Доверь дела свои господу

Глава 16

1–3. О Боге, как Владыке всех жизненных путей человека. 4–9. О премудром и праведном воздаянии Божием за дела человеческие, добрые и злые. 10–15. О царях как посредниках или орудиях мироуправления Божия. 16–26. Правда Божия – в отношении к мудрым и к глупым. 27–33. Неодинаковая судьба праведных и неправедных.

Притч.16:1 . Человеку принадлежат пред­положе­ния сердца, но от Го­с­по­да ответ языка.

Притч.16:2 . Все пути человека чисты в его глазах, но Го­с­по­дь взвешивает души.

Притч.16:3 . Предай Го­с­по­ду дела твои, и пред­приятия твои совершат­ся.

Ввиду несомненного факта поразительной зависимости судеб человеческих от Бога (ст. 1, сн. Иер 10.23 ), а также присутствия только у Бога истинной оценки действительного достоинства намерений и действий человека (ст. 2), Премудрый наставляет слушателей всецелой преданности Промыслу Божьему, обещая отсюда всякий успех предприятий (ст. 3, сн. Пс 21.9, 36.5 ).

Притч.16:4 . Все сделал Го­с­по­дь ради Себя; и даже нечестивого блюдет на день бедствия.

Притч.16:5 . Мерзость пред Го­с­по­дом всякий надмен­ный сердцем; можно по­ручиться, что он не останет­ся не­на­ка­за­н­ным. [Начало доброго пути – делать правду; это угоднее пред Богом, нежели при­носить жертвы. Ищущий Го­с­по­да найдет знание с правдою; истин­но ищущие Его найдут мир.]

Притч.16:6 . Мило­сердием и правдою очищает­ся грех, и страх Го­с­по­день отводит от зла.

Притч.16:7 . Когда Го­с­по­ду угодны пути человека, Он и врагов его при­миряет с ним.

Притч.16:8 . Лучше немногое с правдою, нежели множе­с­т­во при­бытков с неправдою.

Притч.16:9 . Сердце человека обдумывает свой путь, но Го­с­по­дь управляет ше­с­т­вием его.

Из общего положения о том, что все сотворенное Богом имеет свои цели и назначение (ст. 4), выводимые, с указанием на гибельность высокомерия (ст. 5), образ положительного благоугождения человека Богу: милосердие и правда в отношении ближних (ст. 6а), соединенные с страхом Божьим (6б), последствием чего явится мир, даже примирение враждующих (ст. 7). Затем вновь повторяется мысль о том, что жизнь и намерения человека всецело зависят от Бога (ст. 9).

Притч.16:10 . В устах царя – слово вдохновен­ное; уста его не должны по­грешать на суде.

Притч.16:11 . Верные весы и весовые чаши – от Го­с­по­да; от Него же все гири в суме.

Притч.16:12 . Мерзость для царей – дело беззакон­ное, по­тому что правдою утверждает­ся пре­стол.

Притч.16:13 . Приятны царю уста правдивые, и говорящего истину он любит.

Притч.16:14 . Царский гнев – вест­ник смерти; но мудрый человек умилостивит его.

Притч.16:15 . В светлом взоре царя – жизнь, и благо­воле­ние его – как облако с по­здним дождем.

Идет ряд притчей политико-общественного содержания: преимущественно относительно царской власти. Царь здесь, как и в других местах книги Притчей ( Притч 20.28, 21.1, 25.5 ) представляется идеальной нравственной силой, воплощением и охранителем нравственного миропорядка, орудием Божественного мироуправления. Царю прямо усвояется вышеестественная, как бы пророческая способность и сила, евр.: gesem, греч.: μαντειον , Vulg.: divinatio, слав.: пророчество (ст. 10): как ставленник и представитель Бога на земле, царь теократический, в делах управления и суда изрекает бесспорные и выше сомнений стоящие решения (ср. 3Цар 3.27 7 ).

В связи с этим замечается, что и все общественные отношения (напр., купля и продажа, должны быть проникнуты духом честности и справедливости (ст. 11, сн. Притч 11.1 ). В ст. 12–13 – в первом с отрицательной стороны, а во втором с положительной – высказывается мысль о том, что царь есть непогрешимое мерило нравственной правоты, почему для него отвратительно всякое беззаконие, и он благоволит лишь к делающим правду и говорящим истину. Соответственно с тем, в ст. 14–15 характеризуется противоположное, то грозно карающее, то благоволительно-милующее отношение царя к явлениям зла и добра. Выражение «царский гнев – вестник смерти» (ст. 14) ближе всего объясняется из обычаев деспотических властителей Востока (ср. Есф 7.7 ).

Притч.16:16 . Приобрете­ние мудрости гораз­до лучше золота, и при­обрете­ние ра­зу­ма пред­почти­тель­нее отборного серебра.

Читайте также:  Предприниматель использует свое имущество предпринимательской деятельности

Притч.16:17 . Путь праведных – укло­не­ние от зла: тот бережет душу свою, кто хранит путь свой.

Притч.16:18 . Погибели пред­ше­с­т­ву­ет гордость, и паде­нию – надмен­ность.

Притч.16:19 . Лучше смиряться духом с кроткими, нежели раз­делять добычу с гордыми.

Притч.16:20 . Кто ведет дело ра­зу­мно, тот найдет бла­го­, и кто надеет­ся на Го­с­по­да, тот блажен.

Притч.16:21 . Мудрый сердцем про­зовет­ся бла­го­ра­зу­мным, и сладкая речь при­бавит к уче­нию.

Притч.16:22 . Разум для имеющих его – источник жизни, а ученость глупых – глупость.

Притч.16:23 . Сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знание в устах его.

Притч.16:24 . Приятная речь – сотовый мед, сладка для души и целебна для костей.

Притч.16:25 . Есть пути, которые кажут­ся человеку прямыми, но конец их путь к смерти.

Притч.16:26 . Трудящийся трудит­ся для себя, по­тому что по­нуждает его к тому рот его.

Высокая оценка мудрости (ст. 16) встречается у Премудрого не раз (ср. Притч 3.14, 8.10–19 ). В ряду отдельных проявлений мудрости на первом месте здесь (ст. 17) поставляется праведность, благочестие, уклонение от зла; особенно отличается (ст. 16) гибельность гордости, неизбежно влекущей за собой падение (сн. Есф 3.1 ), и восхваляется смирение и кротость, обеспечивающие человеку мирное состояние духа и довольство. Это нравственное счастье обеспечивается частью разумным, обдуманным трудом жизни, главным же образом твердой надеждой человека на Бога: два эти фактора, человеческий и Божеский, взаимно предполагают друг друга (ст. 20). Далее указывается, что в деле научения мудрости имеет значение и сама внешняя форма, в которой преподается учение (ст. 21), отмечается высокая жизненная полезность мудрости (ст. 22), приятность и спасительность вместе – подобно меду, имеющему приятность и приносящему исцеление (ст. 24). После этого делается предостережение от самообольщения (ст. 25) и указывается побуждение к физическому труду – в чувстве самосохранения (ст. 26).

Притч.16:27 . Человек лукавый замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий.

Притч.16:28 . Человек коварный сеет раз­дор, и наушник раз­лучает друзей.

Притч.16:29 . Человек небла­го­намерен­ный раз­вращает ближнего своего и ведет его на путь недобрый;

Притч.16:30 . прищуривает глаза свои, чтобы при­думать ковар­с­т­во­; закусывая себе губы, совершает злодей­с­т­во­; [он – печь злобы].

Притч.16:31 . Венец славы – седина, которая находит­ся на пути правды.

Притч.16:32 . Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города.

Притч.16:33 . В по­лу бросает­ся жребий, но все реше­ние его – от Го­с­по­да.

В ст. 27–30 дается характеристика трех типов злобы: человека, злоумышляющего против ближнего (ст. 27), клеветника, возмутителя и раздорника (ст. 28), и притеснителя, насильника (ст. 29), причем отмечается свойственная им мимика (ст. 30, сн. Притч 6.12–13 ). В противоположность ожидающей всех таких гибели, удел праведных и благочестивых – честная старость и долголетие (ст. 31); высшее благонравственное самообладание, научиться владеть собой труднее, чем отличаться храбростью в битве и брать крепости (ст. 32). В Мишне (тр. Авот, гл. IV, §1) на вопрос: кто силен? дается ответ: тот кто осиливает свой йецер (т. е. побуждение ко злу), ибо сказано: «долготерпеливый лучше храброго, а владеющий собою лучше завоевателя» ( Притч 16.32 ).

Заключительный стих (ст. 33), особенно вторая его половина, выражает главную мысль всей (16) главы.

Мидраш (5, 50) здесь справедливо видит указание на мудрость мудрейшего из царей – Соломона.

Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : в 7 т. / под ред. А. П. Лопухина. — Изд. 4-е. — Москва : Дар, 2009. / Т. 3. : Исторические книги. Учительные книги. — 960 с. / Книга притчей Соломоновых. 538-654 с. ISBN 978-5-485-00272-5

Вам может быть интересно:

  1. Толкование на книгу Екклесиаста, или Проповедника – Глава 5 – профессор Александр Павлович Лопухин
  2. Толкования на Притчи Соломона – святитель Иоанн Златоуст
  3. Книга Притчей Соломоновых – Глава 16 – профессор Павел Александрович Юнгеров
  4. Толкование на послание к Евреям – Глава двенадцатая – Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский
  5. Руководство к изучению Нового Завета. Евангелие – Последние дни земной жизни Иисуса Христа – профессор Александр Васильевич Иванов
Читайте также:  Руководитель дает займ своей организации

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Доверь дела свои господу

Отрывки ежедневных чтений: Числа 22-23, Притчи 16 и Ефесянам 3,4.

Книга Притч изобилует жизненными советами, в ней говорится о человеческой глупости и содержится размышление о мудрых Божьих путях. Наша сегодняшняя проповедь основана на главе 16. Мы разберем несколько примеров из этой главы, которые помогут нам на нашем пути в Царство.

Давайте начнем со стиха 1: «Человеку [принадлежат] предположения сердца, но от Господа ответ языка». Слово «предположения» здесь также может быть переведено как «планы или замыслы». Таким образом, предположения сердца – это наши внутренние мысли и желания. О чем мы думаем? Что мы планируем? Во второй части этого стиха говорится: «От Господа ответ языка». Мы должны понимать, что то, что исходит из наших уст, слышат не только другие люди, но и ГОСПОДЬ. В современном мире, в век Интернета и мобильных телефонов, ГОСПОДЬ также видит всё, что мы пишем и говорим он-лайн. Иисус говорит нам в Матфея 15:11: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека». Нас увещевает и Псалом 18:15: «Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!»

В Притчах 16:2 наоборот говорится: «Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души». Интересно, что в еврейском языке фраза, которая переведена как «все пути», обозначает «жизненный путь, манеры или путь». По своей природе люди думают, что то, что они говорят и делают, правильно. Современный мир подталкивает людей делать то, что они хотят, не думая о других людях или о Боге. Но дальше в этом стихе нам напоминают, кто на самом деле всё контролирует: «Но Господь взвешивает души». На еврейском языке эта фраза дословно звучит так: «измеряет дух». В Иове 33:4 говорится: «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь». Давайте не забывать, что наше дыхание (а следовательно и наши жизни) полностью находятся в Божьих руках и мы должны стараться, чтобы наша жизнь была достойной последователя Господа Иисуса.

Дальше в Притчах 16:3 говорится: «Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся». В еврейском языке слово «совершатся» имеет значение «быть правильным», «верным» или «готовым». Мы все хотим быть верными и готовыми, когда вернется наш Учитель Иисус. Но мы будем таковыми только тогда, когда мы предадим все наши планы ГОСПОДУ. Вспомните слова Иакова 4:13-15: «Теперь послушайте вы, говорящие: ‘сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль’; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: ‘если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое’».

Вернемся к Притчам 16:4, здесь нам напоминается: «Всё сделал ГОСПОДЬ ради Себя». Какова была цель Бога, когда Он создавал землю? Ответ на этот вопрос содержится в Числах 14:21, где Отец говорит: «Но жив Я, и славы Господней полна вся земля». То есть Его целью было наполнить землю Своей славой. Каким прекрасным местом будет земля! В Исаие 2:2-4 говорится: «И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима. И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать». Насколько всё изменится по сравнению с сегодняшним днем! Больше не будет войн и люди не будут выступать друг против друга. Вместо этого люди и народы будут собираться в Иерусалиме для мирного поклонения (Захария 14:16-17).

Читайте также:  Как открыть свою страховую компанию ресо

Далее в Притчах 16:4 содержится утверждение: «…и даже нечестивого [блюдет] на день бедствия». Хорошо вспомнить этот стих, когда видишь, как люди поступают друг с другом и что делают с планетой, которую создал Бог. Всё делается в соответствии с Его божьей целью, даже нечестивые постепенно осуществляют Его план. В Писаниях описано много случаев, когда использовались нечестивые люди и злые дела для осуществления Его цели. Вспомним царя Навуходоносора, который вторгся в Израиль и забрал многих людей в плен. В Иеремии 27:6 о нем говорится как о Божьем слуге. А в недалеком прошлом, во Второй мировой войне, фашисты очень жестоко обошлись с евреями и тем самым проложили путь к созданию государства Израиль.

Из Бытия 8:21 мы знаем, что «помышление сердца человеческого – зло от юности его». О злых делах мы слышим ежедневно из выпусков новостей. Это относится к гражданской войне в Сирии и использовании химического оружия против мирного населения. ООН сообщала, что там нашли тысячи тонн таких химикатов, которых хватит для уничтожения многих тысяч людей. Мы также являемся свидетелями беспорядков в Ливане, Египте, Ливии и во многих других странах на Ближнем Востоке. Многие страны мира, а особенно Европу, охватил глубокий экономический кризис, страны на самом деле становятся банкротами.

Эти события Бог контролирует, и они приведут к осуществлению Его цели на земле. Господь Иисус увещевал своих учеников в Марка 13:7-8, 24-27, 32-33: «Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит [сему] быть, – но [это] еще не конец. Ибо восстанет народ на народ и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. Это – начало болезней… Но в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою. И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба. О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец. Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время».

Пока мы бодрствуем и молимся о возвращении нашего Господа, вспоминая жертву Иисуса с помощью символов хлеба и вина, давайте воплощать в жизнь слова из Послания Ефесянам 4:29, 31-32: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим… Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас».

Также в Ефесянам 5:1-2 говорится: «Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное».

Источник

Оцените статью