- Это такое государство которое во всей своей деятельности подчиняется праву
- Правовое государство: понятие, признаки
- Суть идеи правового государства:
- Основные признаки правового государства:
- Это государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека.
Это такое государство которое во всей своей деятельности подчиняется праву
Термин “правовое государство” впервые введен немецкими учеными К.Т.Велькером и Й.Ф. фон Аретином. Но о власти закона, одинакового для всех граждан, говорил еще в VI в. до н.э. греческий правитель Солон. В Древнем Риме возникло разделение властей как основная предпосылка правового государства. А сама концепция сложилась в 17-19 веках в трудах Локка, Монтескье, Канта, Джефферсона, Мэдисона и др. Первые правовые государства появились в Англии, Франции и США.
В основе правового государства лежит стремление оградить граждан от диктатуры и произвола со стороны власти, обеспечить индивидуальную свободу, фундаментальные права личности на жизнь, безопасность, свободу, собственность. Это возможно лишь при разграничении государства и гражданского общества.
В России интерес к правовому государству начал проявляться только в 80-х годах ХХ века. До этого государственная власть опиралась на идеологию, а не на право.
Правовое государство имеет ряд общих и объединяющих всех членов гражданского общества правовых основ, которые по своей сути имеют надклассовый и общечеловеческий характер. В гражданском обществе концентрируются частные, нередко противоречащие друг другу интересы. Правовое государство, выражающее всеобщую волю граждан, призвано примирить и совместить эти интересы в реальной жизни.
Определения понятия «правовое государство»
Приведем несколько встречающихся в общественных науках определений правового государства:
· “Правовым называется государство, которое признает обязательным для себя создаваемые им же юридические нормы. Правовое государство в осуществлении своих правительственных и судебных функций связано и ограничено правом, стоит под правом, а не вне и над ним”.
· “Государство, ограниченное в своих действиях правом, прежде всего конституцией, подчиненное воле суверенного народа и призванное охранять индивидуальную свободу и другие основополагающие права личности”.
· “Правовое государство — система органов и институтов, осуществляющих властные полномочия, полученные от народа, в интересах народа, на основе верховенства правового закона, разделения властей, признания равенства и свободы за всеми участниками демократического процесса”.
· “Правовым называется государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах, обеспечивая правовую защищенность своих граждан”.
Принципы правового государства.
Среди основных принципов правового государства главными можно назвать следующие:
-признание народа единственным источником власти, законы могут быть приняты только компетентными органами, уполномоченными на это народом (ст.3 Конституции РФ);
-верховенство права, законы должны максимально соответствовать представлениям общества о справедливости и быть приняты установленной процедурой (ст. 4, 15);
-верховенство закона, “связанность” государства законом — все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона;
-признание прав человека (ст.2);
-равенство всех перед законом (ст.19);
-гарантии от злоупотреблений власти;
-разделение властей, создание системы “сдержек и противовесов”, взаимоограничение и взаимный контроль всех ветвей власти (ст. 10, 46, 53);
-разрешение всего, что не запрещено законом, свобода (ст. 45);
-соблюдение иерархии законов, они не должны противоречить конституции и друг другу;
-презумпция невиновности — только суд может признать человека виновным (ст.47, 22);
-принцип взаимной ответственности государства и граждан, гарантированный независимым характером суда (ст. 32, 33);
-отделение идеологии от государства (ст. 13);
-парламентаризм и конституционализм;
-отделение церкви от государства;
-различные политические партии и организации;
-приоритет свободы перед равенством.
В правовом государстве господствует право, понимаемое в духе естественных прав человека, присущих каждому индивиду от рождения как разумному и свободному существу. Эти права не должны нарушаться государственными законами.
Основополагающими принципами правового государства являются порядок в государстве и защищенность гражданина.
Самоочевидными признаками демократического правового государства являются:
-право участия в политическом процессе;
-соблюдение определенных правил игры между политическими партиями и группами;
-смена власти в процессе всеобщих выборов на всех уровнях власти.
Предпосылки создания и функционирования правового государства.
-многообразие форм собственности, свобода предпринимательства, экономическая независимость и самостоятельность индивида;
-режим демократии, предотвращение попыток узурпации власти;
-высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества, понимание необходимости сознательного участия в управлении государственными и общественными делами;
-юридической предпосылкой является создание внутренне единой и непротиворечивой системы законодательства, что обеспечивает уважение закона;
-формирование гражданского общества, удовлетворение прав и интересов граждан на основе самоуправления и свободы.
Источник
Правовое государство: понятие, признаки
Правовое государство — это государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека.
Иначе, правовое государство — это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.
Суть идеи правового государства:
- установление верховенства права;
- ограничение власти (силы) государства правом;
- обеспечение прав и свобод человека.
Для создания правового государства недостаточно одного его провозглашения, оно должно фактически сложиться как система гарантий от беспредельного административного вмешательства в саморегулирующееся гражданское общество, от попыток кого бы то ни было прибегнуть к неконституционным методам осуществления власти.
Правовое государство — это высокий уровень авторитета государственности, реальный режим господства права, обеспечивающий все права человека и гражданина в экономической и духовной сферах.
Понятие правового государства многомерно, оно включает все то, что вкладывается в понятие конституционного демократического государства.
Основные признаки правового государства:
- Верховенство закона.
- Высший приоритет и гарантированность прав и свобод человека и гражданина.
- Равенство всех перед законом.
- Разделение властей.
- Независимость суда.
Некоторые ученые выделяют также:
- Верховенство конституции по отношению ко всем нормативным актам.
- Приоритет международного права
Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина должен быть прочно закреплен в конституции и законах и соответствующих естественному праву. Правовое государство признает нерушимость этих прав и свобод, а также свою обязанность соблюдать и охранять их. «Все, что не запрещено, то дозволено» — важнейший принцип правового государства. Такой подход к правам и свободам буквально пронизывает Конституцию РФ и многие законы. Он, как было показано выше, составляет суть гуманистических основ конституционного строя и в полной мере проявляется в гл. 2 Конституции, посвященной правам и свободам человека и гражданина. В правовом государстве нельзя избежать правонарушений, но должны сложиться общеизвестные и общеиспользуемые гарантии и механизмы исправления любых ошибок и нарушений, неукоснительного и приоритетного соблюдения прав человека и гражданина.
Независимость суда как главного механизма гарантий прав и свобод должна быть обеспечена от любых властных и общественных структур, ибо только независимый суд в состоянии эффективно защищать человека и гражданина от произвола исполнительной власти с ее силовыми структурами.
Принцип независимости суда прямо закреплен в ст. 120 Конституции России, он также обеспечивается рядом других статей, в которых говорится о несменяемости и неприкосновенности судей, устанавливаются демократические принципы судопроизводства. В ряде статей гл. 2 Конституции указывается на исключительное право суда ограничивать права и свободы (например, никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда, — ст. 35; арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению — ст. 22 и др.).
Верховенство конституции по отношению ко всем нормативным актам . Никакой закон или другой акт не вправе исправлять или дополнять конституцию, тем более противоречить ей. Вместе с естественным правом конституция образует фундамент всей правовой системы, она призвана создавать такой порядок, при котором бы закон и право не расходились. В этом смысле верховенство конституции и верховенство права тождественны.
В Конституции России закрепляется принцип верховенства Конституции. Устанавливается (ст. 15), что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, а законы и иные правовые акты не должны ей противоречить. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Следовательно, государство связано правом, все должностные лица — от главы государства до рядового чиновника — обязаны действовать в соответствии с правом, а за нарушения несут ответственность (уголовную, административную, гражданскую). Любой выход этих лиц за пределы своей компетенции есть нарушение принципа правового государства, изменяющее баланс власти и свободы, а значит, создающее угрозу правам и свободам человека и гражданина или являющееся недозволенным вмешательством в жизнь гражданского общества.
Приоритет международного права как бы дает пропуск в цивилизованный мир. Государство, обладающее суверенным правом принимать свои законы, соглашается с тем, что эти законы не должны противоречить праву мирового сообщества. Тем самым через верность нормам международного права происходит своеобразная унификация национальных правовых систем на самом высоком уровне, гарантий прав и свобод человека и гражданина, демократии и социального прогресса. Этим объясняется включение данного принципа в конституции многих государств.
В Конституции РФ (ч. 4 ст. 15) принцип приоритета международного права как бы разбит на две части. Во-первых, закреплено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Во-вторых, в случае расхождения правил закона и правил международного договора России приоритет отдается правилам международного договора. Как отмечалось, заключение РФ договоров с другими государствами регулируется Федеральным законом «О международных договорах РФ».
Указанные признаки правового государства являются только основными. В практической жизни правовое государство включает еще очень много аспектов, которые могут включать:
- верховенство парламента в законодательной сфере;
- демократический контроль за использованием армии за рубежом и внутри страны;
- невмешательство государства в работу средств массовой информации;
- законность методов деятельности органов контрразведки;
- гласность внешнеполитических шагов правительства, и др.
Разумеется, для всех соответствующих действий органов исполнительной власти должны существовать конкретные законы, право и только право должно лежать в основе любых государственных решений, и особенно связанных с применением принуждения.
Источник
Это государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека.
Понятие правового государства неразрывно связано с понятием демократического государства.
Так характеризуется государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека. Длясоздания правового государства недостаточно одного его провозглашения, оно должно фактически сложиться как система гарантий от беспредельного административного вмешательства в саморегулирующееся гражданское общество, от попыток кого бы то ни было прибегнуть к неконституционным методам осуществления власти. Правовое государство — это высокий уровень авторитета государственности, реальный режим господства права, обеспечивающий все права человека и гражданина в экономической и духовной сферах.
Первые представления о государстве, основанном на господстве закона, сложились еще в Древней Греции. Сократ, Платон, Аристотель, Полибий развивали эти представления. Например, Аристотель указывал, что там, где отсутствует власть закона, нет места и какой-либо форме государственного строя. В средние века Н. Макиавелли и Ж. Воден обосновали задачу государства, которая состоит в охране прав и свобод граждан. В эпоху начавшихся демократических революций (XVII-XVIII вв.) эти идеи легли в основу новой государственности (их развивали в Голландии — Г. Греции и Б. Спиноза, в Англии — Т. Гоббс и Д. Локк, во Франции — П. Гольбах, Ш. Монтескье и Д. Дидро, в США — Т. Джефферсон и Т. Пэйн). Но только в XIX в. в трудах великих немецких философов Э. Канта, Г. Гегеля, а также юристов Р. фон Моля, К.Т. Велькера и других сформировалась целостная теория правового государства, которая стала претворяться в жизнь. В России эту теорию развивали Б.Н. Чичерин, Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, Н.М. Кор-кунов, С.А. Муромцев, С.А. Котляревский, Г.Ф. Шершеневич и др., но переход к правовому государству по сути обозначился только после 1905 г.
Вот, например, как определял правовое государство Б.А. Кистяковский: «Основной принцип правового или конституционного государства состоит в том, что государственная власть в нем ограничена. В правовом государстве власти положены определенные пределы, которые она не должна и не может преступить. Ограничение власти в правовом государстве создается признанием за человеком неотъемлемых, ненарушаемых, неприкосновенных и неотчуждаемых прав» 1 .
Понятие правового государства многомерно, оно включает все то, что вкладывается в понятие конституционного демократического государства. И в то же время можно выделить его основные признаки (тем более, что в Конституции Республики Беларусь это понятие не раскрывается).
Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина, опирающихся на прочное закрепление в конституции и законах и соответствующих естественному праву. Правовое государство признает нерушимость этих прав и свобод, а также свою обязанность соблюдать и охранять их. «Все, что не запрещено, то дозволено» -важнейший принцип правового государства.
Такой подход к правам и свободам буквально пронизывает Конституцию Республики Беларусь и многие законы. Он, как было показано выше, составляет суть гуманистических основ конституционного строя и в полной мере проявляется в разделе 2 Конституции, посвященной правам и свободам человека и гражданина. В законодательстве и на практике еще встречаются нормы и действия должностных лиц, которые нарушают основные права и свободы, это часто объясняется уровнем юридической техники и отсутствием правовой культуры. Но и сами граждане не приобрели еще навыков защиты своих прав. В правовом государстве нельзя избежать правонарушений, но должны сложиться общеизвестные и общеиспользуемые гарантии и механизмы исправления любых ошибок и нарушений, неукоснительного и приоритетного соблюдения прав человека и гражданина.
Независимость суда как главного механизма гарантий прав и свобод. Должна быть обеспечена независимость суда от любых властных и общественных структур, ибо только независимый суд в состоянии эффективно защищать человека и гражданина от произвола исполнительной власти с ее силовыми структурами.
Принцип независимости суда прямо закреплен в статье 110 Конституции Республики Беларусь, которая гласит: «Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону».
Принцип независимости суда также обеспечивается рядом других статей, в которых говорится о несменяемости и неприкосновенности судей, устанавливаются демократические принципы судопроизводства. В ряде статей раздела 2 Конституции Республики Беларусь указывается на исключительное право суда ограничивать права и свободы (например, «Никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.» (Статья 26).
Верховенство конституции по отношению ко всем нормативным актам. Никакой закон или другой акт не вправе исправлять или дополнять конституцию, тем более противоречить ей. Вместе с естественным правом конституция образует фундамент всей правовой системы, она призвана создавать такой порядок, при котором бы закон и право не расходились. В этом смысле верховенство конституции и верховенство права тождественны.
В Конституции Республики Беларусь закрепляется принцип верховенства Конституции. Устанавливается (статья 7) 1 , что Конституция Республики Беларусь имеет высшую юридическую силу, а законы и иные правовые акты не должны ей противоречить. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы. Следовательно, государство связано правом, все должностные лица — от главы государства до рядового чиновника — обязаны действовать в соответствии с правом, а за нарушения несут ответственность (уголовную, административную, гражданскую). Любой выход этих лиц за пределы своей компетенции есть нарушение принципа правового государства, изменяющее баланс власти и свободы, а значит, создающее угрозу правам и свободам человека и гражданина или являющееся недозволенным вмешательством в жизнь гражданского общества.
Немаловажно, каким путем законы должны становиться известными гражданам, поскольку в тоталитарном советском государстве часто применялись неопубликованные, так называемые закрытые (секретные) постановления. Ныне в Конституции установлено, что законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Приоритет международного права. Этот признак правового государства как бы дает пропуск в цивилизованный мир. Государство, обладающее суверенным правом принимать свои законы, соглашается с тем, что эти законы не должны противоречить праву мирового сообщества. Тем самым через верность нормам международного права происходит своеобразная унификация национальных правовых систем на самом высоком уровне, гарантий прав и свобод человека и гражданина, демократии и социального прогресса. Этим объясняется включение данного принципа в конституции США, ФРГ, Франции и многих других государств.
В Конституции Республики Беларусь (Статья 8) признается принцип приоритета международного права: « Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Республика Беларусь в соответствии с нормами международного права может на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить из них. Не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции.»
Безусловно, указанные признаки правового государства являются только основными. В практической жизни правовое государство включает еще очень много аспектов. Это и верховенство парламента в законодательной сфере, и демократический контроль за использованием армии за рубежом и внутри страны, и невмешательство государства в работу средств массовой информации, и законность методов деятельности органов контрразведки, и гласность внешнеполитических шагов правительства, и многое другое. Разумеется, для всех соответствующих действий органов исполнительной власти должны существовать конкретные законы, право и только право должно лежатьв основе любых государственных решений, и особенно — связанных с применением принуждения.
Гражданское общество как атрибут правового государства: понятие, признаки, структурные элементы.
Неотъемлемым атрибутом правового государства является гражданское общество. Понятие «гражданское общество» возникло еще в Древней Греции и вплоть до ХVIIIв. использовалось как синоним понятия «государство». Однако впервые упоминание о гражданском обществе можно найти в трудах Аристотеля. Он писал, что прежде чем определить, что есть государство, – необходимо выяснить понятие «гражданин», ибо государство есть не что иное, как совокупность граждан, гражданское общество 1 .
В процессе упрочения демократических ценностей, принципов и институтов гражданского общества в XX в. произошло возрождение интереса к его проблемам. Гражданское общество добивается демократизации власти государства за счет ее передачи органам самоуправления, взаимодействия большинства и меньшинства на основе согласования позиций государственных и общественных институтов.Его развитие протекает более успешно, если государство создает для этого благоприятные условия.
Для формирования гражданского общества необходима сильная государственная власть, которая основывается на демократизме, признании верховенства права и других принципах, лежащих в основе правового государства.
Источник