Экономическая библиотека
Сборник научных трудов об индивидуальной свободе и свободном рынке. Проект Liberty Fund, Inc.
ОПЕРАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Интеграция деятельности. Политики интеграции операционных функций и специализации на операционной функции
Развитие специализации, способствующей появлению высокой квалификации сотрудников и качества выполнения работы, приводит к дифференциации, т.е. повышению степени самостоятельности отдельных работников и функциональных подразделений в организации. Однако, для достижения общих целей, дифференциация требует соответствующей интеграции (обеспечения необходимого взаимодействия) между функциональными подразделениями и сотрудниками. Эту задачу решает менеджмент организации, обеспечивая необходимую степень взаимодействия между исполнителями самостоятельных участков работы для достижения общих целей организации.
Интеграцию деятельности обычно рассматривают на четырех уровнях: операционном, функциональном, межфункциональном и межорганизационном.
Первые три уровня (операционный, функциональный и межфункциональный) относят к внутренней интеграции. Однако следует отметить, что функциональный уровень уже предполагает определенную самостоятельность исполнителей в их взаимодействии с внешней средой, следовательно, некоторое присутствие и внешней интеграции. Межорганизационный уровень интеграции относят к внешней интеграции.
На операционном уровне интеграция обеспечивается по отдельным операциям и функциям. Например: Поставщики- транспортировка- складирование- обработка– складирование- транспортировка- Покупатели. Каждое из структурных подразделений имеет локальные цели и показатели оценки результатов деятельности, которые в значительной степени изолированы от оценки их влияния на условия и результаты деятельности других подразделений или служб предприятия. Интеграцию на операционном уровне обеспечивают системы координации деятельности: пооперационные карты процессов, описание и выделение бизнес-процессов, системы административной координации деятельности по вертикали и горизонтали (например, графики Ганта).
На функциональном уровне интеграции объединяются смежные операции и функции. Появляются ограниченно интегрированные области, например, управление закупками, управление запасами, складирование и транспортировка, производство, управление сбытом и распределением. Их частичная интеграция приводит к формированию перечня основных функций и функциональных областей. Например: Поставщики- снабжение- производство- сбыт- Покупатели. По-прежнему имеются локальные, но уже более укрупненные, чем на операционном уровне интеграции цели, задачи и показатели оценки деятельности. При развитой интеграции внутри каждой укрупненной функции и функциональной области (снабжение, производство, сбыт) имеет место функциональная изоляция различных служб и функциональных областей друг от друга. Поэтому могут возникать предпочтения целей управляемых подсистем целям управляющей системы и снижаться общая результативность.
На этом уровне интеграции функциональные области координируются административно, и осуществляется контроль бюджетов функциональных единиц. Главная цель – контроль за использованием ресурсов и обеспечение оптимального уровня запасов в рамках межфункциональной координации. Однако в целом система затрат ориентирована на функциональную деятельность и не учитывает межфункциональные составляющие, поэтому, объем потока ресурсов нередко сложно измерить и контролировать, следовательно и определить стоимость связанного с ним капитала.
На межфункциональном уровне развивается интеграция, позволяющая концентрировать усилия всех структурных подразделений и служб организации на получении конечного результата. Работы и их исполнители объединяются вокруг конечного результата.
Инструментами межфункциональной интеграции являются системы MRP, JIT, ERP. Эти системы позволяют более полно скоординировать деятельность сотрудников и различных подразделений, побуждая людей к взаимодействию в единой информационной системе и формируя общий взгляд на бизнес-процесс. Для преодоления структурных противоречий в организационной структуре используются департаментизация по результату.
Однако, в современных условиях, межфункциональной интеграции недостаточно, ее наличие является необходимым, но не достаточным условием для успешной работы организации, поэтому требуется использование межорганизационной (внешней) интеграции.
Межорганизационный уровень интеграции исходит из того, что устойчивость открытой системы обеспечивается не за счет внутренней функциональной иерархичности, а за счет развитого взаимодействия с внешней средой. Понимание воздействий внешних факторов может привести к большей предсказуемости в поведении открытой системы и к целесообразному упорядочению функционирования ее составных частей.
На этом уровне интеграции реализуется межорганизационное взаимодействие, в результате которого объединяются усилия предприятий, связанных друг с другом общими бизнес-процессами или совместными трансакциями.
Наиболее важным элементом механизма укрепления межорганизационного взаимодействия являются информационное пространство или информационные потоки, которые позволяют установить такие отношения, при которых становится известно, какой именно спрос формируют сами потребители, что позволяет организации более точно планировать свою деятельность и повысить точность прогнозов. Кроме того, построение отношений с внешними звеньями – один из путей обеспечения устойчивой работы цепи поставок.
Может использоваться и традиционная вертикальная интеграция, когда на предприятии сосредоточены все или почти все производства необходимые для изготовления конечной продукции. Однако эффективность этого инструмента интеграции, как известно, ограничивается масштабом управляемости.
Инструментами развития межорганизационных отношений являются формирование отношений партнерства, стратегических союзов, договорные взаимодействия.
С развитием информационных технологий и телекоммуникаций обеспечение межорганизационной интеграции автоматизируется и перерастает в машинную интеграцию (Machine-to-Machine). Автоматизация межорганизационных процессов и их подчиненность определенным правилам ведения бизнеса снижается потребность вмешательства человека на каждом этапе деятельности.
При управлении организацией может использоваться один, несколько или все из рассмотренных уровней интеграции деятельности как объекта управления. В зависимости от рассматриваемого уровня деятельности можно говорить об управлении операциями, функциональными областями, межфункциональными или межорганизационными взаимодействиями.
Эффективность управления отдельными функциональными областями зависит от качества организации на операционном уровне интеграции деятельности. Основой межорганизационной интеграции является межфункциональное взаимодействие в отдельных организациях, а результативность этого взаимодействия обеспечивается качеством организации функциональной работы. Процессный подход к управлению позволяет обеспечить работу сети бизнес-процессов организации без выделения функционального и межфункционального уровней.
Предприятие может проводить политику интеграции операционных функций или специализации на операционной функции.
Политика интеграции операционных функций состоит в том, что при реализации главной операционной функции организация также концентрирует внимание и на функциях обеспечивающих функционирование операционной системы, т.е. стремится выполнять максимально возможное количество этих функций собственными силами.
Достоинствами такой политики являются: централизованный контроль; возможность повышения надежности системы до момента возникновения проблем связанных с масштабом управляемости; снижение затрат на привлечение контрагентов и субподрядчиков.
Однако отказ от привлечения сторонних исполнителей и централизованный контроль, ведет к увеличению обеспечивающей подсистемы операционной системы, что может привести к развитию громоздкой и малоэффективной с точки зрения управляемости организации, отвлечению значительных сил от выполнения главной операционной функции.
Политика специализации на операционной функции заключается в специализации на одной сфере компетенции и передаче вспомогательных операционных функций другим исполнителям (контрагентам) находящимся за пределами организации.
Аутсорсинг – это передача производства вспомогательных видов деятельности сторонним организациям (контрагентам). В практическом плане это кооперация различных предприятий производящих продукты и услуги на основе специализации каждого из них по одному виду деятельности, что позволяет каждому участнику процесса сконцентрировать усилия и ресурсы на этой деятельности и способствует достижению лучших общих результатов.
Например, изготовитель конечной продукции может отказаться от собственного производства каких-либо узлов и деталей и передать их изготовление предприятию, изготавливающему эти компоненты для многих потребителей. Не заниматься вопросами упаковки и отгрузки своей продукции, а передать эту работу самостоятельной специализированной фирме, которая формирует партии на отгрузку, упаковывает, обеспечивает доставку товара в любую точку мира, решая все необходимые процедуры таможенного и прочего оформления. Отказаться от собственного транспортного хозяйства и поручить транспортное обслуживание другой фирме. Отказаться от содержания подразделения по ремонту технологического оборудования и использовать услуги специализированных фирм. Многие виды деятельности, такие как организация питания, уборка помещений, создание и обслуживание компьютерных и охранных систем, стали полностью предметом аутсорсинга.
• сконцентрировать усилия на реализации главной операционной функции;
• снизить усилия в сфере решения вспомогательных задач;
• использовать главные компетенции (продукцию) высокого качества контрагентов и субподрядчиков, что предоставляет возможность повысить качество своей продукции;
• уменьшить количество работников, повысить производительность и управляемость организации.
Однако при проведении такой политики могут проявиться следующие недостатки:
• потеря контроля над частью процесса создания своей продукции;
• зависимость от поставщиков;
• риски, связанные с нарушением контрагентами (поставщиками) своих обязательств.
При принятии решения о передаче вспомогательных функций контрагентам и субподрядчикам обычно оцениваются следующие факторы:
• имеющиеся производственные мощности;
• специальные знания и собственные компетенции;
• уровень развития системы управления качеством в организации;
• характеристики спроса, важные для выпуска продукта или оказания услуги;
• возможность снижения затрат.
Политика специализации на операционной функции и аутсорсинг стали применяться позже, чем политика интеграции операционных функций, но сегодня это широко распространенное явление. Как правило, организации концентрирующие внимание на главной операционной функции и использующие в этих целях аутсорсинг, добиваются более высоких качественных результатов.
Источник
Интеграция своей деятельности это
«Интеграция разных видов творческой деятельности»
Актуальность данной темы определяется тем, что интеграция разных видов детской творческой деятельности позволяет поддерживать естественное стремление ребенка к познанию окружающего мира через активное взаимодействие с ним и способствует целостному и более глубокому восприятию, осознанию и творческому преобразованию его (окружающего) на основе деятельностного подхода.
Но что собственно понимается под «интеграцией»? Современная педагогическая наука определяет интеграцию как более глубокую форму взаимосвязи и взаимопроникновения различных разделов образования детей, и, как следствие, призывает охватывать интеграцией все виды детской деятельности. Отсюда сделаем вывод, что интеграция – это одна из стержневых структур целостного качественного современного образования.
Основной механизм интеграции творческих видов деятельности состоит в формировании обобщенного художественного образа мира, который может передаваться детьми через слово, движение, линию, мелодию, ритм, голос, интонацию, композицию, цветовое пятно, форму, мимику, позу и т.д. Чем большее количество рецепторов ребенка получает информацию об объекте, чем более эмоционально наполнена эта информация, тем больше возникает ассоциативных связей, которые делают детские образы более объемными и устойчивыми.
Получив о предмете или явлении знания из разных областей, ребенок с помощью взрослого «протягивает» цепочки ассоциативных связей и выделяет какой-то признак не сам по себе, а в системе других свойств и связей этого предмета, что является основой обобщения. Благодаря последовательному изучению разных сторон познаваемого предмета или явления с использованием основных анализаторов ( ребенок видит, слышит, чувствует), он легок переориентируется с одного свойства на другое. Творческая деятельность позволяет обобщенные образы выражать в художественной, эмоционально наполненной форме (рисунок, танец, рассказ, мелодия, роль в спектакле и т.д.).
Интеграция творческих видов деятельности детей должна происходить при непосредственной ведущей роли взрослого (педагога или родителя) как носителя социокультурных ценностей. Ключевым звеном в успешной реализации интеграции в условиях дошкольного учреждения считается методический аспект: организацию работы всего педагогического коллектива таким образом, чтобы интеграционная деятельность органично встраивалась в жизнедеятельность детско-взрослого сообщества, сохраняя и поддерживая целостность образовательного процесса.
В сфере художественно-эстетического развития детей таким звеном является организация работы педагогов разной направленности на основе единства содержательного и деятельностного пространства процесса интеграции, направленного на создание целостного обобщенного художественного образа, реализуемого в общем социально-значимом продукте (интегрированное занятие, коллективная работа, создание мини-музея в группе, спектакль для родителей или младших детей и т.п.). При правильной организации процесса интеграции разные виды творческой деятельности инициируют друг друга: один вид детской деятельности становится продолжением или дополнением другого. Например, при создании художественного образа Жар-птицы дети, прослушав музыкальные и литературные произведения, по желанию могут передать полученные впечатления в хореографических миниатюрах и импровизациях, в составлении творческих рассказов. Посетив художественный музей, воспитанники создают творческие работы, которые ложатся в основу выставки «Образ сказочной птицы в творчестве русских художников». Результатом многоплановых усилий является коллективное творчество детей с использованием разных выразительных средств для создания образа Жар-птицы на интегрированном занятии с последующей презентацией работ, созданными детьми.
У всех участников интеграции (детей и взрослых), вовлеченных в единое содержательное пространство разными видами творческой деятельности, направленных на получение и амплификацию целостного художественного образа специфическими выразительными средствами, появляется возможность творческой самореализации и повышается мотивация на получение общего продукта в результате совместное работы.
Основная цель интеграции разных видов детской творческой деятельности – повышение уровня художественно-эстетического развития дошкольников, наиболее полное раскрытие их творческого потенциала и, в конечном счете, развитие личности каждого ребенка. Необходимые для реализации этой цели условия – использование кадрового потенциала и материально-технических ресурсов.
Кадровый потенциал должен позволять интегрировать разные виды искусства и детской творческой деятельности. Для этого в тесном взаимодействии работают музыкальные руководители, педагоги дополнительного образования (изобразительная деятельность и основы хореографии); реализуется система работы по музейной педагогике.
Специалисты художественно-эстетического цикла совместно с воспитателями возрастных групп определяют одну или несколько тем, по которым ведется углубленная работа в течение учебного года. Во взаимодействии с воспитателями педагоги эстетического цикла разрабатывают и апробируют систему интегрированных занятий ( следует отметить, что в данном случае и далее под словом «занятие» подразумевается организация совместной образовательной деятельности педагогов с детьми) и реализуют масштабные творческие проекты, к участию в которых привлекаются родители воспитанников.
Формами интегрированной работы в области художественно-эстетического развития ребенка являются интегрированные занятия и творческие проекты, культурно-досуговые мероприятия. Например, интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста «Образ сказочной птицы в творчестве русских художников, писателей, композиторов» являет собой своеобразное подведение итогов многоплановой работы по теме «Образ сказочной птицы в творчестве русских художников, писателей, композиторов». Знакомство детей с художественной литературой, творениями художников и музыкантов, творческое воплощение всего увиденного и услышанного в результатах продуктивной деятельности дает возможность педагогам эстетического цикла создать у детей целостный и эмоционально наполненный образ. Интеграция разных видов детской творческой деятельности на занятии позволит детям реализовать свои творческие потребности в создании хореографических миниатюр, изобразительной деятельности (индивидуальные и коллективные работы), игре на музыкальных инструментах, словотворчестве.
Как пример творческого проекта представлю фольклорно-игровое действо для детей старшего дошкольного возраста «Мы дети твои, Россия!» Этот проект – результат интеграции разных видов детской творческой деятельности. Материнский фольклор, который лежит в основе сценария, помогает педагогам через деятельностный подход воспитывать у детей любовь к родному краю, к русским традициями и обычаям. В процессе реализации проекта складывается детско-взрослое сообществе, т.к. в представлении принимают участие младшие, старшие дошкольники и взрослые.
Предварительная работа, т.е. составляющая проекта:
1 этап: Посещение детьми музея (как один из вариантов – Музей декоративно-прикладного искусства).
Изобразительная деятельность: знакомство с народными промыслами и техниками росписи, создание игрушек в народном стиле для музея детского сада.
Музыкальные занятия: изучение музыкального фольклора, разучивание песен, потешек, народных игр.
Занятия по хореографии: знакомство с танцами различных регионов России, разучивание и постановка хореографических номеров.
3 этап: Интегрированное занятие «Город мастеров».
Ну а культурно-досуговая деятельность органично включает в себя все виды детской творческой деятельности, и является благодатным полем для сотрудничества всех педагогов дошкольного образовательного учреждения.
Несколько подробнее остановлюсь на интеграции разных видов детской деятельности на основе фольклора.
Общеизвестно, что фольклор – неисчерпаемый источник национальной культуры, который по своей природе близок и понятен любому человеку, потому что заложен в нашей генетической памяти. Мудрость и простота фольклора – благодатнейшая почва для становления личности ребенка и его дальнейшего развития. Фольклор – явление синтетическое, включающее в себя богатство художественных и бытовых видов деятельности. В нем неразрывно связаны музыка, слово и движение. Одна из основных особенностей фольклора – его природная интегративность, позволяющая объединить различные элементы образовательного процесса, где естественно переплетаются: развитие речи, изобразительная деятельность, хореография, ознакомление с окружающим миром и миром социальных отношений. В соединении этих элементов – большая сила воздействия на личность ребенка, позволяющая комплексно подойти к проблеме освоения им различных видов искусств. Фольклор способствует развитию творческой деятельности, импровизации, позволяет полнее раскрыться личности ребенка, что служит базой для развития не только творческой, но и талантливой личности.
Интегрированные формы работы с детьми позволяют систематизировать и обобщать знания детей, активизировать их творческий потенциал и пополнять социально-личностный ресурс каждого ребенка. Фольклор как раз является наиболее органичной для ребенка формой формирования целостного и гуманного мировосприятия и мировоззрения.
Итак, подведем итог:
В процессе интеграции разных видов искусства и творческой деятельности дети получают возможность глубокого и многостороннего ознакомления с изучаемой темой; каждый ребенок раскрывает свой творческий потенциал в различных видах деятельности; возрастает уровень социальной и творческой активности воспитанников, что находит выражение в участии в выставках и конкурсах разного уровня.
В свою очередь, педагоги, использующие в образовательном процессе интегративный подход, получают возможность творческой самореализации и профессионального роста. Подготовка интегрированных занятий требует от педагогов детального изучения и отбора материала, что способствует расширению их кругозора, определению перспектив самообразования. Продуктивное сотрудничество педагогов в процессе подготовки интегрированных занятия и творческих проектов реально повышает качество и эффективность образовательного процесса.
Источник