Номенклатура универсальных учебных действий
В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:
1) личностный; 2) регулятивный(включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный. Представим названные блоки УУД более подробно.
Личностныеуниверсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
— личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
— действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.
— действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся
— целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
— планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
— прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
— контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
— коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
— оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
— волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию — к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные универсальныедействия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.
1.Общеучебные универсальные действия:
— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
— поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:
— знаково-символические — моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
— умение структурировать знания;
— умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
— рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
— смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Универсальные логические действия:
— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
— синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
— выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
— подведение под понятия, выведение следствий;
— установление причинно-следственных связей,
— построение логической цепи рассуждений,
— выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
— формулирование проблемы;
— самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Видами коммуникативных действий являются:
— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
— постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
— разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
— управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
— умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий – их уровень развития, соответствующий нормативной стадии развития и релевантный «высокой норме» развития, и свойства.
Критериями оценки сформированности УУД у учащихся, соответственно, выступают:
1. соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
2. соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.
Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития. Свойства действий, подлежащие оценке, включают уровень (форму) выполнения действия; полноту (развернутость); разумность; сознательность (осознанность); обобщенность; критичность и освоенность (Гальперин П.Я., 2002).
Содержание раздела «Тематическое планирование» включает следующие темы: Рукотворный мир как результат труда человека; Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда; Природа в художественно-практической деятельности человека; Природа и техническая среда; Дом и семья. Самообслуживание; Инструменты и приспособления для обработки материалов; Графические изображения в технике и технологии; Изделие и его конструкция; Знакомство с компьютером и др.
Тематическое планирование по технологии включает название темы, планируемые результаты обучения и краткое изложение характеристики деятельности учащихся. Рассмотрим более подробно базовую составляющую содержания технологии.
Знания. Знания в педагогике определяют [51] как проверенный практикой результат познания действительности, правильное отражение ее в мышлении человека. Качество усвоения знаний зависит от особенностей той познавательной деятельности, в которую оно включено, и от широты включения этих знаний в различные виды деятельности.
Знания в технологии являются системно образующим элементом, вокруг которого объединяются все необходимые для осуществления производственного процесса знания. Технологические знания раскрывают сущность различных актов преобразования предмета труда, выраженных в виде технологических операций, т.е. через характер взаимодействия инструмента и материала и естественного природного процесса, протекающего в этом взаимодействии. Основу таких знаний в образовании составляют крупные области знаний, синтезирующие знания различных научных областей и обеспечивающие строгие научные подходы к преобразовательной деятельности людей. Выделяют общие технологические знания, необходимые для осуществления различных технологических процессов и специальные знания, используемые в рамках определенной технологии.
Общие технологические знания:
— знание элементарных способов и средств преобразовательной деятельности;
— элементарное представление о технике и технологии, как результата трудовой деятельности человека;
— представление о целостном технологическом процессе и о составляющих его компонентах;
— знание общих правил безопасности преобразовательной деятельности.
Конструктивно-технические знания – это знания о конструктивно-технических элементах средств труда, обеспечивающих взаимодействие рабочего инструмента и предмета труда в рамках определенной технологии. Для изучения таких знаний очень важен подход к изучению техники с позиции политехнического принципа, т.к. требует рассмотрения на примере единичного конкретного технического объекта того общего, что характерно для данного вида технических объектов.
Материаловедческие знания – это знания о получении и свойствах материалов, используемых для изготовления орудий труда и создания других, самых различных материальных ценностей. Эти знания изучаются в технологии в связи с технологическими и конструктивно-техническими знаниями. Например, свойства обрабатываемого материала и материала рабочего инструмента влияют на характер взаимодействия между инструментом и обрабатываемым материалом.
Технические знания — описывают процесс, происходящий в техническом объекте, строение и функцию этого объекта, а также взаимосвязь между ними в рамках предметно-практической деятельности.
Практические знания – первая простейшая форма технических знаний, наиболее доступна детям дошкольного и младшего школьного возраста, где главное внимание уделяется действиям человека в процессе производства продукта труда. Они используются для описания современной предметно-практической деятельности людей в тех случаях, когда нужно раскрыть чисто практическую сторону этой деятельности. Уже в детском саду практические знания позволяют знакомить детей с техническим опытом людей и включать их в практическую трудовую деятельность.
Умения. В педагогике [Бабанский156, 157] умение определяют как возможность успешного выполнения действий на основе приобретенных знаний для решения поставленных задач в соответствии с заданными условиями. Т.А. Власова выделяет два уровня развития умений: «Элементарные умения – это действия, возникшие на основе знаний или в результате подражания. Умение–мастерство возникает на основе уже выработанных навыков и знаний» [34, с. 104]. В «Дидактике технологического образования» [59] понятие «умение» определяют как способность учащихся осуществлять виды деятельности, связанные со знаниями, указанными в образовательной цели урока.
С.Я. Батышев [6] выделил 4 группы умений, формирование которых осуществляется в производственном обучении:
1. Двигательные — умения по рациональному выполнению приемов, движений необходимых в какой-то рабочей операции. Двигательные умения характеризуются такими факторами как темп, ритм, координация или согласованность движений, устойчивость, их двигательная меткость.
2. Сенсорные трудовые умения, т.е. выполнение обучающимися действий, требующих точности ощущений, восприятия и наблюдений, способствуют быстрой и точной ориентировке с помощью зрения, слуха и осязания.
3. Технические — умения работать с инструментами, разбираться в технологической документации, пользоваться машинами, определять качества и свойства применяемых материалов и др.
4. Организационные — умения содержать рабочее место в определенном порядке, правильно распределять время при выполнении рабочих операций, планировать и контролировать свою работу.
Перечисленные умения формируются в начальных классах на элементарном уровне. В «Дидактике технологического образования» [ДИДАКТ] поставлена задача формирования у учащихся политехнических, трудовых и технологических, дизайнерских умений. Особое внимание уделяется формированию технологических умений.
Практическую сторону освоения учащимися общих научных основ производства составляют политехнические умения. Политехнические умения выступают как сложное сочетание многообразных систем знаний, все время творчески синтезируемых учащимися для решения возникших трудовых и технологических задач.
Трудовое умение формируется в процессе преобразовательной деятельности и состоит из более мелких звеньев – действий и движений, оно формируется на основе политехнических, технических, технологических знаний, а также на основе знаний крупных областей науки: физики, химии, экономики, экологии, эргономики, эстетики и др.
Технологическое умение рассматривают как совокупность действий направленных на овладение наилучших способов преобразования материалов, заготовок, информации по плану человека.
Формирование технологических умений в начальных классах осуществляется на всех этапах технологической деятельности – организационной, исполнительной, контрольно-оценочной
На этапе организации труда необходимо уметь:
-выделять ориентиры предстоящей деятельности — создание точного представления о выполнении предстоящих трудовых операций;
— конструировать ориентировочную часть деятельности — разработка метода осуществления трудовых операций (планирование, разработка технической документации: чертежей, схем, эскизов) и моделирование предстоящих действий (описание, рассказ, инструктирование, показ).
В исполнительной части деятельности необходимы умения:
— выбирать оптимальные способы выполнения трудовой операции с помощью средств труда;
На этапе контроля необходимо уметь:
— осуществлять контроль выполнения деятельности и коррекцию трудовых движений и действий;
-оценивать результаты труда.
Технологические умения тесно связаны с дизайнерскими умениями. По нашему мнению в младшем школьном возрасте можно начинать формирование следующих дизайнерских умений:
— умение анализировать изделия (выявлять форму, определять назначение, видеть пропорции и т.д.) в соответствии с требованиями технического дизайна;
— умение учитывать формообразующие, эргономические, эстетические и технологические факторы при художественно-конструкторском проектировании;
— умение пользоваться простейшим техническим рисунком, эскизом при иллюстрации творческой мысли;
— умение проводить художественно-конструкторский анализ и синтез при решении простейших задач;
— умение выполнять макеты простых изделий в процессе художественно-конструкторского проектирования и изготовления.
Как мы указывали ранее, главным звеном в освоении технологий является обучение способу деятельности. Известно [64], что в младшем школьном возрасте дети способны сами выделять способы из контекста деятельности. Разные технологии требуют разных способов деятельности, но дети младшего школьного возраста могут освоить лишь некоторые из них:
— орудийные способы – использование функциональных особенностей человека (пластика тела, сила мышц);
— вербальные способы – воздействие на объект труда с помощью слов (речи); умений по организации ориентировочной части технологического процесса;
— невербальные способы – использование технологий оперирующих знаками, символами, кодами;
— мыслительные и проектные способы – используют при переработке информации, выдвижении гипотез, выполнении проектов;
— механические способы – технологии, совершаемые благодаря механическому воздействию на объект труда;
— информационные способы – предполагают использование информационной базы данных (в детском саду и начальных классах используют различного рода карточки с изображенными на них знаками, символами, схемами и др.).
Таким образом, сама жизнь требует критического подхода к разработке новых учебно-методических материалов по трудовому обучению и пересмотра еще недавно актуальных, но на современном этапе развития страны уже устаревших.
1. Назовите основные разделы содержания образовательной области Технология.
2. Какие знания по технологии усваивают учащиеся начальных классов?
3. Какие умения дети осваивают в практической деятельности?
4. Назовите основные способы преобразовательной деятельности, которые необходимо освоить учащимся начальных классов на уроках технологии
5. Каковы личностные, метапредметные и предметные результаты обучения технологии?
Источник