Педагогическая деятельность и её цели
наталья тунегова
Педагогическая деятельность и её цели
Педагогическая деятельность и её цели.
Воспитатель Тунегова Н. В.
МАДОУ № 12, г. Армавир
Профессиональная педагогическая деятельность,как любая деятельность, представляет собой осознаниецели. Если нет цели нельзя считать работу воспитателяс детьми какдеятельность профессионала, эта работаможетсчитаться лишь как некоторая активность, или совокупность действий, но ни как воспитательный процесс. Данную деятельность организует педагог, которая в свою очередь воспринимается воспитанником. Грамотно поставленная цель является центральным звеном образовательного процесса и непростой задачей. Которая определяет эффективность методического, дидактического инструмента организации образовательно — воспитательного процесса, определяет выбор форм, методов и приемов педагогического воздействия.
Конечно же развитие индивидуальной личности ребенка может проходить и без заранее поставленной цели, недостаточно осознанно и потому не организованно. Но ждать тогда определенного результата развития не приходится. Они могут быть как благоприятными, так и противоречащими интересами самой личности, и образовательного запроса общества. Достижение цели осуществляется через решение системы задач.
Задача — это ступень на пути общего достижения цели, это частичное достижение результата деятельности, без которого не достичь общего результата. На практике, в ходе деятельности цель часто забывается, но последовательно выстроенная система задач определяет их решение. Так, например, цель педагогической деятельности — «воспитание у детей культуры речи» имеет и воспитательный, и учебный аспекты. Чтобы достичь этой цели,необходимо решать ряд образовательно-воспитательных задач: выработка навыков грамотного письма, обогащение словарного запаса; работа с выразительностью речи, ее эмоциональности и т. п. На своих занятиях мы используем дидактические игры, карточки и картины по развитию речи для каждого ребёнка. Педагогические задачи будут учитывать как индивидуальные особенности речи отдельных групп воспитанников, так и каждого ребенка. Тем самым расширяя границы свободы деятельности педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, определяет все виды педагогической деятельности воспитателя детского сада и раскрывает необходимые педагогические компетенции, способствует выстраиванию педагогической деятельности в свете требований ФГОС.
Для современного педагога важно знать, что, определяя задачи, необходимо учитывать следующие этапы целеполагания. Во-первых необходим анализ результатов ранее выполненной деятельности, во-вторых проведение мониторингового диагностирования всего воспитетельно-образовательного процесса. В третьих моделируются задачи, которые педагог считает целесообразными для данного вида деятельности. В заключении осуществляется комплексное целеполагание, с учетом всех требований учреждения, коллектива и родителей.
Направления воспитания ребенка в ДОУ является речевое, познавательное, физическое, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое развитие. Именно это является основой воспитания дошкольников. То есть целью воспитания в дошкольном учреждении является развитие дошкольника по всем личностным параметрам. И не так важно, когда ребенок, например, выучит буквы – в четыре или пять лет. Главное, чтобы у него возник интерес к новым знаниям, навыкам и умениям. Для этого педагоги используют различные игры, которые позволяют вовлечь его в образовательный процесс.
Основная задача воспитателей-педагогов – общеразвивающее обучение. Оно должно создавать условия для полноценного физического и психологического развития малышей. Также как цели дошкольного образования, можно отметить создание душевного комфорта, без которого невозможно полноценное психологическое развитие ребенка. Нравственно-патриотическое воспитание, которое призвано посеять в душе ребенка любовь и уважение в первую очередь к родителям, родственникам и друзьям. Это то что, в последствии, позволит развить в малыше умение беречь и ценить родной дом, улицу, школу, природу и все живое. Из этих целей исходят и задачи, которые педагоги ставят перед собой в воспитании ребёнка. Есть несколько основных задач, призванных обеспечить полноценное развитие и воспитание ребенка до семи лет. Это приучение детей к здоровому образу жизни, развитие положительного ощущения малыша, обеспечение его эмоционального фона, поощрение активности, любознательности, стремление к творческому самовыражению. Так же это развитие компетенции в общении с детьми и взрослыми, выявление и развитие способностей ребенка. Это общие задачи, которым должны следовать не только педагоги в детских садах, но и родители ребёнка.
Есть и более узкие задачи: охрана жизни, укрепление психологического и физического состояния ребенка, воспитание уважения к правам и свободам человека, коррекция (при необходимости) недостатков физического и психологического развития детей, патриотическое воспитание, развитие творческих задатков, взаимодействие с семьями с целью оказания консультативной или методической помощи родителям.
Добросовестное отношение к выполнению этих задач со стороны воспитателей в детском саду и родных, окружающих ребенка дома, поможет обеспечить малышу полноценное психологическое и физическое развитие и подготовит его к взрослой, школьной жизни.
Цели и задачи личностного развития дошкольника Цели и задачи личностного развития дошкольника Социально-коммуникативное развитие детей. Данное направление является наиболее важным,.
Цели и задачи предметно-развивающей среды Предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении Цель воспитателя : сконструировать многоуровневую многофункциональную предметно- развивающуюся.
Цели и задачи ТРИЗ-педагогики в детском саду Цели и задачи ТРИЗ-педагогики в детском саду. «Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться.
Очерк «Как началась моя педагогическая деятельность в Доме творчества» Немного о себе и свое семье. Мне 61 год,работаю с детьми 30 лет,в «Доме творчества» 18 лет. У меня трое детей и 7 внуков,которых я очень люблю. Ну.
Общие цели и задачи по музыкальному воспитанию в дошкольном возрасте Образовательная область «Музыка». Общие цели и задачи по музыкальному воспитанию (ранний возраст, 1 младшая группа) Цель: Воспитывать.
Преемственность детского сада и школы: цели и формы работы Составитель: воспитатель 1 категории Худякова С. В Преемственность детского сада и школы. Школа и детский сад нацелены на реализацию комплекса.
Проект «Театр и дети». Цели, этапы, показатели актуальности Проект «Театр и дети» музыкального руководителя МБДОУ д/с №17 Попереко Елены Анатольевны Краткая аннотация проекта «Вы никогда не думали,.
Синквейн в работе с дошкольниками: цели обучения, методика составления Компьютеры, телевизоры, планшеты прочно вошли в жизнь современных дошкольников. Просмотр мультфильмов вытеснил бабушкины сказки, мамины.
Цели и задачи экологического воспитания младших дошкольников Экологическое воспитание младших дошкольников. Цель экологического воспитания в современном ДОУ — становление начал экологической культуры.
Источник
ЦЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цельв общенаучном смысле понимается как один из элементов поведения, непосредственный мотив сознательной деятельности, характеризуемый предвосхищением в сознании, мышлении результата деятельности и путей, способов ее достижения.
Таким образом, взаимосвязь компонентов (1 и 6) заложена в самом определении цели.
Действительно, деятельность педагога, направленная на достижение цели, приводит к определенному результату, который по замыслу учителя должен совпадать с целью.
На практике этого почти никогда не случается с первой попытки, т.е. между ожидаемым и достигнутым почти всегда имеется «зазор» и величина этого «зазора» определяет стратегию дальнейшего поведения учителя.
Процесс достижения цели приобретает циклический характер и продолжается до тех пор, пока различия между целью и результатом не примут приемлемую величину.
Цель педагогической деятельностиформируется в связи с реализацией цели воспитания гармонично развитой личности. Эта общая стратегическая цель достигается в процессе решения конкретизированных задач обучении и воспитания по различным направлениям.
Цель педагогической деятельности разрабатывается и формируется как совокупность социальных требований к каждому человеку с учетом его духовных и природных возможностей, а также основных тенденций общественного развития.
Выдающийся отечественный педагог А.С. Макаренко, много сил отдавший изучению проблем целей воспитания, резко выступал против таких аморфных определений целей воспитания, как «гармоническая личность», «человек-коммунист» и т.п. Цель педагогической деятельности он видел в разработке и индивидуальных коррективах программы развития личности.
Весьма решительно выступал за тщательный, научный подход к целеобразованию В.П. Беспалько. Он считал, что «будучи системообразующим в ПС (педагогической системе. — В.М.), элемент целеобразования и воспитания в зависимости от способа его определения влияет на степень целостности или рыхлости всей ПС. Необходимое и достаточное требование к формулированию целей функционирования ПС — их диагностичность, т.е. обеспеченность объективной методикой для определения степени достижения целей образования или воспитания» (Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989).
Целью профессиональной деятельности педагога является цель воспитания, которая в настоящее время трактуется как «личность, способная строить жизнь, достойную Человека» (Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М. 1998. С. 69).
Общий характер цели позволяет педагогу реализовывать ее при самых разнообразных вариациях обстоятельств и требует от него высочайшего профессионализма и тонкого педагогического мастерства.
Достижение цели осуществляется только в деятельности, направленной на решение возникающих задач, которые понимаются нами как часть цели, ступень в общем движении к цели, как промежуточный результат целенаправленной деятельности (см. схему 9).
Реализация цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.
Цель педагогической деятельности — явление не только историческое, но и динамическое.
Возникая как отражение объективных тенденций развития общества и приводя содержание, формы и методы педагогической деятельности в соответствии с потребностями общества, она складывается в развернутую программу поэтапного движения к высшей цели — развитию личности в гармонии с самим собой и социумом.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
Целеобразование входит в деятельность учителя как неотъемлемая часть его профессионального труда.
Целеобразованиепонимается как:
•система профессионального осмысления объективной социально- психологической и культурологической необходимости достижения некоторого уровня развития личности современного человека, способного строить свою жизнь и жить в контексте современной культуры;
• поиск максимально точной формулировки общего идеального образа такого человека — это аналитическая оценка природы детства, сущности развития личности и природы индивидуальности как условий, допускающих принятие цели воспитания;
• система анализа конкретных обстоятельств, в которых находится конкретный ребенок, и соотнесение их с содержанием и поставленной цели воспитания» (Педагогика/Под ред. П.И. Пидкасистого, М., 1998. С. 67).
Содержанием преподавательской деятельности является процесс организации учебной деятельности обучающихся, направленной на освоение ими предметного социокультурного опыта как основы и условия развития, и процесс организации собственной деятельности. Средствами деятельности учителя являются:
• научные (теоретические и эмпирические) знания, при помощи и на основе которых формируется тезаурус обучающихся;
• в качестве «носителей» знаний выступают тексты учебников или воссоздаваемого учеником при наблюдении (на лабораторных, практических занятиях, на полевой практике), организованном учителем, за осваиваемыми фактами, закономерностями, свойствами предметной действительности;
• в качестве вспомогательных средств выступают: технические, компьютерные, графические и т.д.
Способами передачи социального опыта в преподавательской деятельности являются объяснение, показ (иллюстрация), совместная работа, непосредственная практика обучающегося (лабораторная, полевая), тренинги.
Продуктом преподавательской деятельности выступает формируемый у ученика индивидуальный опыт во всей совокупности аксиологических, нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих. Продукт преподавательской деятельности оценивается на экзамене, зачетах, по критериям решения задач, выполнения учебно-контрольных действий.
Результатом преподавательской деятельности как выполнения ее основной цели является развитие обучающегося: его личностное, интеллектуальное совершенствование, становление его как личности, как субъекта учебной деятельности. Результат диагностируется в сопоставлении качеств ученика в начале обучения и по его завершении во всех планах развития человека.
Анализ осуществления какого-нибудь педагогического действия дает возможность выявить логику педагогической деятельности. В самом деле, педагогическое действие учителя начинается с формулирования некоей задачи, определения средств, содержания, способов ее решения и предполагаемого результата своего действия.
Будучи решенной теоретически, задача переходит в фазу практического преобразовательного акта, в ходе осуществления которого выявляется некоторое несоответствие между планируемым и реально достигнутым результатом действия учителя.
Возникает необходимость анализа ситуации и определения путей оптимального решения поставленной задачи, и тогда из формы практического акта действие снова переходит в форму познавательной задачи, условия которой становятся более полными.
Таким образом, деятельность педагога представляет собой непрерывный процесс решения неиссякаемого множества задач различных типов, классов и уровней.
Чтобы педагогическая деятельность была эффективной, учителю надо ЗНАТЬ:
• психологическую структуру деятельности, закономерности ее развития;
• природу человеческих потребностей и мотивов деятельности:
• ведущие виды деятельности человека в разные возрастные периоды.
Кроме того, учителю надо УМЕТЬ:
• планировать деятельность, учитывая избирательный характер человеческой деятельности, определять ее объект и предмет с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и подростков, их интересов и возможностей;
• формировать мотивацию и стимулировать деятельность;
• обеспечивать освоение детьми основных структурных компонентов деятельности, прежде всего умений и навыков целеполагания, планирования, самоконтроля, самооценки, выполнения действий и операций (Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., 1999. С. 170).
В качестве заключительного блока информации, раскрывающего сущность педагогической деятельности, рассмотрим деятельность учителя еще в двух аспектах.
Во-первых, необходимо отметить коллективный характер педагогической деятельности. Учитель, как правило, реализует свою деятельность, являясь членом педагогического коллектива школы, который, в свою очередь, работает по единому плану, выступает с единых позиций, вырабатывает особый, уникальный психологический климат и воздействует на личность учителя в ту или иную сторону.
Во-вторых, на развитие ребенка в школе сильное влияние оказывает так называемый совокупный субъект педагогической деятельности, в широком смысле понимаемый как весь педагогический коллектив школы, а в более узком — как та группа учителей, которая непосредственно работает с учениками конкретного класса.
Дата добавления: 2015-11-12 ; просмотров: 14875 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник