Игумен
Никон (Воробьёв)
о « духовной борьбе и унынии »
Средства борьбы: 1) с силой (с гневом) отвергнуть помыслы и внушения врага и 2) призвать на помощь Господа Спасителя, сознавая всегда свою немощь и греховность [ С. 77–78 ].
Когда тебе будет очень тяжело, то скажи от всего сердца: «Господи, достойное по делам моим получаю, но прости мне и дай мне терпения, чтобы не роптать на Тебя. Господи, будь милостив ко мне, грешной». Повторяй эти слова много раз, пока скорбь не утихнет. Она обязательно утихнет, если от сердца будешь произносить [ С. 139 ].
… Без опыта, без падений и восстаний мысленных не придёшь в правильное состояние [ С. 172 ].
Как важно для духовной жизни ежедневно открывать свои помыслы! Если нельзя этого делать, то хоть мысленно открывай и перед Богом исповедуй всё на молитве [ С. 175 ].
Для православного оружием против дьявола являются: пост, молитва, трезвение, смирение. Без смирения никакие средства не помогут, да и Господь самонадеянному и гордому не помогает, и тот неминуемо впадёт в разные сети врага [ С. 197 ].
Нам, новоначальным, неопытным, не имеющим духовных руководителей, надо знать одно: сами мы не можем побороть и победить страсти и бесов, но должно однако бороться с ними по силе своей и непрестанно во время падений призывать Господа на помощь. «Обышедше обыдоша мя (враги и страсти), и именем Господним противляхся им» [ С. 277 ].
Господь ненавидит лукавство (лукавый — это дьявол) и ложь (от дьявола). Ясно, что лукавый, пока он таковой, будет далёк от Бога и всего духовного… [ С. 283 ].
Твёрдо держитесь Церкви и учения Святых Отцов. В каких бы сомнениях ни были — твердите себе про себя, а иногда и вслух (чтобы бесы слышали): Господи Иисусе Христе, верую, что Ты — Сын Божий и Господь, что Ты всячески пострадал, чтобы спасти нас, верю, что и меня не оставишь, если я сама сознательно не отрекусь от Тебя. Господи, будь милостив ко мне. Предаю себя и свое спасение в Твои руки. Верю, что не попустишь погибнуть мне. Слава Тебе, Боже, Слава Тебе, Боже, Слава Тебе, Боже! [ С. 313 ].
Когда тебя будет бороть уныние, тоска, то понуждай себя мысленно говорить: «Слава Тебе, Боже, Слава Тебе, Боже! Достойное по делам моим принимаю. Благодарю Тебя, Господи…» Говори эти слова десятки, сотни раз, говори убеждённо, от всего сердца и через некоторое время почувствуешь облегчение на сердце, мир и спокойствие, твёрдость и терпение. Это признаки посещения благодати Божьей [ С. 339–340 ].
Если поборешь какое греховное влечение, то не себе это приписывай, не своей силе, а Господу, и благодари Его, что Он помог тебе победить грех. Если же припишешь себе, то опять впадёшь в те же грехи [ С. 345 ].
Посильное делание заповедей евангельских, вне и внутри — бодрствование и сокрушённая молитва Иисусова — вот оружие непобедимое, доступное, я скажу, единственно доступное, для нашего времени. Это делание держит человека всегда в духовном напряжении, не связывает ни с книгами, ни с жилищными условиями, ни со здоровьем даже. Всюду, всегда (разве только когда углубится в какое занятие, требующее сильного внимания) оно доступно [ С. 453–454 ].
Твёрдо знай, что если человек от глубины души не захочет сделать греха, весь ад не повредит ему. Потому что с ним будет всегда помощь Божья; а если сам человек склоняется на грех, будет мыслями сначала беседовать, а не отвергать злых помыслов, как ядовитую гадину, то враг найдёт вход в сердце, и Господь попустит быть греху. Точно так же за высокоумие, гордость или постоянное злое осуждение ближних попускается падение человеку [ С. 491 ].
Надо именем Иисуса Христа убивать зарождающиеся от нашей греховной испорченной природы и от воздействий бесовских греховные мысли и чувства, пока они не выросли, не укоренились [ С. 491 ].
К сожалению, прошлое сильно давит на тебя. Я рад, что хоть ты сознаёшь это. Я не осуждаю тебя за это. Человек так слаб, так сильно действует грех в душе и теле, так злобятся бесы на того, кто хочет ускользнуть от их власти, что неизбежны падения и некоторые возвраты к прежней греховной жизни. Ты не смущайся этим и не унывай. Сразу и лаптя не сплетёшь. Многими скорбями, борьбой, усилием входят все в Царство Божье.
Ты читал в Евангелии, что Царство Божье подобно закваске, которую вложили в муку, пока она вся не скисла. Так и душа человеческая не сразу бывает заквашена новой евангельской закваской. Иногда этот процесс заквашивания идёт быстро, иногда замедляется. Ты понимаешь, о чём я говорю. Не смущайся поэтому, не видя никакого исправления. Одно нужно: стремись жить по заповедям Евангелия, борись, сопротивляйся добровольно каждому греху, делом ли, словом или помышлением, а не отдавайся добровольно дурному влечению. Если поддашься — кайся перед Господом, проси прощения. И опять борись, и так до смерти.
Помни, что своей силой ты ничего не возьмёшь, а всегда призывай Господа Иисуса Христа на помощь при всяком искушении. Тогда твоему доброму произволению будет содействовать сила Божья, поборающая всякий грех, всякое бесовское действие. Если поборешь какое греховное влечение, то не себе это приписывай, не своей силе, а Господу, и благодари Его, что Он помог тебе победить грех. Если же припишешь себе, то опять впадёшь в те же грехи [ С. 344–345 ].
Не оправдывай себя и свои ошибки, а перед собой и перед Богом называй вещи своими именами, сознавай свои грехи, своё бессилие самому справиться с ними и с бесами, внушающими и толкающими на грех, плачь перед Богом о своём рабстве греху и дьяволу и проси, чтобы Господь освободил тебя от них. Апостол говорит, что Иисус Христос пришёл на землю разрушить дело дьявола, освободить человечество от греха и рабства дьяволу. Если не можем не грешить, то будем, по крайней мере, плакать перед Богом о своей негодности, будем смиряться, перестанем осуждать других. Надо больше молиться и умолять Господа о прощении и помощи. Если человек и со слабыми силами, но непрестанно будет бороться с врагом, то Господь в своё время поможет ему, изведёт его из–под власти дьявола. Мы должны показать свою верность Господу борьбой против греха, а если согрешили в чём–то — глубоким сердечным сокрушением [ С. 179 ].
А если без борьбы будем отдаваться страстям, то, что ожидает нас, как не отвержение? Надо переламывать себя, оплакивать загнивание души своей и умолять, как прокажённый, чтобы Господь исцелил и очистил нас. « Просите и дастся вам, ищите и обретёте, толкайте и откроют вам» двери покаяния, плача, умиления, от которых и родится мир и спасение. Это и будет, будет! [ С. 82 ].
Вполне понятно, что утром и вечером на молитве одолевают житейские помыслы, так что приходит на ум и вовсе бросить это занятие, как будто бы бесплодное. Совершенно ясна рука бесовская. Обычно он так делает: под разными предлогами отклоняет от молитвы, если это не удаётся, то посылает разные помыслы, сначала хорошие, потом суетные, если не отогнал сразу первых, затем вводит незаметно дурные, нечистые, а затем внушает бросить вовсе молитву, нашёптывая, что ведь совершенно бесполезно так молиться, один, мол, грех только от такой молитвы.
Именно в период особого нашествия помыслов и нужно принуждать себя к молитве. Это приблизился враг, и не время опускать руки, а с особой горячностью, с сознанием своей немощи взывать к Господу, чтобы Он помог изгнать врага. «Обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им» (т. е. врагам). Сами мы, только своими силами ничего не можем творить, но если боремся ради Бога, принуждаем себя на делание заповедей с постоянным призыванием имени Господня, то Он и посылает нам помощь Свою, и после бури даёт мир и покой душам нашим [ «Как жить сегодня». С. 185–186 ].
Признаком правильности духовного делания является всё усиливающееся сокрушение духа, сознание своей греховности, испорченности, бессилия, — словом нищета духа. Это первая ступенька лестницы блаженств, ведущей на небо. А за этим идут плачущие, кроткие и т. д. Всему своё время и место. Кто в начале пути ищет высокого, тот никогда ничего не получит, а примет миражи вместо действительности и заблудится [ «Как жить сегодня». С. 186–187 ].
… Есть дьявол и бесы, которые по своей крайней злобе всячески хотят погубить каждого человека. Как они это делают? Вот как: они стараются действовать на страсти человека и раздувать их до такой силы, чтобы они погубили человека.
Например, кто любит выпить, того бесы понуждают пить больше и больше, пытаются довести до запоя, драк, убийства и самоубийства и этим погубить навеки. Иного бесы приучают к воровству, иного очень тонко приводят к высокоумию, тщеславию, гордости, и, наконец, к духовной прелести и так стараются погубить. И многими другими путями ищут вечной погибели человеку [ С. 127 ].
«Хотящие благочестиво жить во Христе Иисусе Господе нашем, гонимы будут» . Это закон внутренней духовной жизни. Кем будут гонимы? Врагом спасения нашего — дьяволом и людьми, поддающимися внушениям бесовским. Как гонит дьявол? Главным образом разжиганием страстишек, живущих в нас: чревоугодия, сластолюбия, блудных ощущений, раздражительности, гнева, печали, уныния, тщеславия, гордости и прочих и прочих. Гонит внутренне, усиливая и разжигая страсти, всевая разные греховные или пустые помыслы, особенно во время молитвы. Гонит и через людей, мешая молитве, возбуждая ближних против нас самыми разнообразными способами. Особенно если видит, что кто–либо стал стремиться к исполнению заповедей. Тогда он посылает полчища бесов, чтобы помешать человеку в деле спасения. Я тебя предупреждал, что это будет, несомненно, и с тобой [ «Как жить сегодня». С. 301–302 ].
Кто хочет побороть врага, избавиться от страстей, а не борется с ним данным оружием, тот, очевидно, и не победит. Чем смирнее и смиреннее человек, тем скорее избавится от врага. К этому надо добавить, что злопамятство уничтожает силу молитвы, ибо Господь не принимает молитвы от человека враждующего с ближними или имеющего злопамятство, и отсылает прежде примириться. А без молитвы, принятой Богом, человек будет один, и, следовательно, враг совсем одолеет его. Да и правильно борющийся не сразу одолевает врага. Для этого надо время и терпение. Борись правильно, старайся быть в мире со всеми, приучайся к трезвению и непрестанной молитве. Смиряйся перед Богом и людьми, тогда будешь низлагать исполинов одного за другим и освободишься от плена греховного [ С. 197 ].
… Уныние есть скрытый ропот. Избави Бог от этого [ № 65 ].
Не унывайте, не падайте духом. Бог ближе к нам, чем мы думаем. Не будем продавать [ Его ] за чечевичную похлебку [ № 12 ].
… Милая, бедная, родная душа, все мы находимся в области падших духов, у всех нас испорчены, искажены грехом и ум, и сердце, и воля, всеми нами через падшую природу нашу владеют эти духи, омрачают ум, внушают разные мысли, уводящие от Бога, ослабляющие веру; оскверняют сердце, подавляют волю к добру, к деланию заповедей евангельских и усиливают, разжигают влечение ко греху. Был только Один, Кто мог сказать: «Грядёт князь мира этого и во Мне не имеет гичего» . А во всех нас он [ князь этого мира ] имеет очень много своего, и через это своё неустанно нам всякие пакости делает. В этом мы легко можем убедиться, если присмотримся к себе. Нужно ли из–за этого смущаться, унывать, падать духом, нам, получившим от самого Бога завет: «в мире скорбны будете, но мужайтесь, Я победил мир» . Мир и дьявол побеждены, с нами Бог! [ №. 14 ].
Итак, если враги будут всевать сомнение, страх, безнадёжие и проч. — не беседуйте с ними, повернитесь к ним спиною, смотрите на распятие, вспоминайте все слова евангельские, где особенно ярко выражена любовь Божья, призывайте имя Господа Иисуса Христа — и враги исчезнут [ №. 14 ].
Не поддавайтесь вражьим внушениям и мыслям, что нет нам прощения, что слишком мы негодны и т. п. Негодны–то мы негодны, но на свою годность и не надеемся, а надеемся на милосердие Божье. Господь пришёл спасти погибшее, призвать грешников на покаяние. Не здоровые, а больные вызвали приход Врача с неба [ №. 16 ].
Источник
БЛАГОДАРЕНИЕ
Пишу Вам, потому что Вы находитесь в болезненном состоянии. Знаю на опыте трудность этого положения. У тела отнимаются силы и способности; вместе отнимаются силы и способности у души; расстройство нервов сообщается духу, потому что душа связана с телом союзом непостижимым и теснейшим, по причине которого не могут не влиять друг на друга душа и тело. Присылаю Вам духовный рецепт, которым советую Вам употреблять предлагаемое лекарство по нескольку раз в день, особенно в минуты усиленных страданий, и душевных, и телесных. Не замедлится при употреблении обнаружение силы и целительности, сокровенных во врачевстве по наружности своей самом смиренном. Уединясь, произносите неспешно, вслух самому себе, заключая ум в слова (так советует святой Иоанн Лествичник), следующее: «Слава Тебе, Боже наш, за посланную скорбь; достойное по делам моим приемлю: помяни мя во Царствии Твоем». Так как сущность этого упражнения заключается в сосредоточенном внимании, то телу надо давать спокойное положение, чтобы движения тела и происходящие от них разгорячения крови не препятствовали уму сосредоточиваться. Лучшее положение – лежащего на одре. И в Евангелии сказано, что больной в таком положении представлен был Господу и получил милость от Господа. С той же целью удобнейшего внимания повелевается заключить ум в слова молитвы, должно произносить молитву крайне неспешно. Сказав молитву однажды, несколько отдохните. Потом опять скажите и опять отдохните. Продолжайте так молиться минут 5 или 10, доколе не ощутите Вашу душу успокоенной и утешенной. Вы увидите: после трех сказанных таким образом молитв начнете чувствовать, что успокоение входит в Вашу душу и уничтожает терзавшее ее смущение и недоумение. Причина этому ясна: благодать и сила Божия заключаются в славословии Бога, а не в красноречии и многословии. Славословие же и благодарение суть делания, преподанные нам Самим Богом, – отнюдь не вымысел человеческий. Апостол заповедует это делание от лица Божия (см.: 1Фес. 5, 16 ).
«Господь, его же любит, наказует» (см.: Притч. 3,12 ), и кому приуготовляет блаженную вечность, тому посылает скорби и болезни. Поэтому тот, кому послана будет болезнь, должен проводить время в благодарении Богу, в славословии Бога. Благодарением душа содержится в терпении и мире и таким образом усугубляет мзду свою на Небесах.
Благодарить Бога надо так: «Благодарю Тебя, Господи, Боже мой, за все, что Ты благоволил послать мне для очищения грехов моих. Буди воля Твоя».
Советую Вам в течение дня повторять почаще благодарение и славословие. С ними мало-помалу внидут в душу Вашу спокойствие и утешение, которые будут для Вас уже отселе залогом вечного утешения. Суетные же занятия отложите.
Источник: Симфония по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова) / под общ. ред. архимандрита Романа (Лукина). – Ставрополь : Издательский центр Ставропольской Духовной Семинарии ; ССШ, 2007. – 368 с. ISBN 978-5-93078-507-4
Вам может быть интересно:
- Симфония по творениям Святителя Игнатия (Брянчанинова) – Благодарность – святитель Игнатий (Брянчанинов)
- Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского – БЛАГОДАРЕНИЕ – святитель Феофан Затворник
- Симфония по творениям свт. Иоанна Златоуста – БЛАГОДАРЕНИЕ – святитель Иоанн Златоуст
- Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского – праведный Иоанн Кронштадтский (Сергиев)
- Симфония по творениям преподобного Амвросия, старца Оптинского – Бесы – преподобный Амвросий Оптинский (Гренков)
- Симфония по творениям преподобного Ефрема Сирина – преподобный Ефрем Сирин
- Симфония по творениям свт. Тихона Задонского – святитель Тихон Задонский (Соколов)
- Симфония по творениям преподобных Варсануфия Великого и Иоанна – преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк
- Симфония к письмам преподобного оптинского старца Льва – Буква М – преподобный Лев Оптинский (Наголкин)
- Симфония по творениям святителя Тихона Задонского – схиархимандрит Иоанн (Маслов)
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Источник