Для своевременного выполнения государственного оборонного заказа директор предприятия своим приказом

Задачи и практические задания. 1. Для своевременного выполнения государственного обо­ронного заказа директор

1. Для своевременного выполнения государственного обо­ронного заказа директор предприятия своим приказом установил для работников цеха сборки готовой продукции шес­тидневную рабочую неделю с восьмичасовым рабочим днем.

В роли государственного инспектора труда дайте пра­вовую оценку приказа директора предприятия. Какие дру­гие варианты организации работы в целях своевременного выполнения заказа возможны в рамках действующего тру­дового законодательства?

2. После прохождения производственного обучения Федорову (16 лет) и Семенихину (17 лет) был присвоен 3-й разряд, и по приказу директора завода они были на­правлены на работу в слесарный цех. По распоряжению начальника цеха для них была установлена 40-часовая ра­бочая неделя с продолжительностью ежедневной работы восемь часов.

Законно ли решение начальника цеха? Если да, то на основании каких норм трудового права?

3. Гражданину Пуговкину по его просьбе был установ­лен неполный рабочий день продолжительностью четыре часа при пятидневной рабочей неделе. При предоставле­нии Пуговкину ежегодного оплачиваемого отпуска про­должительность отпуска была сокращена пропорционально продолжительности рабочей недели. Считая, что его права на ежегодный оплачиваемый отпуск нарушены, Пуговкин обратился в федеральную инспекцию труда.

В роли государственного инспектора труда дайте юридически обоснованный письменный ответ Пуговкину и составьте предписание работодателю.

4. В связи с изменением организационных и техноло­гических условий труда, чтобы сохранить рабочие места и не допустить массового увольнения работников, работодатель ввел режим неполного рабочего дня сроком на шесть месяцев. Работникам, отказавшимся от продолжения ра­боты на условиях неполного рабочего времени, было пред­ложено написать заявление на увольнение по собственному желанию.

На основании конкретных правовых норм в роли про­курора дайте аргументированную правовую оценку дей­ствий работодателя.

5. Группа артистов концертной организации «Филармоник-тур» написала заявление о предоставлении дополнительной оплаты за работу в праздничные дни и работу за пределами нормальной продолжительности рабочего времени. Генеральный директор отказался удовлетворить требования артистов.

Законно ли решение генерального директора? Как тру­довое законодательство Российской Федерации регулирует рабочее время творческих работников, работников СМИ и профессиональных спорт­сменов?

6. Работник завода «Химотекс» Соломатин, занятый на работах с вредными условиями труда и имеющий 30-часо­вую рабочую неделю, обратился с заявлением о внутрен­нем совместительстве. Ссылаясь на ТК РФ, работодатель не удовлетворил просьбу работника.

Правомерны ли действия работодателя? Если нет, юри­дически обоснуйте отказ.

7. При производстве ремонтных работ по газоснабже­нию работник в возрасте 17 лет, отработав дневную сме­ну — семь часов, отказался от дальнейшего выполнения работы сверхурочно и покинул рабочее место, за что ему работодателем был объявлен выговор.

Дайте обоснованную правовую оценку действий работ­ника и работодателя.

8. Директор филиала ОАО «Стройпромбанк» в связи с необходимостью срочного завершения отчета решил при­влечь к сверхурочной работе старшего бухгалтера Дмитри­еву, имеющую двухлетнего сына. Дмитриева отказалась, ссылаясь на то, что ребенка необходимо вовремя забрать из яслей. На следующий день директор своим приказом лишил Дмитриеву надбавки за специальный режим рабо­ты. Считая, что ее права нарушены, бухгалтер обратилась в федеральную инспекцию труда.

В роли государственного инспектора труда дайте моти­вированный ответ заявительнице.

9. Инженер Савушкин, имеющий согласно трудовому договору ненормированный рабочий день, систематичес­ки привлекался к выполнению своих трудовых функций за пределами нормальной продолжительности рабочего дня. Считая, что в отношении его нарушается трудовое зако­нодательство, Савушкин обратился с письменной жало­бой к директору предприятия.

От имени юриста организации подготовьте ответ на жалобу работника.

10. Работник, совмещающий работу с обучением по за­очной форме в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, обратился к работодателю с заявлением о пре­доставлении ему за 10 месяцев до сдачи государственных экзаменов двух рабочих дней в неделю для подготовки к экзаменам. Работодатель установил работнику только со­кращенную на семь часов рабочую неделю с выплатой за время освобождения от работы 50% среднего заработка.

Законно ли решение работодателя? Дайте обоснован­ную правовую оценку этого решения.

11. Учетчица автотранспортного предприятия Попова, имеющая годовалого ребенка, обратилась к работодателю с просьбой присоединить перерывы для кормления ребенка к обеденному перерыву и в суммированном виде перенес­ти на начало рабочего дня с соответствующим его сокра­щением. Однако, ссылаясь на условия работы, работода­тель предложил Поповой использовать суммированный перерыв в конце рабочего дня.

Правомерно ли решение работодателя? Дайте ответ на основе положений трудового законодательства.

12. Для срочного выполнения непредвиденных работ, от которых зависело нормальное функционирование предприятия, по письменному распоряжению работодателя 10 че­ловек были привлечены к работе в воскресенье, но трое из них на работу не вышли, заявив в понедельник, что они не давали письменного согласия на это.

Правомерны ли действия работодателя и работников? В роли государственного инспектора труда обоснуйте ответ.

13. 17-летний работник Сомов, отработав непрерывно в организации три месяца, подал заявление о предоставле­нии ему ежегодного оплачиваемого отпуска с 1 августа 2008 г. Администрация не удовлетворила просьбу работника, зая­вив, что отпуск ему будет предоставлен только после шести месяцев непрерывной работы, т. е. с 1 ноября. Сомов обра­тился с жалобой в КТС.

Составьте мотивированное решение КТС.

14. Слесарь МУП «Водоканал» Колесов по истечении шести месяцев после заключения трудового договора по­дал заявление о предоставлении ему ежегодного оплачи­ваемого отпуска за первый год работы. Однако Колесову в отпуске было отказано, при этом работодатель мотивиро­вал свое решение тем, что в течение этих шести месяцев работник полтора месяца находился на лечении.

Читайте также:  С чего начинать открывая свое дело

Правомерно ли было отказано работнику в отпуске? Ответ дает инспектор правовой инспекции профсоюзов.

15. Супруги Тюленевы, работающие в организации, рас­положенной в районе Крайнего Севера, обратились к ра­ботодателю с просьбой предоставить им вне очереди еже­годный оплачиваемый отпуск с 1 августа для сопровождения двух детей в возрасте 16 и 17 лет, поступающих в об­разовательные учреждения среднего и высшего професси­онального образования в г. Санкт-Петербурге. Работода­тель в полном объеме просьбу работников не удовлетво­рил и предоставил часть ежегодного оплачиваемого отпуска (14 календарных дней) только одному из родителей.

Законно ли решение руководителя организации? Ка­ков порядок предоставления и соединения ежегодных оп­лачиваемых отпусков лицам, работающим в районах Край­него Севера и приравненных к ним местностях?

16. Воспитательница детского сада Маринина подала за­явление на имя директора с просьбой заменить ей часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающую 28 ка­лендарных дней, денежной компенсацией. Директор отве­тила отказом, ссылаясь на недостаточное финансирование.

Правомерно ли решение директора детского сада?

Контрольные вопросы

1. Понятие рабочего времени, его экономическая и юридическая сущность.

2. Понятие и единицы нормирования рабочего времени.

3. Нормальное рабочее время.

4. Сокращенная продолжительность рабочего времени.

5. Неполное рабочее время.

6. Продолжительность ежедневной работы (смены).

7. Продолжительность работы накануне нерабочих праз­дничных и выходных дней.

8. Работа в ночное время.

9. Работа по совместительству.

10. Сверхурочная работа.

11. Элементы и виды режимов рабочего времени.

12. Ненормированный рабочий день.

13. Гибкое рабочее время.

14. Сменная работа.

15. .Суммированный учет рабочего времени.

16. Разделение рабочего дня на части.

17.. Понятие и виды времени отдыха.

18. Перерывы в течение рабочего дня (смены).

19. Выходные и нерабочие праздничные дни.

20. Понятие и классификация отпусков.

21. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск.

22. Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска.

23. Периоды, включаемые в стаж работы, дающий право на ежегодный оплачиваемый отпуск.

24. Порядок и очередность предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков.

25. Продление, перенесение, разделение на части, со­единение ежегодных оплачиваемых отпусков.

26. Порядок замены ежегодного оплачиваемого отпус­ка денежной компенсацией.

27. Реализация права на отпуск при увольнении.

28. Отпуск без сохранения заработной платы.

Источник

Гособоронзаказ: о чем нужно знать участнику

эксперт по 44-ФЗ и 223-ФЗ, начальник отдела кадров АО «Тульский патронный завод»

Закупки по госооборонзаказу по-прежнему вызывают множество вопросов даже у тех, кто давно работает по 44-ФЗ. Разбираемся, в чем особенности закупок по 275-ФЗ

Статья подготовлена по материалам вебинара «Гособоронзаказ. Как выйти на закупки по 275-ФЗ», который провела эксперт по 44-ФЗ и 223-ФЗ, начальник отдела кадров
АО «Тульский патронный завод» Татьяна Руцинская.

Нормативное регулирование

Впервые начав работать с государственным оборонным заказом (ГОЗ), надо понять, каково соотношение двух основных законов, регулирующих эту сферу. Общий порядок госзакупок предусмотрен законом № 44-ФЗ. Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ является по отношению к нему специальным нормативным правовым актом, который вводит условия для ГОЗ, в том числе описывает особенности:

  • планирования закупок;
  • определения начальной максимальной цены контракта и цен контрактов, которые заключаются с единым поставщиком в составе ГОЗ;
  • описания объектов закупок;
  • определения цены госконтракта на товары/работы/услуги;
  • установления дополнительных требований к экспертам и экспертным организациям, которых привлекают для экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
  • принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта;
  • обеспечения исполнения контракта.

Есть еще несколько важных документов, которые регулируют оборонные закупки. Их тоже надо изучить и отслеживать изменения.

Кроме того, в сфере ГОЗ работает своя терминология. Новичкам сложно сразу перестроиться и понять, чем контракт отличается от госконтракта и откуда взялись исполнители второго и третьего уровней. Поэтому мы подготовили полезную памятку, в которой раскрыли основные понятия, используемые при работе с ГОЗ, и сделали обзор нормативно-правовой базы.

В конце статьи есть шпаргалка

Особенности закупок по 275-ФЗ

Одно из значимых отличий гособоронзаказа — ограничения по участникам закупок. Ими могут быть только юридические лица. Индивидуальные предприниматели, иностранные компании, физические лица не будут допущены к участию, даже если подадут заявку, оформленную по всем правилам.

Предметом закупок могут быть самые обычные товары/работы/услуги, как по 44-ФЗ или 223-ФЗ, то есть ГОЗ — это не только про вооружение. Но в зависимости от объекта и условий проведения закупки в рамках гособоронзаказа (ГОЗ) делятся на две группы:

  • Закрытые. Их организуют, когда закупка содержит гостайну или предмет закупки связан с разработкой и производством военной техники и оружия. В этом случае поставщика можно выбрать только из числа специально приглашенных участников. В числе одного из условий может стать наличие лицензии ФСБ на выполнение работ, связанных с гостайной. Информация о закрытых закупках не размещается в ЕИС. Доступ к документации предоставляется по запросу потенциальных исполнителей и размещается на АСТ ГОЗ. Для участия в закрытых закупках необходимо не менее чем за 10 дней зарегистрироваться на электронной площадке.
  • Открытые. Проходят в формате обычной закупки (например, электронного аукциона), которая размещается в ЕИС с уточнением, что это процедура определения поставщика в рамках ГОЗ. Предметом контракта могут быть те же товары/работы/услуги, что и по 44-ФЗ, например, поставка продуктов или строительство хозяйственного здания.
Читайте также:  Отметьте преимущества своего бизнеса перед работой по найму

Регистрация участников в ЕИС

Кроме ограничений по закрытым процедурам, на закупках по ГОЗ действует общий порядок регистрации в ЕИС (ст. 24.2 № 44-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 30.12.2018 № 1725).

При первой регистрации руководитель или уполномоченный сотрудник должен:

  1. Зарегистрировать руководителя организации на портале Госуслуги.
  2. Создать профиль организации на Госуслугах.
  3. Создать профиль организации в ЕИС.
  4. Дождаться регистрации в ЕРУЗ и аккредитации на восьми торговых площадках для госзакупок.

Ранее мы писали подробный материал об общих правилах и необходимых документах для регистрации в ЕИС.

Если организация уже зарегистрирована в ЕИС, аутентифицированную запись можно использовать и для закупок по ГОЗ.

Регистрация в ЕИС дает аккредитацию на три года на всех федеральных торговых площадках. Пройти регистрацию на новый срок надо не ранее чем за 6 месяцев и не позднее чем за 3 месяца до даты окончания срока регистрации.

Одновременно с этим ЕИС вносит организацию в ЕРУЗ — Единый реестр участников закупок.

Порядок открытия лицевых счетов

Для участия в гособоронзаказе головной исполнитель и исполнители второго и третьего уровней по 275-ФЗ должны открыть специальные лицевые счета (Постановление Правительства РФ от 25.12.2019 № 1819) в одном из уполномоченных банков. Через них будут проводиться любые расчеты в рамках ГОЗ. Если госконтрактов несколько, для каждого должен быть отдельный счет.

Исполнитель предоставляет в территориальный орган Федерального казначейства документы, необходимые для открытия счета. В течение двух дней Казначейство проверяет информацию об организации и не позднее следующего рабочего дня после завершения проверки:

  • в случае положительного результата проверки открывает лицевой счет;
  • в случае отрицательного результата приостанавливает открытие и направляет уведомление с указанием причины (ПП № 1819).

Если есть сложности, госзаказчик не позднее двух рабочих дней с момента получения уведомления должен подтвердить открытие лицевого счета или мотивировать отказ. На следующий день Казначейство открывает лицевой счет головному исполнителю или отказывает и возвращает все документы.

Идентификатор как обязательный элемент

Техническая особенность закупок по ГОЗ — наличие идентификатора. Это специальный код, который заказчик присваивает госконтракту с головным исполнителем (Приказ Минобороны, Федерального казначейства от 11.08.2015 № 475/13н), ставится через дробь перед номером госконтракта. С этим номером документ входит в реестр контрактов.

Далее идентификатор проставляют на всех контрактах, платежках, внутренних приказах, которые сопровождают выполнение заказа в рамках одного гособоронзаказа и пр. Это подтверждение затрат и залог того, что денежные средства по ГОЗ будут перечислены. Идентификатор действует на протяжении всего периода, пока стороны исполняют контракт.

Разряды идентификатора означают:

  • способ, которым определяют исполнителя;
  • год, в котором заключен госконтракт;
  • год, в котором госконтракт заканчивает действовать;
  • порядковый номер госконтракта;
  • код госзаказчика.

Идентификатор не может быть повторно присвоен другому госконтракту.

Порядок расчетов по госконтракту

Вне зависимости от того, каков предмет закупки, вы должны помнить об особенностях расчетов в гособоронзаказе:

  • каждая сторона ГОЗ должна открыть отдельный счет в уполномоченном банке и все взаиморасчеты проводить через него;
  • деньги, которые поступают от государственного заказчика, целевые, они направлены на конкретные затраты конкретного заказа, даже если это сухие корма для кинологических центров или уборка помещений;
  • если деньги уйдут не по назначению, это будет признано нарушением;
  • после того как контракт будет исполнен, счет в уполномоченном банке закрывается.

В обычных закупках действует правило невмешательства в финансово-хозяйственную деятельность участника закупки, но в рамках ГОЗ существует четкая законодательная регуляция. Закон № 275-ФЗ дает заказчикам право проверять, как используются перечисленные деньги.

Вывести деньги со спецсчета на обычный расчетный счет можно только после исполнения контракта. Если в рамках госконтракта несколько различных спецификаций, то прибыль можно получить лишь после исполнения всего контракта, а не его отдельной спецификации. Это главное отличие расчетов по 275-ФЗ.

Пример. Организация «А» участвует в закупке на уборку помещений и выступает в роли головного исполнителя. Средства от заказчика она получит после приемки всех работ. Организация «Б» участвует в крупной закупке военной техники как исполнитель в рамках кооперации. У нее заключен контракт с головным исполнителем на поставку партии деталей. Организация «Б» получит деньги по своей спецификации только после того, как заказчик перечислит деньги по всему госконтракту головному исполнителю.

Чтобы перевести деньги со счета в уполномоченном банке на свой счет, исполнитель должен предоставить в банк следующие документы:

  • контракт с дополнительными соглашениями;
  • акт приема-передачи товара или акт выполненных работ (оказанных услуг);
  • документы, которые подтвердят, что исполнитель понес из собственных средств расходы на исполнение контракта по ГОЗ;
  • иные документы, необходимые, чтобы подтвердить целевое расходование средств на госзакупки.

Списание денег с отдельного счета возможно, только если во всей цепочке документов по закупке будет указан идентификатор. Если его нет, расходы могут быть признаны нецелевыми, и деньги за товар или работу исполнитель не получит, хотя контракт будет выполнен.

Права и обязанности заказчика

Главный принцип взаимодействия заказчика и исполнителей — прозрачность. В отличие от закупок по 44-ФЗ или 223-ФЗ, в системе гособоронзаказа организатор имеет право запрашивать информацию:

  • о финансовых операциях головного исполнителя по всем счетам;
  • о привлеченных головным исполнителем субподрядчиках;
  • о ходе исполнения госконтракта: на каком этапе работа, соответствует ли ход работ техзаданию, нет ли отклонений по качеству и пр.

Более того, это может делать не только заказчик, но и органы финансового мониторинга и прокуратура. В закупке военных средств, техники, боеприпасов к приемке товаров может подключиться военное представительство. Это дополнительная ответственность головного исполнителя и исполнителей.

  • указывать идентификатор контракта в платежных документах;
  • подтвердить в территориальном органе Федерального казначейства регистрацию лицевого счета головному исполнителю или отказать в оформлении счета;
  • уведомить казначейство, если финансовые операции на счету головного исполнителя приостановили необоснованно, или подтвердить обоснованность таких мер;
  • перечислять средства головному исполнителю, с которым заключен госконтракт.
Читайте также:  Если организация использует свои форма первичной документации

Еще одна обязанность установлена п. 6 и 6.1 ст. 6 Закона № 275-ФЗ. Это связано с обязанностью Заказчика возместить организации все расходы из собственных средств, связанные с выполнением ГОЗ, включая запасы необходимой продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий. Это условие должно быть включено в госконтракт, а сумма не должна превышать установленную цену.

Права и обязанности головного исполнителя

Головной исполнитель определяет состав субподрядчиков, обосновывает с их участием цену на продукцию, сроки и условия финансирования поставок продукции. При необходимости госзаказчик формирует кооперацию и уведомляет ее участников о порядке работы, соблюдая требования законодательства РФ о гостайне.

По согласованию с госзаказчиком головной исполнитель определяет уполномоченный банк и уведомляет о своем выборе участников кооперации. Далее вписывает в контракты условие о работе с уполномоченным банком и об использовании отдельного счета для работы по ГОЗ.

По запросу заказчика или банка головной исполнитель в течение пяти рабочих дней предоставляет информацию о каждом исполнителе-субподрядчике и иную информацию согласно Закону 275-ФЗ. Это важное отличие закупок по 275-ФЗ. В госзакупках по 44-ФЗ на субподрядчиков не возлагается ответственность, а исполнителю не надо предоставлять заказчику все документы на привлеченные организации.

Головной исполнитель также обязан:

  • указывать во всех документах идентификатор государственного контракта;
  • вести контроль за исполнением обязательств по каждому из этапов;
  • обеспечить казначейству возможность проверять исполнение контрактов с использованием фото- и видеосъемки;
  • вести раздельный учет затрат по каждому госконтракту — средства, которые пойдут на выполнение ГОЗ, не должны смешиваться с иными финансами, иными контрактами, иными расходами, которые не связаны с ГОЗ.
  • обеспечить качество товаров, работ, услуг в соответствии с требованиями законодательства и условиями госконтракта;
  • вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту и предоставлять отчет заказчику.

Головной исполнитель вправе:

  • получать информацию о финансовых операциях на своих счетах и счетах субподрядчиков;
  • включить в контракт условие о возмещении головному исполнителю расходов, если издержки возникли до поступления средств на лицевой счет;
  • раскрыть структуру цены государственного контракта в случаях, которые установлены правовыми актами Правительства РФ.

Прибыль поставщика

По поставкам военной техники и техники специального назначения приняты ограничения по прибыли (Постановление Правительства от 02.12.2017 № 1465). Она не должна превышать 1% плановых привнесенных затрат и 20% плановых собственных затрат организации на поставку, включая производство продукции.

В закупках вне ГОЗ то, каким образом распределяется прибыль и какое процентное соотношение она имеет к затратам организации, не регулируется законодательно. В закупках же по 275-ФЗ эта норма распространяется на весь список исполнителей.

Если речь идет о закупках опытно-конструкторских работ или военной техники, то головному исполнителю и другим исполнителям придется использовать калькуляции себестоимости, утвержденные Приказом Минпромторга от 08.02.2019 № 334.

Роль государства

Чтобы обеспечить безопасность и выполнение заказов по 275-ФЗ, Правительство РФ строго контролирует сферу и выдвигает жесткие требования ко всем этапам закупки. Но при этом берет на себя ряд обязательств, которые поддержат исполнителей, например, предоставляет:

  • государственные гарантии РФ по кредитам, которые берут головные исполнители и исполнители, чтобы поставить товар или выполнить работы в рамках закупки;
  • субсидии на уплату процентов по этим кредитам;
  • субсидии, которые помогут предотвратить банкротство головного исполнителя или исполнителя.

Ответственность по ГОЗ

На закупки по ГОЗ распространяется действие КоАП и УК РФ. За нарушения предусмотрена административная и уголовная ответственность — все, как и в закупках по 44-ФЗ. Но есть и свои особенности (ст. 15 275-ФЗ).

Например, предусмотрены отдельные штрафы за отказ от исполнения обязательств по госконтракту. Не вправе отказаться от исполнения обязательств:

  • единственный исполнитель, которому гособоронзаказ принесет прибыль;
  • организации, которые занимают доминирующее положение по ст. 14 Закона №275-ФЗ.

Суммы штрафов за отказ: на должностное лицо — от 30 000 до 50 000 руб., на организацию — от 300 000 до 1 000 000 руб. (ч. 2 ст. 7.29.2 КоАП РФ).

За попытку извлечь личную выгоду и нанести ущерб интересам общества или государства руководителя организации накажут:

  • штрафом от 1 до 3 млн руб. или в размере дохода за период от 1 до 3 лет и лишат права занимать руководящую должность или вести определенную деятельность на срок до 10 лет;
  • штрафом от 500 000 до 1 млн руб. или в размере дохода за период от 3 до 4 лет, лишением свободы на срок от 4 до 8 лет и права занимать руководящие должности или вести определенную деятельность на срок до 3 лет.

Участвовать в закупках в рамках гособоронзаказа сложнее, чем в обычных торгах: есть нюансы в порядке расчетов, отчетности перед заказчиком, работой с банками — их все надо учитывать. Это может отпугнуть тех, кто только планирует выходить на закупки по 275-ФЗ. Но сфера ГОЗ хоть и накладывает серьезные ограничения, в то же время дает преимущества, в том числе государственные гарантии в части безопасности сделки и финансовой поддержки.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Гособоронзаказ: нормативная база и основные понятия 429.1 КБ

Источник

Оцените статью