Вокзал как бизнес
Может ли вокзал зарабатывать деньги? С этим вопросом «Пульт управления» обратился к начальнику службы коммерческой деятельности Дирекции железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД» Денису Пинаеву.
– Денис Николаевич, как бы вы охарактеризовали функцию современных вокзалов? Некоторые считают, что они должны ограничиваться только обслуживанием пассажиров. Другие полагают, что на вокзалах можно развивать бизнес. Каково ваше мнение на этот счёт?
– Современные вокзалы давно переросли исключительно транспортную функцию, сегодня вокзал – это центр деловой, бизнес- и досуговой активности. Например, в столичном регионе коммерческие зоны занимают около 20% всей площади вокзалов. Надо сказать, что такие зоны на вокзалах были всегда, на протяжении всей истории железных дорог. Ещё при строительстве Павловского вокзала на первой железной дороге в России, Царскосельской, предусмотрено было специальное помещение для концертного зала с рестораном. Его открыли в 1838 году, когда на дороге началось движение поездов.
Но вместе с тем важно отметить, что вокзалы нельзя ставить на одну планку с торговыми центрами. Так как вокзалы обычно находятся в центре города, посетители сюда заходят перекусить, на бегу купить что-то нужное, провести деловую встречу и т.д. Нами было подсчитано, что ежедневно в Москве 7–9% посетителей вокзалов – люди, которые никуда не едут, и это не провожающие. Многие приходят просто покушать, выпить чашечку кофе, воспользоваться Wi-Fi и т.д. Это удобно клиенту, и это прибыльно для компании – получается взаимовыгодный бизнес.
Важно отметить, что сама Дирекция железнодорожных вокзалов пассажирам ничего не продаёт, кроме услуг камеры хранения, залов ожидания повышенной комфортности и в некоторых случаях комнат длительного отдыха.
– Есть ли примеры успешных бизнес-проектов на российских вокзалах?
– Конечно, есть. Хороший пример – это известный ресторан общественного питания KFC на Ярославском вокзале столицы, который был признан первым в мире рестораном этой сети по количеству выдаваемых чеков. То есть больше всего покупок в этой компании в мире осуществляется у нас, на Ярославском вокзале. Да и организацию коммерческой зоны на Ленинградском вокзале Москвы мы тоже считаем успешной. Ленинградский стал для нас примером современного вокзала, где эффективно совмещены и транспортные функции, и коммерческие. Оформление вокзала выполнено в едином стиле, продуманы все направления пассажиропотоков и учтены интересы посетителей вокзала.
– А насколько меняется и перераспределяется пассажиропоток при организации на вокзалах фудкортов, торговых и развлекательных центров?
– Мы открываем коммерческие точки таким образом, чтобы не мешать пассажиропотоку. Несмотря на то что функции вокзалов расширяются, транспортная составляющая остаётся приоритетной. Нам важнее всего, чтобы пассажир мог быстро и беспрепятственно пройти к кассам, камере хранения, санитарным комнатам и, конечно же, к своему поезду. А торговые зоны выстраиваются по ходу движения пассажиропотока.
– Репутация вокзала складывается из множества факторов, в том числе количества и качества арендаторов. Как вы подходите к их выбору?
– Безусловно, на имидж каждого вокзала влияют различные параметры, в том числе и арендаторы. Надо понимать, что мы существуем в рамках рыночных условий и не сами создаём коммерческие пространства. Рассмотрим в качестве примера Ленинградский вокзал. После того как запустили высокоскоростные поезда «Сапсан», там очень сильно изменилось и качество пассажиропотока. Часть авиапассажиров пересела на «Сапсан», конечно, они захотели и на вокзале видеть те же магазины и кафе, что и в аэропортах, причём готовы за это платить. Сегодня Ленинградский вокзал является таким, какой он есть, благодаря и пришедшим за новым пассажиром арендаторам. А вот на Казанском вокзале количество таких пассажиров в общей массе минимально, поэтому и уровень арендаторов сильно отличается. На том же Ленинградском вокзале, например, установлено 8 ароматизирующих установок для создания неповторимого букета ароматов. На других вокзалах этого нет.
Сегодня есть проблема нехватки на некоторых вокзалах узнаваемых международных брендов, а соответственно, и качества предоставляемого продукта. Развитие высокоскоростного движения в России существенно способствует приходу новой категории пассажиров и более высокого уровня коммерческого сегмента на вокзалы.
– Кто в основном арендует торговые площади на вокзалах? И за счёт чего может быть расширен круг арендаторов: ресторанные сети, розничная торговля, развлекательные услуги?
– Наибольшую площадь занимают места общественного питания и супермаркеты. Площади кафе и ресторанов по всей сети составляют около 70%. Однако популярностью среди пассажиров пользуются также аптеки, магазины сотовой связи, банковские услуги, цветы и розничная торговля. В ближайшее время мы планируем открывать на вокзалах почтовые отделения. Чтобы выяснить, чего хочет пассажир, мы каждый квартал проводим опросы на разных вокзалах страны. Результаты исследований показывают, что пассажир стремится к вокзалу функциональному, а торговый сегмент привлекает его в меньшей степени.
Одна из главных задач, которая стоит перед нами, – сбалансировать вокзалы и сделать их комфортными для каждого пассажира, в том числе и для коммерсантов. На вокзалах, как и везде, бывают сезонные арендаторы, которые продают актуальные товары в зависимости от времени года: мороженое, квас, фрукты и т.д. При этом пассажир хочет видеть уже знакомые ему бренды, к которым он привык за пределами вокзала.
– Рассматриваете ли вы возможность открытия на вокзалах ресторанов высокой кухни?
– Этот вопрос активно прорабатывается, и, скорее всего, уже в следующем году на некоторых вокзалах появятся рестораны высокой кухни. Яркий пример – Витебский вокзал в Санкт-Петербурге. Сейчас там в два этапа идёт реконструкция. Первый этап – подготовка пассажирской зоны к чемпионату мира по футболу 2018 года, второй – реконструкция остальных площадей, включая ресторан первого класса, который там был изначально. Его планируется возродить, создав условия для потенциальных инвесторов. Вокзал находится не в центре города, и на нём нет большого пассажиропотока. Мы хотим открыть ресторан высокой кухни, который не сильно бы зависел от пассажиропотока, а привлекал посетителей уровнем обслуживания, качеством и разнообразием блюд.
– Насколько привлекательны для бизнеса привокзальные территории и как их планируется развивать?
– Если вспомнить, что было 15 лет назад, то вокзал был рынком с приходящими и уходящими поездами. Сегодня привокзальные территории используются очень точечно. К примеру, есть парковочное пространство, которое должно быть перед каждым вокзалом города, с понятными тарифными сетками. На площади Ленинградского вокзала летом продаются товары местного производства. Там же на привокзальной территории расположен единственный в мире шоу-рум AliExpress, где представлены товары, которые можно приобрести в интернет-магазине. Главное в развитии бизнеса на привокзальной территории – не мешать пассажиропотоку, парковкам и не изменять облик самого вокзала.
– Продуктовые магазины и точки питания на вокзалах, вероятно, снижают спрос на услуги вагонов-ресторанов в поездах дальнего следования. Вы этот вопрос как-то регулируете с АО «ФПК»? Есть ли общая бизнес-модель обслуживания пассажиров?
– Общей бизнес модели с ФПК нет, но существуют совместные проекты, например с Дирекцией скоростного сообщения. Мы делаем зал ожидания повышенной комфортности на Ленинградском вокзале Москвы и по одному отдельному залу ожидания для пассажиров поездов «Сапсан» бизнес- и первого класса на Московском вокзале в Санкт-Петербурге. Работы завершатся в следующем году перед чемпионатом мира по футболу FIFA – 2018.
– Каковы особенности и условия ведения бизнеса на столичных и региональных вокзалах?
– Железнодорожные вокзалы достаточно привлекательны для внешнего бизнеса. Когда арендатор решает, куда ему зайти – в торговый центр, на вокзал или другой объект транспортной инфраструктуры, – понимает, что вокзал выгоднее. Он гораздо эффективнее, так как здесь арендатор получает стопроцентно гарантированный пассажиропоток. Безусловно, пассажиропоток разный в зависимости от региона. Например, через Площадь трёх вокзалов Москвы ежегодно проходят более 100 млн пассажиров. А это больше, чем весь пассажиропоток Московского авиаузла. Структура пассажиропотока такова, что ты можешь ориентироваться на разные сегменты, и практически для любого бизнеса можно найти свою нишу. Среди преобладающих предпочтений пассажиров пригородного сообщения можно отметить систему быстрого питания – фастфуд.
Для пассажиров дальнего следования больше интересны товары, которые можно взять с собой в дорогу, а также питание, но уже другого формата – полноценный завтрак, обед или ужин. Например, на Курском вокзале есть химчистка, и она пользуется очень большой популярностью. Люди, прибывая на вокзал, могут сдать вещи в чистку. Удобно её расположение и для многих москвичей, поскольку она находится по пути на работу или домой.
Можно уверенно говорить о коммерческой привлекательности вокзалов для разных категорий бизнеса, но при соблюдении двух условий: стабильный пассажиропоток и расположенность вокзала в центральной части города. Именно по этим двум причинам региональные вокзалы не всегда пользуются большим спросом среди арендаторов, ведь есть вокзалы, на которых пассажиропоток в год измеряется всего несколькими десятками тысяч человек. Но регионы тоже стремятся к развитию. Так, по соглашению с АО «Корпорация развития Северного Кавказа» мы открыли на вокзалах центрального региона страны 35 точек продажи товаров, произведённых на Северном Кавказе.
– Какая программа бизнес-развития железнодорожных вокзалов запланирована на 2018 год?
– В 2018 году планируем увеличить годовой доход от коммерческой деятельности на 10% по сравнению с предыдущим годом. На следующий год нашей главной задачей является подготовка и проведение чемпионата мира по футболу FIFA – 2018.
– Как вы оцениваете клиентоориентированность российских вокзалов?
– В начале 2016 года Дирекция железнодорожных вокзалов провела специальное исследование по качеству и разнообразию предоставляемых услуг на российских и международных железнодорожных вокзалах. По разнообразию наши вокзалы занимают лидирующие позиции, а вот по качеству услуг есть над чем работать.
Впервые в истории в этом году мы начали проводить обучение сотрудников вокзалов на базе центров АО «ФПК». Это очень важно, поэтому должны быть единые стандарты обслуживания пассажиров по всей стране. Если коммерсанты не будут акцентировать внимание на клиентоориентированности, бизнес на вокзале для них быстро станет нерентабельным, несмотря на гарантированный пассажиропоток.
– Многие вокзалы становятся площадками для проведения культурных мероприятий: музыкальных и театральных фестивалей, лекций, фотовыставок. Это создаёт дополнительные трудности для ДЖВ?
– Дирекция железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД» поддерживает проведение культурно-массовых мероприятий на вокзалах, потому что, во-первых, тем самым меняется имидж вокзалов как исключительно транспортных объектов. Это помогает привлечь посетителей вокзалов и даёт им понять, что на вокзал можно и нужно заходить не только в связи с отправлением поезда. А во-вторых, разного рода массовые мероприятия привлекают внимание общественности к вокзалам и повышают узнаваемость и востребованность реализуемых там коммерческих проектов.
Источник
Бизнес-идея №719. Фитнес-вагон в поезде
Несмотря на возможность быстрого перемещения на самолете, многие наши сограждане по-прежнему выбирают для поездок по стране наземный транспорт – поезда. Такие перемещения считаются безопаснее (хотя мировая статистика показывает обратное) и дешевле. Последний пункт часто становится решающим. Кроме того, многие люди панически боятся летать. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать простой вывод – поезд был и остается одним из самых популярных транспортных средств. Особенно среди путешествующих на дальние расстояния. А в нашей необъятной стране практически любая поездка превращается в настоящее многокилометровое путешествие.
Взять, для примера, маршрут Москва-Владивосток, который является самым длинным в мировой железнодорожной практике. Он проходит по знаменитой Транссибирской магистрали, а его протяженность около 9300 километров. Время в пути чуть менее семи суток. Только представьте себе такую поездку. Целых семь дней практически неподвижного образа жизни. Единственное развлечение – вагон ресторан, который только еще больше усугубляет положение. Ведь малоподвижный образ жизни вкупе с постоянным источником килокалорий очень быстро дадут о себе знать (в виде лишних килограммов, которые вам ни к чему).
Если бы вагоны превратить в спортзалы…
Как вам идея переоборудования одного (или нескольких) вагона поезда в спортивный зал? Данное направление уже обсуждалось несколько лет назад. Скажем даже больше – один из вагонов поезда «Урал», двигающегося по маршруту «Москва-Екатеринбург», был переоборудован в небольшой фитнес-центр.
Здесь были установлены тренажеры, чтобы пассажиры, находящиеся довольно длительное время в пути, могли заняться спортом. Данный проект был реализован в качестве эксперимента. Насколько нам известно (к сожалению, мы не можем гарантировать достоверность этой информации), позже проект закрыли, так как не смогли найти решения вопроса оплаты услуг фитнес-вагона. Все потому, что вагон был открыт для всех и единственным решением был увеличение стоимости билета. А это явно не понравилось бы большинству пассажиров, не пользующихся данной услугой.
С тех пор прошло много времени, и нигде никто не упоминал о фитнес вагонах. Но ведь идея действительно стоящая. И один из наших граждан решил выдвинуть эту идею в массы, создав видео-обращение к правительству РФ и разместив его на самом популярном видеохостинге YouTube.
И хотя автор видеоролика явно перегибает палку, говоря, что идея с созданием фитнес-вагона принадлежит ему, и никому раньше она в голову не приходила, обращение действительно стоящее. Воплотив идею в реальность, можно не только разнообразить досуг пассажиров поездов дальнего следования, но и решить еще две задачи. Первая – улучшить здоровье нации (звучит, конечно, громко, но ведь нужно с чего-то начинать). Вторая – получение дополнительной прибыли, которую можно пустить на улучшение железных дорог, которые в нашей стране находятся не на самом лучшем уровне.
Отдать вагоны в частные руки
Если государство или РЖД не хотят заниматься переоборудованием вагонов, можно пойти другим путем. Почему бы не сдавать вагоны частным предпринимателям, которые сами за свой счет переоборудуют вагоны. И будут платить помесячную арендную плату за «площадь». Конечно же, не все так просто. Ведь вагон и статичное помещение – две совершенно разные вещи.
Фитнес-вагон находится в постоянном движении. Использовать во время пути какие-то «незафиксированные» спортивные снаряды и тренажеры не получится. К примеру, штанга, вылетевшая во время торможения поезда из рук спортсмена, может разрушить полвагона. А вот беговые дорожки, наклонные доски для «пресса», турники и различные многофункциональные тренажеры, прикрепленные к полу или стенам, можно легко эксплуатировать прямо во время движения.
Дополнительный сервис для спортсменов
Если вы не новичок в вопросах занятия спортом, то хорошо понимаете, что одного только фитнес-вагона будет недостаточно. В каждом уважающем себя спортзале или фитнес-центре имеются душевые кабинки или даже бассейн, где спортсмены могут освежиться после интенсивной тренировки. Возникает еще одна железнодорожная идея бизнеса – вагон-бассейн или вагон, оборудованный душевыми кабинками. Конечно, организовать подобное на колесах не так-то просто (а многие скажут, что это вовсе невозможно). Но если все получится, железнодорожный сервис сделает новый шаг в своем развитии. Вспомните вагоны-рестораны. Было время, когда и они казались лишь глупой фантазией.
Источник