Государственный служащий: понятие и виды.
Государственный служащий — это лицо, профессионально осуществляющее служебную деятельность на должностях государственной службы по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации и ее субъектов, государственных органов, а так же лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации и субъектов РФ, а так же получающее денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта РФ.
В узком понимании ГОСУДАРСВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ- это лицо, занимающее должность государственной службы.
В зависимости от характера полномочий, определяющих роль государственных служащих в осуществлении государственно-властных функций, они делятся:
а) на должностных лиц;
б) оперативный состав (так называемый функциональный состав)
в) вспомогательный персонал.
Должностными лицами называются государственные служащие, имеющие право совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические последствия
Оперативный состав (функциональные работники) – это государственные служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного органа в качестве специалистов
Вспомогательный персонал – государственные служащие, служебная деятельность которых не предполагает совершение действий, влекущих юридические последствия, влияющих на содержание решений данного органа.
30. Дисциплинарная ответственность государственных служащих.
Дисциплинарная ответственность- это применение мер дисциплинарного воздействия в порядке служебного подчинения за виновные нарушения правил государственной службы, не преследуемые в уголовном порядке. К государственным служащим она применяется на общих с другими гражданами основаниях ( равенство перед законом, едина процессуальная форма рассмотрения дел о правонарушениях и т п). Характер профессиональной деятельности гос служащих предопределяет некоторые особенности регулирования их ответственности.
Нормативными актами регулирующими этот вид юридической ответственности, являются : ФЗ «Об основаниях государственной службы РФ», «Дисциплинарный устав Вооруженных Сил, Дисциплинарный устав таможенной службы, Положение о прохождении службы в органах внутренних дел, Прохождение службы в органах налоговой полиции и другие. Они устанавливают основания ответственности, виды дисциплинарных взысканий, права органов государственной власти и руководителей по наложению этих взысканий, а так же порядок их применения и обжалования с учетом конкретных условий государственной службы.
Видами дисциплинарных взысканий являются:
-предупреждение о неполном служебном соответствии
Дисциплинарное взыскание налагается органом или руководителем, имеющим право назначать служащего на государственную должность.
Государственный служащий,допустивший должностной проступок, может быть временно (но не более чем на месяц) до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания.
Источник
Государственная служба и государственные служащие
Понятие, виды и принципы государственной службы
В соответствии с Законом РФ «Об основах государственной службы в Российской Федерации» от 5 июля 1995 г. государственная служба — профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.
Государственная должность — должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Федерации, а также иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, с денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
Государственные должности делятся:
- на должности категории «А» (политико-судебные) — должности, устанавливаемые Конституцией РФ, ФЗ, конституциями, уставами субъектов Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (напр., Президент РФ);
- на должности категории «Б» (патронатные) — должности, учреждаемые в установленном законодательством РФ порядке для непосредственно го Обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории «А» (напр., рабочий аппарат Президента РФ);
- на должности категории «В» (административные) — должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий (напр., секретари и т. д.).
Виды государственной службы:
- федеральная государственная служба, находящаяся в ведении РФ;
- государственная служба субъектов Федерации, находящаяся в их ведении.
Принципы государственной службы:
- верховенство Конституции РФ и иных ФЗ;
- приоритет прав и свобод человека, их непосредственного действия;
- единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между РФ и субъектами Федерации;
- разделение властей;
- равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;
- обязательность для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством РФ;
- единство основных требований, предъявляемых к государственной службе;
- профессионализм и компетентность государственных служащих;
- гласность в осуществлении государственной службы;
- ответственность государственных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей;
- внепартийность государственной службы; отделение религиозных объединений от государства;
- стабильность кадров государственных служащих.
Государственный служащий. Понятие и виды
Государственный служащий — гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном федеральными законами, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета соответствующего субъекта Федерации.
В зависимости от квалификационных разрядов систему должностей можно разделить на следующие группы:
- высшие государственные должности государственной службы — 5-я;
- главные — 4-я;
- ведущие — 3-я;
- старшие — 2-я;
- младшие — 1-я.
В зависимости от вида государственной власти, в органах которой замещают должности государственные служащие, можно различить работающих:
В зависимости от функционального назначения государственные служащие делятся на три категории:
- служащие, осуществляющие в качестве специалистов фактическую деятельность по выполнению задач, обусловленных целями и предметом деятельности предприятия, учреждения, организации;
- служащие, деятельность которых подчинена осуществлению управления предприятием, учреждением, организацией;
- служащие, совмещающие выполнение данных функций.
В зависимости от характера и объема полномочий:
- представители административной власти — должностные лица, имеющие право предъявлять юридически-властные требования (давать предписания, указания) и применять меры административного воздействия к органам и лицам, не находящимся в их подчинении (напр., санитарные врачи);
- оперативный состав (функциональные работники) — государственные служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного органа, в качестве специалистов государственных органов, наделенных полномочиями в сфере осуществления государственно-властных функций, но не имеющие права совершать служебные юридически-властные акты в качестве средства управления людьми (напр., юрисконсульт);
- вспомогательный состав — служащие, служебная деятельность которых не предполагает совершение действий, влекущих юридические последствия, влияющих на содержание решений данного органа. Их обязанности и права определяются задачами обеспечения служебной деятельности должностных лиц, оперативного состава путем создания условий, необходимых для выполнения ими служебных функций (напр., технические секретари);
- граждане, не состоящие на государственной службе, но уполномоченные совершать действия, влекущие юридические последствия (напр., нотариус).
Административно-правовой статус государственных служащих
Особенности административно-правового статуса государственных служащих:
- права и обязанности обусловливаются пределами компетенции органов, в которых они состоят на государственной службе;
- их деятельность подчинена осуществлению задач соответствующего органа;
- права одновременно являются обязанностями: они должны использоваться в интересах службы;
- предписания государственных служащих подлежат исполнению теми, кому они адресованы;
- государственные служащие имеют право на продвижение по службе (порядок устанавливается нормативно-правовыми актами (НПА));
- предусматриваются ограничение общегражданских прав и повышенная ответственность за совершение правонарушений в целях эффективности служебной деятельности.
Содержание правового положения государственных служащих характеризуется общегражданскими (государственные служащие пользуются всеми правами и свободами и несут обязанности наравне со всеми гражданами) и служебными правами и обязанностями.
Порядок прохождения государственной службы. Право поступления на государственную службу имеет любой гражданин без ограничений независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъектов РФ, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям не моложе 18 лет, владеющий государственным языком и имеющий профессиональное образование, за исключением случаев:
- признания его недееспособным и ограниченно дееспособным;
- лишения права занимать государственные должности;
- наличия заболевания, препятствующего этому;
- отказа от прохождения процедуры допуска к гостайне;
- близкого родства с госслужащим, у которого он находится в подчинении;
- наличия гражданства иностранного государства.
Назначение на государственную должность государственной службы категории «Б» осуществляется по представлению должностных лиц (ДЛ) категории «А»; на государственную должность государственной службы первой группы категории «В» — соответствующим ДЛ; 2, 3, 4, 5-й групп; категории «В» — по результатам конкурса (конкурса документов для старших государственных должностей, конкурса-испытания для высших, главных и ведущих государственных должностей).
Для определения уровня профессиональной подготовки государственной службы, присвоения квалификационного разряда проводится аттестация.
Перемещение по должности происходит в соответствии с принципом рангирования.
Прекращение государственной службы происходит при увольнении, с выходом на пенсию, по инициативе руководителя, в результате отставки.
Источник
Государственный служащий как субъект административного права
Закон «Об основах государственной службы в Российской Федерации» дает правовое определение государственной службы:
Федеральный закон под государственной службой понимает профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.
Государственная должность – это должность федеральных органов государственной власти субъекта РФ с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
Правовой статус государственного служащего включает права и обязанности. Можно разделить на:
- Служебные (общие) – для всех государственных служащих;
- Специальные (для определенной государственной должности).
Закон установил три категории гос. должностей:
- Государственные должности осуществляют лица, которые непосредственно (то есть лично) исполняют полномочия государственных органов – Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, руководители законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, депутаты, министры, судьи и другие лица, предусмотренные в реестре государственных должностей в Российской Федерации.
- Государственные должности замещают лица, занятые непосредственным обеспечением исполнения полномочий (заместители, помощники, консультанты, другие лица, составляющие рабочий аппарат руководителя государственного органа).
- Государственные должности замещаются лицами для исполнения и обеспечения полномочий государственных органов – специалисты, профессиональные оперативные работники, другие лица. Это основной контингент в государственном органе, обеспечивающий выполнение им своей компетенции.
К государственной службе относится деятельность только лиц на должностях категории только 2 и 3. Лица на должностях категории 1, как принято считать, — первые лица в государственном аппарате, не несут государственную службу, государственными служащими не являются и на них данный закон не распространяется.
Основные качества и признаки, присущие государственным служащим, то есть лицам 2 и 3 категорий:
- Действуют при исполнении своих служебных полномочий – по поручению государства и от его имени, отдают распоряжения, обеспечивают их исполнение, подвергают лицо задержанию и т.д.;
- Каждый государственный служащий занимает государственную должность, учрежденную государством. Должность определяет правовой статус служащего, для её замещения установлены определенные организационно-правовые способы (выборы, назначение и др.);
- Оплата труда по нормам и формам, устанавливаемым государством. Имеются в виду особенности оплаты труда, установленные только для государственных служащих (служебные разряды и классы, надбавки за различные показатели – классность, стаж и др.).
Существенное значение имеет классификация государственных служащих:
Классификация государственных служащих по роду и месту их службы прямо вытекает из сфер государственно-служебной деятельности: государственный аппарат, военная служба.
В соответствии с этим все государственные служащие подразделяются на 2 группы: служащие в государственном аппарате и военнослужащие. В свою очередь можно классифицировать каждую из групп по органам, в которых они трудятся: служащие в органах представительной власти. Служащие в органах управления, судьи, работники прокуратуры и т.д. Военнослужащие подразделяются по виду и роду Вооруженных Сил (сухопутные войска, Военно-морской флот и т.д.) и служб, к ним приравненных (внешняя разведка, пограничная служба и другие структуры).
К настоящему времени сложился ряд должностных лиц на основе организационных и правовых признаков:
- служащие государственных и негосударственных организаций, наделенные распорядительными полномочиями;
- служащие, осуществляющие организационные и хозяйственные функции;
- служащие, наделенные распорядительными государственными полномочиями контрольно-надзорного характера за пределами органа, в котором они состоят на службе, работники государственных инспекций, органов контроля и надзора.
Ограничения для государственных служащих:
- не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью;
- не в праве быть депутатом законодательного или исполнительного органа;
- не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью непосредственно или через представителей;
- не имеет права быть членом органов управления коммерческой организации;
- не в праве получать гонорары за выступления, публикации в качестве государственного служащего;
- не в праве получать вознаграждения за исполнение своих обязанностей (взятки);
- не в праве принимать без разрешения Президента РФ награды и почетные звания других государств;
- не в праве выезжать в командировки за счет юридических и физических лиц;
- не в праве участвовать в забастовках;
- не в праве использовать технические средства по специальности для своих личных целей.
Источник