§1. Понятие профессиональной деятельности. Разделение и специализация труда
Творческое преобразование, совершенствование действительности и самого человека называют деятельностью. Обобщив виды деятельности, свойственные всем людям, назовем основные: общение, игра, учение и труд. Труд человека может быть профессиональным и непрофессиональным (хобби, увлечения). Профессиональную деятельность можно рассматривать как составляющую часть трудовой, основной деятельности человека.
Профессиональная деятельность — это деятельность человека по своей профессии и специальности в определенной сфере и отрасли производства. От того, как человек готов к своей профессиональной деятельности, зависит его успех в работе.
Профессиональная деятельность выполняет определенные функции, основными из которых являются следующие:
Профессиональная деятельность всегда преследует определенную цель и предусматривает решение конкретных задач.
Цель профессиональной деятельности — это предполагаемый результат, обеспечивающий развитие личности и ее жизнедеятельность.
Задачи профессиональной деятельности — это этапы достижения цели.
Например, целью педагогической деятельности является обеспечение для молодежи определенного уровня образования (общего, начального профессионального, среднеспециального, высшего). Задачами педагогической деятельности являются: обучение, воспитание и разностороннее развитие личности.
Профессиональная деятельность характеризуется присущими ей особенностями (окружение, обстановка, условия отдыха и работы, объект и предмет труда).
Успешное овладение профессиональной деятельностью прежде всего зависит от понимания ее содержания. Для этого необходимо получить знания по данной профессии и определенный опыт. Ошибочно считать профессиональной деятельностью временное занятие без предварительной теоретической и практической подготовки. Так, например, разве можем мы сказать, что человек, ремонтирующий свой автомобиль или электропроводку, занимается профессиональной деятельностью? Конечно же, нет. Не владея рациональными приемами, навыками, умениями и знаниями, он может не только не устранить неисправность, но и усугубить ее, хотя иногда возможно и обратное. Но любой из нас согласится, что работа будет выполнена лучше по всем критериям (надежность, быстрота, качество), если за нее возьмется человек, знающий это дело и работающий в этой сфере (электрик, автомеханик).
Профессиональная деятельность появилась с возникновением товарно-денежных отношений в результате обмена товарами и услугами. До этого (при господстве натурального хозяйства) производимый продукт шел только на удовлетворение потребностей производителя. Это происходило из-за того, что не было разделения труда и люди выполняли различную работу. Каждый умел делать всё «понемногу», а в результате «как следует» не умел делать ничего. Это противоречие и привело к постепенному разделению труда, развитию профессиональной деятельности.
В профессиональной деятельности идет постоянное преодоление противоречия между будущим и настоящим, делаемым и желаемым, идеальным и реальным.
Существуют специалисты, которые руководствуются в своей работе социально ценными мотивами. Ими движет противоречие между идеалом своей профессиональной деятельности и собственными приближениями к этому идеалу. Есть и такие люди, которые действуют в режиме исполнения определенных профессиональных норм и предписаний. Первые изменяют свою личность в соответствии с профессиональным идеалом, вторые в основном тренируют профессиональные навыки.
Успешность овладения профессиональной деятельностью зависит от мотива выбора данной профессии, профессиональной направленности и соответствия качеств личности работника выбранному им поприщу. Кроме того, в любой профессиональной деятельности существуют ограничения по здоровью.
Профессиональная деятельность тесно связана с технологической культурой, так как преобразовательная активность составляет основу любого вида труда. Поэтому чем выше уровень технологической культуры, тем более успешной будет профессиональная деятельность.
Профессиональная деятельность явилась следствием исторического процесса разделения и специализации труда людей.
Разделение труда — специфическая для каждой исторической эпохи система связанных между собой видов трудовой деятельности. ее дифференциация по социальным функциям.
В далекой древности главным распределителем труда была природа. Географические и климатические условия определяли характер занятий для племен и их отдельных членов (растить хлеб, охотиться на диких зверей, пасти прирученных животных и т.д.). Первоначальное распределение труда базировалось в основном на биологических особенностях членов коллектива (мужской и женский труд).
В период разложения первобытнообщинного строя сначала происходит отделение скотоводства от земледелия, затем обособляются ремесло, торговля. На заре рабовладельческого строя умственный труд отделился от физического, и в результате одни люди стали выполнять интеллектуальную, творческую и управленческую деятельность, заниматься искусством, тогда как на долю других достался изнурительный, лишенный всякого творческого содержания физический труд. Таким образом, на смену естественному отбору пришло разделение труда между людьми по их социальному положению.
Следующим этапом разделения труда стала мануфактура. Сначала были ремесленники — универсалы, которые самостоятельно выполняли все операции по изготовлению изделий (посуды, орудий, одежды и т.д.). Затем ремесла стати дифференцироваться на целый ряд частичных операций, строю согласованных друг с другом. На место ремесленника-универсала приходит «частный рабочий», выполняющий только одну операцию, но зато более производительно. Произошла специализация труда.
Специализация труда — форма общественного разделения труда. Она выражается в такой организации производства, когда отдельные люди выполняют только определенные трудовые операции в процессе изготовления какого-либо продукта.
Специализация труда представляет собой необходимый момент трудовой деятельности и обусловлена тем, что в процессе труда человек имеет дело с разными предметами, использует различные орудия и приемы труда, в соответствии с чем его трудовая деятельность приобретает специфические особенности.
Специализация выступает как средство развития производительных сил и способствует росту производительности труда.
Развитие крупной машинной индустрии означало превращение работника из основной фигуры производства в придаток машины. Разделение и специализация труда привели к «разделению» самого человека, расчленению его жизнедеятельности, т. е. к выделению в качестве самостоятельных, пожизненно закрепленных за человеком функций тех сторон деятельности, которые только в единстве составляют ее содержание. В результате этого каждый индивид замыкается в сфере узкоспециализированной деятельности и становится «частичным» человеком.
В условиях научно-технической революции под влиянием комплексной механизации и автоматизации производственных процессов осуществляется перемена труда, требующая от работника овладения несколькими профессиями (специальностями). Перемена труда постепенно вытесняет разделение труда.
Форма разделения труда характеризует способ организации процесса профессиональной деятельности людей.
В настоящее время существуют следующие формы разделения труда:
Умственный труд — труд, в процессе которого человек затрачивает преимущественно свои интеллектуальные усилия.
Физический труд — труд, в процессе которого человек затрачивает преимущественно свои физические усилия.
Отраслевая специализация — это разделение труда по отраслям материального (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство и др.) и нематериального производства (наука, образование, торговля, медицина и др.).
Предметная специализация — это разделение предприятий по выпускаемой однородной продукции (автомобильный завод, швейная фабрика, колбасный цех и др.).
Подетальная специализация — производство отдельных частей и деталей готового продукта (например, продукция шарикоподшипникового завода, продукция карбюраторного завода, продукция шинного завода и др.).
Стадийная (технологическая) специализация — выполнение отдельных операций, частей технологического процесса (например, выпуск заготовок для машиностроительных предприятий на литейных заводах, изготовление пряжи для ткацких фабрик на прядильных фабриках и т.д.).
Функциональная специализация — специализация по функциям, которые выполняют люди на производстве (инженерно-технические работники, служащие, младший обслуживающий персонал и т.д.).
Профессиональная специализация — дифференциация работников по профессии или специальности (токарь, бухгалтер, экономист и др.).
Квалификационная специализация — создание подразделений работников внутри профессиональной группы в зависимости от уровня их квалификации (разряда, класса, категории).
Специализация труда в различных отраслях экономики имеет свою специфику. Например, в сельскохозяйственном производстве существуют следующие формы специализации:
- зональная, когда в отдельных зонах и регионах преобладают какие-либо определенные отрасли производства;
- межхозяйственная — создание отдельных хозяйств (животноводческих, полеводческих и т.п.);
- внутрихозяйственная — среди бригад, отделений, ферм, звеньев;
- внутриотраслевая — разделение отраслей сельскохозяйственного производства на более специализированные предприятия.
Источник
Контрольная работа 11 класс. Понятие профессиональной деятельности
тест по технологии (11 класс) по теме
Контрольная работа 11 класс. Понятие профессиональной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11kl_ponyatie_professionalnoy_deyatelnosti.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Iв. Понятие профессиональной деятельности. 11 класс.
- Профессиональная деятельность – это деятельность человека по своей профессии и специальности в определённой сфере и отрасли производства.
- Специализация труда – форма общественного разделения труда.
- Отраслевая специализация –это разделение труда по отраслям производства.
- Квалификационная специализация – создание подразделений работников в зависимости от уровня их квалификации.
- Сфера профессиональной деятельности – это совокупность отраслей, объединённых по определённому признаку.
- Предмет труда – это то, на что направлен труд человека.
- Предпринимательство – это творческая деятельность по созданию товаров или услуг за счёт собственных средств с целью получения прибыли.
- Нормирование труда – процесс определения норм труда, их утверждения, контроля и стимулирование соблюдения норм.
- Тарифная ставка – это размер оплаты труда за единицу рабочего времени.
- Повремённая заработная плата – устанавливает размер вознаграждения в зависимости от проработанного времени.
IIв. Понятие профессиональной деятельности. 11 класс.
- Профессиональная деятельность – это деятельность человека по своей профессии и специальности в определённой сфере и отрасли производства.
- Специализация труда – форма общественного разделения труда.
- Умственный труд – это труд, в процессе которого человек затрачивает свои интеллектуальные усилия.
- Профессиональная специализация – дифференциация работников по профессии или специальности.
- Отрасль – исторически сложившаяся совокупность предприятий, характеризующаяся единством экономического назначения.
- Средства труда – это то, с помощью чего человек воздействует на предмет труда с целью производства благ.
- Средства производства – это совокупность средств труда и предметов труда.
- Тарифная система – совокупность нормативов для планирования оплаты труда.
- Норма выработки – определяет объём работ, который должен быть выполнен за данный отрезок времени.
- Договорная оплата труда – устанавливает размер вознаграждения по договорённости.
Iв. Понятие профессиональной деятельности.
- Профессиональная деятельность – это_____________________________________ _______________________________________________________________________
- Специализация труда – ___________________________________________________
- Отраслевая специализация – это ___________________________________________
- Квалификационная специализация – _______________________________________
- Сфера профессиональной деятельности –____________________________________
- Предмет труда – это______________________________________________________
- Нормирование труда –____________________________________________________
- Тарифная ставка – это____________________________________________________
- Повремённая заработная плата – __________________________________________
IIв. Понятие профессиональной деятельности.
- Профессиональная деятельность – это_____________________________________ _______________________________________________________________________
- Специализация труда – ___________________________________________________
- Умственный труд – это___________________________________________________
- Профессиональная специализация – _______________________________________
- Средства труда – это _____________________________________________________
- Средства производства – это ______________________________________________
- Тарифная система – ______________________________________________________
- Норма выработки – ______________________________________________________
- Договорная оплата труда – _______________________________________________
Антипина Валентина Михайловна, учитель технологии МБОУ «Акбулакская средняя общеобразовательная школа №1 Акбулакского района Оренбургской области»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальный работник должен иметь знания в области медицины, права, психологии, педагогики, что позволяет выполнять профессиональные обязанности. При этом не надо забывать, что социальная работа.
Данный материал содержит текст контрольной работы для 4 вариантов по 5 заданий в каждом.
9 класс.Тема: Профессиональная деятельность в торговле и общественном питании.
Контрольная работа 9 класс. Сферы профессиональной деятельности.
Объекты контроляОсновные этапы развития информационного общества, основные понятия.Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресу.
Контрольные работы, которые я хочу предоставить вашему вниманию, позволяют проверить качество усвоения заявленных тем. Представляют собой комбинированный тест с разными типами заданий. Наличие четырех.
Источник