Формы заемного финансирования инвестиций

Новости компании

Валентина Николаевна ЕДРОНОВАa, Дарья Олеговна МАСЛАКОВАb

a доктор экономических наук, профессор кафедры информационных систем в финансово-кредитной сфере, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация v.n.edronova@mail.ru

b аспирантка кафедры информационных систем в финансово-кредитной сфере, Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация mas-dariy@yandex.ru https://orcid.org/0000-0001-9340-3359 SPIN-код: 9123-1070

Предмет. Содержание терминов, связанных с заемным финансированием, источников, форм, механизмов и инструментов такого финансирования.

Цели. Дать определение источников, форм, механизмов и инструментов заемного финансирования; выявить логическую соподчиненность указанных категорий, разработать их обоснованную классификацию, создать методику определения объемов финансирования инвестиций за счет лизинга и облигаций.

Методология. Использованы эмпирические и логические построения, анализ и синтез, обобщение, системный подход, методы сравнительного анализа. Результаты. Дано определение изучаемых терминов; выполнена классификация источников, форм, механизмов и инструментов заемного финансирования, предложены методики определения объемов финансирования за счет лизинга и эмиссии облигаций, информация о которых не приводится официальной статистикой.

Область применения. Результаты могут служить основой дальнейших исследований. Методики определения объемов инвестиций за счет лизинга и облигационного заимствования могут использоваться специалистами аналитических служб департаментов экономического развития регионов.

Выводы. Заемное финансирование предполагает участие разных кредиторов, что определяет наличие нескольких его источников. У каждого источника существуют формы, определяемые порядком отношений между субъектом, предоставляющим средства, и субъектами, их принимающими. Эти формы реализуются в рамках механизма, отражающего движение денежных средств между субъектами. Он включает в себя набор финансовых инструментов, условий и параметров финансирования. Авторские методики определения объемов финансирования инвестиций позволяют оценить состояние и динамику этих источников, что проблематично сделать на основе публикуемых статистических данных.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2018

Современный курс Российской Федерации на существенный рывок в социально-экономическом развитии требует реализации новых прорывных инвестиционных проектов, развития прогрессивных технологий, модернизации оборудования, освоения выпуска новой продукции, поэтому резко увеличивается потребность в источниках финансирования инвестиций [1 — 7].

В условиях санкций экономическая независимость России может быть обеспечена в первую очередь за счет расширения внутренних источников финансирования инвестиций, а при ограниченных бюджетных источниках — путем более активного использования заемных источников финансирования [8 — 14].

В законодательной1 и нормативной2 базе по инвестициям, официальной статистической информации3 заемные источники отнесены к группе привлеченных и включают в себя кредиты банков и средства от выпуска облигаций. Исходя из анализа законодательной и нормативной базы, изучения практики заемного финансирования инвестиций в России к основным источникам заемного финансирования отнесем также лизинг.

Если государственное финансирование, тоже входящее в группу привлеченных источников, осуществляется за счет федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ, то заемное финансирование — из средств кредиторов.

Заемное финансирование инвестиций — экономические отношения между субъектамикредиторами и субъектами, осуществляющими инвестиционную деятельность, по поводу выделения и использования средств кредитора на расширение производства, его модернизацию, технологическое развитие, перевооружение, освоение новой продукции и услуг.

Бюджетное (государственное) финансирование осуществляется одним субъектом — государством, из одного источника — бюджета. Заемное финансирование предполагает участие разных кредиторов (банков, лизинговых компаний, частных лиц), следовательно, речь должна идти о разных источниках заемного финансирования инвестиций.

Наиболее развитым источником заемного финансирования инвестиций в России являются кредиты банков, деятельность которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 02.12.1990 № 395-1 ФЗ «О банках и банковской деятельности». Активы российских банков по состоянию на 1 марта 2018 г. составили 83 трлн руб.4. По данным Росстата, объем валового регионального продукта в текущих ценах за 2017 г. немного превышал 92 млрд руб.5, следовательно, банковские активы составляют 90% ВВП. Активы банков в три раза больше бюджетного источника финансирования инвестиций, в 2016 г. консолидированный бюджет РФ составлял лишь 28,18 трлн руб.6. Следует отметить и положительную динамику активов коммерческих банков: на 01.01.2014 они оценивались в 54,7 трлн руб., или 86% ВВП7, и лишь вдвое превышали сумму консолидированного бюджета Российской Федерации, то есть за три с небольшим года активы банков возросли в 1,5 раза. Располагая значительными финансовыми ресурсами, российские банки направляют на кредитование предприятий более их трети: по состоянию на 01.03.2018 кредиты нефинансовым организациям составили 30,18 трлн руб.8, или 36,4% общей суммы активов. В то же время доля кредитов банков в общей сумме средств из всех источников финансирования остается небольшой (табл. 1).

В табл. 1 и далее статистическая информация дается по источникам финансирования инвестиций в основной капитал, так как структура источников финансирования инвестиций публикуется Росстатом именно для данного показателя. На общие выводы, как ранее отмечалось авторами9, это ограничение не влияет, поскольку в период 2000 — 2016 гг. инвестиции в основной капитал составляли в общей сумме инвестиций в нефинансовые активы от 97,7 до 99,1%, то есть определяли общую тенденцию финансирования инвестиций. На долю инвестиций в непроизводственные финансовые активы приходилось не более 2,3%10.

В целом по России в 2017 г. по сравнению с 2016 г. удельный вес кредитов банков в общей сумме собственных и привлеченных средств возрос с 10,4 до 10,9%, но остался достаточно низким по сравнению с развитыми странами: в США — 32,5%, в Германии — 41,8%, в Китае — 23,7%11. Рост доли банковского кредитования наблюдался только в трех федеральных округах из восьми — Северо-Западном (на 1,8%) и Уральском (на 4,9%). Наиболее значительное сокращение доли кредитов произошло в Дальневосточном федеральном округе — на 2%. Доля банковского кредитования уменьшилась в 46 субъектах РФ, и только в 28 субъектах данный показатель вырос12. В табл. 2 отражено распределение субъектов РФ по доле банковского кредитования в 2017 г. с интервалом 5%.

Читайте также:  Тинькофф или сбербанк инвестиции что надежнее

В 2017 г. свыше 40% общей численности субъектов РФ имели долю банковского кредитования инвестиций, не превышающую 5%; для трети субъектов этот показатель находился на уровне не более 10%; выше уровня удельного веса банковских кредитов в целом по Российской Федерации имела третья часть общей численности рассмотренных субъектов.

Определяя форму банковского кредитования инвестиций как закрепленный законодательством порядок отношений между субъектом, предоставляющим инвестиционные средства, и субъектами, их принимающими, и анализируя современную практику банковского инвестиционного кредитования, выделим следующие его формы:

— кредиты на приобретение оборудования, транспортных средств, коммерческой недвижимости, проведение строительства для бизнеса;

— проектное финансирование в целях модернизации и расширения бизнеса;

— финансирование на исполнение государственных, экспортных и внутренних контрактов.

Весьма активно инвестиционным кредитованием занимается Сбербанк, реализующий кредиты на приобретение имущества, транспортных средств, строительство для бизнеса, покупку коммерческой недвижимости, реализацию бизнес-проектов в целях модернизации производства и расширения бизнеса, на исполнение государственных, экспортных и внутренних контрактов13. Альфа-Банк выдает краткосрочные или среднесрочные кредиты на приобретение оборудования, долгосрочные кредиты на разработку или приобретение новых технологий14. ВТБ-24 осуществляет инвестиционное кредитование15. Газпромбанк в рамках проектного финансирования предоставляет кредиты на строительство новых промышленных объектов и производственных мощностей, техническое перевооружение, расширение и реконструкцию действующих предприятий, строительство объектов коммерческой недвижимости16. Приоритетными направлениями Россельхозбанка в области инвестиционного кредитования являются вложения, направленные на строительство, реконструкцию, модернизацию по проектам в области растениеводства; животноводства; рыбоводства, внедрение новых технологий и расширение производства17.

Все формы инвестиционного кредитования осуществляются в рамках жестко определенного механизма кредитования, то есть схемы, отражающей движение денежных средств между субъектами, регламентированной законодательно, а также нормативными инструкциями и положениями Банка России. Однако инструменты кредитования (ставки, суммы займа, порядок погашения), закрепляемые кредитным договором, могут варьироваться в зависимости от надежности заемщика, кредитной политики банка, общей экономической ситуации в стране. Механизм кредитования включает разнообразный набор определенных финансовых инструментов, то есть зафиксированных в кредитном договоре условий и параметров финансирования, с помощью которых реализуется механизм. Вторым источником заемного финансирования инвестиций является лизинг, регулируемый Федеральным законом Российской Федерации от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)». В ст. 2 данного Закона лизинг определен как совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга.

В соответствии с договором лизинга лизингодатель обязуется приобрести в собственность имущество, указанное лизингополучателем, у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. В качестве источника финансирования инвестиций лизинг позволяет хозяйствующим субъектам производить модернизацию основных фондов, приобретать оборудование без привлечения собственных средств и кредитов банков.

В финансовом лизинге принимают участие три субъекта: по договору купли-продажи лизингодатель за счет собственных или привлеченных средств приобретает у продавца заказанное лизингополучателем имущество (предмет лизинга) и передает его лизингополучателю во временное владение и пользование на установленный срок, на определенных условиях, за оговоренную плату. Право собственности на имущество остается у лизингодателя. При выполнении финансовых обязательств лизингополучателя имущество переходит в его собственность. В оперативном лизинге право собственности на имущество к лизингополучателю не переходит, но он имеет право продлить договор аренды или выкупить оборудование у лизингодателя. Полагаем, что оперативный лизинг вряд ли можно относить к источнику финансирования инвестиций, поскольку стоимость имущества, то есть основного капитала лизингополучателя, не меняется.

По данным Росстата, в 2017 г. общая стоимость договоров финансового лизинга составляла 1 140,7 млрд руб., в структуре сделок в качестве предмета лизинга преобладали автотранспортные средства (402,6 млрд руб., или 53,3%); железнодорожные локомотивы и подвижной состав (229,2 млрд руб., или 20,1%), авиатранспорт (123,5 млрд руб., или 10,8%)18. Возникает вопрос, насколько объективно приведенные данные отражают объем лизинга как источника финансирования инвестиций, поскольку общая стоимость договоров финансового лизинга включает и финансовый, и оперативный лизинг. В статистических данных об инвестициях в основной капитал по источникам финансирования источник «лизинг» и вовсе не выделен, можно полагать, что он учитывается в составе «прочих» источников19.

В целях получения более достоверных данных о состоянии и динамике лизинга предлагается следующая методика:

— в качестве исходной базы использовать данные рейтингового агентства «Эксперт РА», ежегодно публикующего индикаторы развития рынка лизинга, в том числе суммы новых договоров и доли оперативного лизинга;

— за базу расчета взять сумму новых договоров лизинга, то есть всю сумму платежей по договорам лизинга, заключенным за рассматриваемый период;

— скорректировать сумму новых договоров с учетом доли оперативного лизинга:

— долю лизинга в суммарных источниках финансирования инвестиций и «прочих» источниках рассчитывать по исчисленному показателю объема лизинговых платежей и официальным данным Федеральной службы государственной статистики «Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования».

Результаты применения предложенной методики отражены в табл. 3.

Анализ данных табл. 3 позволяет сделать ряд выводов о динамике и роли лизинга как источника финансирования инвестиций в России. Общий спад инвестиций в 2014 — 2015 гг. привел к сокращению объема лизинга: в 2014 г. на 22,1%; в 2015 г. на 22,5%. В 2016 г. объем лизинга как источника финансирования инвестиций возрос на 33,1%, но в 2017 г. темп роста снизился до 107,4% вследствие сокращения доли финансового лизинга. Доля лизинга как источника финансирования инвестиций невелика — на уровне 6%, но в прочих источниках — на порядок выше с тенденцией увеличения. Следует отметить, что по сравнению с экономически развитыми странами роль лизинга в финансировании инвестиций еще очень незначительна, для сравнения, в США доля лизинга в инвестициях в оборудование находится на уровне 30%20.

Читайте также:  Сколько майнит 3070 биткоин

Федеральная служба государственной статистики не приводит сведений об объемах лизинга как источника финансирования инвестиций не только в целом по Российской Федерации, но и в разрезе субъектов Федерации. Некоторое представление о распространенности данного источника финансирования инвестиций в регионах могут дать сведения об объеме лизинговых портфелей крупнейших российских лизинговых компаний. Распределение субъектов РФ по объему портфелей 120 крупнейших лизинговых компаний, выполненное по данным рейтинга российских лизингодателей на 1 января 2018 г.21, позволило сделать следующие выводы.

Большая часть крупнейших лизинговых компаний сосредоточена в Москве (45,8%) и Санкт-Петербурге (10,8% общего числа компаний). Суммарный объем портфелей московских компаний составляет 90,5% суммарного портфеля всех крупнейших лизинговых компаний России, компаний Санкт-Петербурга — 3,5%, Приморского края — 1,7%, республики Татарстан — 0,9%. Портфели компаний большинства субъектов РФ малы, в 23 субъектах их доля 0,1% и менее, в трех субъектах не достигает сотой процента. По состоянию на 1 января 2018 г. лидирующие позиции на рынке лизинга занимали Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), ВТБ Лизинг и Сбербанк Лизинг, суммарный портфель которых составил 809 643,349 млрд руб., или 27,7% суммарного портфеля 120 ведущих лизинговых компаний России.

Полагая, что форма лизинга — закрепленный законодательством порядок отношений между субъектом, предоставляющим средства в лизинг, и субъектами, принимающими предмет лизинга; анализируя современную практику лизинга, формы договоров лизинга, а также учитывая классификацию лизинга, принятую в официальных статистических данных, выделим следующие формы лизинга: лизинг транспортных средств, в том числе по их видам (автотранспортных, воздушных, водных, железнодорожных); лизинг зданий и сооружений; лизинг оборудования (в том числе информационного, компьютерного, телекоммуникационного); лизинг рабочего, продуктивного и племенного стада.

Формы лизинга реализуются в соответствии с федеральным законодательством по механизму финансового лизинга (оперативный лизинг не является источником финансирования инвестиций, поскольку не увеличивает стоимость основного капитала хозяйствующих субъектов). В отличие от банковского кредитования финансовые инструменты лизинга (стоимость предмета лизинга, ставки, схемы платежей, сумма первоначального платежа) закрепляются двумя договорами: купли-продажи предмета лизинга и лизинга.

Еще одним заемным источником финансирования инвестиций являются облигации, выпуск которых регламентируется Федеральным законом от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» и Положением о стандартах эмиссии ценных бумаг, утвержденным Банком России 11.08.2014 № 428-П.

В официальной статистике «средства от выпуска корпоративных облигаций» как один из источников финансирования инвестиций приводятся только по 2014 г. включительно, за последующие годы данные отсутствуют22. Информация об итогах размещения выпусков по годам есть на официальном сайте Московской биржи23.

Информация в реестрах сделок приводится по сотням выпусков, включая выпуски банков, инвестиционных, лизинговых, финансовых, инвестиционных, страховых компаний, целью которых является не финансирование инвестиций в основной капитал, а проведение чисто финансовых операций. С информацией о целях того или иного выпуска можно ознакомиться на официальном сайте инвестиционной компании «Финам»24, приводящей финансовую аналитику по российским ценным бумагам. В реестры Московской биржи включены также облигации, эмитентами которых являются министерства (департаменты) финансов субъектов РФ, но цель выпуска субфедеральных облигаций — покрытие дефицита региональных бюджетов.

Далеко не все производственные и торговые организации — эмитенты корпоративных облигаций — проводят облигационные займы для финансирования инвестиций, чаще всего целью выступает рефинансирование привлеченных ранее кредитов и займов, диверсификация кредитного портфеля, использование альтернативных по отношению к банковским кредитам источников привлечения средств, финансирование общих корпоративных нужд, пополнение оборотных средств или просто привлечение денежных средств. Даже компании, использующие облигационные займы как источник финансирования инвестиций, в основном формулируют инвестиционные цели, для достижения которых произведен заем, весьма обтекаемо — финансирование программ развития, финансирование инвестиционных программ, финансирование проектов по технологическому перевооружению, финансирование инвестиционной деятельности.

Обобщая сказанное, зададим методику формирования информационной базы для определения объемов выпуска облигаций как источника финансирования инвестиций: — для анализируемого периода берется реестр сделок по корпоративным облигациям с сайта Московской биржи;

— из реестра исключаются сделки по облигациям, эмитентами которых являются финансовые организации и департаменты финансов субъектов и муниципальных органов власти РФ;

— анализируются цели, за явленные эмитентами — нефинансовыми организациями, по аналитическим данным компании «Финам», при несоответствии заявленных целей финансированию инвестиций в основной капитал компании исключаются из рассмотрения;

— по полученной выборке предприятий рассчитываются итоговые данные по количеству эмитентов и суммарному объему размещений облигационных выпусков за анализируемый период.

Результаты реализации предложенной методики отражены в табл. 4.

Отметим, что в табл. 4 не учтены сделки вне биржи, но их объем мал и они существенно не увеличивают объем размещения. Т.В. Теплова, Т.В. Соколова полагают, что доля облигаций, размещаемых на биржевых площадках, составляет около 99,6% от общего объема размещенных корпоративных облигаций25. Не представляется также возможным оценить, насколько фактическое использование сумм облигационных займов соответствует заявленным в проспекте эмиссии целям, следовательно, показатели табл. 4 дают представление об объемах облигационных заимствований для финансирования инвестиций с определенной, но достаточно высокой степенью вероятности.

Читайте также:  Msi b250 krait gaming для майнинга

Анализ данных табл. 4 позволяет сделать вывод о том, что в 2015 — 2017 гг. в целях привлечения средств для инвестиций облигационные займы были произведены четырьмя десятками эмитентов, то есть лишь десятой частью общего количества эмитентов корпоративных облигаций. Свыше трети эмитентов осуществили заем только в одном году, остальные размещали выпуски в течение двух — трех лет. Субъекты Федерации представлены ограниченно: Москва — 17 эмитентов (почти половина общего их количества); Санкт-Петербург, Свердловская и Волгоградская область — по 2 эмитента; Самарская, Ленинградская, Ростовская, Волгоградская, Нижегородская, Челябинская, Тюменская, Орловская область, Красноярский, Краснодарский, Ставропольский и Пермский края, республики Татарстан и Башкортостан, Ханты-Мансийский автономный округ — по 1 эмитенту.

Направления деятельности эмитентов, производивших облигационные займы, достаточно разнообразны: 11 эмитентов (третья их часть) представляли электроэнергетику; 7 эмитентов (почти пятая часть) — строительство; 4 эмитента — связь; 3 эмитента — обработку отходов; по 2 эмитента — машиностроение, транспорт, очистку воды; по 1 эмитенту — авиационную, легкую промышленность, приборостроение, производство продуктов питания и сельскохозяйственной продукции, нефтехимию, добычу нефти.

Общая сумма займа из года в год существенно не менялась и составляла около 300 млрд руб., лишь в 2016 г. сумма увеличилась до 335 млрд руб. Суммы ежегодных займов колебались от 0,09 до 82 млрд руб. За три года больше остальных эмитентов позаимствовали «РЖД» — 217 млрд руб., ПАО «ФСК ЕЭС» («Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» — 65 млрд руб., группа строительных компаний ПАО «ПИК» — 62 млрд руб., крупнейший российский энергетический холдинг ПАО «РусГидро» — 50 млрд руб.

Лишь 11 компаний, объявивших целью облигационного выпуска финансирование инвестиционных проектов, конкретизировали цели. В частности, ЗАО «ГСС» («Гражданские самолеты Сухого») обозначило целью облигационного займа финансирование реализуемого инвестиционного проекта по созданию региональных самолетов семейства Sukhoi Superjet 100 вместимостью 75 и 95 кресел (программа RR) с базовой и увеличенной дальностью. Федеральная сетевая компания единой энергетической системы (ПАО «ФСК ЕЭС») разместила облиг ации дл я финансирования инвестиционных проектов, развития и модернизации магистральных сетей. ОАО «РЖД» («Российские железные дороги» осуществило облигационный выпуск для реализации инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры подвижного состава. ООО «Магистраль двух столиц» в качестве цели обозначило реализацию проекта по строительству и эксплуатации участка платной автодороги Москва — Санкт-Петербург. Четко обозначили цели финансирования также следующие компании: ООО «Спектр» — реконструкция текущего производства по сбору и переработке металлолома, строительство современного завода по переработке металлолома; ЗАО «Управление отходами-НН» — строительство мусоросортировочного комплекса и муниципального полигона для сортировки и утилизации твердых бытовых отходов; государственная компания «Автодор» — реализация инвестиционного проекта «Центральная кольцевая автомобильная дорога». Четыре компании выпустили и разместили облигации в целях реализации концессионных соглашений: ООО «Концессии водоснабжения» — по реконструкции центральной системы водоснабжения и водоотведения Волгограда; ЗАО «Управление отходами» — по системе переработки и утилизации твердых бытовых отходов; ООО «ТКК» («Транспортная концессионная компания») — по строительству трамвайной линии и трамвайного депо в Санкт-Петербурге; ООО «Концессия теплоснабжения» — по модернизации системы централизованного теплоснабжения и горячего водоснабжения Волгограда.

Предложенная методика оценки облигационных заимствований в целях финансирования инвестиций позволяет проследить динамику и значение данного источника финансирования (табл. 5). С высокой степенью вероятности можно утверждать, что в 2013 — 2017 гг. доля облигационных заимствований в суммарном объеме источников финансирования невелика и составляла от 1% до 3%, причем в последние три года наблюдался рост этой доли. Объемы облигационных заимствований в 2014 — 2016 гг. имели тенденцию к росту, особенно значительно возросли суммы облигационных займов в 2015 г. — в 2,5 раза. В 2016 г. темп наращивания облигационных займов замедлился, а в 2017 г. произошло сокращение выпусков облигаций в целях реализации инвестиционных проектов — на 13,5%. Банк России, подчеркивая необходимость развития рынка облигаций за счет повышения его транспарентности, упрощения и ускорения эмиссионных процедур и повышения инвестиционной привлекательности, совместно с Московской биржей разработал проект «Оптимизация механизма эмиссии по программе облигаций (КА+ Эмитент)»26 со сроком реализации с июля 2014 г. по июнь 2018 г.27.

Формой облигационных займов в соответствии с федеральным законодательством по рынку ценных бумаг являются корпоративные облигации, выпущенные в целях финансирования инвестиционных проектов. Финансовые инструменты механизма облигационного заимствования (выпуска, размещения, обращения, выплаты процентов и погашения) фиксируются в решениях о выпуске, проспектах эмиссии и условиях выпуска. В табл. 6 отражены схемы взаимодействия субъектов, формы, механизмы и инструменты финансирования по рассмотренным источникам заемного финансирования инвестиций — кредитам банков, финансовому лизингу и облигационным займам.

Предлагаемая классификация позволяет установить все источники заемного финансирования инвестиций; для каждого источника — схемы взаимодействия субъектов, формы, механизмы и инструменты финансирования; выявить отличия разных источников. Классификация открыта для новых источников, форм, механизмов и инструментов заемного финансирования.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Источник

Оцените статью