Древние мастера своего дела

Древние мастера своего дела

Современники часто удивляются, читая о достижениях древних цивилизаций. Чаще всего удивление вызвано тем, что у нас имеются стереотипные представления: подзорных труб либо, скажем, автоматически открывающихся дверей в древности еще не было. Однако, когда факты убедительны, современники признают их. Особенно если понятно, как в более ранние эпохи могли изготовить тот или иной предмет. Сложнее, когда технология не ясна, и тем более удивительно, когда даже в наши дни повторить достижения древних мастеров сразу не получается. Наконец, особенно поражают необычные, можно сказать, фантастические изобретения.

Вот для начала только некоторые факты, собранные британскими исследователями П. Джеймсом и Н, Торпом. В нынешней Турции в 60-е годы при раскопках в Чатал-Гукже были XX века найдены бусы из вулканического стекла обсидиана. Археолог Дж. Мелларт с удивлением писал: «Каким образом они просверливапи отверстия в бусах из камней, включая обсидиан. Дырочки настолько маленькие, что ни одна современная игла не может пройти сквозь них!» А ведь подобным находкам более семи тысяч лет. Кстати, там же были найдены и зеркала из обсидиана, отшлифовывать который также весьма трудно.

В 1956 году в Китае при раскопках захоронения военачальника, умершего в 297 году до нашей эры, нашли около двух десятков поясных металлических украшений, изготовленных из алюминия, правда, с примесями меди и марганца (соответственно около 10% и 5%). Загвоздка в том, что алюминий — металл тугоплавкий, найден только в 1826 году, и только в 1889 году появилось его промышленное производство.

Еще один пример, связанный с использованием металлов. Только в 1932 году хорошо известный физикам кристаллограф Вильям Брэгг раскрыл секрет китайских «волшебных» зеркал из бронзы, которым полторы тысячи лет. Кроме обычного отражения, они, при их освещении, проецируют на стену узор или иероглиф, нанесенный на их обратную сторону. Оказалось, что на отражающей стороне зеркала видимый на обратной стороне узор был искусно повторен в виде мельчайших «дефектов» поверхности, невидимых без лупы. Кривизна зеркала способствовала увеличению отражения узоров. Но для изготовления такого чуда нужно было иметь лупу.

Бывает, что свидетельства наличия древних изобретений косвенные, но при этом очень убедительные. Существование более полутора тысяч лет назад лупы -как раз такой случай. Например, на арабской монете X века обнаружили надпись: «Работа аль-Хасана, сына Мухаммеда, мастера, который вырезал матрицу для чеканки монеты». Прочесть текст можно только при четырехкратном увеличении, с помощью лупы. Выходит, что лупы существовали тысячи лет назад, и их использовали для шифрования дополнительной информации.

Другой источник «косвенных свидетельств» — памятники. На древнеримских фресках из засыпанных вулканическим пеплом Помпеи есть плоды, в том числе ананасы, произраставшие тогда только в Америке. Следовательно, римские мореходы все же добирались до Америки. Там же есть и изображение лимона, который в те времена еще не культивировали в Европе, зато выращивали в Индии. Эти факты, открытые еще в 1950 году итальянцем Д. Каселлой, в свое время обнародовал профессор В. И. Гуляев.

Еще одно «косвенное свидетельство». На колонне, воздвигнутой в Риме по приказу императора Траяна в 113 году нашей эры, есть изображение сарматского всадника в кольчуге, причем и его боевой конь тоже защищен кольчужной броней. А ведь даже самые закоренелые скептики не подвергают сомнению подлинность ни пом-пейских фресок, ни колонны Траяна.

Читайте также:  Как создать свой строительный бизнес план

А в древней Индии, согласно трактату «Сушрута Самхита», хирурги умели зашивать раны кишечника. С двух сторон от раны клали крупных бенгальских муравьев, сжимавших края челюстями. Затем хирурги оставляли только муравьиные головы, зашивали живот оперируемого, а уж головы насекомых потом рассасывались сами. Кстати, подобное скрепление раны муравьями, но только на ноге, показано в фильме М. Гибсона «Апокалипсис», посвященном жизни одного из городов индейцев майя в начале XVI века.

В Китае еще в XI веке инженер Лу Дао Лонг изобрел повозку не только с измерителем пройденного расстояния, но и звуковой сигнализацией. Когда повозка проходила одну китайскую версту, называемую «ли», особая шестерня не только делала очередной оборот, но и приводила в движение руку деревянной фигурки, ударявшей в барабан. А еще одна дополнительная система шестеренок приводила к тому, что вторая фигурка через каждые десять пройденных ли ударяла в колокол.

Даже торговый автомат, оказывается, изобрел известный механик Герон из Александрии Египетской еще в I веке нашей эры. Паломник бросал монетку в щель, она попадала на один конец спрятанного внутри автомата коромысла, другой конец коромысла приоткрывал кран, после чего паломник получал свою порцию воды для ритуального омовения рук перед входом в храм. Монетка тем временем соскальзывала, падала на дно автомата, кран сам закрывался.

Бывает, что ныне мы используем древние изобретения в иных целях, чем первоначально. Например, темные очки впервые появились в Китае в XII веке для того, чтобы судьи могли скрыть свое отношение к приговору во время его оглашения, А зонтик первоначально, еще в Древнем Двуречье, служил для защиты не от дождя, а от солнечных лучей (впервые такие зонтики изображены на мемориальной стеле царя Аккада, Сарго-на, воздвигнутой около 2400 года до н. э.). Да и бронзовые кольца более трех тысяч лет назад в Египте и Двуречье были не столько украшением, сколько деньгами: большой обруч на шее — крупной единицей, а нанизанные на него небольшие кольца — разменными монетами.

Почему же многие древние изобретения были позабыты? Обычно ссылаются на войны. Не будем спорить с этим аргументом. Но сыграло свою роль и медленное распространение информации, чем древнее общество разительно отличалось от современного. Обычно пишут о том, что известные еще в Древнем Риме стеклянные окна и водопровод вновь распространились лишь через много столетий. Можно возразить: речь идет о вещах дорогостоящих. Но недаром обычная вилка в Византии была привычной еще в IV веке нашей эры, а в большинстве стран Европы она распространилась только в «галантном» XVIII столетии, то есть 1400 лет спустя.

Другой пример. Чай стали пить в Китае в VIII веке, в Россию впервые он был завезен посольством Н. Спафария в XVII веке, а в моду вошел (вместе с изобретенным самоваром) с началом века XIX. А ведь эти изобретения не являлись строго охраняемыми секретами, как, например, «греческий огонь» или технология выращивания китайского тутового шелкопряда, да и не утрачивались подобно надолго утерянному секрету булата. Напротив, военные новшества — от стремени и арбалета до голубиной почты — распространялись куда быстрее.

Источник

Искусство древних мастеров

Искусство древних мастеров

Уже из беглого знакомства с домашней утварью, одеждой, многочисленными и разнообразными украшениями конской упряжи видно, какое внимание уделялось художественному их оформлению.

В виде фигур животных оформлялись псалии. Чаще их украшением служили головки всевозможных животных, реже растительные пальметки. Изображениями всевозможных животных украшались перекрестья уздечных ремней и промежутки между ними, ремни нагрудников, иногда подхвостника. На седельных покрышках изображались сцены, борьбы зверей, отдельные звери или их головы. Самые разнообразные украшения были на седельных луках, всевозможные подвески украшали седельные подушки и ремни. Сложными многоцветными войлочными аппликациями и драгоценными тканями украшались седельные чепраки.

Читайте также:  1с перемещение денег между своими организациями

Богатство изобразительного искусства является одной из характерных особенностей скифо-сакской культуры в целом и алтайской в частности. Оно находит свое яркое проявление в самых разнообразных вещах утилитарного назначения. Даже древки стрел покрывались весьма разнообразными орнаментами, выполненными красной и чёрной краской.

Сцена нападения львиного грифона на горного козла.

Вышивка на седельной покрышке

Сцена нападении орлиного грифона на горного барана.

Вышивка на седельной покрышке

Орнамент на древке стрелы из кургана № 3

До наших раскопок в Горном Алтае о скнфо-сакском, особенно о скифском, более известном, искусстве судили по вещам из ценных металлов, главным образом золотым, находимым на юге России, отчасти по литым из бронзы. Из южной Сибири имелись также преимущественно золотые вещи из хищнически раскопанных там курганов. Отсюда создалось ложное представление, будто бы скифо-сакское искусство было искусством только верхнего слоя общества. Наши находки в оледенелых курганах Горного Алтая показали, что всевозможные художественные изделия выполнялись не только из золота, я не столько из золота, сколько из самых разнообразных, и притом общедоступных, материалов, таких, как дерево, рот, кожа, мех, цветной войлок и т. п. Искусство это вместе с тем было общенародным. Одни и те же изделия мы нашли и в богатых и в бедных погребениях.

Несостоятельным оказалось и мнение об исключительности звериных мотивов в скифском искусстве, когда выражениями «звериный стиль» и «скифское искусство» пользовались, как синонимами. Оказалось, что в этом искусстве немало и геометрических я растительных мотивов в весьма развитых и сложных формах.

Здесь мы увидели и графические и силуэтные изображения, изображения, вырезанные в рельефе и круглой скульптуре, выполненные в технике аппликации и мозаики. Среди растительных мотивов особого внимания заслуживает мотив цветка лотоса, несомненно южного происхождения, а в изображениях животных явно преобладают представители местной фауны. Значительное место занимают вещи, выполненные и в особом, «зверином стиле», для которого характерно подчеркивание наиболее типичных особенностей изображаемого животного и пренебрежение при этом к второстепенным, а также придание самых разнообразных поз с целью вложить данное изображение в заданную форму.

Особый интерес представляет мотив борьбы зверей, точнее нападения хищных на парнокопытных, изображения животных фантастических, как среднеазиатских (грифонов), так и местного творчества, в которых скрещены признаки оленя, грифа, хищника кошачьей породы, иногда крылатого.

По разнообразию мотивов и технических приемов изобразительного искусства находки из Пазырыкских курганов едва ли не превышает все то, что до настоящего времени было известно о скифском искусстве вообще.

Художественное творчество интересующего нас народа не ограничивалось одним изобразительным искусством. Нами впервые были найдены музыкальные инструменты: односторонние барабаны и струнный инструмент типа арфы. Барабаны состоят из двух половин, выделанных из бычьего рога, и их отделка отличается тщательностью и изяществом. Своей бокаловидной формой они похожи на барабаны, бытующие и поныне в Центральной Азии, Афганистане, Иране и Малой Азии. Находки многострунного музыкального инструмента типа арфы свидетельствуют об относительно высоком уровне музыкальной культуры населения Горного Алтая, оставившего после себя Пазырыкские курганы.

Читайте также

Города мастеров

Города мастеров С помощью аэрофотосъемки на Южном Урале выявлено около 500 заброшенных городских поселений ремесленного типа, похожих на Аркаим. По всей видимости, эти поселения являлись городами мастеров – своеобразными цехами, окруженными крепостной стеной. В них

Читайте также:  Бизнес идеи с доходом 50000

Глава 4 ГОРОД МАСТЕРОВ

Глава 4 ГОРОД МАСТЕРОВ Структура городаВолхов делит Новгород на две части: на левом, западном берегу лежит Софийская сторона. На этой стороне стоял Кремль-Детинец. На правом, восточном берегу лежит Торговая сторона. На ней находится городской торг и Ярославово дворище.

Искусство древних стоматологов

Искусство древних стоматологов Наверное, вы считаете, что «высокое искусство» стоматологии получило развитие только за последние пятьдесят – сто лет? А раньше от больных зубов избавлялись кардинальным образом, просто вырывая их? Не угадали: еще в древности люди были

НАРОД ИСКУСНЫХ МАСТЕРОВ

НАРОД ИСКУСНЫХ МАСТЕРОВ Древнейшие таблички с пиктографическими письменами, обнаруженные в самых глубоких слоях Урука, по-видимому, не содержат никаких сведений о ремесленном производстве и ремесленниках. Лишь в одной из табличек, относящихся к этому периоду, есть

Астравидья и виманы – загадочные изобретения древних мастеров

Астравидья и виманы – загадочные изобретения древних мастеров Многие люди склонны обращаться к прошлому человечества в поисках тайных знаний. Поэтому с каждой культурой древности, наряду с научными теориями, связан ряд красивых, но малоубедительных гипотез. Это

Города мастеров

Города мастеров Алексей Артемьев.Мы с вами привыкли к тому, что наш край — тихая провинция, страна вечнозеленых помидор, где 3 месяца в году холодно, а 9 месяцев очень холодно. Среди тех, кто не занимается историческими исследованиями, и даже среди историков бытует и такое

Астравидья и виманы — загадочные изобретения древних мастеров

Астравидья и виманы — загадочные изобретения древних мастеров Многие люди склонны обращаться к прошлому человечества в поисках тайных знаний. Поэтому с каждой культурой древности, наряду с научными теориями, связан ряд красивых, но малоубедительных гипотез. Это

Глава 3 Сведения об антропологических признаках «древних монголов», или древних и средневековых татар

Глава 3 Сведения об антропологических признаках «древних монголов», или древних и средневековых татар Л. Н. Гумилев пишет: «Самые древние монголы ничего общего не имели с блондинами, населявшими Европу. Европейские путешественники XIII в. никакого сходства между

2.7. Город мастеров

2.7. Город мастеров В начале II тысячелетия до нашей эры Библ становится центром изготовления металлопластики. Во время раскопок в Библе было найдено более 1700 бронзовых, серебряных и золотых фигурок, изготовленных путем литья или штамповки. Большинство найденных статуэток

Искусство мастеров Паракаса

Искусство мастеров Паракаса В целом керамика Паракаса была двух типов: как простая, утилитарного типа – горшки и чаши, так и изящные сложные двойные сосуды в форме птичьих или животных голов. Керамика могла быть полихромной – до пяти цветов, но обычно

Искусство древних градостроителей

Искусство древних градостроителей Для возведения Мачу-Пикчу было использовано пространство в горной цепи гранитных отложений таким образом, что святилище оказалось идеально вписанным в рельеф между наиболее важными для инков природными объектами. Как писал археолог

Астравидья и виманы – загадочные изобретения древних мастеров

Астравидья и виманы – загадочные изобретения древних мастеров Многие люди склонны обращаться к прошлому человечества в поисках тайных знаний. Поэтому с каждой культурой древности, наряду с научными теориями, связан ряд красивых, но малоубедительных гипотез. Это

Творения мастеров гномоники

Творения мастеров гномоники Солнечные часы в свое время пользовались большой популярностью, поскольку они были простыми, надежными и сравнительно точными. Они сохранили свою популярность и тогда, когда уже широко развилось производство механических часов. Наибольшего

Глава II. ВОЕННОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНИХ ГЕРМАНЦЕВ.

Глава II. ВОЕННОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНИХ ГЕРМАНЦЕВ. Военные успехи зависят, как мы в этом уже смогли убедиться в I томе настоящего труда, не от одной, а от двух совершенно различных причин. Первая причина, которая раньше всего бросается в глаза, заключается в храбрости и

Источник

Оцените статью