7 благодеяний, особо любимых Аллахом
Благодеянием считается любое действие верующего, которое он совершает в соответствии с предписаниями Всевышнего. Совершая любое деяние, человек должен стараться не противоречить шариату и совершать его ради довольства и приближения к Аллаху.
Следовательно, за такое деяние верующий получает награду от Всевышнего, только если оно было совершено искренне и ради довольства Аллаха. Ведь довольство Аллаха для верующего является наивысшей целью всей его жизни.
Поэтому тот, кто желает добиться этой цели, должен воспитать в себе хорошие качества и совершать деяния, которые наверняка приведут его к этой цели. Совершение любимых Аллаху деяний может сильно облегчить верующему путь к этой цели.
Больше всего раба к своему господу приближают те деяния, которые Он вменил ему в обязанность. Прежде всего к таковым относятся все пять столпов Ислама – свидетельство о единственности Аллаха и о том, что Мух’аммад Его Посланник ﷺ , совершение пятикратного намаза, пост в месяц Рамадан, закят и паломничество (хадж и умра).
Первым делом верующий должен исполнить эти столпы, не допуская халатности при их совершении. В дополнение к этим и другим обязательным поклонениям верующий может совершать и желательные поклонения, чтобы ещё больше приблизиться к Всевышнему.
Особо любимыми Аллахом благодеяниями являются:
1. совершение намаза в начале установленного для него отрезка времени;
Совершение намаза в начале отведённого для его совершения отрезка времени свидетельствует о том, что этот молящийся любит намаз, чувствует его важность, уделяет совершению намаза особое внимание и спешить исполнить предписание своего Господа.
От Абдуллаха Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) передаётся:
سَأَلْتُ النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: أَيُّ العَمَلِ أَحَبُّ إِلَى اللَّهِ؟ قَالَ: الصَّلاَةُ عَلَى وَقْتِهَا، قَالَ: ثُمَّ أَيٌّ؟ قَالَ: ثُمَّ بِرُّ الوَالِدَيْنِ قَالَ: ثُمَّ أَيٌّ؟ قَالَ: الجِهَادُ فِي سَبِيلِ اللَّهِ
«Однажды я спросил Пророка ﷺ «Какое из деяний Всевышний Аллах любит больше всего?». Он сказал: «Совершаемый своевременно намаз». Я спросил: «А после этого?». Он сказал: «Проявление почтительности и доброты по отношению к родителям». Я спросил: «А после этого?» Он сказал: «Борьба на пути Аллаха»». (Имам Ахмад, 3890; Бухари, 528; Муслим, 85)
В той версии этого хадиса, которую передаёт Абу Давуд, сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
الصَّلاة في أوّلِ وَقتِها
«Намаз, совершаемый в самом начале отрезка времени отведённого для его совершения». (Абу Давуд, 426)
2. почитание родителей;
Всевышний Аллах в нескольких аятах Священного Корана повелел Своим рабам проявлять доброту и почтение к родителям.
Всевышний Аллах в Коране сказал:
وَقَضَىٰ رَبُّكَ أَلَّا تَعْبُدُوا إِلَّا إِيَّاهُ وَبِالْوَالِدَيْنِ إِحْسَانًا ۚ إِمَّا يَبْلُغَنَّ عِندَكَ الْكِبَرَ أَحَدُهُمَا أَوْ كِلَاهُمَا فَلَا تَقُل لَّهُمَا أُفٍّ وَلَا تَنْهَرْهُمَا وَقُل لَّهُمَا قَوْلًا كَرِيمًا
(смысл): «И решил твой Господь, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него, и к родителям относились с почтением. Если достигнет рядом с тобой старости один из них или оба, то не говори им даже “Уф!”, не кричи на них и говори им благородные слова. («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Исраъ: 23)
Всевышний связал почитание родителей с поклонением только Ему и благодарность им – с благодарностью Себе. Поэтому почитание родителей, благодеяние и милость к ним считается одними из лучших деяний человека.
3. изучение Корана и обучение ему других;
Чтение Корана является одним из лучших видов поминания Аллаха, за которое человек получает большое вознаграждение. Чтобы человек смог прочитать Коран, ему сначала необходимо изучить его и научиться правильно читать его.
Такое же вознаграждение, как за чтение, возможно, ещё большее, человек может получить за обучение других чтению Корана. Ведь указывающий на благое подобен совершающему его, поэтому обучающий Корану получает большую награду за свой труд.
От ‘Усмана ибн ‘Аффана (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
خَيْرُكُمْ مَنْ تَعَلَّمَ القُرْآنَ وَعَلَّمَهُ
«Лучшим из вас является тот, кто изучает Коран и учит ему (других)». (Имам Ахмад, 412; Бухари, 5027; Ибн Маджах, 211; Абу Дауд, 1452; Тирмизи, 2907)
4. устранение с дороги того, что мешает прохожим;
Устранение с дороги препятствий и того, что мешает прохожим, является одним из причин попадания человека в Рай.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал:
لَقَدْ رَأَيْتُ رَجُلًا يَتَقَلَّبُ فِي الْجَنَّةِ، فِي شَجَرَةٍ قَطَعَهَا مِنْ ظَهْرِ الطَّرِيقِ، كَانَتْ تُؤْذِي النَّاسَ
«Я видел человека, наслаждавшегося в Раю в тени того дерева, которое он срубил и убрал с дороги, поскольку оно мешало мусульманам». (Муслим, 1914; Байхаки, «Шу‘аб аль-иман», 10654)
В той версии этого хадиса, которую приводит Бухари, сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
بَيْنَمَا رَجُلٌ يَمْشِي بِطَرِيقٍ وَجَدَ غُصْنَ شَوْكٍ عَلَى الطَّرِيقِ فَأَخَّرَهُ، فَشَكَرَ اللَّهُ لَهُ فَغَفَرَ لَهُ
«Один человек, шедший по дороге, увидел ветку, усеянную колючками, и убрал её, за что Аллах отблагодарил его и простил ему грехи». (Бухари, 652; Тирмизи, 1958; Ибн Хиббан, 536)
5. отсрочка долга неплатёжеспособному должнику;
Неплатёжеспособный (му‘сир) человек – это тот, кто не в силах обеспечить себя и свою семью пропитанием и не имеет возможности выплатить долги. Отсрочка долга для такого человека является большой помощью ему и поддержкой.
От Абу Катады (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَنْ سَرَّهُ أَنْ يُنْجِيَهُ اللهُ مِنْ كُرَبِ يَوْمِ الْقِيَامَةِ، فَلْيُنَفِّسْ عَنْ مُعْسِرٍ، أَوْ يَضَعْ عَنْهُ
«Пусть каждый, кого порадует то, что Аллах избавит его от скорбей Дня воскрешения, облегчает условия уплаты долга оказавшемуся в затруднительном положении или прощает ему»». (Муслим, 1563)
Награда, которую займодатель получает за отсрочку долга, очень высока, потому что это в прямом смысле облегчение положения раба Аллаха, оказавшегося в трудном положении, и избавление его от многих бед и несчастий.
Поэтому верующему следует давать отсрочку должнику, который действительно не может вернуть долг, а если позволяет возможность, то и вовсе простить. Лучше всего простить такому должнику долг в качестве милостыни.
6. польза для людей;
Ислам призывает нас быть полезными для людей. Посланник Аллаха ﷺ предпочитал помочь мусульманину и принести ему какую-то пользу, нежели совершить поклонение Всевышнему Аллаху.
От ‘Абдуллаха ибн ‘Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
أَحَبُّ النَّاسِ إِلَى اللهِ تَعَالَى أَنْفَعُهُمْ لِلنَّاسِ، وَأَحَبُّ الْأَعْمَالِ إِلَى اللهِ تَعَالَى سُرُورٌ تُدْخِلُهُ عَلَى مُسْلِمٍ، أَوْ تَكَشِفُ عَنْهُ كُرْبَةً، أَوْ تَقْضِي عَنْهُ دَيْنًا، أَوْ تَطْرُدُ عَنْهُ جُوعًا، وَلَأَنْ أَمْشِيَ مَعَ أَخِي فِي حَاجَةٍ أَحَبُّ إِلَيَّ مِنْ أَنْ أَعْتَكِفَ فِي هَذَا الْمَسْجِدِ — يَعْنِي مَسْجِدَ الْمَدِينَةِ — شَهْرًا
«Самые любимые люди для Аллаха – это самые полезные для людей, а самое любимое деяние пред Всемогущим и Великим Аллахом – это радость, которую ты приносишь мусульманину, помогая ему в беде, выплачивая за него долг или утоляя его голод. И, поистине, пойти со своим братом-мусульманином по какой-то его нужде любимее для меня, чем совершать и’тикаф в моей мечети в Медине в течение месяца». (Табарани, «Аль-Му’джам аль-кабир», 13646)
7. благой нрав.
Всевышний Аллах любит тех, кто украшает себя благородными чертами характера, к которым призывает шариат. Благой нрав является одной из важнейших составляющих жизни искреннего мусульманина.
От Усамы ибн Шарика (да будет доволен им Аллах) передаётся:
قَالُوا: فَمَنْ أَحَبُّ عِبَادِ اللهِ إِلَى اللهِ؟ قَالَ: أَحْسَنُهُمْ خُلُقًا
«У Посланника Аллаха ﷺ спросили: «Какие рабы Аллаха являются самыми любимыми для Него?». Он ответил: «Те, у которых наилучший нрав»». (Табарани, «Му’джам аль-кабир», 471)
Будем благодарны за репост!
Муслим Абдулаев
Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Источник
Труд – дело всех пророков
«Самое любимое для Аллаха – это то, что заработано человеком своими руками»
Мы замечаем, что сегодня очень много людей бездельничают по тем или иным причинам. Некоторые даже считают, что скоро «конец света» и не нужно уже работать, потому как уже «осталось всего ничего». Другие считают, что нет для них достойной работы, то есть они заслуживают лучшего, рассчитывая на кресло начальника и огромные гонорары. А есть и такие мужчины, которые говорят, что не созданы для работы.
Всё это идёт от лени человека, просто не желая «трудной» жизни, человек находит всякого рода отговорки и причины не работать.
А те, которые работают, зачастую тоже попадают под влияние этих мнений и считают, что работают, как «ишаки, и никакой пользы нет» или другие подобные выводы.
Но надо отметить, чтобы знали наши братья и сёстры, что как раз дозволенный (халяль) труд, ремесло – это очень благородное, воздаваемое дело.
Во время Пророка (мир ему и благословение) один юноша крепкого телосложения прошёл мимо Посланника Аллаха и его сподвижников. Тогда, Абу Бакр и Умар сказали: «Горе этому юноше, если он не расходует свои силы на пути Аллаха (джихад)!» На что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Если он (юноша) обеспечивает своих старых родителей, то он на пути Аллаха! Если он вышел на заработок, чтобы обеспечить маленьких детей своих, то он на пути Аллаха! Если он вышел на заработок, чтобы обеспечить себя и не нуждаться в людях, то он на пути Аллаха…» (передал ат-Табарани).
Так что пусть знают те люди, которые занимаются дозволенным по Исламу делом, трудом, соблюдают предписания Ислама, что Аллах воздаст этому человеку и что он на пути Аллаха.
На самом деле мы и не представляем, насколько в Исламе воздаваемо занятие ремеслом или каким-то трудом. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если человек в поисках дозволенного пропитания с целью не полагаться на людей (попрошайничества) и быть щедрым к своей семье и соседям, то Аллах воскресит его с лицом, подобным сияющей луне в ночь полнолуния…» (Абу Нуайм в книге «Хульятуль авлия»).
Если хорошо подумать, человек целый день работает, зарабатывает на кусок хлеба честным и, порой, не лёгким трудом и при этом остаётся истинным мусульманином, совершает молитвы вовремя, соблюдает каноны Ислама – Справедливый Аллах достойно и высоко оценит труд своего раба. Как Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Аллах любит дела, в которых есть тяжесть».
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), как и многие пророки, пас овец. Другие пророки занимались резьбой по дереву, как пророк Закария (мир ему), который был плотником. Это показывает, что ремесло и труд – это и есть благородность.
Если бы ремесло и дозволенный труд не были бы перед Аллахом благородным делом, то Аллах не наделил бы ремеслом самых благородных и любимых творений – пророков и посланников.
Есть история, где рассказывается, как человек своим трудом ради своей семьи, ради себя, ради Аллаха добивается степени выше, чем человек, который находится в постоянном поклонении.
Однажды пророк Давуд (мир ему) решил переодеться в бедняка и расспросить народ о себе. И когда он расспрашивал людей, к нему спустился ангел Джабраил в облике человека и сказал: «Он (Давуд) очень хороший раб Аллаха, но есть у него один недостаток». Пророк (мир ему) спросил: «Какой недостаток?», тот ответил: «Он (Давуд) обеспечивается из общей казны мусульман, Аллах более любит рабов, которые обеспечивают себя сами». Тогда пророк (мир ему) вернулся плачущим домой и обратился к Аллаху: «О, мой Господь! Научи меня какому-нибудь ремеслу, которым я буду обеспечивать себя». Аллах обучил его изготовлению доспехов из железа, подчинив железо рукам Давуда, как пластилин или глину.
Из истории видно, как ангел передал любовь Аллаха к рабочим и трудящимся людям.
Человек должен заниматься какой-нибудь дозволенной деятельностью или работой. Если человек не потратит свою энергию и свободное время на какое-нибудь полезное дело, то он обязательно израсходует энергию и время на запретное, ведь их нужно куда-то деть.
По этой причине, в основном, молодые люди попадают во всякие радикальные, экстремистские течения или группировки или проводят своё время в игровых, компьютерных залах, в интернет-кафе, просаживая время и деньги.
Дети – это будущее
Большая просьба, особенно к родителям, контролируйте своих детей, смотрите, чем они занимаются. Ещё лучше брать их с собой на работу, приучать с детства к труду, чтобы они видели, как работают их родители, и понимали цену дозволенного (халяль) хлеба, иными словами, не оставлять им свободного времени.
Некоторые говорят: «Жалко ребёнка брать на работу, пусть отдыхает», другие говорят: «Мы не хотим, чтобы ребёнок видел трудную жизнь» и т. д., но мы должны понять одно, что сегодня уже всё по-другому, день ото дня лучше не становится. Ребёнок не то, что не отдыхает, – его воспитывает телевизор, Интернет, улица, то есть то, что в большинстве своём принесёт вред психике и мышлению ребёнка.
Я бы сказал: «Пожалейте своих детей, не предоставляйте их самим себе!» Своей жалостью родители портят детей. Дети привыкают, что всё делают родители, и уже не могут и не хотят жить самостоятельно, а со временем, повзрослевшие, они начинают считать, что родители обязаны их обеспечивать. Как некоторые говорят: «Хорошая мать та, которая кормит сына до пятидесяти лет», а родители всегда не могут и не должны обеспечивать детей.
Приучайте детей с малых лет ценить своё время и тратить его на нужный и дозволенный труд и поклонение Аллаху, как говорится в хадисе (смысл): «Поклоняйся Аллаху так, как будто вот-вот умрёшь (искренне, от души), и занимайся мирским так, как будто будешь жить вечно на этом свете».
Да поможет нам Аллах быть достойными рабами Его.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Источник