранных государств под гарантии Правительства Российской Федерации;
банковские вклады: собственные счета зарубежных юридических лиц в российских банках (инвестиции в Россию из-за рубежа) и российских юридических лиц в зарубежных банках (инвестиции из России за рубеж);
прочее (сюда входят все не отраженные выше финансовые активы и пассивы, например, дебиторская и кредиторская задолженность, относящаяся к просроченным ссудным платежам, невыплаченной заработной плате. неуплаченным налогам).
Иностранными инвесторами по российскому законодательству могут быть: иностранные юридические лица; иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами; иностранные граждане; лица без гражданства, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации; международные организации; иностранные государства.
Иностранные инвестиции пользуются полной и безусловной правовой защитой, которая обеспечивается законодательством Российской Федерации и международными договорами, действующими на территории России.
Законодательство определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на вложенный капитал и получаемые от него доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов, а также предусматривает полную и безусловную защиту прав и интересов деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации. Иностранный инвестор после уплаты предусмотренных законодательством Российской Федерации налогов и сборов имеет право на свободное использование доходов и прибыли на территории Российской Федерации. Они могут быть использованы для реинвестирования или иных, не противоречащих российскому законодательству целей, либо беспрепятственно переведены за пределы Российской Федерации.
В соответствии с действующим законодательством иностранным инвесторам предоставляется национальный режим для деятельности коммерческих организаций с их капиталом, то есть правовой режим, не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется отечественным инвесторам и организациям.
Изъятия из национального режима, как улучшающие, так и ухудшающие условия инвестирования и ведения иностранными инвесторами предпринимательской деятельности, могут быть установлены только федеральными законами и в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Российским законодательством предусмотрены стабильность условий хозяйственной деятельности для иностранного инвестора, осуществляющего инвестиционный проект, гарантии от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации. Установлено, что иностранные инвестиции не подлежат национализации и не могут быть подвергнуты реквизиции или конфискации, кроме как в исключительных, предусмотренных законодательными актами случаях, когда эти меры принимаются в общественных интересах. В случаях национализации или реквизиции иностранному инвестору выплачивается быстрая, адекватная и эффективная компенсация.
В качестве дополнительной гарантии иностранным инвесторам предоставляется право отстаивать свои права, обращаясь в международные арбитражные органы, решения которых являются обязательными для исполнения на территории России. Такое положение является одной из наиболее надежных гарантий иностранных инвестиций в Российской Федерации.
Рассмотрение возможных претензий зарубежных партнеров по их деятельности на территории Российской Федерации и принятие соответствующих решений по защите прав и интересов инвесторов осуществляется Государственной комиссией по защите прав инвесторов на финансовом и фондовом рынках России.
Динамика иностранных инвестиций в России в период с 1991 по 1999 гг. характеризовалась заметной неустойчивостью. Она развивалась в условиях глубокого экономического кризиса, продолжительного спада валового внутреннего продукта и промышленного производства, усугубляемого бюджетным и инвестици-онным кризисами.
По общемировым масштабам приток иностранных инвестиций в российскую экономику после 1991 г. незначителен. В 1998 г. при общем объеме мировых прямых иностранных инвестиций в сумме 644 млрд. долл. на страны Центральной и Восточной Европы, включая Россию, приходилось всего 17,5 млрд. долл. (Россия — 3, 36 млрд. долл.).
Общий объем накопленных иностранных инвестиций в России на 1 января 2000 г. составил 29,25 млрд. долл., в том числе прямых инвестиций — 12,76 млрд. долл., портфельных инвестиций — 309 млн. долл. и прочих инвестиций — 16,2 млрд. долл. При этом за 199*) г. в экономику России было привлечено 9,56 млрд. долл. иностранных инвестиций, что составляет 81,2% к объему за 1998 г. При этом объем прямых иностранных инвестиций составил 4,26 млрд. долл., что на 26,7% превышает их объем за 1998 г., объем портфельных инвестиций — 31 млн. долл., или 16,2% к 1998 г., а объем прочих инвестиций — 5,27 млрд. долл., или 64,1% к 1998 г.
Наибольший вклад в объем накопленных иностранных инвестиций в экономику России осуществили: Германия, США, Великобритания, Кипр, Франция, Ни- дерланды, Италия, Швейцария, Швеция, Япония. Инвестиции этих 10 стран составляют 89,3% от объема всех накопленных инвестиций и около 83,6% от объема накопленных прямых инвестиций.
В 1999 г. наибольший объем иностранных инвестиций был привлечен в промышленность (почти 4,9 млрд. долл., или 51%), торговлю и общественное питание (около 1,6 млрд. долл., или 17%), управление (почти 1,5 млрд. долл., или 15,5%) и транспорт (521 млн.долл., или 5,5%). ,
В промышленности приоритетными для иностранных инвесторов являются топливная промышленность, на долю которой приходится 17,8%; пищевая промышленность — 14,8%; черная металлургия — 5,4%; цветная металлургия — 4,3%; машиностроение и металлообработка — 4,1%.
В 1999 г. прямые иностранные инвестиции направлялись в основном в топливную промышленность, пищевую промышленность, торговлю и общественное питание и транспорт.
Основной объем иностранных инвестиций приходится на г. Москву, Сахалинскую и Тюменскую области, Республику Татарстан, Московскую область, г. Санкт- Петербург, Краснодарский край, Республику Коми, Нижегородскую и Иркутскую области. В эти регионы привлечено около 78% от общего объема накопленных инвестиций и более 75% от объема прямых инвестиций.
В настоящее время в Единый государственный реестр России внесено 82 тыс. коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Процесс привлечения иностранного капитала в российскую экономику в определенной степени предопределяется заинтересованностью в реализации крупных инвестиционных проектов, что в свою очередь предусматривает участие крупного иностранного капитала. В этой связи необходимо отметить участие в инвестиционном процессе экономики России крупных транснациональных компаний (ТНК). По некоторым оценкам, в конце 90-х годов в России занимались предпринимательской деятельностью 75 из 100 крупнейших ТНК мира, в том числе 22 американских корпорации, 16 японских, 9 германских, по 8 французских и английских, 4 швейцарских и др.
В целом приток прямых иностранных инвестиций в Россию за 90-е годы остается еще на недостаточном уровне. Он не отвечает основным показателям, характеризующим экономику России: объему производства и емкости национального рынка, обеспеченности полезными ископаемыми и природными ресурсами, наличию квалифицированной и дешевой рабочей силы и др.
Регулирование Для активизации притока иностранных инвестиций
привлечения в российскую экономику необходимы восстановлеиностранных ние доверия иностранных инвесторов к России,
инвестиций улучшение ее положения на мировых рынках капи
тала, создание благоприятного инвестиционного климата, развитие системы стимулирования иностранных инвесторов, осуществляющих инвестирование в реальный сектор экономики, устранение барьеров на пути иностранных инвестиций и принятие общепризнанных стандартов в сфере международного инвестиционного сотрудничества.
Создание благоприятного инвестиционного климата в значительной мере решается путем развития нормативно-правовых основ государственного регулирования иностранных инвестиций. Оно осуществляется по двум направлениям: совершенствования российского законодательства в сфере международного инвестиционного сотрудничества и заключения международных договоров о поощрении и взаимной защите капиталовложений и об избежании двойного налогообложения.
В России осуществлен ряд мероприятий по развитию законодательства и информационного обеспечения иностранных инвесторов, улучшению налогового, таможенного и валютного регулирования, правовому обеспечению участия страны в международном инвестиционном сотрудничестве.
особом порядке налогообложения, при котором уплата налогов и сборов заменяется разделом продукции между государством, субъектом Российской Федерации и инвестором, за исключением налога на прибыль и платежей за пользование недрами;
предоставлении государственных гарантий стабильности условий хозяйственной деятельности инвесторов на весь период действия соглашения о разделе продукции независимо от изменения российского законодательства.
Участниками соглашения о разделе продукции являются: государство, от имени которого выступает Правительство Российской Федерации; орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен предоставляемый в пользование участок недр; инвесторы — граждане Российской Федерации, иностранные граждане, юридические лица (российские и иностранные), объединение юридических лиц.
В процессе хозяйственной деятельности инвестор уплачивает налог на прибыль, платежи за пользование недрами и другие платежи.
Приняты девять федеральных законов об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции. Они позволяют развернуть деятельность по реализации на территории Российской Федерации широкомасштабных инвестиционных проектов в отраслях добывающей промышленности, а также приступить к реализации новых проектов на условиях соглашений о разделе продукции, предусмотренных указанными законодательными актами по участкам недр.
В настоящее время на условиях соглашений разрабатываются и подготавливаются к разработке 22 месторождения и участка недр. Крупными проектами, определяющими приток инвестиций на основе соглашений о разделе продукции, являются три крупномасштабных проекта: «Сахалин-1, «Сахалин-2» и разработка Харья- гинского месторождения нефти. Общий объем намечаемых к привлечению иностранных инвестиций на период 2000—2002 гг. составляет около 3 млрд. долл.
Одной из эффективных форм привлечения крупномасштабных иностранных инвестицийявляется инвестиционное соглашение. Работаиностранныхинвесторов по реализации инвестиционных соглашений регулируется Положением о порядке заключения и реализации инвестиционных соглашений и приложениями к нему.
Инвестиционное соглашение заключается между Министерством экономического развития и торговли России и иностранной компанией, осуществившей вклад в уставный капитал российской коммерческой организации с иностранными инвестициями в сумме, эквивалентной не менее 10 млн. долл., и инвестирующей иностранные прямые инвестиции в отрасли материального производства российской экономики в сумме, эквивалентной не менее 100 млн. долл.
Для заключения инвестиционного соглашения иностранный инвестор представляет проект инвестиционного соглашения и основные экономические показатели, выполненные на основе технико-экономического обоснования, прошедшего независимую экспертизу. Кроме того, иностранный инвестор извещает о начале реализации инвестиционного соглашения с представлением плана-графика выполнения работ и финансового обеспечения на весь период осуществления инвестиционного проекта.
В инвестиционном соглашении устанавливаются: объемы, направления и сроки осуществления инвестиций; номенклатура, объемы, сроки и порядок реа-лизации на территории России иностранных товаров; ответственность сторон за нарушение инвестиционного соглашения и порядок его досрочного расторжения.
Значительные возможности для привлечения иностранных инвестиций пре-доставляют свободные экономические зоны (СЭЗ). Создание СЭЗ способствует развитию экспортноориентированных производств, увеличению валютных поступлений в федеральный и местный бюджеты, привлечению частных отечественных и иностранных инвестиций, созданию дополнительных условий для развития экономики регионов.
Свободнаяэкономическаязона представляет собой ограниченный участокта- моженной территории страны, в пределах которой устанавливается особый режим предпринимательскойдеятельности. Подособымрежимом предпринимательской деятельности понимаются установление таможенного режима свободной таможенной зоны, таможенный режим экспорта и специальный налоговый режим свободной экономической зоны.
Свободная таможенная зона как таможенный режим означает, что иностранные товары размещаются и используются в соответствующих территориальных границах без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к указанным товарам мер экономической политики (квотирования и лицензирования), а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта, в порядке, определенном таможенным режимом страны. ок^’ї э-,»®»» .
К свободным экономическим зонам относятся зоны экспортного производства и свободные таможенные зоны производственного и торгового типов. В исключительных случаях может быть создана особая экономическая зона.
Зона экспортного производства представляет собой ограниченный участок национальной территории, в пределах которого устанавливается особый режим предпринимательской деятельности для тех субъектов, которые зарегистрированы в этой зоне, проводят техническое перевооружение собственного производства, создают новые или совершенствуют применяемые технологии, производят новые виды готовой продукции, полуфабрикатов или сырья. Обычно для субъектов предпринимательской деятельности в зоне экспортного производства устанавливается норма вывоза с ее территории за пределы таможенной территории страны товаров собственного производства, или отвечающих критериям происхождения с территории указанной зоны.
Зона экспортного производства предусматривает также льготы по налогообложению, платежам по ресурсам и услугам, валютному контролю.
Налоговые льготы предусматривают освобождение на определенный период предприятий в зоне экспортного производства от уплаты налога на прибыль. По истечении указанного срока для предприятий в зоне экспортного производства могут устанавливаться сниженные ставки налогообложения. Налоговые ставки могут быть также дифференцированы в зависимости от отраслей и некоторых других условий.
Импортные товары, предназначенные для производственных целей в зоне экспортного производства, могут освобождаться от таможенных пошлин. Беспошлинно также осуществляется экспорт продукции, произведенной на территории зоны.
Следующей льготой является предоставление предприятиям в зоне экспортного производства кредитных средств под умеренные проценты.
Что касается валютных операций, то во многих зонах экспортного производства разрешаются неограниченный перевод прибылей, начиная с первого года производственной деятельности, и полная репатриация стартовых капиталовложений после относительно короткого периода их реализации. В зонах экспортного производства разрешается свободное обращение валют.
Среди других льгот, предоставляемых в зоне экспортного производства, следует выделить снижение арендной платы за землю, здания, сооружения и другие объекты, ускоренную амортизацию основных производственных фондов.
Свободная таможенная зона также представляет собой ограниченный участок таможенной территории, в пределах которой устанавливается особый режим предпринимательской деятельности. Свободная таможенная зона является беспошлинной территорией, где товары иностранного происхождения могут храниться, продаваться и покупаться без уплаты таможенных пошлин и налогов, т.е. с точки зрения налогового режима она рассматривается каи находящаяся за пределами таможенной территории страны.
Свободные таможенные зоны производственного типа создаются на участках территорий, имеющих развитую производственную и транспортную инфраструктуру и другие условия для предпринимательской деятельности. В указанной зоне разрешается осуществление производственных операций.
Свободные таможенные зоны торгового типа создаются в портах, железнодорожных узлах, аэропортах, на участках важнейших автомобильных магистралей, пограничных пунктах и других участках. Территория такой зоны используется для проведения выставок, доработки, сортировки, упаковки, маркировки ввозимых товаров для последующего их вывоза за пределы территории страны или на остальную часть ее территории за пределами зоны.
Свободные таможенные зоны освобождаются от уплаты налогов, таможенной пошлины, налогов на импорт и других видов контроля за импортом, обычно устанавливаемых таможенным законодательством принимающей страны. Кроме того, может иметь место освобождение от налогов деятельности, разрешенной в свободной экономической зоне.
Управление свободной экономической зоной осуществляет администрация свободной экономической зоны. Стимулирование
Для создания благоприятного инвестиционного климата в последние годы в России реализован ряд мер по облегчению налогового бремени, введен ряд освобождений от уплаты НДС, таможенных пошлин и налога на прибыль. Так, освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость: товары (за исключением подакцизных), ввозимые в счет погашения государственных кредитов; товары (за исключением подакцизных), предназначенные для включения в состав основных производственных фондов, ввозимые иностранным инвестором в качестве вклада в уставный (складочный) капитал организаций (предприятий) с иностранными инвестициями; товары (за исключением подакцизных), ввозимые в качестве безвозмездной помощи (содействия).
Другая льгота, которая предоставляется иностранным инвесторам, — осво-бождение от налога на прибыль. От налога на прибыль освобождаются средства: направленные предприятиями отраслей сферы материального производства на фи-нансирование капитальных вложений производственного назначения; направленные предприятиями всех отраслей народного хозяйства на финансирование жилищного строительства.
Следующая льгота — это освобождение от уплаты таможенной пошлины.
От обложения таможенными пошлинами освобождаются товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал, при условии, что эти товары: не являются подакцизными; относятся к основным производственным фондам; ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала.
Кроме того, от уплаты таможенных пошлин освобождаются ряд поставок оборудования в счет кредитов и контрактов.
От уплаты таможенной пошлины освобождаются также товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, в том числе ввозимые по лизингу, для выполнения работ по соглашению о разделе продукции в соответствии с программой таких работ и со сметой затрат, утвержденными в установленном указанным соглашением порядке, или вывозимые с данной территории в соответ-ствии с условиями указанного соглашения. В таком случае взимание ввозных и вывозных пошлин заменяется разделом продукции на условиях соглашения о разделе продукции, заключенного в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции».
Предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, и совместные предприятия, в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют более 30%, вправе без лицензий импортировать продукцию для собственных нужд, за исключением случаев, предусмотренных действующими на территории Российской Федерации международными договорами.
Большое значение для привлечения иностранных инвестиции имеет благоприятный инвестиционный климат науровнерегионов. Практика подтверждает, что иностранные инвестиции концентрируются в регионах с развитой рыночной инфраструктурой и высокой платежеспособностью населения, а также обладающих значительными сырьевыми запасами.
Определяющим фактором для иностранных инвесторов является наличие региональной политики привлечения иностранных инвестиций, прежде всего в части гарантий безопасности инвестиций, залога и страхования, которые направляются в областной бюджет. В ряде регионов администрация берет на себя функцию основного гаранта по проектам регионального значения.
Для формирования инвестиционного климата важное значение имеет наличие и развитие организационно-правовых структур, регулирующих деятельность иностранных инвесторов на российском инвестиционном рынке, обеспечивающих их информированность и защиту прав.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной политики в сфере международного инвестиционного сотрудничества, является Министерство экономического развития и торговли.
Министерство организует разработку и обеспечивает реализацию государственной политики по привлечению иностранных инвестиций и размещению российских инвестиций за рубежом, координирует сотрудничество с международными финансовыми организациями в инвестиционной сфере, осуществляет экспертизу предложений в области международного инвестиционного сотрудничества.
Одним из основных институтов эффективного диалога и взаимодействия Правительства России с иностранными инвесторами по решению проблемных вопросов привлечения инвестиций является Консультативныйсовет по иностранным инвестициям в России. Возглавляет Консультативный совет Председатель Правительства Российской Федерации.
С целью информационного обеспечения иностранных инвесторов об условиях приложения иностранного капитала в России, инвестиционных проектах, изменениях в российском налоговом, таможенном и валютном законодательстве и продвижения российских инвестиционных программ и проектов на зарубежные рынки капиталов действуют специальные институты. Например, при Министерстве экономического развития и торговли создан Российский центр содействия ино-странным инвестициям (РЦСИИ).
На ближайшие годы предусматривается комплекс мер по дальнейшему улучшению инвестиционного климата, созданию благоприятных условий для иностранных инвесторов, способствующих притоку иностранных инвестиций экономику России.
Источник