Основные принципы, которыми руководствуюсь в своей педагогической деятельности.
Основные принципы, которыми руководствуюсь в своей педагогической деятельности.
В первые годы работы с детьми, для меня было странно, почему дети плохо воспринимают информацию, когда все так элементарно просто и понятно. Это нам, взрослым, понятно, а детям с ограниченными возможностями — нет. Этот урок я освоила не сразу. Поэтому, считаю, что настоящий учитель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ребенка и вместе с ним совершить восхождение. Это стало первым принципом, которым я сегодня руководствуюсь в своей педагогической деятельности.
В общении с детьми, я раскрываю им свое мироощущение, свою систему ценностей, отношение ко всему, что происходит вокруг, несу им то, что интересно мне. И это должно быть искренне. Любая фальшь будет замечена и способна разочаровать, поранить юные души. Быть честным, искренним — второй мой принцип.
Роль педагога заключается в том, чтобы способствовать развитию способности ребенка, осознавать себя личностью во взаимоотношениях с другими людьми и миром в целом, осмысливать свои действия, прогнозировать и оценивать свои результаты, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал. Создание условий для реализации индивидуальных способностей каждого ребенка – третий принцип комфортности обучения и воспитания.
Умение увлечь воспитанников своим предметом, как мне кажется, и есть педагогическое мастерство, к которому мы все стремимся. Это четвёртый принцип моей педагогической работы.
Пятый принцип – формирование стойкой мотивации ребенка к развитию. На своих занятиях я часто разговариваю с детьми на эту тему, желая вызвать у них интерес к получению знаний. Пытаюсь каждому на примерах объяснить, как ему в жизни пригодятся знания, умения и навыки, полученные на моих занятиях.
Таковы мои основные принципы, которыми я руководствуюсь в своей работе. Среди них нет более или менее важных, главных и второстепенных. Они взаимодействуют и, каждый из них, является отдельным звеном единой системы воспитания и обучения…
Источник
Педагогика / ТО / ПЕШКОВА В.Е. Теория обучения и воспитания. УМК
30. К истинным мотивам профессиональной педагогической деятельности относят…
1. любовь к детям
2. стремление разработать инновационный метод преподавания
3. потребность работать с детьми
4. желание командовать
31. К функциям педагогической деятельности относятся…
32. К профессиональным функциям педагога относятся…
33. Функциями профессии педагога являются…
34. Основные функции педагога, реализующего развивающее обучение – это…
1. доступное изложение материала
2. управление учебной деятельностью школьника
3. обеспечение рефлексивных действий учеников по выявлению собственных изменений
4. управление школьником
Тесты к занятию № 15. Требования к современному педагогу
1. Профессионально-педагогическая культура — это сложное системное образование, включающее…
1. индивидуальный стиль деятельности
2. педагогическую позицию
3. высокую профессиональную эрудицию
4. профессионально-ценностные ориентации
2. К эффективным стилям педагогического общения относятся…
2. общение на основе увлеченности совместной деятельность
4. общение на основе дружеского расположения
3. Речь педагога должна быть…
1. логичной, доступно
3. насыщенной научной терминологией
4. образной, эмоциональной
4. В структуру профессионально-значимых качеств и умений педагога, определяющих требования к педагогической профессии входят…
1. профессиональные знания и умения
2. положительное отношение к педагогической деятельности
3. гуманистическое мировоззрение
4. психические состояния
5. Творческий подход к деятельности педагога предполагает…
1. большой стаж работы
2. умение критически оценить результаты
3. потребность в новой идее
4. умение формулировать проблему
6. Важными условиями для самоконтроля и самосовершенствования преподавателя является…
1. интерес к новым достижениям педагогической науки
2. умение учитывать мнение родителей
3. педагогическая рефлексия и творчество
4. адекватная самооценка и самоанализ
7. Культуру мышления педагога наиболее полно характеризуют…
1. умение анализировать, обобщать и делать выводы из собственного опыта
2. творческие способности педагога
3. степень гибкости, самостоятельности мышления и творческой мысли в процессе его деятельности
4. владение современными педагогическими достижениями и передовой педагогической мыслью
8. Педагогическая культура – это…
1. высокий уровень педагогического взаимодействия с субъектами воспитательного процесса
2. степень овладения способностью совершенствовать образовательную деятельность
3. уровень владения принципами, методами, средствами и формами воспитательной работы
4. высокий уровень практических результатов обучения и воспитания
9. Педагогическими условиями эффективного формирования педагогической культуры является…
1. понимание задач профессиональной деятельности
2. наличие педагогических способностей
3. развитая мотивация самосовершенствования 4. осмысление и анализ своего и чужого опыта педагогической деятельности
10. Педагогическая культура в наибольшей степени определяет…
1. степень совершенства, результативность и эффективность деятельности педагога, в решении педагогических задач и ситуаций
2. темперамент педагога
3. качество поведения педагога и его взаимодействия с учащимися
4. содержание образования
11. Профессиональную направленность личности учителя характеризуют…
1. профессионально-педагогические намерения и склонности
2. профессиональная работоспособность
3. интерес к профессии учителя
4. педагогическое призвание
12. Сущность профессионального образования заключается…
1. в совершенствовании технической подготовки обучаемых
2. в подготовке человека к определенной профессиональной деятельности
3. в формировании необходимой системы знаний
4. в формировании профессионально значимых личностных качеств
Тесты к занятию № 16 Проверить правильность ответов и дополнить недостающие ответы
1. Современные концепции в образовании
1.1. Методология педагогической науки и деятельности
1. Методологическую основу педагогической культуры преподавателя составляет теория диалога культур, которую разработал:
2. Философская категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого называется …системой.
3. Научно обоснованное предположение, нуждающееся в дальнейшей экспериментальной и теоретической проверке, называется ….гипотезой.
4. Иерархически выстроенная последовательность действий в педагогическом исследовании определяет ….задачи исследования.
Инструкция: соответствие понятий их содержанию
Материально-бытовые условия жизни человека,
его ближайшее социальное окружение
Условия и обстоятельства
человека и социальной группы, к которой он
и материальное окружение
существования, формирования и деятельности
Объекты, явления, отношения больших групп
людей, проживающих в разных странах
6. Для всех систем педагогического процесса характерны ….
1.2. Современные концепции в образовании, направленные на проведение процедуры оценки качества образования
7. Сравнение уровня подготовки обучающихся друг с другом в некоторой области содержания осуществляется … ориентированными тестами.
8. Аттестация обучающихся, выявляющая уровень усвоения некоторой области
содержания, осуществляется … ориентированными тестами.
9. Технологические правила педагогического оценивания:
1: как можно меньше запретов
2: отсрочка оценки, если не выявлены мотивы поведения
3: безоценочность суждений
4: поощрение как оценочная доминанта
2. Методы педагогических исследований
2.1. Методы педагогических исследований, используемые на констатирующем и формирующем экспериментах
10. Пути и способы познания объективной реальности называют … … .
11. Последовательность действий:
а) постановка задачи, определение объекта, разработка последовательности работ б) обязательная фиксация результатов в) обработка полученных данных характерна для метода исследования:
Инструкция: правильная последовательность. 12. Этапы научно-педагогического исследования:
1: Погружение в проблему исследования, обоснование актуальности, формирование
2: Выработка практических рекомендаций
3: Построение гипотезы
4: Определение предмета исследования и выбор методов исследования
5: Формирующий эксперимент
6: Констатирующий эксперимент
7: Обработка результатов исследования
8: Выбор исходной концепции, определение предполагаемых результатов
13. Эффективным методом обнаружения причинно-следственных связей и зависимостей между педагогическими явлениями и процессами является … .
14. Знания о состоянии педагогической действительности на момент начала исследования позволяет получить … эксперимент.
15. Исследование эффективности разработанных нормативных моделей, подтверждение или опровержение гипотезы производится через … эксперимент.
16. Исследование разработанной технологии другими экспериментаторами производится через … эксперимент.
2.2. Обработка и интерпретация результатов исследования
Инструкция: правильная последовательность.
17. Переход от качественного изучения к количественному описанию:
1: ранжирование 2: регистрация 3: шкалирование
18. Отличительные особенности:
а) каждый объект генеральной совокупности имеет одинаковый шанс быть избранным
б) отбор одного объекта не влияет на отбор любого другого объекта характеризуют метод … …, используемый для формирования выборки.
19 . Предположение относительно сходства или различия функциональных и числовых характеристик событий называется … гипотезой.
20. Результаты тестирования уровня обученности включает баллы 6, 7 и 8 для усвоивших, баллы 0, 1 и 2 – для неусвоивших. При анализе результатов уместно использовать … как меру центральной тенденции.
21. Учитель физкультуры в списке присвоил цифру 5 мальчикам, выполнившим требования норматива в беге, и цифру 1 – не выполнившим требования норматива. Для фиксации результатов он использовал … шкалу.
22. Из 100 учащихся, прошедших тестирование, результаты 98 человек колебались от 48 до 64, показатели у двух учащихся были равны 90 и 92. Для интерпретации результатов тестирования следует выбрать … как меру центральной тенденции.
3. Дидактика как педагогическая теория обучения
3.1. Процесс обучения
23. Перечислены … дидактики:
1. описание и объяснение процессов обучения и условий его реализации
2. разработка новых обучающих систем и технологий обучения
Источник
2 страница
Важным показателем развивающейся учебной деятельности А.П. Усова считала отношение ребенка к оценке со стороны педагога. Если ребенок не реагирует на положительную или отрицательную оценку выполнения учебной задачи, значит, у него отсутствует стремление к самосовершенствованию (потребность закрепить успех, исправить ошибку, пополнить опыт), а это снижает возможности его обучения.
Успешное формирование учебной деятельности зависит от того, какими мотивами она побуждается. Если ребенок не хочет учиться, научить его нельзя. Внешне деятельность детей на занятиях может быть похожей, но внутренне, психологически, весьма, разной. Часто она побуждается внешними мотивами, не связанными с усваиваемыми знаниями и тем, что делает ребенок.
Внутренняя мотивация вызвана познавательным интересом ребенка: «интересно», «хочу знать (уметь)». В этом случае знания являются не средством достижения какой-то другой цели («чтобы не ругали», «нужно порадовать бабушку»), а прямой целью деятельности ребенка.
Результаты учебной деятельности значительно выше, если она побуждается внутренними мотивами.
Тема 88.Деятельность педагога (преподавание) в процессе обучения
1. Направленность деятельности педагога (преподавания)
2. Предмет и средства деятельности педагога
3. Осуществление контрольно-диагностической функции
4. Другие особенности деятельности педагога
1. Деятельность педагога (преподавание) направлена на организацию процесса активного усвоения знаний, навыков, умений. Здесь важны предварительная подготовка занятия (планирование, материально-предметное обеспечение, создание благоприятной эмоциональной обстановки), непосредственная организация детей, переключение их внимания на учебное задание, четкость объяснений, грамотное руководство деятельностью детей.
2. Предметом педагогической деятельности является организация учебной деятельности обучающихся, направленной на освоение ими предметного социокультурного опыта как основы и условия развития.
Средствами педагогической деятельности являются научные (теоретические и эмпирические) знания, при помощи и на основе которых формируется тезаурус обучающихся. В качестве «носителей» знаний выступают тексты учебников или их представления, воссоздаваемые учеником при организованном учителем наблюдении за осваиваемыми фактами, закономерностями, свойствами предметной действительности. Вспомогательными являются технические, компьютерные, графические и другие средства.
Способами передачисоциально-культурного опыта в педагогической деятельности являются: объяснение, показ (иллюстрация), совместная работа с обучающимися по решению учебных задач, непосредственная практика обучающихся, тренинги.
Продуктом педагогической деятельности является формируемый индивидуальный опыт ученика во всей совокупности его составляющих. Продукт педагогической деятельности оценивается по критериям решения задач, выполнения учебно-контрольных действий.
Результатом педагогической деятельности как выполнения ее основной функции является личностное, интеллектуальное развитие обучающегося, совершенствование, становление его как личности, как субъекта, учебной деятельности.
3. В деятельности педагога существенное место занимает выявление уровня обученности детей, пробелов в знаниях и умениях, несформированности предпосылок и элементов учебной деятельности. Осуществление контрольно-диагностической функции помогает педагогу правильно строить дальнейший процесс обучения.
4.В процессе обучения в поле зрения педагога постоянно находятся вопросы, связанные с воспитанием. Здесь важен индивидуальный подход к детям, учитывающий их возможности, перспективы развития.
Особое внимание следует обращать на средства обучения: их состояние, художественность оформления, безопасность для здоровья детей.
Педагог должен совершенствовать методику обучения, чтобы избегать стереотипов, штампов в объяснении, показе действий.
Мастерство педагога проявляется в способности очеловечить, одухотворить содержание обучения, передать его как свой взгляд на мир.
Тема 89. Принципы обучения
1. Принцип воспитывающего обучения
2. Принцип развивающего обучения
5. Систематичность и последовательность
7. Принцип осознания процесса обучения
Под принципами обучения (дидактическими принципами) подразумеваются объективные закономерности, исходные положения, которыми руководствуется педагог при отборе содержания, определении форм организации, методов и средств обучения.
1. В принципе воспитывающего обучения проявляется одна из закономерностей процесса обучения, а именно: обучающая деятельность педагога всегда носит преимущественно воспитывающий характер. Чем младше дети, тем в более тесном единстве выступают обучение и воспитание.
На протяжении всего дошкольного возраста обучение остается воспитывающим, а воспитание — обучающим. Правильно организованный процесс обучения оказывает влияние на формирование личности в целом. Это осуществляется через содержание обучения, формы его организации, методы и средства.
Специально подобранное содержание обучения имеет своей целью ознакомление детей с окружающей действительностью, приобщение к культуре в самом широком смысле этого слова, на основе чего у ребенка складывается динамически развивающийся «образ мира», происходит усвоение норм отношений, становление ценностных ориентации.
2. Принцип развивающего обучения требует ориентации учебного процесса на потенциальные возможности ребенка. В основе принципа лежит закономерность, согласно которой обучение — движущая сила целостного развития личности ребенка, становления у него новых качеств ума, памяти и других сторон психики, а также формирования способностей, интересов, склонностей.
3. Сущность принципа научности состоит в том, чтобы ребенок усваивал реальные знания, правильно отражающие действительность. Тогда в дальнейшем они составят основу соответствующих научных понятий, облегчат изучение учебных дисциплин в школе. Знания могут с разной глубиной отражать действительность, не теряя своей научности.
Начальные формы теоретического обучения требуют соблюдения следующих правил, реализующих принцип научности:
• обеспечить ребенку неискаженное первоначальное восприятие предметов, явлений, вызвать к ним положительное и заинтересованное отношение;
• при повторном восприятии объекта помочь ребенку выявить существенные признаки, свойства, подвести к пониманию простейших связей, отношений;
• учить правильно называть познаваемые объекты, их части, качества, используя некоторые общеупотребительные научные термины;
• раскрывать перед детьми картину развития, изменения изучаемых объектов, обращая их внимание на наиболее важные стороны процесса развития, зависимость от внешних условий, места, времени.
4. Принцип наглядности Я А. Коменский справедливо считал «золотым правилом» дидактики, ибо «ничего нет в уме, чего не было в ощущениях». Полноценное обучение должно опираться на чувственный опыт ребенка, на его непосредственные наблюдения окружающей действительности.
Коменскому вторил К.Д. Ушинский, утверждавший, что «детская природа ясно требует наглядности».
Принцип наглядности соответствует основным формам мышления (наглядно-действенному, наглядно-образному) дошкольника. Реальные предметы и наглядные образы способствует правильной организации мыслительной деятельности ребенка. Наглядность обеспечивает понимание, прочное запоминание.
Сделать обучение наглядным — значит создать у ребенка зрительные образы, обеспечить восприятие окружающего, включить непосредственно в практическую деятельность, связать обучение с жизнью.
5. Принцип систематичности и последовательности предполагает, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе. Это требует логического построения как содержания, так и процесса обучения. Последовательность обучения заложена в общеобразовательных программах, предназначенных для дошкольных учреждений.
6. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и. объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
Еще Я.А. Коменский выдвинул несколько правил реализации этого принципа, не утративших своего значения и сегодня:
• переходить от изучения того, что близко, к тому, что далеко;
• переходить от легкого к трудному, от известного к неизвестному.
7. Принцип осознания-процесса обучения (И.Я.Лернер) близок к принципу сознательности иактивности в обучении. Он предполагает необходимость развития у ребенка рефлексирующей позиции: как я узнал, что не знаю, как думал раньше, почему ошибался, что хочу знать и т. п.
Тема 90.Модели обучения
1. Учебно-дисциплинарная модель
2. Личностно-ориентированная модель
Стиль взаимодействия педагога и детей может быть различным: авторитарным, демократическим, либеральным.
В зависимости от стиля формируется модель процесса обучения. Если преобладает авторитарный стиль, то речь идет об учебно-дисциплинарной модели. При доминировании демократического стиля взаимодействия педагога и детей складывается личностно-ориентированная модель. Указанные модели отличаются целями, содержанием, методами обучения.
1. Учебно-дисциплинарная модель характеризуется следующими признаками:
• цель — вооружить детей знаниями, умениями и навыками; привить послушание; лозунг в ходе взаимодействия взрослого с детьми — «Делай, как я!»;
• способы общения — наставления, разъяснения, запрет, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик;
• тактика — диктат и опека;
• задача педагога — реализовать программу, удовлетворить требования руководства и контролирующих инстанций;
• методические указания превращаются в этих условиях в закон, не допускающий каких-либо исключений.
Складывается взгляд на ребенка всего лишь как на объект приложения сил воспитательной системы. Центром педагогического процесса являются фронтальные формы работы с детьми, и прежде всего занятия, строящиеся по типу школьного урока.
Активность самих детей подавляется в угоду внешнему порядку и формальной дисциплине. Игра как основной вид детской деятельности ущемляется во времени и жестко регламентируется взрослыми.
К результатам действия учебно-дисциплинарной модели можно отнести следующее:
• взаимное отчуждение взрослых идетей;
• дети теряют инициативу, а в дальнейшем у них появляется негативизм;
• возникает иллюзорная уверенность взрослых в эффективности воспитательных воздействий;
• за пределами контакта с воспитателями поведение детей резко меняется и может не иметь ничего общего с ожидаемым и должным.
2. Личностно-ориентированная модель составляет альтернативу первой модели. Воспитатель в общении с детьми придерживается принципа: «Не рядом ине над, а вместе!». Его цель — содействовать становлению ребенка как личности. Это предполагает решение следующих задач:
• развитие доверия ребенка к миру, чувства радости существования (психологическое здоровье);
• формирование начал личности (базис личностной культуры);
• развитие индивидуальности ребенка.
Воспитывающий не подгоняет развитие каждого ребенка под определенный шаблон, а предупреждает возникновение возможных тупиков личностного развития детей исходя из задачи максимально полного содействия их росту.
Знания, умения и навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности.
Способы общения предполагают умение стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции.
Тактика общения — сотрудничество.
Позиция педагога исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.
Исключительное значение в педагогическом процессе придается игре, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Игра основывается на свободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, становится основной формой организации детской жизни.
Ожидаемые результаты — расширение «степеней свободы» развивающегося ребенка (с учетом его возрастных особенностей): его способностей, прав, перспектив.
В ситуации сотрудничества преодолевается возможный эгоцентризм и индивидуализм детей, формируется коллектив. Их воображение и мышление, не скованные страхом перед неудачей или насмешкой, раскрепощаются. Развиваются познавательные и творческие способности.
Личностно-ориентированная модель общения ни в какой мере не предполагает отмены систематического обучения и воспитания детей, проведения с ними планомерной педагогической работы. Не отменяет она и того факта, что общественное дошкольное воспитание является первым звеном общей системы народного образования и в качестве такового обеспечивает первый этап становления развитой личности.
Тема 91.Типы обучения
1. Прямое обучение
2. Проблемное обучение
3. Опосредованное обучения
В современной дидактике различаются три типа обучения: прямое обучение, проблемное обучение и опосредованное обучение.
1. Прямое обучение ориентировано на запоминание материала. Объяснение в сочетании с наглядностью — главные методы такого обучения, слушание и запоминание — ведущие виды деятельности учеников, а безошибочное воспроизведение изученного — главное требование и основной критерий эффективности. Такое обучение называют еще традиционным, но не только с целью отличить его от более современных видов, но и для того, чтобы подчеркнуть длительную историю его существования в различных модификациях. Оно экономит время, сберегает силы учителей и учеников, облегчает последним понимание сложных вопросов, обеспечивает эффективное управление процессом. Но наряду с этими преимуществами ему свойственны и крупные недостатки — преподнесение «готовых» знаний освобождает учеников от необходимости самостоятельно и продуктивно мыслить при их освоении.
2. Проблемное обучение — это такой тип обучения, при котором преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных задач, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых научных выводов .
Проблемное обучение направлено на формирование познавательной самостоятельности учащихся, развитие их логического, рационального, критического и творческого мышления и познавательных способностей. Опираясь на закономерности психологии мышления, логику научного исследования, проблемное обучение способствует развитию интеллекта учащегося, его эмоциональной сферы и формированию на этой основе мировоззрения. В этом и заключается главное отличие проблемного обучения от традиционного объяснительно-иллюстративного. Проблемное обучение предполагает не только усвоение результатов научного познания, но и самого пути познания, способов творческой деятельности. В основе организации проблемного обучения лежит личностно-деятельностный принцип, приоритет поисковой учебно-познавательной деятельности учащихся, то есть открытия ими под руководством обучающего выводов науки, способов действия, изобретения новых предметов или способов приложения знаний к практике.
3. Сущность опосредованного обучения состоит в том, что педагог изучает уровень обученности, воспитанности детей, знает их интересы; он наблюдает тенденции развития, видит малейшие ростки нового в ребенке. На основе собранных данных о развитии детей педагог организует предметно-материальную среду: последовательно подбирает те или иные средства, с помощью которых можно оптимизировать процесс усвоения новых знаний, умений, упрочить возникшие интересы. При опосредованном обучении девизом становится: «Научился сам — научи другого». Важно создавать условия, благодаря которым дети могли бы проявлять свою компетентность в том или ином вопросе, рассказывать другим о том, что знают, учить тому, что умеют делать.
Итак, суть опосредованного обучения в том, что педагог учит детей использовать разные, средства для познания окружающего мира, ставит ребенка в позицию обучающего других, то есть активно содействует взаимообучению, самообучению воспитанников. Руководство опосредованным обучением требует от педагога умения прогнозировать педагогический процесс, гибкости, мобильности поведения.
Тема 92. Содержание современного дошкольного обучения
1. Общие требования к содержанию образования
2. «Базис личностной культуры » как основа содержания современного дошкольного обучения
3. Принципы построения программ обучения для дошкольников
1. Общие требования к содержанию образования (ст. 14 Закона РФ «Об образовании»):
• Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:
* обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
* укрепление и совершенствование правового государства.
• Содержание образования должно обеспечивать:
* адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
* формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
* интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
* формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
* воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.
2. Содержание комплексной образовательной программы (или набора парциальных программ) должно быть ориентировано на общечеловеческую (мировую) культуру и вместе с тем соответствовать российским культурным традициям. Содержание комплексной программы (набора парциальных программ) должно включать развитие речи ребенка, его знакомство с основами естественнонаучных знаний, физическое, художественно-эстетическое развитие.
Таким образом, основой содержания современного дошкольного обучения является базис личностной культуры. В состав базиса личностной культуры включается ориентировка ребенка в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях общественной жизни, наконец, явлениях собственной жизни и деятельности, в себе самом.
Базис личностной культуры — собственно человеческое начало в человеке, средоточие общечеловеческих ценностей (красота, добро, истина и др.) и средств жизнедеятельности (представления о действительности, способы активного воздействия на мир, проявления эмоционально-оценочного отношения к происходящему).
Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается именно к общим, непреходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в некоторые моменты времени; приобщается к универсальным (всеобщим) средствам жизнедеятельности людей. При этом процессы обучения и воспитания в дошкольном возрасте могут быть разделены только условно.
3. Итак, содержание обучения определяется современными программами для дошкольников. Основными принципами построения программ являютсяследующие:
• энциклопедичность знаний, их ограничение как условие формирования адекватных представлений дошкольников об окружающем мире — так называемый «базис личностной культуры»;
• экологизация, что предполагает формирование взаимоотношений человека и среды;
• теоретизация (освоение знаний теоретического характера);
• интеграция содержания обучения (целостность «картины мира»).
Тема 93. Понятие о методах и приемах обучения, выбор методов обучения
1. Понятие о методах и приемах обучения
2. Выбор методов обучения
1. Метод обучения — это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач. В таком определении метода подчеркивается двусторонний характер процесса обучения.
Методы обучения не ограничиваются деятельностью педагога, а предполагают, что он с помощью специальных способов стимулирует и направляет познавательную и связанную с ней практическую деятельность самих детей. Таким образом, можно говорить о том, что в методах обучения отражается взаимосвязанная деятельность педагога и детей, подчиненная решению дидактической задачи.
В методах обучения выделяются объективная, то есть не зависящая от учителя, и субъективная, то есть зависящая от него, части.
Наличие в методе постоянной, общей для всех объективной части позволяет дидактам разрабатывать теорию методов, рекомендовать практике пути, являющиеся наилучшими в большинстве случаев, а также успешно решать проблемы логического выбора и оптимизации методов обучения.
В области методов больше всего проявляется собственное творчество, индивидуальное мастерство педагогов, и потому методы обучения всегда были и всегда останутся сферой высокого педагогического искусства.
Методы обучения выполняют ряд функций. Главными являются:
Это означает, что с помощью методов учителя не только обучают, но также решают вопросы мотивации, осуществляют воспитательные воздействия, влияют на организацию учебно-воспитательного процесса. Таким образом, метод обучения — путь к достижению поставленной цели. Каждый метод состоит из определенных приемов педагога и обучаемых.
Прием обучения в отличие от метода направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приемов образует метод обучения. Чем разнообразнее приемы, тем содержательнее и действеннее метод, в который они входят. Одни и те же приемы могут входить в разные методы обучения.
2. Выбор методов обучения зависит:
• от цели и содержания предстоящего занятия;
• оснащенности педагогического процесса;
• личности педагога, его способностей и ответственности.
Тема 94.Классификации методов и приемов обучения
1. Классификация по источникам знаний
2. Классификация по назначению
3. Классификация по типу (характеру)
4. Классификация методов и приемов в дошкольной педагогике
Рассмотрим сущность и особенности наиболее обоснованных классификаций методов обучения. Они различаются по источникам знаний, своему назначению и типу (характеру).
1. Классификация методов обучения по источникам знаний (Н.М. Верзилин, Е.Я. Голант, Е.И. Петровский и др.). Издавна известно три главных источника знаний: практика, наглядность, слово. В ходе культурного прогресса к ним присоединился еще один — книга, а в последние десятилетия все сильнее заявляет о себе мощный безбумажный источник информации — видеообраз в сочетании с новейшими компьютерными системами.
В данной классификации выделяется пять общих методов: практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод. Каждый из них может выступать в различных модификациях (видоизменениях).
2. Классификация методов по назначению, или по основной дидактической цели, для достижения которой они служат (М.Д. Данилов, Б.П. Есипов). В качестве общих признаков классификации выступают последовательные этапы, через которые проходит процесс обучения на уроке, и цели, которые достигаются на каждом из них. Выделяются методы:
• формирования умений и навыков;
• проверки знаний, умений, навыков.
3. Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин). Тип познавательной деятельности (ТПД) — это уровень самостоятельности познавательной деятельности, которого достигают ученики, работая по предложенной учителем схеме обучения.
В данной классификации выделяются следующие методы:
4. В современной педагогике нет единой общепринятой классификации методов обучения. В дошкольной педагогике принята классификация, в основу которой положены основные формы мышления, определяющие характер способов деятельности детей в процессе обучения.
К таким формам относятся наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В связи с этим главными методами обучения дошкольников являются: практические, наглядные, словесные и игровые.
Следует напомнить, что все эти методы в реальном процессе обучения используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно.
Тема 95.Характеристика наглядных методов и приемов обучения
1. Наглядные методы
2. Наглядные приемы
Познавательная и практическая деятельность на занятиях может быть организована на основе наглядного показа соответствующих предметов и явлений.
1. К группе наглядных методов обучения относятся: 1) наблюдение; 2) демонстрация наглядных пособий (предметов, картин, диафильмов, слайдов, видеозаписей, компьютерных программ).
Наблюдение — это умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы.
Наблюдению ребенка следует учить с раннего возраста, развивая его наблюдательность, умение сосредоточиваться на наблюдаемом, замечать главное, размышлять над увиденным, выражать мысли словом.
Непосредственное наблюдение детьми изучаемых объектов имеет важное значение для формирования полноценных представлений и развития познавательных процессов — восприятия, памяти, мышления, воображения. В процессе наблюдения осуществляется разнообразная мыслительная деятельность ребенка: поиск ответов на поставленные вопросы, сравнение, сопоставление.
Наблюдения проводятся на специальных занятиях, экскурсиях. Однако педагог должен уметь использовать для организации наблюдения и любую незапланированную ситуацию, если она дает возможность обогатить детей яркими представлениями, вызвать у них гамму чувств. В обучении дошкольников наблюдение развивается по двум направлениям. Прежде всего, постепенно расширяется круг наблюдаемых объектов. Соблюдается и концентричность наблюдения, когда при знакомстве с одними и теми же объектами детей ведут от узнавания объекта при первом знакомстве к выделению существенных признаков при повторных наблюдениях — к сравнению с другими объектами и, наконец, — к обобщению.
В обучении дошкольников используют разные виды наблюдений: кратковременные и длительные наблюдения, а также повторные и сравнительные:
• длительные наблюдения дают возможность знакомить детей с процессом развития, с изменением состояния того или иного объекта, что дает необходимый материал для развития мыслительной деятельности;
• сравнительные наблюдения представляют особую ценность для развития мыслительной деятельности детей.
В дошкольной педагогике разработаны дидактические требования к наблюдению как методу обучения. Обучение, недостаточно опирающееся на наблюдение, ведет к образованию у ребенка формальных знаний, не имеющих под собой прочной чувственной основы.
Демонстрация (рассматривание) картин, репродукций, диафильмов, слайдов, видеофильмов и других наглядных средств — важный метод обучения дошкольников, позволяющий решать ряд дидактических задач. Наглядные средства дают ребенку наглядный образ знакомых и незнакомых предметов. С помощью картин, картинок, схем у детей формируются статические наглядные образы. Технические средства обучения (ТСО) используются для создания динамических наглядных образов.
Дата добавления: 2017-09-19 ; просмотров: 1824 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник