- 4 способа понять своё призвание
- Тестирование
- Коучинг
- Окружение
- Действия
- Навыки
- Ценности
- Самоопределение
- Миссия
- Диджитал-старт: первый шаг к востребованной профессии
- Обращение к детским воспоминаниям и любимым играм
- «Если бы не пришлось обеспечивать себя, думать о деньгах и были все ресурсы для самореализации, чем бы вы занимались?»
- Если человек выберет не свое дело
- Забудьте про свои навыки
- Станьте исследователем
- Прислушайтесь к мечтам
- Приглядитесь к своим интересам
- Подумайте, есть ли что-то, что вам нравится в нынешней работе
- Доверьтесь себе
4 способа понять своё призвание
О том, как выбрать профессию, если вы уже совсем отчаялись, рассказывает Юлия Есина, эксперт в области развития персонала, коуч, руководитель компании «Ресурсные люди».
Эксперт в области развития персонала, руководитель компании
«Ресурсные люди»
Ко мне довольно часто обращаются клиенты с запросами «чем мне заниматься», «как понять своё призвание», «а тем ли я занимаюсь в жизни, чем нужно». Проанализировав свой опыт работы и результаты клиентов, я решила написать небольшую статью на эту тему.
Как показывает практика, в тупик людей загоняет желание точно сформулировать название профессии или должности. Но чтобы получать удовольствие от работы, достаточно определить область, соответствующую психотипу и чертам характера, а также сформулировать ценности, которые будут максимально проявляться в выбранной области.
Я не имею в виду гениальность: как правило, её не нужно проявлять, она заявляет о себе сама. Я говорю о призвании обычного человека.
Есть несколько способов самоопределения: тестирование, коучинг на прояснение ценностей и миссии, обращение к детским воспоминаниям и любимым играм. Но ключевой вопрос: «Если бы тебе не нужно было обеспечивать себя, думать о деньгах и были все ресурсы для самореализации, чем бы ты занимался?».
Расскажу немного о каждом из методов. В идеале лучше задействовать их все.
Тестирование
Один из хороших тестов, который помогает определить основную сферу, в которой имеет смысл получать основное или дополнительное образование, — « Предпочтительные виды профессиональной деятельности».
⟶ Пройти его можно, например, здесь.
В основе теста шкалы по типам профессий: человек — человек, человек — техника, человек — знаковая система, человек — художественный образ, человек — природа.
В описании результатов обозначены виды деятельности и психологические требования к профессиям.
Ещё один популярный тест — на определение типа личности по Майерс-Бриггс (MBTI). В нём 60 вопросов, а результат — общее описание личности на основе уникальной комбинации личностных факторов. Тест помогает предугадать склонность к определённому виду деятельности, характерный стиль действий, характер решений и прочие особенности, позволяющие человеку чувствовать себя комфортно и уверенно в той или иной сфере деятельности. В тесте 4 шкалы, по которым исследуется личность:
- ориентация сознания (интроверсия — экстраверсия);
- ориентация в ситуации (здравый смысл — интуиция);
- основа принятия решений (логос — пафос);
- способ подготовки решений (рациональность — иррациональность).
⟶ Пример такого теста здесь.
Коучинг
В арсенале профессионального коуча довольно много методов, помогающих прояснить глубинные ценности человека и его предназначение или миссию. Один из них — многофункциональный инструмент «Пирамида Дилтса». На основе предложенных в пирамиде уровней и за счёт грамотно заданных вопросов можно смоделировать или поднять на поверхность истинные желания человека.
В пирамиде Дилтса есть несколько «ступеней». Вопросы, располагающиеся на каждой из них, можно адресовать самому себе в формате самокоучинга.
Окружение
- Как вы себе представляете идеальное профессиональное окружение, в котором комфортно?
- Кто эти люди?
- Чем они занимаются?
- Что для них важно?
Действия
- Представьте свой типичный желаемый рабочий день ― чем он заполнен?
- Как вы себя ведёте на работе, что делаете?
Навыки
- Какими профессиональными навыками вы хотели бы обладать?
- Как эти навыки проявляются на работе вашей мечты?
- Какие навыки у вас есть на данный момент, которые вы цените и очень хотели бы применить?
- Какие навыки вы планировали или мечтали приобрести?
Ценности
- Почему вам важны именно эти люди в окружении?
- Почему вам важны именно эти действия?
- Почему вам важны именно эти навыки?
- Какая ваша основная ценность раскрывается через взаимодействие с этими людьми и эту деятельность?
- Какую ценность вы бы хотели поддерживать своей деятельностью?
- Что для вас ценно в жизни?
- В какой деятельности вы могли наилучшим образом раскрывать эту ценность?
Самоопределение
Представьте, что кто-то задаёт вам вопрос «Кто вы?». Вам нужно ответить, не называя профессию, начиная со слов « я человек, помогающий…; открывающий….; дающий….; способствующий….; развивающий…; приводящий….; соединяющий…» ― и так далее.
Миссия
- Какую разницу в жизни людей вы создаёте своей деятельностью?
- Кому важно то, что вы делаете?
- Что вы привносите в мир своей деятельностью?
- В чём вы видите свою основную задачу?
Есть много других профессиональных инструментов, которые использует коуч для прояснения базовых ценностей. В совокупности они помогают лучше понять свои настоящие желания и способности.
Бесплатный онлайн-курс
Диджитал-старт: первый шаг
к востребованной профессии
- Познакомитесь с разнообразием современных профессий
- Поймёте, какая специальность подойдёт под ваш опыт и цели
- При поддержке карьерного консультанта построите пошаговый план профессионального роста
Обращение к детским воспоминаниям и любимым играм
Как правило, любимыми играми или занятиями с детства становятся те, в которых ребенок наиболее успешен или получает максимальное удовольствие.
Иногда достаточно погрузиться в детские воспоминания, чтобы понять, где зона вашей максимальной удовлетворённости. К какой активности вы всегда стремились, возможно, вопреки запретам, урокам, навязанным родителями кружкам. Вам хотелось сидеть дома вышивать и рисовать? Или собрать всех детей из соседних подъездов и играть с ними в школу? Или вы были готовы часами вертеться перед зеркалом, надев все возможные и доступные мамины украшения? А быть может, мяч и всё, что связано со спортом, было в основе вашей мотивации максимально быстро выполнить все домашние обязанности?
Опять же можно вспомнить, любили ли вы читать книги в уединении или были организатором всех игр во дворе? Некоторые с самого детства неравнодушны к торгово-денежным отношениям — такие дети то увлечённо играют в «магазинчик» и учатся считать на «живых деньгах», то пытаются обменяться вещами с одноклассниками, то заводят новую копилку или азартно играют в монополию, или находят ещё одну идею для очередной коллекции. А есть дети, которые готовы чинить, строить, вышивать и вязать с утра до вечера.
Вспомните, чем вы любили заниматься, — это может явиться ключом к пониманию того, чем нужно заниматься, чтобы наиболее успешно реализовать свою личность.
«Если бы не пришлось обеспечивать себя, думать о деньгах и были все ресурсы для самореализации, чем бы вы занимались?»
Этот вопрос включает в работу лобные части головного мозга, отвечающие за воображение, способность мечтать, творчество. Размышляя над этим вопросом, можно понять свои внутренние страхи, увидеть накопленные слои родительских и общественных мнений.
Вопрос можно обдумывать в несколько подходов, пока ответ на него не вызовет состояние внутренней мотивации и готовность активно действовать в выбранном направлении.
Если при ответе на этот вопрос, рождается вариант, который по тем или иным причинам недостижим или имеет ограничения, например «я стал бы воздушным гимнастом», нужно вернуться к понятию ценностей и выяснить, что в данной профессии или деятельности важно для человека, и найти альтернативные области, где ценности будут раскрываться не менее успешно.
Например, в воздушной гимнастике, важны «здоровье, чувство свободы и полета, красота тела». В 50 лет, возможно, уже будет трудно реализовать подобную задачу, но ничего не мешает заняться, например, йогой, а затем акро-йогой и получить превосходные результаты и раскрытие всех заявленных ценностей. В дальнейшем можно пробовать становиться инструктором и разделять свои ценности с «созвучными людьми».
Другой пример: «Я хотел бы быть учителем, работать с младшими классами». Ценности: любовь к детям, возможность делиться опытом. Если человек осознает, что у него недостаточно времени и сил, чтобы получить второе высшее педагогическое образование и начать карьеру с нуля, то можно подумать над различными курсами с авторской методикой преподавания русского, английского языка или другого предмета, к которому есть способности и возможности успешной реализации.
Важный момент при поиске своего призвания — плавный переход с текущей деятельности на желаемую или совмещение направлений.
Страх не получить результат или остаться без основательного дохода часто останавливает реализацию своего истинного призвания. Оптимальным вариантом в данном случае будет постепенный переход: можно совмещать офисную работу с удалённой практикой или заниматься новым направлением в выходные дни.
Найти решение будет несложно, если есть искреннее желание 🙂
Как совместить деньги и творчество
Вдохновиться историями студентов Нетологии
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.
Эксперт в области развития персонала, руководитель компании
«Ресурсные люди»
Источник
Если человек выберет не свое дело
Вам кажется, что годы пролетают впустую? Вас не покидает ощущение, что вы не реализовали себя в жизни? Вы испытываете тревогу, потому что важные грани вашего внутреннего мира остались неосвоенными и неиспользованными? Вы чувствуете в себе огромный потенциал, но не знаете, чего хотите на самом деле?
«Вы не невротик и вовсе не высокомерны, если чувствуете себя особенным. Что-то неясное зовет вас, и к этому зову нужно прислушаться, — пишет автор семи бестселлеров Барбара Шер. — Надо всего лишь покопаться в своей душе, вытащить на свет давно отставленные в сторону, но самые заветные желания — и следовать за ними. Вы увидите, как ярко засияет ваша жизнь». Вот что еще она советует в своей книге «Вопреки всему».
Забудьте про свои навыки
Вопреки всему
Попробуйте игнорировать свой жизненный путь. Да, вы, конечно, многому научились. Возможно, вы умеете играть на рояле, вязать носки, подстригать живую изгородь. Но если, занимаясь этим, вы не испытываете удовольствия, не стоит поддаваться соблазну и превращать свои навыки в профессию.
Не ищите любимое дело в объявлениях о вакансиях: там вы найдете совсем другое. Вполне вероятно, у вас есть талант к чему-то, что вы еще даже не пробовали.
Важно не то, кем вы могли бы работать, а то, что вам нравится, что вас вдохновляет. Размышляя об этом, вы яснее поймете, в каком направлении двигаться дальше.
Станьте исследователем
Как понять, что вас вдохновляет? С чего начать поиск, если вы не представляете, что это может быть? Вопросы очень важные, множество людей ими мучается.
Прежде всего, обращайте внимание на то, что доставляет вам удовольствие. Не надо искать свою великую страсть или что-то, что вызывает бурный энтузиазм пополам с восторгом.
Исследуйте мир и прислушивайтесь к своим ощущениям. Старайтесь больше узнать обо всем, что возбуждает любопытство. Возьмите уроки пения, живописи или театрального мастерства. Начните изучать какое-нибудь ремесло. Отправьтесь в путешествие по разным странам.
Исследование ни к чему вас не обязывает. Ваша задача — получить как можно больше информации. Источник
Очень важно общаться с людьми, связанными с разными сферами деятельности. Ходите на фотовыставки, на мероприятия садоводов, заводите знакомства. Возможно, перед вами откроются совершенно новые миры, о которых прежде вы и не задумывались.
Продвигайтесь мелкими шажками. Наблюдайте внимательно: что вас радует. Не торопитесь. Постепенно ваши задатки начнут проявляться.
Прислушайтесь к мечтам
На мечты обязательно нужно реагировать. Допустим, у вас есть желание сделать записи рэпа, но при этом вы ничего не знаете о звукозаписи (да и о рэпе не слишком много). Но кто сказал, будто этому нельзя научиться?
Всегда есть вполне реалистичный путь для воплощения мечты. Источник
Если хочется попробовать то, о чем еще нет ни малейшего представления, тогда ваша главная цель сейчас — как можно больше узнать о предмете. Проведите поиск в интернете или навестите ближайший книжный магазин. Найдите, какие курсы, семинары, мастер-классы по нужной теме есть в пределах досягаемости.
Если после первых попыток исследовать тему ваш интерес сохранится или усилится, значит, пора получить и практический опыт.
Приглядитесь к своим интересам
Одна из клиенток Барбары Шер как-то сказала, что представления не имеет о том, что ей нравится. К разговору подключился ее друг и напомнил, что она очень любит рассказывать людям о хороших книгах.
Она просияла: «Да, точно! Обожаю рассказывать о том, что прочла! Но только что это дает? Разве это дело?»
«Не знаю, правы ли вы, — ответила Барбара. — Возможно, стоит пока работать по-прежнему, а параллельно попробовать использовать свою любовь к книгам. Есть разные способы. Можно помогать родителям, чьи дети учатся на дому. Можно выступать с бесплатными лекциями и докладами. Можно проводить беседы о книгах в общественных центрах, клубах, кружках. Через какое-то время вы приобретете известность как человек, открывающий другим мир книги.
Возможно, вас станут приглашать на читательские, авторские и издательские конференции. Да, возможно, в постоянную работу это не превратится, но есть вероятность, что перед вами откроется множество дверей. Мы ничего не знаем заранее. Это ваша любимая тема, и вы ничего не теряете. Почему бы не попробовать, скажем, в течение года? И посмóтрите, что происходит!»
Подумайте, есть ли что-то, что вам нравится в нынешней работе
Допустим, вы устали от офиса, определенных обязанностей, коллектива, но некоторые аспекты вашей профессии по-прежнему доставляют вам удовольствие. Возможно, это и есть ключ к работе вашей мечты.
Вполне вероятно, что вы устали не от своей профессии, а от формата работы. Источник
Одна женщина очень хотела преподавать, но ее совершенно разочаровала работа в школе. «Массу времени отнимает административная деятельность, да еще и собрания, в которых обязательно надо принимать участие. Все это мне не нравилось», — рассказывала она.
Она начала выступать с лекциями в общественном центре. Через какое-то время подготовила семинары. Они проходили на ура и становились все более популярными.
На базе лекций и семинаров она разработала разные программы, а об одной из программ написала книгу. Книга очень способствовала росту ее авторитета и известности.
Теперь за свои выступления она получает вполне достойные гонорары. «Как лектор я работаю исключительно на себя и выбираю темы по своему усмотрению. Я занимаюсь тем, что люблю, и с оплатой сейчас все тоже в порядке!»
Доверьтесь себе
С чем согласятся ваши родители, чем станут восхищаться ваши друзья, что в нашем обществе считается престижным — все это не должно вас волновать.
Чужие ожидания и представления об успехе могут быть бесконечно далеки от вашей индивидуальности и ваших желаний. Ваши личные качества уникальны и неповторимы. Они и составляют естественную основу, на которой вы можете строить жизнь, полностью вас удовлетворяющую.
Не пытайтесь соответствовать чьим-то представлениям и вкусам. Не надо концентрироваться на том, как на вас смотрят окружающие. Если хотите найти то, для чего вы предназначены, — положитесь на свои чувства. Ваше сердце всегда знает, чего хочет.
Источник