Иблис делает свое дело

Глава 12. Об иблисе и его мучениях

Всевышний Аллах, слава Ему, сказал: «Скажи: «Повинуйтесь Аллаху и Посланнику! А если отвернетесь, то ведь Аллах не любит неверных!» (3:32). Это значит: если верующие откажутся от послушания Аллаху и Его Посланнику, то Он не простит их и не примет их покаяние, как не было принято покаяние иблиса из-за его неверия и высокомерия, но он простил Адама (а.с.), и было принято его покаяние, потому что он признался в совершенном грехе, раскаялся в нем и порицал себя. Пусть это и не было настоящим грехом, потому что пророки (а.с.) непорочны, они не совершают грехов ни до пророчества, ни после, но было нарушением запрета Аллаха, и поэтому он и Хавва сказали: «Господь наш! Мы поступили несправедливо по отношению к себе, и если Ты не простишь нас и не смилостивишься над нами, то мы непременно окажемся из потерпевших урон» (7:23), и Адам (а.с.) поспешил покаяться и не был лишен Милости Всевышнего Аллаха. Иблис же не признался в грехе и не сожалел о нем, не считал себя виноватым и не покаялся, и он был лишен Милости Всевышнего Аллаха и возгордился.

И кто поступает как иблис, у того не будет принято покаяние, а кто поступает как Адам. У того Аллах примет покаяние, потому что если в основе грехов – нафс, то можно ожидать прощения, но грех от высокомерия не прощается. Грех Адама был от нафса, а грех иблиса проистекает от высокомерия.

Рассказывают, что пришел к Мусе и сказал: «Ты тот, кого Аллах избрал своим Посланником и с кем Он разговаривал?» И Муса ответил: «Да, чего ты хочешь и кто ты?» Иблис сказал: «Муса, скажи своему Господу, что одно из Его созданий хочет покаяться». И внушил Аллах Мусе, чтобы он ответил: «Я внял твоей просьбе, и прикажи ему, Муса, чтобы он преклонился перед могилой Адама, и если он сделает это, то его покаяние будет принято и его грехи будут прощены». Муса передал ему и иблис рассердился, возгордился и сказал: «Муса! Я не преклонился перед ним в Раю, как я могу преклониться перед ним, когда он мертв?!»

Рассказывают, что когда мучения иблиса в Аду становятся сильнее, его спрашивают: «Каково наказание от Аллаха?» И он отвечает: «Это самое сильное наказание». И ему говорят: «Вот Адам в райских садах – преклонись перед ним и попроси прощения, чтобы тебе простили». Он отказывается, и его мучение усиливается в семьдесят раз по сравнению с мучениями других обитателей Ада.

Известно, что Всевышний Аллах выводит иблиса из Ада каждые сто тысяч лет и выводит Адама, приказывая иблису поклониться Адаму, тот отказывается, и его возвращают в Ад.

Братья мои! Если вы хотите избавления от иблиса, то просите защиты у Господа и прибегайте к Нему.

В Судный день поставят трон из огня, и воссядет на него иблис, будь он проклят, и около него соберутся шайтаны и неверующие (кяфиры). И Он скажет голосом, похожим на рев осла: «Обитатели Ада! Каково то, что обещал вам ваш Господь?» Они ответят: «Поистине, это правда». И он скажет: «Это день, когда я потерял надежду на Милость». И Всевышний Аллах прикажет ангелам, чтобы они побивали его и тех, кто следовал за ним, огненными палицами, и будет это длиться сорок лет, и никогда не услышат приказа о выходе. Да спасет нас Аллах от этого!

И в Судный день приведут иблиса и прикажут ему сесть на трон из огня, а на его шее будет ожерелье из проклятий. И Всевышний Аллах, слава ему, прикажет адскому воинству, чтобы стащили его с трона и бросили в Огонь. Они повиснут на нем, чтобы стащить его с трона, но не смогут. Потом Всевышний Аллах прикажет Джибрилу и восьмидесяти тысячам ангелов, но и они не смогут. Потом прикажут Исрафилу, потом Азраилу, с каждым из них будет по восемьдесят тысяч ангелов, но и они не смогут. И скажет им Всевышний Аллах: «Если для этого соберется в несколько раз больше ангелов, чем я создал, то и они не смогут сместить его, пока на нем ожерелье проклятья».

Читайте также:  Идеи бизнеса для села с минимальным вложением

Рассказывают, что именем иблиса на нижнем небе было `Абид – ‘поклоняющийся’, на втором — Захид — ’аскет, воздержанный’, на третьем — Ариф — ’знающий’, на четвертом – Вали — ’приближенный к Аллаху’, на пятом – Такый — ’богобоязненный’, на шестом – Хазин — ’хранитель’, на седьмом – Азазил, а в хранимых скрижалях – иблис — ’тот, кто не придает значения результату своих дел’.

И Аллах приказал ему поклониться Адаму, и он сказал: «Ты считаешь его лучше меня, когда я лучше его? Ты создал меня из огня, а его создал из глины». И сказал Всевышний: «Я делаю, что пожелаю!» И он посчитал себя более благородным и повернулся к Адаму спиной из гордости и высокомерия и продолжал так стоять, пока кланялись ангелы. Когда же они подняли головы, то увидели, что он не поклонился, и они совершили второй земной поклон из благодарности, а он стоял, и поняли, что он отказывается от них, и не желает поклониться, и не раскаивается. И Аллах обезобразил его прекрасный вид и сделал его похожим на свинью, голову – похожей на голову верблюда, грудь – похожей на горб большого верблюда, лицо похожим на морду обезьяны, глаза – трещинами по всему лицу, его ноздри – открытыми, как посуда цирюльника, губы – как губы быка, клыки – торчащими, как клыки кабана, а в его бороде оставил семь волосков и изгнал его из Рая, потом и с небес, а потом и с земли на острова, и он приходит на землю, только прячась, и Он проклял его до Судного дня, потому что тот стал одним из неверующих.

Посмотри – он был прекрасным на вид, четырехкрылым, обладавшим большими знаниями, много поклонявшимся, был самым лучшим и самым великим среди ангелов, господином приближенных ангелов и так далее, но все это не спасло его и ничего ему не дало: «Во всем этом – напоминание» (39:21).

И когда это произошло с иблисом, заплакали Джибрил и Микаиль. И Всевышний Аллах спросил: «Почему вы плачете?» Они ответили: «Наш Господь! Мы не защищены от Твоего наказания». И сказал Всевышний Аллах: «И не забывайте, что и вы не защищены от Моего наказания!»

И сказал иблис: «Господи! Ты изгнал меня из Рая из-за Адама, и я не могу одолеть его без Твоей воли». И Он ответил: «Ты властвуешь над ним», то есть над его потомками, кроме пророков. Иблис сказал: «Сделай же меня сильнее!» И Он ответил: «Когда у него родится сын, у тебя родится такой же». Иблис попросил: «Сделай же меня еще сильнее!» Аллах ответил: «Их сердца – твое жилище, ты будешь течь там, как течет кровь». Иблис сказал: «Еще!» Аллах Всевышний ответил: «Пускай против них свою конницу и пехоту», то есть применяй против них своих помощников – и конных, и пеших; «Дели с ними их богатства», то есть побуждай их к приобретению и трате запретными способами. «И дели с ними их детей», то есть побуждай порождать на свет запретными способами, как совокупление с женщиной во время менструации, и участвуй в их имя наречении, как Абд аль-узза 38 , и сбивай с истинного пути неправильными религиями, порицаемыми занятиями и уродливыми делами; «И давай им обещания» (17:64), то есть давай им ложные обещания, как заступничество идолов, надежда на достоинство предков. Откладывание покаяния и безнаказанность: «Поступайте, как пожелаете!» (41:40).

И сказал Адам: «Господи! Ты дал ему власть надо мной, и я смогу защититься от него лишь с Твоей помощью», и Аллах ответил: «Когда у тебя родится сын, я определю одного из ангелов, чтобы он оберегал его». И попросил Адам: «Добавь мне силы!» И Он сказал: «Награда за благое дело будет увеличена в десять раз». Адам попросил: «Добавь еще!» И Он сказал: «Я не лишу их возможности покаяния, пока их души будут в их телах». Адам попросил: «Добавь еще!» И Он ответил: «Я буду прощать их и не подвергну жесткому отчету».

Читайте также:  Топ бизнес идей будущего

И сказал иблис: «Господи! Ты избрал из сынов Адама посланников и ниспослал им Писания, а кто же мои посланники?» И Он ответил: «Колдуны». И иблис спросил: «А что есть мои писания?» И Он ответил: «Татуировки». Иблис спросил: «А что есть мои хадисы?»?» И Он ответил: «Ложь». Иблис спросил: «Что есть мой Коран?»?» И Он ответил: «Стихи». Иблис спросил: «Кто будет моим муэдзином?» И Он ответил: «Дудка». Иблис спросил: «Что будет моей мечетью?» И Он ответил: «Базары». Иблис спросил: «Что будет моим жилищем?» И Он ответил: «Туалет». Иблис спросил: «Что будет моей пищей?» И Он ответил: «То, над чем не произнесли Моего Имени». Иблис спросил: «Что будет моим питьем?» И Он ответил: «Спиртное». Иблис спросил: «Что будет моими силками?» И Он ответил: «Женщины» 39 .

38 Абд аль-узза – означает: «Раб идола по имени узза»
39 Передал Ат-Табарани в аль-Кабире, 8/245. Ибн аль-Каййим сказал: «Подтверждений этой истории (асара) много, каждая ее часть имеет подтверждение из Корана или Сунны». См.: Игаса аль-Ляхафан, 1/252.

Исследование сокровенных тайн сердца

Источник

Иблис

Иблис – имя одного из джиннов, который был низвергнут Аллахом с небес за свою гордыню и отказ пасть ниц перед Адамом — первым человеком, сотворенным Богом. С тех пор Иблис стал врагом Аллаха и дал клятву сбивать верующих с верного пути.

В Коране Иблис также называется Шайтан (как глава всех злых духов – шайтанов), ̒ Адувв Аллах (враг Аллаха) или просто ал- ̒ Адувв (враг) .

Этимология

Арабское слово «Иблис» ( إِبْلِيس ‎‎ ) происходит или от древнегреческого διάβολος («клеветник»), которое в Новом Завете переводится как «дьявол» [A Greek–English Lexicon. H.G. Liddell, R. Scott, H.S. Jones. Oxford: Clarendon Press, 1940.], или от арабского глагольного корня بَلَسَ «он лишился» (милости Бога).

История

Согласно Корану, Иблис был тем единственным ангелом, который ослушался Аллаха – отказался пасть ниц перед сотворенным им первочеловеком – Адамом. «Я ‒ лучше его: Ты создал меня из огня, а его создал из глины» (Коран. Сура 7. Аяты 12/11). За это он и был низвергнут Аллахом с небес и обречен на муки ада. Однако Иблис испросил у Аллаха отсрочку наказания до дня Суда и поклялся вредить Аллаху на земле и совращать людей: «Я засяду против них на Твоем прямом пути. Потом я приду к ним и спереди, и сзади, и справа, и слева, и Ты не найдешь большинства их благодарными». (Коран. Сура 7. Аят 16/15), «я украшу им то, что на земле, и собью их всех».(15:39). Наказание Иблиса отложено до дня Страшного суда, после которого Иблис и все, кто послушался его, будут низвергнуты в ад (Коран. Сура 26. Аят 94).

Одно из первых злодеяний Иблиса заключается в том, что, пробравшись в рай (джанна), он совратил Адама и Хавву. В раю Адам и Хавва имели все, что только могли пожелать, но им было запрещено есть плоды с одного из райских деревьев. Иблис убедил Адама и его жену, что плоды райского дерева дадут им вечную жизнь и могущество. Соблазнившись, они нарушили запрет Аллаха, поели плодов, впервые ощутили свою наготу, которой застыдились, а затем в наказание были низвергнуты на землю, где обречены жить и трудиться они и их потомки (Коран. Сура 2. Аяты 36/34; Сура 7. Аяты 20/19 – 25/24; 20: 120/118 -121/119).

В кораническом эпизоде поклонения ангелов дьявол назван Иблисом, а в эпизоде грехопадения — аш-шайтан.

Согласно послекораническому преданию, Иблис живет на земле, возглавляя злых духов – шайтанов и джиннов, он способен размножаться, порождая шайтанов и джиннов. Он обитает среди руин, на кладбищах, в банях, на рынках, пьет вино, любит пение, танцы, стихи. Одно из его любимых занятий – заставлять людей забывать о благочестивых делах, о молитве. Часто он мешает людям совершать молитву, похищает имущество из заката.

Отгонять его можно только чтением вслух аятов Корана (например, Коран, Сура 2. Аят 268-271).

Читайте также:  Начать свой бизнес шкафы купе

Мусульманские молитвы часто начинаются заклинанием против Иблиса-Шайтана «А ̒уззу би-ллахи мин аш-шайтан ар-раджим» («Прибегаю к Аллаху за помощью против Шайтана, побиваемоего камнями». Раджим – побиваемый камнями (грешник или отступник) – постоянный эпитет к имени Иблис-Шайтан, восходящий к Корану. Заклинаниями против Иблиса-Шайтана являются последние суры Корана. (например, суры 113, 114).

Ритуал бросания камешков

Каждый пророк становился объектом происков Иблиса. Ритуал бросания камешков во время хаджа считается напоминанием о том, как пророк Ибрахим отгонял здесь преследовавшего его дьявола. Пророку Мухаммаду Иблис не раз пытался помешать молиться, а однажды якобы внушил как восходящие к Аллаху и Корану фразы, содержащие признание триады мекканских богинь. Иблис вдохновлял врагов Мухаммада, как мекканцев, так и мединских лицемеров (мунафикун).

Иблис в мусульманской богословской литературе

Послекораническое предание уделяет большое внимание различным вариантам истории Иблиса до его падения. Рассказывается, что он звался ̒Азазил или ал-Харис и был послан с небес подавить на земле мятеж джиннов. Возгордившись своей победой и тем, что он господствовал над всей землей (отсюда еще одно его имя – Хакам), он и ослушался приказа Аллаха.

В связи с историей Иблиса в мусульманской богословской литературе (филолог и литератор XI-XII вв. аз-Замахшари, суфий IX-X вв. ал-Халладж и др.) обсуждалось несколько проблем, в конечном счете связанных с важнейшими для ислама концепциями предопределения и всемогущества Аллаха.

Для того, чтобы снять противоречие, вытекавшее из ослушания Иблиса и его соперничества с Аллахом за души людей, некоторыми богословами он объявлялся орудием Аллаха, специально избранным для того, чтобы испытывать людей. Особо подчеркивалась его слабость перед Аллахом. Обсуждались и конкретные причины его отказа поклониться Адаму. Обычное объяснение – гордость и самоуверенность, погубившие многих других персонажей мусульманской священной истории.

Другое объяснение, частично подсказанное Кораном (Сура 18. Аяты 50/48), что он был не ангелом, а пробравшимся на небо джинном и повел себя так, как джинну и полагается.

Есть еще одно объяснение, принимавшееся некоторыми суфиями, в частности ал-Халладжем. Согласно ему, Иблис счел поклонение кому-либо, кроме Аллаха, нарушением истинного единобожия, тем самым он проявил верность вере в Аллаха, но не выдержал испытание повиновением. Согласно мнению многих суфиев (например, крупнейшего мусульманского философа-мистика XII-XIII вв. Ибн ̒Араби), он будет в конце концов прощен Аллахом.

На протяжении веков мусульманские богословы объявляли наущением Иблиса враждебные им богословские школы и течения, а также многие элементы бытового ислама и народных суеверий. Большая часть обрядов бытовой магии мусульман направлена на защиту человека от козней Иблиса.

Образ Иблиса был известен в Аравии до Корана в иудео-христианской среде, откуда пришли его имена Иблис и Шайтан (через эфиопскую передачу). Доисламские поэты упоминают Иблиса и Шайтана, в частности в связи с историей Адама. Слово шайтан, кроме того, что было известно в Аравии в значении «змея» и как распространенное имя людей, и название родовых групп. Коранические заклинания в последних сурах сходны с доисламскими заклинаниями против злых духов. Из текста Корана (Сура 81, аят 25) следует, что мекканцы объявляли проповеди Мухаммада внушением «шайтана, побиваемого камнями». В качестве врага Аллаха Иблис-Шайтан появляется в связи с тем, что проповедь Мухаммада была отвергнута.

История Иблиса – одно из первых объяснений причин неверия людей и вообще наличия зла в мире.

Источники:

  • Ислам. Энциклопедический словарь. М.: «Наука», 1991.
  • Коран. Пер. и коммент. И.Ю. Крачковского. М., 1963.
  • Iblis // The Encyclopaedia of Islam. New Edition. Prepared by a number of leading orientalists. Edited by B. Lewis, Ch. Pellat and J. Schacht. Leiden, E.J. Brill,London, Luzac& CO, 1986 .Vol.III. Р.668-669.

Автор: Кавказский Узел

Источник

Оцените статью