Идеи для бизнеса энергосбережение

Энергосбережение в условиях кризиса. Бизнес-модели

В.В. Ковальчук , начальник департамента энергоэффективности казенного предприятия «Московская энергетическая дирекция», г. Москва
П.В. Свистунов , генеральный директор ООО «Институт мониторинга энергоэффективности и бюджетных технологий», г. Москва

Слова «энергосбережение» и «энергоэффективность» в последнее время не использует в повседневной речи только ленивый. Повышение энергоэффективности действительно одна из самых приоритетных задач сегодня в нашем государстве. И если раньше все эти слова и задачи подкреплялись подразумевали необходимыми необходимые бюджетными бюджетные ассигнованиями и целевым целевое финансированием на всех уровнях, то в условиях кризиса можно практически забыть о бюджетных средствах. Собственно, это основной аргумент для оправдания неудач с энергосбережением в последние 12 месяцев в оправдании неудач с энергосбережением — урезали финансирование, ничего не можем сделать.

Однако стоит немножко по-другому взглянуть на ситуацию и, казалось бы, безвыходное положение сразу меняется. В чем секрет ? Энергосбережение — это по сути такой же нормальный бизнес, как и любой другой. Просто он обладает своей спецификойу него специфика другая, но точно так же свою свои специфику особенности имеет и любой другой бизнес, начиная от торговли яблоками на базаре и заканчивая сложными научными разработками. Естественно такой взгляд на энергосбережение не означает, что можно возможно дистанцироваться от государства и все отдать на откуп частному капиталу. Вовсе нет. Наоборот. Роль государства только усиливается. Только вместо роли «мешка с деньгами» государство в логике «энергосбережение — бизнес» становится нормальным регулятором, создающим правила деятельности, оказывающим поддержку, гарантом стабильных условий вложения и возврата инвестиционных ресурсов и т.д.

В рамках данной статьи хотелось бы представить несколько бизнес-моделей и отдельных решений в сфере энергосбережения, которые при известных усилиях, инициативе и поддержке органов власти на местном уровне можно внедрять уже сегодня, не рассчитывая на лучшие времена и ожидание выделения бюджетных денег. И которые способны дать заметный ощутимый эффект в кратчайшей перспективе. В основе каждой из моделей лежит обыкновенный здравый смысл и трезвый расчет соотношения затрат // выгод. При этом важно, что под выгодами мы понимаем не только прямые материальные доходы, но и получаемую в бюджете экономию.

Бизнес-модель «энергосервисные контракты»

». Даже в условиях кризиса оплата коммунальных услуг практически во всех муниципальных образованиях является предметом безусловного исполнения бюджетных обязательств (наряду с выплатой зарплат и социальной поддержкой). В то же время большинство бюджетных учреждений в подавляющем большинстве городов и поселений (исключение составляют немногие города РФ) далеки от понятия «энергоэффетктивное здание». Таким образом, из месяца в месяц бюджет города оплачивает нерациональное потребление энергоресурсов. И, как показывает опыт, «непроизводительная» доля в коммунальных платежах может составлять до 30 %. Суть бизнес-модели проста. Создаются условия, когда частные инвесторы за свой счет проводят энергосберегающие мероприятиямероприятия, в результате чего нсижается снижается потребление энергоресурсов. При этом город принимает на себя обязательство тем или иным способом зафиксировать на определенный определенный период уровень коммунальных платежей (которые и так останутся без измененияизменения, если ничего не делать). А образуемая экономия будет направляться на возврат вложенных средств в течениие установленного срока окупаемости. Уже сегодня для реализации такой бизнес-модели имеются все необходимыве правовые условия. Возможность реализации такого рода финансовой схемы повышения энергоэффективности бюджетного сектора базируется на нескольких базовых механизмах бюджетного законодательства.

Читайте также:  Мастер своего дела по японски

Согласно разъяснениям Минфина России, предоставленным по запросу Минэкономразвития России в 2008 г., возможность перепрофилирования средств с оплаты коммунальных услуг на оплату мероприятий по энергосбережению основана на возможности укрупнения статей бюджетной росписи и базируется на положениях статей 6 и 219.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Кроме того, пунктом 3 статьи 217 Бюджетного Кодекса Российской Федерации установлены случаи, позволяющие в ходе исполнения бюджета вносить изменения в показатели сводной бюджетной росписи в соответствии с решениями руководителя финансового органа без внесения изменений в закон (решение) о бюджете.

Согласно разъяснениям Минфина России, (организованы специальные запросы от Минэкономразвития России в 2008г.), возможность перепрофилирования средств с оплаты коммунальных услуг на оплату мероприятий по энергосбережению основана на возможности укрупнения статей бюджетной росписи и базируется на положениях статей 6 и 219.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации. Кроме того, пунктом 3 статьи 217 Бюджетного Кодекса Российской Федерации установлены случаи, позволяющие в ходе исполнения бюджета вносить изменения в показатели сводной бюджетной росписи в соответствии с решениями руководителя финансового органа без внесения изменений в закон (решение) о бюджете. Из этих положений следует, что в случае, если главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств соответствующим финансовым органом не будет вменено в обязанность детализировать бюджетную роспись до подстатей классификации операций сектора государственного управления, то главные распорядители и/или подведомственные им бюджетные учреждения часть расходов, предусмотренных по статье «Оплата работ, услуг» (статья 220 ОСГУ), по подстатье «коммунальные услуги» (подстатья ОСГУ 223), вправе перенаправить на подстатью «Работы, услуги по содержанию имущества» (подстатья ОСГУ 225) или подстатью «пПрочие работы, услуги» в рамках этой же статьи (подстатья ОСГУ 226), а т.е. именно на финансирование проведения своими силами энергосберегающих мероприятий или закупки услуг по их проведению.

Таким образом — с 2008 года появилась возможность использовать бюджетные средства, выделяемые бюджетным учреждениям на оплату коммунальных услуг, для финансирования расходов по контрактам на повышение энергоэффективности.

Таким образомТ.о., для реальной реализации бизнес-модели достаточно полномочий региональных или местных органов исполнительной власти и необходимо принятие ряда организационных решений со стороны местных органов власти, устанавливающих:

•· порядок реализации проектов энергосбережения в бюджетных учреждениях, ;

•· процедуру оценки потенциала энергосбережения в бюджетных учреждениях;

•· нормативную базу для заключения государственных (муниципальных) контрактов по повышению энергоэффективности на срок свыше бюджетного цикла;

•· порядок определения экономии и ее использование на возмещение затрат частного инвестора. типовые формы государственных (муниципальных) контрактов на повышение энергоэффективности.

Бизнес-модели на базе частно-государственного партнерства

. Данная бизнес-модель уже достаточно давно и многократно обсуждалась в специальной прессе прессе, имеются необходимые практические наработки, но? к сожалению? до сих пор не нашла массового применения. Вкратце суть ее в том, чтобы муниципальные активы в системах коммунальной инфраструктуры передавать в управление частному бизнесу на заранее оговоренных условиях и с четкими понятными критериями достижения заданных целей. Одной из таких целей может быть и повышение энергоэффективности при условии сохранения установленного уровня тарифов. При этом особое значение приобретает мониторинг текущей энергоэффективности бюджетных объектов и качество подготовки договорной базы.

Читайте также:  Выполнение работником помимо своей основной деятельности другой регулярной оплачиваемой работы это

Нельзя не упомянуть про отдельное направление, которому практически не уделяется внимание на уровне муниципалитета, но которое при правильной организации может создать условия для возникновения целого ряда бизнес-моделей и снижения текущих затрат на эксплуатацию систем коммунальных инфраструктур. Речь идет об организации и поддержке процесса системного планирования развития систем коммунальной инфраструктуры и загрузки источников. Во многих городах системы теплоснабжения состоят из многих источников совершенно разной эффективности. Нормальный грамотный технико-экономический расчет может помочь выявить решения по оптимизации существующей системы. В т.ч. и по переброске нагрузок между источниками, перевода неэффективных источников в пиковый режим и т.д. При этом оговорки типа «это будет дорогой проект» нельзя принимать на веру без должного расчета. Реальный опыт свидетельствует, что простое сокращение издержек на эксплуатацию неэффективного источника позволяет окупить проект перевода нагрузок в перспективе до 7 лет. А это уже совершенно нормальный проект, под который можно брать кредит в финансовых организациях. Таким образом, правильная организация процесса планирования развития коммунальных систем при сравнительно небольших затратах может дать большой эффект в виде набора эффективных коммерческих проектов.

По-хорошему, муниципалитетам давно надо принять на вооружение тактику эффективных коммерческих предприятий, которые создают специальные службы энергетиков (энергосберегателей) и которые при сравнительно небольшой затрате замотивированы долей от снижения затрат предприятия на энергоносители. В результате такие специальные уполномоченные люди «землю роют», чтобы потребление энергоресурсов снижалось. Ведь от этого зависит их материальное благосостояние. А в муниципалитетах — такой вопрос даже не ставится. Понятное дело — деньги-то «общественные».

Введение двухставочного тарифа на тепловую энергию (мощность)

. Тема двухставочного тарифа на тепловую энергию обсуждается уже много-много лет. Преимущества очевидны. Это выравнивание финансовых потоков (сглаживание сезонных факторов), повышение заинтересованности потребителей и поставщиков в энергосбережениие, выравнивание топливно-энергетического баланса, создание условияй для перераспределения нагрузок и загрузки более эффективных источников, повышения прозрачности и обоснованности принимаемых тарифных решений и т.д. До недавнего времени вопрос установления двухставочного тарифа упирался в неурегулированность на федеральном уровне. Однако недавно (в первой половине текущего года) необходимые изменения в федеральное законодательство были внесены (речь идет о поставнолениипостановлении Правительства РФ № 109 и федеральномый законе № 41-ФЗ). Остаются отдельные неурегулированные вопросы на уровне методических документов, однако они уже не являются препятствием для установления регионами двухставочных тарифов. Необходимо, прежде всего, политическое решение в регионах.

Пересмотр нагрузок

Не везде, но во многих населенных пунктах и городах можно наблюдать ситуацию «бумажного дефицита» энергомощностей. Это когда по заключенным договорам присоединенная нагрузка существенно выше фактической. В результате потребители получают отказы или обременения при осуществлении процесса подключения /техприсоединения. Закладываются дополнительные издержки в городские инвестиционные программы и т.д. Организация инвентаризации и пересмотра нагрузок, приведение договорных к фактическим может дать ощутимый эффект для некоторых муниципальных образований. Отдельным следствием этого направления может стать бизнес-модель «высвобождения и перераспределения присоединенной мощности».

Читайте также:  Обувная мастерская свой бизнес

Сегодня в условиях высокой платы за технологическое присоединение к электрическим сетям становится совершенно реально и самое главное экономически оправданно разрабатывать и реализовывать проекты по высвобождению электрической мощности и ее перераспределению в целях нового технологического присоединения. Т.е. одновременно достигаются три цели. Первая — повышается энергоэффективность существующих потребителей (высвобождение мощности в результате энергосбережения). Вторая — обеспечивается новое технологическое присоединение даже в условиях отсутствия технической возможности или наличия существенных ограничений. Третья — возникает мультипливкативный экономический эффект, с одной стороны, экономятся затраты на развитие мощностей (сетей и генерации), во вторыхс другой, — снижаются издержки конечного потребителя на технологическое присоединение, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Правовой базой для этой бизнес-модели являются последние изменения в федеральные федеральных правилах технологического присоединения к электрическим сетям (Постановление РФ № 861), в ступившие в силу в апреле текущего года). Необходимы осознанные усилия местных органов власти на запуск этих проектов и ряд организационных решений.

Надбавки в тарифы и целевое финансирование.

Сегодня в нескольких регионах страны действует система установления в составе тарифов энергоснабжающих организаций маленькой небольшой целевой надбавки. Собираемые деньги специальным образом аккумулируются и являются целевым источников финансирования энергосберегающих проектов и мероприятий. Понятно, что такой подход не является бизнес- моделью или направлением экономии. Но, упомянуть его в рамках настоящей статьи, считаем необходимым для указания, что есть и такие источники финансирования мероприятий по энергосбережению.

Пропаганда энергосбережения.

На протяжении всего 2007 и первой половины 2008 года авторы принимали участие в реализации проекта по пропаганде энергосбережения в одном из крупнейших российских городов. В ходе проекта было размещено более 10 000 рекламных плакатов с постоянно меняющейся тематикой, осуществляасьосуществлялась пропаганда энергосбережения в интернете (были созданы специализированные сайты и размещена баннерная реклама), были изготовлены и показаны рекламные ролики на радио и телевидении, активно размещалась реклама в СМИ. Самое важное — на все это не было потрачено ни одной копейки бюджетных средств. Креативные наработки материалы были получали получены в результате конкурсов, инициативных наработок.

Размещение рекламных материалов осуществлялось в рамках обязательной доли социальной рекламы. Изготовление материалов рекламы осуществлялось за счет спонсоров, которые получали право ставить свой логотип на рекламных материалах.

Трудно оценить эффект от рекламных компаний, но то, что до конечных потребителей были донесены значение и важность энергосбережения, подтверждено различными социологическими опросами, проводившимися после проведения кампании,. и ростом продаж отдельных видов энергоэффективной продукции.

Перечисленные выше бизнес-модели и направления не являются исчерпывающими. Применяя здравый смысл и нормальные экономически-ориентированные подходы, можно выстраивать бизнес и на многих других направлениях в сфере энергосбережения. К сожалению, невозможно рассказать всю внутреннюю механику изложенных выше механизмов в рамках одной статьи.

Источник

Оцените статью