Искусство представляет собой вид деятельности имеющий своей целью

Искусство. Искусством принято называть специфическую форму общественного сознания и человеческой, деятельности

Искусством принято называть специфическую форму общественного сознания и человеческой, деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах. Посредством создания произведений искусства происходит реализация такого вида познавательной деятельности людей, как художественное познание.

Искусство зародилось еще в античную эпоху, однако в этот период оно еще не считалось каким‑то особым видом деятельности. Древние греки называли «искусством» и умение строить дома, и навыки управления государством, и процесс лечения людей и т. п. Обособление же собственно эстетической деятельности, т. е. искусства в его современном понимании, раньше всего произошло в области ремесла.

Это можно отчетливо проследить на примере гончарного ремесла. Изготовление посуды, в частности знаменитых греческих ваз, сопровождалось украшением их различного рода орнаментами. Орнаментом называют узор, построенный на регулярном ритмическом чередовании и организованном расположении абстрактно‑геометрических или изобразительных элементов. Ранние греческие орнаменты — меандры — представляли собой изломанную по прямым углом линию, образовывавшую ряд одинаковых, связанных друг с другом мотивов.

Постепенно процесс создания эстетического был перенесен из сферы материальной в сферу духовную а сама художественная деятельность превратилась в создание человеком особого (второго наряду с предметным), вымышленного мира.

Искусство представляет собой высшую форму эстетического сознания.

Оно является необходимым элементом общественного сознания, обеспечивающим его целостность, мобильность, устойчивость в настоящем и направленность в будущее.

Предмет искусства — человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Искусство обусловлено миром природы и общественных отношений, которые окружают индивидов.

Формой бытия искусства является художественное произведение, имеющее видовую и жанровую определенность и осуществляющееся в качестве материального предмета — знака, который передает людям определенную художественную концепцию, обладающую эстетической ценностью.

Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой. Ученые выделяют следующие виды искусств.

1. Архитектура (зодчество) — вид искусства, представляющий собой систему зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни человека.

Архитектура занимает особое место среди других видов искусств, поскольку она не изображает предметы, а создает их. Архитектура бывает общественная, жилая, градостроительная, садово‑парковая, промышленная, реставрационная.

2. Живописьвид искусства, произведения которого представляют собой отображение жизни на определенной поверхности при помощи цвета.

Произведение, создаваемое художником‑живописцем, называется картиной. Картина может быть нарисована на дереве, бумаге, картоне, шелке или холсте.

Совокупность произведений, объединяемых общим кругом тем или предметов изображения, называется жанром. В живописи различают следующие жанры:

а) портрет — изображение человека или группы людей, существующих или существовавших в действительности;

б) натюрморт — изображение окружающих человека вещей;

в) пейзаж — изображение естественной или преобразованной человеком природы;

г) бытовой жанр — изображение повседневной жизни людей;

д) анималистический жанр — изображение животных;

е) исторический жанр — изображение исторических событий и деятелей.

От живописи следует отличать графику, которая так же, как и живопись, связана с изображением на плоскости, но ее произведения, как правило, выполняются на бумаге, меньше по формату и легче перемещаются в пространстве.

Различают станковую, книжную, журнальную и газетную графику. Жанры графики в основном повторяют жанры живописи. В известной мере специфическим графическим жанром является карикатура (сатирический рисунок, шарж).

3. Скульптуравид изобразительного искусства произведения которого имеют физически материальный, предметный объем и трехмерную форму, размещенную в реальном пространстве. Скульптуру подразделяют на круглую (голова, бюст, торс статуя) и рельефную. Рельефом называют выпуклое изображение на камне.

Все рельефы делятся на барельефы, горельефы и контррельефы. Барельефом называют низкий рельеф, который возвышается над плоскостью менее чем на половину своего реального объема. Горельеф — это высокий рельеф, который возвышается над плоскостью более чем на половину своего реального объема. Контррельеф представляет собой углубленный рельеф.

Различают также скульптуру станковую, декоративную и монументальную. Станковая — это небольшая скульптура, предназначенная в основном для украшения помещений. Декоративная — скульптура средних, а монументальная — больших и огромных размеров.

4. Декоративно‑прикладное искусствовид изобразительного искусства, непосредственно связанный с бытовыми нуждами людей. К декоративно‑прикладному искусству относят произведения, выполняемые из самых различных материалов (традиционно из дерева, глины, камня, стекла и металла). Особенностью данного вида искусства является его утилитарность, включенность в повседневную жизнь людей. Как и архитектура, декоративно‑прикладное искусство является постоянно действующим фактором формирования среды обитания человека.

5. Литературавид искусства, отражающий действительность в словесно‑письменных образах.

Первые литературные произведения — легенды, былины, мифы — появились еще тогда, когда человечество не имело письменности, и передавались из уст в уста.

Устное народное творчество принято называть фольклором.

6. Музыкавид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах. Музыку, предназначенную для пения, называют вокальной. Если же произведение исполняется только на инструментах, то такую музыку называют инструментальной.

7. Театрвид искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.

8. Циркискусство акробатики, эквилибристики, гимнастики, пантомимы, жонглирования, фокусов, клоунады, музыкальной эксцентрики, конной езды, дрессировки животных.

9. Балетвид искусства, содержание которого раскрывается в танцевально‑музыкальных образах.

10. Киновид искусства, произведения которого создаются с помощью киносъемки реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами мультипликации событий.

11. Фотоискусствоискусство создания химико‑техническими средствами зрительного образа документального значения, художественно выразительного и с достоверностью запечатляющего в застывшем изображении существенный момент действительности.

12. Эстрадавид искусства, включающий в себя малые формы драматургии, музыки и хореографии, основные произведения которого представляют собой отдельные законченные номера.

Искусство полифункционально: оно выполняет в обществе множество разнообразных функций.

Читайте также:  Электронная коммерция как создать свой бизнес

Общественно‑преобразующая функция искусства проявляется в том, что оно, оказывая идейно‑эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную и целостно ориентированную деятельность по преобразованию общества.

Утешительно‑компенсаторная функция заключается в восстановлении в сфере духа гармонии, утраченной человеком в реальной действительности. Своей гармонией искусство влияет на внутреннюю гармонию личности, способствует сохранению и восстановлению ее психического равновесия.

Художественно‑концептуальная функция выражается в свойстве искусства анализировать состояние окружающего мира.

Функция предвосхищения характеризует способность искусства предвосхищать будущее.

На этой способности основаны фантастические, утопические и социально прогнозирующие произведения искусства.

Воспитательная функция искусства отражает роль искусства в формировании целостной человеческой личности, чувств и мыслей людей.

Внушающая функция проявляется в воздействии искусства на подсознание людей, на человеческую психику. В напряженные периоды истории она играет ведущую роль в общей системе функций искусства.

Эстетическая функция — это специфическая способность искусства формировать эстетические вкусы и потребности человека, пробуждать в личности желание и умение творить по законам красоты.

Гедонистическая функция показывает особый, духовный характер искусства, призванного доставлять людям удовольствие. Она опирается на идею самоценного значения личности и осуществляет ее, доставляя человеку бескорыстную радость эстетического наслаждения.

Познавательно‑эвристическая функция показывает познавательную роль искусства и выражается в его способности к отражению и освоению тех сторон жизни, которые труднодоступны науке.

Специфика искусства как формы художественного познания заключается в том, что, во‑первых, оно является образным и наглядным. Предмет искусства — жизнь людей — чрезвычайно разнообразен и отражается в искусстве во всем своем многообразии в форме художественных образов. Последние, будучи результатом вымысла, тем не менее являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. Художественный образ выполняет в искусстве те же функции, что и понятие в науке: с помощью него происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие общества и способны, став символами своего времени, оказывать серьезное влияние на общественное сознание.

Во‑вторых, для художественного познания характерны специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов.

В литературе таким средством является слово, в живописи — цвет, в музыке — звук, в скульптуре — объемно‑пространственные формы и т. д.

В‑третьих, огромную роль в процессе познания мира с помощью искусства играет воображение и фантазия познающего субъекта. Художественный вымысел, допускаемый в искусстве, является совершенно недопустимым, например в процессе научного познания.

В отличие от различных общественных наук, изучающих отдельные стороны жизни людей, искусство исследует человека в целом и наряду с другими видами познавательной деятельности является особой формой познания окружающей действительности.

Искусство включено в целостную систему форм общественного сознания, куда наряду с ним входят уже рассмотренные выше философия, политика, пра‑во, наука, мораль, религия. Все они реализуют свои функции в едином культурном контексте, возникающем благодаря их взаимосвязям.

Источник

ИСКУССТВО

Искусство это разновидность духовной деятельности людей, вид духовного освоения действительности человеком, имеющий це­лью формирование и развитие его способности творчески преобра­зовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты и гармонии.В отличие от других сфер общественной деятельности (науки, политики и т.д.) искусство удовлетворяет потребность человека в восприятии окружающей действительности в развитых формах человеческой чувственности. Речь идет о специфической человеческой способности эстетического восприятия явлений, фактов, событий объективного мира, предполагающей развитое творческое воображение.

Понятие «искусство» имеет несколько значений. В широком смысле это совокупность всех разновидностей художественного творчества — литературы, скульптуры, театра, кино и др. В узком смысле это только изобразительное искусство. Кроме того, искус­ством называют высшую степень мастерства в какой-либо сфере деятельности.

Решающую роль в возникновении и развитии искусства сыг­рал труд.Исторически искусство развивается как система конкретных видов искусства (музыки, литературы, архитектуры, изоб­разительного искусства и др.), в которых многообразие реального мира предстает во всем своем богатстве. Произведения искусства формируют человека, понимающего искусство и способного на­слаждаться красотой. Благодаря многообразию своей видовой сущ­ности искусство объединяет в себе все те формы общественной деятельности и познания, где проявляется отношение индивида к действительности и к самому себе. Именно этим определяется специфика искусства, его уникальность как особого способа ду­ховного производства. Поскольку искусство включает в себя отра­жение всех форм социальной деятельности, сфера его воздействия на жизнь практически безгранична. В связи с этим искусство при­обретает социальный характер.

В XIX в. возникали попытки создания «чистого искусства»,«ис­кусства для искусства», которое должно было быть самоценным, автономным, независимым от общественной жизни, морали, на­уки и политики. Идеологи этой концепции полагали, будто толь­ко в сфере «чистого искусства» возможна личная независимость художника и свобода художественного творчества. На деле искус­ство не может не отражать реальный окружающий мир и возника­ющие в нем отношения.

Вопрос, что такое искусство, до сих пор остается предметом споров между материалистами и идеалистами. Материализм рас­сматривает искусство как отражение реальной действительности и видит именно в общественной жизни тот объективный источник, который внутренне связывает и обусловливает взаимодействие ис­кусства с политикой, наукой, моралью и т.п. Идеалисты пытаются показать искусство в отрыве от практической деятельности.

Искусство — это особая форма общественного сознания. С этой точки зрения можно дать объяснение роли искусства в развитии общечеловеческой культуры. Основой искусства служит художе­ственный образ чувственное воссоздание действительности на основе субъективной позиции автора. Обладая, по словам Гегеля, способностью «менять нашу точку зрения на предмет», искусство силой творческого воображения преображает мир в представлении, делая это свободно, т.е. по законам красоты. Процесс свободного формирования предметного мира в сфере художественного твор­чества происходит с позиций определенного эстетического идеа­ла и завершается созданием произведений или образов искусства.

Читайте также:  Прибыльный бизнес можно открыть

Благодаря целостному, всеобщему характеру отражения пред­метов и явлений окружающего мира искусство воздействует од­новременно на чувства, мысли и волю людей, пробуждая и раз­вивая в них творческое отношение к действительности. Развитие и сила социального воздействия искусства зависят от условий жиз­ни общества, которые могут быть более или менее благоприятны­ми для творческой деятельности человека

Изучением искусства занимается искусствознание совокуп­ность наук, исследующих социально-эстетическую сущность искус­ства, его происхождение и закономерности развития, особенности и содержание видового расчленения искусства, природу художествен­ного творчества, место искусства в социальной и духовной жизни общества. Современное искусствознание исследует искусство в контексте духовной культуры.

Структура искусствознания отличается комплексностью и про­является в следующем:

Во-первых, искусствознание разделяется на общее и частное соответственно членению самого искусства на различные виды художественного творчества. Как система частных наук об отдель­ных видах искусства искусствознание включает в себя литературо­ведение, театроведение, музыкознание, архитектуроведение, ис­кусствоведение (наука об изобразительных искусствах), кинове­дение и т.д. Каждая из этих частных наук имеет относительно самостоятельный характер и в то же время входит в качестве со­ставной части в общую структуру искусства как системы целост­ного знания о художественном творчестве.

Во-вторых, в наиболее общем виде искусствознание представ-1яст собой совокупность трех дисциплин: истории искусства, тео­рии искусства, художественной критики. Соответственно частные науки об искусстве включают в себя аналогичные дисциплины: театроведение — историю театра, теорию театра, театральную критику; музыкознание — историю музыки, теорию музыки, музыкальную критику и т.д.

Общей теорией искусства выступает эстетика (от греческого aisthetikos — чувствующий) — наука о сущности и закономерно­стях творческого освоения действительности по законам красоты.Эстетика представляет теоретическую основу по отношению к частным искусствоведческим наукам.

Распространение средств массовой коммуникации — периоди­ческой печати, звукозаписи, кино, радио, телевидения и других существенно изменило художественную жизнь общества в XX в. Эти средства позволили приобщить к достижениям мировой культуры широкие слои населения, которые ранее практически не имели доступа к художественным ценностям. При этом в процессе полиграфического, звукового или экранного тиражирования произведения традиционных видов искусства (в первую очередь живопи­си, скульптуры, театра) претерпевали существенные изменения, теряя ряд своих свойств, таких как уникальность рукотворного тво­рения, прямой контакт между актерами и аудиторией в театре и т.д.

Определенную роль играет взаимосвязь искусства и морали. Искусство и мораль — это две формы общественного сознания и духовно-практической деятельности человека, тесно связанные и Взаимодействующие друг с другом.

В истории искусства существовали два подхода к проблеме вза­имоотношения искусства и морали:

1) моралистический,утверждавший единство искусства и мо­рали и подчинение художественного творчества нравственным це­лям и задачам;

2) имморалистический,построенный на противопоставлении
морали и искусства, оправдании аморальных тенденций в искус­стве.

Взаимосвязь искусства и морали надо искать в контексте об­щих морально-этических проблем: добра и зла, интереса и долга, смысла жизни, счастья, любви и т.д. Мораль устанавливает нормы поведения, а искусство решает эти проблемы в художественной форме и художественными средствами.

Искусство отражает реальный моральный опыт, утверждает нравственный идеал общества, заглядывая далеко вперед, прове­ряя действительное содержание и жизненную силу действующей морали. Выражая стремление к высокой человечности, потреб­ность человека во всестороннем раскрытии своих творческих сил и возможностей, искусство, подобно морали, своими средствами выполняет и прогностическую функцию. Силу нравственного воз­действия искусства не следует ни преувеличивать, ни преумень­шать. Оно не обладает способностью, как отмечал Аристотель, превращать злого человека в доброго. Для восприятия искусства нужно, чтобы человек был уже в какой-то степени готов достой­но оценить моральный образ мыслей героев произведений, нрав­ственную направленность их поступков. Не учитывая этого обсто­ятельства, иногда неправомерно возлагают на искусство всю ответственность за «падение нравов», тогда как такую ответственность надо возлагать на социальную действительность.

Моральное воздействие искусства на людей может осуществ­ляться примером нравственного поведения героя произведения или силой вызываемого художественным произведением эстети­ческого переживания, побуждающих личность к размышлению. Сила нравственного воздействия искусства не исчезает с прекра­щением непосредственного контакта с произведением, а, напро­тив, только начинается, уходя в глубь сознания человека, где не­заметно для него затрагивает все сферы жизнедеятельности, влияя на мотивы, стимулы, ценностные установки и в результате — на повеление, человеческую личность в целом.

Тесная взаимосвязь существует и между искусством и религией. Для религии характерна вера в сверхъестественные объекты, по­читание их, поклонение им. развитая система культовых действий. В искусстве важно отображение реальной действительности в ху­дожественных образах. Тесная взаимосвязь искусства и религии объясняется наличием в них целого ряда общих черт. Искусство и религия выражают ценностное отношение человека к действительности. Они чаше опираются на противоречащие формальной логике представления, на образно-символическое мышление, чем на понятийное. Отсюда — их обращение к чувственно-эмоцио­нальной, не сознательной, стороне психики человека.

Эмоциональное возбуждение, духовное переживание сопровож­дают и восприятие произведения искусства, и религиозные риту­алы, только в первом случае они значимы сами но себе, а во втором — осмысливаются как формы общения со сверхъестествен­ным миром. В связи с этим художественные и религиозные эле­менты были тесно переплетены в структуре древнего мифологи­ческого сознания. В первобытнообщинный период развития об­щества искусство еще не было самостоятельным и выполняло прикладные функции в рамках первобытных культов и ритуалов. Религиозный ритуал строился на художественно-эстетической основе, сопровождался плясками, пением, музыкой, содержал элементы театральности. Художественные элементы ритуала вос­принимались как действие сверхъестественных сил на человека, как духовный контакт с объектом поклонения. Такие же отноше­ния перешли в религии древних цивилизаций.

С возникновением мировых религий отношения между искус­ством и религией стали развиваться сложно и противоречиво. Все явления культуры и искусства стали оцениваться с позиции той или иной религии. Все, что соответствовало религиозным нормам или могло быть использовано для их поддержания и распростра­нения, принималось, а остальное, как правило, отрицалось. Так, в исламе долгое время запрещалось изображать людей и живот­ных, что существенно затормозило развитие изобразительного искусства в исламском мире. Раннее христианство отрицательно относилось практически ко всем видам искусства, так как усмат­ривало в них связь с языческими культами. Однако уже с IV—V вв. пение, ораторское искусство, декоративно-прикладное искусст­во, живопись начали проникать в христианский культ, а несколь­ко позже и христианские идеологи признали необходимость ак­тивного использования искусства в религиозных целях. В Визан­тии, например, церковное богослужение представляло собой целостное художественное действо, в которое включались архи­тектура, живопись, декоративные и песенно-поэтические искус­ства, ораторское искусство, хореография, светоцветовая и даже обонятельная атмосфера в храме.

Читайте также:  Как открыть свое предприятие общественного питания

Средневековые христианские идеологи ориентировали искус­ство на выражение религиозного мировоззрения и связанной с ним морали, стремились сосредоточить творческий потенциал искусства на основных духовных идеалах своего времени. В резуль­тате возрос интерес искусства к сфере идеального, оно достигло высокого уровня художественного выражения общечеловеческих духовных ценностей. Шедевры византийской и древнерусской живописи и архитектуры, готические храмы, средневековая музы­кальная и певческая культура поражают своей художественной си­лой и духовной глубиной даже далекого от религии человека XXI в. Однако религиозное искусство было в значительной мере обособ­лено от конкретной социально-исторической действительности, от повседневной жизни народа. Это было искусство вневременных духовных идеалов. Церковь часто активно боролась с внецерковными, светскими, развлекательными видами и жанрами искусства. Христианство, например, долгое время запрещало театральные представления, постоянным гонениям подвергало традиционную народную культуру (в России это коснулось скоморошества).

Важным регулятором взаимоотношений искусства и религии был канон.Практически все культовое искусство было канонизи­рованным, т.е. введенным в определенные исторически сложив­шиеся и закрепленные церковными установлениями строгие рам­ки. Они существенно ограничивали художественное творчество не только на содержательном, но и на формальном уровне. Свою творческую индивидуальность средневековый художник часто мог проявить только в сфере чисто выразительных средств (цвета, ли­нии, музыкальной интонации и т.п.). Но здесь он нередко дости­гал удивительных высот.

Начавшаяся в период Возрождения секуляризация(отделение от церкви и религии) культуры разделила искусство и религию. Новый этап сближения наметился в XX в. Кризис религиозного сознания заставил церковь искать поддержку у искусства, исполь­зовать для своих целей его новейшие виды и направления (кино, видео- и звукозапись, электронную музыку).

Многие виды искусства, особенно в настоящее время, требу­ют определенных технических средств, совершенствующихся по мере развития общества. Это касается музыки, кино и др. Искус­ство и техника взаимосвязаны так же, как и материальная и духовная культура общества. С развитием техники меняются об­разный строй и материальные возможности архитектуры, пласти­ческих искусств, музыки и т.д. Появившееся в ходе научно-техни­ческой революции новые виды и разновидности искусства — фо­тоискусство, кино, телевидение, электронная музыка и другие — обогатили и усложнили эмоциональный мир человека. Техниче­ское накопление фактов, их систематизация и обработка с помо­щью компьютерных технологий, возможность репродуцирования множества произведений искусства полиграфически,в звуко- и видеозаписях активно воздействую! на структуру и развитие худо­жественной культуры в целом, повышают критерии социально-эстетической значимости репродуцируемых произведений искус­ства, эстетических идеалов и вкуса народа.

Термин «техника», нередко применяемый для характеристики навыков, приемов в различных видах человеческой деятельности

может выступать и как личное умение, мастерство авторов и ис­полнителей произведений искусства. Так, мы говорим о технике живописи, исполнительского искусства музыканта, актера, танцо­ра и т.д. В то же время как высокая степень мастерства искусством в широком смысле слова может называться совершенное техни­ческое исполнение спортивного выступления, производственно­го задания и т.д. В связи с этим можно сделать вывод, что искусст­во и труд — это две стороны единой материально-практической и духовной деятельности людей. Труд включает в себя и творческую деятельность в искусстве, которое своим происхождением обяза­но трудовой, созидательной деятельности людей. Первые челове­ческие постройки, одежда, утварь, орудия труда, став неотъемле­мой частью материальной культуры, являются также и древними памятниками искусства, воплотившими эстетические представ­ления людей. Опираясь на ритмы труда, возникли первые музы­кальные и хореографические произведения. Изображения живот­ного и растительного мира, создававшиеся первобытными людь­ми для магических целей, для организации коллективных действий в охоте, земледелии, несли художественное содержание, прису­щее искусству.

В свою очередь развитие искусства вызывает к жизни целые отрасли производства и обслуживающей его трудовой деятель­ности, как это видно на примерах (строительства театров и ки­нотеатров, музеев, библиотек, развития полиграфического про­изводства, кино- и фототехники, создания музыкальных ин­струментов, совершенствования телевидения и радиовещания и т.д.).

Вопросы и задания

1. Что такое искусство? Чем оно отличается от других видов деятель­ности человека?

2. Как возникло искусство? Какую роль в этом сыграл труд?

3. Какие виды искусства вы знаете? Какие из них преобладают в наше время?

4. В чем проявляется социальный характер искусства? Почему несостоятельными оказались попытки создания «чистого искусства»?

5. В чем различие взглядов на искусство материалистов и идеалистов?

6. Что такое художественный образ? Как он может воздействовать на людей?

7. Что выступает предметом исследования искусствознания? Какова структура искусствознания?

8. В чем состоит взаимосвязь искусства и массовой коммуникации в современную эпоху?

9. Чем искусство связано с моралью?

10. В чем состоит взаимосвязь искусства и религии? Как развивались IX отношения в истории человечества

11. Прочитайте высказывание Л.Фейербаха. В чем он пилит различие искусства и религии: «. искусство не выдает свои создания за нечто дру­гое, чем они есть на самом деле, т.е. другое, чем создания искусства; религия же выдает свои вымышленные существа за существа действи­тельные».

12. В чем состоят особенности развития современного искусства? Ка­кую роль в этом процессе играют технические средства?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Оцените статью