- Предпринимательская деятельность
- Инвестиции для госслужащих. Недвижимость
- Запрет на осуществление предпринимательской деятельности
- Предпринимательская деятельность и инвестиции в недвижимость
- Инвестиционная недвижимость
- Арендный бизнес
- Судебная практика
- Выводы
- Можно ли российским госслужащим иметь доход от Яндекс.Дзен?
- Бизнесмен в губернаторстве
Предпринимательская деятельность
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданскому служащему запрещается заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке), если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном нормативным правовым актом РФ или субъекта РФ в соответствии с федеральными законами или законами субъекта РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией.
Государственный служащий не лишен права на участие в юридическом лице (на оформление на себя бизнеса), однако в силу ч. 2 ст. 17 названного закона в случае, если владение гражданским служащим ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством РФ.
Судебная практика подчеркивает, что действующее законодательство не содержит безусловного запрета на владение государственным служащим ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), а предусматривает необходимость передачи их в доверительное управление при наличии объективных доказательств, могущих с достоверностью свидетельствовать о том, что такое владение привело бы или могло бы привести к конфликту интересов — ситуации, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей (см., например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2013 по делу N А56-55628/2012, кассационное определение Московского городского суда от 25.06.2014 N 4г/2-5892/14, апелляционное определение Московского городского суда от 28.03.2014 по делу N 33-10143).
Источник
Инвестиции для госслужащих. Недвижимость
Работа на государство – это большие полномочия, но и большая ответственность. Поэтому законодательство в деталях регулирует деятельность и статус государственных служащих, в том числе устанавливает для них многочисленные запреты и ограничения. Многие из таких запретов и ограничений относятся к области финансов и инвестиций. На нашем сайте мы уже об этом писали ( Инвестиции для госслужащих: ограничения и возможности ). Настоящей статьей мы начинаем серию публикаций, где подробно рассмотрим влияние запретов и ограничений, связанных с госслужбой, на инвестиционные возможности государственных служащих.
Запреты и ограничения для госслужащих в области финансов и инвестиций, можно условно разделить на следующие большие группы: (1) запрет на осуществление предпринимательской деятельности; (2) запрет на иностранные счета и финансовые инструменты; и (3) запрет на владение ценными бумагами, которое приводит (или может привести) к конфликту интересов.
Запрет на осуществление предпринимательской деятельности
Закон о госслужбе и Закон о противодействии коррупции запрещают государственным служащим заниматься предпринимательской деятельностью и участвовать в управлении коммерческой организации.
Гражданский Кодекс определяет предпринимательской «самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг». Он же требует, чтобы лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, обязательно были зарегистрированы в этом качестве (т.е. в качестве индивидуального предпринимателя, ИП) в установленном порядке. За ведение такой деятельности без госрегистрации предусмотрена административная и налоговая ответственность, а при определенных обстоятельствах — даже и уголовная ответственность.
Несмотря на прямое требование об этом (и соответствующую административную и уголовную ответственность), многие физические лица занимаются деятельностью, подходящей под определение предпринимательской, без регистрации даже в качестве ИП.
Предпринимательская деятельность и инвестиции в недвижимость
Давайте рассмотрим, может ли государственный служащий заниматься предпринимательской деятельностью на примере инвестиций в недвижимость.
Инвестиционная недвижимость
Второй по популярности (после банковских депозитов) инвестиционный инструмент в Российской Федерации – это недвижимость. Можно утверждать, что простая покупка инвестиционной недвижимости в надежде на рост ее стоимости, не является предпринимательской деятельностью. При такой инвестиции пользования имуществом (т.е. извлечения ее полезных свойств) не происходит, т.к. собственник только владеет данным активом. Аналогичным образом, инвестиции в строительство на этапе котлована по договору ДДУ, также не будут признаваться предпринимательской деятельностью.
Следовательно, такой способ инвестиций как приобретение или вложения в недвижимость, при условии соблюдения остальных ограничений и запретов, полностью доступен государственным служащим, поскольку ни покупка недвижимости, ни инвестиции в ее строительство, не являются предпринимательской деятельностью. Единственное что стоит иметь ввиду при рассмотрении возможностей инвестиций в подобные активы – обязанность госслужащих отчитаться о своем имуществе в установленном порядке, а также, для некоторых категорий госслужащих – о своих расходах.
Арендный бизнес
Другим видом инвестиций в недвижимость является приобретение, как правило, готовой недвижимости с целью сдачи ее в аренду. Бизнес раньте собственно и состоит в целенаправленной покупке недвижимости и немедленной сдаче ее в аренду. «Профессиональные» раньте регистрируются в качестве ИП, что позволяет им законно экономить на налогах, поскольку ставка налога для ИП может быть ниже 13%.
Может ли чиновник заниматься арендным бизнесом? Будет ли являться такая деятельность предпринимательской (а, следовательно, и запрещенной)?
Исходя из запрета на предпринимательскую деятельность, государственная служба и статус ИП несовместимы, и регистрация в качестве ИП не доступна для госслужащих. Однако многие арендодатели-физические лица также не регистрируются в качестве ИП.
Признаки предпринимательской деятельности, указанные в Кодексе, носят оценочный характер и не позволяют однозначно ответить, является ли деятельность по сдаче недвижимости в аренду, предпринимательской. Ответ на данный вопрос может дать судебная практика по административным и уголовным делам, где в судебных решениях по конкретным случаям приводятся критерии, признаки предпринимательской деятельности и ее отличия от иной деятельности.
Судебная практика
Из существующей судебной практики, а также доступных разъяснений налоговых органов следует, что наличие лишь одного договора аренды недостаточно для признания арендодателя – гражданина предпринимателем. Для того, чтобы сделать такой вывод, необходимо установить факты систематического получения прибыли от передачи имущества в аренду. Поэтому, чтобы решить вопрос о наличии или отсутствии признаков предпринимательской деятельности, правоохранительные и налоговые органы прежде всего анализируют цели, для которых гражданин приобрел то или иное имущество, а также систематичность совершения им сделок, причем как по приобретению недвижимости, так и по сдаче ее в аренду. Под «систематическим» ведением бизнеса налоговые органы понимают совершение гражданином не менее двух сделок в течение года.
Вывод о наличии в действиях гражданина признаков предпринимательской деятельности можно делать только при наличии полной и всесторонней информации обо всех обстоятельствах такой деятельности. При этом о предпринимательской деятельности могут свидетельствовать, в частности:
- Приобретение недвижимости с целью последующего извлечения прибыли
- Ведение учета операций, связанных с осуществлением сделок (т.е. «бухгалтерии»)
- Взаимосвязанность всех совершаемых гражданином в определенных период времени сделок, и т.д.
Если же указанные признаки отсутствуют, например, при однократном совершении физическим лицом арендной сделки, то деятельность не является предпринимательской и у гражданина не возникает обязанность регистрироваться как ИП. Так, в одном из постановлений, Верховный Суд указал, что не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя физическое лицо, которое приобрело для личных нужд либо получило недвижимость по наследству или по договору дарения, но в связи с отсутствием необходимости в использовании этого имущества временно сдало его в аренду или внаем и в результате такой сделки получило доход, не подлежит уголовной ответственности за незаконное предпринимательство.
Выводы
Таким образом, можно сделать вывод о том, что сдача недвижимости в аренду возможна (и безопасна) для госслужащих, в следующих ситуациях:
- Жилая недвижимость была приобретена для личных нужд, но в связи с отсутствием необходимости в использовании (например, получении служебной квартиры) сдается; и
- Недвижимость (как жилая, так и нежилая) была получена по наследству и в связи с отсутствием необходимости использования сдается.
Представляется, что покупать 2-ую, 3-ю и т.д. квартиру специально для сдачи в аренду, равно как и приобретать нежилое помещение для этих же целей госслужащему не следует, поскольку такие действия с большой долей вероятности могут быть квалифицированы как «деятельность, направленная на систематическое извлечение прибыли».
В этой связи мы рискнем утверждать, что, хотя и отдельные арендные сделки доступны для госслужащих, к сожалению их статус не позволяет им стать полноценными раньте, т.е. осуществить регулярные инвестиции в недвижимость с целью сдачи ее в аренду.
Обращаем внимание, что за нарушение указанного запрета (занятие предпринимательской деятельностью), предусмотрены достаточно жёсткие санкции — гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия (см. ч. 1 ст. 59.2 Закона о госслужбе), а также может подлежать административной и даже уголовной ответственности за незаконное предпринимательство.
Другие материалы из цикла Инвестиции для госслужих
Источник
Можно ли российским госслужащим иметь доход от Яндекс.Дзен?
1. Можно ли российским госслужащим иметь доход от Яндекс.Дзен?
2. Будет ли это считаться доходом от творческой деятельности?
3. Будут ли проблемы, если головная организация Яндекса зарегистрирована за границей?
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 16.12.2019) «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
Статья 14. Основные права гражданского служащего
- Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
Статья 15. Основные обязанности гражданского служащего
- Гражданский служащий обязан:
11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами; 12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.
Статья 17. Запреты, связанные с гражданской службой
- В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:
3.1) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 16.12.2019 N 432-ФЗ)
4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
17) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
1.1. Гражданскому служащему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами». При этом понятие «иностранные финансовые инструменты» используется в настоящем Федеральном законе в значении, определенном указанным Федеральным законом.
- Ответственность за несоблюдение запретов, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В отношении госслужащих четкого и единого регламента, определяющего правомерность совмещения должностей, нет, а поэтому здесь следует руководствоваться положениями Трудового кодекса (ст. 60.2). Работа госслужащего по совместительству не должна сказываться на качестве исполнения им его обязанностей, причем он не имеет права работать по совместительству свыше 4 часов в день.
Когда найдена дополнительная работа, госслужащий согласно ч. 2 ст. 14 закона о государственной службе обязан отправить письменный запрос в антикоррупционную комиссию своей организации. В течение нескольких дней комиссия официально дает ответ, проверяя новую работу на наличие конфликта интересов.
Источник
Бизнесмен в губернаторстве
Главный принцип: государственный человек должен четко отделять свой интерес от служебного. В наши времена это тем более актуально, что на высокие государственные посты нередко приходят богатые люди, состоявшиеся в бизнесе. Очень важно, чтобы они сумели провести четкую грань между своим коммерческим прошлым и государственным настоящим.
Примеров можно привести немало. Скажем, губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко в должности главы региона работает с 29 мая 2012 года. До этого, как сообщает пресса, он возглавлял ООО «Управляющая компания «Истлэнд». В активах группы компаний «Истлэнд» пароходство, авиакомпания, гостиницы и другие бизнесы. Поэтому не стало сенсацией, когда весной 2013 года, по итогам ежегодной кампании по декларированию доходов, Сергей Ерощенко вошел в число самых богатых губернаторов России. Как сообщала пресса, в 2012 году он, согласно декларации, заработал почти 127 миллионов рублей.
Нет ничего плохого в том, что успешные люди приходят на госслужбу. Предполагается, они принесут с собой опыт и свежие идеи, что будет полезно для государства. Но высокопоставленные люди обязаны помнить, что их прошлый бизнес дальше должен жить сам по себе. Если фактически родные чиновнику компании начинают процветать на вверенной ему в управление территории, это всегда выглядит подозрительно, какие бы объяснения по этому поводу ни звучали.
В свете этого трудно оставить без внимания публикации, появившиеся в последнее время по поводу государственных контрактов и субсидий, которые вдруг стали получать в Иркутской области компании, входящие в холдинг «Истлэнд». Скажем, по данным СМИ, «ради возрождения местной авиации» из регионального бюджета было выделено более 88 миллионов рублей для закупки самолетов частной авиакомпании «Ангара», являющейся структурным подразделением «Истлэнда». Еще почти на 150 миллионов рублей эта же компания получила субсидий на перевозку людей в малодоступные районы. При этом из отчета правительства Иркутской области узнаем, что за прошлый год авиакомпанией перевезено 1588 пассажиров. Пресса подсчитала: перевозка одного пассажира фактически обошлась бюджету области почти в 100 тысяч рублей (не считая стоимости билетов).
А другая структура компании «Истлэнд» — Восточно-Сибирское речное пароходство (ВСРП) — одержала победу в госторгах по реконструкции причалов Сахюрта и Ольхона на 201 миллион рублей и на строительство современного грузопассажирского парома стоимостью 252 миллиона рублей. Правда, как пишет пресса, за всю свою историю ВСРП никогда целенаправленно не занималось реконструкцией причалов и строительством паромов.
Можно ли в данной истории говорить о конфликте интересов, возникшем у губернатора? Верховный суд России в своем обзоре определяет конфликт интересов как «противоречие между частным (получение дохода и т.п.) и публичным (интересы службы, призвание служить правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства. )». Из примеров становится ясно, что в основном речь идет о ситуациях, когда либо сам служащий, либо его родственники имеют бизнес, и служащий этот бизнес проверяет или размещает у него заказы.
Спасает ли в подобных случаях формальное дистанцирование чиновника от своих бывших компаний, когда акции, скажем, передаются в доверительное управление? Возможно. Но тогда, наверное, стоит принять закон, запрещающий подобным компаниям работать там, где управляет чиновник. Это было бы хорошей профилактикой конфликта интересов. Тем более что выдвижение миллионеров на высокие посты не всегда себя оправдывает. Может, дело в том, что некоторые руководители все-таки излишне отвлекаются на свои прошлые детища?
Так, до сих пор непонятна судьба известного иркутского недостроя Ледового дворца, подрядчиком строительства которого было ООО Спецстрой-7. По данным СМИ его учредителем являлся нынешний губернатор. Сейчас предприятие в стадии банкротства, а финансированием строительства арены заинтересовались в Следственном комитете РФ.
Конечно, насколько эффективен в целом губернатор Сергей Ерощенко, сейчас говорить, наверное, рано. Недавно пресс-служба администрации Иркутской области отрапортовала, что, согласно ежегодному докладу об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, подготовленном Минрегионом России, Иркутская область в 2013 году улучшила показатели эффективности органов власти и поднялась на девять пунктов в рейтинге регионов. Сейчас область занимает 58-е место по эффективности власти.
По данным региональной администрации, в докладе отмечены областные программы по повышению инвестиционной привлекательности и снижению административных барьеров. При этом местные чиновники не упомянули о других положениях доклада. Скажем, о том, что Иркутская область попала в шестерку регионов, где зафиксировано снижение реальных располагаемых доходов населения. А миграционный отток превысил естественный прирост населения, число жителей в области сократилось.
Кстати, и ситуация с лесными пожарами настолько вышла из-под контроля, что пришлось вмешиваться федеральному министру. Поэтому скорее всего вполне резонно задаться вопросом, не отвлекают ли некоторые «не чужие» предприятия внимание областного руководства от решения насущных проблем в масштабе региона.
Источник