Диагностика умения планировать свою деятельность

Проблема формирования умения планировать свою деятельность у детей дошкольного возраста
материал на тему

Специфика этапа планирования своей деятельности у дошкольников

Скачать:

Вложение Размер
problema_formirovaniya_umeniya_planirovat_svoyu_deyatelnost_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc 48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема формирования умения планировать свою деятельность у детей дошкольного возраста

Специфика этапа планирования

Планирование — возможность ребенка намечать шаги для получения результата и разрабатывать последовательность своих действий для достижения поставленной цели.

Планирование — это сложный процесс, связанный с анализом, обобщенными представлениями, умением предвидеть предстоящую работу. Понятно, что детям дошкольного возраста этим умением овладеть нелегко. Исследователи указывают на некоторые особенности формирования у дошкольников умения планировать. Главное заключается в необходимости выяснить, какие задачи нравственного воспитания можно при этом решать. Процесс планирования впрямую не оказывает влияния на формирование каких-либо конкретных нравственных качеств. Особенно мало возможностей содержит индивидуальная деятельность детей. Однако с приобретением опыта индивидуального планирования и усложнением организации деятельности ребят (от индивидуальной — к совместной и коллективной работе) качественно меняются возможности планирования, точнее воспитательный эффект планирующей деятельности. В условиях коллективной работы и усвоения навыков коллективного планирования появляется необходимость руководствоваться определенными нравственными нормами взаимоотношений: надо уметь справедливо распределить работу, определить оптимальные пути достижения общей цели, научиться уступать более правильному решению, более удачному предложению товарища, быть вежливым, суметь защитить свою точку зрения или уступить и т. д. С умением планировать работу тесно связано умение контролировать себя, т. е. самоконтроль. Он способствует повышению качества планирования и всей деятельности в целом.

В кратком словаре для педагога сказано: «Самоконтроль — сознательная оценка и регулирование своих действий и поведения с точки зрения поставленной цели и существующих правил при выполнении трудовых задании.

Самоконтроль как бы обеспечивает процесс управления собственным поведением и в какой-то мере определяет уровень произвольного поведения в целом. Развитие произвольного поведения способствует воспитанию у детей таких качеств, как инициатива, творчество, активизирует становление процесса саморегуляции поведения в целом.

П.Ф. Лесгафт писал: «Вообще ребенку доставляется большое удовольствие, если он сам заметил и выяснил себе какое-то явление, и если его рассуждение оказалось действительно верным, точно так же доставляет ему наибольшее удовольствие то, что он сделал сам и достиг без указания других».

Планируя, ребенок создает в речевой форме модель, программу своих действий, когда намечает их цель, условия, средства, способы и последовательность. Умение планировать свою деятельность формируется только при обучении со стороны взрослого. Первоначально ребенок осваивает его по ходу деятельности. А потом планирование перемещается на ее начало, начиная предварять исполнение.

Планирование – это компонент деятельности, развитие которого также приходится на дошкольный возраст. Сначала педагог ориентирует детей на определение последовательности операций, выполнение которых приводит к результату, подает пример и разъясняет целесообразность такого планирования; позже ребенок сам «начинает мысленно представлять себе необходимую последовательность действий» (Я.З. Неверович), а также предвидеть, что ему понадобится для их осуществления (инструменты, материалы).

Как отмечал В. И. Селиванов, планирование само по себе — это не только мыслительный, но и волевой процесс. Чтобы обдумать план действий, необходимы волевой импульс и усилие. Предвидение это не только знание, разумный расчет, но и волевая активность, направленная на поиск наилучшего пути достижения цели.

Дети старшего дошкольного возраста способны к планированию, которое связано с речью (речь-планирование). В старшем дошкольном возрасте речь-планирование имеет место до решения детьми задач. Например, собираясь сделать постройку из кубиков, дети обдумывают и выражают в слове то,

что будут строить (размеры постройки, материал, расположение частей), определяют очередность выполнения замысла, последовательность предстоящих действий и операций.

Планирование, с одной стороны, может выступать в качестве самостоятельной деятельности, когда разработка плана — непосредственная цель человека. С другой стороны, планирование может включаться в деятельность как ее отдельный этап. В этом случае планирование не носит самостоятельного характера, а подчинено закономерностям той деятельности, в которую оно включено. Тогда планирование предполагает составление программы действий, направленной на решение стоящих перед ребенком задач. Программа отражает цель, условия ее достижения и средства, с помощью которых она может быть реализована. Обучение детей планированию является в то же время и средством формирования их воли.

Процесс планирования представляет для детей определенную сложность. Его реализация предполагает формирование у ребенка механизма предвидения, функционирующего на основе установления и анализа причинно-следственных связей между собственными действиями и их последствиями. Здесь также необходимо учитывать наличие системы обратной связи и взаимодействия причины и следствия, когда изменения объектов становятся побудителями дальнейших действий ребенка. Для осуществления планирования дети должны понимать логику развития объекта, с которым необходимо действовать, логику развития ситуации, в которой они действуют, т. е. ребенок должен обладать достаточно высоким уровнем отражения объективной действительности и осознавать логику развития в нем собственного поведения.

Дети не могут достичь цели, если не будет соответствия между тенденцией развития собственного поведения и тенденцией развития объективной ситуации. Планирование и дает как раз возможность создать модель приведения в соответствие собственного поведения с тенденциями развития объективной действительности. Ребенку останется только совершить усилия, чтобы преодолеть препятствия и реализовать намеченное на практике.

Осуществление предварительного планирования связано с формированием у детей знаний, умений. В процессе планирования конкретизируется цель и средства ее достижения. Благодаря планированию ребенок может эмансипироваться от непосредственных влияний среды, преодолевать собственную импульсивность.

Планирование включает в себя способы деятельности, установление последовательности действий в соответствии с поставленной учебной задачей. В процессе планирования происходит значительная мыслительная работа, развивается логическое рассуждающее мышление – надо предвидеть процесс выполнения задания, следовать ему, контролировать свои действия. Ученые (Парамонова Л.А., Сергеева Д.В., Воробьева Д.И. и др.)

выделяют несколько уровней планирования:
— ситуативное планирование, т.е. обсуждение действий по ходу работы;
— фрагментарное планирование – планирование 1-2 этапа до начала деятельности;
— схематическое планирование, т.е. намечается общая последовательность работы, но обсуждение этапов поверхностно, без подробного раскрытия их содержания;
— полное планирование – это когда дети аргументировано, обсуждают содержание и последовательность этапов деятельности, определяют объем работы каждому члену группы.

Формирование умения планировать проходит несколько этапов:

первый этап – детей приучают принимать план взрослого,

второй этап – совместное планирование деятельности с воспитателем и третий этап – самостоятельное планирование.

Способность планировать свои действия развивается постепенно, проходя через несколько этапов:

-отсутствие какого-либо планирования (3 года);

-ступенчатое планирование (4-5 лет);

— целостное планирование (6-7 лет).

Обучение планированию способствует развитию:

— умения составлять план;

— умения ставить цель;

— умения анализировать, обобщать, сравнивать знания об объекте;

— умения составлять рассказ;

— переноса приёма планирования из одной ситуации в другую;

— смягчению ситуации стресса у детей с повышенной тревожностью;

Умение планировать свою деятельность, по мнению ряда авторов, обеспечивает:
♦ умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;
♦ умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;

♦ умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;
♦ умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);
♦ умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;
♦ умение переносить известные способы действий в новые условия.
Формирование умения планировать свою деятельность у дошкольника способствует развитию его личности в целом.
Рассматривая умение планировать свою деятельность как интегративное свойство личности, современные исследователи подчеркивают, что ее интегративная роль выражается в объединении других личностных проявлений общей направленностью на внутреннюю мобилизацию всех сил, ресурсов и средств для осуществления избранной программы действий без посторонней помощи.
Чем меньше дети, тем слабее их умение планировать деятельность. Они не способны управлять собой, поэтому подражают другим. Так, если ребята построены в шеренгу и одного из них попросили выйти вперед из строя, то выходят все; в подтверждение правила приводят те же примеры, которые уже были приведены другими, и т.д. В некоторых случаях отсутствие умения планировать деятельность приводит к повышенной внушаемости: дети подражают и хорошему и плохому. Поэтому очень важно, чтобы примеры поведения педагога и окружающих людей были положительными.
Отличительной особенностью умения планировать свою деятельность детей старшей группы является ее организованность. Инициатива ребят направляется уже на то, чтобы действовать по-своему, т.е. вопреки требованиям взрослых. Дети старшего дошкольного возраста могут и умеют направлять свою инициативу на то, чтобы лучше и быстрее выполнять порученное им или задуманное ими дело в соответствии с требованиями старших.

Таким образом, обучение детей дошкольного возраста основам планирования являются важным моментом в развитии его способностей. У детей формируется память, мышление, развитие внимания, речь и т.д., благодаря этому ребенок умеет подчинять свои действия той или иной задаче, добиваться цели, преодолевать трудности. Решаются задачи всех образовательных областей, формируются интегративные качества, нравственные характеристики личности, умение учиться, готовность к самоизменению, саморазвитию, самовоспитанию.

Источник

Диагностика сформированности умения планировать свои действия.

специалист в области арт-терапии

Диагностика сформированности умения планировать свои действия.

2 класс начало учебного года

Составила: Дементьева Ольга Жановна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №10 г. Павлово

Назначение задания: выявление умения планировать действия;

Материал для выполнения задания: непронумерованный алгоритм

Инструкция: Прочитай «шаги» алгоритма. Поставь рядом с каждым шагом алгоритма его номер.

Материал для выполнения задания: Листочки с шагами алгоритма:

Как определить род имен существительных множественного числа.

Внимательно читаю слово.

Подставляю слова: он, мой, этот или она, моя ,эта или оно, мое, это.

Заменяю множественное число сущ. на единственное число.

Оценка выполнения задания :

Высокий уровень — шаги алгоритма пронумерованы верно;

1.Внимательно читаю слово.

3.Подставляю слова: он, мой, этот или она, моя ,эта или оно, мое, это.

2.Заменяю множественное число сущ. на единственное число.

Средний уровень — допущена ошибка ( например, шаг №1 выставлен 4)

Низкий уровень — нумерация неверна

Найди «лишний шаг» алгоритма

Назначение задания: выявление умения планировать действия;

Материал для выполнения задания: алгоритм с лишним «шагом» алгоритма

Инструкция: Прочитай «шаги» алгоритма. Подумай, все ли шаги алгоритма нужны. Вычеркни лишний «шаг»

Материал для выполнения задания: Листочки с «шагами» алгоритма

Как найти главные члены предложения, то есть грамматическую

1.Задай вопрос о чем или о ком говорится в предложении ?

2.Найди слово, которое называет то, о ком или о чем говорится в предложении.

3.Проверь, отвечает ли это слово на вопросы КТО? или ЧТО

4.Найди слово, которое отвечает на вопрос какой, какая или какие

5. Подчеркни его одной чертой – это подлежащее.

6. Задай вопрос что говорится о….. ?

7.Найди слово, которое называет, что делает или каков тот, о ком сообщается в предложении.

8.Проверь, отвечает ли слово на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ? КАКОВ?

9.Подчеркни двумя чертами – это сказуемое.

Оценка выполнения задания :

Высокий уровень —верно вычеркнут шаг № 4;

Низкий уровень — допущена ошибка (вычеркнут другой важный шаг)

Восстанови план действий

Назначение задания: выявление умения планировать действия;

Материал для выполнения задания: Листочки с шагами алгоритма:

Инструкция: Прочитай «шаги» алгоритма. Догадайся, какой шаг алгоритма пропущен. Впиши его.

Оценка выполнения задания :

Высокий уровень —верно вписан «шаг» сделай проверку

Низкий уровень — «шаг» вписан неверно

Назови, что известно

Назови, что неизвестно

Найди корень уравнения

Номер материала: ДA-038714

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Рособрнадзор: почти половина учителей не дотягивает до базового уровня подготовки

Время чтения: 2 минуты

16 российских вузов впервые попали в международный рейтинг QS

Время чтения: 2 минуты

Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился

Время чтения: 4 минуты

Для школ с модульным графиком каникулы в новом учебном году сократят на неделю

Время чтения: 2 минуты

В педагогических вузах появятся межфакультетские технопарки

Время чтения: 3 минуты

Самарских студентов будет учить робот

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  С чего можно замутить свой бизнес
Оцените статью