Идеи для православного бизнеса

5 бизнес-идей от Русской православной церкви

Российские монастырские хозяйства хотят заняться импортозамещением и предлагают торговым сетям продукты питания собственного производства — рыбу, овощи и сыры сортов моцарелла, качотта и рикотта. До этого РПЦ проявляла свою позицию другими методами: молебнами в помощь фермерам о развитии импортозамещения в России. «Секрет» выяснил, какие ещё бизнес-модели развивает церковь.

Православный банкинг

В конце прошлого года группа священников и финансистов при Московском патриархате разработала проект православной финансовой системы. Идеолог проекта протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что он «поможет защитить российскую экономику от кризиса». В рамках проекта предлагалось создать банк и инвестиционный фонд для малого и среднего бизнеса, средства из которого будут выделяться не под процент, а под прибыль предприятия. Стороны должны воздержаться от участия в бизнесе, связанном с алкоголем и табачной продукцией, азартными играми, а также от использования труда мигрантов из Средней Азии. Одним из потенциальных участников в уставном капитале должен был стать владелец агрохолдинга «Русское молоко» Василий Бойко-Великий. В январе 2014 года Всеволод Чаплин предложил властям Кемеровской, Белгородской и Псковских областей, Ставропольского края и республики Марий Эл стать регионами-пионерами в области православного банкинга. «Система, основанная и действующая вразрез с христианскими запретами на занятие ростовщичеством, демонстрирует сегодня разрушительные, губительные тенденции. . Православные нормы жизни, применяемые и в деловой сфере, должны, наконец, решительно встать преградой на пути хаоса, разрушения и анархии», — писал в письме к главам субъектов Чаплин. На какой стадии проект сейчас, неизвестно — спустя полгода только Белгородская область согласилась поучаствовать в пилотной версии православного банкинга. Протоиерей Чаплин на звонок «Секрета» не ответил.

«iТребы»

Летом 2014 года разработчики Мария Подоляк и Денис Забашта из Нижнего Новгорода создали мобильное приложение «iТребы», которое позволяет заказать и оплатить молебен, сорокоуст, панихиду в Печёрском Вознесенском мужском монастыре в Нижнем Новгороде. Минимальная стоимость одной требы в приложении — 33 рубля, в среднем же цена колеблется от 100 до 400 рублей. По словам Подоляк, самая дорогая услуга — молитва о вечном поминовении за 4 490 рублей, которую будут читать до тех пор, пока существует храм. Все заработанные средства идут в монастырь, а разработчики пока ищут модель монетизации.

Официальную позицию РПЦ высказал Всеволод Чаплин: «В самом по себе этом действии никакого греха нет. Но если человек, вполне способный прийти в храм и помолиться, будет пытаться ограничить своё общение с Богом одним кликом на странице этого сервиса, то это, конечно, убьёт его духовную жизнь и не останется без вопроса на Страшном суде».

Также у монастыря есть свой интернет-магазин, где продаются православные открытки и духовная литература.

Православная косметика

«Первая монастырская здравница» стала первым интернет-магазином, который реализует косметику, созданную в православных монастырях под своим брендом. Среди товаров православной марки — мыло, шампуни, скрабы, ректальные свечи, фитоворонки для ушей, а также настои и сборы трав. Судя по отзывам на сайте, особой популярностью у клиентов пользуется мускус «Бобровая струя» (800 рублей за 100 мг) и монастырские шампуни (от 300 рублей).

Как рассказала «Секрету» основательница «Первой монастырской здравницы» Ульяна Назаренко, интернет-магазин открылся пять лет назад и в основном сотрудничает с Саввино-Сторожевским монастырём в Звенигороде и храмом Петра и Павла в Волгограде. Помимо интернета косметика бренда продаётся в храме Христа Спасителя.

Православный интернет-магазин

В этом году храм святителя Николая Чудотворца в селе Озерецкое Московской области запустил свой интернет-магазин «Правжизнь», который реализует более 26 000 товаров «лучших производителей православного сегмента в одном месте». Кроме духовной литературы, икон и церковных сувениров в магазине можно купить одежду, ювелирные украшения и подарки. Например, комплект паломницы обойдётся в 1500 рублей, а православный женский клатч — в 3 890. Священники могут заказать в «Правжизни» церковную утварь — от аналоев и кадил до жертвенниц и раки для мощей. Магазин обещает, что каждый покупатель получает подарок — икону, молитву и освящённое маслице.

Православные отели

Ещё один популярный источник заработка для православных монастырей и храмов — гостиницы и хостелы для паломников. Такие существуют практически при каждом монастыре, но самые заметные — при Троице-Сергиевой лавре в Сергиевом Посаде и при Донском и Даниловском монастырях в Москве. Средняя цена за номер на одного человека в гостинице при лавре начинается от 2 700 рублей в сутки. Цена также варьируется и в зависимости от комфортности — в гостинице можно снять номер «Стандарт», «Полулюкс», «Люкс» и целые апартаменты. Паломники могут воспользоваться услугами библиотеки, бесплатного интернета и чистки обуви.

В четырёхзвёздочной гостинице при Даниловском монастыре в Москве цены за номер начинаются уже от 6 400 рублей. Апартаменты обойдутся паломникам в 13 000 за сутки, зато туристы могут воспользоваться услугами салона красоты и химчистки. Есть в гостинице и сауна с джакузи, а также «бассейн с водопадом, из которого бьёт ионизированная вода».

Фотография на обложке: Ермохин Сергей / TASS

Источник

Как заработать денег продавая церковную утварь? открываем церковную лавку

Доброго вам времени суток, дорогие читатели! Воистину, хорошая бизнес-идея может посетить человека в самых неожиданных местах! В моём случае это место – церковь. Так вышло, что недавно я посещал один из храмов своего города и удивился, насколько сейчас много стало по-настоящему воцерковленных людей. И это люди не только старшего возраста, духовно изголодавшиеся по православию в советские годы, но и огромное количество детей и молодежи.

В последние годы роль православия в жизни граждан нашей страны становится всё более значимой и религия, зачастую, единственное утешение в трудных жизненных ситуациях.

Соответственно, существует определенный спрос на различную церковную утварь – свечи, лампадки, крестики, оклады для икон и т.д. Я пришел к выводу, что организация даже небольшой церковной лавки станет доходным и, что немаловажно, богоугодным бизнесом. В данной статье я постарался максимально доступно и подробно ответить на вопрос: как открыть церковную лавку, приносящую стабильный доход.

С ЧЕГО НАЧАТЬ НАШ БИЗНЕС?

Лично я думаю, что абсолютно любой бизнес следует начинать с благословения батюшки, которому вы доверяете. Что ни говори, а «поддержка сверху» даёт некоторую психологическую уверенность даже тому предпринимателю, который не считает себя особо верующим.

Если для любого другого вида бизнеса благословение — это сугубо личное желание предпринимателя, то открытие церковной лавки требует его в обязательном порядке.

Итак, первым делом шагаем в местную епархию и получаем официальное благословение на открытие церковной лавки. Главное — убедить представителей церкви в благочестии вашего начинания! Заручившись поддержкой небесной канцелярии, необходимо спуститься на бренную землю и заручиться поддержкой канцелярии земной, а точнее зарегистрировать ИП в соответствующих инстанциях. Надеюсь, что чиновники не учинят вам никаких препонов (среди народа бытует мнение, что некоторые из представителей власти служат самому Сатане) и вы благополучно завершите регистрацию индивидуального предпринимательства.

Читайте также:  Что необходимо чтобы открыть свое дело обществознание

Ах да, чуть не забыл — прежде чем выполнять вышеперечисленные действия вам стоит проанализировать рынок убедиться в том, что в вашем населенном пункте церковная утварь будет пользоваться спросом. Я уверен, что мои читатели люди неглупые и сами понимают, что на хуторе из трёх домов открывать церковный магазин, мягко говоря, не рентабельно.

Особое внимание следует уделить выбору места для торговли. Идеальный вариант – аренда помещения в крупном торговом центре. Также неплохими вариантами станут любые места с большим количеством проходящих людей – рынки, места возле станций метро и т. д. Разместить церковную лавку около храма вряд ли получится, так как, скорее всего, епархия это сделала задолго до вас. Для торговли религиозными товарами совершенно не нужны большие площади, поэтому нескольких квадратных метров будет вполне достаточно. Ну что ж, допустим, место для торговли вы нашли, ИП зарегистрировали, благословение получили – осталось лишь несколько нерешенных вопросов, один из которых…

ГДЕ ВЗЯТЬ ТОВАР ДЛЯ ВАШЕГО БИЗНЕСА?

Выбор хорошего поставщика – дело не менее ответственное, чем выбор места для торговли. Лично я считаю, что работать только с одним производителем церковной продукции нецелесообразно и предлагаю подойти к этому вопросу комплексно. Естественно, главный поставщик должен быть один и я порекомендовал бы вам обратить внимание на художественно-производственное предприятие «Софрино».

Данная организация, на сегодняшний день, является крупнейшим производителем церковной утвари в нашей стране, имеет отличную репутацию и поистине грандиозный ассортимент товаров. Так что, советую вам большую часть продукции закупать именно там.

Также неплохим решением станет заключение договоров с частными лицами – иконописцами, резчиками по дереву, художниками по металлу, которые бы предоставляли творения своих рук на реализацию в вашу лавку. Естественно, что все товары от дешевой свечки до громоздкого оклада для иконы должны быть одобрены представителями местной церкви. Что ж перейдем к заключительному вопросу, который я бы хотел осветить в своей статье…

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ТОРГОВЛЮ ЦЕРКОВНОЙ УТВАРЬЮ?

Рассмотрим три главных аспекта организации успешной торговли в церковном магазине.

а) оформление торговой точки. Запомните: никаких вызывающих цветов и яркого освещения! Оформление должно быть скромным с использованием традиционных для православия цветов и оттенков – коричневого, золотого, неяркого желтого, а также небольших вкраплений белого и черного.

Освещение – приглушенное, желательно не использовать современные энергосберегающие лампы, а ограничиться обычными лампочками, помещенными под абажур или плафон. Данные лампы дают теплый желтоватый свет, который очень напоминает свет от свечки. Несомненным плюсом в оформлении станет мебель, сделанная исключительно из дерева. Если у вас есть возможность найти и приобрести мебель «в возрасте», то смело используйте её в оформлении торговой точки. Задекорировать помещение или место для торговли лучше всего кружевными скатертями, салфетками, лампадками и свечами.

Легкий аромат ладана станет завершающим штрихом, который окончательно настроит клиента на умиротворяющий лад и позволит ему обрести душевное равновесие.

б) грамотный выбор продавца. Рискну предположить, что в данном виде бизнеса от личности продавца зависит половина успеха. Клиент должен видеть компетентного, вызывающего доверие человека, с которым приятно пообщаться не только по поводу приобретения товара, но и просто поговорить о жизни.

Логично, что брать на работу продавцом в церковную лавку не следует людей далеких от церкви, а также людей, которые в силу своего малого возраста не имеют достаточного жизненного опыта. Постараюсь описать оптимальный образ продавца церковной лавки: женщина от 40 до 60 лет, одетая по канонам православия, добрая, вежливая, уравновешенная, глубоко и искренне верующая, способная поддержать разговор на любую тему и дать пару добрых советов.

Кстати говоря, её личные внешние данные не имеют никакого значения, ибо добрый человек всегда прекрасен. Естественно, продавец должен прекрасно разбираться во всех видах товаров, которыми торгует.

в) ненавязчивая реклама. Никаких огромных баннеров и неоновых вывесок, предваряющих вход в церковный магазин, быть не должно. В конце концов вы же не театр-кабаре рекламируете. Реклама должна соответствовать одному из главных постулатов православия – скромности.

Небольшую стилизованную вывеску, выполненную из дерева или металла, заметят все, кому это нужно. Парочка объявлений в местной газете немного помогут вам расширить круг клиентов, но, как и в случае с баннерами, давать яркую рекламу на первую полосу категорически не стоит. Даже если поначалу вы будете обеспокоены небольшим количеством клиентов, то поверьте – если они все будут довольны обслуживанием и продукцией, то непременно сами сделают вам прекрасную и бесплатную рекламу!

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ ОТКРЫТИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЛАВКИ

Открыть церковную лавку по идее может практически любой человек, имеющий небольшой начальный капитал. Но далеко не каждый понимает значение данного начинания для окружающих людей. Вас заинтересовала эта бизнес-идея? Тогда прежде всего загляните к себе в душу, и задайте самому себе вопрос – для чего вы хотите это сделать? Если исключительно ради получения денег, то сразу говорю – этот бизнес не для вас. Если для чего-то большего, неуловимого и необъяснимого – дерзайте и у вас всё получится!

Главное никогда не забывать старинную русскую поговорку: на Бога надейся, а сам не плошай!

Источник

Можно ли вести бизнес по-христиански? — опрос экспертов

Можно ли вести бизнес по-христиански? Каким должен быть этический кодекс православного предпринимателя? Отвечают эксперты.

Фото: Александр Тер-Нерсесян, photosight.ru

Игумен Филипп (Симонов), начальник инспекции контроля расходов федерального бюджета на науку и образование Счетной палаты Российской Федерации, профессор Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации и Высшей школы бизнеса при Экономическом факультете Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова:

Действуют только правила, имеющие прямую санкцию

Вопрос о «кодексе этики православного предпринимателя» мне кажется «отголовным», оторванным от жизни. Сусальную сказку про честь русских купцов рассказывают до сих пор, но известно, что стандартное правило русского купца – это «объегорить», и кто больше объегорил, тот этим и бахвалился. Какая здесь честь, кто с ним дальше «не имел дела»? Ведь все обманывали.

Я не знаю ни одного кодекса, который бы реально действовал, кроме тех, которые имеют прямую санкцию. Например, если ты нарушаешь то или иное правило, то тебя выгоняют с Нью-Йоркской биржи. Для того, чтобы сохранить свой бизнес, люди вынуждены соблюдать правила. Если нет прямых санкций, то говорить о каких-то кодексах, правилах и моралях — это очередная сказка, которую мы можем читать, если нам надо отвлечься от нужных дел и заняться очередной прекраснодушной Панамой. Если нам нужна сказка, то давайте, конечно, о ней поговорим.

  • Что такое ‑ отдельный кодекс православного предпринимателя?
  • Чем православная честь отличается от католической или магометанской?
  • Если человек – православный, то что ему еще нужно, кроме Христовых заповедей?
Читайте также:  Как грамотно открыть свое дело

Мы придумываем для себя очередной повод поговорить. В 1917 году, когда случился коммунистический переворот, то некто на него среагировал так: он сказал – «проболтали страну».

Мы в очередной раз собираемся ее проболтать. Народ этим хорошо занимался и после развала Союза в 1991 г, мы ее забалтываем и дальше, утешаясь тем, что мы делаем доброе дело. 20 лет говорится о какой-то странной категории «православный предприниматель», и что изменилось за эти годы? Возникла ли у нас новая Третьяковская галерея, новые богадельни, подобные тем, которые строили Морозовы, новые благотворительные больницы, как 1-я Градская, 4-я Градская?

Нет, но мы собираемся на заседания, принимаем резолюции… А кто их выполняет?

Я 20 лет нахожусь и в обществе бизнесменов, и в церковной среде, и сморю, что происходит на стыке этих двух сред. В начале 1990-х говорили, что православным предпринимателям не хватает богословского образования. Ну, во-первых, какое нужно образование, чтобы быть честным человеком, помогать людям и любить их? Во-вторых, многие уже закончили Свято-Тихоновский университет, и теперь у них есть это образование.

Где бесплатные богадельни?

Есть одна-единственная ‑ у владыки Пантелеимона (Шатова). Вот обычная ситуация для современности – на приходе появилась старушка, которую выживают дети из квартиры, гонят на улицу. Денег, чтобы платить, естественно, нет, завещать тоже нечего. Мы исследовали Москву и Подмосковье на предмет богаделен ‑ и не нашли ни одной бесплатной…

Несомненно, у нас много верующих бизнесменов. И есть Евангелие. Видимо, нужно их как-то в бизнесе соединить, а не изобретать нечто новое «от ветра главы своея», как любил говорить покойный патриарх Алексий.

Протоиерей Александр Миняйло, ректор Уральского института бизнеса имени И.А.Ильина:

Христианский смысл для всего

Протоиерей Александр Миняйло

Христиане должны стараться все наполнить христианским смыслом. Если православные христиане занимаются хозяйственной деятельностью, то они должны стремиться к нравственности и в этой деятельности.

Например, я знаю несколько бизнесменов, которые в Москве открыли фирму по переработке яиц. Голландская фирма предложила им покупать добавки, которые улучшают потребительские качества яичного порошка и смесей, используемых в кондитерской промышленности. Но когда они узнали, что эти добавки могут быть вредными для здоровья, то они отказалась. Их конкуренты предложат товар более хорошего внешнего вида и может быть, эти православные предприниматели потерпят какой-то убыток, но я верю, что Господь их не оставит.

Или другой пример. Директор завода построил на своем заводе храм. Сотрудники могут начать день с молитвы. Если рабочие будут тратить пол часа в день на общение с Богом, то это будет отражаться на качестве работе, потому что они будут ответственнее относиться к своему труду, как послушанию. Воспринимать труд не как зарабатывание денег, а как служение — одна из основ христианской этики труда.

Священник Дмитрий Березин, настоятель Казанского храма села Молоково Московской области, секретарь Миссионерского отдела Московской епархии, кандидат экономических наук:

Запреты и обязанности

Священник Дмитрий Березин

Православный предприниматель, как любой верующий человек, в первую очередь православный, а уж потом предприниматель. Целью бизнеса чаще всего считается получение прибыли, хотя специалисты по управлению уже достаточно давно говорят о социальной цели бизнеса – удовлетворять определенные запросы общества, в том числе собственных сотрудников. Думается, для православного бизнесмена такая цель будет более правильной.

Этический кодекс православного предпринимателя, несомненно, возможен и нужен. Я бы разделил его на запреты и обязанности. Начну с первого.
Нельзя допускать в деятельности ложь по отношению к клиентам. По отношению к клиентам-предприятиям ложь — выставление заведомо завышенных счетов, осознанное снижение качества работы по сравнению с обещанным, заведомо ложные обещания, клевета на конкурентов, «откаты» сотрудникам клиентов, если этого можно избежать.

По отношению к физическим лицам — обман упаковкой (надписи вроде «Только натуральное», «100%», «Повышает…», «Тонизирует…» и многие другие редко когда соответствуют истине), обман обещанием высокого качества или пользы при отсутствии таковых, обман со сроками хранения, потребительскими свойствами и т.д.

Также недопустимо лгать партнерам: не соблюдать устные обязательства, подставлять партнеров путем перекладывания на них всех рисков, заведомо должных случиться, клеветать на них.

Православный предприниматель не имеет права платить свои сотрудникам зарплату ниже обещанной устно, заставлять их работать сверхурочно без дополнительного поощрения, задерживать выдачу зарплаты, необоснованно сокращать сотрудников. Должен следить за моральным состоянием коллектива и поддерживать его на уровне.

Владимир Савочкин, староста храма Воскресения Христова в Кадашах:

Кодекс чести – быть честным человеком

У христиан-бизнесменов не должно быть особого кодекса чести – достаточно быть христианином и просто честным человеком, не обманывать ближнего, жить по-христиански.

Я сам некоторое время занимался бизнесом в конце 1980-х — начале 1990-х годов, еще до того, как крестился. И всегда старался быть честным до конца. Но часто из-за этого проигрывал. Несколько раз я стоял перед искусительным выбором — «обмани и станешь миллионером». В конце концов я вылетел из бизнеса, как пробка. Но это уже моя личная, особенная ситуация. Дело в том, что когда, наконец, придя к Богу и встретившись с человеком святой жизни, старцем Ипполитом, настоятелем Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря Курской губернии, поговорил с ним, то он мне дал понять, что не было воли Божией лично мне быть бизнесменом. Но есть люди, о которых есть воля Божия, чтобы они были богатыми людьми. Я убежден, что если такой человек будет исполнять заповеди Божии, если он будет честным и добрым, то Бог покроет его: Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь (Пс 1).

Бог раздает людям различные таланты. Так есть и люди, которым Бог дал дар имения, чтобы они служили Ему своим имением. И эти люди тоже должны исполнять заповеди Божии. Допустим, что такой человек не украл и не приобрел по этой причине лишние 20 миллионов, но Господь даст ему в другом месте, там, где он не ожидал. Только нельзя забывать о Боге.

Читайте также:  Открыть рыбную лавку бизнес план

Когда мы подходим к любой ситуации с духовной точки зрения, то все складывается, все управляется как нельзя лучше. Может быть, нет Божьего благословения, чтобы некий человек стал миллиардером, а оставался бы миллионером. Но перед ним вдруг встает искусительная ситуация: если сейчас «немножечко» обмануть, то я получу громадную прибыль и стану миллиардером. Обманул и стал, но его деньги уже не праведные — он подпадает под проклятие Божие.

В Церкви есть много святых, которые обладали большим богатством. Преподобный Серафим Вырицкий был в миру очень богатым человеком и известным меценатом. В Кадашах был свой святой мученик — купец Николай Григорьев, который был крупным предпринимателем, на долю его фабрики колбасно-гастрономических изделий приходилось свыше 40 % всей продукции, вырабатываемой в Москве. Он был необыкновенным благотворителем – щедро кормил огромное количество людей, делал тайные вспоможения прихожанам храма. На своей родине в Ярославской губернии построил каменный храм в честь свт. Николая, помогал крестьянам родной деревни и всех соседних сел и деревень. И, представьте себе, о нем вспоминают, что любой нуждающийся мог обратиться с просьбой и никогда не имел отказа. Ежегодно из Москвы на родину по большим церковным праздникам отправлялись огромные обозы с подарками. Невесты из бедных семей получали приданое к свадьбе. Там же он построил больницу. Это примеры для современных православных предпринимателей, чтобы они не сильно унывали, когда теряют деньги из-за своей честности.

В наше время есть подобные примеры. Не буду называть имен, но меня недавно познакомили с одной богатой женщиной, о которой мне было известно, что старец Ипполит благословил ее отдавать на Церковь не десятину, а 90 % своих доходов. Себе же оставлять только десятину. И теперь почти вся ее прибыль идет на благотворительность. Ее рачением возникло несколько монастырей.

Важная тема — честные отношения предпринимателей с государством. В России бизнесмены стоят перед тупиковыми, как кажется, вопросами, например, налогообложения. Мне кажется, что во всех подобных вопросах деловые люди должны советоваться со своими духовными отцами. Предприниматель знает ситуацию со своей точки зрения, а духовник с духовной. Может быть, бизнесмену лучше отказаться от своего бизнеса и перейти в другую область рынка. Вообще, в любой ситуации лучше отдавать кесарю — кесарево, а Божие — Богу. Если же кесарь так управляет вверенной ему Богом страной, что у предпринимателя вообще ничего не остается, если он честно заплатит все налоги, то получается, что нас обманывает кесарь. Но если духовник говорит: «Знаешь что – поживи честно, как Господь даст, а я буду за тебя молиться». То человек, послушавшись духовника, за послушание получит множество милостей Божиих. Преподобный Силуан Афонский говорил, что «послушливый велик перед Богом, послушанием хранится человек от гордости, за послушание дается молитва, за послушание дается и благодать Святаго Духа. Вот почему послушание выше поста и молитвы».

Еще один вопрос, который касается всех – грех или не грех – платить взятки? Мне кажется, платить взятки это страшный грех – ты сам согрешаешь и вводишь в грех другого человека. А если ты христиан и даешь взятку, то ты еще и соблазняешь людей, которые говорят: «Если верующий человек дает взятку, то нам-то и подавно можно давать взятки».

Передо мной подобные вопросы, слава Богу, не встают и поэтому мне трудно судить об этом. Впрочем, как у автомобилиста бывали у меня данные искушения. Например, оформляют на меня протокол за превышение скорости, и есть большая вероятность, что могут лишить прав. Но я сейчас могу заплатить 3000 рублей инспектору, и все будет «шито-крыто». Лично я уже походил год без прав и почувствовал, сколько сразу возникло проблем и у меня, и у храма. Ведь я работаю на Церковь, делаю хозяйственные, продовольственные закупки. Кроме этого, вожу больных, инвалидов, многодетные семьи. Вожу батюшку на требы к тяжелобольным людям. И вот передо мной стоит выбор: если я сейчас заплачу 3000, и меня не лишат прав, то я смогу сделать много-много добрых дел. Но для этого надо совершить грех — дать взятку. Но виноват-то я был. Я нарушил правило дорожного движения, тоесть совершил грех, который порождает новый грех. Ужасный выбор. Я прихожу к выводу, что надо жить по закону, который дал нам кесарь.

Сейчас есть люди, которые делают огромное множество добрых дел, выделяют большие деньги на благотворительность, и, по-возможности, стараются все это делать тайно. Мне известно об одном миллиардере, который все свои расходы обсуждает с духовным отцом. И мало кто вокруг догадывается о его духовной жизни.

Честный верующий деловой человек привлекает людей к Богу, у него будет хорошая репутация, и Бог, в свою очередь, будет привлекать к нему людей. Все будут знать, что он человек слова. А когда люди узнают, что он, оказывается, верующий человек, ходит в храм, да еще и алтарничает, то есть надежда, что кто-то задумается о смысле жизни, о Боге, о Церкви. Я знаю, что миллиардеры братья Ананьевы, владельцы Промсвязьбанка и одной из крупнейших в России компаний «Техносерв», активные прихожане храма на Яузе, а один из них там алтарничает. Они известны своими добрыми делами. Подобные им люди должны быть, по слову Писания, как свечи, стоящие на подсвечнике, чтобы входящие видели свет.

Предприниматель должен быть просто христианином. Он должен соблюдать главную заповедь, дарованную нам Спасителем, заповедь о любви, в которой, как Он Сам сказал, «весь Закон и пророки».

Честно сказать, мне жалко православных предпринимателей, они, наверное, каждый день стоят перед выбором, иногда тяжелейшим выбором. Ведь мы не представляем, сколько несчастных людей у них просит денег. И многим надо бы помочь – у этих сгорел дом, эти живут за чертой бедности, а у тех операция на 100 000 евро. И если ты им дашь эту громадную сумму, то их больной может быть выживет. У тебя в руках, порой, жизнь и судьба человека.

Не зря Господь сказал, что трудно богатому войти в Царство Небесное. Это можно понимать еще и так, что богатый человек стоит перед сложным выбором. Поэтому, главное, это понять, что богатство не должно обладать человеком. Святитель Василий Великий говорит: «Знаю многих, которые постятся, молятся, вздыхают, являют всякого рода неубыточное благочестие, но не дают ни единого гроша теснимым нуждой! Какая же для них польза от прочих добродетелей? Их не приемлет Царствие Божие».

Подготовили Александр Филиппов и Леонид Виноградов.

Источник

Оцените статью