- Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. N 1205 «Об утверждении Правил организации и осуществления федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны»
- ГАРАНТ:
- Чем занимается первый отдел в организации г. Москва
- Чем занимается первый отдел в организации
- Основная информация
- Аттестация автоматизированных рабочих мест 2 недели
- Аттестация выделенных помещений 2 недели
- Собственный первый отдел при поддержке КБ «ОРИОН» в г. Москва
- Нужен ли собственный 1 отдел при оформлении лицензии ФСБ
- Что входит в услуги по защите гостайны
- Кому требуется
Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. N 1205 «Об утверждении Правил организации и осуществления федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны»
В соответствии со статьей 30.1 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые Правила организации и осуществления федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны.
Председатель Правительства
Российской Федерации
22 ноября 2012 г. N 1205
Правила
организации и осуществления федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны
(утв. постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. N 1205)
ГАРАНТ:
См. Административный регламент ФСБ России по исполнению государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны, утвержденный приказом ФСБ России от 5 марта 2015 г. N 152
1. Настоящие Правила определяют порядок организации и осуществления федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны (далее — государственный контроль) уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (далее — органы государственного контроля) в соответствии с их компетенцией.
2. Задачами государственного контроля являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных Законом Российской Федерации «О государственной тайне» (далее — Закон), другими федеральными законами и принятыми на их основе иными нормативными правовыми актами (далее — требования законодательства о государственной тайне), оценка эффективности принимаемых мер по обеспечению сохранности сведений, составляющих государственную тайну.
3. Должностными лицами органов государственного контроля, уполномоченными на осуществление государственного контроля от имени этих органов, являются:
а) руководители органов государственного контроля, их заместители;
б) руководители (начальники) подразделений органов государственного контроля, уполномоченных на решение задач по осуществлению государственного контроля, их заместители, а также сотрудники этих подразделений;
в) руководители (начальники) территориальных органов органа государственного контроля, их заместители;
г) руководители (начальники) подразделений территориальных органов органа государственного контроля, уполномоченных на решение задач по осуществлению государственного контроля, их заместители, а также сотрудники этих подразделений.
4. При осуществлении государственного контроля органы государственного контроля в пределах компетенции проводят плановые и внеплановые выездные и документарные проверки (далее — проверки).
5. Проверки проводятся в соответствии с требованиями Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и с учетом особенностей, установленных статьей 30.1 Закона.
6. Органы государственного контроля проводят проверки выполнения юридическими лицами требований законодательства о государственной тайне и осуществления следующих мер по обеспечению сохранности сведений, составляющих государственную тайну:
создание и организация деятельности структурных подразделений по защите государственной тайны;
допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне;
выполнение работниками, допущенными к сведениям, составляющим государственную тайну, возложенных на них обязанностей по их защите и соблюдение ими соответствующих ограничений и запретов;
засекречивание сведений, составляющих государственную тайну;
организация и осуществление пропускного режима;
организация и проведение совещаний по секретным вопросам;
обеспечение режима секретности;
организация выезда работников, осведомленных в сведениях, составляющих государственную тайну, за границу;
организация и осуществление приема иностранных граждан;
передача сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей другим организациям (включая международные) и государствам;
подготовка к работе с носителями сведений, составляющих государственную тайну, в период мобилизации и в военное время;
оборудование и эксплуатация режимных помещений и хранилищ носителей сведений, составляющих государственную тайну;
обращение с носителями сведений, составляющих государственную тайну;
защита секретной информации, обрабатываемой с использованием средств вычислительной техники;
прием, сдача носителей сведений, составляющих государственную тайну, при смене руководителя режимно-секретного подразделения или подразделения секретного делопроизводства, при реорганизации или ликвидации организации;
организация и ведение секретного делопроизводства;
организация и осуществление противодействия иностранным техническим разведкам;
организация и осуществление технической защиты информации;
организация и осуществление защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, с использованием шифровальных (криптографических) средств;
осуществление контроля за обеспечением защиты государственной тайны;
организация и проведение служебных расследований (служебных проверок) по фактам нарушения режима секретности и обязательных требований в области противодействия иностранным техническим разведкам, технической защиты информации и защиты информации с использованием шифровальных (криптографических) средств.
7. Внеплановые выездные проверки проводятся при наличии оснований, установленных статьей 30.1 Закона.
8. Для проведения выездной проверки органом государственного контроля создается комиссия в составе не менее 2 должностных лиц, имеющих соответствующий допуск к государственной тайне.
9. По решению должностных лиц органа государственного контроля к участию в проверке (в составе комиссии) в случае необходимости могут привлекаться представители других государственных органов и организаций (по согласованию с их руководителями).
10. О проведении плановой проверки (как документарной, так и выездной) юридическое лицо уведомляется органом государственного контроля не позднее чем за 3 рабочих дня до начала ее проведения.
О проведении внеплановой проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания для проведения которой указаны в абзаце третьем части 4 статьи 30.1 Закона, юридическое лицо уведомляется органом государственного контроля не менее чем за 24 часа до начала ее проведения.
11. При проведении плановой и внеплановой выездных проверок должностное лицо органа государственного контроля имеет право доступа к документам, журналам (карточкам) учета и другим материалам и изделиям, местам их хранения, а также к техническим средствам, автоматизированным системам и информации, хранящейся на машинных носителях информации, относящимся к проверке.
12. По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля, проводящими проверку, составляется акт проверки в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 16 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Копия акта (выписки из акта) проверки юридического лица может направляться в вышестоящие организации (при их наличии), заказчикам работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в органы государственной власти (организации), в распоряжении которых в соответствии со статьей 9 Закона находятся используемые в работе юридического лица сведения, составляющие государственную тайну.
13. Должностные лица органа государственного контроля несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей.
14. Решения и действия должностных лиц органа государственного контроля могут быть обжалованы в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Регламентирован порядок федерального государственного контроля за обеспечением защиты гостайны.
Задачи такого контроля — предупреждать, выявлять и пресекать нарушения нормативных требований в указанной области, а также оценивать эффективность принимаемых мер по обеспечению сохранности сведений, составляющих гостайну.
Контроль осуществляется в форме проверок. Они бывают плановыми и внеплановыми, выездными и документарными.
В ходе контрольных мероприятий, в частности, проверяются работа структурных подразделений по защите гостайны, допуск должностных лиц и граждан к гостайне, обеспечение режима секретности, оборудование и эксплуатация режимных помещений и хранилищ носителей с гостайной.
Проверяющие лица имеют право доступа к документам, журналам (карточкам) учета и другим материалам и изделиям, местам их хранения, а также к техсредствам, автоматизированным системам и информации, хранящейся на машинных носителях, относящимся к проверке.
О проведении проверки юрлицо заранее уведомляется.
Копия акта проверки (выписки из него) может направляться в вышестоящие организации (при их наличии), заказчикам работ, связанных с использованием гостайны, в органы госвласти (организации), в распоряжении которых находятся используемые в работе юрлица сведения, составляющие гостайну.
Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. N 1205 «Об утверждении Правил организации и осуществления федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны»
Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. N 49 ст. 6856
Источник
Чем занимается первый отдел в организации г. Москва
Чем занимается первый отдел в организации
«Первый отдел» – неофициальное определение термина «режимно-секретное подразделение» или сокращенно – «РСП».
Потребность в режимном отделе возникает у всех организаций, оформляющих лицензию ФСБ на работу с гостайной, так как на его территории (и только там) разрешено обращение с носителями секретных сведений. Данное требование установлено в пункте 7 Постановления Правительства №333 и закреплено в смежных правовых актах. Компании, деятельность которых не связана с большим объемом секретных сведений, обычно пользуются внешними РСП, имеющими лицензию на оказание услуг по защите гостайны, но есть и другой вариант – создание первого отдела на собственном предприятии. В рамках данной статьи речь пойдет о втором способе – в частности, о том, чем занимается первый отдел, как подготовить и согласовать его открытие и на какие особенности данной процедуры следует обратить внимание соискателю.
Основная информация
Использование секретной информации в России контролируется особенно строго: ознакомление с нею требует специального допуска, перевозить носители можно только спецсвязью, а хранить документы и работать с ними надлежит исключительно в режимно-секретном подразделении. Создание собственного РСП занимает от 6-8 месяцев и требует существенных вложений, но в то же время позволяет компании не зависеть от деятельности третьих лиц в вопросах организации и ведения секретного документооборота.
В процессе поиска информации о том, чем занимается первый отдел, соискателям приходится руководствоваться открытыми источниками, так как официальный документ – Инструкция по обеспечению режима секретности – не подлежит разглашению. РСП, фактически, выполняет все процессы, направленные на обеспечение режима секретности внутри организации, в том числе:
- Принимает, хранит и выдает документы. РСП является единственным санкционированным местом ознакомления со сведениями, содержащими гостайну.
- Ведет учет полученных носителей секретных сведений. Сотрудники РСП координируют их передачу между заказчиком и исполнителем работ, осуществляют секретное делопроизводство.
- Работает с кадрами – ведет пропускную работу и учет, инструктирует персонал о нормах обращения с государственной тайной и др.
Аттестация автоматизированных рабочих мест
2 недели
Аттестация выделенных помещений
2 недели
Объему и значимости выполняемой работы соответствуют многочисленные требования к режимно-секретному подразделению. Нормы по части помещений, в которых располагается первый отдел, в подробностях не разглашаются, но общие необходимые характеристики таковы: капитальные стены по периметру, прочные двери с приспособлением для их опечатывания, пожарная сигнализация, тревожная кнопка и др. Кадровый минимум – штат из двух специалистов. Первый отдел не требует постоянного присутствия дежурного сотрудника, поэтому допустимо назначение по совместительству. Главное – своевременно обеспечить всем работникам РСП специальное обучение. Кроме того, руководящему составу необходимо пройти проверочные мероприятия ФСБ для получения допуска к гостайне. Для остальных работников соискателя это не обязательно – оформить для них допуск (без проверочных – только по третьей форме) может генеральный директор под личную ответственность. Требования к режимно-секретному подразделению также определяют характер его оснащения – для использования в работе с секретными данными разрешено только то оборудование, которое прошло подготовку, испытания, аттестацию. Важно: под «оборудованием» подразумеваются не только компьютеры, но и другие электронные устройства.
Собственный первый отдел при поддержке КБ «ОРИОН» в г. Москва
Специалисты КБ «ОРИОН» ведут консультационную деятельность в области лицензирования ФСБ и смежных мероприятий. Если соискатель планирует вести секретное делопроизводство в собственном режимно-секретном отделе – нужно учитывать, что общая длительность оснащения и разработки документов РСП при сотрудничестве с КБ «ОРИОН» составляет 6-8 месяцев. Регион заказчика не играет существенной роли – работа в любом случае выстраивается рационально. В процессе решения задач задействованы специалисты в области работы с государственной тайной, имеющие реальный опыт успешного согласования и лицензирования РСП.
Источник
Нужен ли собственный 1 отдел при оформлении лицензии ФСБ
Автор Сергей в 23 июля 2020 . Опубликовано Лицензирование ФСБ
Режимно-секретное обслуживание — комплекс мер по защите государственной тайны, который организация предоставляет сторонним компаниям на основании договора, если последние хотят работать с гостайной, не создавая собственный режимно-секретный отдел.
Что входит в услуги по защите гостайны
- организация допуска к гостайне в соответствии с Инструкцией № 63;
- предоставление закрытых помещений для работы со сведениями и документами, содержащими гостайну, а также для ведения секретных переговоров;
- ведение секретного делопроизводства в ходе осуществления хозяйственной деятельности предприятия;
- организация передачи и обработки секретных данных с применением защищенных автоматизированных и информационных систем;
- персонифицированный учет и ведение документации на лиц, имеющих допуск к государственной тайне;
- организация, согласование и документальное оформление служебных командировок лиц с различными формами допуска к ГТ;
- выполнение требований при организации и проведении мероприятий в рамках международного сотрудничества;
- выдача справок о доступе лиц к гостайне с указанием степени секретности, характера и объема сведений, с которыми лицо было ознакомлено;
- нормативно-методическая работа, связанная с подготовкой локальных актов для работы с секретными сведениями на предприятии.
Кому требуется
Как правило, создание собственного режимно-секретного подразделения с нуля — дорогая и долгая процедура, требующая оформления дополнительных лицензий ФСБ и прохождения ряда проверок. Не каждой компании для бизнеса нужен полноценный 1 отдел. Поэтому, чтобы избежать лишних затрат, многие фирмы предпочитают заключить договор на услуги по защите гостайны с организацией, имеющей собственное РСП и соответствующую лицензию ФСБ.
В некоторых случаях органы безопасности требуют, чтобы услуги секретного делопроизводства компании оказывал непосредственно заказчик закрытых работ. Так, например, в Санкт-Петербурге это является обязательным условием получения лицензии ФСБ на работу с государственной тайной.
Однако в большинстве случаев фирма-соискатель может выбрать любое предложение о предоставлении услуг ведения секретного документооборота. Главные критерии: надежность, репутация, и что самое важное — срок действия лицензии 1 отдела (он не должен быть меньше, чем планируемый срок действия лицензии ФСБ для фирмы-соискателя).
Как проверить эти параметры?
Как правило, список «доверенных» режимно-секретных подразделений есть у посредников, предлагающих услуги подготовки к лицензированию под ключ – только так можно гарантировать беспроблемную проверку Нашим клиентам мы предлагаем режимно-секретное обслуживание в нашем собственном РСП.
Хотите узнать больше об услуге по защите гостайны при оформлении лицензии ФСБ? Звоните, расскажем подробнее.
Источник