Художник профессионал своего дела

Кто такой профессиональный художник?

В мире искусства весьма часто используются такие термины как «профессионал», «профессиональный художник», а наделение художника статусом профессионала, или же отсутствие такового нередко играет значительную роль в творческой карьере человека и восприятии его обществом. Однако нет единого понимания того, кто такой профессиональный художник.
Предлагаю отстраниться от жёстких определений, вместо этого выделить, систематизировать и детально разобрать ряд признаков, характеризующих профессионала. Условно разделю их на основные: формальные и реальные, а так же дополнительные и факультативные.
Формальный признак – наличие соответствующего профессионального образования. Причем, сложилась, на мой взгляд, вполне справедливая практика под профессиональным художественным образованием понимать законченное высшее и, с некоторой натяжкой – среднее профессиональное образование, ориентированное на практическое владение выпускником мастерством живописи, художественной графики, скульптуры. Будет ошибкой назвать профессионалами лиц, ограничившихся обучением в школе искусств, лицее или профессионально-техническом училище по специальностям, сопряженным с творческой деятельностью, например «исполнитель художественно-оформительских работ». Данная формулировка значится в частности и в моём дипломе об окончании строительного ПТУ, и она не случайна, но вытекает из специфики производственного обучения, количества часов, посвящённых собственно живописи, которое несоизмеримо ниже даже с курсом живописи и рисунка в детской художественной школе.
Следует обратить внимание, что для каждого вида профессиональной деятельности есть некий минимальный порог. Так, например, для плотника, уровень профессионального мастерства по диплому начинается и заканчивается уровнем ПТУ. Среднее юридическое образование даёт возможность стать помощником адвоката, но не адвокатом. Выпускник медицинского колледжа вправе рассчитывать на должность медбрата, зубного техника, фельдшера. Да, он получил медицинское, и, что важно отметить, профессиональное образование, но он не является врачом, не только по должности, но и по существу не называется таковым. Извольте закончить медицинский ВУЗ.
«Планка» художника, как мне представляется, тоже достаточно высока. Профессиональный художник, это тот, кто закончил «репинку», институт им. Сурикова. тот кто имеет в дипломе о высшем образовании слово «художник» и специальность по станковой или монументальной живописи, графике, скульптуре и т.п. Квалификации ССУЗов, как то «художник-педагог, -оформитель, -модельер…» претендуют на право объявлять своего обладателя профессиональным художником весьма спорно, хотя, на мой взгляд, не без оснований. Всё же задача этих специалистов уметь преподавать живопись, написать афишу, разработать дизайн костюма, соответственно, а что сверх того, уровнем квалификации не охватывается. И хотя в указанных специальностях присутствует слово «художник», но «милостивый государь» не тоже самое, что «государь». их отличие от собственно живописцев, графиков или скульпторов столь же разительно, как между зубным врачом и врачом-стоматологом.
Данный, формальный критерий и позволяет в самой общей форме определить профессионализм художника. Например, когда заказчик ищет исполнителя художественных работ, то, чтобы сузить поиск до круга наиболее искусных мастеров (ибо профессионал по диплому априори искуснее самоучки, пока не доказано обратное) он может воспользоваться именно этим критерием, а затем продолжить отбор уже более скрупулезно. Или: у приемной комиссии нет времени детально изучать реальный уровень профессионализма кандидатов на участие в конкурсе и тогда кидается «клич» среди профессионалов по диплому.
Как видим формальный признак имеет свою логику и практическую обоснованность, однако не безусловен. Наличие диплома не гарантирует высокое владение мастерством художника, а самообразование, подкрепленное природным таланом, иногда дает поразительные образцы высокого художественного мастерства.
В связи с этим, на передний план в определении профессионализма художника выходит реальный уровень его мастерства. Однако и здесь есть ряд сложностей.
В значительной степени оценка профессионализма художника по его работам субъективна, поэтому не следует придавать определяющее значение такими оценочными категориями как манера, раскрытие замысла и тому подобным аспектам, которые в большей степени связаны не столько с категорией профессионализма, сколько с творческой составляющей произведений искусства. И хотя творческому подходу в работе художника должно предшествовать овладение ремеслом, однако некоторые творческие элементы могут присутствовать и в произведениях непрофессионалов. В свою очередь, профессионально исполненная живопись может иметь весьма скромную творческую составляющую или не иметь её вовсе.
Отмечу, между прочим, своего рода лукавство, нередко встречающееся среди представителей всевозможных «измов», живописцев получивших классическое художественное образование в престижных ВУЗах и ушедших в авангардные течения якобы добровольно. Может и так, впрочем, едва ли кто по зову души разменяет золото на серебро, тем паче на медь, едва ли художник, способный создать образцы высокого классического искусства, выберет примитивизм, кубизм, или техники граффити и инсталляции. Понятно, что выпускников института им. И.Е. Репина научили рисовать горшки и лепить живую натуру карандашом и краской по всем правилам классического искусства. Но вот только покинув стены alma mater, пойти дальше академических постановок, создавать самостоятельные, творческие произведения искусства в классических технике и манере, они не редко оказываются не способными.
В любом случае объективным критерием реального профессионализма того или иного художника должна выступать преимущественно техника исполнения. Творческие аспекты могут учитываться, но в качестве факультативных и весьма субъективных признаков.
Что следует понимать под профессиональной техникой? Это уровень, удовлетворяющий программу как минимум среднего профессионального художественного образования.
Технические навыки сложно, или почти невозможно определить в авангардных течениях. В подобных случаях, на мой взгляд, следует руководствоваться либо формальным фактором (наличием соответствующего диплома), либо реальным владением художником техникой живописи и графики по тем работам, которые выполнены им в реалистической манере. Если же художник ни когда не упражнялся в овладении натурой, то его уже, априори, нельзя оценивать с точки зрения профессионализма, в противном случае определение профессионала и профессиональной живописи растворится в абстракциях, окончательно лишится объективности и вообще потеряет смысл.
Помимо приведенных выше признаков профессионального художника можно выделить дополнительный: профессиональная художественная деятельность, когда занятие живописью является его профессией, основным родом занятий, художник может получать доход от нее, ведет активную выставочную деятельность. Данный признак справедливо назвать обязательным, но не имеющим самостоятельного значения без основного – «профессионального уровня мастерства».
Здесь уместно будет провести параллель с таким понятием как «историк». Если человек закончил исторический факультет, но не занят соответствующей преподавательской или научной деятельностью, а именно: работой с первоисточниками, архивами, поиском и опросов очевидцев тех иди иных событий и т.д., то он ещё не является историком. О таких говорят «историк по образованию», «человек с дипломом историка» и т.п. Даже если он что-то пишет на историческую тему, но черпает материал, скажем, из интернета, то он скорей исторический писатель или публицист.
Несмотря на зависимость данного критерия от основного признака иногда он рассматривается как самостоятельный, например, по уровню мастерства художника можно отнести скорей к любителям, но он регулярно выставляется и успешно продаёт свои произведения. В этом есть определённая логика, если принять тезис, что профессиональная деятельность может быть не профессиональной, то есть не качественной. В связи с этим, необходимо отелить друг от друга два понятия: профессиональный художник и профессиональная живопись которые далеко не всегда могут сочетаться в одном человеке. «Профессионал» в этом случае, условно говоря, – «количество», а профессиональная живопись это «качество». Тогда человек может быть и профессионалом и любителем одновременно, он сделал производство картин своей профессией, но их качество будет низким, то есть любительским.
К факультативному признаку профессионала следует отнести членство в профессиональном союзе художников, в первую очередь – Союзе художников России, как наиболее авторитетном объединении художников. Такое членство служит пусть не безусловным, но все же подтверждением профессионализма художника и даже претендует на полноценный формальный признак как дополнение к диплому так и вместо него. Разумеется, данный критерий тем более справедлив, если речь идёт о наличии соответствующего почётного звания (заслуженный, народный художник) и членства в Российской академии художеств. Сделаем и здесь поправку на то, что все эти факультативные признаки могут сочетаться с отсутствием и мастерства и таланта, но с наличием хороших связей с нужными людьми.
Итак, в идеале, профессиональный художник это человек, владеющий мастерством изобразительного искусства на уровне высшего образования, подтвержденном соответствующим дипломом, членством в профессиональном союзе художников, и ведущий активную работу по созданию и демонстрации произведений изобразительного искусства.
Общую же формулу определения профессионализма художника вижу таковой: при конкуренции признаков профессионализма де-юре и де-факто приоритетным должен быть реальный уровень мастерства художника. В связи с этим, целесообразно оперировать такими понятиями как профессиональная и непрофессиональная (любительская) живопись.

Читайте также:  Бизнес идеи выходного дня

Источник

Кто такой профессиональный художник и как им стать

Содержание статьи

  • Кто такой профессиональный художник и как им стать
  • Как стать художником
  • Как вступить в Союз Художников

Кто такой профессиональный художник?

Давайте же начнем с этого термина — «профессионал». Несмотря на всю свою парадоксальность, точного и единого понимания, кто такой профессиональный художник, нет. Зато существуют признаки, по которым можно судить о художнике с точки зрения того самого профессионализма.

Вот смотрите, у каждой профессиональной деятельности есть свой минимальный порог. Для помощника адвоката — это среднее юридическое образование, для плотника — ПТУ, для врача — медицинский вуз. И для профессионального художника планка немала — законченное высшее образование и среднее профессиональное образование, которое ориентировано на практическое овладение учеником-выпускником художественной графики, мастерством живописи, скульптуры. Это первый признак.

Как он влияет на художника? Очень часто, когда заказчик ищет хорошего художника, его поиск сужается до самых искусных мастеров, а именно мастеров с дипломом. Тогда на самоучку могут и не обратить внимание, но это не говорит о том, что второй чем-то хуже. Наличие диплома не дает никакой гарантии, что художник действительно владеет высоким мастерством. Есть сотни, чтобы не тысячи примеров, когда образцы самоучек были гораздо эффектнее художников с дипломом. И все же этот формальный признак стоит учитывать.

Вторым признаком профессионализма является реальный уровень мастерства художника, а именно его техника. И по-настоящему проверить её можно только по тем работам, которые он выполнял в реалистичной манере, т.е. с натурой.

Другие признаки являются взаимодополняющими. Например, когда живопись для художника является основным видом его деятельности, он получает от неё доход, занимается активной выставочной деятельностью.

Читайте также:  Хочу открыть свое дело не знаю какое

И еще один довольно весомый аргумент, его мы затронем чуть позже, когда будем рассматривать пути становления профессионального художника, это членство в Союзе Художников России.

Вывод: а теперь без всяких скучных и заумных слов. Стоит ли учиться и получать образование? Скажем так, если вам еще позволяет возраст, то это очень поможет вам как будущему мастеру. И я бы отказываться от такой возможности не стал бы. Пока у вас нет забот с деньгами, семейными делами, домом, детьми и т.д. — золотое время, пишите и учитесь.

Ну а если поезд ушел, тогда есть самолеты. Шутка! Для творчества нет возраста. Вы можете стать профессионалом и без всяких дипломов. Тем более что в силу сегодняшней информационной доступности поднять свой уровень мастерства можно самостоятельно, а также по различным курсам для новичков и даже профессионалов.

Я же считаю, что профессиональный художник — это не тот, кто имеет много дипломов, и даже не тот, кто красиво пишет. Для меня профессиональный художник — это тот, кто умеет передавать свои чувства и эмоции на холст, вызывая их же у зрителей.

«Художник рисует не то, что видит, а то, что чувствует». Пабло Пикассо

Как стать профессиональным художником и что для этого нужно?

1. С чего следует начинать?

Естественно, со своих навыков. Как вы думаете, далеко ли вы зайдете, не умея применять на практике даже элементарные правила рисования? Если у вас талант от Бога, даже это не значит, что на обучение можно махнуть рукой. Более настойчивые и целеустремленные люди вас обойдут. Поэтому обучаться нужно всегда и постоянно. Увы, без этого профессионалом вам никак не стать.

Приобретите минимальный комплект для начинающего живописца и пишите. Достаточно нескольких красок, кистей и холста (либо прогрунтованного ДВП листа). Не старайтесь сразу же создавать шедевры. Не спешите. Если вам неудобно заниматься живописью при посторонних или даже близких людях, найдите и выделите для себя свободное время, когда вы будете только одни.

Совет. Настоятельно рекомендую прочитать книгу Бетти Эдвардса «открой в себе художника». Она позволит вам избавиться от внутренних психологических проблем, связанных с живописью. Также почерпните для себя новые технологические и технические хитрости и приемы из книги Смита Рэя «Настольная книга художника». Эти две книги доступны для скачивания в интернете.

2. Прогресс, реализация картин, раскрутка

Теперь представьте такую ситуацию: допустим, вы уже набрались определенного опыта, написали несколько картин, а возможно и закончили художественный вуз. Что дальше? Куда девать картины? А работа, семья, повседневные дела.

Тут-то 90% художников и останавливаются, так как просто не знают, что делать дальше. Знаете, что говорил Сезанн? — «Если вы хотите стать художником, ваши родители должны быть богаты». К чему эти слова? А к тому, что художник — это творческий человек, который должен уделять все свое время и энергию живописи. Но каковы сегодняшние реалии? Каждому человеку нужен дом, еда, одежда. И будь вы хоть художник, или кто-то еще, задумываться об этих вещах и тратить своё время на их добычу необходимо. И как же тогда быть творческому человеку? Исходя из вышесказанного все же стать профессиональным художником вполне реально, и для этого есть всего 3 пути:

Стоит сразу оговориться: художник — не продавец, он производитель. Чтобы создавать настоящие шедевры, художник не должен тратить свою драгоценную энергию на мысли о продаже картин. Пусть этим занимаются те люди, которые это умеют. Есть даже такая поговорка: «Хороший бизнесмен — плохой художник».

Читайте также:  Чпу станки свое дело

Интернет дает многое. Любой художник теперь может быть на виду у зрителя при помощи социальных сетей, форумов, блогов для художников. Благодаря интернету вы можете создать собственную страничку и уже на ней знакомить людей со своими работами.

Что касается галерей — они являются посредниками между художником и покупателем. В Москве, например, таковых около 70. Если хотя бы в одной трети из них будет находиться хоть по одной вашей картине, то о финансовой стороне вы можете больше никогда не беспокоиться, так как она будет с избытком удовлетворена.

Звучит, конечно, сладко, но надо туда еще попасть. Начинающему художнику придется запастись терпением и настойчивостью, чтобы на ваши работы захотели хотя бы посмотреть. И настойчивость как раз творит чудеса, примеры этому наши великие Левитан, Пикассо, Моне и Коровин.

Просто начните понемногу носить свои работы в галереи, не особо надеясь на их одобрение. Рано или поздно вы своего добьетесь. Это лишь вопрос времени.

  • Примкнуть к профессиональной организации

В начале статьи мы затрагивали этот вопрос. Такими организациями сегодня являются Московский союз художников и Российский союз художников. Эти организации ведут активную выставочную деятельность, причем всероссийского масштаба и на элитных площадках. Такие выставки всегда сопровождаются повышенным внимание СМИ, журналистами, богатыми людьми, уважаемыми критиками, ценителями и функционерами. Представьте, какую известность и статус вы можете получить, если засветитесь на таковой со своими работами?!

Что это вам дает? Пожалуй, это самый прямой путь к вершине, так как одинокий художник-странник не сможет сделать в одиночку столько, сколько смогут двое, трое и больше. За 1-2 года вы уже можете достичь невероятных высот благодаря жизни в организации.

Что от вас требуется? Активная деятельность и жизнь в среде общества, талантливые работы, выполнение поручений, взаимопомощь, настойчивость, общение с руководящими людьми. Но самое главное, художнику нужно выбрать ту группу, с которой у него совпадут идейные взгляды и интересы, либо их придется корректировать. Нейтральная позиция ничего не принесет, поэтому придется выбирать. Да, даже в таких организациях существует разделение на группы и конкуренция за продвижение и выдвижение своей идеи, как самой лучшей и правильной. Поэтому рекомендую выбрать одну из авторитетных и отстаивать её интересы, дабы пробиться на верхушку и обзавестись там тесными контактами.

Путь этот очень непростой, непредсказуемый и для многих — провальный, из-за нехватки терпения и давления извне. Вот, например вы провели очередную выставку, на которой продать ничего не удалось. Результат — потеря денег, сил, веры в себя. А еще вдруг появляются «философы», которые твердят, мол, «да брось ты эту затею, ничего не выйдет, пустая трата времени»!

Здесь самое главное — не сдаваться, развиваться и идти до победного конца.

«Если я остановлюсь, то умру.» А. Миронов

Найдите высшую прослойку людей, которым будете предлагать свои картины. Если же вы выйдете куда-то на развалину, дабы продать картины, то ничего стоящего не получите, кроме как известности среди небольшой кучки людей. Вам нужна бизнес элита вашего места, т.е. преуспевающие и состоятельные люди. И именно с ними необходимо налаживать контакт, так как их потенциал гораздо больший, чем у обычных людей.

Как это сделать? Необязательно организовывать дорогостоящую выставку. Достаточно распечатать каталог с вашими картинами, и уже с ним совершить обход по всем крупным и успешным компаниям. Представьтесь, огласите свою цель визита и, желательно, попадите к самому руководителю. Если же его нет, оставьте каталог или диск у секретаря, а после наберите его по телефону и разведайте что да как. Но лучше встретьтесь лично.

Большинство из руководителей предприятий охотно идут на сделки с художниками. Им нравится смотреть картины и покупать их. Для вас же это хорошие связи, новые контакты и известность.

Резюме. Чтобы стать профессионалом нужно всегда развиваться и работать над своими слабыми местами. Пробуйте себя в разных направлениях, анализируйте свои ошибки, отдыхайте, равняйтесь на лучших. Развивайтесь по всем фронтам — в экономике, социальных отношениях, культуре, религии. Ведь людям малоинтересно созерцать переживания только одного человека. Но зато они с восторгом будут смотреть на то, что волнует лично их, и то, что тесно связано с их жизнью, окружением, влиянием и т.п.

Источник

Оцените статью