Индивид утративший свой прежний социальный статус лишенный возможности заниматься привычным делом

СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

Социальная структура общества не является застывшей, в ней постоянно происходят колебания и перемещения.

Человек, занимающий некоторое место в этой структуре, имеет возможность переходить с одного уровня на другой, по­вышая или понижая при этом свой социальный статус, либо из одной группы, расположенной на каком-либо уровне, в другую, расположенную на том же уровне. Такой переход называется социальной мобильностью. Социальная мобильность— это переход людей из одних общественных групп в другие. Разли­чают горизонтальнуюи вертикальную мобильности.

Горизонтальная мобильность— это переход человека в группу, расположенную на том же уровне, что и прежняя (например, смена гражданства, переход с одного предприятия на другое, повторный брак). При такой мобильности индивид (группа) не меняет свой социальный уровень (социальный ста­тус), к которому он принадлежит. Горизонтальная мобильность может быть территориальной, религиозной, профессиональной, политической (когда меняется только политическая ориентация индивида).

Вертикальная мобильность— совокупность социальных взаимодействий, способствующих переходу индивида, группы из одного социального слоя в другой (перемещение с одной ступени иерархии на другую). Она связана с изменением соци­ального статуса (например, служебное повышение, повышение благосостояния, переход на другой уровень власти). Высокий показатель вертикальной социальной мобильности при иных равных условиях считается важным показателем демократично­сти общества. Известный социолог П. Сорокин выделял в ней два подтипа — восходящую и нисходящую мобильность, то есть социальный подъем(повышение в должности) исоциальный спуск(понижение в должности).

Перемещения между стратами, т.е. из одной группы в дру­гую, осуществляется по специальным каналам социальной мо­бильностисоциальным «лифтам»,важнейшими из которых являются такие социальные институты, как армия, церковь, се­мья, школа. К дополнительным «социальным лифтам» относят­ся средства массовой информации, партийная общественная деятельность, накопление богатства, брак с представителями высшего класса.

В традиционном обществе существует слабая социальная мобильность, в индустриальном и постиндустриальном общест­вах — высокая социальная мобильность.

Социальной мобильности способствуют переломные перио­ды в развитии общества: революции, войны, политические пе­ревороты, структурные сдвиги в экономике.

Социальная мобильность иногда приводит к тому, что не­которые из людей оказываются как бы на стыке некоторых со­циальных групп, испытывая при этом серьезные психологиче­ские затруднения. Их промежуточное положение во многом определяется неспособностью или нежеланием по каким-либо причинам адаптироваться к одной из взаимодействующих соци­альных групп. Этот феномен нахождения человека как бы меж­ду двумя культурами, связанный с его перемещением в соци­альном пространстве, называется маргинальностью.

Маргинал(от лат. marginalis — находящийся на краю) — это индивид, утративший свой прежний социальный статус, лишен­ный возможности заниматься привычным делом и, кроме того, оказавшийся неспособным адаптироваться к новой социокуль­турной среде той страты, в рамках которой он формально су­ществует. К ним относят иммигрантов, безработных, инвалидов, лиц без определенного места жительства и определенных заня­тий.

Маргиналы — группы, занимающие промежуточное положе­ние между устойчивыми общностями. Признаком, свидетельст­вующим о переходе в маргинальное состояние, является разрыв экономических, социальных и культурных связей с прежней со­циальной общностью. Отсутствие определенных устойчивых связей и норм способствует проявлению маргиналами социаль­ной активности и инициативы. Однако состояние неопределен­ности вызывает напряжение, дискомфорт. Поведение таких лю­дей, как правило, отличается крайностями: они либо чрезмерно пассивны, либо очень агрессивны, легко переступают через нравственные нормы и способны на непредсказуемые поступки.

Маргинальные личности могут стать как социальной опо­рой прогрессивных преобразований в обществе, так и носителя­ми различных антидемократических тенденций. Маргиналы с течением времени могут войти в какую-либо социальную груп­пу, переместившись наверх либо оказавшись на «дне» общества. Таких представителей деклассированных слоев, опустивших­ся «на дно» социальной структуры общества, называют люмпе­ны. Маргинализация общества повышается в периоды револю­ций, войн, социальных кризисов.

Источник

Социальная стратификация и мобильность

Социальная (стратификационная) структура, социальная диффе­ренциация — расслоение и иерархическая организация различных сло­ев общества, а также совокупность институтов и отношений меж­ду ними.

Основой стратификационной структуры общества является есте­ственное и социальное неравенство людей.

Социальное неравенство — неравный доступ к социальным благам.

Современное общество стремится к минимизации социального не­равенства, в то же время, естественное неравенство неустранимо.

В социологии известны четыре основных типа социальной страти­фикации:

Первые три системы считаются закрытыми, т.е. переход из одной страты в другой почти не­возможен либо затруднён. Классовая система — открытая, налажена со­циальная мобильность.

Существует два подхода к изучению общества:

1. Стратификационный: делит общество на страты, исходя из об­раза жизни, уровню дохода, социальному престижу, включённости во властные структуры.

Читайте также:  Как девушке открыть свой бизнес с нуля идеи

2. Классовый: делит общество на классы, исходя из места в системе производства, отношения к собственности на средства производства, роли в общественном разделении труда.

Поскольку всякая социальная структура представляет собой сово­купность всех функционирующих социальных общностей, взятых в их взаимодействии, в ней могут быть выделены следующие элементы:

а) этническая структура (род, племя, народность, нация);

б) демографическая структура (выделение групп производится по возрасту и полу);

в) поселенческая структура (городские жители, сельские жители и т. д.);

г) классовая структура (буржуазия, пролетариат, крестьяне и т. д.);

д) профессионально-образовательная структура.

В самом общем виде в современном обществе можно выделить три стратификационных уровня:

§ высший (крупные собственники, чинов­ники, научная и культурная элита);

§ средний (предприниматели, вы­сококвалифицированные специалисты);

§ низший (низкоквалифици­рованные работники, безработные).

Основу современного общества составляет средний класс.

Маргинал — это индивид, утративший свой прежний социальный статус, лишенный возможности заниматься привычным делом и не адаптирован к новой страте, в рамках которой он существует.

Положительное влияние маргиналов на общество:

§ маргиналы склонны к новациям и переменам;

§ маргиналы обогащают культуры, в которую привносят элементы своей прежней культуры;

§ маргиналы на стыке двух культур создают новую культуру.

Отрицательное влияние:

§ растерянность и неспособность эффективно действовать в новых обстоятельствах;

§ неспособность вжиться в новые роли;

§ утрата прежних ценностей и неспособность принять новые цен­ности, что ведёт к некоему «духовному вакууму».

Статус — это определенная позиция в социальной структуре груп­пы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.

Социальный статус может быть предписанный и приобретаемый.

Предписанный (врожденный) статус человек получает при рождении (родственные связи, пол, возраст).

Приобретаемый (достигаемый) статус получается в течении жизни (профессия).

Смешанный сочета­ет в себе черты предписанного и приобретаемого статусов: то, что от человека не зависело (безработный, лицо с ограниченными возмож­ностями) или максимальные достижения в своей области (профессор, доктор наук, олимпийский чемпион).

Статусные символы — атрибуты, по которым можно узнать статуса человека. Одним из важнейших статусных символов является одежда.

Функции одежды как статусного символа:

§ соблюдение норм этикета (строгий костюм топ-менеджера);

§ демонстрация принадлежности к тому или иному статусу (фор­ма полицейского).

Социальная мобильность — перемещение отдельных индивидуумов или социальных групп от одной позиции в иерархии социальной стра­тификации к другой, смена статуса.

Типы мобильности:

1) добровольная и вынужденная;

2) межпоколенная (перемещение детей на более высокую или низ­кую ступеньку по сравнению с родителями) и внутрипоколенная (один и тот же индивидуум на протяжении жизни несколько раз изме­няет свою социальную позицию);

3) индивидуальная (перемещения внутри социума происходят у одного человека независимо от других) и групповая (перемещения происходят коллективно, меняется положение всей группы);

4) вертикальная и горизонтальная. Вертикальная мобильность — изменение статуса с изменением положения в социальной иерархии. Вертикальная мобильность разделяется на нисходящую и восходящую. Горизонтальная мобильность — изменение статуса без заметного изме­нения положения в социальной иерархии.

Перемещение между стратами осуществляется по специальным ка­налам («лифтам»), важнейшими из которых являются такие социаль­ные институты, как армия, семья, школа, церковь, собственность.

Социальные группы

§ это группы людей, обладающие схожими социально значимыми признаками, возникающие в ходе совместной деятельности людей.

Типология социальных групп:

По численности

§ малые, в которых непосредственное общение всех членов группы является непременным условием ее функционирования;

§ средние, в которых непосредственное общение возможно, но не обязательно;

§ большие, в которых непосредственное общение всех членов груп­пы в принципе невозможно.

2. По факту существования:

§ номинальные, выделяемые только учеными для исследователь­ских целей;

§ реальные, существующие независимо от исследователя, во взаи­модействии людей.

3. По времени существования:

§ временные, объединяющиеся на небольшие промежутки време­ни, не имеющие устойчивых связей между их членами, отсутствие у членов осознание себя как членов данной группы;

§ постоянные, характеризующиеся долгим существованием и устойчивыми связями и взаимодействиями своих членов.

4. По организации:

§ формальные, в которых имеется формальный критерий членства, и взаимодействие членов группы определяется нормативными доку­ментами;

§ неформальные, строятся на основе межличностных отношений участников, нет четкого критерия членства.

5. По связям и взаимоотношениям:

§ первичные (все члены группы знакомы между собой лично);

§ вторичные (не все члены группы знакомы друг с другом).

6.Демографические (выделяемые по демографическим характери­стикам — полу, возрасту)

Источник

Маргинал

Индивидуальная система ценностей таких людей настолько устойчива, что не поддается вытеснению новыми нормами, принципами, правилами. Оказавшись в «пограничной» ситуации, маргиналы испытывают серьезные психологические затруднения. Поведение таких людей, как правило, отличается крайностями: они либо чрезмерно пассивны, ожидая от государственной власти новых благ и уравнительного распределения материальных ресурсов, либо очень агрессивны, легко переступая через нравственные нормы и будучи склонными на непредсказуемые поступки.

Читайте также:  Как создать нишу для бизнеса

В определенном смысле маргинальные слои общества можно определить как «зону риска».

По критерию типа социальной мобильности общества можно разделять на социально статичные, где преобладает горизонтальная мобильность, а значит не происходят крупные и широкие изменения социальных статусов, и социально динамичные, которые отличаются высокой вертикалыюй мобильностью и соответственно значительным перемещением индивидов и целых общественных групп по «лестнице социальных статусов».

Крайне опасной тенденцией общественного развития можно считать социальную поляризацию, т.е. беспредельное углубление социальной и имущественной дифференциации, резкое расслоение на богатых и бедных (см. раздел 3.3. «Богатство и бедность, средний класс»).

Основная общественная опасность социальной поляризации заключается в том, что она создает непримиримые социальные противоречия, подрывает социальную базу действующего политического режима (см. раздел 4.4. «Политические режимы») и способна привести общество к любым социальным потрясениям, включая социальную революцию.

Источник

1. Социальная стратификация и мобильность

Под социальной (стратификационной) структурой понимается расслоение и иерархическая организация различных слоев общества, а также совокупность институтов и отношении между ними Термин «стратификация» ведет свое происхождение от латинского слова stratum — слои, пласт. Страты представляют собой большие группы людей, отличающихся по своему положению в социальной структуре общества.

Все ученые сходятся во мнении, что основой стра?тификационной структуры общества является есте?ственное и социальное неравенство людей. Однако в вопросе, что именно является критерием этого неравенства, их мнения расходятся. Изучая процесс стратификации в обществе, К. Маркс назвал таким критерием факт обладания человеком собственностью и уровень его доходов. М. Вебер добавил к ним социальный престиж и принадлежность субъекта к политическим партиям, к власти. Питирим Сорокин считал причиной стратификации неравномерность распределения прав и привилегий, ответственности и обязанностей в обществе. Он же утверждал, что социальное пространство имеет и множество иных критериев дифференциации: ее можно осуществлять по гражданству, роду занятий, национальности, религиозной принадлежности и т. д. Наконец, сторонники теории структурного функционализма в качестве критерия предлагали опираться на те социальные функции, которые выполняют те или иные социальные слои в обществе.

Исторически стратификация, т. е. неравенство в доходах, власти, престиже и т. д., возникает с зарож?дение.м человеческого общества. С появлением первых государств она ужесточается, а затем, в процессе развития общества (прежде всего европейского), постепенно смягчается.

В социологии известны четыре основных типа социальной стратификации — рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, а последний тип — открытые.

Первой системой социальной стратификации является рабство, возникшее еще в древности и в некоторых отсталых регионах сохраняющееся до сих пор. Различают две формы рабства: патриархальное, при котором раб обладает всеми правами младшего члена семьи, и классическое, при котором раб не имеет никаких прав и считается собственностью хозяина (говорящим орудием труда). Рабство было основано на прямом насилии, а социальные группы в эпоху рабовладения выделялись по наличию или отсутствию у них гражданских прав.

Второй системой социальной стратификации следует признать кастовый строй. Кастой называют такую социальную группу (страту), членство в которой передается человеку только по рождению. Переход человека из одной касты в другую при жизни невозможен — для этого ему необходимо родиться еще раз. Классическим примером кастового общества является Индия. В Индии существуют четыре основные касты, произошедшие, согласно легенде, из различных частей бога Брахмы:

а) брахманы — священнослужители;

б) кшатрии — воины;

в) вайшьи — купцы;

г) шудры — крестьяне, ремесленники, рабочие.

Особое положение занимают так называемые неприкасаемые, которые не входят ни в одну касту и занимают низшую позицию.

Следующую форму стратификации составляют сословия. Сословие — это группа людей, которая обладает закрепленными в законе или обычае правами и обязанностями, передаваемыми по наследству. Обычно в обществе существуют сословия привилегированные и непривилегированные. Например, в Западной Европе к первой группе относили дворянство и духовенство (во Франции их так и называли — первое со?словие и второе сословие) ко второй — ремесленни?ков, купцов и крестьян. В России до 1917 г. помимо привилегированных (дворянство, духовенство) и непривилегированных (крестьянство) существовали и полупривилегированные сословия (например, казачество).

Читайте также:  Прибыльные бизнес идеи с китаем

Наконец, еще одной стратификационной системой является классовая. Наиболее полное определение классов в научной литературе было дано В. И. Лениным: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают». Классовый подход нередко противопоставляют стратификационному, хотя на самом деле классовое членение есть лишь частный случай социальной стратификации.

В зависимости от исторического периода в обществе выделяют в качестве основных следующие классы:

а) рабов и рабовладельцев;

б) феодалов и феодально?зависимых крестьян;

в) буржуазии и пролетариата;

г) так называемый средний класс.

Поскольку всякая социальная структура представляет собой совокупность всех функционирующих социальных общностей, взятых в их взаимодействии, в ней могут быть выделены следующие элементы:

а) этническая структура (род, племя, народность, нация);

б) демографическая структура (выделение групп производится по возрасту и полу);

в) поселенческая структура (городские жители, сельские жители и т. д.);

г) классовая структура (буржуазия, пролетариат, крестьяне и т. д.);

д) профессионально?образовательная структура.

В самом общем виде в современном обществе можно выделить три стратификационных уровня: высший, средний и низший. В экономически развитых странах второй уровень является преобладающим, придавая обществу известную стабильность. В свою очередь, внутри каждого уровня находится также иерархически упорядоченная совокупность различных социальных слоев. Человек, занимающий некоторое место в этой структуре, имеет возможность переходить с одного уровня на другой, повышая или понижая при этом свой социальный статус, либо из одной группы, расположенной на каком?либо уровне, в другую, расположенную на том же уровне. Такой переход называется социальной мобильностью.

Социальная мобильность иногда приводит к тому, что некоторые люди оказываются как бы на стыке некоторых социальных групп, испытывая при этом серьезные психологические затруднения. Их промежуточное положение во многом определяется неспособностью или нежеланием по каким?либо причинам адаптироваться к одной из взаимодействующих социальных групп. Этот феномен нахождения человека как бы между двумя культурами, связанный с его перемещением в социальном пространстве, называется маргинальностью. Маргинал — это индивид, утративший своп прежний социальный статус, лишен?ный возможности заниматься привычным делом и, кроме того, оказавшийся неспособным адаптироваться к новой социокультурной среде той страты, в рамках которой он формально существует. Индивидуальная система ценностей таких людей настолько устойчива, что не поддается вытеснению новыми нормами, принципами, правилами. Их поведение отличается крайностями: они либо чрезмерно пассивны, либо очень агрессивны, легко переступают через нравственные нормы и способны на непредсказуемые поступки. Среди маргиналов могут быть эт?номаргиналы — люди, попавшие в чужую среду в результате миграции; политические маргиналы — люди, которых не устраивают легальные возможности и легитимные правила общественно?политическом борьбы: религиозные маргиналы — люди, стоящие вне конфессии или не решающиеся осуществить вы бор между ними, и др.

Качественные изменения, происходящие в экономическом базисе современного российского общества, повлекли за собой серьезные изменения в его социальной структуре. Формирующаяся в настоящее время социальная иерархия отличается противоречивостью, неустойчивостью и склонностью к существенным изменениям. К высшей страте (элите) сегодня могут быть отнесены представители государственного аппарата, а также владельцы крупного капитала, в том числе их верхушка — финансовые олигархи. К среднему классу в современной России относятся представители класса предпринимателей, а также работники умственного труда, высококвалифицированные управленцы (менеджеры). Наконец, низшую страту составляют рабочие различных профессий, занятые трудом средней и низкой квалификации, а также канцелярские служащие и работники бюджетной сферы (учителя и врачи в государственных и муниципальных учреждениях). Следует отметить тот факт, что процесс социальной мобильности между данными уровнями в России носит ограниченный характер, что может стать одной из предпосылок будущих конфликтов в обществе.

В процессе изменения социальной структуры современного российского общества можно выделить следующие тенденции:

1) социальная поляризация, т. е. расслоение на богатых и бедных, углубление социальной и имущественной дифференциации;

2) массовая нисходящая социальная мобильность;

3) массовая смена места жительства работниками умственного труда (так называемая «утечка мозгов»).

В целом можно сказать, что основными критериями, определяющими социальное положение человека в современной России и его принадлежность к тому или иному стратификационному уровню, являются либо размер его богатства, либо принадлежность к властным структурам.

Источник

Оцените статью