Формирование контрольно — оценочной деятельности младших школьников
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Этапы построения контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников в оценке своих знаний и умений с первых дней пребывания ребёнка в школе.Некоторые педагогические приемы, которые помогают учителю формировать контрольно-оценочные действия у младших школьников в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kontrolno-otsenochnoy_deyatelnosti.docx | 23.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа»
«Формирование контрольно – оценочной деятельности
как основы учебной самостоятельности школьников
( основы умения учиться)»
учитель начальных классов
МОУ «СОШ» п. Каджером
ФГОС НОО содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов:
1.Оценивание должно быть постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику . В зависимости от этапа обучения используются диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.
2.Оценивание может быть только критериальным.
Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты,
соответствующие учебным целям.
3.Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
4.Оценивать можно только то, чему учат.
5. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно .
6.Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке .
Главная задача учителя – научить учеников самостоятельно оценивать свой труд, так как формирование самооценки, а именно адекватной — залог успешности ученика. Каждый школьник должен пройти все этапы оценочной деятельности, для того, чтобы осознать, что нужно оценивать, как оценивать, зачем оценивать, какие формы оценок существуют. Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение.
Формирование оценочной самостоятельности начинается с первых дней пребывания ребёнка в школе.
Этапы построения контрольно-оценочной самостоятельности младших в оценке своих знаний и умений
1 этап становления контрольно-оценочной самостоятельноти (первый класс).
В контрольных действиях – основная задача научиться ребенку сопоставлять свои действия с заданным образцом (не обязательно, чтобы образец был правильным: в качестве образца может выступить чужое действие, независимо от его правильности). На этом этапе дети учатся обнаруживать совпадение, сходство, различие; договариваются о выборе образца для сопоставления. Постепенно дети переходят от очень детального поэлементного сопоставления к менее детальному. Центральное место в деятельности учащихся на этом этапе обучения отводится пооперационному контролю.
К концу первого года обучения учитель должен быть уверен, что при благоприятных условиях большая часть детей класса могут:
— сравнивать действие (отдельные операции) и результат с готовым образцом;
— по заданным критериям оценить свои действия и соотнести свою оценку с оценкой учителя;
— предъявить на оценку свои достижения по заданному или назначенному самим ребенком критерию;
— отделить известное от неизвестного в знаниях (способах действия с предметом), задать «умный» вопрос.
Второй этап контрольно-оценочной самостоятельности (2-3 классы): происходит совершенствование работы учащихся над пооперационным (процессуальным) контролем освоения способов деятельности. На этом этапе такой вид контроля уже является для учащихся не целью, а средством решения другой задачи – определения «ошибкоопасных» мест, поиска возможных причин возникновения ошибок и путей их ликвидации. Учащиеся на этом этапе работают над освоением разных типов заданий, направленных на освоение рефлексивного контроля (контроля за способом действия).
На этом этапе начинается работа над прогностической оценкой. Дети уже начинают задавать себе вопросы типа: «Справлюсь ли я с решением?», выбираются задания для самостоятельной работы на «уровень притязания» – из данного пакета заданий с обозначенной сложностью требуется взять какое-то для решения и т.п. Ученик внимательно знакомится с содержанием задания, соотносит свои возможности с работой и до выполнения себя оценивает. После выполнения задания снова идёт оценивание.
Таким образом, на конец второго этапа формирования действий контроля и оценки у младших школьников они могут:
— определять возможные «ошибкоопасные» места, например, в тексте;
— устанавливать возможные причины возникающих ошибок и намечать план их индивидуальной ликвидации и коррекции;
— устанавливать границу применимости того или иного способа действия (рефлексивный контроль), выделять из группы заданий то, которое не соответствует данному способу решения;
— классифицировать задания по сложности, выбирать объем и уровень сложности заданий для индивидуальной самостоятельной работы;
— формализовать оценку своих действий с помощью, например, баллов на основе суммы разных умений (по совокупности критериев).
На заключительном третьем этапе становления контрольно- оценочной самостоятельности (4-5 классы) учащиеся вместе с учителем выходят на полный цикл контроля и оценки. Предметом совместных усилий становится способ конвертирования разных детских оценочных шкал в общепринятые в социуме оценочные шкалы.
Некоторые педагогические приемы , которые помогают учителю формировать контрольно-оценочные действия у младших школьников в начальной школе:
— «волшебные линеечки» (изобретение оценочных шкал школьниками);
— «прогностическая оценка» (оценка своих возможностей для решения той или иной задачи);
— «задания-ловушки» (задания на анализ (рефлексию) освоения способа) действия);
— «составление заданий с ловушками» (определение или установление возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п.);
— «работа с образцом» (умение вычленять операциональный состав действия);
— «составление задачи, подобной данной» (вычленение существенного в представленной задаче);
— «классификация задач по способу их решения» (выделение общего способа решения задачи);
— «составление задачи по чертежу» (переход от графического языка к словесному описанию);
— «письмо с дырками» (видеть ошибкоопасные места в слове);
— «создание помощника для проверки работ» (изготовление или поиск себе «помощника», с помощью которого можно точно проверить выполненное задание);
— «составление проверочных заданий» (выделение критериев и на их основе разработка проверочных заданий);
— «обоснованный отказ от выполнения задания» (обозначение границы своих знаний, обнаружение заданий с недостающими условиями);
— «умные вопросы» (определение «дефицита» в той или иной задаче: « я этого не знаю, но могу узнать, если…»);
— «многоступенчатый выбор» (работа со столом «заданий»);
— «орфографические или математические софизмы» (обнаружение и опровержение псевдологичного рассуждения при решении той или иной задачи);
— «разноцветные поправки» (работа над совершенствованием своего текста, неоднократный возврат за продолжительный отрезок времени).
Особое внимание необходимо уделять и взаимооценке. Оценка одноклассника воспринимается как более конкретная, деловая. Негативная оценка вовсе не означает, что ты плохой ученик, а лишь фиксирует сам факт ошибки. Одноклассники говорят, что и как нужно сделать, дают рекомендации. При этом у ребёнка всегда есть право выбора: отказаться от оценки одноклассника, не согласиться с ней или, наоборот, согласиться.
Систематическое вовлечение детей в оценочную деятельность даёт возможность формировать адекватную самооценку, поскольку, оценивая ответ других, он оценивает относительно себя.
- Происходит развитие оценочных умений.
- Снижается уровень общей и учебной тревожности.
- Осуществляется дифференциация процесса результата обучения.
- Система оценивания позволяет увидеть личностный рост достижений ученика.
1.Пинская М.А.,Улановсеая И.М. Новые формы оценивания. М. : Просвещение, 2013
Источник
Формирование оценочной деятельности младших школьников
Оценка – это правильное
кровообращение,
без нее неизбежны застой и
болезненные явления.
Н. Островский
Во все периоды развития общества происходящие процессы требовали оценки. Для успешной и эффективной деятельности оценка так же необходима, как и правильное кровообращение для полноценного функционирования организма. Любая деятельность, чтобы человек мог в ней совершенствоваться, нуждается в оценке. Именно поэтому оценивание является одним из важнейших компонентов практически любой модели обучения, главная цель которой – это ученик способный к самореализации, саморазвитию, самоорганизации, самоконтролю и самосовершенству, способный быть субъектом учебной деятельности.
Одна из многих на сегодняшний день актуальных проблем начального образования заключается в том, что у ребенка, пришедшего в школу, есть потребность в самоконтроле и самооценке, но он не владеет механизмами этих процессов. Поэтому, если не способствовать уже в начальной школе формированию оценочной самостоятельности, данная потребность утрачивается, что влечет за собой трудности в обучении.
Требования к метапредметным результатам начального общего образования в ФГОС предусматривают умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
Ориентация образовательных стандартов (а, следовательно, и учебного процесса) на достижение планируемых результатов образования особое место в учебном процессе отводит оценке – она выступает одновременно и как цель и элемент содержания, и как средство обучения и учения.
Так, входя в состав универсальных учебных действий, оценка и контрольно-оценочная деятельность в целом выступает как самостоятельный элемент содержания образования, который необходимо формировать и развивать.
С другой стороны, система оценивания позволяет получать интегральную и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения, отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении планируемых результатов, обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей, отслеживать эффективность образовательной программы.
Это налагает особые требования на выстраивание системы оценивания, в частности
включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);
Примеры вопросов для самооценивания: (Слайд 2)
Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что…
Наиболее трудным мне показалось…
Я думаю, это потому, что…
Самым интересным было…
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее…
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее…
Я бы хотел попросить своего учителя…
Что такое оценивание?
(Слайд 3) Оценивание – очень объемное понятие: оно включает в себя и процесс, и результат работы. Существует несколько трактовок этого понятия.
Оценивание – это определение позитивных и негативных моментов деятельности.
Оценивание – это контроль качества образования.
Оценивание – это инструмент, позволяющий определять развитие, прогресс в преподавательской деятельности.
Оценивание – это способ коррекции деятельности обучаемых, с помощью которого учитель определяет уровень подготовленности ученика.
Оценивание – это взгляд на свои действия и поступки, результаты своей деятельности.
(Слайд 4) Оценивание может осуществляться по-разному:
В виде количественного показателя (чаще всего связанного с объемом усвоенной информации):
– отметка;
– результаты теста в баллах.
В виде качественного показателя:
– словесные высказывания о процессе и результате работы;
– эмоциональная реакция.
В процессе оценивания ученики должны стать равноправными “партнерами” учителя, то есть, в частности, нести ответственность за свои достижения, уметь их оценивать самостоятельно.
Формирование в ребенке живого интереса к получению знаний, к исследовательской деятельности, повышение уровня мотивации, развитие коммуникативных навыков, умения слушать и слышать невозможно в современных условиях без обучения детей самооценке и взаимооценке.
Виды оценочной деятельности.
(Слайд 5) Самооценка – важнейшая личностная инстанция, позволяющая контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить свое целостное поведение в соответствии с социальными нормами. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими. Самооценка является важным регулятором поведения человека. От адекватности сформированной самооценки зависит образ собственного “Я” ребенка, его характер, а также отношение к другим людям и миру вокруг.
Развитие оценочной самостоятельности является ключевым условием решения многих задач сегодняшней реформы образования, так как ребенок должен овладеть не только предметными знаниями, умениями и навыками, но и приобрести самостоятельность в учебных действиях. Самооценка начинает формироваться еще в раннем детстве, но основной период ее становления – школьный возраст.
Содержательное самооценивание неразрывно связано с умением контролировать себя, сравнивать свой результат с правильным, что немаловажно в учебной деятельности. Содержательная самооценка и взаимооценка необходима для того, чтобы сформировать и развивать оценочную деятельность у детей. Эти же составляющие становятся и условием, и результатом сотрудничества между учителем и учеником.
Чтобы ребенок научился себя адекватно оценивать как ученика, нужно, прежде всего, позаботиться об общей его самооценке, на формирование которой влияют следующие факторы: мнение родителей, стиль домашнего воспитания, мнение сверстников, наличие или отсутствие навыков учебной деятельности, оценка воспитателей и учителей, собственный жизненный опыт.
(Слайд 6) Приемы формирования самооценки делятся на письменные, комплексные, вербальные.
К письменным приемам можно отнести дневник или журнал добрых дел. В именной тетради каждому школьнику пишут благодарности, поздравления, “ теплые слова”, комплименты. Лучше всего, если работу над тетрадью начнет классный руководитель, который напишет благодарность за хорошую работу по уборке класса, пришкольной территории, участие в мероприятии и т.д. Одноклассникам первое время предлагают дополнить тетрадь добрыми словами за какие-либо дела, успехи или просто так. Периодически эту тетрадь можно предлагать родителям на родительских собраниях для дополнительных благодарных слов своим детям (можно и друзьям детей в их тетрадях). Данная тетрадь станет отличным подарком выпускнику, а журнал – частью летописи класса.
К комплексным можно отнести игру “Мы оба похожи…”. Сидящие в парах молча и внимательно смотрят друг на друга, после чего в своей тетради (или на листочке) пишут пять признаков, которые присущи и тому, кто пишет и партнеру по игре. Признаки могут быть о внешности, чертах характера, учебных успехах и др. После этого партнеры обмениваются записями. В случае совпадения признаков – возможно установление понимания или принятия партнера (эмоциональная связь), в случае несовпадений – каждый получает по 10 комплиментов, так как в записях чаще всего отмечаются именно положительные качества и свойства.
Вербальные оценки могут играть доминирующую роль в формировании самооценки ученика. Это связано с тем, что эти оценки более лабильны, эмоционально окрашены, более доходчивы до учащихся. Можно проводить такие игры: “Горячий стул” (на стул приглашается один человек из класса, каждый из присутствующих говорит ему одним или двумя словами комплимент); “Я хороший потому, что…” (Ребята в парах по очереди называют друг другу 10 своих положительных качеств. Правила: сначала один говорит о себе, а другой считает, затем наоборот. Второй не должен повторяться.)
Родители задают исходный уровень в формировании самооценки, хотя редко задумываются о том, что думает ребенок о самом себе.
Научить ребят объективно оценивать свои ответы невозможно, не научив их объективно оценивать ответы своих одноклассников. Поэтому, наверное, в начальной школе дети с большим желанием оценивают друг друга, нежели дают оценку своим действиям и знаниям. Для того чтобы дети научились адекватно оценивать сначала одноклассников, а впоследствии и самого себя, необходимо вместе с детьми вырабатывать четкие критерии, по которым легко вынести суждение об ответе и поставить отметку. Большая трудность в устной оценочной деятельности в том, что дети в начальной школе не умеют еще аргументировать достаточно емко и точно, и оценивание занимает много времени на уроке.
При взаимооценке работа чаще всего происходит в парах: пересказ текста друг другу на устных предметах, взаимоконтроль с последующей оценкой написанного за урок по русскому и математике, кратковременные самостоятельные работы с проверкой по эталону, взаимодиктанты словарных слов с последующей проверкой по словарю.
Из опыта работы.
Результаты исследования самооценки и ее влияния на учебу дали следующие результаты.
Группа детей с высокой адекватной самооценкой, характеризующейся уверенностью в себе, высокими умственными способностями, волевыми качествами, настойчивостью, ответственностью составляет 3 человека, их отличает самодисциплина и готовность оказать товарищу посильную помощь, четкое разграничение своих прав и обязанностей.
Дети из группы со средней самооценкой характеризуются отсутствием лидерских амбиций, желанием не выделяться, держаться усредненных позиций. К ним относятся 16 учеников.
Дети из группы с низкой самооценкой обнаруживают отсутствие собственного достоинства, неумение постоять за себя, боязнь ответственности, безразличие к учебной и другим видам деятельности. Таких в классе 2 ученика.
Два ученика имеют устойчиво завышенную самооценку, два ученика – крайне неустойчивую. (По данным школьного психолога).
(Слайд 7) Уже в 1-м классе мы применяли для оценивания своих достижений цветные сигналы, предлагаемые в дневниках ОП “Школа 2100”:
зеленый цвет – ученик не допустил ни одной ошибки и доволен своей работой;
желтый цвет – в работе допущены неточности, но работой своей удовлетворен;
красный цвет – допущено много ошибок, работой не доволен.
Эти сигналы использовались и для рефлексии учебной деятельности:
зеленый цвет – работа понравилась, хочу выполнить еще;
желтый цвет – работа понравилась;
красный цвет – работа не понравилась.
Для рефлексии используются не только сигналы, но и обязательное устное обоснование желающих высказаться ребят.
Такого же цвета кружки использовались для самооценивания письменной работы в тетрадях, прописях, дневниках, разработанных авторами ОП “Школа 2100”.
(Слайд 8) Со второго класса в диалогах “учитель – ученик” использовались следующие методические приемы формирования оценочной деятельности:
– В начале урока сообщается детям, какие важные дела предстоит выполнить;
– При подведении итогов урока задаются следующие вопросы:
- Как, по-вашему, проходил сегодняшний урок?
- Насколько он увлек вас?
- Какие задания вам понравились, а какие – нет?
- Что вы хотите посоветовать учителю?
- К чему каждый из вас стремился? Чего достиг?
- Насколько успешно мы выполнили намеченный план?
- Какие возникли проблемы?
– При оценке работы ребенка особое значение придается:
- упорству, старанию, труду;
- достигнутому успеху;
- личной позиции ученика;
- мотиву, побуждению, стремлению;
- возможностям ребенка достичь большего результата.
– Поощрение в ребенке:
- смелости ума, умения сомневаться, способность идти на разумный риск;
- готовности защищать свою точку зрения;
- творческого подхода;
- пытливости, любознательности;
- самоконтроля, способности оценить свою работу;
- стремления находить и исправлять свои ошибки.
(Слайд 9) Впоследствии для повышения уровня каллиграфии в тетрадях по русскому языку применяю следующий прием: на листочек ребенок списывает небольшой текст из тетради по чистописанию под заголовком “Я умею писать красиво”. Этот листочек прикрепили на обложку тетради. В начале урока обязательно обращается внимание учащихся на этот эталон, написанный каждым из них. Выполняя классную или домашнюю работу, в конце ребенок сравнивает написанное со своим же образцом, на полях чертит вертикальную шкалу, на которой отмечает крестиком уровень каллиграфии. При проверке тетради, если согласна, крестик обвожу, если нет – ставлю свой или выше, или ниже отметки ученика. В результате такой работы каллиграфия улучшилась у 28 % учащихся.
При устном самооценивании и взаимооценивании, например, для пересказа у доски перед всем классом или в паре выбираются совместно с учащимися следующие критерии:
громкость, последовательность, выразительность, темп.
Для чтения наизусть – точность, громкость, темп, интонация, обязательное называние автора и заголовка.
Для самоконтроля и самооценки на уроках чтения использую “Лист – список стихов, обязательных для заучивания”. Этот список составляется на полугодие, прикрепляется к внутренней обложке дневника. При получении отметки за стихотворение ученик закрашивает строчку с названием, часть ребят использует цвета: зеленый, желтый, красный, часть просто закрашивает одним цветом. В этой же строке ставят отметку, полученную за данное стихотворение.
При чтении художественного текста к предыдущим критериям добавляется умение читать целыми словами, соблюдение знаков препинания, умение читать без ошибок.
Ребята с большим вниманием следят за пересказом, чтением своих одноклассников. Большая часть ребят оценивает себя адекватно. Только 2 ученика, у которых низкая учебная мотивация, не умеют, не пытаются и не испытывают потребности в оценке своих действий ни самостоятельно, ни по просьбе учителя, но более охотно оценивают других.
На уроках математики использую “Тематический оценочный лист”.
В него внесены основные требования программы. Ребенок берет карточку по определенной теме, выполняет ее и цветом обозначает уровень выполненного задания. Если сделано без ошибок – ставится зеленый, если с ошибками – желтый. Есть возможность исправить, поработав над данной темой, и снова выполнить контрольную карточку.
(Слайд 10) В 3-ем классе была проведена анкета по самооценке и взаимооценке. В ней было 2 вопроса.
1. Когда учитель предлагает самостоятельно оценить свой ответ, мне
а) легко – 21%;
б) трудно – 37,5%;
в) интересно – 21%;
г) неинтересно – 4%;
д) хочу продолжать этому учиться – 12%;
е) не хочу этим заниматься – 4%.
2. Когда учитель предлагает оценить ответ одноклассника, мне…
а) легко – 41%;
б) трудно – 4%;
в) интересно – 41%;
г) неинтересно – 8%;
д) хочу продолжать этому учиться – 4%;
е) не хочу этим заниматься – 0%.
Кроме индивидуального самооценивания и взаимооценивания на уроках пытаюсь формировать у детей умение оценивать собственную работу и работу одноклассников в рамках групповой деятельности.
Цель урока: систематизация знаний учащихся о признаках классов животных.
(За отведенное время на самостоятельную работу две группы заполнили столбики только по классу животных, который выбрали. Одна группа – две графы, еще одна – три. Две группы заполнили таблицу полностью. Очень хорошо, что многие ребята попросили оставить себе эти таблицы.)
Во время окончательного оценивания совместно с учениками решается, сколько баллов (“+”), на основе полученных знаков, получает каждая группа. Ученики обязательно обосновывают свое решение. В случае необходимости, особенно на первых порах, нужно обращать внимание детей на те моменты, которые были ими упущены, но имели большое значение во время работы. Обсуждаются аспекты работы, важные для будущей оценочной деятельности: что положительное было в каждой группе; с какими трудностями столкнулись; как можно было справиться с этими трудностями. Таким же образом обсуждается работа каждого участника группы, выставляется отметка.
При совместном оценивании решается проблема объективности выставленной отметки, так как дети фактически ставят ее себе сами, с помощью своих же одноклассников. При этом у учеников вырабатывается умение правильно оценивать. В дальнейшем это пригодится им в жизни при оценке любых явлений, работы, ситуации. Они будут знать, что в основе любого оценивания лежат определенные критерии. И чем точнее критерии, тем объективнее оценивание. Данная деятельность будет способствовать развитию критического мышления учащихся.
(Слайд 12) В чем заключается преимущество данного вида оценивания?
- Если оценивание ведется на протяжении всего урока, то, скорее всего, что ничто не останется незамеченным, не будет забыто к концу урока при выставлении оценки.
- Критериальная таблица позволяет ученикам регулировать свои достижения и дает возможность влиять в ходе урока на оценку, а так же настраивает на здоровое соревнование.
- Ученики видят свои плюсы и минусы и не подвергают сомнению критерии и результаты оценивания.
- Благодаря этому у учеников формируется самостоятельность.
- Такое оценивание способствует развитию позитивной самооценки, так как оценивается не один аспект деятельности, а несколько.
- Формируются навыки сотрудничества.
- Если в группе кто-то работает, а кто-то нет, в графе “умение сотрудничать” появляется “–”. Тогда ученики сами стараются вовлечь в работу того, кто в ней не принимает участия.
- Формируется наблюдательность.
- Развивается чувство ответственности.
- Работа в группах, состоящих из слабых учеников, позволяет им стать активными участниками, а не сторонними наблюдателями учебного процесса, как это часто бывает при фронтальной работе с целым классом. Такие ситуации способствуют повышению самооценки слабых учеников, их познавательного интереса.
(Слайд 13) Сформулируем наиболее важные принципы приемов обучения детей самооцениванию и взаимооцениванию.
1. Если оценка взрослого предшествует детской, то ребенок либо некритично воспринимает ее, либо отвергает. Обучение разумному оцениванию целесообразно начинать с самооценочного суждения ребенка.
2. Оценка не должна носить обобщающий характер. Ребенку сразу предлагается оценивать различные аспекты своих усилий или конкретные результаты работы своего одноклассника.
3. Самооценка и взаимооценка ребенка должна соотноситься с оценкой взрослого лишь тогда, когда есть объективные критерии оценки, равно обязательные и для учителя и для ученика.
4. Если оцениваются качества, не имеющие однозначных образцов-эталонов, каждый ученик имеет право на собственное мнение, а дело взрослого – знакомить детей с мнениями друг друга, уважая каждое, ничье не оспаривая и не навязывая им ни своего мнения, ни мнения большинства.
В заключение можно сказать, что оценочная деятельность ученика способствует формированию его коммуникативных навыков, умения обосновывать свое решение, отстаивать свою точку зрения, развивает критическое мышление, приводит к повышению мотивации учебной деятельности.
Список используемой литературы.
- Начальная школа плюс до и после. Ежемесячный научно-методический и психолого-педагогический журнал. № 1–2003 г., 3–2005 г., 2–2007., 12–2003 г., 4–2004 г., 6–2005 г., 6–2003 г.
- Н.В.Калинина, С.Ю.Прохорова, А.Я.Горбылева. Методика оценки учебных достижений в начальной школе. – М.: Аркти. 2006.
- Оценка без отметки. Сборник. Составитель О.Варшавер – М.
Источник