Идеи для бизнеса музеи

Как открыть музей с нуля: бизнес план с расчетами

Музей является одним из видов развлекательного бизнеса и для его открытия необходим тоже подход. Рассмотрим основные преимущества и недостатки открытия бизнеса, ключевые факторы успеха, а также финансовые показатели бизнеса (структуру расходов и доходность). Разберем выбор формы организации юридического лица для открытия музея. В статье рассмотрим как открыть музей с нуля.

Инфографика: Как открыть музей с нуля

Оценка стоимости бизнеса Финансовый анализ по МСФО Финансовый анализ по РСБУ
Расчет NPV, IRR в Excel Оценка акций и облигаций

Преимущества и недостатки открытия музея

Основная целевая аудитория музея: дети, студенты и молодежь до 30 лет. Существует множество подвидов музея, ориентированные на своих посетителей. Рассмотрим ключевые преимущества и недостатки создания бизнеса.

Преимущества Недостатки
Простота открытия Высокие арендные платежи за помещение в центре города
Не требует наличия большого количества персонала Наличие экспертных знаний при составлении коллекции
Уникальная коллекция повышает конкурентоспособность и привлекательность для целевой аудитории Неравномерность распределения посетителей, большинство посетителей приходится в выходные, в будни с 19:00-22:00

Многие известные музеи начинали свои существование с частных коллекций, к примеру: Третьяковская картинная галерея, музей советских игровых автоматов в Москве, музей ретро автомобилей и т.д. Музей может создаваться как коммерческая организация с целью извлечения прибыли и собственное финансовое обеспечение. Если музей предполагает свое функционирование за счет внешнего финансирования, пожертвований и вкладов участников, то музей регистрируется как НКО (некоммерческое объединение).

Как открыть частный музей с нуля: регистрация бизнеса, налогообложение

Для регистрации в налоговой инспекции частного создается: ИП или ООО. В таблице ниже анализируются основные преимущества, а также необходимый перечень документов для каждой из форм бизнеса. При регистрации по ОКВЭД выбирайте основную деятельность:

92.52- “Деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий”

Форма организации бизнеса Преимущества использования Документы для регистрации
ИП (индивидуальный предприниматель) Используется для открытия небольшого узкотематического музея (80-100м²). Количество персонала 1-2
  • квитанция об оплате госпошлины (800 руб.);
  • заверенное заявление у нотариуса по форме №Р21001;
  • заявление о переходе на УСН (иначе будет по умолчанию ОСНО);
  • копия всех страниц паспорта.
ООО (общество с ограниченной ответственностью) Используется для открытия крупного музея (>100м²), привлечения дополнительного финансирования, масштабировании, капитальном строительстве
  • заявление по форме №Р11001;
  • устав ООО;
  • решение об открытии ООО или протокол при наличии нескольких учредителей (партнеров);
  • квитанция об оплате госпошлины (4000 руб.);
  • заверенные у нотариуса копии паспортов учредителей;
  • заявление о переходе на УСН.

По закону уставной капитал ООО не может быть меньше 10 000 руб.!

Оптимальным выбором системы налогообложения для музея будет упрощенная система налогообложения (УСН) с начислением налога от доходов с процентной ставкой 6% (при условии, что более 70% доходов формируются за счет музейной деятельности!).

Кроме того деятельность музеев относится к льготитуемым видам и для них применяются пониженные процентные ставки по страховым взносам в ПФР, ФСС и ФОМС 26%, тогда как для других видов деятельности 34%.

Как открыть музей с нуля?

В данном видео подробно рассказывается как открыть частный музей на примере опыта соучредителя музея занимательных наук “Экспериментаниум” Натальи Потаповой: какие основные сложности возникают в процессе открытия, как это сделать без поддержки государства и т.д.

Месторасположение и помещение для музея

Для музея часто требуется большие пространства и помещения от 300 и до 1000 м². Крупные помещения увеличивают арендную плату и постоянные затраты бизнеса. Особенно издержки по аренде отражаются в крупных городах: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, где в центре города стоимость 1м² начинается от 10000 руб. Сложность открытия музея в центре заставляет конкурировать с бизнес объектами, офисами с высокой арендной платой. Поэтому часто музеи открываются в бывших промышленных объектах: электростанциях (галерея Тейт Модерн в Лондоне), винзаводе (музей “Винзавод” в Москве). Если помещение небольшое до 300м², то экономически выгоднее будет купить помещение, при больших площадях выгоднее аренда.

Так как музеи относятся к развлекательным заведениям расположение должно быть в места отдыха жителей или посещений туристов. Важной особенностью при выборе месторасположения музея является его пешая доступность, чем ближе он располагается к местам отдыха и оживленного скопления людей тем сможет привлечь большее количество посетителей. Отлично подходят парковые зоны, к примеру, Парк Горького в Москве, где рядом располагается мужей современно искусства “Гараж” и Центральный Дом Художника (ЦДХ), рядом с ВДНХ располагается музей “Космонавтики”, а рядом с зоопарком “Московский планетарий”. Большинство культурных объектов располагается в центре города (более 80% музеев в Москве располагаются в пределах бульварного кольца) и в непосредственной близости между собой, что создает культурно-развлекательный кластер.

Если вы не располагаете первоначально помещением, то можно делать выставки экспонатов в помещениях других музеев. Для этого необходимо договориться о представлении своей коллекции и ее рекламе.

Персонал музея

Основной персонал музея: эксперт, осуществляющий учет вновь поступающих экспонатов, экскурсовод, бухгалтер, контент-менеджер, осуществляющий поддержку и наполнение сайта. Если коллекция направлена на иностранных туристов, то важна роль экскурсовода владеющим английским, немецким или китайским. Следует заметить, что экспонаты музея в бухгалтерии учитываются как основные средства и не подлежат амортизации.

Топ 5 интересных музеев мира

Существует множество интересных музеев и коллекций, мы привели 5 интересных музеев.

  1. “Международный музей и исследовательский центр НЛО” (Розуэлле штат Нью-Мексико, США) – был основан в 1991 году и представляет собой коллекцию фотографий и наблюдений НЛО. Ориентирован на фанатов, фантастов и любителей эзотерики.
  2. “Музей Star Wars” – музей любителей и поклонников культового фильма “Звездные войны”.
  3. “Музей Советских игровых автоматов” – для всех родившихся в СССР и ощущающих ностальгию по тому времени.
  4. “Музей плохого искусства” (США, штат Массачусетс) – собраны из экспонатов, которые не запрещены к показу в других музеях.
  5. “Музей бокса” – ориентирован на любителей и профессионалов бокса, открыт во дворце спорта Жан-Клода Бутьера в Саннуа.

Можно заметить, что успех музея был обусловлен узкой направленностью на конкретную целевую группу: фантасты, любители фильма Star Wars, спортсмены, жители СССР и т.д. Важно брать достаточно большую целевую группу при создании своего музея, это обеспечит постоянный приток посетителей.

Затраты частного музея

Первоначальные инвестиционные затраты на открытие частного музея

1200 000 руб. (мебель

стеллажи 100 000 руб., витрины

100 000 руб., отделка и ремонт помещения

400 000 руб., приточно-вытяжная вентиляция

Самые большие затраты музея на составление/покупку экземпляров коллекции!

Ключевые постоянные затраты после открытия музея: аренда помещения, включая коммунальные платежи, заработная плата, издержки по содержанию коллекции, продвижению и рекламе в интернете, текущие затраты на типографию и прочие страховые расходы с ПФР, ФСС и ФОМС. Основные затраты приходятся на аренду помещения, поэтому для снижения издержек рекомендуется задействовать: промышленные объекты, цокольные этажи, полуподвальные помещения в центре города. Так же рекомендуется создать резервный фонд на оплату ключевых затрат (аренда и заработная плата сотрудникам) на один год вперед, это позволит функционировать даже при неблагоприятных изменений рынка и убытках.

Финансовые показатели бизнеса

Основное время посещения музея – это вечерние часы (19:00-22:00) в рабочие дни и выходные. Это создает неравномерность поступления денежного потока. Средний чек в музеи составляет 300-700 руб., можно привлекать различными скидками, акциями и бонусами студентов и молодежь в дневное время. Окупаемость частного музея составляет 1.5-3 года. Ежемесячная выручка музея составляет

500 000 руб., чистая прибыль за вычетом постоянных затрат

Оценка привлекательности бизнеса журналом Finzz.ru


3.3

Рентабельность бизнеса (3.0 из 5)
Окупаемость проекта (3.0 из 5)
Простота создания бизнеса (3.8 из 5)
Открытие частного музей как бизнес будет успешно только при ориентации на конкретную целевую аудиторию (поклонники Star Wars, спортсмены боксеры, рожденные в СССР и т.д.) и четкое понимание, что им может быть интересно и что волновать в создаваемой коллекции. Второй важный аспект это месторасположение музея, рекомендуется его располагаться в центре города в местах скопления отдыхающих людей и туристов. Срок окупаемости первоначальных затрат

1.5-3 года в зависимости от размера целевой аудитории.

Источник

Игры разума: как превратить музей в бизнес с выручкой 100 млн рублей

«А почему кровь течет по сосудам и куда она течет? А если бы вампиры существовали, то какие законы физики и биологии нарушались бы? А как бы выглядел человек, если бы он мог летать?» — сыплет вопросами вице-президент по кредитным рискам Пробизнесбанка Ярослав Алексеев, выбравшись из офиса в соседнее кафе на встречу. В руках у 38-летнего банкира — обычный городской рюкзак. На время он превращается в любознательного школьника, каким когда-то и был. Все в порядке: Алексеев — соучредитель музея занимательных наук «Экспериментаниум».

Музей открылся в Москве в марте 2011 года, а уже в 2012 году его выручка, по оценке Forbes (учредители «Экспериментаниума» этот показатель не раскрывают), составила не менее 100 млн рублей. «Экспериментаниум» — не классическая экспозиция предметов и образцов, а интерактивная выставка, где все можно трогать руками. В выходной день ее посещают до 2000 взрослых и детей. У музея уже есть три филиала: в Белгороде, Саратове и Киеве. В столице скоро появится второй «Экспериментаниум». А в планах Алексеева и его партнеров — открыть филиалы еще в трех-четырех городах.

«Когда мы обсуждали проект, то договорились, что наша цель — создать бренд занимательного досуга, увести людей из виртуального компьютерного мира в реальный, — рассказывает финансист. — Но и коммерческая самостоятельность музея была обязательным условием. Иначе нет речи о развитии». Идея пришла к Алексееву и его друзьям Константину Сулоеву и Филиппу Самарцу в начале 2010 года во время праздничных посиделок. Они более 15 лет проработали вместе в банковской сфере. Алексеев на тот момент был председателем совета директоров «Банка24.ру» и членом советов двух других банков группы Life. Самарец возглавлял казначейство группы, а Сулоев был его заместителем.

Трое менеджеров-банкиров ностальгировали по дворцам пионеров, школьному увлечению точными науками с запойным чтением «Занимательной физики» Перельмана и сожалели, что в современной Москве почти нет мест, где родители могли бы показать детям, что учиться на самом деле интересно. Стали вспоминать европейские научные музеи — вот где можно интересно и весело провести время. Сразу же набросали бизнес-план: объект — познавательно-занимательное пространство, охват — три города, аудитория — семьи и дружеские компании, источник инвестиций — собственные средства, окупаемость — в течение трех-пяти лет.

Четвертым соучредителем «Экспериментаниума» стала однокурсница Алексеева Наталия Потапова, в прошлом управлявшая недвижимостью в «Интерросе» и ВТБ. Она взяла на себя вопросы аренды и оборудования помещений, Алексеев — стратегические вопросы, Самарец — финансовые, а на Сулоева возложили заботы о развитии и пополнении экспозиции музеев. Их доли в ЗАО «Вердант», управляющей компании проекта, распределились так: по 25,5% у Алексеева и Самарца, по 24,5% у Сулоева и Потаповой.

Осенью 2010 года партнеры сняли 2000 кв. м на территории закрывшегося завода. Сделав капитальный ремонт, занялись поиском экспонатов. Изначально предполагалось закупить все в Европе, США и Китае. Оказалось, это дорого: средняя цена экспоната — €15 000, а «Экспериментаниуму» их требовалось порядка двухсот. Тогда было решено создать собственную мастерскую: цена таким образом снижалась примерно втрое. Некоторые экспонаты сделали нарочито простыми — затраты невелики, а наглядности предостаточно. Например, «Ровно миллион»: ворота, на которых наклеена пленка с миллионом маленьких звездочек, дают ответ на детский вопрос: «А миллион — это много?»

Постепенно на двух этажах бывшего цеха расположились девять тематических экспозиций, игровая зона для самых маленьких, лаборатория, сферический кинотеатр, комната мыльных пузырей и два лектория. Часть предметов все-таки пришлось заказывать за рубежом: увеличенные анатомические макеты эмбрионов, действующую модель торнадо и т. п. Один из самых дорогих экспонатов — «Фредди», огромная кабина американского грузовика Freightliner. За нее заплатили $20 000. Общая стоимость экспозиции не раскрывается. Учитывая число экспонатов (сейчас 250, из них 80% собственного производства) и рыночные данные, ее можно оценить в 40 млн рублей. Ярослав Алексеев не опровергает эту цифру.

В первый день работы «Экспериментаниум» посетили около ста человек. За первую неделю — примерно 3000. «Хотя мы этого и добивались, все равно было удивительно, — вспоминает Наталия Потапова. — Так мы поняли, что не ошиблись с идеей». Помогло еще и сарафанное радио: за неделю до открытия владельцы позвали друзей с детьми — протестировать музей, за три дня — журналистов с семьями. В декабре 2011 года филиал «Экспериментаниума» появился в Саратове (небольшой, на 800 кв. м). Менее чем через год — в Белгороде (тоже на 800 кв. м) и Киеве (2000 кв. м). Открывались, реагируя на запросы «с мест», рассказывает Ярослав Алексеев. Местные предприниматели становились соинвесторами: в Киеве им принадлежит 25% долей в музее, в Саратове — 40%.

Мастерская, где сейчас работают 50 человек (чуть меньше, чем в центральном музее), оказалась для проекта большим плюсом. Как обнаружили основатели, главное правило — все можно трогать, вертеть и крутить — приводит к тому, что крутят слишком сильно, и срок жизни экспоната не превышает трех месяцев. По словам Алексеева, нынешние экспонаты столичного музея —
пятое или шестое поколение. Мастерская даже дает доход: например, прошлой зимой сделала коллекцию экспонатов для петербургского «ЛабиринтУма», открывшегося чуть раньше, в конце 2010 года.

Крупнейшим музеем в сети «Экспериментаниумов» остается московский — его площадь недавно увеличили на 700 кв. м. Расходов на рекламу почти нет, он и так пользуется популярностью — около 240 000 проданных билетов в 2012 году (среднемесячная посещаемость провинциальных и киевского музеев пока недотягивает и до половины московского). В залах постоянно стоит го-мон — дети забрасывают экскурсоводов вопросами, носятся по зеркальному лабиринту, играют на музыкальной установке. Здесь много платных шоу и лекций, есть магазин занимательных товаров, в конце 2011 года открылся киноклуб. Средний чек с учетом цены билета составляет 450 рублей. У других музеев он почти вдвое ниже. Выручка всех четырех музеев покрывает операционные расходы, и, как утверждают основатели, остается еще на развитие проекта. Его рентабельность, как и точную величину вложений и выручки, они назвать отказываются. По словам Ярослава Алексеева, им пришлось скорректировать первоначальный план. Чтобы к 2016 году выйти на окупаемость начальных инвестиций, придется открыть еще три-четыре филиала, чтобы годовая посещаемость сети выросла до 1,3 млн человек. Поскольку фундаментальная инвестиция — мастерская по производству экспонатов — уже сделана, то выручка и прибыль, поясняет Алексеев, будут расти без существенных капитальных вложений. Инвестировать учредители «Верданта» по-прежнему будут собственные средства. Банковская работа приносит им, судя по всему, достаточный доход (известно, что у Алексеева и Самарца есть компания Siminvest, летом 2012 года купившая у обанкротившегося Latvijas Krājbanka брокерскую фирму IBS Renesource Capital за 14 700 латов, или 850 000 рублей).

«Владельцы «Экспериментаниума» вовремя отреагировали на тренд: включение игры и анимации в научную деятельность», — одобрительно говорит Владимир Дукельский, ведущий сотрудник лаборатории музейного проектирования Российского института культурологии. Он уверен, что число таких интерактивных музеев будет множиться. Они, например, уже есть в Уфе, Иркутске, Троицке, Челябинске. Открытие уфимского «Интеллекетуса», по словам соучредителя музея Андрея Коршенкова, обошлось в 8 млн рублей (60 экспонатов, по большей части собственного изготовления).

Конкуренты множатся, но учредители «Верданта» намерены осваивать другие сегменты музейно-развлекательного рынка. Они уже присматривают помещение для Музея человека, подумывают над созданием Музея финансов. Ярослав Алексеев, в начале беседы выглядевший изрядно уставшим, оживляется и даже признается, что в долгосрочной перспективе может оставить банковское дело ради музейного. Жонглирует новыми вопросами: «А почему дети пиво не любят и оно кажется им горьким, а взрослые любят? А отчего в разных странах пьют разные сорта пива?» В мае «Вердант» открывает в Москве очередной музей — пивной науки и культуры, с собственной пивоварней. На этот раз — только для взрослых.

Источник

Читайте также:  Построй информационный бизнес своими
Оцените статью