Для успешной карьеры кроме знания своего дела наиболее существенными являются
а) умение устанавливать и поддерживать отношения людьми;
б) наличие соответствующего темперамента;
в) хорошие бытовые условия;
г) внешние данные.
Правильные ответы на контрольные вопросы для проверки знаний.
Вариант 1. 1в, 2г, 36, 4г, 56, 6а, 7г, 8в, 9а, 10г, 11а, 12г, 13б, 146, 15в, 16г, 17г, 186, 19в, 20г.
Вариант 2. 16, 2а, 3в, 4г, 5г, 6а, 7а, 86, 9в, 10г, 11г, 12г, 13в, 14г, 156, 166, 17г, 18в, 19в, 20а.
Вместо послесловия
Свой профессиональный выбор ученик должен сделать в подростковом или юношеском возрасте, когда основным содержанием «кризиса» перехода от детства к взрослости является изменение движущих сил развития личности. Развитие ребенка осуществляется через противоречие между его собственной спонтанной активностью и внешней регуляцией (воспитанием). По мере взросления источник развития перемещается внутрь личности. Недостаточная сформированность регуляторных механизмов приводит к тому, что молодой человек остается объектом воспитания и внешних воздействий, будучи не способный превратиться в субъекта собственной жизни и сделать самостоятельный личностный и профессиональный выбор
Развивающие технологии: психологические практикумы, профессиональное консультирование, психологическая диагностика, психотренинги обращены к личностным механизмам, регулирующим активность субъекта, формирующим позитивное самоотношение, готовность к изменениям и способность видеть альтернативы, принятие на себя ответственности, ориентацию на свободный выбор и изменение в направлении будущего.
Профессионально — ориентационные тесты для сельских школ
Методика самооценки личности
Оборудование: раздаточный материал на карточке, лист бумаги, ручки.
Раздаточный материал: слова, обозначающие отдельные качества личности: аккуратность, беспечность, вдумчивость, вспыльчивость, гордость, доброта, грубость, жадность, жизнерадостность, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, капризность, легковерие, мечтательность, нежность, непринужденность, нерешительность, несдержанность, обидчивость, осторожность, педантичность, подозрительность, принципиальность, сдержанность, стыдливость, терпеливость, трудолюбие, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, упрямство, черствость, честность, чуткость, эгоизм.
Используя предложенный материал, составьте ряд «Идеал» из 20 качеств личности, которые ранжируйте (распределите) по следующему принципу: от наиболее незначимых для вас качеств до самых ценных. Затем из этих 20 качеств ряда «Идеал» составьте ряд «Я». Вначале поставьте качества, наименее характерные для вас, а затем наиболее характерные.
Карта интересов
Оборудование: опросник «Карты интересов», бланк ответов, ручка.
Описание методики: «Карта интересов» состоит из 145 вопросов, обращенных к учащемуся с целью узнать, как его интересы распределяются в пределах 29 направлений:
Источник
НЕКОТОРЫЕ КОММЕНТАРИИ К ОТДЕЛЬНЫМ ЗАНЯТИЯМ
Занятие 1. Комментарии к методике «Моя линия жизни»
Согласно многочисленным исследованиям адекватный выбор своего возраста как наиболее предпочтительного свидетельствует о высоком уровне самосознания и самооценки и выступает показателем личностной зрелости.
Можно поговорить с учащимися о внутреннем ощущении возраста (психологический возраст). На сколько он отличается от реального? Сильно ли «перетягивают» ожидаемые события будущего настоящее и прошлое? Многое ли еще ожидается от жизни? Ощущение молодости возникает, когда прошлое оказывается «легковеснее» будущего. Однако и значимое, весомое прошлое может укоротить ощущение реального возраста, когда на волнах успеха порождаются новые надежды, планы. Превращаясь в снежный ком, прошлое катится в будущее, растет. И тогда цифра внутреннего возраста уменьшается. Чем наше будущее желаннее, богаче, осмысленнее, тем мы моложе.
Занятие 2. Комментарии к методике «Кто Я?»
Количество ответов, которые успел записать учащийся, говорит об уровне самопрезентации (самопредъявлении). Чем больше ответов — тем выше уровень предъявления себя.
Если учащийся закончил писать где-то в середине отведенного времени, считая, что все возможное о себе уже высказал, это может означать, что он ограничил себя жестким кругом представлений и не пользуется возможностью заглянуть за эту границу.
Если ответов не более 8, то это может означать, что учащийся не хотел предъявлять себя даже самому себе (почему? что пугает?) или просто не задумывается о себе и использует лишь некоторые, чаще наиболее простые и очевидные характеристики. Ему этого достаточно?
9—17 ответов — средний, умеренный уровень. Что-то определенное о человеке сказать трудно. Вероятнее всего, ответивший не очень хорошо себя знает, не очень много о себе думает. Предложите поразмышлять тем, у кого низкий и средний уровень самопрезентации. Что помешало им ответить? Чего им не хватило? Умения сделать над собой усилие — надоело отвечать? Не смогли сразу включиться в работу? Слишком жестко контролировали себя, подвергали свои ответы строгой цензуре? Не хватило слов для выражения своих чувств?
От 18 до 20 ответов — высокий уровень самопрезентации. Человек смотрит на себя с разных сторон, так или иначе думает о себе и, главное, не стесняется сам себя. Надо обратить внимание на то, что могут встретиться повторяющиеся ответы. Это может свидетельствовать о том, что человека волнует какая-то одна тема. А если посчитать повторы за один ответ и опять определить уровень самопрезентации? Обратите внимание подростка на эту важную для него тему. Почему он «застрял» на ней?
Более 20 ответов. Может быть тестируемый стал писать что попало, лишь бы набрать желаемое количество ответов? Может быть он принял тест за соревнование, в котором надо обязательно выиграть? Пусть перечитает ответы и отметит, сколько из них написано случайно, просто так? Те, кто прячутся от себя или стараются угадать, что надо сделать, стремясь добиться лучшего результата, имеют либо низкий (или ближе к низкому), либо, наоборот, очень высокий уровень самопредставления. Однако этот показатель все же достаточно формальный.
Проанализируйте содержательную сторону ответов. Если подросток перечисляет, в основном, формально-биографические (родился в Москве, юноша, . ) или ролевые (сын, учащийся, . ) характеристики, то в чем именно проявляется его индивидуальность? Он «прикрылся» ими по какой-то причине или действительно не видит в себе ничего другого? Если зачеркнуть эти характеристики, то что тогда останется? Если ответы вроде бы разные, но об одном и том же, то возможно, что эта тема, порой даже неосознанно, наиболее занимает человека (например, тема взаимоотношения с людьми, переживания из-за неуспеха в школе и др.).
Если ответы относятся к одному из времен — прошлому, настоящему или будущему, то с чем это может быть связано? С прошлым связано много хорошего, чего не хватает теперь? Или все ответы устремлены в будущее? Или они вообще вне времени? Это связано с ощущением стабильности, постоянства или с желанием не замечать происходящих в себе и вокруг перемен? Если в ответах сочетаются все три времени, причем доминирует настоящее, то это может являться свидетельством постоянного ощущения времени своей жизни.
Чтобы определить отношение ответившего к самому себе, надо проставить около каждого ответа знак «+», если это в себе нравится; знак «—», если не нравится; «О», если все равно и «?», если сложно решить, нравится это в себе или нет. Затем подсчитать, каких знаков больше. По их количеству можно сказать, принимает ли учащийся себя или отвергает, любит или нет, безразличен или сам не знает, как к себе относиться. Это довольно грубые ориентиры отношения человека к себе, но и они показательны.
И последнее. Насколько ответы «хороший», «плохой», «добрый», «злой», «умный», «глупый» и т.п. являются плодами самоанализа, размышлений о себе, а насколько — защитным ярлыком, помогающим уйти от себя и других?
Методика «Кто Я?» помогает разобраться в том, насколько человек знает самого себя, что именно знает, что хочет знать о себе, а от чего прячется.
Занятие 3. Упражнение «Настроение»
Возьмите цветные карандаши или мелки и чистый лист бумаги. Расслабленно, левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет -линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вам больше хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Попробуйте представить, что вы переносите свое настроение на бумагу, как бы материализуете его. Закончим рисунок? А теперь переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5—7 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте; необходимо, чтобы слова возникали спонтанно, без специального контроля с вашей стороны.
После этого еще раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново переживая свое состояние, перечитайте слова и с удовольствием, эмоционально разорвите листок, выбросьте в урну.
Вы заметили? Всего 5 минут, а ваше эмоционально-неприятное состояние уже исчезло, оно перешло в рисунок и было уничтожено.
Комментарии к занятию 4 (пункт III) III. Графическое изображение профессионального типа личности.
Для построения графика по оси абсцисс (профессиональный тип личности) отмечают 6 делений, соответствующих каждому типу, а по оси ординат — максимально возможное количество набранных баллов по каждому типу (14 делений).
Строятся шесть точек, соответствующих количеству набранных баллов по каждому из 6 профессиональных типов личности. Точки соединяются друг с другом прямыми линиями, начиная с первой, соответствующей реалистическому типу, и заканчиваясь на шестой (артистический тип). Полученный график представляет собой индивидуальный профиль профессионального типа личности учащегося.
Контрольные вопросы для проверки знаний по курсу
«В поисках своего призвания»
Выбери правильные ответы
Вариант 1
1. Цель профориентации — это:
а) знакомство школьников с профессиональными учебными заведениями и предприятиями города для последующего выбора карьеры;
б) изучение профконсультантом индивидуально-психологических особенностей учащихся для подбора подходящей профессии каждому из них;
в) обучение школьников самостоятельному, осознанному выбору карьеры;
г) формирование у учащихся представлений об особенностях различных профессий.
2. Должность — это:
г) служебная обязанность.
3. Учитель начальных классов — это:
4. Безработными признаются:
а) лица, не достигшие 16 лет;
б) инвалиды 1 и 2 группы;
в) лица, отказавшиеся в Центре занятости населения от 2-х
вариантов подходящей работы в течение 10 дней;
г) трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в Центре занятости населения как ищущие работу.
5. Учащийся, который любит заниматься конкретными вещами, требующими ручныхумении, ловкости, настойчивости относится к:
а) интеллектуальному типу;
б) практическому типу;
в) социальному типу;
г) предприимчивому типу.
6. Учащемуся с интеллектуальным типом личности более подходитпрофессия;
7. Для усидчивого, исполнительного, дисциплинированного чело-
века, отдающего предпочтение четко сформулированным действиям, наиболее подходящей будет профессия:
г) корректора (специалиста, исправляющего ошибки в текстах).
8. Человеку, относящемуся к социальному типу личности, лучше
заниматься:
а) научной деятельностью;
б) конкретным практическим трудом;
в) воспитательной работой;
г) работой, связанной с обработкой знаковой информации.
9. Для успешной деятельности у юриста более всего должны
быть выражены:
а) словесные способности;
б) организаторские способности;
в) счетные способности;
г) способности к пространственному мышлению.
10. Пространственное мышление более необходимо в профессии:
11. Руководить людьми легче человеку, имеющему темперамент:
12. Работу, требующую высокой чувствительности, легче выполнять:
13. Работа, требующая подвижности, частой смены обстановки, меньше всего подходит:
14. Для меланхоликов в профессии врача неудачной будет специализация:
в) окулиста (лечащего болезни глаз);
г) фтизиатра (специалиста по туберкулезу).
15. Для учащегося, предпочитающего профессию типа «человек — техника», наиболее пригодна работа:
б) оператора ПК (персональный компьютер);
16. Профессия «бухгалтер» относится к типу:
а) «человек — человек»;
б) «человек — художественный образ»;
в) «человек — техника»;
г) «человек — знаковая система».
17. К типу «человек — художественный образ» относится профессия:
18. Специального профессионального отбора требует профессия:
19. Для успешного выбора профессии необходимо:
а) принять решение по совету родственников;
б) получить ту же профессию, что и лучший друг;
в) принять решение, зная требования профессии и учитывая свои особенности и возможности;
г) ориентироваться на популярность профессии в обществе.
20. Для успеха в деятельности наиболее существенной причиной выбора профессии является:
б) высокая зарплата;
в) хорошие условия труда;
г) заинтересованность в деле.
Вариант 2
а) составляет медицинские заключения учащимся в соответствии с выбранной ими профессией;
б) обучает осознанному, самостоятельному выбору карьеры;
в) выбирает каждому учащемуся наиболее подходящую для него профессию;
г) дает конкретные советы учащимся относительно выбранной ими профессии;
2. Профессия — это:
а) род трудовой деятельности;
б) вид занятия в рамках трудовой деятельности;
в) служебная обязанность;
г) наивысшая степень соответствия конкретного человека и его деятельности.
3. Старший лаборант — это:
г) общественная деятельность.
4. Безработными не признаются:
а) инвалиды 3-й группы;
б) лица, не достигшие 18-летнего возраста;
в) граждане, отказавшиеся в течение 10 дней со дня обращения в Центр занятости населения от одного варианта подходящей работы;
г) лица, не зарегистрированные в Центре занятости населения как ищущие работу.
5. Учащийся, любящий риск, находчивый, инициативный, стремящийся к лидерству, относится к:
а) артистическому типу;
б) практическому типу;
в) социальному типу;
г) предприимчивому типу.
6. Учащемуся со стандартным профессиональным типом личности более подходитпрофессия:
7. Для учащегося с развитым творческим воображением, словесными способностями, чувствительного, наиболее подходящей будет:
а) артистическая деятельность;
г) коммерческая деятельность.
8. Предпочитаемым занятием для учащегося с социальным типом личности будет:
а) создание конкретных изделий;
б) обслуживание людей;
в) научные разработки;
г) обработка буквенной и цифровой информации.
9. Для успешной деятельности у инженера более всего должны быть выражены:
а) словесные способности;
б) способности к общению;
в) счетные способности;
г) административные способности.
10. Счетные способности меньше необходимы в профессии:
11. Для холерика наиболее подходящей будет работа:
а) монотонного характера;
в) в изоляции от людей;
г) цикличная (чередующая нагрузки и спокойную деятельность).
12. С работой, требующей тонких ручных умений, высокой точности, легче справиться;
13. Для сангвиника наименее подходящей будет профессия:
б) профессионального футболиста;
в) оператора ПК (персональный компьютер);
14. Руководить людьми труднее человеку, имеющему темперамент:
15. Для учащегося, предпочитающего профессию типа «человек — природа», наиболее пригодна работа:
16.Профессия «парикмахер» относится к типу:
а) «человек — человек»;
б) «человек — художественный образ»;
в) «человек — техника»;
г) «человек — знаковая система».
17. К типу «человек — художественный образ» относится профессия:
г) настройщика пианино.
18. Без профессионального отбора можно получить профессию:
19. Для успешного выбора профессии более всего необходимо:
а) учесть потребность общества в данной профессии;
б) принять решение по совету родственников;
в) ориентироваться на содержание будущей деятельности, соотнеся ее со своими возможностями;
г) связать будущую деятельность с самым любимым школьным предметом.
20. Для успешной карьеры, кроме знания своего дела, наиболее существенным является:
а) умение устанавливать и поддерживать отношения с людьми;
б) наличие соответствующего темперамента;
в) хорошие бытовые условия;
г) внешние данные.
Правильные ответы на контрольные вопросы для проверки знаний.
Вариант 1.1в,2г, 36, 4г, 56, 6а, 7г, 8в, 9а, 10г, 11а, 12г,136, 146, 15в, 16г, 17г, 186, 19в, 20г.
Вариант 2.1б,2а, Зв, 4г, 5г, 6а, 7а, 86, 9в, 10г, 11г, 12г, 13в, 14г, 156, 16б, 17г, 18в, 19в, 20а.
Источник