- Деятельность иностранной организации на территории Российской Федерации, приводящая к образованию постоянного представительства
- Однако, даже при отсутствии постоянного места деятельности в РФ у иностранной организации, ее постоянное представительство в России считается образованным, если иностранная организация осуществляет деятельность, указанную в п. 9 ст. 306 НК, а именно:
- Заявление о постановке на учет подается в налоговый орган не позднее 30 календарных дней со дня начала осуществления деятельности на территории РФ.
- После постановки на учет в налоговых органах иностранная организация самостоятельно выполняет все свои налоговые обязательства на территории РФ.
- Иностранная организация
- В каких случаях иностранная компания может быть признана налоговым резидентом РФ
- Когда иностранная организация признается контролируемой иностранной компанией
- Кто признается контролирующим лицом иностранной организации
- Что понимается под осуществлением контроля над иностранной организацией
- Уведомление в ИФНС
- Налог на прибыль/НДФЛ с прибыли КИК
Деятельность иностранной организации на территории Российской Федерации, приводящая к образованию постоянного представительства
В соответствии с п. 1 ст. 246 НК РФ налогоплательщиками налога на прибыль признаются иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ.
Согласно ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, прибылью признаются полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 306 НК РФ под постоянным представительством иностранной организации в РФ понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ, связанную с:
- пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;
- проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;
- продажей товаров с расположенных на территории РФ и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;
- осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности.
Следовательно, перечень предпринимательской деятельности, осуществляемой иностранной организацией на территории РФ, приводящий к образованию постоянного представительства является открытым.
При этом факт осуществления иностранной организацией на территории РФ деятельности подготовительного и вспомогательного характера (при отсутствии вышеуказанных признаков постоянного представительства), не приводит к образованию постоянного представительства (п. 4 ст. 306 НК РФ).
К подготовительной и вспомогательной деятельности, в частности, относятся:
- использование сооружений исключительно для целей хранения, демонстрации и (или) поставки товаров, принадлежащих этой иностранной организации, до начала такой поставки;
- содержание запаса товаров, принадлежащих этой иностранной организации, исключительно для целей их хранения, демонстрации и (или) поставки до начала такой поставки;
- содержание постоянного места деятельности исключительно для целей закупки товаров этой иностранной организацией;
- содержание постоянного места деятельности исключительно для сбора, обработки и (или) распространения информации, ведения бухгалтерского учета, маркетинга, рекламы или изучения рынка товаров (работ, услуг), реализуемых иностранной организацией, если такая деятельность не является основной (обычной) деятельностью этой организации;
- содержание постоянного места деятельности исключительно для целей простого подписания контрактов от имени этой организации, если подписание контрактов происходит в соответствии с детальными письменными инструкциями иностранной организации.
Однако, даже при отсутствии постоянного места деятельности в РФ у иностранной организации, ее постоянное представительство в России считается образованным, если иностранная организация осуществляет деятельность, указанную в п. 9 ст. 306 НК, а именно:
- эта организация осуществляет поставки с территории РФ принадлежащих ей товаров, полученных в результате переработки на таможенной территории или под таможенным контролем;
- а также в случае, если эта организация осуществляет деятельность, отвечающую признакам п. 2 ст. 306 НК РФ, через лицо, которое на основании договорных отношений с этой иностранной организацией представляет ее интересы в РФ, действует на территории РФ от имени этой иностранной организации, имеет и регулярно использует полномочия на заключение контрактов или согласование их существенных условий от имени данной организации, создавая при этом правовые последствия для данной иностранной организации. Такое лицо называется зависимым агентом.
Следует отметить, что обладание полномочиями на заключение сделок и согласование условий контрактов от имени иностранной организации не доказывает факта их использования. Зависимый агент должен фактически использовать возложенные на него полномочия, то есть заключать от имени иностранной организации контракты, а также соглашения об их предварительном и (или) окончательном согласовании. Причем его действия должны совершаться самостоятельно (на основании права решающего голоса), а не в соответствии с детальными письменными инструкциями иностранной организации (пп. 5 п. 4 ст. 306 НК РФ).
При этом лицо, действующее в рамках своей основной (обычной) деятельности (брокер, комиссионер, профессиональный участник российского рынка ценных бумаг и т.п.), не считается зависимым агентом, т.е. деятельность через такое лицо не приводит к образованию постоянного представительства иностранной организации в РФ. В отношении юридического лица рамки основной (обычной) деятельности следует считать установленными, в частности, в учредительных документах этого лица, и (или) лицензии, так же как и в ином разрешении компетентного государственного органа.
В соответствии с Приказом Минфина РФ от 30.09.2010 г. N 117н «Об утверждении Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения» (далее – Приказ N 117н) иностранная организация, которая осуществляет деятельность на территории РФ через постоянное представительство, подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту осуществления этой деятельности.
В случаях, если иностранная организация осуществляет свою деятельность на территории РФ в соответствии с вышеуказанным п. 9 ст. 306 НК РФ постановка на учет такой организации осуществляется в налоговом органе по месту нахождения постоянного представительства либо по месту нахождения юридического лица (месту жительства физического лица) — зависимого агента (п. 7 Приказа N 117н).
Заявление о постановке на учет подается в налоговый орган не позднее 30 календарных дней со дня начала осуществления деятельности на территории РФ.
Форма заявлений и порядок их заполнения утверждены Приказом ФНС России от 13.02.2012 г. N ММВ-7-6/80@ «Об утверждении форм, порядка их заполнения и форматов документов, используемых при учете иностранных организаций в налоговых органах» (в ред. от 24.04.2013 г.). В случае осуществления иностранной организацией деятельности на территории РФ через постоянное представительство заявление подается по форме N 11ИО-Учет «Заявление иностранной организации о постановке на учет в налоговом органе». При осуществлении деятельности, указанной в п. 9 ст. 306 НК РФ, — по форме N 11ПП-Учет «Заявление иностранной организации о постановке на учет в налоговом органе в связи с осуществлением деятельности, указанной в пункте 9 статьи 306 Налогового кодекса Российской Федерации».
Одновременно с заявлением представляется пакет документов, предусмотренных Приказом N 117н.
Иностранная организация подлежит постановке на учет в течение 5 рабочих дней со дня получения налоговым органом заявления и соответствующих документов.
После постановки на учет в налоговых органах иностранная организация самостоятельно выполняет все свои налоговые обязательства на территории РФ.
Вышеуказанная позиция соответствует разъяснениям контролирующих органов. Так в письме Минфина РФ от 11.12.2014 г. N 03-08-05/63823, составленном в качестве ответа на запрос индивидуального предпринимателя указано, что деятельность иностранной организации по сдаче площадей в субаренду в рамках агентского соглашения, заключенного с российским индивидуальным предпринимателем, приводит к образованию постоянного представительства на территории РФ.
Следует отметить, что при отнесении лица, действующего в интересах иностранной организации, к зависимому агенту необходимо учитывать нормы международных соглашений об избежании двойного налогообложения. Ст. 7 НК РФ установлен приоритет правил и норм международных договоров РФ, содержащих положения, касающиеся налогообложения, над нормами НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и сборах.
Также важно отметить, что регулярность деятельности зависимого агента является необходимым условием создания постоянного представительства иностранной организации. При этом в действующем налоговом и гражданском законодательстве понятие регулярности не раскрыто.
Обычно правила делового оборота регулярность и систематичность считают синонимами. В соответствии с п. 3 ст. 120 НК РФ, если действие совершено два раза и более в течение одного календарного года, оно признается совершенным систематически.
Но на сегодняшний день, при отсутствии четкой законодательной базы, соответствие критерию регулярности налогоплательщику необходимо определять самостоятельно в каждом конкретном случае осуществления деятельности, руководствуясь немногочисленными разъяснениями контролирующих органов. Также налогоплательщик может обратиться в контролирующие органы с собственным запросом.
Источник
Иностранная организация
Иностранная организация — иностранное юридическое лицо, компания и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.
В каких случаях иностранная компания может быть признана налоговым резидентом РФ
Налоговым законодательством РФ предусмотрено признание иностранных компаний налоговыми резидентами РФ в следующих случаях:
иностранные организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в РФ через постоянное представительство и/или получающие доходы от источников в РФ, не связанные с предпринимательской деятельностью в РФ. Указанные иностранные организации являются плательщиками налога на прибыль организаций в отношении доходов, получаемых от источников в РФ;
иностранные организации, местом фактического управления которых признается Российская Федерация. Данные иностранные организации являются плательщиками налога на прибыль организаций в отношении доходов, полученных как от источников в РФ, так и за пределами РФ.
Когда иностранная организация признается контролируемой иностранной компанией
Согласно НК РФ контролируемой иностранной компанией (далее — КИК) признается иностранная организация, удовлетворяющая одновременно следующим условиям:
организация не признается налоговым резидентом РФ;
контролирующим лицом компании является организация, признаваемая налоговым резидентом РФ.
Кто признается контролирующим лицом иностранной организации
Контролирующим лицом иностранной организации признаются следующие лица:
физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой организации составляет более 25 процентов;
физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой организации (для физических лиц — совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 10 процентов, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, в этой организации (для физических лиц — совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 50 процентов.
Контролирующим лицом иностранной организации также признается лицо, не отвечающее признакам, указанным выше, но при этом осуществляющее контроль над такой организацией в своих интересах или в интересах своего супруга и несовершеннолетних детей.
Лицо не признается контролирующим лицом иностранной организации, если его участие в этой иностранной организации реализовано исключительно через прямое и (или) косвенное участие в одной или нескольких публичных компаниях, являющихся российскими организациями.
Публичные компании — это российские и иностранные организации, являющиеся эмитентами ценных бумаг, которые (либо депозитарные расписки на которые) прошли процедуру листинга и (или) были допущены к обращению на одной или нескольких российских биржах, имеющих соответствующую лицензию, или биржах, включенных в перечень иностранных финансовых посредников.
Что понимается под осуществлением контроля над иностранной организацией
Осуществлением контроля над иностранной организацией признается оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые этой организацией в отношении распределения полученной организацией прибыли (дохода) после налогообложения в силу:
прямого или косвенного участия в такой организации;
участия в договоре (соглашении), предметом которого является управление этой организацией;
или иных особенностей отношений между лицом и этой организацией и (или) иными лицами.
Уведомление в ИФНС
Об участии в иностранном юридическом лице обязаны сообщать налоговые резиденты РФ (организации и граждане, в том числе индивидуальные предприниматели), доля участия которых в компании превышает 10%.
Налоговиков необходимо уведомлять:
о прямом или косвенном участии в иностранной компании;
об изменении размера доли;
Срок представления уведомления, составляет 1 месяц с даты возникновения (прекращения) участия либо изменения размера доли.
За непредставление уведомления об участии в иностранной организации (за просрочку представления, неверные сведения в нем) грозит штраф в размере 50 тыс. руб.
Участие в иностранной компании может повлечь необходимость направлять в ИФНС и второе уведомление — о контролируемой иностранной компании (КИК).
Сообщать об этом должны организации и граждане, которые:
являются контролирующими лицами КИК;
обязаны платить налог на прибыль организаций (НДФЛ для физических лиц) с прибыли КИК (в части своей доли).
Уведомление о КИК подается не позднее 20 марта года, следующего за годом, в котором доля прибыли КИК подлежит учету у контролирующего лица.
При этом предусмотрен штраф в размере 100 тыс. руб.:
за непредставление уведомления;
представление с опозданием;
указание неверных сведений в уведомлении.
Налог на прибыль/НДФЛ с прибыли КИК
Контролирующие лица должны декларировать прибыль КИК (в части своей доли) и платить с нее налог на прибыль (либо НДФЛ, если речь идет о гражданах) в случаях, когда величина прибыли КИК составляет:
за 2015 г. — 50 млн руб. и более;
за 2016 г. — 30 млн руб. и более;
за 2017 г. и последующие — более 10 млн. руб.
Прибыль КИК определяется по данным ее финансовой отчетности.
При исчислении налога на прибыль/НДФЛ в отношении доходов КИК можно зачесть суммы налога, уплаченного в иностранном государстве, при наличии подтверждающих документов.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Источник