Экономические способы привлечения иностранных инвестиций

Стратегия и способы привлечения иностранных инвестиций в регионы

Современный зарубежный опыт показывает, что в любом достаточно развитом государстве существует строгая система защиты своих национальных рынков от чрезмерного проникновения зарубежного капитала, причем привлечение из-за рубежа финансовых и других ресурсов всегда основывается на тщательно разработанной государственной концепции привлечения иностранных инвестиций.

Для разработки региональной политики привлечения иностранных инвестиций необходимо структурировать отрасли экономики региона с позиции целесообразности использования в них внешнего капитала. При этом необходимо выделить, по крайней мере, три группы отраслей, в которые:

а) запрещен доступ иностранного капитала;

б) доступ иностранного капитала ограничен и возможен только после получения лицензии;

в) возможен беспрепятственный доступ иностранного капитала.

Отбор инвестиционных проектов с участием зарубежных партнеров должен быть произведен исходя из первоочередных государственных интересов, предусматривающих решение следующих задач:

1) ограничение доступа иностранного капитала в отрасли, имеющие стратегическое значение (оборонно-промышленный комплекс, электроэнергетика и др.), а также в области, где необходимо проведение протекционистских мер с целью поддержания и развития собственных производителей;

2) развитие отсталых регионов и территорий (сельское хозяйство, традиционные промыслы, арктическая зона);

3) реализация крупных инвестиционных проектов, где без помощи иностранных инвесторов с их технологиями, деловым администрированием и финансовыми ресурсами сейчас не обойтись;

4) внедрение новых высокотехнологичных, экологически чистых производств, которые могли бы качественно поднять уровень эффективности производства и реструктурировать промышленность региона в целом.

При этом ограничение притока иностранных инвестиций в стратегически важные отрасли или предприятия, являющиеся естественными монополиями, совершенно необходимо для сохранения экономической безопасности страны и региона.

Следующий этап разработки региональной политики в сфере привлечения иностранных инвестиций – определение предельной доли иностранных капитальных вложений в экономику региона в течение конкретного периода времени. Можно определить и зафиксировать конкретный предельный объем иностранных инвестиций в экономику региона в зависимости от размера внутреннего регионального продукта или объема валовых инвестиций.

Приоритетными направлениями привлечения иностранных инвестиций в экономику большинства регионов являются:

реализация крупных инвестиционных проектов; развитие и модернизация традиционной промышленной базы; организация новых производств, которые основываются на нетрадиционных для региона технологиях, способствуют разрешению структурных проблем экономики (развитие отсталых в экономическом или социальном плане территорий, способствуют повышению занятости населения, улучшению экологической ситуации и т.д.) или насыщают рынок качественно новыми товарами или услугами.

Реализация каждого из направлений использования иностранных инвестиций нуждается в разграничении степени государственного вмешательства. Осуществление крупных инвестиционных проектов требует как усилий со стороны региональных органов власти, так и жесткого государственного контроля. Контроль со стороны правительства должен быть опосредован финансовыми интересами государства. Третье направление нуждается лишь в создании эффективной обезличенной системы государственной поддержки и выработке своеобразных правил игры, возможно, более лояльных к иностранным инвестициям, чем общепринятые нормы. Помимо этого необходимо перейти к применению дифференцированных подходов, т.е. оригинальных, адекватных способов инвестирования или их комбинации в зависимости от текущей ситуации, определяющей условия реализации того или иного проекта.

К позитивным последствиям иностранных инвестиций можно отнести приток достижений мирового научно-технического прогресса в национальную экономику. Вместе с тем имеются и негативные последствия. К их числу относится, например, увеличение структурной безработицы, усугубление диспропорции в развитии добывающего и производящего секторов экономики, ухудшение экологической обстановки, рост социального неравенства и т.д.

Источник

Привлечение иностранных инвестиций

Интернационализация и глобализация мировых хозяйственных связей закономерно ведет к возрастанию роли иностранных инвестиций как источника финансирования инвестиционной деятельности.

Иностранные инвестиции представляют собой капитальные средства, вывезенные из одной страны и вложенные в различные виды предпринимательской деятельности за рубежом с целью извлечения предпринимательской прибыли или процента.

Иностранные инвестиции могут осуществляться в различных формах. При анализе этих форм могут быть использованы общие подходы к классификации инвестиций, предполагающие их выделение по объектам, целям, срокам вложений, формам собственности на инвестиционные ресурсы, рискам и другим признакам. Вместе с тем специфика иностранных инвестиций определяет необходимость уточнения ряда классификационных признаков применительно к данному типу инвестиций.

Так, по формам собственности на инвестиционные ресурсы иностранные инвестиции могут быть государственными, частными и смешанными.

Государственные инвестиции представляют собой средства государственных бюджетов, направляемые за рубеж по решению правительственных или межправительственных организаций. Эти средства могут предоставляться в виде государственных займов, кредитов, грантов, помощи.

Частные (негосударственные) инвестиции – это средства частных инвесторов, вложенные в объекты инвестирования, размещенные вне территориальных пределов данной страны.

Под смешанными иностранными инвестициями понимают вложения, осуществляемые за рубеж совместно государством и частными инвесторами.

В зависимости от характера использования иностранные инвестиции подразделяют на предпринимательские и ссудные.

Предпринимательские инвестиции представляют собой прямые или косвенные вложения в различные виды бизнеса, направленные на получение тех или иных прав на извлечение прибыли в виде дивиденда. Ссудные инвестиции связаны с предоставлением средств на заемной основе с целью получения процента.

Особое значение при анализе иностранных инвестиций имеет выделение прямых, портфельных и прочих инвестиций. Именно в данном разрезе отражается движение иностранных инвестиций в соответствии с методологией Международного валютного фонда в платежных балансах стран.

Прямые иностранные инвестиции выступают как вложения иностранных инвесторов, дающих им право контроля и активного участия в управлении предприятием на территории другого государства.

Согласно классификации ЮНКТАД к прямым иностранным инвестициям относят зарубежные вложения, предполагающие долговременные отношения между партнерами с устойчивым вовлечением в них экономических агентов одной страны (иностранный инвестор или «материнская фирма») с их контролем за хозяйственной организацией, расположенной в принимающей стране. Соответственно к ним рекомендуется причислять:

  • приобретение иностранным инвестором пакета акций предприятия, в которое он вкладывает свой капитал, в размере не менее чем 10-20% суммарной стоимости объявленного акционерного капитала;
  • реинвестирование прибыли от деятельности указанного предприятия в части, соответствующей доле инвестора в акционерном капитале и остающейся в его распоряжении после распределения дивидендов и репатриации части прибыли;
  • внутрифирменное предоставление кредита или равноценная операция по урегулированию задолженности в отношениях между «материнской» фирмой и ее зарубежным филиалом.

К разряду портфельных инвестиций относят вложения иностранных инвесторов, осуществляемые с целью получения не права контроля за объектом вложения, а определенного дохода.

В соответствии с положениями ЮНКТАД портфельные инвестиции, в отличие от прямых, представляют собой вложения в покупку акций, не дающих право вкладчикам влиять на деятельность предприятия и составляющих менее 10% общего объема акционерного капитала. К ним также относят вложения зарубежных инвесторов в облигации, векселя, другие долговые обязательства, государственные и муниципальные ценные бумаги. В большинстве случаев такие инвестиции производятся на рынке свободно обращающихся ценных бумаг.

Под прочими инвестициями понимаются вклады в банки, товарные кредиты и т.п.

Количественные границы между прямыми и портфельными инвестициями довольно условны. Обычно предполагается, что вложения на уровне 10-20% и выше акционерного (уставного) капитала предприятия являются прямыми, менее 10-20% — портфельными. Однако так как цели, преследуемые прямыми и портфельными инвесторами, различаются, такое деление представляется вполне целесообразным. Выделение прочих инвестиций связано со спецификой вложений.

Приоритетное значение среди рассмотренных форм иностранных инвестиций имеют прямые инвестиции, поскольку они оказывают существенное воздействие на национальные экономики и международный бизнес в целом. Роль прямых иностранных инвестиций заключается:

  • в способности активизировать инвестиционные процессы в силу присущего инвестициям мультипликативного эффекта;
  • в содействии общей социально-экономической стабильности, стимулировании производственных вложений в материальную базу (в отличие от спекулятивных и нестабильных портфельных инвестиций, которые могут быть внезапно выведены с негативными последствиями для национальной экономики);
  • в сочетании переноса практических навыков и квалифицированного менеджмента со взаимовыгодным обменом ноу-хау, облегчающим выход на международные рынки;
  • в активизаций конкуренции и стимулировании развития среднего и малого бизнеса;
  • в способности при правильных организации, стимулировании и размещении ускорить развитие отраслей и регионов;
  • в содействии росту занятости и повышению уровня доходов населения, расширению налоговой базы;
  • в стимулировании развития производства экспортной продукции с высокой долей добавленной стоимости, инновационных товаров и производственных технологий, управления качеством, ориентации на потребителя.

Возрастание роли прямых иностранных инвестиций в современной экономике во многом связано с деятельностью транснациональных корпораций (ТНК) и расширением масштабов международного производства.

В настоящее время на международном финансовом рынке можно выделить три полюса мирохозяйственных связей: европейский, североамериканский и азиатско-тихоокеанский.

Европейский полюс объединяет индустриально развитые страны, входящие в Европейский союз, а также страны Восточной Европы. Ближнего Востока, традиционно тяготеющие к финансовому рынку Швейцарии. Этот рынок характеризуется годовыми объемами капитала в 9 трлн. долл., наличием наиболее дешевых и долгосрочных ресурсов, предоставляемых иностранным инвесторам из расчета 2-4% годовых.

Североамериканский полюс охватывает в основном рынки США и Канады с годовыми объемами капитала в 18 трлн. долл. Финансовым центром является США. Рынок отличается существенной долей импортируемых финансовых ресурсов, большим объемом сделок с ценными бумагами с иностранными инвесторами. Для распространения ценных бумаг иностранных эмитентов применяются различные схемы депонирования ценных бумаг в иностранных банках с последующим выпуском в США депозитарных расписок.

Азиатско-тихоокеанский полюс (АТП) мирохозяйственных связей представлен странами Юго-Восточной Азии и Океании. Финансовые ресурсы АТП концентрируются на рынке Японии, годовые объемы капитала превышают 6 трлн. долл. Этот рынок в основном базируется на собственных ресурсах и по сравнению с рынком США характеризуется невысокой долей заемного капитала. Крупнейшими импортерами ресурсов рынка Японии являются Китай, страны Океании и Юго-Восточной Азии, а также в последние годы – страны Латинской Америки и Западной Европы. В настоящее время отмечается рост тяготения ДТП к европейскому рынку, все большая часть финансово-хозяйственных связей сосредоточивается между Японией и Швейцарией.

Мировой опыт показывает, что инвестиции в производительной форме направляются в основном в те страны, которые характеризуются динамично и эффективно развивающимися рыночными отношениями. Глобальная триада – США, Европейский союз и Япония – концентрирует основную долю общего объема вывоза и ввоза инвестиций. В рамках самой триады идет интенсивное движение капитала, активными участниками которого являются ТНК, которым принадлежит 90% прямых зарубежных инвестиций.

Распределение объемов прямых инвестиций между различными группами стран выглядит следующим образом: около 65% приходится на индустриально развитые страны, более 30% – на развивающиеся страны и менее 5% – на страны Центральной и Восточной Европы.

В настоящее время происходит постепенное изменение основных условий международной экономической деятельности. Суть этих изменений в наиболее общем виде заключается в следующем:

  • возникают условия для более легкого доступа к иностранным рынкам, факторам производства за рубежом, широкого выбора способов проникновения на иностранные рынки: торговля, прямое инвестирование, соглашения подрядного типа, франчайзинг;
  • расширение рынков создает благоприятные возможности для экономического роста компаний, но в то же время усиливает конкуренцию в региональном и глобальном масштабах, побуждая фирмы к постоянному поддержанию своей конкурентоспособности;
  • ТНК получают возможность маневрировать принадлежащими им материальными и нематериальными активами в разных странах, добиваясь их максимально эффективного использования в интересах всей структуры.

Возможности привлечения иностранных инвестиционных ресурсов во многом зависят от того, какие условия для деятельности иностранных инвесторов созданы в принимающей стране, насколько благоприятен ее инвестиционный климат.

Источник

Реферат: Иностранные инвестиции и способы их привлечения в российскую экономику

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Стерлитамакская государственная педагогическая академия

им. Зайнаб Биишевой»

по экономической теории

Иностранные инвестиции и способы их привлечения в российскую экономику

факультета экономики и управления

1.Сущность инвестиций, их классификация и характеристика. 5

2. Роль и значение иностранных инвестиций для национальной экономики….12

3. Способы и методы привлечения иностранных инвестиций в российскую

Список использованной литературы……………………………………………. 27

Современное экономическое состояние страны можно характеризовать как экономику переходного периода, имеющий свою специфику развития. Особенность экономики такого периода заключается в том, что в ней в наименьшей степени наблюдаются классические формы становления экономики, принятые в экономически развитых странах. Экономика переходного периода характеризуется, прежде всего, наличием по преимуществу бартерного обмена, уход от налогов и прочих выплат в госбюджет, инфляцией, нестабильностью экономического и политического развития общества и т.д. Понятно, что в этот период говорить о прямой и тем более интенсивной инвестиционной политики не приходится. Классические формы участия зарубежного капитала в российской экономике по большей части не срабатывают. И этому имеются вполне объективные причины.

Во-первых, отсутствие законодательной базы, правового поля. В условиях постоянно меняющихся законов и нормативных актов вести стабильный, перспективный и объемный инвестиционный бизнес очень трудно. Слишком велика опасность потери вложенных денег, велик риск не получить необходимую прибыль и т.д.

Во-вторых, немаловажное значение имеет политическая ситуация, которая также весьма существенно сдерживает иностранных инвесторов. За нестабильностью политической ситуации стоит непредсказуемость шагов существующего правительства. Сама по себе политическая неопределенность оказывает отрицательное влияние на инвестиционные решения, не говоря уже о том, что политические решения могут весьма сильно расходиться и даже противоречить объективным законам экономического развития общества.

В-третьих, отсутствует историческая традиция рыночных отношений. Соответственно, отсутствует класс людей, способных эффективно решать экономические проблемы в новых, принципиально иных социально-экономических условиях. Хотя общий образовательный, профессиональный и культурный уровень работоспособного населения страны достаточно высок, чтобы быстро перейти к рыночным условиям хозяйствования, тем не менее для этого потребуется не один десяток лет.

Все перечисленные преграды необходимо преодолеть государству, ведь Россия остается весьма привлекательным регионом для зарубежных инвесторов, поскольку страна располагает очень емким рынком, дешевой и относительно профессионально подготовленной рабочей силой. Все это позволяет решать инвестиционные задачи с высокой долей эффективности.

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что в настоящее время для эффективного развития российской экономики в условиях рыночных отношений большую роль играют инвестиционные вложения иностранного капитала.

Целью данной курсовой работы является изучение природы иностранных инвестиций, их понятия, содержания и сущности, а также механизмов, процессов и способов привлечения иностранного капитала на российский рынок.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

– описать сущность, характеристику и классификацию инвестиций;

– выявить роль и значение иностранных инвестиций для национальной экономики;

– рассмотреть способы и методы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику.

1. Сущность инвестиций, их классификация и характеристика

Одним из главных проявлений процесса глобализации в конце XX – начале XXI века стало постепенное формирование общемирового инвестиционного пространства с крупномасштабным трансграничным переливом капитала, в том числе в производительной форме, в виде прямых иностранных инвестиций. Проблемы привлечения в экономику России иностранных инвестиций рассматриваются на фоне общемировых тенденций и зарубежного опыта.

Понятие «инвестиции» является многоаспектным, в научной экономической литературе существует немало определений инвестиций. Общепризнано следующее определение, которое определяет инвестиции как вложения в любые экономические объекты и процессы, такие как средства производства, запасы, резервы, информационные ресурсы, ценные бумаги, «человеческий капитал».[1]

Большинство авторов, определяя иностранные инвестиции, сходятся на том, что они являются собственностью иностранных инвесторов, выступающей в различных формах и видах, вывезенной из одного государства и вложенной в какое-либо дело на территории другого государства, причем инвестиции рассматриваются в самом широком смысле. Это не только средства, вложенные в капитальное строительство, в ценные бумаги предприятий и правительств, но и кредиты в различных формах и даже безвозмездные перечисления средств, имеющие целью достижение социального эффекта.

В коммерческой практике принято различать следующие типы инвестиций:

– инвестиции в физические активы;

– инвестиции в денежные активы;

– инвестиции в нематериальные (незримые) активы.

Под физическими активами понимаются производственные здания и сооружения, а также любые виды машин и оборудования со сроком службы более одного года. Под денежными активами понимаются права на получение денежных сумм от других физических и юридических лиц, например депозитов в банке, облигаций, акций и т.п. Под нематериальными (незримыми) активами понимаются ценности, приобретаемые фирмой в результате проведения программ переобучения или повышения квалификации персонала, разработки торговых знаков, приобретения лицензий и т.д.

Существуют различные основания классификации инвестиций и разные подходы к этой проблеме. Предпринимаются попытки выявления общих классификационных критериев деления инвестиций вне зависимости от того, являются ли данные инвестиции иностранными. Можно привести в качестве примера два различных подхода к проблеме деления инвестиций на виды.

В.Г. Ворониным инвестиции подразделяются на:[2]

– материальные (реальные) инвестиции – это инвестиции в материальные объекты;

– финансовые (номинальные) инвестиции – это финансовые средства собственника, вкладываемые в ценные бумаги, в долю, вклады, а также предоставление кредита за счет собственных средств;

– нематериальные инвестиции – это инвестиции в общие условия воспроизводства, формирование рынка с помощью рекламы, научно-технические проекты, квалификацию сотрудников, организацию предприятия, социальные мероприятия.

Ю.А. Бабичева делила инвестиции на:[3]

– прямые инвестиции – вложения средств в производство, приобретение реальных активов;

– ссудные инвестиции – предоставление денежных средств в долгосрочную ссуду в национальной или иностранной валюте (валютный портфель);

– портфельные инвестиции в форме приобретения ценных бумаг.

С помощью деления на основе двучленной формулы можно распределить основные виды инвестиций следующим образом:

1) капиталообразующие и интеллектуальные;

2) государственные и частные;

3) иностранные и национальные.

Одним из основных классификационных критериев деления инвестиций выступает цель инвестиций – получение прибыли и достижение положительного социального эффекта. В зависимости от этого, инвестиции подразделяются на капиталообразующие и интеллектуальные. В литературе высказано предположение о необходимости деления инвестиций в зависимости от этого же основания на: коммерческие и некоммерческие. Дифференциация инвестиций на коммерческие (доходные) и некоммерческие (социальные) позволила бы установить отдельный правовой режим для них.

Капиталообразующие инвестиции – это инвестиции, направленные на увеличение или прирост материальных и нематериальных активов. Иначе говоря, это инвестиции в их традиционном понимании, потому что, как правило, инвестиции являются капиталообразующими, т.е. выступают способом или средством получения прибыли или дохода.

Интеллектуальные инвестиции – это инвестиции, направленные на подготовку специалистов различных уровней, а также повышение их квалификации, проведение научных исследований, и т.д. Наиболее распространенными видами интеллектуальных инвестиций в настоящее время являются государственные и частные кредиты на получение высшего образования.

Собственность является неотъемлемой частью понятия инвестиций, поэтому форма собственности также выступает основанием для их классификации. Соответственно можно выделить государственные инвестиции (осуществляемые за счет бюджетных средств) и частные инвестиции (осуществляемые за счет собственных или заемных средств негосударственными юридическими лицами или гражданами).

Государственные (бюджетные) инвестиции отличаются от частных инвестиций тем, что им присущи следующие признаки:[4]

1) источниками государственных инвестиций являются бюджетные средства;

2) государство устанавливает порядок предоставления этих инвестиций;

3) размеры государственных инвестиций зависят от утвержденного государственного бюджета;

4) государство следит за целевым использованием бюджетных инвестиций;

5) государственные инвестиции обеспечиваются имуществом государственной казны.

Частные инвестиции и порядок их осуществления регулируются нормами законодательства об инвестициях, гражданского законодательства, законодательства о недрах и недропользовании и нормами других отраслей законодательства. Главные особенности частных инвестиций, отличающие их от государственных, заключаются в том, что источники, объемы и объекты инвестиций определяются самим инвестором, а государство обеспечивает защиту прав инвестора от возможных посягательств, в том числе и со стороны государственных органов.

Однако наиболее урегулированными в законодательном плане до недавнего времени являлись такие виды инвестиций, как иностранные инвестиции и прямые инвестиции (к которым могли быть отнесены и иностранные, и национальные инвестиции).

В соответствии с подходом, выработанным международной теорией и практикой инвестирования, деление инвестиций на национальные и иностранные имеет большое значение. Пока еще рано говорить о едином правовом режиме для всех иностранных и национальных инвестиций, вследствие того, что еще предстоит кропотливая работа по приведению в соответствие с Законом об инвестициях ранее принятых нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность и сохранивших различия в правовом статусе иностранных инвесторов (в первую очередь налогового законодательства).

Деление инвестиций на государственные и частные, иностранные и национальные можно определить и как классификацию по субъектному признаку. Остается только лишний раз отметить, что по законодательству об инвестициях государственные (бюджетные) инвестиции исключены из числа инвестиций, к ним отнесены инвестиции физических и юридических лиц.

Другим достаточно значимым основанием для классификации инвестиций выступает объект инвестиций. И если в отношении основного деления (например, деления на иностранные и национальные инвестиции) все достаточно ясно, то здесь имеют место различные подходы к разрешению проблемы. Суммировав и обобщив высказанные в юридической и экономической литературе мнения, можно прийти к выводу, что инвестиции бывают реальными и финансовыми, либо прямыми и портфельными.

Реальные инвестиции − это вложение средств в обновление имеющейся материально-технической базы предприятия, наращивание его производственной мощности, освоение новых видов продукции или технологий, инновационные нематериальные активы, строительство жилья, объектов соцкультбыта, расходы на экологию и др.[5]

Данное определение можно признать расширенной трактовкой понятия «реальные инвестиции». Наряду с этим, существуют более сжатые представления о реальных инвестициях: М.З. Бор, А.Ю. Денисов к ним относят долгосрочные вложения средств в отрасли материального производства; Н.В. Игошин[6] − капитальные вложения в производственный капитал (строительство зданий, машин, оборудования, сооружений, приобретение средств информации и связи и т.п.), жилищно-коммунальное хозяйство. Все названные позиции объединяет понимание реальных инвестиций как инвестиций, осуществляемых в сфере материального производства.[7]

В отношении же финансовых инвестиций подходы различаются существенно. Финансовые инвестиции включают в себя: вложения в ценные бумаги, в том числе государственные и корпоративные; и вложения в банковские депозиты и сертификаты. М.З. Бор, А.Ю. Денисов[8] предлагают понимать финансовые инвестиции, как инвестиции в государственные краткосрочные облигации (государственные бескупонные ценные бумаги, представляющие собой долговые обязательства государства и предоставляющие право владельцам на выплату в установленный срок номинальной суммы облигации). Иначе говоря, финансовые инвестиции понимаются как инвестиции в государственные ценные бумаги.

Прямые инвестиции – вложение денежных средств с целью участия в управлении предприятием, в которое вкладываются деньги, и получения дохода от участия в его деятельности.

В соответствии с принятой международной классификацией иностранных инвестиций, к прямым инвестициям относятся инвестиции, в результате которых инвестор получает долю в уставном капитале предприятия не менее 10%.[9]

В отличие от прямых иностранных инвестиций, портфельные инвестиции более выгодны для самих иностранных инвесторов. Объясняется это, прежде всего, возможностью для иностранных инвесторов (в том числе и транснациональных корпораций) реально контролировать иностранные предприятия, приобретая только портфельные инвестиции. Также немаловажным фактором предпочтительности портфельных инвестиций по сравнению с прямыми инвестициями, для иностранного инвестора является возможность более быстрого ухода с рынка принимающей страны.

Основываясь на вышесказанном, следует отметить, что вопрос о классификации инвестиций на виды не получил однозначного разрешения в литературе. Самыми спорными остаются вопросы подразделения иностранных инвестиций на виды.

2. Роль и значение иностранных инвестиций для национальной экономики

Среди важных факторов развития рыночных отношений в России существенное место занимает привлечение иностранного капитала. В условиях административно-командной экономики страна была полностью отделена от потоков движения капитала. Между тем в странах Запада международная миграция капитала привела к углублению интернационализации хозяйственной жизни. Наиболее ярко это проявилось во взаимном движении капитала между промышленно развитыми странами.

Международный переток капитала – многосторонний процесс. Одной из составляющих этого перетока являются международные инвестиции, к которым относятся долгосрочные вложения капитала в различные отрасли мирового хозяйства с целью получения прибыли. Однако необходимо учитывать, что осуществление инвестиций, в том числе иностранных, должно быть взаимовыгодным процессом, то есть приносить прибыль как получателю, которому направляются инвестиции, так и корпорации – инвестору.

Недостаток глубоких структурных преобразований в российской экономике ставит дальнейшие перспективы роста в зависимости от тенденций на мировых сырьевых рынках. Поэтому в настоящее время главная задача заключается в том, чтобы вовлечь в процесс экономического роста внутренние источники развития, среди которых одно из важнейших мест занимает инвестиционная сфера.

Цели инвестирования могут быть разными. Однако в целом их можно свести в четыре группы:[10]

1) сохранение продукции на рынке;

2) расширение объемов производства и улучшение качества продукции;

3) выпуск новой продукции;

4) решение социальных и экономических задач.

Повышение инвестиционной привлекательности России для иностранных инвесторов играет положительную роль. Уровень прямых иностранных инвестиций является одним из решающих факторов в увеличении ВВП. Следовательно, задача правительства страны – сделать всё от него зависящее для их притока.

1. Правительство страны должно стремиться к повышению доверия населения к своей деятельности и выбранному курсу развития.

2. Государство должно обращать внимание на базовые аспекты инвестиционного климата, например на недопустимость, так называемых интервенций (насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства, направленное против его территориальной целостности). То есть механизм адресной поддержки отдельных отраслей через бюджетные субсидии должен быть исключён, так как это противоречит базовым принципам рынка.[11]

В качестве шагов правительства, направленных на улучшение инвестиционного климата в России, можно отметить:

1) проведение административной реформы, которая «формирует способность государства, как продвигать все остальные реформы по широкому кругу вопросов, так и своевременно и адекватно отвечать вызовы, возникающие в экономики»;

2) дерегулирование экономики;

3) защита прав собственности;

4) совершенствование налогового администрирования, так как сами ставки налогов невысоки.

5. реформа образования, так как «доставшаяся в наследство система подготовки кадров не отвечает новым потребностям рынка труда и современной экономики является «миной замедленного действия».

Таким образом, реализация намеченных Правительством мер по развитию российской экономики в целом, включая меры по стимулированию инвестиционной деятельности, позволяет прогнозировать ежегодный рост объемов ВВП.

Главной причиной инвестиционного кризиса в стране является неумение использовать эффективные формы управления инвестиционной деятельностью как в народном хозяйстве, так и на предприятиях. Результатом этого является осуществление несостоятельной инвестиционной политики.

Важнейшим моментом, приведшим к кризисному состоянию инвестиционную сферу, стало устранение государства от проведения активной политики, как это делается во всех развитых странах. Принимая различные стратегические документы в отношении той или иной отрасли (или их комплекса), правительство занижает роль центральных органов как распорядителей бюджетных средств в отношении государственных инвестиционных вложений.

Инициатором и гарантом осуществления инвестиционной деятельности в стране должно быть только государство в лице своих компетентных органов. Механизмы же реализации государственной инвестиционной политики могут быть всевозможными. В частности, они могут учитывать высокую степень коррумпированности чиновников, оказывая инвестиционную поддержку предприятиям, минуя государственный бюджет.

В тех отраслях, которые в условиях устойчивого экономического роста могут самостоятельно осуществлять техническое обновление производства, для выхода из кризиса также требуется государственная инвестиционная поддержка, являющаяся, в частности, гарантом для привлечения в ту или иную сферу частных вложений.

Что же касается несостоятельной инвестиционной политики, то она в основном связана с неподготовленностью и отчасти с недостаточной информированностью руководителей и специалистов относительно применения современных, наиболее эффективных методов привлечения и рационального использования финансовых ресурсов.

По расчетам Минэкономразвития, для того чтобы экономика нормально функционировала, необходимо инвестировать в реальный сектор не менее 22-23% ВВП.

Правительство распорядилось, чтобы были приняты меры по активизации инвестиционной деятельности. Программно-целевой подход к формированию государственной инвестиционной политики предполагает следующие моменты:

– проведение расчетов инвестиционных потребностей экономики в целом с разбивкой по отраслям и регионам;

– определение долго-, средне- и краткосрочных приоритетов такой политики с учетом имеющихся и перспективных финансовых ресурсов;

– разработку отраслевых программ и инвестиционных проектов по каждому из заявленных приоритетов. При этом должны использоваться единый методический подход и осуществляться постоянный и целенаправленный контроль за распределением инвестиций на государственном уровне.

Инициатива и ответственность лежит полностью на государстве, которое до недавнего времени во многом устранялось от выполнения данных функций. Решение проблемы использования инвестиций в качестве ключевого фактора экономического роста должно стать главным в программе действий нового состава правительства.

В России общий уровень сбережений составляет более 30% ВВП, а объем инвестиций – лишь около 20%. Это соотношение показателей свидетельствует о низком уровне использования накопленных денежных ресурсов и интересах экономического развития.

Существуют следующие проблемы превращения сбережений в инвестиции в экономике России:

1. Уровень доходов создает проблемы для сбережений, а общественный фонд для осуществления нормальных сбережений не достаточен. При этом сбережения достаточно большие и растут, однако в России слабо развит инвестиционный сектор и навыки сбережения населения, так как значительная часть сбережений хранится в наличной форме.

2. Часть сбережений превращается в наличную валюту, идет в банки, ставка процента низкая и не прекращает инфляции.

3. Не развитость не банковского инвестиционного сектора, не развитость рынка ценных бумаг (акции, облигации, ценные бумаги инвестиционных компаний и фондов, пенсионных фондов, страховых фондов). Существует недоверие к рынку ценных бумаг со стороны домашнего хозяйства, поэтому сбережения населения огромны и идут к фирме через этот канал.

4. Сбережения активно уходят за границу (бегство капитала).

5. Недостаточен приток иностранных инвестиций. Инвестиционная активность в России очень низкая.

В России в развитие теории сбережений населения в последние годы значительный вклад внесли исследования профессора Ю.И. Кашина, по анализу сберегательного процесса в стране на фоне опыта государств разного уровня развития, с учетом исторического наследия, национальных особенностей и черт.[12]

Рассматривая понятие «сбережения», многие экономисты воспринимают его не столько как не потребляемую часть стоимости совокупного годового продукта, сколько как сумму сбереженных, накопленных денежных средств, расходуемых на покупку капитального имущества. Происходит трансформация понятий: первоначально сбережения, как часть годового продукта, рассматриваются как накопление денежных средств, за время, определяемое текущим годом и рядом предшествующих лет. При этом состав сбережений в своей основе формируется на основе амортизационных отчислений. И если эта сумма будет израсходована на приобретение нового оборудования, то сумма инвестиций будет равна сумме сбережений.

Однако, такой подход верен в случае простого воспроизводства. В случае расширенного воспроизводства сбереженных денежных средств, которыми располагает покупатель основных фондов, как правило, не хватает для приобретения дополнительного (в целях развития производства) оборудования.[13]

На помощь в таком случае приходит кредит. Реальный сектор экономики создает новые стоимости (ценности) и новые потребительные стоимости, но не создает деньги. Следовательно, для получения дополнительных денег, которые могли бы обслужить такой прирост стоимостей, необходим их приход в реальный сектор из банковской системы. Таким образом, суммируя имеющиеся в форме сбереженных средств амортизационные накопления и банковский кредит, получается необходимая для расширенного производства сумма. Из этого выводится условие экономического роста:

И (инвестиции) = С (сбережения) + К (банковские кредиты),

где банковские кредиты – результат эмиссии.

Таким образом, в условиях становления рыночных отношений, формирование частного капитала и значительных объемов денежных средств, представляемых сбережениями населения, необходимо принимать во внимание и их участие в процессе расширенного воспроизводства. При этом часть кредитов может быть предоставлена за счет результатов денежной эмиссии и других институциональных механизмов трансформации сбережений населения в инвестиции.

3. Способы и методы привлечения инвестиций в российскую экономику

Одной из приоритетных задач экономической политики в России является привлечение российских и иностранных инвестиций в реальный сектор экономики. Очевидно, что существуют два основных пути преодоления инвестиционного кризиса, которые могли бы обеспечить обновление технологической базы и выхода на стандарты устойчивого роста. Первый из них связан с преимущественной ориентацией на государственные инвестиции, второй с ориентацией на частный капитал, как российский, так и иностранный. С учетом ограниченности бюджетных средств и низкой эффективности бюджетных инвестиций основным приоритетом в инвестиционной сфере должно стать привлечение капиталовложений частного сектора, включая прямые иностранные инвестиции.

Российские корпорации в настоящее время как никогда нуждаются в финансировании. Растущая экономика и все возрастающие рыночные возможности требуют значительных инвестиций как в капитальные вложения, так и в оборотный капитал. Более того, конкуренция на мировых рынках, да и на внутреннем рынке, подразумевает не только высокое качество производимой продукции, но и ускоренный цикл внедрения нововведений и конкурентную себестоимость. Все это означает неминуемо крупные инвестиционные вложения и ускоренный рост производительности.

В мировой практике выделяют три основные формы инвестирования:[14]

1. Прямые, или реальные, инвестиции (помещение капитала в промышленность, торговлю, сферу услуг – непосредственно в предприятия).

2. Портфельные, или финансовые, инвестиции (инвестиции в иностранные акции, облигации и иные ценные бумаги).

3. Среднесрочные и долгосрочные международные кредиты и займы ссудного капитала промышленным и торговым корпорациям, банкам и другим финансовым учреждениям.

Прямые инвестиции могут обеспечивать инвестирующим корпорациям либо полное владение инвестируемой компанией, либо позволяют устанавливать над ней фактический контроль. Иногда для этого необходимо иметь не более 10% акционерного капитала.

Ведущими инвесторами являются развитые экономически страны, в первую очередь США, но за последние 20 лет их доля в общей сумме зарубежных прямых инвестиций сократилась.

Основными способами привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику России являются:

1) привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем создания совместных предприятий (в том числе – путем продажи зарубежным инвесторам крупных пакетов акций российских акционерных обществ);

2) регистрация на территории России предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу;

3) привлечение иностранного капитала на основе концессий или соглашений о разделе продукции;

4) создание свободных экономических зон (СЭЗ), направленное на активное привлечение зарубежных инвесторов в определенные регионы страны.

На первом этапе привлечения иностранных инвестиций в экономику бывшего СССР среди всех этих форм привлечения капитала преобладало создание совместных предприятий российских юридических лиц с зарубежными партнерами, создававшихся в форме закрытых корпораций. В дальнейшем, когда недостатки «советской» формы совместных предприятий стали очевидными, преобладающей формой вложений в России стало приобретение крупных пакетов открытых АО (что стало особенно актуальным в ходе приватизации) или создание 100%-ых дочерних предприятий. Обе эти формы прямого инвестирования остаются преобладающими и в настоящее время, хотя начала расти роль вложений в различные финансовые и страховые предприятия.

До сих пор в России не получило развития привлечение инвесторов на основе концессий и соглашений о разделе продукции, эта форма широко применяется в других странах в первую очередь для привлечения иностранных вложений в разработку недр, лесных и водных ресурсов, использование государственных земель

Не получили пока должного развития в России и свободные экономические зоны (СЭЗ). В отсутствие закона о СЭЗ уже созданные зоны существуют практически в правовом вакууме. Это приводит к постоянным конфликтам местных и федеральных властей, произвольному введению и отмене льгот для инвесторов и т.п., что, в конечном счете, сводит на нет усилия по привлечению в СЭЗ иностранных вложений.

На сегодняшний день Россия выступает на мировой экономической сцене как экспортер сырьевых ресурсов и продуктов первого передела, и как импортер иностранной высокотехнологичной продукции и услуг, рассчитанных в первую очередь на потребительский спрос. В то же время такая отраслевая структура инвестиций свидетельствует и о том, какие категории иностранных инвесторов в первую очередь готовы производить прямые вложения в Россию, невзирая на высокие риски и крайне неблагоприятный инвестиционный климат.

Прежде всего это:

1) крупнейшие транснациональные корпорации, рассматривающие вложения в Россию как способ получения доступа к российским ресурсам и внутреннему рынку. К этому разряду можно отнести крупнейших иностранных инвесторов в российском топливно-энергетическом комплексе (Exxon, Amoco), химической промышленности (Procter & Gamble), пищевой промышленности (CocaCola, Philip Morris);[15]

2) средний и мелкий иностранный капитал, привлекаемый в Россию сверхвысокой рентабельностью и быстрой окупаемостью отдельных проектов, прежде всего в торговле, строительстве и сфере услуг. Указанные преимущества перекрывают в глазах этих инвесторов общие недостатки и риски, присущие инвестиционному климату России;

3) компании, вкладывающие в Россию незаконно вывезенный за ее пределы и легализованный за рубежом капитал. Для таких инвесторов характерны вложения в высокорентабельные и быстроокупаемые проекты; риски инвестиций в Россию для них существенно снижаются за счет хорошего знания местной специфики и обширных деловых и статусных контактов в стране.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что иностранный капитал, не оказывая почти никакого значительного воздействия на развитие национального хозяйства в целом, играет сейчас роль «катализатора роста» лишь в нескольких узких секторах производства, ориентированных в первую очередь на зарубежный спрос.

Целью портфельных инвестиций является вложение средств инвесторов в ценные бумаги наиболее прибыльно работающих предприятий. Портфельный инвестор, в отличие от прямого, занимает позицию «стороннего наблюдателя» по отношению к предприятию-объекту инвестирования и, как правило, не вмешивается в управление им.

С помощью средств зарубежных портфельных инвесторов возможно решение следующих экономических задач: [16]

1) пополнение собственного капитала российских предприятий в целях долгосрочного развития путем размещения акций российских акционерных обществ среди зарубежных портфельных инвесторов;

2) пополнение федерального и местных бюджетов субъектов Российской Федерации путем размещения среди иностранных инвесторов долговых ценных бумаг;

3)эффективная реструктуризация внешнего долга Российской Федерации путем его конвертации в государственные облигации с последующим размещением их среди зарубежных инвесторов.

Проникновение западных портфельных инвесторов на российский рынок корпоративных ценных бумаг началось фактически лишь в ходе ваучерной приватизации. Приватизация впервые обеспечила рыночное предложение акций российских промышленных предприятий для сторонних инвесторов.

В этот период выявились наиболее привлекательные для западных портфельных инвесторов акции российских предприятий. За весьма редкими исключениями к ним относились: [17]

– акции крупнейших нефтегазодобывающих предприятий, предприятий цветной металлургии, целлюлозно-бумажной промышленности и некоторых других сырьевых отраслей;

– акции предприятий – национальных или региональных монополистов в стратегических отраслях национального хозяйства – энергетике, телекоммуникациях и т.п.

Интересной особенностью этих вложений было то, что предпочтение при вложениях отдавалось ценным бумагам тех предприятий, контрольные пакеты акций которых были закреплены за государством. Это являлось своеобразной страховкой от грубого нарушения прав мелких акционеров крупными.

Спекулятивные тенденции среди иностранных портфельных вложений в России стали фактически доминирующими. Отрыв спекулятивного рынка акций от нуждающегося в инвестициях реального сектора приводит к тому, что портфельные инвестиции не оказывают практически никакого прямого положительного воздействия на экономику и не выполняют своей основной задачи — привлечения финансового капитала в наиболее эффективные в экономическом смысле отрасли и предприятия.

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящий момент иностранные портфельные инвестиции в акции промышленных предприятий не играют для российской экономики значительной положительной роли. Причина этого лежит не в природе этих инвестиций, а в том положении на российском рынке капиталов, которое создалось в результате общего экономического кризиса и проведения чековой приватизации.

Финансирование доходных статей государственных и местных бюджетов за счет привлечения средств зарубежных портфельных инвесторов в выпускаемые соответствующими органами власти долговые ценные бумаги является очень широко применяемым в зарубежных странах способом решения бюджетных проблем. Существенным его преимуществом является то, что такое финансирование бюджета является неинфляционным — это особенно важно для тех государств, которые, подобно России, наряду с финансированием бюджета нуждаются в проведении жесткой денежной политики. К сожалению, в России этот способ приобрел специфическую российскую окраску и из средства лечения болезни превратился в дополнительный фактор заболевания (особенно для муниципальных бумаг).

Существует две традиционных методики привлечения таких инвестиций в государственные ценные бумаги:

– привлечение (допуск) иностранных портфельных инвесторов на рынок государственных (муниципальных) облигаций внутренних займов, как правило, номинированных в национальной валюте;

– размещение государственных (муниципальных) облигаций, специально предназначенных для зарубежных инвесторов, на зарубежных финансовых рынках. Такие облигации, являющиеся частью внешнего государственного долга, обычно номинируются в одной из ведущих мировых валют.

Интересы инвесторов предполагается учитывать при подготовке законодательных и нормативных актов, а также ведомственных инструкций по ценообразованию в электроэнергетике, связи, железнодорожном транспорте. Для мелких инвесторов важнейшее значение имеет ограничение платы за аренду производственных помещений.

Для обеспечения личной и имущественной безопасности инвесторов следует разработать специальные государственные программы предупреждения преступности в криминогенных сферах экономики, а также в регионах России с повышенным уровнем правонарушений.

Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.

Иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно- технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение

России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала – необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги. Приток инвестиций как иностранных, так и национальных, жизненно важен и для достижения среднесрочных целей – выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов – с другой, непосредственно не совпадают. Россия заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и даже ее экологической беспечности.

Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, и, не лишая его собственных стимулов, направлять его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей.

Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать дискриминации в отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять предприятиям с иностранными инвестициями налоговые льготы, которых не имеют российские, занятые в той же сфере деятельности. Как показал опыт, такая мера практически не влияет на инвестиционную активность иностранного капитала, но приводит к возникновению на месте бывших отечественных производств предприятий с формальным иностранным участием, претендующих на льготное налогообложение.

Отдельно нужно сказать, что национальные инвестиции еще более важны, чем иностранные потому, что они служат показателем доверия населения правительству. Российские инвесторы будут заинтересованы не только в получении максимальной прибыли, но и в увеличении стабильности экономики нашей страны (по крайней мере, можно на это надеяться), а также в неразбазаривании природных богатств России.

Список использованной литературы

1. Бабичев М.Ю., Бабичева Ю.А. и др. Банковское дело: Справочное пособие. / Под ред. Ю.А. Бабичевой. – М.: Академия, 2004. – 428 с.Шумилов В.М. Международное публичное экономическое право. – М.:НИМБ, 2001. – 288 с.

2. Борисов И. Риски внешнего финансирования российской экономики // Вопросы экономики. − 2008. − № 2. − 26-43 с.

3. Бочаров В.В. Инвестиции: Учебник для вузов. − СПб: Питер, 2003. − 288 с.

4. Воронин В. Г. Организация и финансирование инвестиций. – Омск: Издательство «Омский дом печати», 1999. – 212 с.

5. Воспроизводство и экономический рост. / Под ред. проф. В.Н. Черковца, доц. В. А. Бирюкова. – М.: ТЕЙС, 2001. – 282 с.

6. Государственные инвестиции: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.aetoshyips.com/gos.html.

7. Елизаветин М.Е. Иностранный капитал в экономике России. – 2004. – 264 с.

8. Игошин Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирования: Учебник для вузов. − М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. − 542 с.

9. Инвестиции и инновации: Словарь-справочник от А до Я. / Под ред. М.З. Бора, А.Ю. Денисова. − М.: Издательство «ЛИС», 1998. − 208 с.

10. Караваев В. Отраслевые и региональные проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России // Мировая экономика и международные отношения. − 2005. − № 9. − С. 12-21.

11. Кашин Ю.И. Россия в мировом сберегательном процессе. − М.: НИКА, 1999. − 226 с.

12. Колтынюк Б.А. Инвестиционные проекты: учебник для вузов. − СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. − 422 с.

13. Молева О.В. Методологические аспекты привлечения иностранного капитала: [Электронный ресурс] // Экономика региона. – 2007. – № 18. – Режим доступа: http://journal.vlsu.ru/index.php?id=272.

14. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие. − М.: ИНФРА − М, 2003. − 288 с.

15. Смыслов Д.В. Иностранный капитал на фондовом рынке России // Деньги и кредит. − 2008. − № 1. − С. 17-32.

16. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

17. Экономический словарь / Никитин А.Ф. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2006. – 672 с.

[1] Шумилов В.М. Международное публичное экономическое право. – М.:НИМБ, 2001. – С. 224.

[2] Воронин В.Г. Организация и финансирование инвестиций. – Омск: Изд-во «Омский дом печати», 1999. – С. 11.

[3] Бабичев М.Ю., Бабичева Ю.А. и др. Банковское дело: Справочное пособие. / Под ред. Ю.А. Бабичевой. – М.: Академия, 2004. – С. 144.

[4] Государственные инвестиции: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.aetoshyips.com/gos.html.

[5] Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие. − М.: ИНФРА-М, 2003. − С. 152.

[6] Игошин Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирования: учебник для вузов. − М.: ЮНИТИ, 1999. − С. 108.

[7] Инвестиции и инновации: Словарь-справочник от А до Я. / Под ред. М.З. Бора, А.Ю. Денисова. − М.: Изд-во «ЛИС», 1998. − С. 62.

[8] Инвестиции и инновации: Словарь-справочник от А до Я. / Под ред. М.З. Бора, А.Ю. Денисова. − М.: Изд-во «ЛИС», 1998. − С. 64.

[9] Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

[10] Колтынюк Б.А. Инвестиционные проекты: Учебник для вузов. − СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. − С. 5.

[11] Экономический словарь / Никитин А.Ф. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2006. – С. 218.

[12] Кашин Ю.И. Россия в мировом сберегательном процессе. – М.: НИКА, 1999. − С. 123.

[13] Воспроизводство и экономический рост. / Под ред. проф. В.Н. Черковца, доц. В. А. Бирюкова. – М.: ТЕЙС, 2001. – С. 143.

[14] Бочаров В.В. Инвестиции: Учебник для вузов. − СПб: Питер, 2003. − С. 152.

[15] Молева О.В. Методологические аспекты привлечения иностранного капитала: [Электронный ресурс] // Экономика региона. – 2007. – № 18. – Режим доступа: http://journal.vlsu.ru/index.php?id=272.

[16] Елизаветин М.Е. Иностранный капитал в экономике России. – 2004. – С. 82.

[17] Игошин Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирования: Учебник для вузов. − М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. − С. 385.

Источник

Читайте также:  Внутренняя норма доходности по периодам
Оцените статью
Название: Иностранные инвестиции и способы их привлечения в российскую экономику
Раздел: Рефераты по экономической теории
Тип: реферат Добавлен 07:47:35 02 июля 2011 Похожие работы
Просмотров: 2438 Комментариев: 13 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать