Джеймс Алтучер: Как стать мастером в любом деле. 10 важных мыслей
Это перевернет ваши представления о том, как добиваются исключительного успеха.
Джеймс Алтучер — предприниматель, трейдер, инвестор, автор нескольких бестселлеров, который выпустил и продавал самостоятельно. В своем блоге он откровенным и парадоксальным образом учит жить более счастливой жизнью.
Довольны ли вы своей жизнью? Идете ли вы на работу, зная, что вы можете добиться большего? Зная, что в вас есть уникальные способности, которые могут сделать вас лучшим в мире?
Этот пост — о том, как достичь мастерства. Но еще и о том, что вполне нормально не достигать мастерства в традиционном смысле. Вы можете сами определять мастерство, а не пользоваться чужими дефинициями.
Иными словами, быть лузером — это нормально.
Не нужно писать книгу, чтобы описать, что такое мастер. Большинство из нас (а прежде всего я) никогда не станем мастерами ни в чем.
Я пытаюсь. Я пытался добиться этого в шахматах. Я дошел до ранга «мастера», но это ничего не значит. Я никогда не достигну в них мирового уровня. Я пытался достичь этого и в писательстве. Я пишу уже двадцать с лишним лет.
Но я знаю много людей, которые в своей области входят в число лучших в мире. Я читал их книги. Я говорил с людьми и анализировал, что, по их мнению, привело их к мастерству. Я строил и продавал бизнесы людям, которые в своей отрасли достигли мастерства. Я инвестировал в мастеров своего дела. Так что я все-таки понимаю, кто такие мастера и что они делают.
Так что отнеситесь к этому с долей скепсиса, но помните, что эти мысли основаны на моем опыте и на опыте всех людей, с которыми я общался. Вот главные элементы мастерства. А также плохие и хорошие новости для вас.
1. Талант
Мне неприятно это говорить, но талант важен. Есть миф, что каждый талантлив хотя бы в чем-то одном, надо лишь найти, в чем. Это неправда.
Большинство людей не талантливы ни в чем. Но большинство людей могут быть довольно хороши в чем-то. Тим Феррис показывает в своей книге «Повар за 4 часа», как можно стать довольно хорошим поваром после четырех часов усилий. Я пользовался его методикой и готовил весьма неплохо.
Но по случаю выхода книги Тим устроил ужин, где каждое блюдо (их было, кажется, восемь) готовил отдельный повар. Одному из них было 8 лет, и его блюдо было, пожалуй, лучшим. Когда-нибудь он станет мастером (если уже не стал). Вот это талант.
Когда мой шахматный рейтинг был на пике, я играл партию с девочкой по имени Ирина Круш. Она разбила меня в 25 ходов. После игры она сказала мне: «Наверное, когда вы двинули слона на Б4, я увидела вашу слабость». Она была права. Ей было 13 лет. И тогда я сразу перестал играть в шахматных соревнованиях и теперь играю лишь тогда, когда разговариваю с людьми по телефону. Она была талантлива. Сегодня она одна из самых молодых женщин-гроссмейстеров в мире.
2. Как узнать, в чем ваш талант?
Думаю, есть два метода.
1) Возьмите блокнот и запишите все, что вам нравилось делать с 6 до 18 лет, до того, как вашу жизнь подчинили себе колледж, отношения, отстойная работа, ипотека, дети, ответственность, презрение к себе и т.д.
В своем подкасте я разговаривал с Льюисом Хоузом. Он сказал, что всегда, с детства, мечтал быть спортсменом. И еще, что он еще ребенком пользовался своими навыками общения, чтобы компенсировать свои слабые академические навыки. Он нашел свои два таланта и стал мастером в обоих областях.
Часто мастером вас делает сочетание нескольких «недоталантов». Я не знаю, смогу ли в чем-то стать мастером, но я с детства любил писательство, игры и все, что связано с бизнесом. Может быть, когда-нибудь.
2) Сходите в книжный магазин и найдите тему, по которой вы будете готовы прочесть 500 книг. Если вы жаждете прочесть все 500 книг по вязанию крючком, наверное, у вас к этому талант.
И вполне нормально быть талантливым в чем угодно. Мы — продукт всего нашего опыта, всего того, что нас интересует, всего того, с чем мы заигрываем. И этот продукт может показаться кому угодно мусором. Но играйте со своим мусором и будьте счастливы. Если у вас получится, вы попадете в лучшие 0,00001%.
3. Четыре часа в день
Все книги Тима Ферриса содержат в названии слова «4 часа…». Я спрашивал практически каждого мастера, какого встречал, сколько часов в день они тратят на овладение своим мастерством. Они не повторяли стандартную чушь, какую долбят предприниматели в Кремниевой долине: «Я работаю 20 часов в день, и если бы мне не надо было спать, я бы работал 30 часов в день».
Нельзя стать мастером чего-либо, если вы работаете 20 часов в день. Наоборот, в вашей жизни что-то очень неправильно, если вы столько работаете над чем-то одним. Типичный ответ: «Я занимаюсь четыре часа в день». Бывший чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов говорил, что он может заниматься шахматами максимум три часа в день. И это чемпион мира! Остальную часть времени он тратил на спортивные занятия, изучение языков, другие вещи, которые привносили в его жизнь баланс.
4. История
В любой области, где вы хотите преуспеть, нужно изучать историю. Всякое искусство создается в контексте. Если бы кто-то написал Пятую симфонию Бетховена сегодня, над ней бы смеялись. Энди Уорхол пробовал себя во многих областях искусства, прежде чем решил нарисовать банки супа Campbell в нужный момент времени. В любом бизнесе изучение истории отрасли, биографий прошлых руководителей, успехов и провалов тех, кто проходил этот путь до вас, крайне важно для достижения мастерства.
Если бы я интересовался бурением нефти, я бы изучил, где ее добывали в 1920-е, 1950-е, 1970-е, какие использовались технологии, какова история этих технологий, как их совершенствовали, как строилась политика вокруг добычи нефти и так далее. Где-то там кроется путь к тому, чтобы невероятно разбогатеть. Не для меня, потому что мне наплевать на нефть. Но для кого-то. Или для многих.
5. Изучайте свои провалы
Чемпион по игре в покер Илон Шварц выиграл в чемпионатах больше $7 млн и многие миллионы в неформальных играх на наличные. Мы вместе с ним играли в шахматы, пока он не переключился сперва на шашки, а потом на покер. Я спросил его, почему многие люди играют в покер 20 лет, но не могут научиться играть лучше.
Он ответил: «Каждый хочет винить кого-то. Не хватило удачи, поссорился с женой или еще что. Но главное — надо научиться изучать свои поражения. Нужно делать заметки о том, в каких условиях ты проиграл, а также в каких выиграл. Нужно думать обо всем».
6. Опыт
К какому-то моменту вы приготовите 10 000 блюд. Сыграете миллион раздач в покер или тысячу партий в шахматы. Или создадите 20 бизнесов.
Очень немногие люди сразу успешны. Это требует слишком много удачи, а удача благоволит подготовленным и упорным. За эти первые тысячу партий или чего угодно вы много раз столкнетесь с неудачами. Лучшие бейсболисты в мире считаются невероятно успешными, если они выбивают мяч в аут «всего лишь» в 70% случаев.
Когда умер мой отец, я зашел в его аккаунт в онлайн-шахматах и увидел, что он сыграл порядка 30 000 партий. Но не научился играть лучше. Многие люди могут сыграть 10 000 партий в покер и не стать лучше. Приготовить тысячу пирогов и не стать лучше.
Поэтому нужно запоминать свой опыт, изучать свои неудачи, стараться замечать, что вы сделали правильно, а что нет, и запоминать это на будущее. Окажется ли будущий опыт точно таким же, как прошлый? Обычно нет. Но вам нужно быть способным к выводам вроде: «Гм, это очень похоже на тот случай четыре года назад, когда произошло А, Б и В».
7. Любовь
Андре Агасси говорил, что он не любит теннис. С одной стороны, я ему верю, с другой — нет. Ведь есть самые разные виды любви. Есть любовь безо всяких условий, любовь, на которую способен Далай-лама. Есть похоть. Есть зрелая любовь. В некоторых отношениях сочетается и то, и другое, и третье. В них много страданий и много удовольствия. Возможно, теннис был таким для Агасси. Не знаю.
Но мастерство в любой области предполагает множество страданий. Их избежать невозможно. Если страданий слишком много, то можно и бросить это дело — это не самое ужасное. Мне не нравится ходить к стоматологу. Это причиняет слишком много боли. Так что с моими зубами не все в порядке. Я расстался с мыслью иметь идеальные зубы.
8. Психология
Одна из причин, по которым большинство людей в мире не могут стать по-настоящему хороши в каком-либо деле — у них нет таланта ни к чему, что важно для окружающих. Но есть и другая причина: эти люди не хотят тратить на это время и усилия. Это я понимаю. Часто лучше активно общаться, иметь друзей, прочные отношения в семье, любить людей.
Многие люди, добившиеся мастерства, испытывали трудности в отношениях с родственниками, супругами или друзьями. Ван Гог отрезал себе ухо. Достоевский, Кафка, Бобби Фишер, Гедель никогда не славились склонностью к светским любезностям, часто погружались в депрессию, имели суицидальные наклонности или были близки к шизофрении.
Когда вы строите карьеру, есть представление, что вы будете двигаться от успеха к успеху. Когда-нибудь у вас будет свой маленький кабинет, потом большой, потом вы переместитесь в позицию CEO в другой компании и так далее. По пути вы столкнетесь с неудачами, но это не будут крупные провалы.
Если же вы стремитесь к мастерству, то запомните: у вас непременно будут большие поражения. Большинство инвесторов не любят Тима Сайкса. У него очень высокомерный маркетинговый стиль. Но он мой друг, и должен сказать, что он совсем не высокомерен. Он чрезвычайно скромен. Почему? Потому что он несколько раз оставался без гроша после своих первых успехов.
В банкротстве нет ничего веселого. Со мной это случалось несколько раз. И каждый раз ты думаешь: «Это худший опыт в моей жизни, лучше бы я умер. Это был мой последний шанс. Теперь все кончено. И всем вокруг будет лучше, если я умру».
Когда Тим пытался вернуться в бизнес, никто с ним не разговаривал. Так что он сам ставил на себя. Он выполнил все вышеперечисленные пункты. И заработал миллионы на трейдинге.
По пути к мастерству все будет получаться не так, как надо. Бобби Фишер провел большую часть своей жизни на грани шизофрении, в агонии, будучи неспособен справиться со своими потерями. Он исчезал на годы, но потом возвращался, будучи сильнее, чем прежде.
Как воспитать в себе это? Не знаю. Это сочетание многих вещей. Это эго — реальная вера в то, что вы можете быть лучшим, невзирая на все рациональные доказательства обратного и на всех людей, что критикуют вас. Это понимание, что выхода нет. Я спрашивал Илона и других, что они думали, оказываясь на дне, и всякий раз ответ был: «А что еще мне было делать? Я продолжал идти вперед!»
9. Упорство
Упорство создает удачу. Оно преодолевает поражения. Упорство — это серия провалов, перемежающихся редкими успехами, и со временем эти успехи начнут подталкивать вас к мастерству. Не один успех, не два. Но многие и многие.
Как оставаться упорным, когда жизнь наполнена меняющимися карьерами, отношениями, ответственностью, экономическими кризисами, историческими взлетами и многим другим, что может встать на вашем пути? Ответа нет. Потому это и называется упорство: делать то, что вы делали всегда. Не позволять всему перечисленному останавливать вас. Использовать все вышеперечисленное, чтобы двинуться к более крупным успехам, более серьезным поражениям и потом еще более впечатляющим успехам.
Это болезненно, страшно, совсем не весело, и никто не поймет, почему вы это делаете. А потом, когда вы добьетесь успеха, люди будут вести себя так, будто случившееся с вами — самая естественная вещь на свете. Вы попытаетесь объяснить: «Нет, было время, когда…» А они не станут слушать. Они захотят узнать, каким должен быть их следующий шаг, чтобы они оказались там, где вы сейчас.
10. Загадка
В конечном счете мастерство — загадка. Нужно преодолеть звуковой барьер в некой области, где никто не делал это так быстро или не заходил так далеко. Вам предстоит найти вашу собственную, уникальную комбинацию увлечений, которые сделают вас лучшим в мире именно в этой сфере.
Что, если вы не будете гнаться за загадкой, а вернетесь к знакомому, уютному, лишенному стресса существованию коллег, знакомых и прочих окружающих? Возможно, мир этого не позволит. Может случиться, что то, что вы считали уютным, тоже миф.
История мастерства показывает, что никто не смог предсказать, какие цели сработают, а какие нет. Так что важен только нынешний момент. В плане здоровья: физического, эмоционального, умственного, духовного. Можете ли вы сегодня же продвинуться вперед в каждом из этих отношений?
Тогда вы продвинетесь к мастерству и к своей загадке.
Хорошие новости
Не обязательно быть властелином мира. Не обязательно делать что-либо из вышеперечисленного. Это делают очень немногие. И многие из них испытали много страданий и боли и продолжают их испытывать.
Мы живем в культуре, где считаться посредственным — почти что проклятие. Но общество не представляет, что такое реальное мастерство. Не читайте все эти статьи «10 способов…». Не слушайте никого. Даже меня.
Фрейд говорил, что две наших цели в жизни — это контакт с другими и достижения. Но зачастую вполне разумно преодолеть эти навязанные эволюцией задачи. И просто быть счастливым с теми, кто вас любит. Быть удовлетворенным всем, что дарит жизнь, каждым моментом, не рваться к следующему моменту мастерства. Истинное мастерство можно найти прямо здесь и сейчас — в том, как вы относитесь к себе, к другим людям, к своим стараниям и своей любви.
Нет ничего важнее этого. Потому что когда вы рветесь к мифическому ТАМ, однажды вы доберетесь туда и поймете, что пропустили все удовольствия и тайны по пути.
Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать на почту еженедельный newsletter с анонсами лучших материалов «Идеономики» и других СМИ и блогов.
Интересная статья? Подпишитесь на наш канал в Telegram, чтобы получать больше познавательного контента и свежих идей.
Источник
Качества Мастера. Путь совершенства
1. Мастер день и ночь без перерывов идёт по Пути Совершенства .
2. Истинный Мастер давно оставил все игры этого мира: развлечения, богатство, власть, соперничество с другими, поиск славы. Для него имеет значение только непрерывное движение к Совершенству .
3. Истинному Мастеру неведомы мелочность, гордость, себялюбие, ибо он чувствует себя частью бесконечной тайны, равным со всеми существами.
4. Истинный Мастер не сделает ни одного лишнего движения, не скажет ни одного лишнего слова, не допустит оплошности даже в мелочи, ибо он знает, что мелочей не существует, ведь он Мастер – воплощение Совершенства.
5. Совершенство Мастера – в погружённости в Единый Источник и в проявлении его энергий.
6. Истинный Мастер всегда сохраняет чувство безграничного величия и достоинства, ведь Мастера – это боги среди людей.
7. Мастер знает, что его Путь – это Путь одинокой птицы, а потому не тешит себя надеждами на признание спутников, даже в кругу ему подобных он всегда самодостаточен .
8. Будучи самодостаточным, тем не менее, Мастер испытывает огромную любовь к другим и радость , когда кто-либо вступает на Путь или преуспевает на нём.
9. Кто может понять глубину любви Мастера? Только Мастер.
10. Истинный Мастер всегда немного безумен для этого мира. Его безумие есть сам Дух тотальности его жизни и метода.
11. Тот, кто не обрёл Дух тотальности, не может называться Мастером.
12. Только став Мастером, возможно обрести свободу. Свобода – предельный пик состояния Мастера. Никто не может обрести свободу, не пройдя эту ступень.
13. Быть Мастером – означает быть совершенным.
14. Истинный Мастер всегда естественно расслаблен, он живёт, будучи погруженным в тотальность и красоту Бытия, зная, что каждый миг – последний и другого такого не будет.
15. Верность своему Пути для Мастера – это не долг, это его жизнь и дыхание. У Мастеров просто не бывает так, что они утрачивают верность Пути. Такие просто не могут попасть в Мастера.
16. Истинный Мастер подобен бездомному страннику, он идёт только туда, куда указывает Путь.
17. Истинный Мастер не оставит без внимания даже мелочь, без расчетов он просчитает каждую деталь. Он не допустит промах даже в незначительном.
18. Истинный Мастер всегда утончён и остро чувствует все изящество, творчество и красоту Пути.
19. Истинный Мастер гибок как ветка лозы и видит Путь в любых условиях . Однако, только ему известно, какой ценой ему стоило обрести такое видение.
20. Истинный Мастер не обременён властью, вещами, жильем, заботами, суетой, семьёй. Он живёт для Пути и для него имеет значение лишь движение к Совершенству.
21. Дилетант склонен к крайностям, но только истинный Мастер знает, как соблюсти тонкий баланс творческой свободы и самодисциплины, проявленной игры и смирения.
22. Для истинного Мастера его жизнь – это игра самого Духа, однако, Мастер знает, что ставки в этой игре – жизнь, смерть, свобода.
23. Свобода и Совершенство для Мастера суть одно, поскольку без Совершенства нет свободы, а без свободы Совершенство бессмысленно.
24. Свобода для Мастера означает слияние тела и энергии с Беспредельным Духом, а Совершенство – способ выражать в поведении такое слияние.
25. Истинный Мастер не боится своих слабостей, он учится работать с ними, пока они не станут его силой.
26. Мастера узнают друг друга без слов, по глубине взгляда, гармонии движений, сиянию глаз и силе.
27. Истинный Мастер всегда живет в мире своего метода и мастерства. Если он живёт не в мире своего метода и мастерства, то он не Мастер, ведь это ошибка, присущая дилетанту.
28. Поскольку метод очень гибок и глубок, а Мастерство безгранично, Вселенная Мастера не имеет нигде пределов.
29. Мир мастерства – Вселенная чистого ума Мастера, созданная благодаря совершенному применению метода.
30. Истинный Мастер не привязан ни к чему, но он и не отвергает никаких возможностей, также он не сделает ничего лишнего даже в незначительном.
31. Истинный Мастер всегда смиренен, зная, что он есть часть бесконечной Вселенной.
32. Истинный Мастер не позволит себе отвлечься и остановиться на Пути даже на мгновение, тем не менее, кто как не он знает, что его цель не в будущем, а уже сейчас, и в том месте, где он есть.
33. Мастера не нужно убеждать, ему достаточно намёка. Слушая слова, он читает знаки.
34. Истинный Мастер владеет высочайшей самодисциплиной даже во сне. Только равный ему другой Мастер сможет понять его.
35. Искренне играя роли, истинный Мастер не утрачивает себя, лишь обогащает.
36. Истинный Мастер движется через мир, подобно облаку, сухому листу, нет такого места во Вселенной, к которому он был бы привязан.
Источник