Имеют ли муниципальные унитарные предприятия свое имущество

Муниципальное унитарное предприятие (МУП)

Муниципальное унитарное предприятие (МУП) — это коммерческая организация, владеющая собственностью, но не имеющая права распорядиться ей на свое усмотрение. Такой запрет относится также к извлеченной им прибыли. Фактически всем обладает государство, выделившее изначальный капитал, а организация только пользуется предоставленным имуществом.

Муниципальные унитарные предприятия могут действовать как на федеральном уровне, так и на уровне региона – однако чаще всего такого рода предприятия создаются именно местным самоуправлением муниципальных образований.

Учредительным документом такого юридического лица является устав. Кроме общей информации, он предоставляет сведения о целях деятельности организации и размере уставного фонда.

На основании чего действует муниципальное унитарное предприятие

Деятельность муниципальных унитарных предприятий регулируется рядом нормативных актов, из которых важнейшими являются следующие:

Гражданский кодекс РФ;

Закон № 44 ФЗ. Он касается такого вида деятельности МУП, как закупка им товаров или заказ услуг для муниципальных нужд.

Перечень не полон: к отдельным направлениям деятельности, которую ведут эти организации, применяются специальные нормы закона.

Кроме того, нужно учитывать, что работа МУП может регулироваться и актами, принятыми органами местного самоуправления: администрацией городов, районов и т. д.

Расшифровка аббревиатуры «МУП»

Аббревиатура МУП расшифровывается как «муниципальное унитарное предприятие».

Каждое приведенное слово в термине «МУП» имеет существенное значение:

«Муниципальное». Это слово означает, что предприятие создано на уровне местного самоуправления для обеспечения муниципальных потребностей в какой-либо продукции, товаров или, для выполнения определенного вида работ или оказании каких-нибудь услуг. В том случае, если инициатором создания выступает государство, создаются государственные унитарные предприятия.

«Унитарное». Это слово указывает на то, что имущество такого предприятия является целостным и не делится на акции, паи или на иные доли. При этом даже работники предприятия не могут владеть частью имущества МУП.

«Предприятие». Это слово на указывает то, что организация является обособленным субъектом экономической деятельности, который является юридическим лицом, и выступает в отношениях с органами власти или с контрагентами от своего имени и имеет имущество в управлении.

Имущество муниципальных унитарных предприятий

Отметим, что МУП не является собственником имущества. Это означает, что всё, чем пользуются муниципальные унитарные предприятия, находится в собственности соответствующего муниципального образования, несмотря на то, что муниципальные унитарные предприятия являются коммерческими организациями.

Муниципальное унитарное предприятие с юридической точки зрения

При создании таких учреждений муниципалитет обеспечивает его имуществом, которое является собственностью государства на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Любое название, которое присваивается этому юридическому лицу, обязательно должно указывать, кому принадлежит имущество. Этот хозяйствующий субъект за свои обязательства отвечает принадлежащем ему имуществом, не будучи ответственным перед обязательствами собственника имущества.

Собственник обладает правом назначения на должность руководителя предприятия.

Муниципальное унитарное предприятие имеет размер уставного фонда не менее 100 тыс. рублей.

Причины создания муниципальных унитарных предприятий

Такие хозяйствующие субъекты создаются по следующим причинам:

выполнять деятельность по решению социально значимых задач, выставляя на продажу определенный вид товаров и услуг по самым низким ценам и делая товарную интервенцию по товарам первой необходимости;

иметь в пользовании имущество, которое нельзя приватизировать;

обеспечивать конкретные виды деятельности, подлежащие дотированию, и осуществлять убыточное производство.

Цель и задачи муниципального унитарного предприятия

Органы местного самоуправления своим решением образуют унитарные предприятия, осуществляющие свою деятельность на праве хозяйственного ведения. Их создают с определенной целью – выполнять конкретные работы, оказывать разнообразные услуги и производить определенную продукцию.

Такое унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника имущества.

Характерные черты муниципальных унитарных предприятий

Деятельность организации в форме муниципального унитарного предприятия характеризуется следующим образом:

образование этого юридического лица происходит в том случае, когда собственник выделяет конкретную долю имущества, а не путем объединения какой-либо собственности нескольких лиц;

юридическое лицо обладает имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и делить его нельзя;

управление осуществляется единолично. То есть управляются такие учреждения одним человеком – директором. Назначает его на эту должность собственник или имеющий на это соответствующие полномочия специальный орган;

членство не предусмотрено.

Способы использования имущества

Местная власть закрепляет за МУПом какие-то материальные активы – но они продолжают принадлежать самому муниципалитету.

Именно поэтому МУПы делятся на два типа в зависимости от того, на основании какого права они пользуются этим имуществом:

на праве хозяйственного ведения;

на оперативном управлении.

Муниципальные унитарные предприятия при хозяйственном ведении самостоятельно пользуются принадлежащим имуществом, продукцией, которую выпускают и полученными доходами, с некоторыми ограничениями.

В законе это четко прописано.

Если используется оперативный способ распоряжения имуществом, то для распоряжения этим имуществом, продукцией, которая выпускается, и получаемой прибылью, необходимо согласие собственника.

При этом собственник имущества выполняет следующие задачи:

решает вопрос о необходимости создания хозяйствующего субъекта;

определяет, какой деятельностью оно будет заниматься;

занимается вопросами его реорганизации и ликвидации;

контролирует сохранность имущества.

Распоряжение имуществом

МУПы не вправе продавать, сдавать в аренду или иным образом распоряжаться имуществом без согласия местных властей. Также муниципальные унитарные предприятия не могут создавать дочерние общества.

Однако муниципальные унитарные предприятия имеют право вкладывать часть денежных средств в капиталы коммерческих товариществ или обществ, если такие действия допускаются Уставом предприятия и разрешены местным законодательством.

Кроме этого, муниципальные унитарные предприятия в определённых случаях могут распоряжаться доходами, которые были получены от собственной хозяйственной деятельности. Например, из таких доходов осуществляется оплата труда руководителей организации и работников предприятия.

Достоинства и недостатки

Эти хозяйствующие субъекты имеют положительные стороны. Их создают для решения актуальных вопросов. В сравнении с прочими коммерческими организациями они являются более устойчивыми, потому что их деятельность осуществляется в таких областях, в которых отсутствует конкуренция из-за отсутствия интереса со стороны частных предпринимателей. Тем более эти субъекты имеют государственную поддержку, что спасает их от разорения.

Такие предприятия своевременно выплачивают заработную плату, что является их главным положительным качеством.

Но существуют и недостатки муниципальных унитарных предприятий. С точки зрения экономики они малоэффективны. Заработная плата годами может оставаться на одном уровне, это способствует снижению производительности и интереса работников осуществлять свою трудовую деятельность. Кроме этого, на этих объектах имущество используют в личных целях для получения своей выгоды, присутствует воровство, высока степень бюрократии.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Источник

Муниципальные унитарные предприятия

В редакцию периодически поступают вопросы об учете в муниципальных унитарных предприятиях.

Мы решили объединить ответы в одну статью.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию.

От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

Читайте также:  Свой бизнес своя идея с чего начать

Однако муниципальное унитарное предприятие (далее – МУП) может быть основано только на праве хозяйственного ведения.

Согласно ст. 215 ГК РФ имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ.

МУП, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с ГК РФ (ст. 294 ГК РФ).

Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

МУП не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами (ст. 296 ГК РФ).

Унитарное предприятие по согласованию с собственником его имущества может создавать филиалы и открывать представительства.

Унитарные предприятия могут быть участниками (членами) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых в соответствии с федеральным законом допускается участие юридических лиц.

Решение об участии унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации может быть принято только с согласия собственника имущества унитарного предприятия.

Распоряжение вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества, а также принадлежащими унитарному предприятию акциями осуществляется унитарным предприятием только с согласия собственника его имущества.

Учредительным документом унитарного предприятия является его устав.

Законом № 161-ФЗ установлено, что имущество МУП формируется за счет:

– имущества, закрепленного за МУП на праве хозяйственного ведения собственником этого имущества;

доходов унитарного предприятия от его деятельности;

– иных не противоречащих законодательству источников.

Право на имущество, закрепляемое за МУП на праве хозяйственного ведения собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества МУП, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества МУП.

Уставным фондом МУП определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия.

Размер уставного фонда МУП определяется в рублях.

Размер уставного фонда МУП должен составлять не менее чем 1000 минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия.

Уставный фонд МУП должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение 3 месяцев с момента государственной регистрации такого МУП.

Записи в бухучете при внесении в уставный фонд денежных средств:

ДЕБЕТ 75 КРЕДИТ 80

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 75.

В соответствии с п. 9 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденного приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г. № 26н, первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Согласно Методическим указаниям по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденным приказом Минфина РФ от 13.10.2003 г. № 91н, в аналогичном порядке определяется первоначальная стоимость основных средств, полученных при формировании уставного фонда.

При этом указанными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету не предусмотрено отражение в бухгалтерском учете организации (в том числе государственного или муниципального унитарного предприятия), принимающей объект основных средств в хозяйственное ведение, сумм амортизации, начисленных организацией, передающей такой объект (письмо Минфина РФ от 29.01.2014 г. № 07-04-18/01).

Если в уставный фонд МУП вносятся собственником основные средства, то в бухучете МУП это отразится следующим образом:

ДЕБЕТ 75 КРЕДИТ 80

– отражена задолженность по созданию уставного фонда;

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 75

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08

– имущество, внесенное собственником, принято к учету в составе основных средств.

МУП за счет остающейся в его распоряжении чистой прибыли может создавать резервный фонд в порядке и в размерах, которые предусмотрены уставом МУП.

Средства резервного фонда используются исключительно на покрытие убытков МУП.

МУП за счет чистой прибыли может создавать также иные фонды в соответствии с их перечнем и в порядке, которые предусмотрены уставом МУП.

Средства, зачисленные в такие фонды, могут быть использованы МУП только на цели, определенные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и уставом МУП.

ДЕБЕТ 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» КРЕДИТ 82 «Резервный капитал».

Оприходование имущества, полученного МУП от собственника в хозяйственное ведение сверх размера уставного фонда, отражается по дебету счетов учета имущества и кредиту счета учета добавочного капитала (письмо Минфина РФ от 22.01.2016 г. № 07-04-09/2355).

Например, при получении объекта основных средств:

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 83

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08.

При определении объекта налогообложения по налогу на прибыль организаций налогоплательщиками учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы, установлены ст. 251 НК РФ.

В соответствии с п.п. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, которые получены унитарными предприятиями от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа.

В письме от 16.12.2015 г. № 03-03-06/4/73815 Минфин РФ разъяснил, что освобождение унитарного предприятия от платы за пользование переданным имуществом влечет за собой сохранение денежных средств данным предприятием.

В указанном случае это может быть равнозначно их получению.

Аналогичная позиция изложена в информационном письме Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 г. № 98.

Таким образом, поскольку сохранение денежных средств при освобождении унитарного предприятия от платы за пользование имуществом, переданным собственником в установленном порядке, может быть приравнено к их получению, данные доходы не учитываются на основании п.п. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ.

При этом, отметил Минфин РФ в письме от 09.06.2015 г. № 03-03-06/4/33256, положения п.п. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ применяются только в том случае, если средства и иное имущество получаются унитарным предприятием на безвозмездной основе.

В случае если денежные средства или иное имущество передаются унитарному предприятию в оплату стоимости выполненных работ, оказанных услуг, данные доходы подлежат включению в состав доходов от реализации.

Согласно п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемое имущество, полученное унитарным предприятием от собственника имущества унитарного предприятия в хозяйственное ведение, подлежит амортизации у данного унитарного предприятия в порядке, установленном главой 25 НК РФ.

При этом п. 2 ст. 256 НК РФ установлено, что не подлежит амортизации имущество, приобретенное (созданное) за счет бюджетных средств целевого финансирования.

В целях налогообложения прибыли организаций средства целевого финансирования, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, поименованы в п.п. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ.

В частности, к указанным средствам отнесены средства в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений.

При этом в силу указанной нормы на получателей средств целевого финансирования возложена обязанность по ведению раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.

Читайте также:  Бизнес центр тропикана все свои

То есть расходы, произведенные за счет средств целевого финансирования, при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются.

Таким образом, считает Минфин, если амортизируемое имущество, которое получено унитарным предприятием в хозяйственное ведение, было создано за счет средств целевого бюджетного финансирования, то из совокупности вышеприведенных норм первоначальная стоимость такого имущества, по мнению Минфина, в налоговом учете не формируется.

В случае если амортизируемое имущество, полученное унитарным предприятием в хозяйственное ведение, ранее находилось у другого унитарного предприятия и было им создано в рамках осуществления коммерческой деятельности, то в целях главы 25 НК РФ унитарное предприятие формирует первоначальную стоимость получаемого имущества и устанавливает срок его полезного использования по данным учета этого другого унитарного предприятия, передающего имущество, которое обязано предоставить информацию об остаточной стоимости имущества и установленного им срока полезного использования, уменьшенного на период начисления им амортизации, руководствуясь абз. 2 п. 1 ст. 257 и абз. 1 п. 1 ст. 258 НК РФ (письмо Минфина РФ от 12.11.2015 г. № 03-03-06/4/65313).

Амортизируемое имущество, полученное унитарным предприятием от собственника имущества унитарного предприятия в хозяйственное ведение, подлежит амортизации у данного унитарного предприятия в порядке, установленном главой 25 НК РФ.

Согласно п. 7 ст. 258 НК РФ организация, приобретающая объекты основных средств, бывшие в употреблении (в том числе в виде вклада в уставный (складочный) капитал или в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц), в целях применения линейного метода начисления амортизации по этим объектам вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками.

При этом срок полезного использования данных основных средств может быть определен как установленный предыдущим собственником этих основных средств срок их полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником.

Если срок фактического использования данного основного средства у предыдущих собственников окажется равным сроку его полезного использования, определяемому классификацией основных средств, утвержденной Правительством РФ, или превышающим этот срок, налогоплательщик вправе самостоятельно определять срок полезного использования этого основного средства с учетом требований техники безопасности и других факторов.

По мнению Минфина РФ, данная норма НК РФ не может напрямую применяться унитарными предприятиями в связи с тем, что собственниками имущества, находящегося у данных организаций в хозяйственном ведении, являются Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование.

Таким образом, в случае передачи унитарному предприятию имущества, являющегося в целях главы 25 НК РФ амортизируемым основным средством, предыдущий собственник отсутствует, так как с такой передачей не происходит смены собственника имущества.

По мнению Минфина РФ, в целях главы 25 НК РФ в рассматриваемом случае унитарное предприятие формирует первоначальную стоимость получаемого имущества и устанавливает срок его полезного использования по данным учета собственника, передающего имущество, который обязан предоставить информацию об остаточной стоимости имущества и его оставшемся сроке полезного использования, руководствуясь абз. 2 п. 1 ст. 257 и абз. 1 п. 1 ст. 258 НК РФ (письма от 28.03.2013 г. № 03-03-06/4/9909, от 05.10.2011 г. № 07-02-06/185).

Налог на имущество организаций

В соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ объектами налогообложения признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.

Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации установлены ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденным приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г. № 26н, а также Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина РФ от 13.10.2003 г. № 91н.

Исходя из положений указанных нормативных правовых актов принятие актива к бухгалтерскому учету в качестве основного средства не увязывается с государственной регистрацией прав собственности на него, в связи с чем объекты недвижимого имущества подлежат налогообложению с даты постановки их на баланс организации в качестве основных средств в соответствии с главой 30 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 375 НК РФ налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и учитываемого по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации, если иное не установлено НК РФ.

В случае если остаточная стоимость имущества включает в себя денежную оценку предстоящих в будущем затрат, связанных с данным имуществом, остаточная стоимость указанного имущества для целей главы 30 НК РФ определяется без учета таких затрат.

Таким образом, разъяснил Минфин РФ в письме от 25.11.2015 г. № 03-05-04-01/68419, в отношении объектов недвижимого имущества, закрепленных на праве хозяйственного ведения, применяется общеустановленный главой 30 НК РФ порядок определения налоговой базы исходя из среднегодовой стоимости объекта недвижимого имущества (п. 1 ст. 375 НК РФ).

Ст. 378.2 НК РФ установлены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.

П. 2 ст. 375 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст. 378.2 НК РФ.

Согласно п. 12 ст. 378.2 НК РФ (п.п. 3) объект недвижимого имущества подлежит налогообложению у собственника такого объекта, если иное не предусмотрено ст. 378 и 378.1 НК РФ.

Кроме того, п. 2 ст. 378.2 НК РФ определено, что после принятия закона субъекта РФ, устанавливающего особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости имущества, переход к определению налоговой базы в отношении указанных объектов недвижимого имущества как их среднегодовой стоимости не допускается.

С 1 января 2016 года положения ст. 378.2 НК РФ распространяются на организации, у которых данное имущество находится на праве хозяйственного ведения.

Упрощенная система налогообложения

В соответствии с п.п. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСН организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%.

Согласно ст. 11 НК РФ под российской организацией понимается юридическое лицо, образованное в соответствии с законодательством РФ.

П. 1 ст. 8 Закона № 161-ФЗ установлено, что учредителем МУП является муниципальное образование.

Согласно п. 1 ст. 66 ГК РФ к организациям с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом относятся хозяйственные товарищества и общества.

В соответствии с п. 1 ст. 113 ГК РФ имущество МУП является неделимым и поэтому не может быть распределено по вкладам (долям, паям).

Поскольку муниципальное образование, являющееся учредителем МУП, не может быть признано организацией в целях ст. 11 НК РФ, а также в связи с тем, что имущество МУП не распределяется по вкладам (долям, паям), на указанные предприятия положения п.п. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не распространяются.

В связи с этим МУП могут применять УСН при условии соблюдения требований главы 26.2 НК РФ (письмо Минфина РФ от 24.03.2014 г. № 03-11-06/2/12708).

Согласно ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики, перешедшие на применение УСН, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.

Читайте также:  Создать свой бизнес менеджер facebook

При этом доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ, в составе доходов не учитываются.

На основании п.п. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, которые получены унитарными предприятиями от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа.

Таким образом, разъясняет Минфин, стоимость здания и других основных средств, полученных муниципальным унитарным предприятием в хозяйственное ведение от собственника (учредителя), в доходы данным муниципальным предприятием не включается.

При этом положения п.п. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ применяются только в том случае, если средства и иное имущество получаются унитарным предприятием на безвозмездной основе.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что в соответствии с п. 2 ст. 346.17 НК РФ расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты.

При этом расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств отражаются в последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм.

Следовательно, муниципальное унитарное предприятие не имеет права учитывать в составе расходов стоимость здания и других основных средств, безвозмездно полученных в хозяйственное ведение от собственника (учредителя) (письмо Минфи-на РФ от 04.03.2011 г. № 03-11-06/2/32).

Если МУП на УСН получает субсидии от муниципалитета, то согласно позиции Минфина в случае если субсидии получены муниципальным унитарным предприятием от собственника имущества — администрации городского поселения на компенсацию убытков от применения регулируемых цен (тарифов), то данные средства подлежат учету в составе доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.

В случае выделения субсидии не в оплату стоимости реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг для передающего лица, не на компенсацию убытков от применения регулируемых цен (тарифов), средства в виде указанной субсидии не учитываются при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН (письмо от 15.12.2014 г. № 03-11-06/2/64487).

Сдача имущества в аренду

В соответствии с п. 3 ст. 161 НК РФ при предоставлении на территории РФ органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества налоговая база по НДС определяется как сумма арендной платы с учетом налога.

В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы данного имущества.

Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

Что касается услуг по предоставлению в аренду муниципального имущества, закрепленного за МУП на праве хозяйственного ведения, то, считает Минфин РФ, в отношении таких услуг особенностей по исчислению и уплате НДС НК РФ не предусмотрено.

В связи с этим при оказании услуг по предоставлению в аренду муниципального имущества, закрепленного за МУП на праве хозяйственного ведения, налогоплательщиками НДС являются эти предприятия, а не арендаторы имущества (письма Минфина РФ от 19.05.2015 г. № 03-07-11/28498, от 23.07.2012 г. № 03-07-15/87).

Согласно п. 2 ст. 346.11 НК РФ организации, применяющие УСН, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ.

Таким образом, при оказании МУП, применяющими УСН, услуг по предоставлению в аренду муниципального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения, НДС не исчисляется (письмо Минфина РФ от 19.05.2015 г. № 03-07-11/28498).

Напомним, что ст. 295 ГК РФ установлены права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении.

Определено, в частности, что предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

В соответствии со ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

При этом прибылью в целях исчисления налога на прибыль для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

К доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы (ст. 248 НК РФ).

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, предусмотрены в ст. 251 НК РФ, их перечень является закрытым.

При этом главой 25 НК РФ не установлено исключение доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, из состава доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

На основании п. 4 ст. 250 НК РФ средства, полученные от сдачи в аренду имущества, относятся к внереализационным доходам налогоплательщиков при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Таким образом, разъяснил Минфин РФ в письме от 18.02.2016 г. № 03-03-05/9015, в соответствии с положениями главы 25 НК РФ при получении унитарным предприятием доходов в виде арендной платы за недвижимое имущество такие доходы учитываются при формировании налоговой базы для исчисления налога на прибыль организаций в составе внереализационных доходов.

При этом следует учитывать, что в соответствии со ст. 252 НК РФ в целях главы 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, которые должны быть обоснованны, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В п. 5 Информационного письма от 22.12.2005 г. № 98 Президиум ВАС РФ разъяснил, что при предоставлении МУП в аренду имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, в составе внереализационных доходов учитывается вся сумма арендной платы.

Наличие титула права хозяйственного ведения предполагает возможность реализации унитарным предприятием полномочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом в пределах, определяемых в соответствии с ГК РФ.

П. 2 ст. 295 ГК РФ, устанавливая данные пределы и указывая на необходимость получения предприятием согласия собственника на сдачу имущества в аренду, не определяет при этом ни пропорции, ни общего правила о перечислении предприятием или непосредственно арендатором части арендной платы в бюджет.

Предусмотренное п. 1 ст. 295 ГК РФ право собственника на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении, реализуется путем ежегодного получения части прибыли, остающейся в распоряжении унитарного предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей.

Действия собственника имущества унитарного предприятия, направленные на получение не части прибыли, а всего дохода от аренды имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения, не изменяют установленной главой 25 НК РФ обязанности предприятия по учету для целей налогообложения арендной платы в качестве дохода, формирующего налоговую базу по налогу на прибыль.

Иное толкование законодательства о налогах и сборах означало бы нарушение закрепленного п. 1 ст. 3 НК РФ принципов всеобщности и равенства налогообложения (постановление Президиума ВАС РФ от 25.11.2011 г. № 11473/10).

То есть даже если предприятие передавало имущество в аренду с согласия собственника и действовало в порядке, установленном законодательством, но денежные средства в распоряжение предприятия не поступали, прибыль, которую МУП могло использовать по своему усмотрению, им не получена, все равно возникает объект налогообложения.

Об изъятии имущества собственником – читайте в № 35 «А-Э» за 2016 г.

Источник

Оцените статью