Рукодельница из Лебедков – личность творческая
В нашем районе проживает немало талантливых и увлеченных людей – о многих из них мы с большим удовольствием рассказываем на страницах газеты.
Сегодня мы хотим познакомить наших читателей с еще одним творческим человеком — мастерицей на все руки Зинаидой Зюзевой из д. Лебедки. Эту замечательную женщину знают многие не только в родной деревне, но и в районе – она человек с активной жизненной позицией. Находясь на заслуженном отдыхе, многие годы возглавляет местный Совет ветеранов. У нее за плечами большой стаж работы в сельском хозяйстве – 49 лет она трудилась в колхозе «Рекорд» и дояркой, и телятницей, а последнее время бригадиром.
По натуре Зинаида Владимировна человек добрый, гостеприимный, приветливый. Но тот, кто ее хорошо знает, скажет про нее так: у нее есть характер и если надо, она умеет настоять на своем. И сегодня лебединская рукодельница не сидит сложа руки, не замыкается в четырех стенах. При входе в ее уютный теплый дом, в глаза сразу бросается ее увлечение – особое очарование интерьеру придают вязаные изделия – диванные подушки, коврики, накидки на кресла. Я тут же ловлю себя на мысли: на улице мороз и холод, а в ее доме – особая теплая энергетика.
Да, сложно представить женщину, которая хотя бы раз в жизни не пыталась научиться шить, вышивать или вязать. Но более серьезно заниматься рукоделием Зинаида Владимировна начала лет десять назад.
— В нашей сельской библиотеке есть кружок «Посиделки», руководит которым Надежда Михайловна Иванова. Она работает учителем в школе, а в свободное время передает нам свое искусство владения спицами и крючком, — рассказывает хозяйка дома. – Нас, женщин, увлекающихся вязанием, в селе человек десять, возрастом от 55 до 69 лет. Знаете, какое это счастье, когда мы, единомышленники, собираемся вместе, чтобы придумать и сотворить своими руками что-либо оригинальное, красивое. Приносим свои изделия, обмениваемся опытом. Ведь вязание – это способ самовыражения. И что немаловажно – этот процесс не только увлекает, но и успокаивает.
Азы вязания Зинаида Владимировна освоила давно. В ассортименте ее творческих работ есть и теплые ажурные шали, и кружевные салфетки, и накидки на диваны. Ее вязаные изделия украшают не только ее дом, она дарит их своим знакомым и родным, которые становятся обладателями эксклюзивных украшений. Но на достигнутом рукодельница не останавливается, человек она пытливый и старается дальше осваивать премудрости вязального дела.
— Стоит мне увидеть красивый моток шерсти, интересную схему или интересный рисунок на одежде знакомых, в голове сразу вырисовывается некий образ, какая-то идея, которую мне тут же хочется воплотить в жизнь, — признается Зинаида Владимировна. – А бывает, порой, так: лежат разноцветные мотки шерсти на полочке, не идут в работу, а в определенный момент я понимаю, что именно я хочу связать из этих теплых клубочков.
К Новому году, к примеру, вязала тапочки и другие поделки с непременным символом года — Хрюшей. А недавно увлекалась еще и вязанием крючком. Теперь вяжу шерстяные коврики.
Ее оригинальными изделиями любуются родные и знакомые не только в ее родной деревеньке, но и в Германии, где проживает с семьей ее дочь. В прошлом году Зинаида побывала заграницей, погостила у дочери, и поняла, что шерстяные коврики ручной работы очень ценятся и там тоже. Изумительными красками и неповторимыми узорами восхищаются люди, знающие цену этим неповторимым работам, ведь в каждое свое творение мастерица вкладывает частичку своей души. Она еще и шагает в ногу со временем, так как последним модным трендом в оформлении интерьера стало украшение дома всевозможными предметами, сделанными в уютном «домашнем» стиле.
На рукоделие уходит немало времени и сил, но для Зинаиды Владимировны главное – видеть результат своего труда, чтобы красота, созданная своими руками, радовала близких. Все это вдохновляет ее на новые задумки.
Напоследок гостеприимная хозяйка дома призналась, что еще она посещает кружок пения, но это уже совсем другая история.
Источник
Женских рук дело. Чем жили мастерицы до борьбы за свои права
Д о начала активной борьбы за свои права женщины тоже не сидели сложа руки. О старинных женских ремеслах — в подборке Натальи Летниковой.
Глиняные горшки — изначально женских рук дело. Уж какой-какой материал, а глина была на Руси куда ни ступи. Горшечницы вручную лепили посуду, светильники, рукомойники. Революцию в ремесле произвело изобретение гончарного круга. Переход от лепной керамики к круговой — и за дело взялись мужчины. Но мастерицы приспособились к новым условиям рынка труда Х века и сели за игрушки.
Одна самых древних — филимоновская. Жива-живехонька вот уже семь веков. Это сегодня фигурки — сувениры. А столетиями они оберегали от темных сил и спасали от бедности. Базарный день — неплохой источник дохода. Девочки, которых называли «свистульками», с пользой проводили зимние вечера: лепили с семи лет. А когда приходила пора приглядывать жениха — «игрушечный» доход оборачивался богатым приданым.
Не то еда, не то подарок, не то развлечение. Среди множества пряников на Руси поморская козуля едва ли не единственный лепной пряник, а не печатный. По легенде, печь козули в виде оленя хозяйки начали в ХII веке, когда мужья из морских походов привезли корицу и гвоздику — основу рецепта. А затем фигурки и особой силой наделили: если девушка испечет козулю, а потом подарит юноше, то в следующем году непременно выйдет замуж.
Женский аналог ювелирного ремесла. Золотое шитье. Пришло на Русь вместе с христианством из Византии. Золотые и серебряные нити, жемчуг, полудрагоценные камни и канитель… В прямом и переносном смысле. В вышивании «канитель» — тонкая металлическая нить, и сам процесс — трудоемкий и кропотливый. Вышивали сначала иконы, потом одежду для знати, а после 1917 года — даже знаки отличия Красной армии.
На стыке искусства и ремесла. Вышивка нитями льняными, главная ценность которой — красота и усердный ручной труд. На Руси верили, что вышитые, в первую очередь крестом, изделия обладают защитной силой. А уж если полотенце обыденное, то есть вышитое за день — с рассвета до заката несколькими мастерицами сообща, то такое изделие непременно убережет от бедствий и злых сил.
Девушка за прялкой. Один из самых любимых жанровых портретов на Руси и ценное приобретение в семье. За пряжу садились, когда поля отдыхали, и «тонкопряхе» предстояло часами сидеть за работой: чтобы спрясть нить из пуда волокна, уходило 955 часов. «Непряха» и «неткаха», наоборот, позор семьи, и рассчитывать на удачное замужество нерукодельнице даже из богатой семьи было весьма затруднительно.
Размеренный стук коклюшек и хитросплетение нитей. Тот редкий случай, когда ремесло спускалось сверху вниз — из мастерских при княжеских светлицах, где брали за основу работы европейских кружевниц. В народ кружево, по преданию, отправил Петр I, выписав из голландского Брабанта мастериц для обучения девочек-сирот. А вот массово за коклюшки сели после отмены крепостного права. Стартовые 1 рубль 50 копеек — и доход до 20 рублей в год.
Куклы не ради забавы, а из сугубо практических целей. Обереги и обряды. Для каждого случая женщины и девушки делали свою фигурку: из золы, льна, соломы, глины, ткани, дерева и теста. Коляда в день зимнего солнцестояния символизировала победу света над тьмой. Шестирукая филипповка в пору свадеб помогала сохранить благополучие в семье. Берегиня оберегала домашний очаг, а кукушку плели для обряда крещения и похорон.
Антоновские яблоки, мед или сахар и яйца. Рецепт пастилы сохранился в поваренной книге Софьи Александровны Толстой — супруги русского классика. Изготовление сладости — процесс трудоемкий. Только яблочное пюре пастильщицы протирали несколько часов и подсушивали в русской печке в течение двух суток. Первую тогда еще постилу делали в Коломне в ХIV веке, сегодня в подмосковном городе открыт музей этого лакомства.
Не работать в поле — так «обрыбиться». Русский Север диктовал свой жизненный уклад: животноводство, охота, рыболовство. Так рыбалка стала для северянок женским промыслом. На реке Вашке рыбачки промышляли неводом. Артелью, по четверо, в мужской одежде и болотных сапогах ловили рыбу и варили юшку. А накормив семью, можно и опять за свое, за женское: шить, вышивать или ткать. Отдохнуть от равноправия.
Источник
Почему успешная мастерица отказалась от миллионного заработка?
У многих людей, знакомых с внешней стороной труда ремесленников распространено весьма наивное понимание ручной работы. Со стороны кажется, что мастер — творец, его жизнь постоянный полёт, непрекращающееся творчество, которое приносит очень хорошие деньги.
Даже среди самих мастеров считается, что самое важное — обеспечить себе нормальный ежемесячный заработок и все проблемы решены: нашёл оптовиков, сиди себе работай, твори, семья под боком, заколачивай денежку и жизнь удалась.
Когда-то я сам так думал, мечтал: найду постоянных оптовых клиентов, каждый месяц они будут забирать готовую продукцию и приносить в клюве деньги. Мне останется творить и намазывать икру на бутерброд с маслом.
Но бывает и так, что мастер нашёл этих самых оптовиков, обеспечил себя постоянным хорошим заработком, но этот заработок не принес счастья, не дал простора для творчества.
Марина моя ровесница. В 1993 году окончила школу, в 1997 году окончила училище, отучившись на швею и отправилась в свободное плавание. Первое время она работала в ателье по пошиву верхней одежды, потом перешла в точку, занимающуюся ремонтом одежды. Параллельно она шила на заказ красивую авторскую одежду, детские платья, рубашки и платья в русском народном стиле, сарафаны, артистические и новогодние костюмы.
Потом рождение одного ребёнка, декрет, рождение второго, снова декрет. Когда второй ребёнок подрос и отправился в садик, перед Мариной встал вопрос: куда идти работать? В ателье? В точку по ремонту одежды? Или может быть открыть свое дело?
Марина выбрала последний вариант. И практически в первую же неделю её повезло. Она нашла оптового покупателя, который был готов приобретать у неё все костюмы и платья. Они разработали эскизы, подобрали ткань, обсудили вопросы сотрудничества и подписали договор.
Марина только шила. Сбытом она не занималась ни дня. Всё, что она делала, забиралось без разговоров. В первый же месяц она заработала 35 тысяч. Во второй месяц заработок превысил 50 тысяч.
В помощь себе она наняла швею, потом закройщицу, сняла помещение. Они трудились не поднимая головы месяцами. Фактически это был мини-цех по пошиву одежды с полной самозанятостью.
Больше всего шили платья и рубахи в псевдонародном стиле. Её чистый заработок в некоторые месяцы превышал 130 тысяч рублей, в последний месяц скакнул до 200.
Оборот так вообще перевалил за миллион.
Для женщины, швеи в провинции это хорошие деньги.
Только со временем Марина стала понимать, что заработок её не в радость. Совсем! Проблема заключалась в том, что не осталось времени на жизнь. По идее следующий её шаг должен был сделан в сторону открытия ИП и своей собственной фирмы. Но простая швея побоялась сделать этот шаг.
Однообразная лавина работы по пошиву одних и тех же моделей выматывала. Семья её не видела, дети обижались, муж тоже дулся как мышь на крупу. Жена (мама) как бы есть, но по факту её нет. И Марина решила прекратить такую работу — передала все контакты оптовиков своим подругам-швеям и ушла.
Правильно ли она поступила? Я не знаю!
Отказаться от большого заработка ради семьи и детей это хороший поступок. Если бы Марина хотела, она могла бы развить свое предприятие. Но такой шаг она не сделала. Побоялась. А работа на износ отрывала её от семьи, детей и мужа.
С другой стороны в сети очень много историй о том, как женщина, начав свое небольшое дело, развила его до многомиллионного бизнеса. Но такой бизнес отнимает очень много времени. Да он просто всё время отнимает! Как совмещать его с семьёй, с воспитанием детей? Та ещё задачка!
Мы сами, когда готовимся к ярмаркам и фестивалям, бывает, пропадаем в нашей мастерской неделями, работаем целыми сутками. Дети обижаются, что мама с папой опять «пропали». И это напрягает.
Источник
Девушка мастерица своего дела
У каждой старушки свой наряд
«Мой собес», — называет мастерица свои игрушки
Фото: Нина Нярги
Екатеринбурженка делает из ваты милых бабушек
У екатеринбурженки Нины Нярги есть необычное хобби — она делает из ваты бабушек. У каждой игрушки свой характер, свой наряд. Прототипами являются старушки, которых мастерица помнит с детства или где-то раньше встречала.
Как рассказывает рукодельница, тема старичков давно ее интересовала.
— Мне нравится наблюдать за бабушками. Очень трогательно смотреть на них, когда они гуляют, просто сидят на лавочках. Когда я вижу их в театрах, музеях, меня это греет. Бабушки захватили мое сердце, и однажды утром я решила, что хочу делать такие игрушки, — поделилась с Е1.RU Нина Нярги.
У каждой бабушки свой наряд
Фото: Нина Нярги
И каждая старушка занята своим делом
Фото: Нина Нярги
По словам мастерицы, прототипом первой игрушки была ее родная бабушка.
— Она в двух платочках, валеночках. Потом я стала делать наброски, какими хочу видеть другие игрушки. С авоськами, в которых лежит батон, бутылка молока и картошка, с блюдцем пирожков, которые состряпала внукам. Это всё были бабушки, с которыми я когда-то встречалась, — рассказала она.
На создание одной бабушки у Нины Нярги уходит около 10 дней. Не всегда всё получается сразу, некоторые старушки «вредничают».
— Надо просушить каждый слой, сделать лицо. Параллельно я обычно делаю несколько игрушек. Не знаю точно, сколько я сделала бабушек: может быть, 20, может, уже 30. Мои игрушки заказывают из разных городов. Самый дальний заказ был из Владивостока, — объяснила рукодельница.
Эта бабуля состряпала булочки и сейчас понесет их в печку
Фото: Нина Нярги
А эта напекла блинов для внуков
Фото: Ниня Нярги
Иногда заказчики просят сделать игрушку по фотографии своей бабушки.
— Я не художник и повторить в точности черты лица не могу, но придать какую-то схожесть получается, — рассказала Нина Нярги.
Сейчас в ее планах — сделать героев из советских мультфильмов, а также коллекцию дедушек.
— Они еще в процессе. Их будет меньше, чем бабушек, как и бывает в жизни, — поделилась она.
Другая мастерица из Екатеринбурга создает мишек как из советского мультика, а рукодельница из Верхней Туры делает удивительных кукол — они как две капли воды похожи на людей.
Источник