СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ
Социальная структура общества не является застывшей, в ней постоянно происходят колебания и перемещения.
Человек, занимающий некоторое место в этой структуре, имеет возможность переходить с одного уровня на другой, повышая или понижая при этом свой социальный статус, либо из одной группы, расположенной на каком-либо уровне, в другую, расположенную на том же уровне. Такой переход называется социальной мобильностью. Социальная мобильность— это переход людей из одних общественных групп в другие. Различают горизонтальнуюи вертикальную мобильности.
Горизонтальная мобильность— это переход человека в группу, расположенную на том же уровне, что и прежняя (например, смена гражданства, переход с одного предприятия на другое, повторный брак). При такой мобильности индивид (группа) не меняет свой социальный уровень (социальный статус), к которому он принадлежит. Горизонтальная мобильность может быть территориальной, религиозной, профессиональной, политической (когда меняется только политическая ориентация индивида).
Вертикальная мобильность— совокупность социальных взаимодействий, способствующих переходу индивида, группы из одного социального слоя в другой (перемещение с одной ступени иерархии на другую). Она связана с изменением социального статуса (например, служебное повышение, повышение благосостояния, переход на другой уровень власти). Высокий показатель вертикальной социальной мобильности при иных равных условиях считается важным показателем демократичности общества. Известный социолог П. Сорокин выделял в ней два подтипа — восходящую и нисходящую мобильность, то есть социальный подъем(повышение в должности) исоциальный спуск(понижение в должности).
Перемещения между стратами, т.е. из одной группы в другую, осуществляется по специальным каналам социальной мобильности — социальным «лифтам»,важнейшими из которых являются такие социальные институты, как армия, церковь, семья, школа. К дополнительным «социальным лифтам» относятся средства массовой информации, партийная общественная деятельность, накопление богатства, брак с представителями высшего класса.
В традиционном обществе существует слабая социальная мобильность, в индустриальном и постиндустриальном обществах — высокая социальная мобильность.
Социальной мобильности способствуют переломные периоды в развитии общества: революции, войны, политические перевороты, структурные сдвиги в экономике.
Социальная мобильность иногда приводит к тому, что некоторые из людей оказываются как бы на стыке некоторых социальных групп, испытывая при этом серьезные психологические затруднения. Их промежуточное положение во многом определяется неспособностью или нежеланием по каким-либо причинам адаптироваться к одной из взаимодействующих социальных групп. Этот феномен нахождения человека как бы между двумя культурами, связанный с его перемещением в социальном пространстве, называется маргинальностью.
Маргинал(от лат. marginalis — находящийся на краю) — это индивид, утративший свой прежний социальный статус, лишенный возможности заниматься привычным делом и, кроме того, оказавшийся неспособным адаптироваться к новой социокультурной среде той страты, в рамках которой он формально существует. К ним относят иммигрантов, безработных, инвалидов, лиц без определенного места жительства и определенных занятий.
Маргиналы — группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями. Признаком, свидетельствующим о переходе в маргинальное состояние, является разрыв экономических, социальных и культурных связей с прежней социальной общностью. Отсутствие определенных устойчивых связей и норм способствует проявлению маргиналами социальной активности и инициативы. Однако состояние неопределенности вызывает напряжение, дискомфорт. Поведение таких людей, как правило, отличается крайностями: они либо чрезмерно пассивны, либо очень агрессивны, легко переступают через нравственные нормы и способны на непредсказуемые поступки.
Маргинальные личности могут стать как социальной опорой прогрессивных преобразований в обществе, так и носителями различных антидемократических тенденций. Маргиналы с течением времени могут войти в какую-либо социальную группу, переместившись наверх либо оказавшись на «дне» общества. Таких представителей деклассированных слоев, опустившихся «на дно» социальной структуры общества, называют люмпены. Маргинализация общества повышается в периоды революций, войн, социальных кризисов.
Источник
Социальная стратификация и мобильность
Социальная (стратификационная) структура, социальная дифференциация — расслоение и иерархическая организация различных слоев общества, а также совокупность институтов и отношений между ними.
Основой стратификационной структуры общества является естественное и социальное неравенство людей.
Социальное неравенство — неравный доступ к социальным благам.
Современное общество стремится к минимизации социального неравенства, в то же время, естественное неравенство неустранимо.
В социологии известны четыре основных типа социальной стратификации:
Первые три системы считаются закрытыми, т.е. переход из одной страты в другой почти невозможен либо затруднён. Классовая система — открытая, налажена социальная мобильность.
Существует два подхода к изучению общества:
1. Стратификационный: делит общество на страты, исходя из образа жизни, уровню дохода, социальному престижу, включённости во властные структуры.
2. Классовый: делит общество на классы, исходя из места в системе производства, отношения к собственности на средства производства, роли в общественном разделении труда.
Поскольку всякая социальная структура представляет собой совокупность всех функционирующих социальных общностей, взятых в их взаимодействии, в ней могут быть выделены следующие элементы:
а) этническая структура (род, племя, народность, нация);
б) демографическая структура (выделение групп производится по возрасту и полу);
в) поселенческая структура (городские жители, сельские жители и т. д.);
г) классовая структура (буржуазия, пролетариат, крестьяне и т. д.);
д) профессионально-образовательная структура.
В самом общем виде в современном обществе можно выделить три стратификационных уровня:
§ высший (крупные собственники, чиновники, научная и культурная элита);
§ средний (предприниматели, высококвалифицированные специалисты);
§ низший (низкоквалифицированные работники, безработные).
Основу современного общества составляет средний класс.
Маргинал — это индивид, утративший свой прежний социальный статус, лишенный возможности заниматься привычным делом и не адаптирован к новой страте, в рамках которой он существует.
Положительное влияние маргиналов на общество:
§ маргиналы склонны к новациям и переменам;
§ маргиналы обогащают культуры, в которую привносят элементы своей прежней культуры;
§ маргиналы на стыке двух культур создают новую культуру.
Отрицательное влияние:
§ растерянность и неспособность эффективно действовать в новых обстоятельствах;
§ неспособность вжиться в новые роли;
§ утрата прежних ценностей и неспособность принять новые ценности, что ведёт к некоему «духовному вакууму».
Статус — это определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.
Социальный статус может быть предписанный и приобретаемый.
Предписанный (врожденный) статус человек получает при рождении (родственные связи, пол, возраст).
Приобретаемый (достигаемый) статус получается в течении жизни (профессия).
Смешанный сочетает в себе черты предписанного и приобретаемого статусов: то, что от человека не зависело (безработный, лицо с ограниченными возможностями) или максимальные достижения в своей области (профессор, доктор наук, олимпийский чемпион).
Статусные символы — атрибуты, по которым можно узнать статуса человека. Одним из важнейших статусных символов является одежда.
Функции одежды как статусного символа:
§ соблюдение норм этикета (строгий костюм топ-менеджера);
§ демонстрация принадлежности к тому или иному статусу (форма полицейского).
Социальная мобильность — перемещение отдельных индивидуумов или социальных групп от одной позиции в иерархии социальной стратификации к другой, смена статуса.
Типы мобильности:
1) добровольная и вынужденная;
2) межпоколенная (перемещение детей на более высокую или низкую ступеньку по сравнению с родителями) и внутрипоколенная (один и тот же индивидуум на протяжении жизни несколько раз изменяет свою социальную позицию);
3) индивидуальная (перемещения внутри социума происходят у одного человека независимо от других) и групповая (перемещения происходят коллективно, меняется положение всей группы);
4) вертикальная и горизонтальная. Вертикальная мобильность — изменение статуса с изменением положения в социальной иерархии. Вертикальная мобильность разделяется на нисходящую и восходящую. Горизонтальная мобильность — изменение статуса без заметного изменения положения в социальной иерархии.
Перемещение между стратами осуществляется по специальным каналам («лифтам»), важнейшими из которых являются такие социальные институты, как армия, семья, школа, церковь, собственность.
Социальные группы
§ это группы людей, обладающие схожими социально значимыми признаками, возникающие в ходе совместной деятельности людей.
Типология социальных групп:
По численности
§ малые, в которых непосредственное общение всех членов группы является непременным условием ее функционирования;
§ средние, в которых непосредственное общение возможно, но не обязательно;
§ большие, в которых непосредственное общение всех членов группы в принципе невозможно.
2. По факту существования:
§ номинальные, выделяемые только учеными для исследовательских целей;
§ реальные, существующие независимо от исследователя, во взаимодействии людей.
3. По времени существования:
§ временные, объединяющиеся на небольшие промежутки времени, не имеющие устойчивых связей между их членами, отсутствие у членов осознание себя как членов данной группы;
§ постоянные, характеризующиеся долгим существованием и устойчивыми связями и взаимодействиями своих членов.
4. По организации:
§ формальные, в которых имеется формальный критерий членства, и взаимодействие членов группы определяется нормативными документами;
§ неформальные, строятся на основе межличностных отношений участников, нет четкого критерия членства.
5. По связям и взаимоотношениям:
§ первичные (все члены группы знакомы между собой лично);
§ вторичные (не все члены группы знакомы друг с другом).
6.Демографические (выделяемые по демографическим характеристикам — полу, возрасту)
Источник
Маргинал
Индивидуальная система ценностей таких людей настолько устойчива, что не поддается вытеснению новыми нормами, принципами, правилами. Оказавшись в «пограничной» ситуации, маргиналы испытывают серьезные психологические затруднения. Поведение таких людей, как правило, отличается крайностями: они либо чрезмерно пассивны, ожидая от государственной власти новых благ и уравнительного распределения материальных ресурсов, либо очень агрессивны, легко переступая через нравственные нормы и будучи склонными на непредсказуемые поступки.
В определенном смысле маргинальные слои общества можно определить как «зону риска».
По критерию типа социальной мобильности общества можно разделять на социально статичные, где преобладает горизонтальная мобильность, а значит не происходят крупные и широкие изменения социальных статусов, и социально динамичные, которые отличаются высокой вертикалыюй мобильностью и соответственно значительным перемещением индивидов и целых общественных групп по «лестнице социальных статусов».
Крайне опасной тенденцией общественного развития можно считать социальную поляризацию, т.е. беспредельное углубление социальной и имущественной дифференциации, резкое расслоение на богатых и бедных (см. раздел 3.3. «Богатство и бедность, средний класс»).
Основная общественная опасность социальной поляризации заключается в том, что она создает непримиримые социальные противоречия, подрывает социальную базу действующего политического режима (см. раздел 4.4. «Политические режимы») и способна привести общество к любым социальным потрясениям, включая социальную революцию.
Источник
1. Социальная стратификация и мобильность
Под социальной (стратификационной) структурой понимается расслоение и иерархическая организация различных слоев общества, а также совокупность институтов и отношении между ними Термин «стратификация» ведет свое происхождение от латинского слова stratum — слои, пласт. Страты представляют собой большие группы людей, отличающихся по своему положению в социальной структуре общества.
Все ученые сходятся во мнении, что основой стра?тификационной структуры общества является есте?ственное и социальное неравенство людей. Однако в вопросе, что именно является критерием этого неравенства, их мнения расходятся. Изучая процесс стратификации в обществе, К. Маркс назвал таким критерием факт обладания человеком собственностью и уровень его доходов. М. Вебер добавил к ним социальный престиж и принадлежность субъекта к политическим партиям, к власти. Питирим Сорокин считал причиной стратификации неравномерность распределения прав и привилегий, ответственности и обязанностей в обществе. Он же утверждал, что социальное пространство имеет и множество иных критериев дифференциации: ее можно осуществлять по гражданству, роду занятий, национальности, религиозной принадлежности и т. д. Наконец, сторонники теории структурного функционализма в качестве критерия предлагали опираться на те социальные функции, которые выполняют те или иные социальные слои в обществе.
Исторически стратификация, т. е. неравенство в доходах, власти, престиже и т. д., возникает с зарож?дение.м человеческого общества. С появлением первых государств она ужесточается, а затем, в процессе развития общества (прежде всего европейского), постепенно смягчается.
В социологии известны четыре основных типа социальной стратификации — рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, а последний тип — открытые.
Первой системой социальной стратификации является рабство, возникшее еще в древности и в некоторых отсталых регионах сохраняющееся до сих пор. Различают две формы рабства: патриархальное, при котором раб обладает всеми правами младшего члена семьи, и классическое, при котором раб не имеет никаких прав и считается собственностью хозяина (говорящим орудием труда). Рабство было основано на прямом насилии, а социальные группы в эпоху рабовладения выделялись по наличию или отсутствию у них гражданских прав.
Второй системой социальной стратификации следует признать кастовый строй. Кастой называют такую социальную группу (страту), членство в которой передается человеку только по рождению. Переход человека из одной касты в другую при жизни невозможен — для этого ему необходимо родиться еще раз. Классическим примером кастового общества является Индия. В Индии существуют четыре основные касты, произошедшие, согласно легенде, из различных частей бога Брахмы:
а) брахманы — священнослужители;
б) кшатрии — воины;
в) вайшьи — купцы;
г) шудры — крестьяне, ремесленники, рабочие.
Особое положение занимают так называемые неприкасаемые, которые не входят ни в одну касту и занимают низшую позицию.
Следующую форму стратификации составляют сословия. Сословие — это группа людей, которая обладает закрепленными в законе или обычае правами и обязанностями, передаваемыми по наследству. Обычно в обществе существуют сословия привилегированные и непривилегированные. Например, в Западной Европе к первой группе относили дворянство и духовенство (во Франции их так и называли — первое со?словие и второе сословие) ко второй — ремесленни?ков, купцов и крестьян. В России до 1917 г. помимо привилегированных (дворянство, духовенство) и непривилегированных (крестьянство) существовали и полупривилегированные сословия (например, казачество).
Наконец, еще одной стратификационной системой является классовая. Наиболее полное определение классов в научной литературе было дано В. И. Лениным: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают». Классовый подход нередко противопоставляют стратификационному, хотя на самом деле классовое членение есть лишь частный случай социальной стратификации.
В зависимости от исторического периода в обществе выделяют в качестве основных следующие классы:
а) рабов и рабовладельцев;
б) феодалов и феодально?зависимых крестьян;
в) буржуазии и пролетариата;
г) так называемый средний класс.
Поскольку всякая социальная структура представляет собой совокупность всех функционирующих социальных общностей, взятых в их взаимодействии, в ней могут быть выделены следующие элементы:
а) этническая структура (род, племя, народность, нация);
б) демографическая структура (выделение групп производится по возрасту и полу);
в) поселенческая структура (городские жители, сельские жители и т. д.);
г) классовая структура (буржуазия, пролетариат, крестьяне и т. д.);
д) профессионально?образовательная структура.
В самом общем виде в современном обществе можно выделить три стратификационных уровня: высший, средний и низший. В экономически развитых странах второй уровень является преобладающим, придавая обществу известную стабильность. В свою очередь, внутри каждого уровня находится также иерархически упорядоченная совокупность различных социальных слоев. Человек, занимающий некоторое место в этой структуре, имеет возможность переходить с одного уровня на другой, повышая или понижая при этом свой социальный статус, либо из одной группы, расположенной на каком?либо уровне, в другую, расположенную на том же уровне. Такой переход называется социальной мобильностью.
Социальная мобильность иногда приводит к тому, что некоторые люди оказываются как бы на стыке некоторых социальных групп, испытывая при этом серьезные психологические затруднения. Их промежуточное положение во многом определяется неспособностью или нежеланием по каким?либо причинам адаптироваться к одной из взаимодействующих социальных групп. Этот феномен нахождения человека как бы между двумя культурами, связанный с его перемещением в социальном пространстве, называется маргинальностью. Маргинал — это индивид, утративший своп прежний социальный статус, лишен?ный возможности заниматься привычным делом и, кроме того, оказавшийся неспособным адаптироваться к новой социокультурной среде той страты, в рамках которой он формально существует. Индивидуальная система ценностей таких людей настолько устойчива, что не поддается вытеснению новыми нормами, принципами, правилами. Их поведение отличается крайностями: они либо чрезмерно пассивны, либо очень агрессивны, легко переступают через нравственные нормы и способны на непредсказуемые поступки. Среди маргиналов могут быть эт?номаргиналы — люди, попавшие в чужую среду в результате миграции; политические маргиналы — люди, которых не устраивают легальные возможности и легитимные правила общественно?политическом борьбы: религиозные маргиналы — люди, стоящие вне конфессии или не решающиеся осуществить вы бор между ними, и др.
Качественные изменения, происходящие в экономическом базисе современного российского общества, повлекли за собой серьезные изменения в его социальной структуре. Формирующаяся в настоящее время социальная иерархия отличается противоречивостью, неустойчивостью и склонностью к существенным изменениям. К высшей страте (элите) сегодня могут быть отнесены представители государственного аппарата, а также владельцы крупного капитала, в том числе их верхушка — финансовые олигархи. К среднему классу в современной России относятся представители класса предпринимателей, а также работники умственного труда, высококвалифицированные управленцы (менеджеры). Наконец, низшую страту составляют рабочие различных профессий, занятые трудом средней и низкой квалификации, а также канцелярские служащие и работники бюджетной сферы (учителя и врачи в государственных и муниципальных учреждениях). Следует отметить тот факт, что процесс социальной мобильности между данными уровнями в России носит ограниченный характер, что может стать одной из предпосылок будущих конфликтов в обществе.
В процессе изменения социальной структуры современного российского общества можно выделить следующие тенденции:
1) социальная поляризация, т. е. расслоение на богатых и бедных, углубление социальной и имущественной дифференциации;
2) массовая нисходящая социальная мобильность;
3) массовая смена места жительства работниками умственного труда (так называемая «утечка мозгов»).
В целом можно сказать, что основными критериями, определяющими социальное положение человека в современной России и его принадлежность к тому или иному стратификационному уровню, являются либо размер его богатства, либо принадлежность к властным структурам.
Источник