Анимационный ролик — 5 примеров использования
Определимся с понятиями
Как новый тип видео для бизнеса, анимационные ролики появились относительно недавно. Пионером направления принято считать Dropbox inc. В 2008 году компания представила короткий объясняющий ролик, в котором ответила на три фундаментальных вопроса:
- Что за сервис и зачем он нужен?
- Как им пользоваться?
- В чем его ценность?
Если не зарываться в энциклопедические формулировки, то суть анимационных видеороликов именно в том, чтобы кратко, наглядно и простым языком донести до целевой аудитории ответы на эти вопросы.
По-настоящему хороший эксплейнер призван решить еще две важные задачи — выделиться на фоне конкурентов и установить эмоциональную связь с целевой аудиторией. Чтобы после просмотра рука сама потянулась к кнопке «узнать больше».
Эксплейнер — это не видеопрезентация
Классический анимационный видеоролик — это всегда 2D графика. Видеопрезентация чаще тяготеет к 3D. В эксплейнере главный акцент полностью делается на качество донесения информации, в видеопрезентации — еще и на вау-эффект. Эксплейнер полностью апеллирует к продукту, презентация наполовину — к продукту и на другую половину — к его имиджу.
Кому анимационный видеоролик нужен в первую очередь?
Бизнесу, который связан с инновациями и высокими технологиями. Продукты, суть которых сложно объяснить в двух словах. Часто эти продукты, так или иначе, связаны с интернетом: it-стартапы, онлайн-сервисы и т.д., но бывают и наукоемкие разработки.
А теперь представляем пять типов бизнеса, для которых анимированное видео не просто полезный инструмент, а жизненная необходимость в современных реалиях.
1. Инновационные услуги
Услуги и иногда товары, пользу которых сложно раскрыть в одном предложении.
Пример: Traffic Intellect
Компания собирает и анализирует данные в сфере транспорта. Изучает загруженность дорог, плотность пассажиропотока, доступность парковок и т.д. Такие услуги будут невероятно полезны для организаций, которым нужно решить задачу, связанную с транспортом в городе и регионе. Это может быть как профильное министерство, так и компания, которая строит в городе торговый центр.
Но как донести ценность столь специфичных услуг до потенциальных клиентов? Кроме того, услуги — это нечто незримое, что нельзя увидеть, услышать или потрогать.
На помощь приходит минутный анимационный ролик с персонажами в строковом стиле. Никаких наукообразных терминов и нудного описания деятельности компании, только простая человеческая история с сюжетом и хэппи эндом.
А вот еще один пример, но ближе к B2C. Как раз редкий пример, когда объясняющее видео больше про товар, чем про услугу.
В анимированном видеоролике компании Rubetec, казалось бы, сложная техническая тема про функционал систем «умный дом» и инновационное оборудование превращается в добрую историю про комфорт, безопасность и заботу.
В случае с инновационными проектами, эксплейнер помогает не скатиться в долгое обсуждение технических деталей, а добавить ценности предложению с помощью профессиональной коммуникации с вашей целевой аудиторией.
2. Онлайн-сервисы
Каждый год в мире появляются сотни онлайн-сервисов, которые помогают сделать жизнь пользователя проще, удобнее, приятнее. На каждую проблему со всех сторон предлагают десяток решений. Вы реально думаете, что в такой высококонкурентной среде можно выплыть без изготовления анимационного видео?
Онлайн-сервис для помощи в строительстве или ремонте. Площадка объединяет заказчиков, архитекторов, дизайнеров, прорабов, мастеров и упрощает коммуникацию между ними.
В начале ролика акцентируем внимание на типичной проблеме, связанной с ремонтом. Слишком много времени тратится на согласования, сдачу-приемку работ и бумажную волокиту. Из-за этого горят сроки, и все участники теряют время и деньги. Затем объясняем, как сервис TookToDo делает коммуникацию между участниками процесса быстрой и удобной, что позволяет работать эффективно и без проволочек.
Сам анимационный видеоролик выполнен в минималистичном западном стиле, но выглядит качественно и со вкусом за счет уникальных отрисованных иллюстраций и детально-проработанной анимации под покровительством одного из топовых арт-директоров в РФ. А все объяснение укладывается в минуту.
3. Онлайн обучение
Онлайн-школы, онлайн-курсы, онлайн-тренинги. Все, что связано с дистанционным обучением. Тема в наши дни невероятно популярная, но местами себя сильно скомпрометировала. Красивый и убедительный анимированный видеоролик поможет предстать в глазах клиентов реально крутым специалистом, а не очередным инфоцыганом.
Пример: Тренинг «Персональное управленческое искусство» Владимира Тарасова
В 90-секундный эксплейнер для онлайн тренинга Владимира Тарасова органично вписалась трехактная структура. Проблема — главные страхи современного руководителя; возможность — необязательно быть прирожденным лидером, управлению коллективом можно научиться; собственно описание курса и процесса обучения.
Получилось настолько убедительно, что наше руководство само записалось на курс Владимира Тарасова. Да, мы не просто тестируем продукты Клиентов при изготовлении анимационных роликов, а иногда и сами ими пользуемся. На наш взгляд, лучшие проекты получаются, когда ты сам становишься клиентом своего Клиента.
4. Финансовые организации
Все, что связано с онлайн-займами и кредитованием, аудитория традиционно встречает настороженно. Создание анимационного видеоролика поможет растопить лед недоверия, при этом не загружая зрителя сложными финансовыми терминами.
Онлайн-сервис Credy работает как агрегатор для поиска предложений по кредитам. Клиент заполняет заявку на сайте компании, и сервис сам рассылает ее по десяткам кредитных организаций. Таким образом, клиент может выбрать оптимальное предложение по займу без необходимости лично ходить из банка в банк и каждый раз заново заполнять бумаги.
Эксплейнер выполнен в классической плоской стилистике, чтобы преодолеть недоверие, связанное с кредитными организациями. А общий тон ролика доносит мысль, что Credy — ваш друг и помощник, который возьмет на себя все хлопоты с получением займа.
5. Новые оффлайн-продукты
Что мы все про онлайн да про онлайн. Объясняющие ролики отлично работают и для новых оффлайн продуктов. Особенно хорошо заходят темы связанные с обучением, будь то традиционные школы и ВУЗы или всяческие курсы от иностранных языков до автошкол.
Пример: Автошкола Академика
Яркий стильный 2D анимированный видеоролик выглядит в разы привлекательнее, чем типичная для подобной рекламы говорящая голова руководителя или инструктора школы на весь экран. Всего за минуту мы проработали все главные сомнения клиента, подчеркнули конкурентные преимущества школы и даже озвучили уникальное предложение. Благодаря креативной подаче, ролик выглядит как анимационный мини-фильм, а не навязчивая реклама в лоб с криком “купи”.
“Моя ниша не представлена в вашем списке. Нужен ли мне эксплейнер?”
Мы выбрали пять ниш, для которых в реалиях 21-го века объясняющее видео нужно непременно. Но даже если вы не нашли свой тип бизнеса в нашем топ-5, анимационный видеоролик 100% будет для вас полезен если:
- Вы работаете в сфере услуг.
- Вы работаете в сегменте B2B.
- Преимущества вашего продукта сложно или долго объяснять в письменном виде.
- Для вас чрезвычайно важна коммуникация и доверительные отношения с целевой аудиторией.
Если вы твердо решили заказать анимационное видео, обращайтесь в агентство «ВидеоЗаяц». Мы подберем индивидуальное и оптимальное решение с учетом всех особенностей вашего бизнеса и бюджета. А из чего формируется стоимость эксплейнеров, поговорим в следующей статье.
Источник
Идеи для бизнеса анимации
«В России нет каких-то студий-гигантов, которые существуют десятилетиями. В нашем случае это больше про тех, у кого есть доступ на рынок сбыта. Есть студии, которые довольно крепко закрепились в индустрии, выпустили несколько полных метров, им доверяют инвесторы и зрители. Но говорить о том, что рынок железобетонно поделен, пожалуй, не стоит.
Верите в свой проект, свою идею, умеете делать хорошую анимацию? Дерзайте. Именно так мы запустили проект «Моя бабушка курит трубку». Да, некоторая монополия в России присутствует, стартапам и молодым студиям труднее получить поддержку. Но не невозможно».
«Я бы не сказала, что сейчас есть какие-то жесткие барьеры. Напротив, существующая система господдержки Минкульта ориентирована в том числе на малые проекты. Это стратегическая задача, которую реализует также технопарк «Союзмультфильма», где малые студии, пройдя конкурс, могут на льготных условиях пользоваться помещениями, оборудованием, прочими льготами.
Очевидных препятствий для роста нет, и яркий тому пример — студия «Паровоз», которая всего лишь за четыре года с момента создания сумела зарекомендовать себя и догнать крупные анимационные компании. Тем более, что помимо финансовой поддержки в слагаемых успеха должны быть креативная составляющая, укомплектованный кадровый состав, эффективная организационная схема».
Не секрет, что анимация сегодня во многом компьютерная. Создаётся она с помощью специфических программ, требующих настройки «под себя». Софт в основном иностранного производства, но его всегда дописывают для себя штатные программисты. И это многие часы работы.
Разрабатывается и отечественный софт для анимации, например, программа Autodesk Maya. Для обмена опытом с иностранными коллегами и стимула развития собственных программ в России проводятся мероприятия, включающие секции по анимации, например, Licensing Summit, Licensing World Russia, Форум «Россия — страна возможностей», Московский международный салон образования, World Content Market, «Мультимир», Санкт-Петербургский международный экономический форум.
«Очень многие люди, известные в своей профессии, совмещают разные проекты, если посмотреть титры. Успешные, профессиональные люди очень востребованы. Если возникает такая проблема [дефицита кадров. — Прим.], то возможное решение — это перекупать, во-первых. Во-вторых, постоянно искать молодые таланты. В Metrafilms в этом помогают другие направления бизнеса.
Например, когда мы работали над созданием документального анимационного сериала «Доверие» для страховой компании «Согласие», над производством каждой серии трудилась отдельная команда аниматоров; в разных эпизодах использовались разные анимационные техники и приёмы. Тогда мы искали людей по всей России и поняли, что у нас есть огромное количество первоклассных анимационных специалистов, которые делают потрясающие вещи. Есть только одна проблема: нет спроса на такой формат и соответствующих бюджетов.
Третий вариант решения кадрового вопроса — отсутствие географических границ, удаленная работа».
«Насколько я могу судить, в индустрии сейчас большая нехватка профессионалов вообще. Это касается и продюсеров. Очень часто слышу от коллег, что хороших, грамотных продюсеров в России днём с огнём не сыщешь. Но ведь продюсерами не рождаются, а становятся люди из смежных профессий. Часто по необходимости.
Полно случаев, когда сценаристами, режиссёрами и продюсерами работают люди, вообще никак с этим ремеслом изначально не связанные. Они не были выбраны кем-то, просто место было вакантно и нужно было делать проект — и люди брали на себя эту роль. Студии закрывают потребность разными способами, и профи появляются в том числе так».
Проекты ААК по профориентации детей и подростков в сторону анимационных профессий:
- Образовательный проект «Анимация и Я»
- Ежегодная анимационная смена в молодежном лагере Таврида
- Анимационный фестиваль «Аниматика» в МДЦ Артек
- Всероссийская детская анимационная лаборатория (80 регионов, в течение года)
Получение специального образования в сфере анимации в России возможно в специализированных вузах, колледжах, на курсах повышения квалификации. Однако единого реестра таких учебных заведений до 2019 года не существовало. Попытку создать его предприняли организаторы Фестиваля анимационного кино в Суздале.
«Новый проект Гарри Бардина «Песочница» стоил в производстве 6 млн рублей, на краудфандинге он собирал 3,5 миллиона. Ранее он же собрал на Planeta.ru 2,2 млн рублей на доснятие одной из трёх серий «Три мелодии», 5,4 миллиона — на «Болеро 2017».
Весьма популярная у взрослого зрителя «Масяня» тоже снималась за счёт краудфандинга. На производство 4 новых серий Масяни на Planeta.ru в ходе трёх проектов было привлечено почти 700 тысяч рублей. После этого сборы на съёмки велись уже на зарубежных крауд-платформах, например, Indiegogo».
«Потребление контента детьми сильно отличается от модели потребления взрослыми. Родители традиционно хотят не просто оградить детей от нежелательных и вредных видеороликов и всплывающей рекламы, но и управлять сценарием, контролируя состав. Популярные платформы отвечают на эту потребность формированием отдельных детских подписок и приложений для детей.
Технологические гиганты, такие как «Яндекс», Google, Amazon, также включились в соревнование за участие в жизни и развитии ребенка, разрабатывая голосовых ассистентов, которые в том числе удовлетворяют потребность в играх и развлечениях. Потребление через экраны смартфонов и планшетов небезопасно для ребенка.
Для решения этой проблемы мы создали портативный смарт-проектор с доступом к собственной цифровой платформе. Среди российский владельцев устройства пользуются популярностью оцифрованные советские диафильмы: «Винни Пух», «Бэмби», «Малыш и Карлсон», «Халиф Аист». В США — диафильм по мотивам мультфильма «Холодное сердце», который мы выпустили вместе с Disney».
Популяризуют мультфильмы в том числе участвуя в фестивалях — игрокам важно становиться заметнее на новых рынках, особенно в Азии. Так, РЭЦ в 2018 году стал инициатором проведения Russian Cartoon Week — «Недели российской анимации» в Пекине. Это было первое масштабное событие, деловая миссия для отечественных мультипликаторов, желающих расширить свое присутствие в Китае.
В 2019 году члены ААК участвуют в 5 международных фестивалях: MIP TV 2019 (Франция), Marche du film 2019 (Франция), Brand Licensing Europe 2019 (Великобритания), MipJunior/MIPCOM 2019 (Франция), ATF (Сингапур).
Рынок международных креативных индустрий — один из ключевых для развития российского экспорта. Прежде всего это аудиовизуальный контент: с 2015 по 2019 год мировые кассовые сборы отечественных фильмов (включая сериалы и анимацию) выросли с $11 млн до $44 млн.
По данным Российского экспортного центра, выручка российских креативных индустрий составила в 2017 году 8 трлн рублей. Мультфильмы (прежде всего «Маша и Медведь», «Смешарики», «Снежная Королева», «Лео и Тиг») продаются не менее успешно, чем полный метр и сериалы (в 2017-18 гг. самыми популярными стали «Хождение по мукам», «Троцкий», «Триггер», «Фарца»).
Темп роста стоимости экспорта российской мультипликации весьма высок: в 2011 году это был почти ноль, в 2016 — 2,5 млрд рублей, в 2019 оценки приближаются к миллиарду долларов.
Прорыв франшизы «Снежная королева» студии Wizart
2012 год — выход первой части (дебют в международном прокате) — сборы $7,5 млн;
2014 год — выход второй части — сборы $15 млн;
2016 год — выход третьей части — сборы $24 млн;
2019 год — выход четвертой части — сборы ещё не окончены, но за первый уикенд за рубежом картина собрала более $1 млн только в Европе.
Всего франшиза к началу 2019 года заработала более $100 млн, мультфильмы были проданы в 150 стран и переведены на 30 языков.
В феврале 2018 года Российский экспортный центр запустил программу поддержки экспорта креативных индустрий в России. Поддержка оказывается в рамках Нацпроекта «Международная кооперация и экспорт», главной целью которого является наращивание объемов несырьевого неэнергетического экспорта. Суть программы — в спонсировании участия российских аниматоров в международных выставках и фестивалях, субсидировании регистрации товарных знаков за рубежом и адаптации российского анимационного контента под условия внешних рынков.
Главная мотивация РЭЦ — в том, что креативные индустрии и прежде всего анимация дают синергетический эффект развития экспортной экономики. Ведь на экспорт идут не только сами мультфильмы, но и детская мебель, игрушки, продукты питания и другие товары, брендированные героями мультфильмов. Такое взаимодействие бизнес-сегментов оказывает продолжительный экономический эффект на все экспортные отрасли.
Именно поэтому на российском анимационном производстве появляются международные проекты. Так, Wizart Animation планирует отдать производство пятой части «Снежной королевы» в Китай, оставив за собой сценарий, раскадровку, творческий контроль.
Копродукционные сериалы запланированы и у «Союзмультфильма».
«Копродукция — это еще один эффективный способ организации международных продаж. В этом случае производится продукт, который ориентирован сразу на несколько рынков. В прошлом году «Союзмультфильм» заключил соглашение с крупной французской компанией Cyber Group — мы договорились совместно производить 4 анимационных сериала.
Помимо этого, на «Союзмультфильме» регулярно проходят стажировки и творческие лаборатории для зарубежных студентов, которых интересует уникальный потенциал российской анимации, которая долгие годы формировалась во внерыночных условиях и наработала серьезную креативную «мышцу»».
В 2011 году Юрий Норштейн, Гарри Бардин, Леонид Шварцман, Андрей Хржановский, Эдуард Назаров и другие аниматоры выступили с открытым письмом президенту, в котором шла речь о состоянии главной отечественной студии «Союзмультфильм» и бедственном положении отрасли в целом. После этого началось возрождение индустрии: появился анимационный фестиваль в Суздале, студии начали получать финансовую поддержку.
В 2017 году, в год 105-летнего юбилея отрасли, Владимир Путин поручил Минфину разработать законопроект о льготах для работников сферы. В апреле 2018 года в Налоговом кодексе появилась поправка о понижении страховых взносов для производителей анимационной продукции. В себестоимости продукции 80% — затраты на оплату труда, поэтому экономия стала существенной.
До 2023 года в соцстрах производители мультфильмов будут отчислять 14% прибыли, а в Пенсионный фонд — 8% вместо существующих 30%. В этом смысле анимационная индустрия приравнена к сфере IT. Правда, это послабление касается студий с численностью персонала не менее 7 человек, а доля их доходов от реализации продукции должна составлять не менее 90% в сумме всех доходов организации.
Более того, на поддержку анимации выделяется около 800 миллионов рублей в год. Президент обещал выделить ещё полмиллиарда из личного резервного фонда, правда, однократно. По оценкам Ильи Попова, главы Ассоциации анимационного кино, эта сумма равна примерно четверти затрат на производство одного фильма «Шрэк».
Есть и другие проекты закона в помощь аниматорам. Минпромторг думает над тем, чтобы российские производители получали компенсацию затрат на покупку лицензий на использование образов отечественных анимационных героев. Мультипликаторы ратуют за установление обязательного процентного соотношения лицензированного анимационного продукта отечественного и зарубежного производства в эфире каналов.
Технопарк «Дом российской анимации» на базе студии «Союзмультфильм»
Не обошли новые тренды централизации ресурсов в экономике России в целом и мультиндустрию. В 2019 году на базе студии «Союзмультфильм» создается анимационный технопарк «Дом российской анимации».
В технопарке будут развиваться все анимационные техники: кукольное производство, пластилиновая анимация, традиционная рисованная анимация и 3D-анимация. Также там будут производить специальное программное обеспечения, используемое в мультипликации. Резидентами технопарка могут стать и начинающие коллективы: у них будет возможность коллективно пользоваться дорогостоящим оборудованием.
В июле 2018 года правительство Москвы присвоило киностудии «Союзмультфильм» статус инвестиционного приоритетного проекта по созданию технопарка. Этот статус позволяет киностудии снизить нагрузку по региональным налогам до 25% и впоследствии направить высвобожденные средства на модернизацию площадей технопарка. По планам руководства проекта, к 2020 году в технопарке будут работать 325 человек.
«Введение налоговых льгот позволяет снизить затраты на производство, и, следовательно, освободившиеся ресурсы направить на дополнительное производство анимации. Технопарк «Союзмультфильма» также развивается очень бурно — площадей на ул. Академика Королева нам уже не хватает, поэтому с помощью Правительства г. Москвы мы ищем дополнительные помещения.
Однако, я думаю, что для качественного рывка индустрии необходимо увеличение государственных вложений. Так, например, нам бы хотелось производить фильмы, которые, возможно, не будут иметь ярко выраженный коммерческий эффект, однако сыграют значительную роль в развитии искусства и просвещения. Анимация ведь по сути своей несет в себе ценностные ориентиры для ребенка, поэтому от того, какими будут наши мультфильмы зависит, в том числе, призма восприятия растущего человека.
Уверена, что, учитывая текущие успехи нашей индустрии, ее значимость в рамках различных государственных программ будет только расти».
Источник