Инвестиционной деятельности
Регулирование условий инвестиционной деятельности.Государство для выполнения своих функций регулирования экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на инвестиционную деятельность и экономику страны путем издания и корректировки соответствующих законодательных актов и постановлений, а также путем проведения определенной экономической, в том числе и инвестиционной, политики.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, ведется органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Государство применяет различные административные методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, прежде всего в следующих формах:
1) посредством издания законов и подзаконных нормативных актов;
2) посредством прямого управления государственными инвестициями;
3) принятием государственных инвестиционных проектов;
4) посредством особого регулирования государственной деятельности;
Экономическими методами регулирования инвестиционной деятельности являются:
· участие государственных органов в инвестиционной деятельности;
· создание свободных экономических зон;
· распределение и перераспределение финансовых ресурсов;
· кредитно-финансовый механизм (предоставление кредитов, процентов);
Инвестиционная деятельность в РФ регулируется системой законов и нормативных актов.
В качестве основных законов, регулирующих инвестиционную деятельность, выступают:
1. Конституция Российской Федерации (1993 г.).
2. Градостроительный кодекс РФ (1998 г.).
3. Гражданский кодекс РФ, часть первая (1994 г.), часть вторая (1996 г.).
4. Налоговый кодекс, часть вторая (2001 г.).
Основополагающее значение для регулирования инвестиций и инвестиционного процесса в России имеют следующие Законы:
1. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».
2. Градостроительный кодекс РФ (1998).
3. Гражданский кодекс РФ.
4. Закон РФ «О социальном развитии села» от 21 декабря 1990 г. (опубликован в Экономической газете (1991, № 4)).
5. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25 сентября 1998 г.
6. Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости) от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ.
7. Временное положение о финансировании и кредитовании капитального строительства на территории РФ. Утверждено постановлением Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 220.
8. Земельный кодекс Российской Федерации (2002 г.).
Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ определяет:
· основы градостроительной политики;
· порядок разработки градостроительных нормативов и градостроительной документации;
· права и обязанности субъектов (участников градостроительной деятельности).
Градостроительный кодекс (1998 г.) регулирует отношения в области системы расселения, градостроительного планирования, застройки, благоустройства городов и сельских поселений, сохранения объектов историко-культурного наследия и охраны окружающей среды в целях обеспечения благоприятных условий проживания населения.
Градостроительный кодекс определяет компетенцию органов государственной власти РФ и органов субъектов РФ, права и обязанности граждан и значение градостроительной документации.
В Гражданском кодексе РФ установлен перечень юридических лиц, в том числе для инвестиционной деятельности. Регулируются вопросы строительного подряда, подрядных работ для государственных нужд, регулируются правила расчетов.
Через налоговое законодательство государственные органы оказывают влияние на инвестиционную деятельность путем дифференцирования налоговых ставок и льгот.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусматривает:
1) создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности;
2) прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений может осуществляться с использованием иных форм и методов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В условиях возникновения на территории Российской Федерации чрезвычайных ситуаций деятельность субъектов инвестиционной деятельности, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности путем создания благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности.Благоприятные условий для развития инвестиционной деятельности создаются государством путем:
· совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;
· установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;
· защиты интересов инвесторов;
· предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации;
· расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;
· создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;
· принятия антимонопольных мер;
· расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;
· развития финансового лизинга в Российской Федерации;
· проведения переоценки основных фондов в соответствии с
темпами инфляции;
· создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов.
Прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, производится путем:
· разработки, утверждения и финансирования инвестиционных
проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
· формирования перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета. Порядок формирования указанного перечня определяется Правительством Российской Федерации;
· предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета (бюджета развития Российской Федерации), а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок предоставления государственных гарантий за счет средств федерального бюджета (бюджета развития Российской Федерации) определяется Правительством РФ, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации – органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации;
· размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета (бюджета развития Российской Федерации) и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для финансирования инвестиционных проектов. Размещение указанных средств осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и (или) законом о бюджете субъекта Российской Федерации, либо на условиях закрепления в государственной собственности соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы соответствующих субъектов. Порядок размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета (бюджета развития Российской Федерации) определяется Правительством РФ, средств бюджетов субъектов Российской Федерации – органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации;
· проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
· защиты российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования и материалов (в том числе при реализации бюджета развития Российской Федерации);
· защиты интересов инвесторов;
· разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением;
· выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов;
· вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;
· предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основная роль в системе организации регулирования инвестиционной деятельности на федеральном уровне принадлежит Государственному комитету РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике (Госстрою РФ), Министерству экономического развития и торговли РФ, Министерству финансов РФ.
Задачи и функции Госстроя РФ определены Положением о Госстрое РФ. Согласно положению Госстрой является центральным (федеральным) органом организации государственного регулирования инвестиционной и строительной деятельности в РФ и несет ответственность за выполнение возложенных на него задач.
Основными задачами Госстроя РФ являются:
1) проведение государственной политики в области строительства и архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, развитие нового экономического механизма и научно-технического прогресса в строительстве, разработка и реализация стратегии развития строительного комплекса;
2) координация деятельности территориальных органов государственного управления и объединений строительных организаций и предприятий по вопросам обеспечения устойчивого функционирования строительного комплекса;
3) осуществление практических мер по повышению архитектурно-планировочных и архитектурно-художественных качеств застройки городов, рабочих поселков и сельских населенных пунктов в целях создания полноценной среды жизнедеятельности населения.
В составе Госстроя РФ образованы управления: архитектуры, градостроительства, региональных систем расселения; развития сельских территорий и населенных мест; стандартизации и технического нормирования; экономики строительства; проектирования и инженерных изысканий; стройматериалов; технологии и механизации строительства; ценообразования и сметных норм; по правовому обеспечению; финансовое управление; отдел лицензирования; инспекция государственного архитектурно-строительного надзора и др.
Государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности. Государство в соответствии с указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации гарантирует всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности:
· обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности;
· гласность в обсуждении инвестиционных проектов;
· право обжалования в судебном порядке любых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц;
· стабильность прав субъектов инвестиционной деятельности. В случаях принятия законов, устанавливающих для субъектов инвестиционной деятельности иные правила, чем те, которые действовали при заключении договоров между ними, условия этих договоров сохраняют свою силу, за исключением случаев, когда законом установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров;
· защиту капитальных вложений.
Защита капитальных вложений заключается в следующем:
1. Капитальные вложения могут быть:
· национализированы только при условии предварительного и равноценного возмещения государством убытков, причиненных субъектам инвестиционной деятельности, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации;
· реквизированы по решению государственных органов в случаях, порядке и на условиях, которые определены Гражданским кодексом Российской Федерации.
2. Страхование капитальных вложений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ответственность субъектов инвестиционной деятельности.В случае нарушения требований законодательства Российской Федерации, условий договора и (или) государственного контракта субъекты инвестиционной деятельности несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Споры, связанные с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений, разрешаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации
Прекращение или приостановление инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, производится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Порядок возмещения убытков субъектам инвестиционной деятельности в случае прекращения или приостановления инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, определяется законодательством Российской Федерации и заключенными договорами и (или) государственными контрактами.
Дата добавления: 2014-12-01 ; просмотров: 3875 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
Роль государства в регулировании инвестиционной деятельности
Предпринимательская инвестиционная деятельность и состояние экономики в целом зависят от государственной политики. Своими действиями государство может затормозить или ускорить эти процессы. Рыночная экономика несмотря на все положительные черты не способна автоматически регулировать предпринимательскую инвестиционную деятельность. А также все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Не гарантирует право на труд, не нацеливает на охрану окружающей среды, и не поддерживает не защищенные слои населения.
Частный бизнес не заинтересован вкладывать деньги в такие проекты, которые не приносят достаточно прибыли, но для общества и государства они просто жизненно необходимы.
Прирегативой государства является поддержание порядка и национальной безопасности страны, что будет являться основой для развития инвестиционной деятельности. Таким образом экономика страны не будет нормально развивать инвестиции не будет нормально вкладываться, если государство не обеспечивает соответствующие условия.
Государство для выполнения своих функций регулирования экономики использует:
методы воздействия на инвестиционную деятельность и экономику страны путем издания и корректировки соответствующих законодательных актов, а также путем проведения определенной экономической, а в том числе и инвестиционной политики. Мировой опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что в условиях реформирования экономики в кризисных ситуациях роль государства возрастает, а в условиях стабильности и оживления снижается, но никогда не прекращается.
Основное правило регулирования – так воздействовать на предпринимательскую инвестиционную деятельность и экономику страны в целом, чтобы не разрушать рыночные основы и не допускать кризисных явлений.
В большей степени этому правилу соответствуют экономические методы воздействия государства. Основные экономические рычаги государства для регулирования экономики в том числе для инвестиционных процессов:
-участие государства в инвестиционной деятельности;
-создание свободных экономических зон;
-перераспределение доходов и ресурсов;
-создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций;
Административные или методы прямого воздействия должны использоваться государством в том случае, если экономические методы не приемлемы или не достаточно эффективны при решении той или иной задачи.
С целью создания нормальных условий для предприятий и инвестиционной деятельности, для стабилизации и подъема экономики государство должно проводить соответствующую фискальную, инвестиционную, ценовую, амортизационную, научно-техническую, кредитно-финансовую и другие виды политики при реализации которых государство использует в комплексе как экономические, так и административные методы.
Инвестиционная деятельность в значительной мере зависит от полноты и степени совместительства нормативно-законодательной базы, особое значение имеет федеральный закон « Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемых в форме капитальных вложений». В этом законе изложены формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности. Сущность их следующая:
1) Государственное регулирование инвестиционной деятельности ведется органами власти РФ и органы государственной власти субъектов РФ.
2) Государственное регулирование инвестиционной деятельности предусматривают:
а) создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности путем совершенствования систем налогообложения, начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;
б) установление субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов;
в) предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов. Порядок предоставления гарантий определяется правительством РФ и органами исполнительной власти соответствующих субъектов;
г) размещение на конкурсной основе средств федерального бюджета (бюджета развития) и средств бюджетов субъектов для финансирования инвестиционных проектов. Размещение средств осуществляется на возвратной и срочной основе с уплатой процентов в размерах определенных в федеральном бюджете или бюджете субъекта РФ на соответствующий год. Либо на условиях закрепления государственной собственности части акций. Порядок размещения на конкурсной основе средств бюджета определяется правительством бюджета РФ или органами исполнительной власти субъектов РФ;
д) проведение экспертизы инвестиционных проектов;
е) защиты российских организаций от поставок морально устаревших материалоемких и ненаукоемких технологий оборудования и материалов;
ж) защиты интересов инвесторов;
з) разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществление контроля за их соблюдением;
и) выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов, вовлеченных в инвестиционный процесс, временно приостановленных и законсервированных строек и объектов находящихся в государственной собственности;
к) предоставление концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов, аукционов и конкурсов.
3) Государственное регулирование может осуществляться с использованием иных форм и методов в соответствии с законодательством РФ.
Источник