Государственная правоохранительная деятельность отличается своим

Содержание
  1. Лекция № 3. Правоохранительная деятельность государства и система правоохранительных органов (2 часа)
  2. Государственная правоохранительная деятельность отличается своим
  3. Правоохранительная деятельность и её отличие от других форм государственной деятельности.
  4. Правоохранительные органы и их характеристика.
  5. Понятие и значение судебной власти.
  6. Отличие судебных органов от других органов власти.
  7. Понятие и правосудие. Символы судебной власти.
  8. Правоохранительные органы хотя и имеют четко определенные задачи существуют и работают не изолировано от других органов, создаваемых государством. Особая роль взаимоотношения органов государственной власти с правоохранительными органами строиться в соответствии с Конституцией РБ.
  9. Правоохранительная деятельность отличается от других форм государственной деятельности:
  10. Осуществляется только путем применения юридических мер воздействия (меры государственного принуждения, принуждения правонарушения и их профилактика)
  11. Применение юридических мер воздействия должно соответствовать закону и правовым нормам.
  12. Применение юридических мер воздействия должно осуществляться в строгом порядке и форме в соответствии с законом.
  13. Правоохранительная деятельность осуществляется специально созданными органами государства.
  14. Правоохранительная деятельность – государственная деятельность, осуществляемая с целью охраны права специально уполномоченными органами, путем применения юридических мер воздействия в соответствии с установленным законом порядка и формой, и в строгом соответствии с законом.
  15. Правоохранительная деятельность осуществляется по различным направлениям:
  16. Конституционный контроль.
  17. Правосудие.
  18. Организационно обеспечение деятельности судов.
  19. Прокурорский надзор.
  20. Борьба с преступлениями и правонарушениями.
  21. Оказание юридической помощи населению и защита по уголовным и представительство в уголовном и гражданском судопроизводстве.
  22. К правоохранительным органам относятся не только государственные, но и общественные организации, которые выполняют правоохранительные функции.
  23. К государственным правоохранительным органам относятся:
  24. Конституционный суд, осуществляющий контроль за соответствием законов и других нормативных актов конституции РБ.
  25. Суды общей юрисдикции, осуществляющие правосудие путем рассмотрения гражданских, уголовных и административных дел.
  26. По результатам рассмотрения дел суд выносит приговоры, решения и определения, которые приобретают силу закона. Суд в праве разбирать дела и оправдывать или применять наказания от имени республики.
  27. Хозяйственные суды осуществляют правосудие в области экономических отношений между юридическими лицами.
  28. Органы прокуратуры осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми юридическими и физическими лицами на территории РБ. Прокуратура требует устранения всех нарушений закона, восстановления нарушенных прав и привлечение виновных лиц к ответственности. она осуществляет надзор за органами дознания и предварительного следствия при рассмотрении дел в судах. По уголовным делам прокурор выступает как государственный обвинитель. Решение по всем делам принимает только суд и прокурор может только опротестовать решение суда, если считает, что оно не законно.
  29. Министерство юстиций способствует защите прав и интересов граждан, обеспечивает организационное руководство деятельностью судов общей юрисдикции.
  30. МВД и его органы осуществляет защиту интересов граждан, честь и достоинства здоровья граждан, все формы собственности от посягательств, ведут борьбу с правонарушениями и преступлениями.
  31. Нотариат обеспечивает правильное оформление сделок и договоров. Документы, противоречащие закону, не могут быть нотариально удостоверены. Используются подтверждение закона интересов граждан при рассмотрении дел в судах.
  32. К общественным организациям, выполняющих функции правоохранительных органов относятся:
  33. Товарищеский суд создается на предприятиях, учреждениях, организациях.
  34. Комиссии по делам несовершеннолетних.
  35. Добровольные народные дружины.
  36. Наблюдательные комиссии местных органов власти.
  37. Адвокатура является самостоятельным правовым институтом, занимается правозащитной деятельностью путем дачи консультации по правовым вопросам, составлению деловых бумаг, защиты по уголовным делам и представительство в уголовном и гражданском судоустройстве.

Лекция № 3. Правоохранительная деятельность государства и система правоохранительных органов (2 часа)

Правоохранительная деятельность государства и система правоохранительных органов (2 часа)

1. Сущность правоохранительной деятельности государства.

2. Принципы функционирования правоохранительного механизма.

3. Отличие правоохранительных органов от спецслужб и контролирующих органов.

4. Правоохранительные функции государственных органов.

1. Правоохранительная деятельность в государстве обусловлена, прежде всего, характером самого государства. Именно государство устанав­ливает систему юридических норм, регулирующих наиболее значимые отношения между людьми, и создает систему органов, призванных охранять эти нормы от нарушений.

Правоохранительная функция – отражает деятельность всего государственного аппарата и его органов. Эта функция является основным направлением деятельности и правоохрани­тельных органов. Именно на основе соблюдения провозглашенных юридических норм у долж­ностных лиц возникают соответствующие юридические обязан­ности.

Сущность государства и сущность права — взаимосвязанные категории. Поэтому от сущности государства во многом зависят сущность тех норм, которые устанавливаются государством, ме­тоды и способы правовой охраны общественных отношений и тот уровень свобод, который становится реальностью в конкретном государстве.

2. В демократическом государстве принципиаль­ное значение с точки зрения расширения прав и свобод личности приобретает проблема оптимального соотношения дозволений и запретов. Неверно было бы сказать, что дозволение – это всегда хорошо, а запрет – плохо. Дозволение тоже может быть использовано не только для добрых дел. Так правовая и моральная вседозволенность, бес­контрольное использование природных и материальных ресурсов, загрязнение окружающей среды – не есть благо. И назначение запретов также может быть различно, их можно адресовать чиновникам, но можно и гражданам. Они могут быть направлены на защиту общественных и личных интересов, прав и свобод граждан, а могут, наоборот, создавать ненужные ограничения.

Запрет – это грань, отделяющая свободу от произвола, от вме­шательства в личную жизнь. И для того чтобы эффективно охра­нять человека, его достоинство, права и свободы, нужно четко определить эту грань. Это непременное условие нормальной ор­ганизации и нормального функционирования правоохранитель­ной системы в демократическом правовом государстве.

Соотношение дозволения и запрета может выражаться в двух противоположных принципах правового регулирования: «Все, что не запрещено — дозволено» и «Дозволено только то, что прямо разрешено законом».

Использование первого принципа гражданами не должно допускать какой бы то ни было правовой неопределенности. Человек всегда должен знать, что дозволено, а что запрещено.

Читайте также:  Создать свою компанию быстро

Правоохранительные органы, будь то следственные органы, суд или прокуратура, должны действовать не иначе, как в соответ­ствии с предписанием закона, т.е. неукоснительно придерживать­ся второго принципа. При этом речь идет именно о законе, ведь они выполняют определенные государственные функции. Поэто­му отступление от принципа: «Дозволено только то, что прямо разрешено законом» чревато вторжением в сферу охраняемых законом интересов, прав и свобод граждан.

Таким образом, признание и защита прав и свобод граждан является конституционной обязанностью государства, всех его органов, учреждений и организаций. Без такого всестороннего подхода невозможна их реализация. В то же время, когда наруше­ние прав и свобод граждан другими лицами или государственны­ми органами, учреждениями и организациями связано с наруше­нием конкретных правовых норм об ответственности за преступ­ления или иные правонарушения, когда возникает необходимость пресечения таких действий или восстановление нарушенных прав, эта обязанность возлагается на правоохранительные органы.

3. В настоящее время среди правоведов нет единого мнения о том, какие органы относятся к правоохранительным. Чтобы понять суть критериев, которыми следовало бы руководствоваться при отнесении тех или иных органов к числу правоохранительных, важно дать определение правоохранительной деятельности.

Необходимо уяснить, что правоохранительная деятельность обладает рядом существенных признаков, отличающих ее от сход­ных видов деятельности:

— она осуществляется только с помощью юридических мер воздействия, к которым относятся меры правового принуждения и взыскания, регламентированные законом;

— реализуется в установленном законом порядке, с соблюдени­ем определенных процедур;

— ее реализация возлагается на специально создаваемые госу­дарственные органы.

С учетом всего вышесказанного, правоохранительная дея­тельность — это регламентированная правовыми актами госу­дарственная деятельность, осуществляемая с целью охраны прав, свобод и законных интересов личности, общества и государства от противоправных посягательств специально уполномоченными органами путем применения регламентированных законом мер юридического воздействия.

В законодательстве нет специально сформулированного поня­тия «правоохранительные органы», хотя оно употребляется в Конституции РФ, законах и других нормативных и ненормативных документах. Можно сделать вывод, что оно оформилось в процессе практической деятельности различных правовых структур.

Правоохранительные органы составляют определенным обра­зом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои чет­ко определенные задачи, которые состоят либо в восстановлении нарушенного права, либо в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенные права невозможно, либо в восстанов­лении нарушенного права и наказании одновременно, когда воз­можность восстановить нарушенное право имеется, но правона­рушитель заслуживает еще и наказания.

Таким образом, правоохранительный орган – это государст­венный орган, осуществляющий специализированную правоохра­нительную деятельность в целях защиты прав и свобод граждан, общественных и государственных институтов от противоправных посягательств. Как и все органы государства, правоохранительный орган наделен государственно-властными полномочиями, компе­тенцией, обладает организационной самостоятельностью. Однако его характерной особенностью является то, что правоохранитель­ная деятельность для него является доминирующей.

Особенность деятельности правоохранительного органа про­является также во взаимодействии с другими правоохранитель­ными органами и отдельными их подразделениями.

Например, такая закономерность просматривается во взаимо­действии судебных и следственных органов. Суд является само­стоятельным органом судебной власти, в то время как следст­венный орган – лишь часть другого правоохранительного органа (внутренних дел, прокуратуры и др.). Правосудие и предваритель­ное следствие по всем основаниям могут рассматриваться как две взаимодействующие системы. Более того, предварительное след­ствие – это подсистема в системе правосудия.

Из всего этого можно сделать вывод, что взаимодействие пра­воохранительных органов, согласованность их действий как друг с другом в целом, так и с отдельными их подразделениями, невоз­можно без системы правоохранительных органов, представля­ющей собой совокупность взаимосвязанных государственных органов, создаваемых для охраны прав и свобод граждан от про­тивоправных посягательств путем применения соответствующих мер юридического воздействия.

При этом необходимо помнить, что в этой системе каждый правоохранительный орган наделен специальной, предоставлен­ной только ему компетенцией, хотя на первоначальном этапе деятельности по выявлению (проведение розыскных или опера­тивно-розыскных мероприятий) и предварительному следствию (производство неотложных следственных действий) противоправ­ных деяний отдельным органом (например, милиции как поли­функциональному органу) предоставлено право широкой компе­тенции.

Борьба с преступностью — задача всего общества, всех его институтов. Ее успешный исход во многом зависит от эффектив­ной правоохранительной системы, включающей в себя совокуп­ность государственно-правовых средств, методов и гарантий, обеспечивающих защиту общественных отношений от противо­правных посягательств.

Правоохранительная система — понятие более широкое, нежели понятие системы правоохранительных органов. Право­охранительная система включает как правовые, так и государст­венные структуры. Это, прежде всего, механизм обеспечения, он состоит, во-первых, из системы органов законодательной (пред­ставительной) государственной власти и органов муниципально­го самоуправления, обеспечивающих принятие правовых актов, необходимых для осуществления правоохранительной деятель­ности; во-вторых, из системы юридических норм, в которых правоохранительная ориентация является доминирующей. И толь­ко тогда, когда нарушаются правовые запреты и возникает необ­ходимость в применении соответствующих мер юридического воздействия, подключаются правоохранительные органы.

Таким образом, к правоохранительным органам следует от­нести: судебные органы, органы прокуратуры, органы МВД РФ, ФСБ РФ, таможенные органы, органы МЮ РФ. В правоохрани­тельной деятельности существенную роль играют и правоохрани­тельные организации: адвокатура, нотариусы, занимающиеся частной практикой, Частные охранные и детективные структуры и т.д. Являясь негосударственными учреждениями, они непо­средственно не входят в систему правоохранительных органов, но своей деятельностью призваны обеспечивать законность их дея­тельности.

При этом необходимо подчеркнуть, что собственно правоохра­нительными среди вышеперечисленных органов являются судеб­ные органы, органы прокуратуры, внутренних дел (милиция и органы предварительного следствия), министерства юстиции (служба судебных приставов и органы уголовно-исполнительной системы).

Некоторые из них являются, как уже отмечалось ранее, спец­службами, т.е. правоохранительными органами узкой (специаль­ной) компетенции, призванными защищать непосредственно государственные интересы (политические, экономические и др.). Правоохранительная функция в их деятельности является второ­степенной. К числу таких органов можно отнести органы ФСБ.

Читайте также:  За свой делом не ленись

В системе правоохранительных органов можно выделить и контролирующие органы с элементами правоохранительной дея­тельности, например таможенные органы. Их деятельность явля­ется фискальной и связана с обеспечением экономической без­опасности государства (взимание таможенных платежей и пресе­чение контрабанды). Правоохранительная функция в таможенных органах выполняется специальными подразделениями, входящи­ми в так называемый правоохранительный блок.

Отличие правоохранительных органов от спецслужб и контро­лирующих органов в целях их деятельности. Если для первых за­дача защиты прав и свобод граждан от противоправных посяга­тельств является основным, непосредственным видом деятельно­сти, то для органов второй и третьей групп носит опосредованный (производный) характер, так как они являются органами предва­рительного расследования, которое обеспечивают оперативные подразделения. Выявление противоправных деяний осуществля­ется ими с помощью производства оперативно-розыскных меро­приятий и процессуальных (следственных) действий.

4. По своему содержанию правоохранительная деятельность не является одноплановой. Ее многоплановость проявляется в отно­сительном разнообразии выполняемых социальных функций, содержание которых определяется основными направлениями данного вида государственной деятельности. Каждая из этих функций направлена на достижение конкрет­ных результатов. Для их выполнения сущест­вуют конкретные государственные правоохранительные органы и негосударственные правоохранительные организации. Т.о., под правоохранительными функциями пони­маются основные направления деятельности правоохранительных органов.

Функции – цели – органы:

1) конституционный контроль — устранение нарушений конституционных предписаний — Конституционный суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ;

2) осуществление правосудия и судебный контроль — справедливое рассмотрение и разрешение гражданских, ад­министративных, арбитражных и уголовных дел, а также устране­ние нарушений закона, связанных с деятельностью государствен­ных и административных органов и должностных лиц – суды, входящие в судебную систему РФ;

3) прокурорский надзор – выявление и устранение нарушений закона с помощью средств прокурорского реагирования – органы прокуратуры РФ;

4) выявление и расследование преступлений и правонарушений – выявление и установление обстоятельств преступлений, пра­вонарушений и лиц, причастных к их совершению – оперативные подразделения МВД РФ, ФСБ РФ, таможен­ных и других органов, органы предварительного следствия и дознания;

5) охрана общественного порядка – охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности – милиция общественной безопасности;

6) организационное обеспечение деятельности судов и испол­нение судебных решений – создание условий для независимого осуществления правосу­дия и исполнения судебных решений по уголовным, гражданским и арбитражным делам – судебные приставы и органы уголовно-исполнительной системы МЮ РФ;

7) оказание юридической помощи и защита по уголовным делам – предоставление квалифицированной юридической помощи – адвокатура.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Государственная правоохранительная деятельность отличается своим

Правоохранительные органы в системе органов государства. Судебная власть

Правоохранительная деятельность и её отличие от других форм государственной деятельности.

Правоохранительные органы и их характеристика.

Понятие и значение судебной власти.

Отличие судебных органов от других органов власти.

Понятие и правосудие. Символы судебной власти.

Правоохранительная деятельность и её отличие от других форм государственной деятельности

Правоохранительные органы хотя и имеют четко определенные задачи существуют и работают не изолировано от других органов, создаваемых государством. Особая роль взаимоотношения органов государственной власти с правоохранительными органами строиться в соответствии с Конституцией РБ.

Правоохранительная деятельность отличается от других форм государственной деятельности:

Осуществляется только путем применения юридических мер воздействия (меры государственного принуждения, принуждения правонарушения и их профилактика)

Применение юридических мер воздействия должно соответствовать закону и правовым нормам.

Применение юридических мер воздействия должно осуществляться в строгом порядке и форме в соответствии с законом.

Правоохранительная деятельность осуществляется специально созданными органами государства.

Правоохранительная деятельность – государственная деятельность, осуществляемая с целью охраны права специально уполномоченными органами, путем применения юридических мер воздействия в соответствии с установленным законом порядка и формой, и в строгом соответствии с законом.

Правоохранительная деятельность осуществляется по различным направлениям:

Конституционный контроль.

Правосудие.

Организационно обеспечение деятельности судов.

Прокурорский надзор.

Борьба с преступлениями и правонарушениями.

Оказание юридической помощи населению и защита по уголовным и представительство в уголовном и гражданском судопроизводстве.

Правоохранительные органы и их характеристика

К правоохранительным органам относятся не только государственные, но и общественные организации, которые выполняют правоохранительные функции.

К государственным правоохранительным органам относятся:

Конституционный суд, осуществляющий контроль за соответствием законов и других нормативных актов конституции РБ.

Суды общей юрисдикции, осуществляющие правосудие путем рассмотрения гражданских, уголовных и административных дел.

По результатам рассмотрения дел суд выносит приговоры, решения и определения, которые приобретают силу закона. Суд в праве разбирать дела и оправдывать или применять наказания от имени республики.

Хозяйственные суды осуществляют правосудие в области экономических отношений между юридическими лицами.

Органы прокуратуры осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми юридическими и физическими лицами на территории РБ. Прокуратура требует устранения всех нарушений закона, восстановления нарушенных прав и привлечение виновных лиц к ответственности. она осуществляет надзор за органами дознания и предварительного следствия при рассмотрении дел в судах. По уголовным делам прокурор выступает как государственный обвинитель. Решение по всем делам принимает только суд и прокурор может только опротестовать решение суда, если считает, что оно не законно.

Министерство юстиций способствует защите прав и интересов граждан, обеспечивает организационное руководство деятельностью судов общей юрисдикции.

МВД и его органы осуществляет защиту интересов граждан, честь и достоинства здоровья граждан, все формы собственности от посягательств, ведут борьбу с правонарушениями и преступлениями.

Нотариат обеспечивает правильное оформление сделок и договоров. Документы, противоречащие закону, не могут быть нотариально удостоверены. Используются подтверждение закона интересов граждан при рассмотрении дел в судах.

К общественным организациям, выполняющих функции правоохранительных органов относятся:

Товарищеский суд создается на предприятиях, учреждениях, организациях.

Комиссии по делам несовершеннолетних.

Добровольные народные дружины.

Наблюдательные комиссии местных органов власти.

Адвокатура является самостоятельным правовым институтом, занимается правозащитной деятельностью путем дачи консультации по правовым вопросам, составлению деловых бумаг, защиты по уголовным делам и представительство в уголовном и гражданском судоустройстве.

Понятие и значение судебной власти

В соответствии с Конституцией РБ, судебная власть в РБ принадлежит судам, образованным в установленном порядке и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной властей.

Читайте также:  С помощью каких факторов фирма реализует свои цели

Под судебной властью понимается система независимых судов, наделенных властными полномочиями по окончательному разрешению от имени государства правовых споров, применению предусмотренных законом мер государственного воздействия к лицам, виновным в совершении преступления.

В соответствии с Кодексом о судоустройстве и статусом судей установлено, что судебная власть осуществляется общими, хозяйственными и другими судами, предусмотренными законами РБ.

К общим судам относятся:

  1. Верховный суд Республики Беларусь
  2. Областные суды, Минский городской суд и Белорусский военный суд
  3. Районные (городские, межгорнизонные военные) суды.

К хозяйственным судам относятся:

  1. Высший хозяйственный суд
  2. Областные и Минский городской хозяйственные суды

Преднозночение судебной власти состоит в том, чтобы обеспечивать реализацию требований закона, торжество права и справедливости.

Перед судебной властью стоят задачи:

  1. Осуществление правосудия.
  2. Разрешение споров и конфликтов, связанных с применением или исполнением законов.

Судебной власти присущи следующие черты:

  1. Исключительность. Заключается в том, что только суд и никакой другой орган не может осуществлять правосудие.
  2. Полнота и Самостоятельность. Они выражаются в том, что выносимые судом приговоры и решения, не требуют никаких согласований и утверждений ни с органами государственной власти и управления, ни с вышестоящими судебными органами.
  3. Активность. Суд сам может собирать и затребовать доказательства и документы.

Судебным органом присущи полнота и исключительность власти:

  1. Суд в праве применить к правонарушителю любую меру государственного принуждения, предусмотренную законом, исходя из материалов дела.
  2. Решение суда, вступившие в законную силу, обязательны для всех.
  3. Суд имеет право вызвать любое должностное лицо или гражданина, допросить их в качестве свидетелей, эксперта, специалиста.
  4. Суд имеет право истребовать любые документы и сведения от должностных лиц, если это необходимо для рассмотрения дела.
  5. Суд, вынесший решение или приговор по делу, сам не может его изменить, если оно не законно или не обоснованно.

Отличие судебных органов от других органов власти

Судебные органы, как органы государственной власти, отличаются от других государственных органов по следующим основаниям:

  1. Только суд осуществляет правосудие.
  2. В деятельности суда гласность выражена наиболее ярко и шире.
  3. Отличаются особым порядком замещения должностей (судьи назначаются президентом).
  4. Отличаются характером взаимоотношения звеньев (нижестоящее звено не подчиняется вышестоящему звену при рассмотрении конкретных дел).
  5. Особый порядок привлечения судей к дисциплинарной ответственности и неприкосновенность судей.
  6. Установлена ответственность за неуважение к суду (административное и уголовное).
  7. Не издают законов, а только ими руководствуются, этим они отличаются от законодательных органов.
  8. Суд не занимается исполнительно-распорядительной деятельностью и не является поэтому административным органом.

Понятие правосудия и символы судебной власти

В самом понятии правосудия заключен тот смысл, который вкладывали в него с давних времен – правый, справедливый суд, суд по праву.

Основные черты правосудия:

  1. Правосудие – это государственная деятельность, осуществляемая судом. Такие органы как прокуратура, милиция способствуют осуществлению правосудия (принимают меры к раскрытию преступлений, собирают доказательства виновности и т.д.). Однако их деятельность не является правосудием. Признать человека виновным в совершении преступления и подвергнуть его уголовному наказанию может только суд. Возможность в несудебных уголовных репрессий полностью исключена.
  2. Правосудие осуществляется на основе закона. Рассматривая дело, выясняя и оценивая его обстоятельства, суд решает все вопросы по существу этого дела путем применения норм права к конкретному событию, действию, лицу правоотношения. При этом вся деятельность суда строго регламентирована в законе. Решения или приговоры буду незаконными и подлежат отмене, если суд применил ненадлежащий закон, либо неверно истолковал закон при его применении, в виду чего выводы суда оказались противоречащими точному смыслу закона. Не допускается произвольного судейского рассмотрения и решения дела по соображениям цели сообразностям.
  3. Правосудие осуществляется путем рассмотрения в судебных заседаниях гражданских и уголовных дел в установленной законом процессуальной форме. Соблюдение процессуальной формы способствует достижению истины в процессе. Нарушение процессуальных правил отражается на правильности рассмотрения дела по существу.
  4. В результате рассмотрения дела применяется государственное принуждение, которое может применить только суд. Осуждая подсудимого по уголовным делам, суд применяет меру государственного принудительного воздействия в приделах санкции уголовного закона. Принудительный характер мер проявляется и в гражданских делах, удовлетворяя иск или отказывая в нем, суд принуждает ответчика или истца к должному поведению в рамках данного гражданского правоотношения.

Правосудие – это государственная деятельность, осуществляемая судом на основе закона, заключающаяся в разбирательстве гражданских и уголовных дел в установленной законом процессуальной форме, направленная на укрепление законности и правопорядка, имеющая задачи по охране общественного строя, его политических и экономических систем, прав и интересов граждан, государственных и общественных организаций и по результатам рассмотрения дел применяющая меры государственного принуждения.

Символами судебной власти в РБ являются:

  1. Государственный герб.
  2. Государственный флаг.

Они устанавливаются в здании суда и в зале судебных заседаний.

Источник

Оцените статью