Фанатики своего дела кузьмичев всегда

Фанатики своего дела кузьмичев всегда

Чехов вообще любит говорить об эстетических событиях, которые охватывают сразу многих людей. Так, например, в рассказе «Красавицы», он всячески подчеркивает неотразимое действие женской красоты на многих людей сразу: здесь Красота поражает, как громом, всех, кто попадает в силовое поле ее «излучения», так что преэстетическая красота красавиц оказывается неотразимой.

Разумеется, тоску и скуку можно рассматривать с точки зрения физиологии, психологии, социологии, теории культуры и т. п., но наш подход к этим феноменам другой — онтолого-эстетический, его мы и будем держаться в нашем анализе.

Когда человек задумался и размышляет о чем-то, то в этом состоянии сосредоточенности он хотя и видит окружающие его просторы, степь и холмы, но остается к ним внутренне «глухим». Он смотрит по сторонам и «видит то, что он видит», но видимое им не выводит его из состояния эстетической индифферентности, из «безчувствия». Вот, к примеру, Кузьмичев, дядя Егорушки, героя чеховской «Степи», как раз из таких эстетически «глухих» людей. Его настроение определенно и постоянно: это озабоченность «делами». Кузьмичева занимает шерсть, которую нужно как можно выгоднее продать, купить, перепродать; его настроения, конечно, меняются, но их изменения имеют по большей части единственную, но вескую причину: ход «дела», упущенная или полученная прибыль. «Фанатик своего дела, Кузьмичев всегда, даже во сне и за молитвой в церкви, когда пели «Иже херувимы», думал о своих делах, ни на минуту не мог забыть о них, и теперь, вероятно, ему снились тюки с шерстью, подводы, цены, Варламов. » (Чехов Л. П. Указ. соч. Т. 7. С. 23—24). Для художественного описания степи писатель избирает маленького мальчика, Егорушку, который открыт душой (мы бы сказали — «преэстетически открыт») всему, что он встречает на стенном пути; путь этот предстает как собрание эстетических расположений. Степь оказывается эстетическим «героем» путешествия Егорушки и, соответственно, всей повести. И какой эстетически многообразной является она мальчишеской душе, в каких разнородных расположениях находим мы Егорушку-и-степь!

«Едешь час-другой. Попадаются на пути молчаливый старик курган или каменная баба, поставленная Бог ведает кем и когда, бесшумно пролетит над землею ночная птица, и мало-помалу на намять приходят стенные легенды, рассказы встречных, сказки няньки-степнячки и все то, что сам сумел увидеть и постичь душою. И тогда в трескотне насекомых, в подозрительных фигурах и курганах, в голубом небе, в лунном свете, в полете ночной птицы, во всем, что видишь и слышишь, начинают чудиться торжество красоты, молодость, расцвет сил и страстная жажда жизни; душа дает отклик прекрасной, суровой родине, и хочется лететь над степью вместе с ночной птицей.» (Там же. С. 46).

«На далекое расстояние видны черепа и камни. Подозрительные фигуры, похожие на монахов, на светлом фоне ночи кажутся чернее и смотрят угрюмее. Чаще и чаще среди монотонной трескотни, тревожа неподвижный воздух, раздается чье-то удивленное «а-а!», и слышится крик неуснувшей или бредящей птицы. Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу, а в непонятной дали, если долго всматриваться в нее, высятся и громоздятся друг на друга туманные, причудливые образы. Немножко жутко.» (Там же. С. 46).

В качестве поясняющего примера к тоске однообразного пространства приведем отрывок из той же повести Чехова «Степь»: «Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали; едешь-едешь и никак не разберешь, где она начинается и где кончается. Загорелые холмы, буро-зеленые, вдали лиловые, со своими покойными, как тень, тонами, равнина с туманной далью и опрокинутое над ними небо, которое в степи, где нет лесов и высоких гор, кажется страшно глубоким и прозрачным, представлялись. бесконечными, оцепеневшими от тоски.

Как душно и уныло! Бричка бежит, а Егорушка видит все одно и то же — небо, равнину, холмы. Над поблекшей травой, от нечего делать, носятся грачи; все они похожи друг на друга и делают степь еще более однообразной.

Летит коршун над самой землей, плавно взмахивая крыльями, и вдруг останавливается в воздухе, точно задумавшись о скуке жизни, потом встряхивает крыльями и стрелою несется над степью, и непонятно, зачем он летает и что ему нужно» (Чехов Л. П.Указ соч. Т.7. С. 16-17).

На стороне субъекта восприятия в расположении тоски мы имеем дело с пространством и временем как с формальными априорными формами. Эти формы исправно «работают» и вполне удовлетворяют нас до тех пор, пока мы познаем мир теоретически. Тут смысл не предполагается, тут человек вполне обходится без смысла (без отнесения мыслительного и жизненно-практического действия к Целому), тут он оперирует понятиями, категориями, знаками, каузальными связями, функциями. Но пространство и время тоски, разумеется, не есть пространство и время познающего субъекта. Теоретически познавая мир, мы не утрачиваем экзистенциально наполненного пространства и времени, но лишь абстрагируем познаваемый предмет от всего, что выходит за рамки его «объективных характеристик», помещая его «внутрь» чисто формальных пространственно-временных координат физического мира. Тоска же есть состояние, когда мы невольно, следовательно, целиком, всем своим существом, оказываемся погруженными в мир формального пространства-времени. Только в тоске мы по-настоящему можем прочувствовать, каково человеку было бы жить в мире теоретико-познавательных пространственно-временных координат, в мире научного, теоретического разума (понимаем, что жить в таком мире было бы невозможно). Если бы человек «с головой» погрузился в научный, демифологизированный мир, его бы охватила тоска, которая быстро довела бы его до полного душевного истощения.

Читайте также:  Своя компания часы работы сахарова

Чехов Л. П. Указ соч. Т. 10. С. 109-110.

«Философия настолько способна стать разветвленной аналитикой Опыта, насколько она учитывает компоненту феноменологического созерцания («видения»). . Философия не в силах

Источник

Занятие 3: Обособление определений, приложений, оборотов с союзом «как»

ЕГЭ. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению заданий по пунктуации / Г.

Обособление определений, приложений, оборотов с союзом КАК

Обособляются, т. е. выделяются запятыми:

    распространённые согласованные определения (прилагательные, причастия), если они стоят после определяемого слова и выра­жены причастным оборотом или прилагательными с зависимы­ми словами; одиночные и согласованные определения, если их два или больше и они стоят после определяемого существительного, в особенности если перед ними уже есть определение; любые определения, относящиеся к личному местоимению; определения, стоящие до или после определяемого слова, если они оторваны от определяемого слова другими членами предло­жения; несогласованные определения (выражены любой частью речи, кроме прилагательного и причастия, но отвечающие на вопрос какой?), если они стоят после определяемого слова — имени собственного.

Если же несогласованное определение выражено глаголом, то перед ним ставится тире.

! Если определение (одиночное или распространённое) имеет зна­чение причины или уступки и стоит до определяемого слова, то оно тоже обособляется.

Не обособляются определения, стоящие до определяемого слова.

    если относятся к личному местоимению; если они распространены и стоят после определяемого сущест­вительного; если относятся к имени собственному и стоят после него; если имеют добавочное обстоятельственное значение.

Приложения выделяются тире, если они распространены и имеют значение самостоятельности.

Обособленные приложения могут присоединяться словами по имени, по прозвищу, по фамилии, то есть, например, даже.

Запятая перед союзом как ставится, если оборот

    указывает на сравнение; обозначает причину (можно поставить союзы потому что, так как).

Запятая перед союзом как не ставится, если оборот

    имеет значение «в качестве»; входит в состав сказуемого; представляет собой устойчивое словосочетание или фразеологи­ческий оборот;

    имеет обстоятельственное значение (его можно заменить сущест­вительным в творительном падеже).

Море, успокоившееся за ночь после мёртвой зыби, ещё кипело мелкой частой рябью, но уже не качало. (А. Куприн) Определение является согласованным, выражено причастным оборотом, стоящим после определяемого слова море, значит обо­собляется. Все приумолкли и как-то притихли, полные невесёлых дум. (К. Станюкович)

Определение является согласованным, выражено прилагатель­ным с зависимыми словами, стоит после определяемого слова все, значит обособляется.

Музыка за дверью, торжественная, сильная, несётся по дому. (Ю. Анненков)

Определение выражено одиночными прилагательными, стоящи­ми после определяемого слова музыка, запятые ставятся.

а) Волнуемый воспоминаниями, я забылся. (М. Лермонтов)

б) После чая он, мрачный, сидел у окна и смотрел на Волгу. (А. Чехов)

Определения (распространённое — предложение а, одиночное — предложение б) относятся к личным местоимениям (я, он), сле­довательно, обособляются.

Определения (два однородных) стоят до определяемого слова (мальчик), но так как они имеют значение причины, то обособ­ляются. (Сравните: Мальчик всё время дремал, потому что был утомлён тряской дорогой, пригрет теплом матери.)

На крутой осыпи северного склона, затенённые обрывом,

ещё лежали слитые, сочащиеся влагой пласты снега. (М. Шо­лохов)

Определение оторвано от определяемого словосочетания (пла­сты снега) другими членами предложения, поэтому определение обосабливается.

Он видел, как Фомин, в бурке, чёрным вихрем вырвался из-за церкви. (М. Шолохов)

В данном предложении несогласованное определение (выделено жирным шрифтом) стоит после определяемого слова — имени собственном <Фомин), запятые ставятся.

Княжна Марья видела, как он, в мундире и всех орденах, вы­шел из дома и пошёл в сад сделать смотр вооружённым мужи­кам и дворовым. (Л. Толстой)

Читайте также:  Как удалить свою организацию с яндекс карт

Несогласованное определение относится к личному местоимению (он), поэтому обособляется.

Из-за поворота железной дороги выскочил окутанный чёрным дымом курьерский поезд. (А. Куприн)

Согласованное определение стоит перед определяемым словом (поезд), значит, не обособляется.

10 Солдаты, вылезшие из вагонов и толпившиеся на платформе, торопились усаживаться. (В. Гаршин)

В предложении два определения (причастные обороты), соеди­нённых союзом и, определения однородные, стоят после опреде­ляемого слова солдаты, значит, между оборотами запятая не ставится.

11. Он лишь полагался на власть своего примера, на силу солдат­ского правила — равняться на команду. (В. Быков) Несогласованное определение выражено сочетанием с глаголом неопределённой формы, перед определением можно поставить слова а именно, значит, перед определением можно поставить тире.

12. В задке рессорных дрожек полулежал статный широкоплечий мужчина в пиджаке городского покроя и сдвинутой на заты­лок серой фетровой шляпе. (М. Шолохов)

Несогласованное определение не обособляется, так как стоит по­сле определяемого существительного нарицательного.

Вскоре приехал Борис, старый товарищ Берга. (Л. Толстой) Приложение стоит после определяемого существительного — имени собственного <Борис), запятая ставится. Это была она, участница и свидетельница всей этой жизни, главная сказительница её, Наталья. (И. Бунин)

Дети революции, они искренне считали, что отвлечение на личное — это предательство общественного. (А. Рыбаков) Приложения относятся к личным местоимениям (она, они), зна­чит запятые ставятся.

Фанатик своего дела, Кузьмичёв всегда, даже во сне и за мо­литвой в церкви думал о своих делах. (А. Чехов)

Определяемое слово-существительное (Кузьмичёв) стоит после приложения, но так как приложение имеет причинное значе­ние, то запятая ставится. (Сравните: Кузьмичев всегда, даже во сне и за молитвой в церкви думал о своих делах, потому что был фанатиком своего дела.)

Студент этот, по имени Михалевич, энтузиаст и стихо­творец, искренно полюбил Лаврецкого и совершенно случайно стал виновником важной перемены в его судьбе. (И. Тургенев)

В предложении два приложения: первое стоит после определяе­мого слова, присоединяется словом по имени, второе стоит после определяемого слова <студент). Приложения выделяются запя­тыми.

По коричневому лицу её, по глубоким морщинкам на щеках ка­тились мелкие, как бисер, слезинки. (М. Шолохов)

Оборот с союзом как имеет значение сравнения, выделяется за­пятыми.

Продавцы за рыбным прилавком как окаменели со своими но­жами в руках. (М. Булгаков)

Оборот входит в состав сказуемого, запятыми не выделяется.

Герасиму, как отличному работнику, тут же дали косу в ру­ки — и пошёл косить он по-старинному. (И. Тургенев)

Оборот имеет значение причины, запятые ставятся. (Сравните: Герасиму тут же дали косу в руки — и пошёл косить он по — старинному, потому что был он отличным работником.)

Как птица нырнул он между ветвями. (М. Лермонтов)

Оборот можно заменить существительным в творительном паде­же, запятая не ставится. (Сравните: Птицей нырнул он между ветвями.)

В доме коменданта я был принят как родной. (А. Пушкин) Оборот имеет значение «в качестве», запятая не ставится. Она копила и хранила их долго как зеницу ока. (И. Бунин) Оборот является фразеологическим, запятая не ставится.

Расставьте знаки препинания.

За кустарником после лощины оказавшейся довольно просто­рным замёрзшим болотом опять начался крутоватый подъём на при­горок. (Б. Быков) Высоко в небе не видные глазу трепещут и звенят жаворонки. (А. Куприн) Успокоенный и облегчённый я погрузился было в сладкий утренний сон. (А. Куприн) Ночевали на хуторе небольшом и пустынном. (М. Шолохов) Вошёл артист Белозеров с пышным красным бантом с непод­вижным и торжественным лицом. (В. Вересаев) Стоявший в лесу небольшой каменный дом был виден кры­шей и отвесом стены. (А. Грин) Никогда не имевшая своих детей тётя Граня и не обладала учёными способностями детского воспитания. (В. Астафьев) Самое большое его желание было поскорее вернуться домой. (А. Степанов) А вот она в короткой газовой юбочке с обнажёнными худыми, полудетскими руками стоит в электрическом свете под самым купо­лом цирка на сильно качающейся трапеции. (А. Куприн) Маленький человечек в дырявом жёлтом котелке и с груше­видным малиновым носом в клетчатых брюках и лакированных бо­тинках выехал на сцену Варьете на обыкновенном двухколёсном ве­лосипеде. (М. Булгаков) Был тут и Артынов владелец всего этого дачного места богач высокий, полный брюнет, похожий лицом на армянина, с глазами навыкате и в странном костюме. (А Чехов) Упрямец во всём Андрей был упрям и в учёбе. Дети то есть оба молодые князя (мой отец и дядя Яков) очень любили его. (Н. Лесков) Рядовой солдат он исходил ногами ту самую донецкую степь, через которую мчался теперь на вездеходе. (А. Фадеев) Ветер как взбесившаяся хищная птица налетал из-за угла, толкая обоих в спину и начиная яростно трепать оледенелые ветки акаций и тополей. (В. Вересаев) Поручик воспринял вопрос как приглашение сократить поч­тительную дистанцию в один прыжок догнал чиновника и зашагал с ним плечо к плечу. (Б. Акунин) Марья Николаевна в эту критическую минуту сидела как окаменелая. (Н. Лесков) Француз стоял как вкопанный. (А Пушкин) Она говорила как в бреду. (В. Вересаев)

Читайте также:  Свой бизнес под франшизу

Над глубокими снегами (1) завалившими чащи елей (2) ог­ромное и удивительное высилось небо.

И всю ночь тревожно и однообразно стучали (3) в заноси­мый снегом дом (4) плохо прикрытые ставни.

3, 4 2) 1, 2, 3, 4 3) 1 4) 1, 2 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на мес­те которых в предложениях должны стоять запятые?

Очарованный, восхищённый (1) я долго глядел на то чудес­ное и новое.

Голоса баб (2) полоскавших бельё (3) звонко раздавались в морозном воздухе.

1, 2, 3 2) 1, 3 3) 1, 2 4) 2, 3 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на мес­те которых в предложениях должны стоять запятые?

Только сквозь широкие чугунные ворота (1) похожие своей причудливой резьбой на кружево (2) можно было рассмотреть уголок свежего газона.

Люди без сожаления топчут (3) ещё вырастающую кое-где без сева (4) редкую рожь.

1, 2 2) 3, 4 3) 1, 2, 3, 4 4) 1 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на мес­те которых в предложениях должны стоять запятые?

Разбуженные неожиданною остановкой (1) пассажиры один за другим стали появляться у рубки.

Мачтовые сосны (2) высоко поднявшие (3) на своих гли­нисто-красноватых стволах зелёные кроны (4) окружали пригорок.

1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 3, 4 3) 1, 2, 4 4) 2, 3

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на мес­те которых в предложениях должны стоять запятые?

Есть несравненная прелесть в этих осенних днях (1) серых и прохладных.

Анна (2) удивлённая и встревоженная (3) быстро собрала свои вещи.

1, 2, 3 2) 3 3) 1, 2 4) 2, 3 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на мес­те которых в предложениях должны стоять запятые?

Очень редкий и низенький сад (1) раскиданный по широкой снежной поляне (2) был виден из окон.

Летевшая из трубы (3) мокрая угольная пыль (4) чёрным дождём сыпалась возле воды.

1, 2, 3, 4 2) 1, 2 3) 3, 4 4) 3 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на мес­те которых в предложениях должны стоять запятые?

Ярмарка (1) раскинувшаяся по выгону на целую версту (2) и (3) собирающая людей со всей округи (4) была шумна, бес­толкова.

У больших ворот сидела и вязала чулок старуха (5) похо­жая на старуху из сказок.

1, 2, 3, 4, 5 2) 1, 2, 4 3) 1, 3, 4, 5 4) 1, 4, 5 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на мес­те которых в предложениях должны стоять запятые?

По шоссе (1) пропадающему среди волнистых полей (2) ни­кто никогда не ездит.

Родька (3) долговязый, хмурый малый (4) уехал два года назад ко вдовому брату.

1, 3, 4 2) 1, 2, 3 3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 2, 4 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на мес­те которых в предложениях должны стоять запятые?

Откуда-то (1) вылезший (2) дворник остановился позади садовника.

В тенистом саду стояла тишина (3) важная, душистая, невозмутимая.

1, 2, 3 2) 1, 2 3) 2, 3 4) 3 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на мес­те которых в предложениях должны стоять запятые?

Сергей (1) лежавший на полу (2) и (3) читавший книгу (4) осторожно поднялся и стал одеваться.

Море (5) огромное, спокойное (6) тихо зыбилось вдали.

1, 2, 3, 4, 5 2) 1, 2, 4, 5 3) 1, 3, 4, 5, 6 4) 1, 4, 5, 6 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на мес­те которых в предложениях должны стоять запятые?

Изящные чугунные завитки (1) составлявшие рисунок во­рот (2) служили верными точками опоры для цепких рук.

Он с удивлением глянул на (3) кинувшегося к нему из-за уг­ла (4) Буяна.

1, 2, 3, 4 2) 1, 2 3) 1, 3, 4 4) 3, 4 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на мес­те которых в предложениях должны стоять запятые?

Круглые очки (1) имеющие сходство с глазами птицы (2) соответствовали его фигуре.

На (3) хорошо отполированном столе (4) стояла дымча­тая хрустальная ваза со свежими розами.

Источник

Оцените статью