Группе самому максимально используя свои возможности деятельность позволяющая проявить себя

Статья: «Опыт организации проектной деятельности младших школьников»
статья (2 класс) по теме

Рекомендации по организации проектной деятельности младших школьников.

Скачать:

Вложение Размер
statya.doc 38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт организации проектной деятельности младших школьников.

Звягина Ксения Николаевна,

учитель начальных классов

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции обучающихся. В соответствии с требованиями стандартов второго поколения для повыше ния качества знаний обучающихся, развития их познавательных и творческих способностей надо направлять деятельность учителя на формирование положительной мотивации обучающихся, самостоятельное овладение знаниями. Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает проектно-исследовательская деятельность обучающихся.

Проект с точки зрения обучающегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать достигнутый результат.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы.

Рассмотрим основные шаги написания проекта.

Первый шаг – тренировочное занятие.

Первое тренировочное занятие организовывается в форме игры, на котором используются карточки с символичными изображениями этапов:

— спросить у другого человека;

— получить информацию из книг;

— посмотреть по телевизору;

— обсудить в группе;

— подведение итогов, оформление результатов;

— представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта;

Первый этап. Выбор темы проекта и разработка плана проекта.

Для тренировочного проекта используется самый простой вид – информационный.

Класс делится на две группы. Каждая группа выбирает из предложенных вариантов тему своего научного исследования. Темы детских проектных работ выбираем из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Для проекта требуется проблема, которая должна быть знакома, значима и выполнима для обучающихся. Длительность выполнения учебного проекта в 1-2 классе целесообразно ограничить 1-2 неделями.

Возможные темы проектов:

— Букет вежливых слов;

— Удивительное рядом и др.

После того, как в каждой группе обучающиеся совместно определили тему своего проекта, лишние карточки с темами убираются. Например, 1 группа – «Наши четвероногие питомцы — кошки»; 2 группа – «Собаки – лучшие друзья людей».

Дальше, обучающимся объясняется их задача, которая заключается в подготовке небольшого сообщения по данной теме. Но для того, чтобы сделать такое сообщение и представить свою работу, надо собрать всю доступную информацию по теме и обработать её. Естественно, что для младших школьников сбор информации представляет собой новое и очень сложное дело. Поэтому необходимо подвести обучающихся к мысли, что нужно обдумать, какая информация нужна по данной теме. После этого на стол ставится карточка с символом «подумать». Отвечая на вопрос: «Где мы можем узнать что-то полезное по нашей теме?» Обучающиеся постепенно выстраивают линию из карточек: «подумать», «спросить у другого человека», «получить информацию из книг», «понаблюдать», «посмотреть по телевизору».

Второй этап. Сбор информации.

Во время работы над темой обучающиеся учатся находить интересующую их информацию, систематизировано хранить и использовать ее. Разложенные на столе карточки с символическими изображениями этапов сбора информации есть не что иное, как план проекта, в упрощённом виде. Например, подумав, обучающиеся могут сделать заключения о местах обитания кошек и собак, их внешних особенностях, питании, роли в жизни человека.

Карточка «спросить у другого» нацеливает обучающихся на то, что расспрашивать о животных можно взрослых и других детей. Но младшим школьникам в силу особенностей возрастного развития сложно сформулировать вопрос к другому, нелегко воспринимать его ответ. Развитие навыков постановки вопроса и восприятия ответа являются одними из важнейших целей проведения игр — проектов с младшими школьниками.

Третий этап. Обобщение информации.

В каждой группе в течение нескольких дней идёт сбор информации. Вся информация фиксируется в дневнике. Информация может быть представлена в виде записей, рисунков, вырезок или ксерокопий текстов и изображений. Я в индивидуальном порядке работаю с каждой группой по мере необходимости. План работы на карточках прикрепляется на классном стенде, чтобы каждый ученик мог их видеть.

Для младших школьников сложно обобщать полученную информацию, поэтому на данном этапе велика роль учителя. Однако в процессе работы над проектом хорошо развиваются творческие способности и мышление. Обучающиеся учатся выделять главные идеи и видеть второстепенные.

Четвёртый этап. Текущая рефлексия.

Данный этап служит обязательным условием для того, чтобы обучающиеся увидели схему организации проекта, осознали рассматриваемую проблематику и оценили промежуточные результаты. Они должны понять способы деятельности, обнаружить ее смысловые особенности. Формы образовательной рефлексии различны (устное обсуждение, письменное анкетирование, графическое изображение происходящих изменений на протяжении этапа проекта). В своей работе я использую графическую рефлексию, когда требуется начертить, нарисовать, изобразить свое настроение в ходе проекта (например, построить график погоды в классе во время проекта).

Пятый этап. Сообщение по результатам работы (презентация проекта).

Как только информация обобщена, с каждой группой готовится сообщение по теме. Первые работы, обычно, короткие, поэтому их можно объединить и выпустить в каждой группе газету или книжки-малышки. Затем каждый участник группы рассказывает о том вкладе, который он внёс в процессе работы.

Защиту проекта пропустить нельзя. Без нее проект не может считаться завершенным. Это один из главных этапов обучения начинающего исследователя. Защита должна быть публичной, таким образом, обучающийся учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.

Вторым шагом в организации проектной деятельности обучающихся становятся уже самостоятельные исследования.

Использование проектного метода в организации процесса познания младшего школьника имеет большое значение, т.к. позволяет обеспечить поисковую деятельность обучающихся, направленную на творческое развитие личности, накопление конкретно-образных представлений об окружающем мире. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают обучающиеся в результате приобщения их к проектной работе. Выполняя проект в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества, а участие в такой деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться. Проект даёт обучающимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности.

Источник

Учебный проект дает возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, — презентация

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемwww.gymnasia35.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » Учебный проект дает возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность,» — Транскрипт:

2 Учебный проект дает возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

3 Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: эксперимент, моделирование, опрос и другие.

4 Требования к учебному проекту ПРОБЛЕМА ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПОИСК ПРОДУКТ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОРТФОЛИО

5 Проблема. Проектирование. Поиск 1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической. 2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы. 3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Необходим поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

6 Продукт. Презентация. Портфолио 4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. 5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы. Проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта. 6. Необходимо создание портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

7 ЛИТЕРАТУРА Василовская АИ Метод проектов на уроках в начальной школе//

Источник

«Какова же роль учителя в проектной деятельности»
статья

Возможности метода проектов, деятельностного подхода в обучении для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и ученика, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения.

Скачать:

Вложение Размер
kakova_zhe_rol_uchitelya_v_proektnoy_deyatelnosti.docx 22.61 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 536

По теме: «Какова же роль учителя в проектной деятельности»

В основе каждого учебного проекта лежит проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. Проблема проекта обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной работы становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.

Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Возможности метода проектов, деятельностного подхода в обучении для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и ученика, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения.

Определяет цель деятельности.

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания.

Рекомендует источник получения информации.

Раскрывает возможные формы работы.

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результата.

Создаёт условия для активности школьника.

Несет ответственность за свою деятельность.

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.

В начальных классах учащиеся еще не умеют работать с научно- познавательной литературой, выделять главное, систематизировать, делать обобщения, планировать свою деятельность, они только приступают к поисково-исследовательской работе.

От учителя потребуется такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск. Большого внимания требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения знаний, необходимых в том или ином проекте, постановки учебной цели по овладению приёмами проектирования.

При проектировании мы задаем следующие вопросы «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)? Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?

Роль учителя. В учебном проекте степень активности и самостоятельности учеников и учителя на разных этапах можно представить в следующей схеме:

1-й этап — УЧИТЕЛЬ ученик,

2-й и 3-й этапы — учитель -УЧЕНИК,

Последний этап- УЧИТЕЛЬ ученик.

Роль учителя велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, — зависит судьба проекта в целом.

Первые два этапа осуществляются в школе: мы знакомим учащихся с темой проекта, предлагаем различные варианты способов выполнения работы, выслушиваем мнения детей по данному этапу подготовки, вместе с учащимися определяем, каким образом может выглядеть конечный результат проекта и как нужно осуществлять его защиту.

Третий этап направлен на самостоятельный подбор материала учащимися. Для сбора информации определяются временные рамки. Меняется роль учителя: из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную созидательную творческую работу.

На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

Чтобы произвести самооценку проектирования и результата проекта мы задаем следующие вопросы:

  • Почему вы начали разрабатывать этот проект?
  • Правильно ли сформулировали задачу?
  • Разнообразны ли были идеи?
  • Соответствует ли выбранная идея первоначально выдвинутым требованиям?
  • Удачно ли спланировали и использовали время?
  • Что сделали бы иначе, если бы снова начали разрабатывать проект?
  • Какой вклад внес каждый участник в общее дело? Оцените свою работу.
  • Для кого предназначен проект? Учитывались ли местные условия или возрастные особенности?
  • Как отнесутся посторонние люди, кто будет использовать наш(ваш) проект?
  • Была ли достигнута цель, все ли задачи решены?
  • Как улучшить проект? Каковы направления для дальнейшего исследования?

Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в внеклассной работе, дома пр.).

Необходимо, чтобы этот результат можно было увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Результатом проекта может быть атлас, видеофильм, диафильм, газета, журнал, коллекция, гербарий, костюм, макет, модель, наглядные пособия, плакат. публикация, справочник, словарь, экологическая программа, книга, сборник стихов, сказок, викторина, панно, поделка, праздник, представление, план, реферат, серия иллюстраций, стенгазета, сценарий праздника, экскурсия, путешествие, реклама, инсценировка, спектакль, соревнования, телепередача. научная конференция, ролевая, деловая, спортивная, интеллектуально- творческая игра.

Особое внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита проекта), где учащиеся докладывают о проделанной ими работе. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, продукт работы над проектом, определяет форму проведения презентации. Педагогической целью проведения презентации является выработка или развитие презентативных умений и навыков : демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения, анализировать ход поиска решения, аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта, самоанализ успешности и результативности решения проблемы.

Защита проектов осуществляется рассказом о своём проекте по следующему плану:

  • Почему ты начал разрабатывать этот проект? Кому он предназначен?
  • Было ли проведено предварительно исследование, интервьюирование. Что было выявлено?
  • Какова основная идея твоего проекта? Какие были у тебя еще идеи? Почему ты их отверг?
  • Какими требованиями к проекту ты руководствовался?
  • Краткая характеристика процесса выполнения проекта. Какие использовались материалы? Сколько времени потребовалось на выполнение проекта? Какое оборудование ты использовал? Кто тебе помогал?
  • Краткая характеристика производственных этапов. По каким этапам выполнялся проект? В чем они заключались?
  • Какие комментарии ты получил от пользователей или посторонних людей?
  • Как улучшить проект? Каковы направления для дальнейшего исследования?

После защиты проекта можно изделие подарить, оформить выставку проектных работ важно, чтобы дети ощутили потребность в изготовленных изделиях. Почувствовали атмосферу праздника за доставленную людям радость.

Оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер, но следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Школьников, добившихся особых результатов необходимо отметить дипломами или памятными подарками, не присуждая мест. В начальной школе должен быть поощрен каждый, кто участвовал в проекте. Выделить несколько номинаций, отметить победителей в каждой номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Веселый проект» «Творческий проект,» «Исследовательский проект», «Игровой проект» Помимо личных призов приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проекта.

Какова же роль учителя в проектной деятельности? Она своеобразна. Первое правило, о котором должен помнить учитель: я выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный участник их добывания.

Я некий вдохновитель для проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Источник

Читайте также:  Бизнес идеи для барьеров
Оцените статью
Adblock
detector