Система органов государственной власти России. Принцип разделения властей
Понятие органа государственной власти
Государственный орган — это часть государственного аппарата, наделенная государственно-властными полномочиями и осуществляющая свою компетенцию по уполномочию государства в установленном им порядке.
Отметим также, что в Конституции РФ и в законодательстве получили распространение два термина: орган государственной власти и государственный орган. Мы исходим из их тождества.
Для органа российского государства характерны особые черты, закрепленные Конституцией России. В Российской Федерации порядок образования и формирования государственных органов устанавливается нормативными правовыми актами. Этот признак органов государственной власти предназначен для предотвращения произвольного нагромождения органов. Органы государственной власти не могут быть ликвидированы или преобразованы без изменения самой Конституции РФ, которая предусматривает, что порядок образования органов должен быть определен федеральным законом. Только федеральным конституционным законом или федеральным законом учреждаются органы судебной власти. Органы исполнительной власти могут создаваться, преобразовываться и ликвидироваться указами Президента РФ. Конституциями и уставами субъектов Российской Федерации устанавливаются система их органов власти.
Орган всегда учреждается для осуществления определенных задач, выполнения функций государственной власти, реализации видов (форм) деятельности государства. Важнейшим конституционным признаком органа государственной власти является его компетенция, которая является юридическим выражением его функций.
Орган государственной власти всегда наделен властными полномочиями, т.е. его решения носят обязательный характер и при необходимости подкрепляются принудительной силой государства. Полномочия органа государственной власти образуют его компетенцию — круг предметов ведения, границы которого очерчиваются предельно четко для того, чтобы орган государственной власти не превышал своей власти и не вторгался в сферу других органов государственной власти. Компетенция обычно устанавливается при создании органа, хотя впоследствии может и меняться.
Компетенция свойственна органу государственной власти как самостоятельному звену государства, она подчеркивает его самостоятельность.
Для государственных органов устанавливается строгий порядок деятельности. Составной частью этого порядка являются и принимаемые органом правовые акты, имеющие юридическую силу, и функциональное назначение. Только государственные органы имеют правомочие на правоприменительную деятельность.
Признаком каждого государственного органа является его структура, внутренняя организация, которая закрепляется в конституциях, уставах, иных нормативных правовых актах. Совокупность всех органов государства, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в ходе организации государственной власти, образует систему органов Российской Федерации.
Закрепление системы федеральных органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации, является составной частью понятия основ конституционного строя. Перечень таких органов является исчерпывающим, т.е. не допускается создание каких-либо других органов власти без изменения гл. 1 Конституции РФ. Это особенно важно для федеративного государства с большим числом субъектов и сложной системой разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов.
Согласно Конституции РФ, федеральную государственную власть осуществляют следующие органы: Президент России, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, суды РФ. Этот перечень соответствует определенным главам Конституции РФ, в которых достаточно конкретно определяется порядок формирования и полномочия каждого из этих органов.
Органы государственной власти состоят из выборных депутатов или назначенных государственных служащих, облеченных властными полномочиями. Однако орган может быть в лице одного человека: Президент РФ, Генеральный прокурор РФ, Уполномоченный по правам человека и другие единоличные органы.
Наряду с органами государственной власти, в Российской Федерации действуют органы местного самоуправления. Они имеют особую природу, не входят в систему органов государственной власти. Вместе с тем они обладают большинством названных признаков органов государственной власти: они также имеют властные полномочия, определенный порядок создания и деятельности.
Конституционные основы системы органов государственной власти Российской Федерации
Наличие системы органов государственной власти означает, что органы государственной власти действуют не обособленно друг от друга, а совместно и этим взаимодействием обеспечивают эффективность отправления функций государства, и, прежде всего, защиту прав человека. Конституционная система власти включает в себя не только органы государственной власти, которые названы в тексте Конституции РФ. В нее входят и многие другие, создание которых вытекает из функций и полномочий конституционных органов. Система власти, таким образом, состоит из разветвленных подсистем, из большого числа соподчиненных органов разного уровня. И поскольку весь этот вертикальный и горизонтальный механизм властвования прямо или косвенно затрагивает права человека, очень важно иметь ясное представление о том, что он собой представляет.
В Конституции России закрепляется общее назначение органов государственной власти как средств осуществления народовластия, народного суверенитета, устанавливаются основные принципы организации и деятельности государственных органов. Основным законом разграничиваются предметы ведения и полномочий между различными органами власти, определяется характер взаимоотношений федеральных органов и органов государственной власти субъектов Федерации. Конституцией учреждается структура государственных органов и правовой статус основных федеральных органов государственной власти России: Президента РФ, палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
По разным основаниям органы государственной власти могут быть классифицированы на несколько групп.
По уровню своей деятельности органы государственной власти делятся на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ.
Федеральные органы государственной власти включают Президента РФ, Правительство РФ и другие названные выше органы, а также федеральные органы исполнительной власти и суды Российской Федерации.
В систему органов государственной власти субъектов входят органы, создаваемые их конституциями (уставами) и законами. Не всегда органы субъектов РФ образуют единую структуру с органами федеральными государственной власти. Такая единая система предусмотрена Конституцией России только для исполнительной и судебной власти в определенных пределах и совершенно исключена для органов законодательной власти. Некоторые органы не могут быть поделены на федеральные и субъектов Федерации (например, прокуратура), так как они образуют единую систему на основе строгой централизации.
Согласно Конституции РФ, система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно, а в пределах своего ведения и полномочий они обладают всей полнотой государственной власти. Одновременно на территории субъектов Федерации существует ряд территориальных органов, федеральных органов государственной власти, например, территориальные органы Министерства внутренних дел, Министерства юстиции, Министерства по налогам и сборам.
Принцип разделения властей
Для осуществления функций государственной власти ее отдельные звенья наделяются комплексом полномочий и вправе действовать самостоятельно, во многом независимо друг от друга, сохраняя рычаги взаимного сдерживания и контроля. В государственном механизме Российской Федерации выделяют законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. В совокупности эти органы образуют основу конституционной системы органов российского государства.
Конкретное содержание принципа разделения властей состоит в следующем:
- законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательными (представительными) органами;
- исполнительная власть должна заниматься в основном исполнением законов и только ограниченным нормотворчеством, быть подотчетной главе государства и лишь в некотором отношении парламенту;
- между законодательными и исполнительными органами должен быть обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение центра властных решений, а тем более всей полноты государственной власти на одну из ветвей власти;
- судебные органы независимы и в пределах своей компетенции действуют самостоятельно;
- ни одна из трех ветвей власти не должна вмешиваться в прерогативы другой власти, а тем более сливаться с другой властью;
- споры о компетенции должны решаться только конституционным путем и через правовую процедуру, т.е. Конституционным Судом РФ;
- конституционная система должна предусматривать правовые способы сдерживания каждой ветви власти двумя другими, т.е. содержать взаимные противовесы всех ветвей власти, устанавливать способы их взаимного влияния.
Органы законодательной власти Российской Федерации включают Федеральное Собрание РФ и законодательные органы субъектов РФ. Законодательные органы одновременно являются представительными органами, т.е. представляющими и выражающими интересы народа. Эти органы обладают исключительным правом на принятие законов. Органы законодательной власти всегда состоят из большого числа депутатов, что служит гарантией широкого народного представительства. Органы законодательной власти наделяются определенными полномочиями по контролю, участию в назначении должностных лиц, но основная их функция состоит в принятии законов.
Органы исполнительной власти наиболее разветвлены и многообразны. Именно они организуют исполнение законов и указов, издают большое количество организационно- распорядительных актов. Органы исполнительной власти в президентских республиках не подотчетны и не подконтрольны органам законодательной власти, хотя и действуют в тесном сотрудничестве с ней. В органах исполнительной власти практически нет выборности, эти органы обычно учреждаются, а их руководители назначаются Президентом РФ, Председателем Правительства РФ, главами исполнительной власти субъектов РФ. Органы исполнительной власти могут действовать как на началах коллегиальности (Правительство РФ), так и единоначалия (министерства).
Органы исполнительной власти могут иметь различную подчиненность. Так, например, некоторые из них выходят напрямую на Президента РФ (Министерство обороны Российской Федерации и другие силовые органы), другие на Председателя Правительства РФ.
Органы судебной власти включают федеральные суды и суды субъектов РФ. Цель этих органов — осуществление правосудия, применение законов и иных нормативных правовых актов.
Указанные виды органов получены в результате классификации по основанию принцип разделения властей. Однако, как и в любом другом государстве, в Российской Федерации существуют органы, не входящие ни в одну из ветвей власти. В то же время эти органы действуют в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. По своему статусу они являются независимыми органами государственной власти. К числу таких органов относятся: Прокуратура РФ, Центральный банк РФ, Счетная палата РФ, Центральная избирательная комиссия РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, Академия наук РФ.
Разделенные власти для осуществления своих функций должны строить взаимодействие на основах координации. Приведем примеры взаимного влияния ветвей власти друг на друга.
Высший орган исполнительной власти — Правительство Российской Федерации является участником законодательного процесса. Во-первых, оно обладает правом законодательной инициативы, и, следовательно, может внести проект закона в Государственную Думу. Во-вторых, у него есть возможность влиять на законодательный процесс посредством дачи заключений на проекты законов (ч. 3 ст. 104 Конституции Российской Федерации).
Конституционный Суд РФ вправе объявить любой закон — полностью или частично — неконституционным, т.е. утратившим юридическую силу. Эти примеры свидетельствуют о том, что законодательная власть действует не сама по себе, а в определенной системе, равновесие которой достигается взаимными противовесами других основных властей. Федеральное Собрание РФ, в свою очередь, имеет конституционные рычаги воздействия на Правительство РФ и на формирование судебных органов. Такая взаимная сбалансированность помогает поддерживать конституционный правопорядок.
Источник
Государство осуществляет свою деятельность через органы государственной власти
Глава V.
ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§26. Система органов государственной власти Российской Федерации
Что означает понятие «государственный орган»? Каковы назначение и признаки различных государственных органов
Понятие «орган государственной власти» встречается в печати, устных беседах. С органами государственной власти каждый человек сталкивается в многообразных жизненных ситуациях, и нередко бывает так, что люди недовольны принятыми ими решениями, считают их несправедливыми. Необходимо знать, в какой ситуации надо обращаться в тот или иной орган государственной власти, как и кто может защитить права каждого из нас.
ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА
Российское государство осуществляет свою деятельность посредством органов государственной власти. Орган государственной власти представляет собой коллектив граждан, организованный для осуществления от имени народа и по его поручению государственной власти. Как правило, органы государственной власти являются именно коллективными, например парламент или правительство, реже единоличными – такими, как президент или судья.
Каждый государственный орган обладает рядом специфических черт или признаков, которые отличают его от иных объединений людей.
Во-первых, каждый государственный орган обладает в силу закона самостоятельной компетенцией, т. е. совокупностью государственно-властных полномочий и предметов ведения.
Предметы ведения означают те сферы государственной и общественной жизни, в пределах которых действует конкретный орган государства. Например, сферой деятельности парламента является законотворчество, а сферой деятельности министерства – управление.
Государственно-властные полномочия – это совокупность прав и обязанностей, установленных Конституцией Российской Федерации и законами, на основе которых орган государственной власти решает в пределах его ведения поставленные перед ним цели и задачи. Государственно-властные полномочия выражаются в двух основных формах: а) издание правовых актов, обязательных для исполнения другими государственными органами, государственными служащими, органами местного самоуправления, муниципальными служащими, общественными объединениями, гражданами и юридическими лицами; б) непосредственное действие, обеспечивающее исполнение этих актов и деятельность самого органа государственной власти.
Во-вторых, каждый орган государственной власти образуется в установленном посредством закона или указа Президента РФ порядке.
В-третьих, каждый орган государственной власти действует в установленном государством порядке. Порядок деятельности органов государственной власти обычно устанавливается двумя путями. В той части, которая касается «внешней сферы» организации и деятельности органа, т. е. сферы, в которой орган государственной власти взаимодействует с гражданами, их объединениями или иными органами государственной власти, порядок функционирования определяется законом. Например, порядок рассмотрения уголовных дел судами, равно как и порядок производства уголовного расследования, осуществляемого органами безопасности, внутренних дел и некоторыми иными органами, – Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации 2001 г. «Внутреннюю» организацию и порядок деятельности отдельных подразделений органов государственной власти, как правило, устанавливает такой нормативный акт, как регламент или положение.
В своей совокупности все органы государственной власти в Российской Федерации образуют единую систему. Рассмотрим сущность и назначение важнейших из них.
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Правовой статус Президента Российской Федерации установлен Конституцией Российской Федерации. Согласно статье 80 Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Именно Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Президент Российской Федерации избирается на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (детально процедура организации и проведения выборов урегулирована нормами Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»).
Полномочия Президента Российской Федерации весьма разнообразны по своему характеру и содержанию.
Первая группа полномочий связана с реализацией законодательной власти. К их числу следует отнести (ст. 84 Конституции РФ):
– назначение выборов Государственной Думы и её роспуск в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;
– назначение общенационального референдума;
– подписание и обнародование федеральных законов;
– обращение к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
Следующую группу составляют полномочия по реализации исполнительной власти. Согласно статье 83 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации обладает правом назначать и освобождать от должности членов Правительства Российской Федерации, полномочных представителей Президента Российской Федерации в территориальных округах и при органах государственной власти, дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях (после консультаций с комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания), а как Верховный главнокомандующий Вооружёнными силами Российской Федерации он назначает и освобождает высшее командование Вооружённых сил Российской Федерации.
Полномочия Президента Российской Федерации по отношению к судебной ветви власти имеют сугубо кадровый характер (пункт «е» ст. 83).
В соответствии со статьёй 89 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации выполняет и некоторые иные функции, присущие главе государства.
Свои полномочия Президент Российской Федерации реализует в форме издания нормативных правовых актов, указов и распоряжений, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам и обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
Полномочия Президента Российской Федерации могут быть прекращены досрочно в случае его добровольной отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трёх месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.
Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Оно представляет законодательную власть на федеральном уровне. Как и органы законодательной власти в субъектах Российской Федерации, федеральный парламент избирается непосредственно народом и является выразителем его воли. Федеральное Собрание Российской Федерации – постоянно действующий орган.
Федеральное Собрание Российской Федерации, как и большинство зарубежных парламентов, состоит из двух палат: верхней – Совета Федерации и нижней – Государственной Думы. Такая структура призвана обеспечить более взвешенный подход к выработке и принятию законов, что и составляет основную часть компетенции законодательной власти в любой современной стране.
Государственная Дума избирается сроком на пять лет (до 2009 г. избиралась на четыре года). Совет Федерации согласно закону, вступившему в силу с 1 января 2011 г., формируется из депутатов, избранных в законодательные собрания субъектов Федерации или представительные органы муниципальных образований.
В соответствии со статьёй 104 Конституции право законодательной инициативы, т. е. право вносить проект закона, принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.
Законопроекты вносятся в нижнюю палату российского парламента. Все они подлежат обязательному рассмотрению Государственной Думой, которая и решает вопрос о принятии или отклонении законодательной инициативы.
Согласно части 2 статьи 105 Конституции Российской Федерации федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Обычно этот процесс осуществляется в три чтения. Первое чтение носит характер концептуального, т. е. обсуждается сама идея предлагаемого закона. Второе чтение предназначено для обсуждения поправок, внесённых в ходе работы самими депутатами. В ходе третьего этапа законодательного процесса текст закона принимается в окончательной редакции. Четвёртое чтение проводится только в ходе принятия самых сложных финансовых актов, например таких, как ежегодно принимаемый федеральный закон о бюджете. Принятый федеральный закон направляется в верхнюю палату парламента. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.
Обязательному рассмотрению в Совете Федерации согласно статье 106 Конституции подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:
а) федерального бюджета;
б) федеральных налогов и сборов;
в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;
е) войны и мира.
Федеральные конституционные законы как наиболее важные в системе законов считаются принятыми, если текст одобрен большинством не менее трёх четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (ч. 2, ст. 108). Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, перечисленным в Конституции Российской Федерации.
В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации об отклонении федерального закона он считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Думы (ч. 5, ст. 105 Конституции РФ).
Принятый федеральный закон направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. Если Президент Российской Федерации отклонит закон (федеральный конституционный закон не может быть отклонён Президентом), то Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают данный закон. Если же при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.
Помимо основного полномочия по принятию федеральных законов, палаты Федерального Собрания обладают и другими полномочиями, связанными с обеспечением баланса государственной власти в Российской Федерации.
Парламенты субъектов Российской Федерации также являются в основном двухпалатными, исключение – парламент Республики Татарстан, в составе которого три палаты. Компетенция парламентов субъектов Федерации установлена их конституциями (уставами).
На федеральном уровне систему исполнительной власти составляют Правительство Российской Федерации, федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Полномочия Правительства Российской Федерации регламентируются статьёй 114 Конституции Российской Федерации и федеральными законами.
Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется Федеральным конституционным законом «О Правительстве Рцссийской Федерации» и Регламентом Правительства Российской Федерации.
В состав Правительства Российской Федерации входят Председатель Правительства и его заместители, а также члены Правительства – министры Российской Федерации (см. ст. 110 Конституции).
Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия. Правительство Российской Федерации также может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации. Президент Российской. Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации но своей инициативе либо на основании вотума недоверия (выражение недоверия) Государственной Думы.
Непосредственное управление делами нашего государства осуществляют федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Федеральные министерства осуществляют функции по выработке государственной политики и принятию нормативных правовых актов в соответствующей сфере, т. е. функцию издания на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации федеральных конституционных законов, федеральных законов, обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами, правил поведения, распространяющихся на неопределённый круг лиц, а также осуществляют координацию и контроль деятельности находящихся в их ведении федеральных служб и федеральных агентств.
Федеральные службы реализуют следующие функции:
– контроль и надзор за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;
– выдачу органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определённого вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;
– регистрацию актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов;
– специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности.
Федеральные агентства выполняют функции по управлению государственным имуществом и оказывают государственные услуги, т. е. предоставляют непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуги гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.
Субъекты Российской Федерации устанавливают систему органов исполнительной власти самостоятельно, но в пределах Конституции Российской Федерации и федеральных законов. В настоящее время в Российской Федерации осуществляется административная реформа и системы исполнительных органов субъектов Российской Федерации находятся в стадии преобразования.
В соответствии со статьёй 118 (ч. 1) Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону (ч. 1, ст. 120). Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Согласно статьям 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации в России функционируют три относительно самостоятельные судебные организации: конституционная, общая и арбитражная юстиция.
Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, международных договоров.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 125 Конституционный Суд разрешает споры о компетенции между органами государственной власти. Конституционный Суд Российской Федерации даёт толкование Конституции Российской Федерации.
Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, в свою очередь, рассматривают дела о соответствии конституциям (уставам) нормативных актов соответствующего субъекта Российской Федерации. Детально полномочия этих судов определены конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации и их законами.
Систему судов общей юрисдикции согласно статье 126 Конституции Российской Федерации возглавляет Верховный Суд Российской Федерации, который является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Этот Суд осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью всех судов общей юрисдикции и даёт разъяснения по вопросам судебной практики. Суды общей юрисдикции составляют ядро судебной системы Российской Федерации. В России действует около 2700 судов общей юрисдикции, в которых работает около 17 000 судей. В состав этой системы входят в качестве низшего звена, рассматривающего самые простые дела, мировые судьи, которые отнесены законом к судам субъектов Российской Федерации.
Суды арбитражной юрисдикции возглавляются согласно статье 127 Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации. Этот Суд является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и даёт разъяснения по вопросам судебной практики. Всего в нашей стране действует около 120 судов арбитражной юрисдикции.
Структура судебной системы Российской Федерации достаточно сложна, её можно проследить на данной схеме:
ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Её правовой статус (полномочия, организация и порядок деятельности) определяется Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». В соответствии со статьёй 1 этого закона прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Возглавляет эту систему органов Генеральный прокурор РФ, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ (ст. 129 Конституции РФ).
Вопросы для самопроверки
1) Какими общими чертами обладают все органы государственной власти? 2) В каких формах выражаются государственно-властные полномочия органов государственной власти, чем они различаются? 3) Охарактеризуйте правовой статус Президента РФ. 4) В какой форме Президент РФ реализует свои полномочия? 5) Какие органы государственной власти наделены правом законодательной инициативы? 6) Какие органы государственной власти составляют систему исполнительной власти в РФ? 7) Каково назначение прокуратуры в нашей стране?
1. Перечислите полномочия Президента РФ, классифицируйте их и докажите, что полномочия, установленные в Конституции РФ, отражают его правовой статус.
2. Проанализируйте главу 3 Конституции РФ «Федеративное устройство» и ответьте на вопрос: должна ли быть воспроизведена федеральная модель организации органов государственной власти в субъектах Федерации?
3. Выскажите своё мнение, почему принятый Государственной Думой федеральный закон направляется на одобрение в верхнюю палату российского парламента
4. Составьте в тетради три схемы прохождения законопроекта: а) в случае его принятия в качестве закона; б) в случае его отклонения Советом Федерации; в) в случае отклонения его Президентом РФ.
5. Раскройте содержание функций, осуществляемых федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами.
6. Назовите суды конституционной, общей и арбитражной юрисдикций. Определите, какие из них являются федеральными, какие – судами субъектов Федерации.
7. В уставе субъекта Российской Федерации закреплена норма, предусматривающая принятие совместных постановлений областной Думы и главы администрации области. Соответствует ли указанная норма действующему законодательству?
«Для правосудия является бедствием, когда в приговорах решение зависит от личного произвола. Поэтому судья, решая дело, никогда не имеет ни права, ни нравственного основания говорить: «Я так хочу». Он должен говорить подобно Лютеру: «Я не могу иначе», не могу потому, что и логика вещей, и внутреннее чувство, и житейская правда, и смысл закона твёрдо и неуклонно подсказывают мне моё решение, и против всякого другого заговорит моя совесть как судьи и человека».
А.Ф. Кони (1844–1927), русский юрист
«Цель государства в действительности есть свобода».
Б. Спиноза (1632–1677), нидерландский философ
Источник